Юлдашева Г.К. Игра-конкурс "Встречают по одежке, провожают по уму"
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему

 

Внеклассное мероприятие по технологии, которое  можно организовать  с учащимися 9 классов. Игра-конкурс развивает творчество, фантазию, познавательный интерес, гибкость ума   учащихся. Использование материалов из истории костюма, элементов фольклора, познавательных сведений  по теме способствует  расширению кругозора. Учащиеся проявляют свои сценические данные, артистизм, находчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган

 

 

                                                    (8-9 классы)        

                                                                                     

                                  Технология коллективных творческих дел

 

 

                                                           

 

                                                                                     Юлдашева Гульшат Калеевна,  

                                                                                     учитель      технологии

                           

                 

Цели:   обучающие :

             расширить кругозор подростков;

             научить решать задачи, используя смекалку, изобретательность;

            воспитательные:

             воспитать эстетический вкус,

            приобщить к изучению исторического и культурного наследия прошлого;

            формировать чувство коллективизма

           познавательные:

            развивать познавательный интерес к истории одежды 

Оформление: Плакаты «Чтобы жить – надо уметь что – нибудь делать»

                                                                                  М.Горький.

« Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не  любит свою историю»  

                                                                               Ф. Абрамов.

     Вступительное слово учителя.

                                                         

Уже на заре развития человечества был создан первый покров- одежда или костюм для защиты тела от холода и помощи в борьбе за выживание. Прямыми предшественниками одежды , оказывается, являлись  татуировка и окраска  тела, а также нанесение на него магических знаков, с помощью которых люди пытались предохранить себя от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе друзей.

В разные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальность и сословную принадлежность, имущественное положение и , конечно, возраст. Костюм во многом раскрывает психологию людей прошлого и настоящего, порой иногда позволяет заглянуть в будущее. Мода обладает одним важным качеством - она почти мгновенно реагирует на события  жизни народа, на смену взглядов и воззрений  в духовной сфере.  Наша  сегодняшняя игра  о моде, об одежде .

Учащиеся приветствуют игроков.

 Ведущая начинает игру приветствием  и дает задание продолжить пословицы, которые говорят о важности труда.

Без дела жить — /только небо коптить/.

Без отдыха и/ конь не скачет/.

Без работы день/ годом кажется/.

Без терпенья нет /уменья/.  

Без труда жить – только/ небо коптить/.  

Без труда не вынешь/рыбку из пруда/.

Бери ношу по себе, чтоб/ не кряхтеть при ходьбе/.

Боишься - не делай, /делаешь - не бойся/.

Была бы охота, а впереди /еще много работы/.

Была бы твердая воля - и гора /превратится в поле/.  

Велик телом, да/ мал делом/.

Готовь сани летом, а/ телегу – зимой/.

Делать как-нибудь, так /никак и не будет/.

Дело мастера/ боится/.

Делу время -/потехе час/.

Доброе начало /полдела откачало/.

Думай ввечеру, /что делать поутру/.  

Душу вложишь -/ все сможешь/.  

Ест за вола, а работает/ за комара/.

За двумя зайцами погонишься - /ни одного не поймаешь/.  

За много дел не берись, а/ в одном отличись/.

За один раз дерева/ не срубишь/.

Захочешь - на гору вскочишь, а не захочешь/ - и с горы не съедешь/.

Земелька черная, а/ белый хлеб родит/.  

К чему душа лежит, к тому и /руки приложатся/.

Какие труды, такие/ и плоды/.  

Клади картошку в окрошку, а любовь/ в дело/.  

Кончил дело - /гуляй смело/.

Кто не работает, тот /не ошибается/.

                       

Для участия в  следующем конкурсе приглашаются по одному участнику от команды, владеющему карандашом и обладающему творческой  фантазией.

Ведущая: Вы не раз рассматривали в журналах модели одежды, да и сами рисовали в тетрадях эскизы модных платьев и костюмов. Попробуйте стать Юдашкиным или Зайцевым и по нашему заказу сделайте эскиз любого костюма Бабы-Яги, либо парадно- выходной костюм Иванушки – дурачка, либо домашний костюм Змея Горыныча, либо спортивный костюм Водяного.

/ Звучит песня  «Какие люд в Голливуде» из репертуара группы «Комбинация»/ 

Ведущая объявляет конкурс капитанов «Что в черном ящике?

Приглашаются  капитаны команд.

 По описанию угадайте засекреченное слово из лексикона прошлого и современного.

1. Для того  чтобы сшить это изделие, необходимо знать только две мерки: обхват талии и длину изделия.  Что это за изделие? /Юбка - « полусолнце»/

2. Вначале этот предмет изготовлялся из рыбных и других костей. На смену  костяным пришли бронзовые, затем железные, а в домах богатых людей – серебряные предметы. Долгое время этот предмет изготавливался  вручную. Сначала его ковали, один конец загибали, а второй затачивали. Но когда была придумана волочильная доска, этот предмет стал гораздо более изящным, гладким , а главное прочным. Что это за предмет?

/Ответ: игла/.

3.В черном ящике  находится тонкая плотная хлопчатобумажная ткань, названная по названию китайского порта Тсетунг.Что это за ткань?

/Ответ: сатин/

4. В черном ящике  находится тонкая  полупрозрачная льняная  или хлопчатобумажная  ткань полотняного переплетения, сделанная  из наиболее тонкой крученой пряжи, названная по имени создателя- фламандского мастера ХII века де Шамбре.

/Ответ: батист/

Конкурс костюмов

 Ведущая:  А сейчас демонстрация моделей. Каждая команда демонстрирует костюм определенного периода времени 20 века ./ 20-е, 40-е, 60-е, 80-е годы. Домашнее задание/

 

Ведущая: Встречаем по одежке!

  Под музыку выходят «топ – модели» команд и начинается  показ моделей.

Зрители  поддерживают выступающих аплодисментами. Каждая из участниц показа  показывает номер, который позволит ей выигрышно представить свое изделие. Это могут быть стихи, песни, танцы того времени.  

Ведущая: Спасибо! Мы вас провожаем по уму! Молодцы! Команды представили  свои костюмы очень интересно.

Ведущая: А сейчас проведем блиц-турнир. Блиц означает быстрый. Вы должны ответить на поставленные вопросы, и победит та команда, которая быстрее ответит на них.

  1. Какая обувь в огне не рождается, огнем закаляется,
    долго носится, никак не сносится?
    (Подкова.)
  2. Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным.)
  3. Весь мир одевает, а сама нагишом. (Иголка.)
  4. На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток.)
  5. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клу-
    бок ниток.)
  6. Сидит девица в темной темнице, плетет узор — ни
    ниток, ни узлов.
    (Пчела или паучиха.)
  7. Сложишь — клин, разложишь — блин. (Зонт.)
  8. Как можно использовать пустой футляр от губной по-
    мады?
    (Вставить кусочек мела.)
  9. Откуда пришла мода? (Италия. «Итальянский» период
    в истории моды приходится на эпоху Ренессанса XIVв. Толь-
    ко в XVII в. стиль одежды стал диктовать Париж.

   10.О каком городе сказал легендарный Казанова, что он
является единственным городом мира, внешний вид кото-
рого полностью меняется через 5—6 лет?
(О Париже.)

  11Кому принадлежат слова: «Всякая мода выходит из
моды, стиль же — никогда». Ей же принадлежит модель
вечно изящного маленького черного платья, она же автор
знаменитых духов?
(Коко Шанель.)

  12 Этот кутюрье считал, что женщина тогда прекрасна,
когда она естественна, его девиз — «Платье должно делать
женщину счастливой». Но он же «заставил» женщину балан-
сировать на высоких тонких каблуках. Его именем названа
самая известная парфюмерная фирма?
(К. Диор.)

13 Греет ли нас шуба? (Нет, лишь сохраняет тепло.)

14 Какая одежда согревает душу? (Душегрейка.)

15. Как называлась на Руси шуба с мехом— внутри и сна-
ружи?
(Доха.)

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри .

 Ведущая: У вещей, как и у людей , своя жизнь: долгая ли, короткая. Ушли в прошлое лапти и чуни, салопы и кафтаны, примусы и утюги на углях. Но нет-нет да всплывет старое в новом. В  следующем достаточно трудном конкурсе  мы спрятали слово. А вы по различным описаниям должны угадать это засекреченное слово из лексикона прошлого современного языка. Вспомните строки А.С. Пушкина: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Боливар всего лишь модная шляпа. Но прежде был борец за освобождение  народов Латинской Америки, отважный генерал Боливар, по имени которого и названа эта шляпа. Вам необходимо по двум  описаниям узнать хитрое слово.

  Задание «Страна загадок».

1.Неширокая оборка, которая используется для отдел-
ки платьев, блузок, нижних юбок.

Предмет, необходимый в игре в бадминтон. (Волан.)

2.        Головной убор, являющий собой компромисс между
цилиндром и фетровой шляпой.

Незаменимая вещь в походе, в нем готовят пищу на костре. (Котелок.)

3.        Мягкая, рыхлая, тяжелая хлопчатобумажная ткань с
ворсом, применяемая для шитья белья, в основном
детской одежды.

Их любят рассказывать охотники, рыбаки, преувеличивая свои трофеи. (Байка.)

4.        Вид галстука.

Насекомое с красивыми крыльями. (Бабочка.)

5.        Ткань с гладкой, блестящей поверхностью.

С его помощью определяют географическое положение страны, города, села, реки и т.д. (Атлас.)

6.        Высокий стоячий щегольской воротник русского кафтана, закрывающий весь затылок.

    Главная масть карт, которая в игре может побить все остальные карты. ( Козырь)                                            

 7. Укороченная и облегченная винтовка.

Застежка особой конструкции на комбинезонах, рюкзаках и т.п. (Карабин/

8.        Мягкая, очень эластичная кожа, выделываемая в основном из шкур овец и коз. Используется для изготовления галантерейных изделий. Например, перчатки, верх обуви.

Порода охотничьих собак северной лесной зоны. (Лайка.)

9.        Украшение в виде перьев или конских волос на головных уборах (обычно военных) или на головах лошадей в торжественных церемониях.

Титул верховного правителя в мусульманских странах. (Султан.)

10. Городской газонный цветок желто-оранжевого цвета с характерным запахом.

Бархатная ленточка черного цвета, которую женщины носили на шее, чтобы оттенять ее белизну. (Бархотка.)

11.Маленькие разноцветные стеклянные шарики или металлические зерна разной формы со сквозными отверстиями; используются для вышивания, украшения женских нарядов.

    Его не рекомендуют метать перед свиньями. (Бисер.)

12 Популярный станок для бритья высокого    качества.
   Универсальный предмет одежды как мужской,  так и женской.
(Жилет.)

  1. Плотная, довольно тяжелая шелковая ткань из искусственного волокна, идущая на шитье женских костюмов, платьев.

Летняя широкополая шляпа из соломки или жесткого полотна. (Панама.)

14.        Мужской головной убор — складной цилиндр, имевший специальный механизм внутри, который позволял складывать шляпу в продольном направлении: это было необходимо, так как этикет конца 30-х годов XIX в, не позволял мужчинам входить в гостиную без шляпы в руке.

       В   помещении его носили под мышкой сложенным.

  Маленькая вредная старушка из мультфильма про Крокодила Гену и        Чебурашку. (Шапокляк.)

15.        Женские украшения, типичные для моды рококо. Они  имели различную форму: кружков, четырехугольников, карточных мастей, цветков, птиц, рыб, насекомых и, зверушек,. Эти маленькие модные украшения появляются; как раз в эпоху самых объемных туалетов. Они «садятся» не только на лоб, но и на шею, декольтированную грудь, плечи и прочие части тела.

      Двукрылые летающие насекомые, крайне неприятные  своей назойливостью, являются переносчиками опасных заболеваний. (Мушки).

Ведущая объявляет  конкурс косметологов( приглашаются по 2 члена из каждой команды)

Русские женщины белились и румянились настолько неискусно, что искажали свою красоту, нанося слишком много краски.  

Ведущая  дает задание: используя подручные средства ( мел, уголь),  сделайте макияж на манер древнерусских красавиц.  

Жюри  подводит итоги игры.

 Заключительное слово учителя. Команды проявили    смекалку, творчество, продемонстрировали   свои знания, подготовленность. Мы увидели столько  фантазии в их костюмах.  Одежда – это очень интересная и увлекательная тема  для изучения. Она может быть простой и сложной, примитивной и некрасивой, удивительно прекрасной, смешной. Одежда – это  история    жизни народа, страны, рассказывающая многое о  них. Мы убедились: встречают  по одежде, но провожают по уму. Спасибо всем участникам и гостям!

Литература.

1.Бешенков А.К.,Бычков А.Б.Методика обучения технологии.5-9 классы. Москва.:Дрофа,2003.

2. Неделя технологии в средней и начальной школе.Вологоград:Учитель,2007

3.Интернет-ресурсы

 

 МОУ «Лицей №1».    Юлдашева Гульшат Калеевна, п.Тюльган                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юлдашева Г.К. Рассказ "Бабушка Хабиба"

В феврале 2010 года приняла участие в международном  литературном  конкурсе "Купель" по произведениям А.Костюнина.В номинации "Проза" ("Читательское голосование")  мой рассказ "Бабушка ...

Юлдашева Г.К. Презентация . Вязание крючком .

Презентация "Вязание крючком" может  использоваться на уроке в 7, 9 классах. Помещены  работы , которые связаны мною, я их демонстрирую на уроке. Использованы интернет- ресурсы.Презент...

Юлдашева Г.К.Рукоделие, 9 класс,« Вязание крючком. Обвязывание платочков кружевом»

Урок  для 9 класса из раздела "Художественная обработка ткани.Вязание крючком."Урок построен так, что учащиеся знакомятся с историей возникновения платочков и учатся обвязывать платочки кружевом,...

Психологический тренинг для подростков "Встречают по одежке"

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». Помогает установить контакт, вызвать интерес друг к другу....

Беседа на тему "Встречают по одежке, а провожают..."

Данная разработка предназначена для проведения внеклассной беседы в 5-6 классах, готовилась в рамках конкурса "Учитель года"....

Занятие с элементами тренинга для учащихся 7-9 классов "По одежке встречают, по уму провожают".

Данное занятие  предназначено для психологов, классных руководителей. Цель занятия: формирование информационного пространства учащихся, развитие мотивов самоактуализации, формирование навыков раб...

познавательная игра -конкурс "Встречают по одежке, по уму провожают"

Расширить кругозор воспитанниц; научить решать задачи, используя смекалку, изобретательность; воспитать эстетический вкус; приобщить к изучению исторического и культурного наследия прошлого....


 

Комментарии

Грязнова Валентина Сергеевна

Замечательное мероприятие, актуальное и очень красивое! Вязание крючком - не каждому под силу!

enlightenedВаленитна Сергеевна" Спасибо за отзыв!