Главные вкладки

    Методическая разработка по технологии (8 класс) по теме:
    Методические рекомендации по теме: Творческий и технологический подход к изготовлению точеных изделий из древесины.

    методические рекамендации по точению древесины

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по теме:

    Творческий и технологический подход

    к изготовлению точеных изделий из древесины.

     Цель работы: Рассмотреть организацию и проведения занятий кружка «Художественная обработка дерева» в школе.

    В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:

    1. Рассмотреть теоретические основы организации и проведения кружка

    2. Теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность организационно-методического обеспечения

    3. Сделать выводы и сформулировать рекомендации по теме «Творческий и технологический подход к изготовлению изделий из дерева».

    Вся   работа основывается на практических и теоретических аспектах, согласно которой процесс преподавания кружковой деятельности изготовления точеного  изделия будет более эффективен, если процесс обучения будет строиться на основе разработанного организационно-методического обеспечения.

    В процессе разработки методической рекомендации  использовались следующие методы: теоретический и практический анализ проблемы кружковой работы, изучение положительного опыта учителей нашей школы и ЦДТ.

    Практическая значимость  определяется тем, что в нем собран и обобщен достаточно интересный для учителей технологии и студентов педвуза методический  материал по проблеме организации кружковой деятельности и изготовлению точеного изделия из дерева.

    Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения - это качества, без которых невозможен эффективный труд  ни в одной сфере человеческой деятельности.

    Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных и эстетических  материалов. Оно не только доступно в обработке, но и красиво само по себе

             Могу рассказать о том, как в простых условиях школьных мастерских  можно с детьми изготавливать несложные, но интересные изделия, в которых присутствуют почти все способы обработки древесины.

     В начале занятия всегда даю инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в мастерских, т.к.  кабинет технологии является кабинетом повышенной опасности. Напоминаю детям о том, что обязательно надо помнить, что вы приходите в кабинет технологии здоровыми и веселыми и должны уйти здоровыми, веселыми, жизнерадостными.  

    В начале нашего знакомства с детьми я выясняю способности  ребенка: умения рисовать, умения мыслить технически. Показываю разные породы древесины с разными пороками (сучками, червоточинами, косослой, трещинами). Некоторые дети сразу могут увидеть в них уже почти готовых персонажей или даже изделия.  Однако не все дети могут хорошо работать руками,  если есть талантливые, я с ними стараюсь заниматься индивидуально, давать задачи посложнее. Основная масса учеников через некоторое время начинает подтягиваться, и в конечном итоге на практических занятиях почти все выравниваются. Я поощряю взаимопомощь детей, если у кого-то не получается что-то, то обязательно поможет тот, кто уже выполнил эту операцию. Он может проконсультировать  и показать приемы выполнения. У нас принято: научился сам, научи товарища. Между собой у учеников это получается доступней и понятней. Кроме того, у того, кто научил, появляется гордость: он стал наставником, а в  дальнейшем и другом.  Я учу выполнять работы, не торопясь, уверенно (7 раз отмерил - один раз отрезал). Для точности постоянно повторяю: оставлять 1-2 миллиметра -  припуск на  обработку. Учу, как пилить правильно по линии, рядом со стороны заготовки или рядом, со стороны детали. Конечно, велико счастье, когда ученик  изготовит самостоятельно свою первую  разделочную доску, выточит скалку  и т.д.

    Я сам люблю обрабатывать  древесину на токарном станке. Для мальчиков механизация – машины играют большую роль в жизни. Я их учу  бережному отношению к инструментам и к оборудованию. Постоянно делаю акцент на то, что можно увидеть человека сразу, каким он будет хозяином, когда вырастет,  по его работе и состоянию рабочего места. У меня в кабинете 3 станка, которые постоянно работают. Дети учатся следить и ухаживать за ними, т.к. если не проводить техническое обслуживание станков и не делать перерывы, станки выходят из строя. Поэтому  график работы: 40 мин проработал, 20 мин перерыв. Дети в это время могут заняться  обдумыванием новых композиций, или их изображением на заготовках.

    Изготовление любого изделия осуществляется через выполнение творческих проектов. Творческий проект  только тогда творческий, когда ученик изучает соответствующую литературу, проводит исследовательскую деятельность,  анализирует, аргументирует свою деятельность, делает выводы.

    Заключение

    На основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы.

    I. Мощным рычагом воздействия на знания, умения и навыки учащихся по технологии является кружковая работа. По мнению ведущих методистов, кружковая работа только тогда эффективна, когда соблюдается ряд принципов работы:

    1. Принцип активности.

    2. Принцип связи с жизнью.

    3. Принцип учёта уровня жизненного опыта учащихся.

    4. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

    5. Принцип учёта возрастных особенностей учащихся.

    6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении кружковой работы по основам безопасности жизнедеятельности.

    Кружковая работа реализуется в различных формах и видах. Она планируется, подготавливается на основе теснейшей связи с обязательным курсом технологии и обучением основам безопасности жизнедеятельности. Кружок как одна из форм внеклассной работы имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Занятия в кружке способствуют совершенствованию умений и навыков, которые формируются у учащихся на уроке.

    Примерный план по изучению темы «Точение»

    1.Изготовление цилиндрических деталей ручным способом

    а) Цилиндрических деталей (ручки для с/х инвентаря)

    б) Конусовидных деталей  (изготовление указки)

    в) Изготовление винтовых (спиральных, пазов) вокруг цилиндрической детали, обязательно научить приемам измерения, измерительным инструментом (эти темы заставляют задуматься, как упростить и ускорить процесс выполнения таких задач). Все однозначно приходят к мнению: надо механизировать процесс. Появляется  актуальность изучения токарного станка. 

    2.  Устройство и тактико-техническая характеристика токарного станка (Т.Б при работе, изучается возможности обработки, приемы закрепления  заготовок, какой максимальный размер заготовки можно закрепить на данном станке

    Токарный станок для обработки древесины СТД-120М:

    / — основание (стол); 2 — электродвигатель; 3 — станина;
    4— ограждение ременной передачи; 5— кнопочный
    выключатель;
    6— светильник; 7— передняя бабка;
    8 — шпиндель; 9 — подручник с кареткой;
    10— задняя бабка; // — защитный экран

    Рис. 29. Шпиндельные приспособления для крепления заготовок
    при точении:
    а — патрон; б— планшайба; в— трезубец

    Рис. 30. Крепление детали: о — в патроне винтом; б — трезубцем
    с поджатием центром задней бабки

    3. Приемы точения (черновое, чистовое и фасонное) первые моменты точения,  правильная хватка реера и майзеля, приемы нанесения рисок, обработка шлифованием, полировка. Если конечную обработку (полировку) детали произвести с помощью кусочка ДВП то на поверхности вращающейся заготовки под воздействием температуры появится природная глазурь, т.е. выделяется целлюлоза.

    4. Художественное точение древесины

               

    а) Склеенные заготовки - разных по цвету текстур темных и светлых (по радиальному срезу, по тангенциальному срезу, высверливание сучков, заделывание трещин) 

           

       б) Точение плоских деталей на специальных приспособлениях

               в) Эксцентриковое точение (со смещением осевых центров) 

               г) Точение фанеры (плохо точится,  требует специального инструмента работать желательно в респираторе) для старших кружковцев.

    5. Отделка изделий (выжигание рисок, выбор по зернистости шлифовальной шкурки, нанесение  рисунка, выполнение резьбы на цилиндрической поверхности, покрытие лаком)

    Литература

    1. Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков [Текст] / А.С. Адаменко. - М.: Аваста+, 2003. – 164 с.

    2. Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся [Текст] / В.Е.Алексеев. - М.: Педагогические технологии, 2004. – 188 с.

    3. Губенков, С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах [Текст] / С.Ю. Губенков. – М.: Исток, 2002. – 162 с.

    4.Галикин М.С . Декаротивные работы по дереву на станках М 1999.-с110

    4. Карачев, А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся [Текст]/ А.А. Карачев // Школа и производство. - №2. – 1997. - С. 10.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ по литературе

    В работе представлены методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ  по литературе. Разработка включает в себя приложение, представляющее вариант творческого исслед...

    Художественное точение изделий из древесины

    Цели: научить учащихся вычерчивать чертеж точеной детали или читать готовый, подбирать резцы для выполнения работы, контролировать качество изготовленной детали....

    Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по МДК 01.03 «Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда»

    Методические рекомендации по выполнению практических  и лабораторных работ по МДК 01.03 «Техническое оснащение торговых организаций  и охрана труда»...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 1

    Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2

    Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

    Методический семинар по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)

    Материал содержит опыт работы в данном направлении с использованием  различных приемов, методов, технологий, направленных на развитие познавательной активности школьников, поддержание интереса к ...

    Презентация к методическому семинару по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)

    Презентация содержит представление опыта на слайдах, включает фото, диаграммы, таблицы....