Статья "Оценка эффективности профессионального самоопределения"
статья (технология) по теме

Петрова Ольга Николаевна

 

В данной работе представлены методы оценки, как в целом  профориентационной работы, так и эффективности отдельных занятий.  Педложенный материал позволит не только оценить,  но и вовремя скорректировать профориентационную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocenka_effektivnosti_professionalnogo_samoopredeleniya.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

В практической педагогике и психологии до сих пор сложнейшие проблемы связаны не столько с методами работы, сколько с осознанием сущности психолого-педагогической помощи школьнику. В наиболее сконцентрированном виде эти проблемы представлены в профессиональном самоопределении как интегрирующем направлении работы с учащимися. Нерешенность их нередко приводит к следующим издержкам:

  1. взаимному непониманию между психологами-профконсультантами и их руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов);
  2. непониманию между профконсультантом и его клиентами (например, когда родители и сами школьники ожидают одного, а получают совсем иную помощь);
  3. непониманию между коллегами-психологами (что выражается во взаимных упреках и обвинениях в «непрофессионализме»);
  4. неадекватной самооценке профконсультантом своего труда. К этому можно добавить, что саморазвитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профконсультационной помощи.

Существует несколько подходов к оценке эффективности профориентационной работы. Во-первых, по самому «факту выбора» профессии, учебного заведения и места работы. Но при этом далеко не всегда используется помощь профконсультантов. Во-вторых, применяются различные «количественные» подходы. Например, сколько учащихся было «охвачено» теми или иными профориентационными мероприятиями и профконсультациями, каков процент выбравших профессию по отношению к еще не определившимся и т.п. По сравнению соценкой работы по факту выбора здесь уже можно судить и о содержании профконсультационной помощи, но данный подход также не позволяет оценить ее качество, раскрыть сущность оказываемой помощи.

Когда говорят о «качественной» оценке эффективности профессионального самоопределения (третий подход), то обычно пытаются понять, какие изменения произошли в плане его мотивации, отношения к самому процессу профессионального самоопределения, в расширении информационной и когнитивной базы выбора, в формировании и развитии волевой и исполнительной составляющих действий подростка, а также ценностно-нравственной основы самоопределения и согласования профессиональных выборов с выборами жизненными и личностными.

Несмотря на то, что в области профессиональной ориентации уже выполнено множество диссертационных исследований, где каждый соискатель с помощью определенных критериев и показателей проверяет эффективность новых (предлагаемых им) форм и метолов работы, использовать большинство таких критериев и показателей на практике невозможно, поскольку многие из них носят узкоспециализированный характер (направлены на оценку лишь отдельных, изучаемых аспектов самоопределения) и не позволяют оценить эффективность профессионального самоопределения во всей его целостности и сложности. Кроме того, большинство используемых в специальных исследованиях критериев и показателей эффективности связаны со сложными и громоздкими вычислениями, что также затрудняет их практическое применение.

Поскольку главный критерий и показатель эффективности профориентационной работы – это сама человеческая жизнь (состоявшаяся или несостоявшаяся), оценить которую можно лишь через множество лет, то обсуждаемая проблема приобретает особую сложность. Ведь получается, что мы можем предполагать, насколько в будущем оправдаются профориентационные рекомендации, но не вправе утверждать однозначно, что помощь, оказанная подростку, была наиболее оптимальной. Еще Е.А.Климов выделил четыре основные группы отсроченных по времени показателей эффективности профессионального самоопределения:

  1. реальный выбор;
  2. успешность, реалистичность его;
  3. «психофизиологическая цена»;
  4. удовлетворенность совершенным выбором. Но имея в виду, что профконсультант должен оценивать свою работу непосредственно в ходе ее проведения, отдаленные по времени (долгосрочные) показатели эффективности самоопределения обязательно должны быть дополнены сегодняшними, оперативными.

В жизни часто встречается несоответствие изначально запланированных профессиональных выборов с реальными. Например, многие подростки, прежде чем совершить тот или иной профессиональный выбор, проигрывают в своем воображении самые разные взаимоисключающие и взаимоотрицающие варианты. Но самое главное, что этот процесс (проигрывание различных вариантов) продолжается и дальше, а в своих более развитых формах он присутствует даже у взрослых специалистов (например, когда они планируют свое дальнейшее профессиональное развитие, решают вопрос о смене профессии и места работы, о приобретении новой специальности и т.п.).

Гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив – это важнейшее условие полноценного самоопределения, особенно в условиях значительных социально-экономических изменений, происходящих в современной России (неизменный профессиональный план – это «мертвый» план, не соответствующий реальности). Поэтому для профконсультанта важно не столько его наличие у подростка на данный момент, сколько формирование у него самой способности строить и постепенно корректировать свои перспективы.

Наконец, можно выделить и такую проблему в оценке качества самоопределения, как психологические, физиологические и даже материальные «затраты» на реализацию намеченных профессиональных планов. С точки зрения традиционной экономики, чем меньше затраты при достижении желаемого результата, тем эффективнее («экономичнее») та или иная деятельность. Но в психологии и педагогике действуют иногда и несколько иные законы. В частности, в профконсультации возможны случаи, когда только после определенных переживаний и даже «ошибок» возможно полноценное самоопределение и, наоборот, иногда упрощенный, непрочувствованный, но внешне благополучный выбор впоследствии может оказаться для человека причиной его жизненной неудачи.

Профессиональное и жизненное самоопределение – это сложнейшая человеческая проблема, и далеко не всегда она решается в виде благополучного «увеселения», «забавы» или простенькой, бесконфликтной игры. При таком понимании самоопределения задача профконсультанта – не столько обеспечить бесконфликтность (бесчувственность) внутренних усилий подростка, сколько организовать проблемную (а значит, внутренне конфликтную) ситуацию размышлений о своей будущей жизни, но обязательно постараться удержать эту конфликтность во внутреннем плане, не позволив ей вылиться наружу и реализоваться в необдуманных действиях и поступках.

Таким образом, можно выделить основные требования к критериям и показателям оценки эффективности профконсультационной работы:

  1. компактность, удобство при практическом использовании;
  2. возможность оценивать профессиональное самоопределение во всей целостности (с выделением самого существенного);
  3. сочетание количественных и качественных методов оценки, затрагивающих не только внешние действия и поступки, но и внутренний мир (чувства, переживания мысли) самоопределяющегося человека;
  4. «понятность» критериев и показателей не только для профконсультанта, но и для самих подростков (возможность самооценки успешности своих профессиональных выборов);
  5. прогностичность оценок, которая позволила бы не только оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некоторый достигнутый результат), но и рассматривать сам процесс профессионального самоопределения в его динамике и, таким образом, предсказывать предполагаемые результаты.

В нынешних нестабильных условиях именно прогностичность профессионального самоопределения становится важнейшим фактором его эффективности. На первый план в работе со школьниками-подростками выступает не столько определение их готовности к данной (выбираемой) профессии, сколько прогнозирование ее этической и смысловой (личностной) приемлемости для них в ближайшей перспективе. Но поскольку такое перемещение акцентов в работе профконсультанта наверняка не всеми будет понятно и принято, то «ориентированная на перспективу» помощь подростку в профессиональном и личностном самоопределении должна осуществляться ненавязчиво, желательно даже на фоне традиционно выполняемых задач профконсультации. В такой ситуации говорить о конкретных результатах профконсультационной помощи становится еще труднее и главным критерием ее эффективности выступает не какие-либо общепринятые показатели, а сама профессиональная и гражданская совесть конкретного профконсультанта.

При выделении критериев и показателей профориентационной работы следует ориентироваться не только на конкретные результаты (выборы), сколько на формирование самой готовности эти выборы совершать, т.е. готовности к самоопределению. Отсюда можно несколько уточнить главную (идеальную) цель профессионального самоопределения, которая состоит в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного) или, говоря иначе, готовности рассматривать себя, развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла. Причем сущность профконсультационной помощи заключается в том, чтобы помочь подростку находить личностно значимые смыслы в выбираемой трудовой деятельности, а также в самом процессе профессионального самоопределения, что позволит ему стать реальным субъектом своих выборов. Формирование у него такой готовности будет составлять главный результат профконсультационной помощи. Однако в подобной формулировке данный критерий эффективности оказывается через чур  абстрактным для профконсультанта – практика, поэтому необходимо его уточнить.

Первый этап такого уточнения - это выделение  основных групп профконсультационных задач и уровней их решения. Условно можно выделить следующие четыре группы задач профессионального самоопределения:

  1. информационно-справочная, просветительская помощь;
  2. психодиагностическая помощь (в идеале – это помощь подростку в самопознании);
  3. морально-эмоциональная поддержка самоопределяющего человека;
  4. помощь в принятии конкретного решения и построении реальных профессиональных планов.

Каждая из выделенных задач может быть решена на различных уровнях:

1-й уровень – задача решается преимущественно профконсультантом при пассивной позиции подростка, т.е. «вместо» него;

2-й уровень – «совместное» решение проблемы профконсультантом и подростком (взаимодействие, диалог, сотрудничество);

3-й уровень – у подростка постепенно формируется внутренняя готовность самостоятельно и осмысленно решать свои проблемы (в идеале на каком-то этапе работы он может обойтись и без профконсультанта). При общей оценке эффективности своего труда профконсультант в состоянии оценить, какие задачи и  на каком уровне ему удалось решить в каждой консультации.

Второй этап уточнения главного критерия эффективности – это оценка качества схемы построения личной профессиональной перспективы (ЛПП), где в обобщенном, интегрированном виде представлены все основные составляющие профессионального самоопределения:

  1. осознание ценности честного, общественно полезного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения);
  2. осознание необходимости профессионального образования;
  3. общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа выбора);
  4. общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения, в том числе престижности выбираемой деятельности и всего образа жизни;
  5. выделение главных личностных смыслов в выбираемой деятельности;
  6. выделение дальних профессиональных целей и их согласование с другими важными жизненными целями;
  7. выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;
  8. знание конкретных выбираемых целей (микроинформационная основа выбора);
  9. знание своих достоинств и недостатков, которые могут повлиять на успешность достижений целей;
  10. знание путей преодоления своих недостатков и подготовки к выбору профессии;
  11. знание внешних препятствий на пути к целям (кто и что может помешать);
  12. знание путей преодоления внешних препятствий;
  13. наличие резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту);
  14. начало практической реализации профессиональной перспективы.

Каждый из этих компонентов ЛПП может быть оценен по условной 5-бальной шкале:

1 балл – подросток даже не собирается об этом задумываться;

2 балла – хотел бы об этом задуматься, но пока у него нет никаких мыслей и представлений;

3 балла – есть минимально конкретизированные мысли и представления;

2 балла – имеются достаточно конкретные варианты выбора, мысли и представления, но есть трудности  с их обоснованием;

5 баллов – имеются конкретные и хорошо обоснованные мысли и представления по данному компоненту, которые не противоречат соображениям по другим компонентам схемы ЛПП.

В индивидуальной беседе (или при организации письменного опроса) профконсультант может оценить подростка по каждому из этих компонентов в начале цикла занятий (или консультации) и в конце, что позволит выделить определенные изменения и даже саму динамику развития его профессиональных намерений. Иногда полезно бывает попросить школьника оценить качество своих ответов по такой же 5-балльной шкале, предварительно познакомив его с правилами оценки (например, поупражняться сначала в оценивании анонимного письменного ответа его сверстника из другой школы). Но такой способ оценки эффективности профориентационной работы может показаться слишком громоздким. В этом случае профконсультант может выделить из представленной выше схемы ЛПП 5-7 наиболее значимых компонентов и уже по своему усмотрению провести оценку профессиональных планов подростка по упрощенному варианту.

Если кому-то, наоборот, покажется, что данный способ оценки эффективности носит слишком обобщенный характер, можно каждый из компонентов схемы ЛПП рассмотреть более подробно, выделив в нем: информационную составляющую (знание того, о чем идет речь); отношение к данному знанию и своим возможным будущим поступкам; исполнительскую составляющую (умение реализовать свои мысли по каждому компоненту и по всей схеме ЛПП в целом) и т.п. Естественно, для оценки каждой такой составляющей схемы построения ЛПП необходимо подобрать (или разработать) специфические методы и способы интерпретации результатов.

Следует особо рассмотреть возможности использования в качестве показателей эффективности профессионального самоопределения результаты различных психодиагностических методик по выявлению направленности, способностей, качеств личности и т.п. Традиционное обоснование возможности рассмотрения подобных результатов как показателей эффективности примерно следующее: профессиональные планы считаются обоснованными лишь тогда, когда результаты тестов показывают соответствие мотивов и способностей данного подростка требованиям выбираемой профессии. В определенном смысле такая логика рассуждений вполне приемлема, но к сожалению, многие забывают о том, что мотивы со временем могут меняться, а профессиональные способности окончательно формируются в самом труде, поэтому ориентация на результаты таких психодиагностических обследований имеет лишь вспомогательное значение при оценке обоснованности профессиональных планов. При этом на первое место, как уже отмечалось выше, должна быть поставлена такая способность, как самостоятельное и осознанное построение и дальнейшая постоянная корректировка самим подростком профессиональных и жизненных перспектив своего развития.

Перспективным здесь может оказаться метод использования специальных задач-ситуаций, разбирая которые по определенной схеме подросток не только упражняется в анализе ситуаций самоопределения, но и демонстрирует свою готовность к подобному анализу. Оценивать такую готовность (и саму динамику ее развития) можно с использованием обычных школьных оценок (или более дифференцированных их систем, например 7-или 10-балльных шкал), а сами задачи-ситуации любой педагог легко может составить, используя анонимные примеры. При этом, такие задачи должны быть не слишком громоздким и в кратком виде отражать основные характеристики ситуации выбора профессии (см. в качестве примера таких характеристик основные компоненты схемы построения ЛПП или же известные «восемь основных факторов выбора профессии»  - по Е.А. Климову).

Для оценки эффективности отдельных занятий можно использовать следующие оперативные способы. В конце некоторых занятий или консультаций можно попросить подростков письменно оценить их по условной 10-балльной шкале, используя следующие критерии:

  1. интересность, увлекательность;
  2. полезность (что узнали нового или удалось ли по новому взглянуть на уже известное);
  3. собственная активность (не только устные высказывания или реальные действия, но и работа мысли на уроке).

На этом же листке можно попросить кратко обосновать свои баллы-оценки, а также дать несколько советов-пожеланий профконсультанту, с тем, чтобы аналогичное занятие он сумел провести более успешно. Собрав листочки, профконсультант может подсчитать средние баллы для класса по каждому из этих критериев, а также посмотреть, сколько (каков процент) учащихся из общего числа готовы обосновать свои баллы и предложить идеи по улучшению занятий.

Опыт использования этого несложного способа показал, что наиболее строги подростки в самооценке собственной активности, а также выявил готовность многих из них вполне доброжелательно помогать профконсультанту « улучшать» свои занятия. Все это позволят не только оценивать качество конкретного занятия, но и проводить сравнительную оценку различных профориентационных занятий и даже сравнивать эффективность их проведения разными профконсультантами. Характерно и то, что данный способ с интересом воспринимается подростками (ведь они фактически «оценивают» преподавателя, выступая в качестве самых строгих «экспертов»), но лучше не использовать его часто в одном и том же классе, поскольку и он может наскучить школьникам.

В индивидуальной профконсультации можно применить следующий несложный прием: спрашивать в конце каждой встречи консультируемого подростка, помогла ли ему данная беседа (обычный ответ «помогла») и сразу же уточнить, в чем именно (часто подростки затрудняются дать четкий ответ). Этот прием полезен и профконсультанту (для получения обратной связи от консультируемого школьника), и самому подростку (для лучшего осознания смысла только что проделанной работы). Заметим, что не совсем удачные (вразумительные) ответы многих подростков не должны слишком сильно огорчать профконсультанта, поскольку нередко истинный эффект совместной работы будет осмыслен школьниками много позже.

Особую роль в оценке эффективности практической профконсультационной помощи играет метод наблюдения. Можно выделить примерно такие его критерии: эмоциональная включенность в занятие (неравнодушие к происходящему); деловая включенность; общая удовлетворенность от совместной работы и др. По каждому из таких критериев должны быть выделены показатели (например, можно использовать условную 5-балльную шкалу). Желательно, также как-то фиксировать результаты своего наблюдения, а затем, и обобщить их (подсчитать, например, на каких занятиях, и какую именно, активность подростки демонстрируют больше всего, и соответственно скорректировать свою работу). Если профконсультант работает с этими подростками на постоянной основе, то на базе данных наблюдений он может проследить динамику развития готовности конкретных учащихся к самостоятельному и осознанному самоопределению. Лучше всего такая готовность может проявлять в игровых формах работы, при проведении дискуссий и т.п.

Наконец, в общей оценке результатов своей работы профконсультанта должен учитывать мнения и результаты труда других специалистов (прежде всего педагогов) по каждому конкретному учащемуся. И хотя педагоги-предметники непосредственно профориентацией не занимаются (она переживает сегодня далеко не лучшие свои времена), но реально они также вносят немалый вклад не только в профессиональное, но и в личностное самоопределение подростков. Поэтому в «чистом» виде сложно оценить вклад каждого взрослого (педагога, профконсультанта, родителя) в решение подростком профориентационных проблем, В такой ситуации безукоризненный математический  «подсчет» эффективности оказывается весьма затрудненными и вообще проблематичным. Это, в свою очередь, заставляет искать принципиально новые подходы к оценке (и самооценке) труда профконсультанта. Перспективным представляется здесь разумное сочетание методов формальной (общепринятой, объективной) оценки, о которых кратко говорилось выше, с методами интуитивными, субъективными, основанными на профессиональном и жизненном опыте профконсультанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА

Собран материал о работе Ресурсного центра по физике на базе МБОУ "Верхнеуслонская гимназия"...

ДОКЛАД «Взаимодействие с семьей как условие эффективного профессионального самоопределения старшеклассников».

Школа, семья, общественность формируют подростка как будущего активного члена нашего общества. Решение актуальных задач подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности во многом зависит от ...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Использование проектных задач во внеурочной деятельности как эффективный инструмент профессионального самоопределения школьников

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Поэтому профориентация должна стать одним из приоритетов дея...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...

Эффективные формы и методы активизации профессионального самоопределения школьников

Эффективные формы и методы активизации профессионального самоопределения школьников...

Театр моды, как эффективный способ профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Расширение коррекционной развивающий среды для социализации, и профессионального самоопределения обучающихся с ментальными нарушениями...