Квест-игра "В поисках волшебного цветка"
методическая разработка

Бабуль Марина Юрьевна

Сценарий Квест-игры «В поисках волшебного цветка» разработана для воспитанников областного государственного казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района». Игра проводится в летнее время – время солнцестояния в рамках народного праздника «День Ивана Купала».  Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры с использованием современных игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_na_ivana_kupala.docx309.88 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное учреждение
«Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района»
(ОГКУ «ЦСПСиД Асиновского района»)

Сценарий квест – игры
«В поисках волшебного цветка»

E:\Downloads\i.png

  Автор-составитель: Педагог – психолог М. Ю. Бабуль

2022

        Пояснительная записка

Сценарий Квест-игры «В поисках волшебного цветка» разработана для воспитанников областного государственного казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района». Игра проводится в летнее время – время солнцестояния в рамках народного праздника «День Ивана Купала».  Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры с использованием современных игровых технологий.

Задачи:

  • Расширять у детей представление о традиционных обрядовых праздниках русского народа.
  • Закрепить у детей знания о русских народных хороводных играх.
  • Расширять словарный запас детей названиями предметов народного быта: печь, ухват, самовар, чугунок и др.
  • Формировать потребность в изучении обычаев русского народа
  • Формировать умение договариваться, действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом, видеть закономерности, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, формировать самостоятельность и инициативность.
  • Пробуждать интерес у детей к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.
  • Воспитывать бережное отношение к предметам русского народного быта.
  • Формировать чувство национального достоинства.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов.

Наглядные: рассматривание предметов русского народного быта.

Практические: умение играть в русские народные хороводные игры.

Предварительная работа:

  • беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций;
  • чтение русских народных сказок;
  • знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки; присказки, русские народные игры, хороводные игры; заучивание наизусть некоторых из них; дидактические игры

Материалы и оборудование: 

          интерактивная доска,

          презентация с заданиями по маршрутному листу

  • русский народный костюм для ведущей;
  • атрибуты для подвижных игр: платок, стойка с лентами
  • диски с записями (народные песни и пляски);

                

Ход квест-игры:

Игра проводится на территории ОГКУ «Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района»

Ведущий:

     Дорогие ребята, сегодня мы поиграем в праздник Ивана Купала.

В середине лета, загадочной ночью с 6 на 7 июля отмечали этот праздник. Считалось, что вода в реках и озерах обретает целебную силу, потому и пошел обычай обливать друг друга водой. Этот праздник ещё называли Иван травник, или Иван цветной. Люди верили, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой. А еще с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных.

День встречайте радостный — Ивана Купала,
Желаю, чтоб счастливая жизнь у вас настала.

Ярко пусть костры купальские горят,
По реке плывут пусть венки девчат.

Папоротник в чаще лесной пусть расцветет,
Счастье в ночь купальскую каждый пусть найдет

Есть летний праздник очень славный,
Когда горят кругом костры,
Девчата по реке исправно,
Пускают милому венки.

Ивана Купала праздник этот,
Гуляют дружно до утра,
Как хорошо, что праздник летом,
Тепло всю ночь и красота!

 В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой и цветами. В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

    Праздник Ивана Купала очень веселый. Становитесь ребята в хоровод

Хоровод «Во поле береза стояла» 

Ведущий:

     В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)

Ребята, нам птичка принесла письмо, хотите узнать от кого оно? 

Письмо от Березки: 

Здравствуйте, ребята!

Я белая березка у вашего сада!

Если препятствия пройдете,

То цветок счастья вы найдете!

Ребята, вы готовы препятствия пройти и цветок найти?  Дети отвечают, что готовы.

Маршрутный лист

1  поляна «Загадки»

2 поляна «Что было раньше, что — сейчас»

3 поляна «Волшебный клубочек».

4 поляна «Забытые игры».

5 поляна «Приданья нашей старины»

Ведущий:

Чтобы узнать, где находится цветок надо выполнить задания.

При выполнении заданий внимательно слушайте друг друга, договаривайтесь о дальнейших действиях. Если потребуется помощь взрослого – поднимите вверх руку.

I поляна «Загадки»

Слово спряталось куда-то…
Помогите нам, ребята!
Не стесняйтесь, не зевайте,
Слово громко называйте!

 

Скажет каждый без сомненья:
Если очень много света,
Бабочки и птичек пенье,
Зелень, речка — это…
(Лето.)

Формой он похож на мяч,
Был когда-то он горяч,  
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это?
 (Колобок)

Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет!

Ответ: Печка

Ярко мой блестит мундир

На столе я командир.

Знают чашки, чайник:

Я большой начальник.

Ответ: самовар

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

Ответ: лапти

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … 
Ответ:      Чугунок 

Не огонь – а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой, 

Звать ее… (Крапива)

Пушистая вата
Плывёт куда - то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе 
(Облака)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём (Роса)

Все лето под нами

О чем-то шептали.

К зиме под ногами

Они зашуршали. (Листья)

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо – мост

Чудо мастер смастерил

Мост высокий без перил (Радуга)

Из русской печи
Кашу  тащить.
Чугунок очень рад,
Что его схватил … 
Ответ:      Ухват 

Люди ждут меня, зовут, А приду к ним – прочь бегут (Дождь)

Золотое яблочко по небу катается, С утра всем улыбается (Солнце)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

И сады, и огороды, все округи полила (Гроза)

2 поляна «Что было раньше, что — сейчас»

Команда должна выложить на стол карточки-пары:

  • Самовар-чайник
  • Печь-плита
  • Лапти - сапоги
  • Чугунок-кастрюля
  • Свеча – лампа
  • Карета – машина
  • Пенсне – очки
  • Песочные часы – будильник

Детям предлагается карточка с изображением предметов старины и предметов нашего времени. Задача: подобрать к каждому изображению из прошлого карточку с рисунком предмета из настоящего времени.

3 поляна  «Забытые игры»

Хороводная Игра «Платочек голубой»

Мой платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой,

Ты беги платок по кругу

Выбирай скорее друга.

Дети встают в круг, включается музыка, по кругу пускается голубой платочек, потом музыка останавливается и тот ребенок у которого остался платочек, называет название игры из прошлого.         

4 поляна «Волшебный клубочек»

«Ребята, я волшебный клубочек, вы за мной идите и задание найдите»

Дети идут по следам волшебного клубочка и находят волшебный цветок, а под цветком клад.

Заключительная часть

Молодцы, ребята, вы прошли сложный путь и справились со всеми заданиями.

Рефлексия:

Вам понравилось наше путешествие?

Где вы побывали?

Что вам больше всего запомнилось?

Вы хотели бы еще раз поиграть в такую игру- путешествие?

А в народные игры понравилось играть? Когда придете в группу, расскажите всем ребятам про ваше путешествие и научите играть в русские народные хороводные игры.

Список использованной литературы:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
  3. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
  4. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176  с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
  6. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
  7. Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
  8. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
  9. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
  10. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
  11. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  12. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
  13. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.:  Книголюб, 2007.
  14. Князева, О. Л., «Как жили люди на Руси».
  15. Князева, О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  16. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.
  17. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009-24с.
  18. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.

        

Здравствуйте, ребята!

Я белая березка у вашего сада!

Если препятствия пройдете,

То цветок счастья вы найдете!

Маршрутный лист

1  поляна «Загадки»

2 поляна «Что было раньше, что — сейчас»

3 поляна «Забытые игры»

4 поляна «Волшебный клубочек»

  Поляна № 1  
«Загадки»

Поляна № 2 
«Что было раньше, что — сейчас»

поляна № 3
«Забытые игры»

поляна № 4
«Волшебный клубочек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест - игра "В поисках Деда Мороза"

Дед Мороз подарит праздник,Снег и зимние забавы!В лесу конкурсы и шутки,Скуки – ни одной минутки!Посреди зимы холодной –Чудный праздник новогодний.Приходите отмечать,Вместе Новый год встречать!Увлекат...

Сценарий "В поисках волшебного цветка"

В сентябре прошел праздник "В поисках волшебного цветка". Целью которого было познакомить детей  и родителей с педагогами Студии раннего развития....

Квест-игра "В поисках сокровищ"

Данная игра была разработана ОДОД для организации досуга детей во время осенних каникул....

внеклассное занятие по истории квест-игра " В поисках клада.."

внеклассное занятие по истории 9 класса специальной коррекционной (школы) VIII вида...

Квест-игра "В поисках сокровищ"

данную игру можно проводить в детском лагере. игра проводится на детской площадке. ребята делятся на команды ,получают маршрутные листы и проходят шесть станций. на каждой станции выполняют задания. в...

Сценарий квест-игры "В поисках сокровищ"

Сценарий квест-игры "В поисках сокровищ"...