Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 130-летию со дня рождения С. Есенина.на тему: "Отговорила роща золотая".
материал (8, 9 класс)
Данное мероприятие предназначено для проведения с обучающимися 8=9 классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий
литературно-музыкального вечера, посвященного
130-летию со дня рождения С. Есенина.
(для обучающихся 8-9 классов)
Разработала: педагог-библиотекарь,
Кликунова Галина Леонидовна.
Тема: «Отговорила роща золотая»
1 ведущий:
- «Отговорила роща золотая» - так называется наш литературно-музыкальный вечер, посвященный 130- летию со дня рождения С.Есенина, который будет праздноваться 3 октября 2025 года.. И именно так начинались некрологи на смерть С. Есенина в декабре 1925 года. Две даты 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – дата смерти поэта. Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет… Это много или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял». Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения – «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России, которую поэт любил всем сердцем:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
- Что, собственно, мы знаем о Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его жизни? Поймем ли мы этот дневник, не понимая, что за человек создал его? Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина – совершенное художественное целое, то жизнь его – раздерганную, странную, противоречивую – художественным целым никак не назовешь. Написав несколько скупых автобиографических строк, поэт заканчивает словами: «Остальное – в моих стихах».
2 ведущий:
- О чем писал поэт? Обо всем! Любовь к деревне, любовь к природе, любовь к женщине, любовь к самой поэзии – все слилось в его душе, в его творчестве в одну огромную, великую любовь, которая, собственно, и творит все лучшее, что есть на земле. Работу поэта Есенин называл «каторгой чувств». Он жил «волнуясь сердцем и стихом». Легенды, легенды, легенды… сколько рождается их в мире. Одни умирают бесславно и бесследно. Другие - народ свято веками хранит в памяти. В них – мудрость жизни, истина истории, сокровенные народные мечты. Такие легенды, словно сказочная «живая вода», извечно обогащают духовную жизнь нации, питают фантазией народное творчество, озаряют романтической мечтой классическое искусство, особенно поэзию! Они усиливают в литературе нравственное начало, чувство Родины. Чем личность неповторимее, масштабнее, талантливее, тем больше о ней легенд: близких к истине и далеких от нее, как фальшивая монета действительно реальных и мнимо-«сочиненных», иногда, явно надуманных и ложных. Судьба поэта здесь на редкость характерна и поучительна. Легендарно стремительное вхождение, а точнее, дерзкое вторжение двадцатилетнего поэта в большую русскую поэзию. Три издания первой книги поэта «Радуница». Почти невероятный случай…
1 ведущий:
- Сергей Есенин рано стал известен и признан. Повезло? Был счастлив? Нет! Жизнь Есенина была драматична, путана, скандальна. Говорят про него, что был он, конечно, одаренным, но слабохарактерным. А я думаю, что это был человек необычайной силы воли, потому что жить с тем, что он носил в душе, это значило терпеть непрерывную мучительную пытку, а он с этим жил и писал прекрасные стихи. Его душа изведала взлеты и падения, радость и смертельную тоску. В его творчестве сталкивались свет и тьма, добро и зло, будущее и прошлое. Драматизм этой борьбы своеобразен: она шла в сердце нежном и легко ранимым. «Нежным дается печаль» - обронил однажды Есенин. Он знал это по себе. Его настроение – в его стихах. Грусти больше, чем радости. Он хорошо сказал: «Я, наверно, навеки имею нежность грустную русской души».
Звучит песня «Над окошком месяц»
2 ведущий:
- Итак, 3 октября 1895 года в селе Константиново в семье потомственных рязанских хлеборобов родился ребенок – Сергей. Отец его, Александр Никитович, правда, жил и работал в городе, хотя, семьей обзавелся в деревне, женившись на крестьянке Татьяне Титовой. С юных лет Сергей отличался от иных крестьянских детей. «Татьяна, твой сын отмечен Богом», - утверждал сельский священник. Можно сказать, что Сережа рос сиротой при живых родителях. Отношения в их семье не сложились. Отец служил в Москве, мать где-то искала счастья. В 3-х летнем возрасте Сергей был отдан на воспитание родителям матери. Рос, как сам рассказывал, в атмосфере народной поэзии, что и сформировало его как поэта, повлияло на его творчество. Приобщение с детства к красоте русского языка, к русскому фольклору очень важно и необходимо, и, как Пушкин, Сергей Есенин мог бы тоже о себе сказать, что он «лирных звуков наслажденье ребенком чувствовать умел».
1 ведущий:
- Читать Сергей начал с 5 лет и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. Читал Сережа много и порой, забывшись в книге, начинал громко хохотать. Чем приводил в ужас малообразованных родных: мамочка опасалась, что мальчик сходит с ума. Отношения со сверстниками не ладились – он все думал о стихах, а сельские дети считали его зазнайкой. В 9 лет поступил в Константиновское земское 4- х годичное училище, которое закончил с похвальным листом. Бабушка будущего поэта была очень набожна. В доме постоянно останавливались странники, богомольцы – распевали духовные стихи. В семье поэта пели все, особенно певуньей была мама. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен. Особенно надо отметить красоту Рязанской земли, ту красоту, которой поэт всю жизнь восхищался и воспевал ее.
Ученик: Стихотворение «Закружилась листва золотая».
Ведущий: Закончив в мае 1912 года церковно- учительскую школу, продолжать учебу в Московском учительском институте не захотел, к тому времени Есенин почувствовал себя поэтом. Стихи писал с детства, но в деревне такое занятие не поощрялось, над мальчиком смеялись, дразнились. Отец так же не одобрял занятий сына стихами. Есенин уезжает в Москву, пытается работать вначале у купца – не сработался, ушел, поступил корректором в типографию, на стихи времени не оставалось. И хотя на расстоянии многих лет Есенинский дебют выглядел триумфально - приехал в Москву, покорил ее, но это не так. Начинал Есенин далеко не блистательно: Москва, куда он приехал в 1912 году, чуть было не вернула Есенина в его «Рязани», не признав будущего знаменитого поэта. Но Есенин слишком верил в свою звезду, чтобы отступить. Он скоро понял, что в Москве, «бездушном» по его тогдашнему определению, городе, не будет благожелательно настроенной к нему аудитории. «Думаю, во что бы то ни стало удрать в Питер». Расчет на столицу был совершенно точным. В марте 1915 он года уезжает в Петербург. По сравнению с тем юношей, который появился в Москве 3 года назад, Есенин, идущий по Невскому, был уже другим человеком. Его стихи не могли не нравиться. «Свежий, чистый, голосистый!» Есенин становится модным, о нем говорит весь Петербург. За эти 3 года он навсегда расстался с мыслью о работе, о службе, о постоянном заработке. Его будущая жизнь виделась ему только как жизнь поэта, как жизнь свободного художника. Он окончательно понял, что поэзия навсегда взяла его душу, и не его судьба, не его дело – семья, дети, уют, спокойствие. Ни сил, ни желания у него для столь необходимой каждому нормальному человеку стороны его жизни не будет. Женщины, романы, увлечения – другое дело, как же поэту без них!..
1 ведущий: Женщины в творчестве Есенина играют особую роль. Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Надежда Вольпин, Августа Миклашевская, Софья Толстая, «Шаганэ ты моя, Шаганэ» – все они расцветили жизнь Есенина, но все как-то прошли мимо и не перевернули его душу. Вспомним знаменитое: «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
«Знаю я – они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою
Легкодумна вспыльчивая связь,
- Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь…»
- Есенин ни в одной из женщин не нашел опоры для себя, хотя почти все женщины прилагали к этому усилия и пытались отучить его хотя бы пить. Какие уговоры? Сам Есенин чувствовал, что все идет к концу. «А мой удел – катиться дальше вниз…».
2 ведущий: Стихотворение «Письмо к женщине».
1ведущий: Есенин самой природой не был создан для тихого семейного счастья. Женщины и вино были необходимы ему лишь как допинг для творчества, как наркотик для взбадривания. Да, он загорался, вспыхивая в любовном огне, но тут же быстро гас. Не женщины составляли главное в его жизни. Главным было творчество, желание самовыразиться, излить свои чувства в стихах.
«Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом – значит петь раздолье.
Он и пел это раздолье.
2 ведущий: Тема Родины стала основной темой творчества Есенина. Россия была не только единственной сильной любовью поэта, она была его философией, миропониманием, самой главной жизненной ставкой. С Родиной у Есенина связана и любовь к близким – матери и отцу, бабушке и деду, сестрам. Матери: «Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружись» - успокаивает он тревогу материнского сердца.
Ученик: Стихотворение «Письмо к матери».
2 ведущий: А сколько любви и нежности в строках, посвященных сестре: «Я красивых таких не видел…» и «Ты мое васильковое слово…»
Ученик: Стихотворение «Письмо сестре».
2 ведущий: Поражает своей силой и искренностью выражение любви к Родине:
«О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
- Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску».
- Вне России не было ничего: ни жизни, ни любви, ни славы. Родину чувствовал всем сердцем, «Русь» была его любимой рифмой. Как пример стихи: «Русь Советская», «Русь уходящая», «Гой ты, Русь моя родная», «Возвращение на Родину» и т.д.
Ученик: Стихотворение (отрывок) «Русь Советская».
1 ведущий: Позже, путешествуя с Айседорой Дункан за границей, осознавая и оценивая все «прелести» западной жизни, Есенин пишет:
«Боже мой!
До чего прекрасна и богата Россия!
Кажется, нет еще такой страны и быть не может!»
- Был верен и предан ей всю жизнь. Сравните: 1914 год – Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь – живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!» И 1924 год - «Но и тогда, когда по всей планете Пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть, - 90 Я буду воспевать всем существом в поэте Шестую часть земли с названьем кратким Русь!»
Время Есенина – время крупных перемен и поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны и крушением самодержавия в феврале 1917 года и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытается разобраться в происходящем: «Учусь постигать в каждой липе коммуной вздыбленную Русь…» Принял революцию. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий:
«Я человек не новый, что скрывать
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою… («Русь уходящая»)
- Переживал за все, происходящее в стране. Ему до боли в сердце жаль разрушенную Гражданской войной страну, ее русские деревни, крестьянский быт, особо близкий ему:
«Россия!
Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли,
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песий лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы.
Немолчный топот, громкий стон,
Визжат тачанки и телеги.
Ужель я сплю и вижу сон.
Что с копьями со всех сторон
Нас окружают печенеги?»
2 ведущий: Его раздумья о собственной судьбе и печальны и светлы. Поэт грустит о проходящей молодости, любви и с печальной покорностью признает:
«Вот так же отцветем и мы и отшумим, как гости сада.
Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо…».
Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды…» Проникновенно, до озноба в душе Есенин писал об ушедших днях, о боли расставания:
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость,
Знать только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой досталась».
-Прощание с молодостью, с отшумевшей юностью – вот основной мотив лирики С.Есенина последних лет:
Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне за дело,
Что б озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
1 ведущий: Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «Куда несет нас рок событий?..» Не тогда ли начался разлад в душе поэта? К осени 1925 года разлад в душе осложнился физическим нездоровьем поэта. У него были явно расшатаны нервы. Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. «Устал, - говорил он. – Так отдохни! – Не так устал. Душой…» «Я усталым таким еще не был В эту серую морозь и слизь. Мне приснилось рязанское небо И моя непутевая жизнь!» Тогда же появилась поэма «Черный человек» - это крик отчаяния. Поэт чувствовал Черного человека, чувствовал обреченность. Русь была другая. Его крестьянская Русь была другая – без крестьян, вместо Христа на стенах в избах – улыбающийся Ильич. Кризис в душе. Поэт чувствует себя виноватым. Иуда грозит ему удавкой. В результате всего этого оказался в клинике для душевнобольных. В клинике не только лечится, но и пишет стихи – «Клен ты мой опавший», «Не гляди на меня с упреком», «Ты меня не любишь, не жалеешь» и др. Звучит песня «Клен ты мой опавший»
2 ведущий: За время лечения у Есенина созрел обширный план предстоящей работы. Поэт собирался приняться за большую прозаическую вещь – роман или повесть. В голове роились новые стихи. Планировал издавать новый литературный журнал в Ленинграде, собирался стать его редактором. Первоочередное практическое решение, вытекавшее из этих планов, заключалось в том, чтобы покинуть Москву, изменить обстановку, оторваться от мнимых, мешающих ему «друзей». 21 декабря сбежал из клиники, уехал в Ленинград. Поселился в гостинице «Англетер», заняв 5-й номер на 2 этаже с окнами на Исаакиевскую площадь. Но и здесь поэт очутился в той же обстановке, от которой бежал. Вот и в тот, последний для поэта день – 27 декабря, гости были до 5 утра. Потом ушли. Двое вернулись. О чем Клюев говорил с Есениным? Что произошло в гостинице «Англетер»?
1 ведущий: Есенин остался один. Ночь с ветром и дождем. Что творилось у него в душе? Стучал к соседям – не открыли. Есенин вернулся к себе, стал на колени и веревкой привязался к трубе отопления. Ослабленный болезнью, издерганный, сбитый с принятых ранее решений, планов – поэт не выдержал очередного приступа депрессии. «Не было мертвой петли, но из этой петли нет силы вылезти». И остался Есенин в петле, прислоненный к батарее. Так и нашли его утром. Осталось письмо, последнее его стихотворение, написанное кровью – не было чернил:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,
- В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
- Его называли колдуном и сумасшедшим, кабачным повесой и лириком, тонким и нервным. Жизнь его закуталась в тайны, смерть покрылась роковой мглой.
2 ведущий: Трагическая гибель Сергея Есенина до сих пор является загадкой не только для исследователей его творчества, но и для криминалистов. Свидетельства современников весьма противоречивы. Одни утверждают, что поэт в последние годы жизни был в глубокой депрессии, и все говорило о том, что он близок к самоубийству. Другие пишут, что он был полон духовных, творческих сил, хотел жить и работать. Так ли это важно теперь?.. Он был очень гордым человеком и сильным. Слабовольный человек так бы не смог сделать. Это был его способ торжествовать над смертью – не ждать ее, а самому позвать, доказав, что она ему не страшна. Если что-то и не удалось 94 ему в жизни, то ему удалась смерть, удалось уйти так, как он хотел и считал нужным, - гордо, в разгаре цветения.
1 ведущий: Так он ушел, оставив нам свои стихи:
«Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю тихие слова.
И если осень, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком».
- Ни у одного поэта России такого крупного масштаба не было более трагической судьбы, ни к одному так жестоко не относились власти, заработавшие на издании его сочинений миллионы и мало что сделавшие, чтобы восстановить доброе имя верного сына своей России. В нашей памяти он навсегда останется молодым, красивым и непокорным, так рано сложившим голову на плаху. Да светится имя его!
2 ведущий: Настоящая слава пришла к Есенину после смерти. Сергей Есенин ушел от нас, но его стихи живут в сердце каждого истинного любителя поэзии. Да, его любимая Русь, сто раз преображенная различными властями на свой лад, осталась, несмотря на все нашествия и внутренние пагубы и вьется по-прежнему «неприглядная дорога, да любимая навек». Сергею Есенину ныне 130 лет. Звучит песня «Отговорила роща золотая».
- Маяковский рассказывал, как ему трудно писать стихи на смерть Есенина: «В этой жизни умирать не трудно, Сделать жизнь значительно трудней». А через пять лет Маяковский сидел и писал письмо: «В том, что я умираю, не вините никого, и не сплетничайте. Покойный этого не любил». Но это уже другая история.
Список использованной литературы:
1. Есенин С. Стихотворения. Поэмы. М., 1984.
2. Блохина С. Поющий во мгле //Экспресс. 2005. №10. с.84-89.
3. Есенина Е. В Константинове //Сергей Есенин. Воспоминания родных. М., 1985.
4. Наумов Е.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Л., Лениздат, 1973.
5. Слуцкий В. «Жизнь - обман с чарующей тоскою» // Литература. 2003. №23. с. 2-4.
6. Прокушев Ю. Прозрение гения: Раздумья и заметки критика // Мол.гвардия. 1995. №10. с.238-250.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 12 классе по теме "Анализ стихотворения С.Есенина"Отговорила роща золотая "в слабослышащем классе
Урок литературы в классе для слабослышащих детей...
Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»
Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»...

литературно-музыкальный вечер "Я значенье свое разгадал..." (к 120-летию со дня рождения С. Есенина)
Литературно-музыкальный вечер «Я значенье свое разгадал…» (посвященный 120-летию со дня рождения С. Есенина)Цели:1. Дать представление об истоках и художественном своеобра...

Урок чтения "С.А.Есенин. Отговорила роща золотая"
Разработка урока чтения по теме "С.А.Есенин. Отговорила роща золотая" в 9 классе коррекционной школы 8 вида...
Литературный вечер для старшеклассников, посвященный Сергею Есенину. «Отговорила роща золотая…».
ВЕЧЕР ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ…», ПОСВЯЩЁННОГО СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ...

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».
Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....

Урок:С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»
Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Он писал, зная, что его творения отзовутся и останутся в людских сердцах. На уроках, посвященных его творчеству, мы постараемся увидеть, ...