"Наше Отечество"
методическая разработка

Савельева Наталия Тимофеевна

Литературно-театральный вечер, посвященный 200-летию педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«НАШЕ ОТЕЧЕСТВО»

литературно-театральный вечер, посвященный 200-летию педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского

«Сделать как можно больше пользы

Моему Отечеству -

Вот единственная цель моей жизни,

и к ней – то я должен направлять все свои способности».

К.Д. Ушинский.

Пролог

Звучит мелодия 1

Выход артистов и построение

Ульяна:

Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобка, про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой, не читал бы рассказа «Четыре желания», не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: «Тит, иди молотить». – «Брюхо болит». – «Тит, иди кисель есть». – «А где моя большая ложка?»

Полина:

Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.

Артём:

Константин Дмитриевич Ушинский… В блестящей плеяде русских педагогов XIX в. он занимает особое, выдающееся место. Основоположник российской педагогики, отец отечественной национальной школы, один из создателей русской детской литературы — это все о нем, об Ушинском.

Анастасия:

Скиталец невольный средь теплых полей,

Грущу я по родине хладной моей:

По нашим глубоким снегам,

По нашим сосновым лесам.

Виктория:

Прекрасно здесь море и горы чудесны,

И свет здесь прекрасен небесный,

Природа ж куда хороша!

Но стонет и ноет степная душа!

Чтение рассказа «Наше Отечество

Василиса:

Наше отечество, наша родина — матушка Россия.

Софья:

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Макар:

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Василиса:

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Софья:

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Василиса:

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

Ульяна:

2023 год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

Полина:

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.

Артём:

В 1823 году 3 марта, в Туле, в семье Ушинских родился сын Константин, прославивший фамилию.

Виктория:

Ласково приняла его жизнь. Ни строгих взысканий, ни домашних дрязг, ни нужды не испытал он в детстве.

Анастасия:

Особенно счастливо провёл маленький Ушинский первые одиннадцать лет своего детства, пока была жива его мать.

Полина:

Любовь Степановна Ушинская сама руководила первоначальными его занятиями и сумела вложить в сына замечательно прочные задатки именно воспитывающего обучения, дав ему прекрасное направление в этом отношении, пробудив в нём любознательность и пытливость ума, любовь к чтению.

Мать Константина Дмитриевича умерла, когда сыну было 12 лет.

Звучит мелодия 1

Уходят Василиса, Софья, Артём, Анастасия, Виктория

Звучит мелодия 2

Детство Ушинского

Сцена «Детский мир»

Декорация детской комнаты

Полина:

Будем трудиться над постройкой чудного здания, которому внуки наши дадут свое имя, истинных творцов никто и никогда не узнает, - из юношеского дневника Ушинского.

Полина уходит

Костя:

Мама приучала любить и понимать природу.

Катенька:

Как хорошо рассказывала она про каждую травинку, про каждую капельку воды!.

Любовь Степановна:

Гуляя с детьми, останавливала их около какого-нибудь цветка или у бьющего из-под земли прозрачного родника в овраге

Катенька:

и говорила:

Любовь Степановна:

«Смотрите, слушайте».

Маленькие волны пробивались меж камнями, подымая и крутя песчинки, разбрызгивая капли. Костя прислушивался, и ему чудилось, будто капли нашептывают удивительные истории.

Костя:

«Я была снежинкой. А я слезой. А мы носили корабли в море. Мы утоляли жажду человеку в пустыне. Мы никогда не знаем покоя и, поднявшись высоко, скоро опять станем облаками и помчимся по небу, пока не найдем места, где нас снова ожидает работа».

Катенька:

Не только капли, но и бесчисленные песчинки казались Косте каждая на свое лицо. А что говорить о деревьях!

Костя:

С маминой помощью любое из них приобретало особенный неповторимый характер. Толстый коренастый дуб напоминал богатыря. Роскошная душистая липа, в цветах которой гудел пчелиный рой, казалась хлебосольной хозяйкой. А березка… Не было дерева приветливее и милее стройной березки.

Катенька:

Она словно девочка в белом платье, в зеленом передничке, выбежавшая утром в сад, чтобы умыться холодной росой. Так и веяло от нее свежестью, чистотой, весельем.

Любовь Степановна:

«Смотрите!» — призывала мама, и Костя приглядывался ко всему с любознательным нетерпением. Мир открывался перед ним в поразительном многообразии. Вот обыкновенный одуванчик. Какая же в нем жажда жизни! Дети рвут желтые головки с дутыми пустыми стеблями, молочный сок которых оставляет на руках темные пятна, и нещадно истребляют белые шарики, пуская по ветру легкие пушинки…

Костя уходил в лес или на широкий луг, ложился в высокую траву и наблюдал… Шуршит, возится в травяных зарослях, как в непроходимых тропических джунглях, медлительный жук. Стрекочет оглядчивый, осторожный кузнечик, замирая при малейшем порыве ветра. Нежно звенит золотистая мушка, вьющаяся над тонкой былинкой. Все поражало в природе — и малое и великое. Зернышко росы — и звездное небо. Крохотный муравей — и великан клен.

Костя:

…Длинными зимними вечерами мама рассказывала сказки, читала стихи Жуковского и Пушкина.

Катенька:

Костя очень любил эти тихие уютные вечера…

Участники сцены уходят

Сцена «Маленькие короткие сказки»

«Петушок с семьёй»

Участники сцены в костюмах героев сказок

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

«Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!»

Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: ку-ку-ре-ку!

«Лиса Патрикеевна»

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Дятел

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает.

Звучит мелодия 3

Студенческие годы Ушинского

Сцена «Театр для Ушинского»

Ульяна:

Пойдем теперь на поле битвы, заглянем во все сферы, где совершается победа ума, - из юношеского дневника Ушинского.

Полина:

Самой большой его страстью в университетские годы была учеба. С глубочайшим вниманием студенты слушали лекции любимых профессоров, таких, как историк Тимофей Николаевич Грановский и юрист Петр Григорьевич Редкин.

Виктория:

Редкин станет основателем первого в России педагогического общества, привлечет к его работе Ушинского.

Анастасия:

Всю жизнь К.Д. Ушинский будет считать себя учеником П.Г. Редкина.

Ульяна:

Другим увлечением Ушинского был театр. Как свидетельствует его секретарь и биограф А.А. Фролков, «...театр для Ушинского был величайшим наслаждением. Нередко за последний двугривенный он забирался в самый верх и с энтузиазмом аплодировал П.С. Мочалову и М.С. Щепкину».

Звучит мелодия 3

Сцена из спектакля «Колобок»

Вынос скамейки на сцену в танцевальной миниатюре

Входит Бабка с пяльцами, садится на скамейку и вышивает

Входит Дед

Дед:

Ну вот и дровец тебе нарубил. Уморился... Хоть бы ты, старая, мне колобок испекла!

Бабка:

Да из чего испечь тебе этот колобок? Муки у нас нет.

Дед:

Эх, старая! По коробу поскреби, по сусекам помети — вот и наберется.

Бабка:

Ладно. Быть по-твоему. Неси дров — испеку тебе колобок!

Дед и Бабка берут скамейку и уходят

Звучит мелодия 4 - Танец «Колобок»

Звучит мелодия 5

Сказка Братец Иванушка и сестрица Аленушка

Артём:

Идут двое сирот, братец Иванушка с сестрицей Аленушкой, в дальний путь по открытому полю; а жар-то, жар их донимает. Захотелось Иванушке пить.

– Сестрица Аленушка, я пить хочу.

– Подожди, братец, до колодца дойдем.

Идут —

А солнце высóко,

Колодец далёко;

Жар донимает,

Пот выступает.

Стоит лошадиное копытце,

Полно водицы.

– Сестрица Аленушка! Хлебну я из копытца.

– Не пей, братец, жеребеночком станешь.

Вздохнул Иванушка, и опять пошли.

Идут —

А солнце высóко,

Колодец далёко;

Жар донимает,

Пот выступает.

Стоит коровье копытце,

Полно водицы.

– Сестрица Аленушка! Хлебну я из копытца.

– Не пей, братец, теленочком скинешься.

И пошли они дальше. Идут —

А солнце высóко,

Колодец далёко;

Жар донимает,

Пот выступает.

Стоит баранье копытце,

Полно водицы.

Не спросился уже у Аленушки братец: поотстал немного, схватил копытце и выпил до дна.

Виктория:

Оглянулась Аленушка, зовет братца; а вместо Иванушки бежит к ней беленький барашек. Догадалась Аленушка, что это за белый барашек, и горько заплакала. Но делать нечего, пошли дальше Аленушка с барашком.

Идут они, а навстречу им едет барин:

– Продай барашка, красная девица!

Аленушка отвечает:

– Нет, барин, этот барашек не продажный; это не настоящий барашек, а мой братец родимый.

Барин взял их обоих и повез к себе; потом на Аленушке женился, а барашка берег и холил. Жили они очень счастливо. Добрые, на них глядя, радовались, а злые – завидовали. Больше всех завидовала соседка, старая ведьма: думала она, что барин женится на ее дочери, да не по ее вышло.

Вот задумала ведьма Аленушку извести и стала ее подстерегать. Пошла раз Аленушка гулять; а ведьма схватила ее, навязала ей тяжелый камень на шею и бросила в реку. Дочку же свою обернула Аленушкой и послала в барские хоромы. Никто ее и не распознал: сам барин обманулся. Один барашек все знал: не ест, не пьет, ходит по берегу да жалобно кричит.

Анастасия:

Услышала новая барыня, как кричит барашек, и говорит барину:

– Вели барашка зарезать.

Удивился барин: «Как это, жена так любила барашка, а то вдруг велит его резать!» Однако согласился. И велела ведьмина дочь наточить ножи, разложить костры и нагреть котлы. Проведал барашек, что ему не долго жить: лег на бережку у реки и причитывает:

Аленушка, сестрица моя!

Меня хотят зарезати;

Костры кладут высокие,

Котлы греют чугунные,

Ножи точат булатные.

А Аленушка из-под воды братцу и отвечает:

Ах, братец мой, Иванушка!

Тяжел камень шею перетер,

Шелкова трава на руках свилась,

Желты пески на грудь легли.

Барин был неподалеку; услыхал, как Аленушка с братцем переговариваются, и стал своих людей звать:

Собирайтесь вы, люди дворовые,

Закидайте невода шелковые!

Собрались люди, закинули невод и вытащили Аленушку. Отрезали камень, окунули ее в чистую воду и обтерли полотенцем. Ожила Аленушка и стала еще краше прежнего. Бросилась она барашка обнимать, а барашек стал уже Иванушкой. Зажили они тогда втроем лучше прежнего; а ведьмину дочь слуги метлами со двора прогнали.

Уходят

Ульяна:

Легко представить себе, с каким рвением отдался Ушинский своей научной и преподавательской работе.

Полина:

Ведь она должна была вплотную подвести его к осуществлению юношеской мечты: написать историю русского народа, как он ее понимал.

Уходят

Звучит мелодия 6

Перестроение: вынос стульев — 1 маленький и 5 больших, вынос ширмы

Звучит мелодия 7

Кукольный спектакль «Репка»

Скоморох:

Здравствуйте, Петрушки и Петушки!

Добры-молодцы.

Здравствуйте, Неваляшки и Матрешки!

Красны-девицы.

Я – веселый скоморох,

Рыжий, нос картошкой,

Звонко в бубен я свой бью,

Всех ребят развеселю.

Люблю я детей радовать. А особенно малых детушек. Да и сам люблю повеселиться. Порадуйте меня, ребятушки-касатушки. Знаете ли вы потешки?

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

А сказки вы знаете? (Да).

А хотите посмотреть сказку? (Да).

Отгадайте загадку:

Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засело крепко!

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд!

Кто же засел так крепко?

Отгадали? Это … (Репка)

Правильно.

Собирайся, честной народ,

Вас сказка «Репка» в гости ждет.

Скоморох:

Репку дед посадил.

Он старался, что есть сил.

Дед «сажает» репку.

Скоморох:

Репка выросла на диво!

Так вкусна и так красива!

(«Репка» встает в полный рост).

Дед:

Надо репку уже рвать,

Бабку надо бы позвать.

(машет рукой)

Ну-ка, бабка, не ленись,

И за мною становись.

(Бабка и Дед тянут репку)

Бабка:

Надо внучку бы позвать.

Так нам репку не сорвать!

Очень выросла большая

И тяжелая какая!

Скоморох:

Стали внучку вместе звать,

А потом тянуть опять.

(Все вместе тянут репку).

Внучка:

Нет, не справимся опять,

Нашу Жучку надо звать.

Ну-ка, Жучка, не ленись,

За подол скорей берись!

Скоморох:

Жучка к внучке подбежала

И за юбку тянуть стала.

(Все вместе тянут репку).

Только репка все на месте,

Нет, не вытянуть им вместе!

Жучка:

Гав-гав-гав, что за беда?

Нужно Мурку звать тогда!

Скоморох:

Тут и Мурка подоспела,

И они взялись за дело!

Тянут славно, но беда:

Ни туда и ни сюда!

(Тянут все вместе).

Мурка:

Кликнуть мышку не мешало б,

Только что вот тут бежала!

Все вместе:

Мышка, мышка, не ленись,

С нами вместе потрудись!

Мышка:

Потрудиться я бы рада,

А какая ждет награда?

Мурка:

Репки маленький кусочек

Ты получишь, мой дружочек.

Скоморох:

Станем вместе, скажем «ух».

Вытащили репку вдруг.

И веселый хоровод

Возле репки тут пойдет.

Взявшись за руки, Скоморох и герои сказки водят хоровод вокруг репки.

Артисты выходят на поклон

Звучит мелодия 6

Перестроение: вынос стульев со сцены— 1 маленький и 5 больших, вынос ширмы

Звучит мелодия 2

Сцена «Хороший учебник»

Виктория:

«Нужна особая книга,

Анастасия:

— объяснял он друзьям.

Виктория:

— Такая книга, чтобы десятилетний ученик мог, читая ее, рассказывать содержание,

Анастасия:

а учитель сопровождать чтение толкованием, доступным для ребенка».

Полина:

Какое же содержание вложить в эту книгу? Факты древней истории?

Ульяна:

Описание путешествий? Произведения искусства?

Виктория:

Нет! Прежде всего факты окружающей жизни! Все, что ребенку близко и знакомо.

Анастасия:

«Не с курьезами и диковинками науки надо знакомить ученика, а приучать находить занимательное в том, что его окружает.

Виктория:

Детский мир. Да, вот и название для моей книги».

Полина:

Он начинает писать книгу «Детский мир». Под Новый, 1860 год Константин Дмитриевич завершил книгу «Детский мир».

Ульяна:

Он сделал ее именно такой, какой видел в своих мечтах, — увлекательным сборником разнообразных рассказов о ребячьей жизни, о живой природе и русской истории. Книга получилась в двух частях.

Анастасия:

И еще «Хрестоматия» — отрывки из классических произведений.

Виктория:

Первая часть — первое знакомство с миром: «Дети в роще». «Дети в училище». «Зима. Весна. Лето. Осень». Глава «О человеке».

Анастасия:

Она начиналась так: «Я человек, хотя еще и маленький…»

Ульяна:

Сказка «Сумка почтальона» написана в 1861 году. И она входит в книгу писателя «Детский мир и Хрестоматия».

Звучит мелодия 2

Ставятся маленькие стулья на сцену и выходят артисты

Сказка «Сумка почтальона»

Мария:

Коля был добрый, но очень рассеянный мальчик. Он написал очень миленькое письмо к своей бабушке в Петербург: поздравлял её с светлым праздником, описывал свою деревенскую жизнь, чему он учится, как проводит время, -- словом, письмо было очень, очень миленькое; но только Коля, вместо письма, вложил в пакет пол-листа чистой бумаги, а письмо осталось лежать в книге, куда Коля его сунул. Пакет запечатан, адрес написан, почтовая марка приложена - и пустой лист бумаги отправился в Петербург поздравлять бабушку с праздником.

Гузель:

Вёрст пятьсот проскакал Колин пакет, точно торопясь за каким-нибудь важным делом. Вот он и в Петербурге, а через несколько минут и в сумке почтальона, который бежит по улицам, звонит у подъездов и раздаёт письма по адресам. Но Колиному пакету не лежалось в сумке: он, как все пустые существа, был очень болтлив и любопытен.

Мария:

- Вы куда отправляетесь и что в вас написано? - спросил пакет Коли у своего соседа - толстого, красивого пакета из веленевой бумаги, украшенного большою гербовою печатью, на которой была княжеская корона и множество украшений.

Регина:

Богатый пакет отвечал не сразу; он сначала посмотрел, с кем имеет дело, и, видя, что дерзкий, осмелившийся вступить с ним в разговор, был хорошенький, глянцевитый, чистенький пакетец, удостоил его ответа.

Аделина:

- По адресу, который на мне написан, мой милый малютка, вы уже можете заключить, что я еду к очень и очень важному лицу. Представьте же себе, каково мне лежать в этой тёмной, вонючей сумке, рядом с такими пакетами, каков, например, мой сосед с левой стороны. Жаль, что вы не видите этого серого, запачканного урода, запечатанного каким-то хлебным мякишем вместо сургуча и какою-то солдатскою пуговицею вместо печати. И адрес-то какой на нём? Каракульки! И идёт-то он куда: на Петербургскую сторону, в Немощёную улицу, и то ещё в подвал! Фи, невольно испачкаешься, лёжа возле такого соседа!

Мария:

- Я не виноват, что нас положили рядом, - отвечал сурово солдатский пакет, - и мне, признаться, скучно лежать возле такого надутого, но пустого и глупого барина, как ты. Обёртка-то твоя хороша, но что в середине? Всё пустые фразы, в которых нет ни слова правды. Тот, кто писал тебя, терпеть не может того, к кому ты написан, а между тем, посмотри, сколько желаний, искренних поздравлений, и в конце - глубочайшее уважение и совершеннейшая преданность! А всё это вздор и ложь! Нет тут ни уважения, ни преданности, и потребуй-ка от этого покорнейшего слуги какой-нибудь действительной услуги, тогда и узнаешь, чем пахнет эта услужливость и уважение.

Гузель:

- Грубиян, невежда, как ты смеешь! Я удивляюсь, как почтальон не выкинет тебя на улицу за такие дерзости! Ты посмотри только на мой герб!

Регина:

- Что герб! - отвечал грубо солдат. - Герб у тебя хорош; но под гербом-то что? Пустышка, глупые фразы! Ни одной капли правды, - всё ложь, гордость да чванство!

Гузель:

Гербовый пакет готов был лопнуть с досады и лопнул бы наверное, если бы в это самое время почтальон не вытащил его из сумки и не передал раззолоченному швейцару.

Регина:

- Слава Богу! Одним дураком меньше, - продолжал расходившийся солдатский пакет. - И это глупое, надутое животное смело ещё досадовать, что лежит вместе со мною... Если бы только он знал, что во мне написано!

Мария:

- Что же такое написано в вас? - спросил Колин пакет, очутившийся по соседству с серым пакетом, запечатанным солдатскою пуговицею.

Гузель:

- Да вот что, мой любезный чистенький господинчик. Я несу известие бедной, дряхлой старушке, что сын её, о котором она не слыхала уже лет десять, с тех самых пор, как его взяли в рекруты, жив, здоров и скоро будет в отпуск. Правда, я запечатан плохим сургучом; но как будет дрожать рука старушки, разламывая этот сургуч! Правда, я написан каракульками, - и не мудрено: меня писал солдат, выучившийся этому искусству самоучкою, писал плохим пером и на самой серой бумаге; но если бы ты видел, какая тёплая слеза скатилась с его усов и упала на меня? Славная слеза, я бережно несу её матери.

Ульяна Жирнова:

Я знаю, что меня ожидает славная участь: не то что гордого барина, который, слава Богу, убрался восвояси. В него едва взглянут, а потом изорвут и бросят, сначала под стол, а потом в помойную яму. Мою же каждую каракульку мать подарит доброю, горячею слезою, перечтёт меня тысячу раз, тысячу раз прижмёт к своему любящему сердцу и спрячет потом на груди, на своей доброй материнской груди. Эх, как бы поскорее принёс меня этот несносный почтальон!

Мария:

- А вы куда и с чем отправляетесь? - спросил любопытный Колин пакет, обращаясь к своему соседу с другой стороны, пакету с чёрной печатью.

Регина:

- По цвету моей печати, - отвечал тот, - вы видите, что я несу грустную новость. Бедный мальчик, который теперь лежит в больнице, прочтёт во мне, что его отец скончался. Я также всё облито слезами, но только не радостными слезами. Меня писала дрожащая рука женщины, потерявшей своего любимого мужа, - рука матери, извещающей больного сына, что он потерял отца.

Мария:

Бедный Ваня! Как-то он перенесёт это известие! Я воображаю, как испугается он, увидев мою зловещую печать, как задрожит, прочтя во мне страшную новость, как упадёт лицом на свою подушечку и зальётся слезами. Эх, право, лучше бы мне провалиться сквозь землю, чем ехать с таким известием.

Полина:

Рука почтальона, остановившегося около какого-то учебного заведения, вытащила из сумки печальное письмо с чёрною печатью. У Колина письма очутился новый сосед, и этот был уже совсем иного свойства.

- Ха! ха! Ха! - отвечал он на вопрос Колина письма. - Если бы вы только знали, какие уморительные вещи во мне написаны! Человек, написавший меня, превесёлого нрава; я знаю, что тот, кто будет читать меня, непременно захохочет; во мне всё написаны пустяки, но всё такие забавные пустяки!

Кристина:

Другие письма, услышав разговор, также в него вмешались.

Алёна:

И каждое спешило высказать, какую новость оно несёт.

Кристина:

- Я несу богатому купцу известие, что товары его проданы по высокой цене.

Алёна:

- А я несу другому, что он банкрот.

Кристина:

- Я иду разбранить Васю, что он так давно не пишет к своим родителям.

Алёна:

- Меня писал деревенский дьячок, от имени Акулины Трифоновны к её мужу в Петербург, и я сверху донизу набито поклонами.

Кристина:

- А во мне что ни слово, то ложь, даже совестно ехать с таким грузом, право!

Дарья:

В разговор вмешались и повестки.

- То-то обрадуется тот, кто получит меня, - сказала одна повестка.

Алёна:

- Есть чему радоваться, - перебила другая, - ты только на 10 рублей, а я на 5000.

Дарья:

- Но тот, кому я адресована, - отвечала первая, - не знает, чем разговеться в праздник, а на тебя не обратят внимания.

Кристина:

- Обрадуется и мне молодчик, к которому я послана: прокутит он денежки в два-три дня, спустит он их все по трактирам да по кондитерским: как будто не знает, что матери, которая их посылает, стоила много труда и лишений каждая копейка в этой сотне рублей и что она даже свою маленькую дочь оставила к празднику без подарка.

Мария:

Так болтали между собою в сумке почтальона повестки и письма; а он между тем бегал по улицам и равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы. Дошла, наконец, очередь и до Колина письма: почтальон отдал его дворнику, дворник - горничной, горничная - старой бабушке, которая сидела у окошка и, смотря в четыре глаза, вязала чулки. Бабушка распечатала пакет, вынула пустой лист и смотрела на него с удивлением, не понимая, кто это так глупо подшутил над нею.

Звучит мелодия 2

Уход артистов со стульчиками

Сцена «Поучительная история»

Ульяна:

Видеть людей умными и добрыми — вот чего Константин Дмитриевич хотел, вот для чего он писал свои книги, чему учил учеников.

Полина:

Как и всегда, он проверял свои педагогические теории, воспитывая собственных детей дома и девочек в Смольном.

Анастасия:

История о слепой лошади, рассказанная педагогом К.Д. Ушинским, поучительна.

Виктория:

В ней затронуты важные понятия, необходимые для воспитания детей, — верность и предательство, добро, справедливость, признание своих ошибок.

Уходят

Звучит мелодия 8

Сказка «Слепая лошадь»

Участники в грубых холщовых костюмах

Ксения:

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.

Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.

Ульяна:

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.

Валентин:

Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.

Екатерина:

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Дарья:

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?

Ульяна:

Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев.

Софья:

Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.

Алёна:

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.

Кристина:

Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.

Регина:

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

Ксения:

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.

Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.

Ульяна:

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.

Софья:

Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем.

Дарья:

Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Екатерина:

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты.

Валентин:

Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину,

Екатерина:

знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня

Валентин:

— слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Кристина:

Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Алёна:

Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти.

Регина:

Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…

Уходят

Звучит мелодия 1

Заключительная сцена

И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох…

Жизнь Ушинского была подчинена благородной и гуманной цели — просвещению народа, просвещению как необходимому условию процветания и блага, развития и прогресса своей родины.

Он по праву считается создателем русской народной школы.

«Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский — человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век».

Константин Дмитриевич с уважением относился к каждому ученику. Но, ценя в маленьком человеке его право на собственное достоинство, он требовал от каждого человека глубокого обдумывания любого своего поступка.

«Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда рассержусь, случается, что скажу неправду, но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым, и я могу сделаться таким, если постараюсь: у меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее».

«Пусть наша молодежь смотрит на этот образ — и будущность нашего отечества будет обеспечена» — так когда-то написал К.Д. Ушинский о другом человеке — хирурге и тоже педагоге Николае Ивановиче Пирогове. Высокая оценка нравственного влияния выдающейся личности на окружающих заключена в этих словах. Но разве мы не вправе сейчас эти слова Ушинского отнести к нему самому?..

„Внимание — единственная дверь нашей души.“

„Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ.“

„Смелость — жизненная энергия души.“

Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.“


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».

   Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобрет...

Классный час. Сергий Радонежский - великий святой и защитник нашего Отечества.

Цель: Подвести  учащихся к восприятию знаний о русских святых, памятниках православной культуры, на примере «Жития Сергия Радонежского»....

Наше Отечество: викторина

Данная викторина по истории России расчинана на учащихся 6-11 классов...

КОНКУРС "СОХРАНИМ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ О ВЕТЕРАНАХ И ЗАЩИТНИКАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА"

Итоги конкурса "Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества"...

1 класс "Школа России" Урок обучения грамоте К. Ушинский "Наше Отечество"

Материал к открытому уроку в 1 классе "Школа России"....

Значение преподобного Сергия в истории нашего Отечества

Жизненный подвиг преподобного Сергия – это жертвенное служение на благо святой Руси, это ему мы обязаны сплочением и сохранением нашего народа и укреплением нашей государственности.Сергий стал н...

Презентация к уроку литературы: "Значение преподобного Сергия в истории нашего Отечества"

Презентация "Значение преподобного Сергия в истории нашего Отечества"...