Методическая разработка музыкально-поэтического вечера Тема: «Что в имени тебе моем?»
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка музыкально-поэтического вечера
Тема: «Что в имени тебе моем?»
(Музыкально-поэтический вечер современного романса на музыку С. Крупа-Шушариной)
Концертмейстер: Ашихина Анна Анатольевна
Вокалист: Кузьмина Анастасия Владимировна
Разработчик: Ашихина Анна Анатольевна
Образовательное учреждение: ДМШ им. Гилельса г. Москвы
1. Цель мероприятия:
Для концертмейстера: реализация творческого и педагогического потенциала через синтез музыкального (аккомпанемент) и художественно-исполнительского (художественное слово) видов деятельности в рамках целостного музыкально-поэтического произведения.
Для аудитории: знакомство с синтетическим жанром камерного вокального творчества на примере романсов современного композитора С. Крупа-Шушариной на стихи русских поэтов XIX-XX вв.
2. Задачи мероприятия:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с творчеством современного композитора С. Крупа-Шушариной.
- Способствовать усвоению знаний о взаимосвязи поэтического текста и музыкальной выразительности в жанре романса.
- Формировать умение анализировать художественный образ на основе синтеза слова и музыки.
Развивающие:
- Развивать навыки ансамблевого взаимодействия (концертмейстер – вокалист).
- Развивать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость и творческое воображение учащихся.
- Совершенствовать навыки публичного выступления в качестве концертмейстера и чтеца.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и интерес к русской классической поэзии и камерной вокальной музыке.
- Формировать ценностное отношение к культурному наследию.
- Создать условия для эмоционально-эстетического сопереживания.
3. Целевая аудитория: учащиеся старших классов ДМШ и ДШИ (7-9 классы), родители, преподаватели.
4. Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление устойчивого интереса к камерной музыке и поэзии.
- формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства.
- развитие способности к эмпатии и эстетическому сопереживанию.
Метапредметные:
- умение воспринимать и анализировать синтетические художественные произведения (единство музыки и слова).
- развитие коммуникативных навыков через обсуждение услышанного.
Предметные:
- знание основных фактов биографии и творчества композитора с. крупа-шушариной.
- умение узнавать на слух и характеризовать музыкальные образы представленных романсов.
- понимание специфики работы концертмейстера в ансамбле с вокалистом.
Технологическая карта мероприятия
Этап мероприятия | Деятельность концертмейстера | Деятельность учащихся (аудитории) | Время |
1. Организационный | Приветствие аудитории. Объявление темы и формы вечера. Настройка инструмента. | Слушают, настраиваются на восприятие. | 2 мин. |
2. Мотивационный | Чтение стихотворения О. Гаджикасимова «Без музыки не проживу и дня!..». Вступительное слово о цели вечера. | Воспринимают единство слова и музыки как идею вечера. Отвечают на вопросы о роли музыки в их жизни. | 5 мин. |
3. Основной | Чтецкая работа: Объявление автора стихов, чтение поэтического произведения перед каждым романсом.Аккомпаниаторская работа: Исполнение романсов в ансамбле с вокалистом. Создание единого художественного образа через агогику, динамику, тембровое разнообразие фортепианной партии. | Воспринимают поэтический текст как программу для последующего музыкального высказывания. Слушают романсы, соотнося музыкальные и поэтические образы. | 50 мин. |
| Чтение заключительного стихотворения Т. Зубковой «Ты и музыка». Подведение итогов. Заключительное слово о силе искусства. | Участвуют в обсуждении, делятся впечатлениями, задают вопросы исполнителям. | 8 мин. |
5. Рефлексия | Ответы на вопросы аудитории. Обсуждение услышанного. | Формулируют вопросы, высказывают свое мнение о концерте, о открытых для себя новых именах и произведениях. | 5 мин. |
Итого: | 70 мин. |
Ход мероприятия (с точки зрения концертмейстера)
(Звучит фоновая музыка. Ведущая-концертмейстер выходит к инструменту)
Концертмейстер (А.А. Ашихина): Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем музыкально-поэтическом вечере «Что в имени тебе моем?». Сегодня музыка и поэзия будут звучать в неразрывном единстве, и я выступлю для вас не только в привычной роли аккомпаниатора, но и в роли чтеца.
(Читает стихотворение Онегина Гаджикасимова «Без музыки не проживу и дня!..»)
...Именно это единство мы и хотим показать сегодня, представив вашему вниманию романсы современного композитора Светланы Крупа-Шушариной на стихи великих русских поэтов.
*(Далее следует презентация о композиторе, слайды 1-8. Концертмейстер комментирует слайды)*
А теперь позвольте перейти к поэтической и музыкальной части нашего вечера.
Концертмейстер: Открывает нашу программу тонкое и изысканное стихотворение Афанасия Фета «Цветы», которое настроит нас на лирический лад.
(Читает стихотворение А. Фета «Цветы», слайд 9)
А теперь прозвучит романс на стихи Николая Гумилева «Две розы». Музыка Светланы Крупа-Шушариной.
(Исполняется романс №1)
(Далее мероприятие продолжается по заявленной в оригинальном сценарии структуре: концертмейстер поочередно читает стихи каждого поэта, объявляет номер романса и исполняет его вместе с вокалисткой. После каждого романса – минимальная пауза для осмысления.)
Концертмейстер: Наш вечер подходит к концу. И в заключение я хочу прочитать стихи Татьяны Зубковой, которые как нельзя лучше отражают то, чем мы с вами сегодня занимались – вслушивались в музыку мира.
(Читает стихотворение Т. Зубковой «Ты и музыка», слайд 19)
Мы благодарим вас за внимание и надеемся, что сегодняшний вечер подарил вам новые чувства, мысли и открытия в прекрасном мире искусства.
7. Оснащение мероприятия и технические средства обучения:
Рояль/фортепиано.
Ноутбук/компьютер.
Проектор и экран для демонстрации презентации.
Микрофоны (при необходимости для большого зала).
Презентация (PowerPoint) с портретами поэтов и композитора, названиями произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы по теме "Что в имени тебе моем"
Урок разработаны учителем русского языка и литературы МБОУ-СОШ № 3 г. Армавира Игошевой Людмилой Алексеевной. Проводится в форме литературной гостиной с использованием презентации по теме. Содер...

Методическая разработка "Музыкально-поэтическая композиция "Светлый мир" по произведениям Константина Бальмонта"
Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения "Ангажемент" окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Ли...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"
Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме « Твоя прическа скажет все за тебя »
rdquo;Твоя прическа все скажет за тебя”- внеклассное мероприятие, для учащихся 6-10 классов. Целью данного мероприятия является содействие к сплочению коллектива ш...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Спасибо, лес, тебе за всё»
Тематическое направление внеклассного мероприятия «Спасибо, лес, тебе за всё» определено в соответствии с направлениями воспитательной деятельности, обозначенными в Стратегии развития восп...

Методическая разработка музыкально-поэтического урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)...

Методическая разработка сценария творческого вечера "Литературно - музыкальный вечер поэзии о любви"
Сценарий предназначен для обучающихся 10 - 11 классов...
