Праздник "День Словарей"
классный час (6 класс)

Соловьева Ольга Анатольевна

Праздник "День Словарей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_den_slovarya.docx54.26 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«День словарей»

 

Целирасширить знания обучающихся о словарях, показать их многообразие и назначение каждого, закрепить навыки практической работы со справочными изданиями, воспитывать культуру работы с книгой, расширять кругозор обучающихся.

Эпиграф:

Словарь — это целый мир, расположенный в алфавитном порядке.

Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков. Подумайте, что все собранные вместе слова — дело плоти, крови и души человечества.

Анатоль Франс

Ход   мероприятия

Ведущий:   Русский язык - один из богатейших языков в мире. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. Без знания русского языка нигде не обойтись. Русский язык учит нас писать толково и грамотно. А помогает нам в этом …Вы сейчас узнаете кто.

                                        (В класс вбегает  Словарёнок)

Словарёнок

Я очень даже много знаю

И на вопросы отвечаю –

Что есть, что было встарь.

Ну а зовут меня Словарь.

Ведущий 1

Как вы уже поняли, наше мероприятие посвящено словарям. Поэтическим гимном словарному делу и самим словарям является стихотворение С.Я.Маршака «Словарь»:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувств.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались недаром человеку…

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

        

-Дорогие ребята! Мы неслучайно завели сегодня свой разговор о словарях. Ой, а кто это к нам пожаловал?

Сценка

Ямщик ( в тулупе, в руках держит кнут): «Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?»

Даль: «А доберёмся в такую пургу?»

Ямщик: « Не сомневайтесь, барин. Пурга-то замолаживает!»

Даль: «Как это «замолаживает»?»

Ямщик: «Пасмурнеет, к теплу».

Даль: «Это что же, у вас в Новгородской губернии так говорят?»

Ямщик: « Так, барин!»

Даль: «Небо тучами заволакивает, к ненастью клонит».

(Вытаскивает записную книжку, записывает окоченевшими пальцами. Ямщик уходит.)  

Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово. А затем многое в моей жизни было. Но одно важно. Узнал о моём увлечении словами друг Пушкин. И стал уговаривать: «Займись составлением словарей!» Думал, не осилю. Но, слава Богу, словари родились».

Ведущий:  Итак, ребята, мы сегодня отмечаем  праздник – День словарей и энциклопедий.  Он  отмечается в нашей стране в день рождения В.И.Даля. По призыву его инициаторов (Общество любителей русской словесности, музей В.И.Даля) 22 ноября во всех учебных заведениях, библиотеках, музеях, культурных центрах, книжных магазинах проводится «День словарей». Наша школа не исключение.

Ученики

1.Усердней с каждым днём смотрю в словарь.

  В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз зайдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

2.На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Век заживать чужой.

3.В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Ведущий: Я приглашаю вас познакомиться и подружиться с замечательными словарями русского языка.  Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Ребята! А какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят вам на помощь?

Ведущий 2:  Сегодня некоторые Словари тоже пожаловали к нам в гости. А вот какие, вы должны отгадать.

Загадка 1.

        Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. 

(ответ: фразеологический словарь).  

Выходит фразеологический словарь.

 Я – фразеологический словарь, во мне даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение.

На мои загадки дайте, пожалуйста, отгадки.

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые, любопытные люди.                                                 (уши)
  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.                                                                                 (нос)
  • Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.         (ветер)

Загадка 2.

        В ресторане на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт «Наполеон» и выпил чашку кофе с сахаром.

(ответ: словарь иностранных слов)

Я -  Словарь иностранных слов. Я особый вид толковых словарей. И хотя во мне много иностранных слов, около десяти тысяч, которые обладают притягательной прелестью незнакомого, таинственного, дальнего, экзотического, я, как и вы, ем на кухне суп, хожу на базар за изюмом, сплю в своей комнате на своей кровати. Ничего необычного. Эти слова уже так прочно вошли в наш язык, что об их “иностранном происхождении” мы узнаём только в этимологическом словаре. А значения “иноплемённых” слов, которые встречаются в научно-популярной литературе, технической и художественной, толкуются в словаре иностранных слов. За “иностранными” словами далеко ходить не надо.

Посмотрите вокруг и выполните моё задание: найдите в зале предметы, названия которых пришли из других языков, и определите, из каких именно.

Загадка 3.

        А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шел, родились такие строчки:

                    Подумайте только, как много

                Значений у слова «дорога».

                Дорогой зовут автостраду,

                И тропку, бегущую  рядом,

                И шлях, что лежит на равнине,

                И путь каравана в пустыне,

                И шаг альпиниста по круче

                К вершине, упрятанной в тучах,

                И след корабля над волнами,

                И синие выси над нами..

(ответ: толковый словарь)

Я словарь – толковый, я объясняю значения слов. Впервые я появился на свет в XIII веке. Древние рукописи снабжались небольшими списками слов с толкованиями. В XVI-XVII веках создавались рукописные словари, которые назывались “Азбуковниками”, Алфавитами”, а позднее - “Лексиконами”.

 Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Вы скажите: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово идти. Как объяснить его значение? Правильно, идти – двигаться, перебирать ногами. Или слово дорога.

Я, толковый словарь, всегда к вашим услугам!

Загадка 4.

Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… И вообще, дружище, ты такой умный: значения всех слов можешь растолковать. Я даже начинаю тебя побаиваться, опасаться, пугаться, робеть перед тобой, трусить, страшиться,  трепетать, дрожать от страха… Кто ты?

(ответ: словарь синонимов)

Я – словарь синонимов. Слова, которые во мне, обогащают речь, делают ее ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению. Словарь же ребят часто беден. Особенно режет слух повторение слова «сказал». А между тем язык очень богат глаголами речи (около 200 слов): говорить, сообщать, излагать, промолвить, обсудить, подтвердить, повторить.

Теперь попрошу вас выполнить мои задания: на загадку дай отгадку.

  1. Я – синоним осьминогов,

А без С – в метле нас много.        (спрут)

  1. Я- то же, что и ураган,

        Но только гость восточных стран.

        На море я гроза для шхун,

        А называюсь я …                  (тайфун)

  1. Простое слово «промежуток»:

        В театре несколько минуток,

        Пока начнется новый акт,

        Мы называем все …         (антракт)

  1. но время что-то прекратив,

Мы объявляем …              (перерыв)

  1. В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим …                 (передышку)

  1. После урока непременно

Нужна ребятам…                        (перемена)

Загадка 5.

И среди своих законных
Слов, в отечестве рождённых,
Есть под властью Словаря
Много слов иноплемённых.
Много слов родили греки.
К нам от них в далёком веке
Математика пришла,
С ней грамматика была.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришёл,
Вслед за ним пришёл хоккей.
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт. (Я.Козловский)

-О каком словаре эти строки?

(ответ: этимологический словарь)

Я- Этимологический словарь.   Позволяю узнать,  где родилось слово  и откуда пришло  в русский  язык. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – «истина»).

 К  истокам  слова

Например, некогда слово дорога значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по «дорам» - лесным просекам и расчисткам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины – дороги.

 

Ведущий1: Спасибо Вам, Словари, за своё представление. Присаживайтесь к нашим ребятам, пообщайтесь, на мои загадки дайте, пожалуйста, отгадки.

Что это значить?

Бить баклуши – бездельничать или заниматься пустяками.

Это выражение с тех давних времён, когда простые люди ели деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части – рубить чурки для будущих ложек. Эти – то чурки и назывались баклуши, и дело это считалось лёгким по сравнению с изготовлением самих ложек. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши. «Пора нам делом заниматься, довольно тебе баклуши бить».

Засучив рукава (работать) – трудиться усердно и много, не жалея сил. В  старину одежда на Руси имела очень длинные рукава, так что закрывали кисти рук. Чтобы рукава не мешали в работе, их приходилось заворачивать кверху, т.е. засучивать. Засучив рукава работать удобнее, а значит сделать можно больше и лучше. Отсюда понятно выражение – антоним «спустя рукава» что-то делать, т.е. плохо, кое – как работать или учиться.

«В прошлом году мы решили вырастить на пришкольном участке богатый урожай тыквы. Все ребята работали засучив рукава».

Рук не покладая – трудиться старательно, не преставая.

Так работал Иванушка, торопясь к сроку построить летучий корабль.

«Иван за дело принялся: три дня и три ночи рук не покладал, глаз не смыкал».

Почему мы так говорим о труде без отдыха? Подумаем, ведь если бы Иванушка остановился, присел передохнуть, то что бы он сделал с руками? Он положил бы их на колени, и они отдохнули бы. Но он работал без отдыха, а значит рук не покладал.

Сложа руки – ничего не делать.

Если всё время сидеть сложа руки, то много ли сделаешь?  А вот если не сидеть сложа руки можно переделать много дел, принести большую пользу и получить заслуженную похвалу.

«Петя весь день просидел сложа руки, а к вечеру сильно заскучал и загрустил».

                                                    Сценка

На сцене появляется Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа с тетрадками в руках.

Ира:                 Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?

Андрей:         Да учительница задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.

Ира:                 Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости, кладезь мудрости»?

Андрей:         А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа:         Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

Андрей:         Странно… Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ира (открывает тетрадь):         В толковом словаре В.И Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словотолковник, словотолк, словарик, лексикон, сборник слов.

Наташа:         И у меня то же самое. Только я еще написала, что ко многим словам автор в качестве примеров подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (печь, огонь, дым).

Ира:                 Вот и все. Что тут сложного? Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.

Андрей:         Говоришь, как кошка с котятами? А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что по-вашему, оно означает?

Ира (смеется):         Ну, ты даешь! Да кто же этого не знает!

Наташа:         Тебе и трехлетний ребенок ответит.

Андрей:         А все-таки?

Ира (растягивает слова):         Кошка – это домашнее животное.

Андрей:         И только?

Наташа:         А что же еще?

Андрей:         А ведь Владимир Иванович Даль дает девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который весят на поясе. И еще клетка с несколькими хвостами, рыбачий сачок, растение.

Ира (задумчиво):         Да… А что там еще про кошку?

Андрей:         Пословицы. «Рано пташка запела, как бы кошка на съела», «Знай кошка свое лукошко».

Наташа (тоже заглядывает в книгу):         Тут и загадка про кошку есть: «Две кувырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Ира (присоединяется к ним):         А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко?» (Андрей и Наташа молчат) Свет! Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»

Андрей и Наташа (вместе):         Три!

Наташа (Ире): Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдем – давай лучше работу

переписывать.

Ира:                 Андрюшка, а что ты еще о Дале знаешь?

Андрей:         Пусть лучше он сам о себе расскажет.

Дети уходят.

Слайд с портретом В.И.Даля и годами его жизни.

Даль: Отец мой, Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латинский, древнееврейский языки. Получив в Йенском университете богословское и филологическое образование, был приглашен в Россию. Спустя некоторое время он вновь отправился в Йен, чтобы изучить медицину, после чего вернулся в Россию и стал лекарем гороного ведомства на Луганском литейном заводе.

Моя мать, Мария Фрайтах, немка по отцу и француженка по матери, тоже была женщиной образованной.  Несмотря на происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус, где я подружился с Павлом Нахимовым. Здесь у меня впервые появился интерес к языку, и я составил словарь кадетского жаргона из тридцати четырех слов.

3 Марта 1819 года мы были выпущены в мичманы, и я был отправлен служить в город Николаев.

Андрей:         Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника», «Зоология».

Ира:         С детства Даль любил, по его собственному признанию, «копаться над какой-нибудь ручной работой», он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат.

Андрей:         Идут годы, десятилетия, столетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей жизни исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора, Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова. Над созданием словаря Даль работал 47 лет.

Наташа:         Толковый словарь состоит из 4 томов, содержит более двухсот тысяч слов и 30 тысяч

пословиц, поговорок, загадок. А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше, чем все Российское Географическое общество. А сколько сочинил их…

Ведущий 2: Спасибо, вам, ребята за сценку.  А мне хочется рассказать еще об одном словаре. На сегодня толковый словарь Ожегова считается, пожалуй, одним из наиболее востребованных и популярнейших среди изданий подобного рода. И это заслуженная слава.

Составленный исследователем норм русского литературного языка, языковедом, доктором филологических наук Сергеем Ивановичем Ожеговым, этот словарь стал своего рода уникумом. Чем же толковый словарь Ожегова отличается от других книг подобной направленности?

Дело в том, что словарь Ожегова стал первым толковым словарем русского языка, выпущенном в Советском Союзе. То есть, трудно переоценить вложенные в него языковые изыскания, заинтересовавшие и оцененные по достоинству в предвоенные и военные годы руководителями страны. По сей день словарь остается непревзойденным образцом краткого и доступного изложения правил и нормативов русского языка для широких масс читателей. Несмотря на все искусственные изменения и упрощения языка, он остается первым в истории русской лексикографии пособием по развитию культуры речи, образованию отечественных словоформ, верному их написанию и произношению.

Словарь Ожегова, появившийся в 1949 году, не стал для его автора чем-то завершенным. Работа над усовершенствованием словаря велась, пока жив был Ожегов. Словарь дважды дополнялся (1952 и 1960) а переиздавался восемьраз.
До сих пор представленный здесь словарь почитается среди русскоговорящих языковедов, лексикологов и лексикографов, как наиболее полный и верный словарь русского литературного языка.

Ведущий 1: 

Вот и подходит к концу наше мероприятие знакомства со словарями. Хочется верить, ребята, что знакомство состоялось и оно перерастёт в крепкую дружбу. Пользуйтесь словарями русского языка, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.

     Слова умеют плакать и смеяться,

        Приказывать, молить и заклинать,

        И, словно сердце, кровью обливаться,

        И равнодушно холодом дышать.

        Призывом стать, и отзывом, и зовом

        Способно слово, изменяя лад.

        И проклинают, и клянуться словом,

        Напутствуют, и славят, и чернят.  

                              (Я. Козловский).

Словари – наши помощники. Чем раньше мы с ними заведём дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания.  они ждут нас на полках школьной библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Работа со словарями в начальных классах"

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей превратиться в необходимость....

Логопедический словарь

Термины и определения в логопедии....

Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь

Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...

Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"

Презентация содержит материал о жизни и деятельности  знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...

Словари.Виды словарей.

Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку....