Урок технологии в 7-м классе Тема урока: «Художественное точение изделий из древесины»
методическая разработка по технологии (7 класс)

Парамоненко Александр Николаевич

Предлагаю вашему вниманию урок по технологии в 7 классе на тему: "Художественное точение изделий из древесины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_tochenie_.docx637.17 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель технологии

ГБОУ СОШ № 645

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Парамоненко А.Н.

Урок технологии в 7-м классе

Тема урока: «Художественное точение изделий из древесины»

Цель: Расширение знаний, умений и технологических навыков творческой деятельности учащихся по теме « художественное точение изделий из древесины»

Задачи:

  • продолжить формирование основных технологических понятий;
  • продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделки (художественная роспись резьба или выжигание).
  • научить учащихся вычерчивать чертежи точной детали или читать готовый;
  • подбирать резцы для выполнения конкретной работы,
  • контролировать качество изготовленной детали;

Тип урока:  Комбинированный                                                            

 Методы: Словесный, практический, иллюстративный.                                  

Оборудование: Для практической работы: станок СТД-120М, набор токарных резцов, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.                                                                                               

 Предполагаемый результат:

- умение выделять главное и существенное из полученных знаний;                

 - умение планировать и контролировать ход своих действий при изготовлении изделия;                                                                                                              

 - умение применять полученные знания на практике.

Объект труда  Подставка.                                                                

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.

  1. Повторение пройденного материала.

Учитель: Раздаёт учащимся изделия из древесины и предлагает выбрать стамески или резцы, с помощью которых эти детали были изготовлены.  Ученик: Выбирают виды стамесок и профильных резцов, которыми точили изделия.

Учитель: Оцените друг друга: правильно ли каждый из вас  выбрал инструменты? Объясните, почему подобрали такое соответствие.

Ученик: Подобрали  такие стамески потому что, вначале заготовку обтачивают «черновой полукруглой» стамеской, затем профильным резцом вытачивают нужные конические и фасонные элементы детали. Окончательно деталь отделывают наждачной бумагой (на бруске) и бруском из твердой породы древесины полируют.

Учитель: как вытачивают конические и фасонные поверхности?

Ученик: Точение (токарная обработка) – это обработка снятием стружки поверхности тел вращения.  Характеризуется вращательным движением заготовки (главное движение) и поступательным движением инструмента – резца (подача).

Учитель: Как же получить коническую деталь? Сначала скажите, что такое «конус»?

Конус  ( лат. Conus, от греч. Konos ) – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника около одного из его катетов; объём конуса равен V=1/3 πr2 , а площадь боковой поверхности S=πr l. Боковая поверхность конуса есть часть конической поверхности. В деталях конической формы радиус переменный, и точки поверхности образуют конус.

Для получения конической детали необходимо:

  • полукруглой стамеской выполнить черновое точение с припуском 5-8 мм на чистовую обработку. Удобнее и чище заготовка точится с большего диаметра к меньшему. Волокна древесины при этом хорошо подрезаются и не задираются
  • закрепить коническую заготовку для чистовой обработки в трезубце;
  • закрепить подручник;
  • выполнить чистовую обработку косой стамеской от большого диаметра к меньшему.

Для получения фасонных изделий  применяют различные стамески, чтобы получить конические, цилиндрические, сферические и другие поверхности. Скругления углов называют галтелями. «Галтель» - от немецкого «желоб». До получения фасонных поверхностей заготовке придают цилиндрическую форму, обтачивая ее полукруглой стамеской. Линейкой и карандашом размечают места переходов различных поверхностей на вращающейся заготовке.

При вытачивании выпуклых и вогнутых поверхностей стамеску перемещают от большего диаметра к меньшему. Лезвие при этом  перемещают одновременно в продольном и поперечном направлениях.

Учитель:  Чем и как контролировать профиль фасонной поверхности?

Ученик:  Диаметры в поперечном сечении, не снимая детали со станка, удобно контролировать предельными калибрами. Предельные калибры имеют два размера:

- непроходной (НЕ);

- проходной (ПР).

Применяются два вида калибров:

- калибр-скоба – для контроля вала;

- калибр- пробка - для контроля отверстия.

E:\Documents and Settings\Коля\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator EX\2009_11_28\IMG_0002.jpg

Учитель:  Молодцы вы правильно, выполнили практическое и теоретические задания, вы отлично владеете ранее пройденным материалом. Оценка ответов учащихся.

  1. Введение в тему урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с художественным точением изделий из древесины.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Учитель: Ребята мы живём в удивительной стране, которая богата не только историческими событиями, но и народными традициями. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохранило традиции и опыт, накопленный веками. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий труд мастера. Сообщение темы урока.

C:\Users\Олег\Desktop\фото из школы\IMG_0287.JPGC:\Users\Олег\Desktop\фото из школы\IMG_0299.JPG

        

Чтобы вытачивать детали разнообразных форм, надо, естественно, иметь соответствующие приспособления для захвата и крепления заготовок на токарном станке. Основными из них являются патроны, которые с одной стороны навинчиваются на шпиндель станка, а с другой — удерживают заготовку. В зависимости от формы точеного изделия и размера заготовки подбирают и способ крепления. Точение подставки будем выполнять на станке СТД-120М в патроне.  При этом следует учитывать, что от надежности крепления заготовки зависит не только качество изготовленной детали, но в значительной степени и безопасность работы. Поэтому надежно закрепленной считается заготовка, если ее конец будет вставлен в гнездо патрона на глубину не менее 1/5 длины изделия и будет плотно прилегать к его внутренним стенкам. Для этого конец заготовки, вставляемый в патрон, протачивают по внутреннему размеру патрона. Затем заготовку крепят в патроне и вместе с ним навинчивают на шпиндель передней бабки станка. При выемке полости следует помнить, что длина внутренней поверхности обрабатываемой детали не может быть большой, так как по мере удаления места точения от патрона увеличивается рычаг силы, который может сорвать заготовку с патрона. Кроме того, возникает биение свободного конца заготовки в момент ее обработки, вызванное недостаточной твердостью древесины.

С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения.

Каждый народ использует в первую очередь те материалы, которые распространены в данной местности. Россия всегда была богата лесом, поэтому обработка дерева и производство художественных изделий из древесины издавна носят у нас национальный характер. Дерево всегда было под рукой, на всё годилось, легко поддавалось обработке. Именно из него создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни. Дерево – материал, обладающий исключительными и своеобразными пластическими качествами. Дерево – это живой материал. И, как каждый живой организм, оно имеет свои, присущие только данному виду особенности строения, выраженные, в частности, в его текстуре и цвете. Исходя из этих основных особенностей древесины, в качестве материала для выполнения точения пасхальных яиц была выбрана сосна и берёза, для точения подставок мы изготовили специальные фасонные резцы, все выточенные изделия тщательно шлифуем.

фасонные резцы

C:\Users\Олег\Desktop\Символы на яйцах\фрезы.jpg


          ПодставкиC:\Users\Олег\Desktop\Символы на яйцах\подставки.jpg

  1. Вводный инструктаж.

Довести до сведения учащихся требования и правила безопасности при нахождении в столярно-слесарной мастерской. Учащиеся расписываются об ознакомлении с вводным инструктажем в журнале регистрации учета инструктажей.

  1. Самостоятельная работа.                                                                            

 Используется технологическая карта

  1. Текущий инструктаж. 

Индивидуальный, фронтальный в случае необходимости при повторении ошибок.  

  1. Самостоятельная работа.

Контроль за выполнением работы и выполнением правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.

  1. Заключительный инструктаж. Уборка  рабочих мест. Оценка работы уч-ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА «ДЕРЕВООБРАБОТКА» ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА».6 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА  «ДЕРЕВООБРАБОТКА»  ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ вклчает в себя поя...

Художественное точение изделий из древесины

Цели: научить учащихся вычерчивать чертеж точеной детали или читать готовый, подбирать резцы для выполнения работы, контролировать качество изготовленной детали....

«Художественная обработка изделий из древесины» 6 класс. Модульно - кейсовая технология на уроках 5-8 классах.

«Модульно - кейсовая технология на уроках 5-8 классах.КС – это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося  перед выбором  путей ...

Урок «Художественное точение изделий из древесины. Изготовление матрешки».

Тема урока: «Художественное точение изделий из древесины. Изготовление матрешки».Цель урока: Создать условия для формирования общего представления о художественной обработке изделий из дре...

Конкурсы на уроках технологии Подборка методического материала для урока технологии

  Конкурсы можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект наблюдается при проверке знаний учащихся. Такие уроки могут быть проведены как обобщающе-повторительные, на которых у у...