Сценарий клуба любителей музыки «В мире семи нот» Тема: «Романса трепетные звуки»
классный час

Александровская Марина Камильевна

Подготовила и провела Александровская М.К. педагог иллюстратор, концертмейстер

с. Вязьма – Брянская 17.11.2022

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_romansa_trepetnye_zvuki.docx22.53 КБ
Файл stsenariy_26.10.2022.docx14.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий клуба любителей музыки «В мире семи нот»

Тема: «Романса трепетные звуки»

подготовила и провела Александровская М.К.

с. Вязьма – Брянская 17.11.2022

Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей....
А. Фет

   Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров - романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов.

Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента.

Романс издавна считался одним из любимейших жанров российских любителей музыки. В XIX веке он звучал в аристократических салонах и в домах простых горожан. Часто плодом совместного музицирования являлось сочинение песни или романса любителем-поэтом и любителем-музыкантом. «Ведь не одними великими композиторами и виртуозами живёт музыка. Она держится и существует её звучанием во всех слоях общества и множеств её безымянных сочинителей, отвечающих на потребности своего круга только тем, что они в своих произведениях собирают и фиксируют то, что нравится в данный момент среде» (Асафьев). А масса жаждала слышать простую речь, сердечную и волнующую мелодику, потому что приближалось господство семейственности, чувствительности, культа «простых нравов», простодушных людей и «домашности», умиления перед природой, тихой созерцательности. Этими качествами обладает старый русский романс – мелодичный, задушевный, сердечный, слова и музыка которого овеяны единым строем – звучанием от сердца к сердцу.

А. Гурилёв.  «Право маменьке скажу» испл. Александровская М.К. конц.Титова Е.А.

Манера исполнения романсов.

В вокальных партиях русские композиторы избегали показа разного рода модных в то время виртуозных приёмов. Однако исполнение их необычайно сложно в другом отношении. Романсы невозможно исполнять формально, даже идеально интонируя. Непременным условием успеха певца при исполнении русского романса является даже не его музыкальный талант вообще. От него требуется не только одухотворённое исполнение, но и сердечная любовь к исполняемому произведению. Только при этом условии становится возможным постижение и передача чарующего национального колорита русского романса, рождающего у слушателя чувство родства со своим народом.

Русские романсы первой половины XIX века создавались не для исполнения на концертах, а для любителей, встретившихся в непринуждённой обстановке, в кружке или салоне, зачастую – за праздничным столом. Отсюда традиция – не столько петь романс, сколько напевать его.

И ещё об одной особенности русского романса хочется сказать: часто романс словно не принадлежит конкретным авторам, а, как бы, создаётся исполнителем и слушателем – так много в нём импровизационного воздуха. Романс обращён не к публике, а к каждому слушателю в отдельности.

Аккомпанемент в бытовых романсах прост, ведь он предназначался для исполнения любителем, а не профессионалом. Но не так легко выполнить святая святых романса – нерасторжимое единство фортепиано и голоса. Именно оно создаёт необходимый колорит исполнения. Весьма непросто и изящное подражание средствами фортепиано гитарному или хоровому аккомпанементу. Поэтому, слушая исполнение романсов, отдадим должное внимание и аплодисменты концертмейстеру.

А. Ленина. «Забыты нежные лобзанья» испл. Александровская М.К. конц. Иванова С.Ю.

История возникновения жанра.

Родиной романса является Испания. Именно там, в XIII - XIV веках в творчестве певцов-трубадуров утвердился новый песенный жанр. Песни исполнялись на родном романском языке – отсюда и название «романсы». Романс исполнялся соло или дуэтом в сопровождении гитары. Со временем он проник в Западную Европу, и в XVIII веке «прижился» в России, оказавшись созвучным духовному складу русской души, её неистребимой романтической сущности. В русском романсе соединились народно-песенные традиции с итальянской манерой пения «bel kanto». Тема романсов одна – любовь; всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой связано с этой темой. В простодушных, написанных на лету песнях и романсах, высказывали и изливали свои чувства дворяне, интеллигенция, купечество, разночинцы, мелкое мещанство. Прекрасный поток бытовых романсов А. Варламова, А. Гурилёва, А. Алябьева, П. Булахова и менее известных авторов заполнил города и веси.

Виды русского романса

Классический романс — наследие русских классических композиторов XIX века.

Городской романс (бытовой, мещанский) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона.

Цыганский романс — жанр, сформировавшийся к середине XIX века на основе русских народных песен и бытовых романсов под влиянием хоров петербургских и московских цыган.

Жестокий романс — особенностью которого являются яркость персонажей, контрастность чувств, мелодраматизм, острота ситуации, доходящая до крайности.

Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. К «казачьим романсам» нередко ошибочно причисляется и написанный в Петербурге и впервые исполненный там же популярный романс 1840- х гг. Н. П. Девитте, аристократа голландского происхождения, на слова Андрея Молчанова — «Не для меня придёт весна…».

Серьёзный вклад в классификацию русского романса внёс коллекционер и исследователь жанра Анатолий Титов. Помимо упомянутых видов, им были выделены: дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский, тюремный и другие. Отдельным жанром близким с романсом обозначена мелодекламация.

Старинные русские романсы разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых. Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота. Человеку чуткому с трудом удаётся подавить подкатывающий к горлу тёплый комок не то радости, не то печали от зазвучавшей вдруг в душе забытой струны. К середине XIX века под влиянием цыганских песен появляется «жестокий» романс. Жестокий – означало роковой, фатально-гибельный, когда всё по высшей мере страстей: если любовь – то немыслимая, если ревность – то мучительная, если коварство – то вероломное, разлука – стремительная, а тоска – так могильная. Позже разрослась ещё одна ветвь городского романса, его можно назвать «усталым» или «унылым» романсом.

Романсы в инструментальной музыке

В XIX веке в Россию устремляются иностранные гастролёры: инструменталисты, певцы. Скрипачи Роде, Крейцер; пианисты Гуммель, Тальберг, Штейбельт, Шимановская; композиторы Ф. Лист, Р. Шуман одарили русских любителей музыки своим талантом. А увозили из России…полюбившиеся мелодии русских песен и романсов. И зазвучали по всему свету вариации, транскрипции, парафразы на темы романсов: «Соловей» Алябьева, «Красный сарафан» Варламова, «Колокольчик» Гурилёва и многих других, менее известных композиторов.

Брамс И. «Русский сувенир» (фантазия на русские песни и романсы для ф-но в 4 руки):

или:

Глинка М. Вариации на тему романса А.Алябьева "Соловей" 

Гурилёв А. Вариации на тему романса     Варламова "На заре ты её не буди" 

 

Романсы сегодня

Стихи прежних лет…Старые романсы… Чаще всего музыка появлялась вслед за стихами. И у слушающих не было сомнения – кому они посвящены, кем вдохновлялись.

Но бывает и так, что стихи сочинены давным-давно, их полузабыли или забыли вовсе. И вдруг, с музыкой, написанной уже в наши дни, старые строки как бы рождаются заново, звучат свежо, ярко, современно.

Так случилось с романсом «Белой акации гроздья душистые». Этот романс начала 19 века «отдал» свою мелодию революционной песне «Смело мы в бой пойдём», а через много лет вернулся в гостиную дома Турбиных, но теперь это уже был другой романс – Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского в телефильме «Дни Турбинных».

В.Баснер. Сл. М. Матусовского «Белой акации гроздья душистые».

Заключение

Традиция сочинять и петь романсы продолжает свою жизнь. И, если прислушаться к неумолкаемому голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса. Он совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает всё больше и больше юных и молодых, старых и пожилых людей в особый и прекрасный мир. Мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Программа музыкального клуба.

1. А. Гурилёв.  «Право маменьке скажу» испл. Александровская М.К. конц.Титова Е.А.

2. А. Ленина. «Забыты нежные лобзанья» испл. Александровская М.К. конц. Иванова С.Ю.

3. Брамс И. «Русский сувенир» (фантазия на русские песни и романсы для ф-но в 4 руки):

4. Глинка М. Вариации на тему романса А.Алябьева "Соловей" 

5. Гурилёв А. Вариации на тему романса     Варламова "На заре ты её не буди" 

6. В.Баснер. Сл. М. Матусовского «Белой акации гроздья душистые».

7. Муз.Я.Френкеля «Слышешь, тревожные дуют ветра» испл. Александровская М.К. конц. Иванова С.Ю.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздничного концерта «День народного единства»

 «Проект одной мы связаны судьбой» Провела и подготовила Александровская М.К. 26.10.2022

Люблю тебя, моя Россия,

За яркий свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей

 Велика и красива наша Родина. Богата событиями её история. Совсем недавно в календаре появился новый праздник с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства.

 Праздник народного единства.

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперёд.

Врага он побеждает, встав, как один, на бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

Во славу тех героев живём одной судьбой,

Сегодня День единства мы празднуем с тобой.

 День народного единства также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов. Казанскую икону святитель Иннокентий Херсонский называл “Русским покровом”. Осеннее празднование Пресвятой Богородице, в честь иконы Ее, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Время то было страшное и смутное. Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Поляки, обманным путем овладев Москвой, глумились над православной верой. Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. И тогда по призыву патриарха Ермогена весь русский народ встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавляли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. “Станем, как один, за Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!” - восклицал народ. И произошло великое чудо: представительством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем был предложен на милость! Русские войска освободили Москву от врагов! Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

1. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен...

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

2. Единство - это объединение всех людей.

Единство - это согласие народа.

Единство - это когда есть общая надежда.

Единство - это мир и дружба.

Единство - это доброта, понимание и прощение.

3. Россия — Родина моя,

Твои поселки, города,

Твои леса, поля, моря,

Люблю сыновьим сердцем я!

И я Россией дорожу.

4. Я здесь учусь, я здесь живу.

Здесь все вокруг мои друзья,

Горжусь Российской школой я!

От дружбы Родина сильней,

И солнце светит веселей.

Пусть краше будет вся страна.

Россия — Родина моя!

5. Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

6. Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

7.-Ромашка на поле росла

и колокольчик к себе позвала.                      

Он ландыш нежный пригласил

И василечек не забыл…

Цветок к цветку и к стебельку,

Окрепли вместе на лугу.

Букет расцвел назло ветрам,

Вот поучиться бы и нам.

Так крепнуть и так процветать,

Все лучшее на ус мотать.

Всем нам в единстве, в дружбе жить,

В Россию верить и любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».

Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная   - формирование  любви  к  музыке русского романса.2. Образовате...

Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"

Использованна технология критического мышления....

урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"

На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"

Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...