Образовательная программа "Художественная обработка металла"
рабочая программа по технологии (8,9,10,11 класс) по теме

Воронов Константин Викторович

Образовательная программа "Художественная обработка металла" адресуется педагогам дополнительного образования и учителям технологии, ведущим кружковую работу по данной тематике. Программа расчитана на работу с учащимися в возрасте 14 - 17 лет. Программа реализуется в течение 2-х лет, в обеме 360 часов (1 год обучения - 144 часа, 2 год - 216). Основные формы проведения занятий: сообщение информации, показ образцов изделий, эскизов, практическая работа, обсуждение художественных достоинств изделий и разрабатываемых проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского и юношеского творчества Красносельского района

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ДДЮТ

______________________

Альбицкая Т. А.

ОСНОВАНИЕ

Решение педсовета ДДЮТ

от ____________________

Протокол № ___________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА"

Возраст учащихся:        14 - 17 лет

Срок реализации:                2 года обучения

Объем программы:        360 учебных часов (I год обучения - 144 часа

   II год - 216 часов

Автор-составитель:                          педагог дополнительного образования

                                           Воронов Константин Викторович

Программа создана в 2008 году

Санкт-Петербург

2008 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Художественная обработка металла – увлекательный вид творческой деятельности. С полным основанием можно утверждать, что история художественной обработки металла имеет тот же возраст, что и сама история металлообработки. Один из ярчайших персонажей греческой мифологии бог-кузнец Гефест не только ковал мечи, но и в совершенстве владел техникой выколотки, чеканки, виртуозно инкрустировал бронзовые изделия золотом, оловом, серебром. Древние верили, что кузнецу под силу выковать не только меч и подкову, но и слово, голос, песню. Конечно, такому представлению о кузнеце способствовала некоторая таинственность его профессии, постоянная связь с огнем и водой – с двумя почитаемыми стихиями. И действительно, талант, и искусство художника-кузнеца в соединении с этими стихиями рождали из обычного металла истинные произведения декоративно-прикладного искусства, которые можно сравнить с прекрасной звонкой песней. И эти, застывшие в металле песни, пришедшие к нам из глубин веков, украшают теперь многие музеи мира. И каждый современный художник-кузнец мечтает выковать свою песню.

Актуальность программы «Художественная обработка металла» заключена в создании условий для формирования творческой личности, развития художественного вкуса учащихся и воплощение его в предметах декоративно-прикладного назначения, сделанных из металла.

Программа относится к научно-технической направленности дополнительного образования детей и предполагает общекультурный уровень освоения.

Исходя из изложенного, можно сформировать основную цель программы – это развитие творческого потенциала ребенка. Конечная цель программы – способствовать становлению творческой личности. 

Задачи программы:

Обучающие:

1. Познакомить учащихся с историей зарождения и становления художественной обработки металла.

2. Изложить основные сведения о металле, познакомить учащихся с диаграммой железо – углерод, с основными закономерностями термической обработки металлов.

3. Познакомить учащихся с основными видами художественной обработки металла - просечным металлом, чеканкой, художественным литьем, художественной ковкой.

4. Обучить воспитанников основным операциям при кузнечных работах, познакомить учащихся с основными инструментами и оборудованием, используемыми при кузнечных работах и правильными и безопасными приёмами работы.

5. Обучить технологии выполнения отдельных кузнечных операций, ковкой отдельных элементов и всего изделия от составления эскизов до отделки готового изделия.

6. Научить самостоятельно создавать и изготавливать изделия из металла декоративно - прикладного назначения.

Развивающие:

1. Пробуждение творческих возможностей учащихся. Формирование устойчивого интереса к художественной обработке металла.

2. Освоение детьми эталонов творчества в сфере художественной обработки металла.

3. Формирование художественного вкуса и творческого мышления.

4. Организация творческой высокохудожественной среды, стимулирующей проявление и развитие у детей внутренних возможностей к творчеству.

5. Разработка детьми индивидуального творческого процесса в области художественной обработки металла.

Воспитательные:

1. Формирование и развитие следующих личностных характеристик:

- ответственность и независимость;

- самостоятельность в наблюдениях, разработках, чувствах, обобщениях, выводах;

- открытость ума (готовность поверить своим и чужим фантазиям.);

- восприимчивость к новому и необычному;

- эстетическое чувство, чувство прекрасного, чувство гармонии, стремление к красоте, стремление украсить и гармонизировать окружающий мир.

2. Воспитание у ребёнка осознания ценности творческих черт своей личности.

3. Воспитание у ребёнка внимательности ко  всем свойствам окружающей среды.

На основании учебно-тематического плана программы строится образовательный процесс. Все темы в плане расположены так, чтобы была обеспечена взаимосвязь между ними, а практическая деятельность учащихся опиралась на знания, полученные в школе на уроках художественно-эстетического и естественно-научного циклов и на предыдущих занятиях. Особое внимание уделяется формированию и развитию художественно - эстетического вкуса учащихся, развитию художественных способностей.

Образовательная программа рассчитана на учащихся старших (9-11) классов средней школы. Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения (144 ч) – для детей в возрасте 14-15 лет в группе 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Второй год обучения (216 ч) – для детей в возрасте 15-17 лет в группе 12 человек. Занятия - 2 раза в неделю по 3 учебных часа.

Основные формы проведения занятий: сообщение информации, показ образцов изделий, эскизов, практическая работа, обсуждение художественных достоинств разрабатываемых проектов.

Способы проверки результативности освоения учащимися программы:

  1. экспресс-диагностика после прохождения каждой темы;
  2. тестовые задания по остаточным знаниям;
  3. мини выставки внутри коллектива;
  4. анализ выполненных работ.

Основные формы подведения итогов реализации программы:

  1. отчетная школьная выставка работ учащихся;
  2. отчетная районная выставка с демонстрацией лучших творческих работ учащихся.

.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Название темы

Количество часов на занятия

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

2

2

Основы безопасности труда.

1

1

2

3

Основные сведения о металле.

4

2

6

4

Основные виды художественной обработки

металла.

4

2

6

5

Просечной металл.

4

28

32

6

Чеканка.

4

26

30

7

Художественное литье.

4

24

28

8

Художественная ковка.

6

8

14

9

Кузнечные инструменты и оборудование, используемые при художественной ковке.

6

18

24

Итого

35

109

144


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

1. Вводное занятие.

История возникновения и развития художественной обработки металла, использование его в быту, в интерьере, в городском и ландшафтном дизайне, оформлении фасадов зданий, балконов, решеток и т. д. Показ наглядных пособий (фотографий), готовых изделий, выполненных руководителем и учащимися, просмотр слайдов, альбомов. Знакомство учащихся с мастерской и её оборудованием.

2. Основы безопасности труда.

Основные инструменты (слесарные, кузнечные), используемые при художественной обработке металла. Примеры правильной и безопасной работы этим инструментом. Назначение, устройство станков и техника безопасности при работе на этих станках (по мере прохождения соответствующих разделов программы). Специальные технологические приспособления и безопасные приемы работ, связанные с их использованием.

Практика: действия при возникновении травмы и оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

3. Основные сведения о металлах.

Класс химических элементов - «металлы», их физические и декоративные свойства. Выделение из всего многообразия металлов тех, которые широко применяются в художественной обработке. Виды сортового металла, такие как жесть, лист, пруток и т. д. Сведения о получении металлов и приобретении сортового металла. Демонстрация образцов металлов и декоративно-прикладных изделий из различных металлов.

Практика: лабораторная работа по изучению физических и декоративных свойств образцов металлов и сплавов (сталь, алюминий, медь, латунь, бронза).

4. Основные виды художественные обработки металла.

Основные виды художественной обработки металла, такие как: просечной металл, чеканка, художественное литьё, художественная ковка

Практика: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными в технике просечного металла, чеканки, художественного литья, художественной ковки.

5 Просечной металл.

Материалы и инструменты, используемые для техники просечного металла и технология просечных работ.

Практика: изготовление учащимися изделий из просечного металла: подставки для утюга, подсвечника, просечного декора фонаря, флюгера.

6. Чеканка.

Материалы и инструменты, используемые при выполнении чеканки, технология выполнения чеканки и правильные и безопасные приёмы работы.

Практика: выполнение учащимися учебных и декоративных изделий, украшенных чеканкой – панно, тарелок, сосудов и т. п.

7. Художественное литье.

Материалы, применяемые для художественного литья, инструменты, оборудование и технология литейного дела. Технике безопасности при работе с электронагревательными приборами (муфельными печами), работе с расплавленным металлом.

Практика: изготовление учащимися  литых изделий – сувениров.

8. Художественная ковка.

Материалы, применяемые для художественной ковки, их физико–механические свойства. Закономерности, происходящие в железоуглеродистых сплавах в результате их термической обработки, диаграмма состояния железо-углерод, основные операции, используемые при термической обработке сталей (закалка, отпуск).

Практика: проведение лабораторной работы по термической обработке инструментальной стали с испытанием механических характеристик образца, выполнение учащимися простейших кузнечных операций - осадки, изгиба, кручения.

9. Кузнечные инструменты и оборудование, используемые при кузнечных работах.

Рабочее место кузнеца, оборудование, основные инструменты и приспособления. Устройство стационарного и походного горнов, наковальни, оснащение кузнецы. Оборудование, применяемое для локального разогрева металла: муфельные печи, газовые горелки, паяльные лампы. Техника безопасности при работе с раскаленным металлом и нагретым кузнечным оборудованием. Кузнечные инструменты и технологические приспособления. Правильные и безопасные приемы работы этими инструментами. Изготовление кузнечных инструментов.

Практика: лабораторная работа по разогреву металла в муфельной печи, опытное знакомство с изменениями физико-механических характеристик металла, происходящих в результате нагрева, выполнение отдельных операций по пластической деформации разогретого металла.

ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

По итогам освоения программы 1-го года обучения учащиеся:

Приобретут знания:

- по истории зарождения и развития художественной обработки металла и о перспективах ее применения для художественного преобразования окружающей среды;

- об основных направлениях в художественной обработке металла;

- об оборудовании, инструменте и приспособлениях, применяемых в основных направлениях художественной обработки металла;

- о кузнечных инструментах, приспособлениях и оборудовании, применяемых при кузнечных работах;

об основных материалах, применяемых для художественной обработки металлов и их свойствах;

- об основных положениях техники безопасности при художественной обработки металлов.

Научатся:

- приемам правильной и безопасной работы с различным инструментом;

- работать на сверлильном, токарном и заточном станках;

-технологическим приемам художественной обработки металла по направлениям: просечной металл, чеканка, художественное литье;

- выполнять эскизы художественных изделий из металла;

- изготавливать художественные изделия в технике пройденных разделов (просечной металл, чеканка, художественное литье);

- приемам работы ручным кузнечным инструментом.

должны овладеть терминологией, иметь представление обо всем многообразии ручного кузнечного инструмента, уметь правильно определять вид и назначение каждого инструмента, и приемы работы с этим инструментом.

Приобретут опыт творчества:

- при прохождении разделов программы у ребят формируется и развивается художественный вкус, возникает необходимость художественного преобразования действительности, стремление к совершенству и самосовершенству;

- при проведении практических работ у ребят формируется и развивается самостоятельность, мастерство, творческая индивидуальность.

Приобретут опыт эмоционально ценностных отношений:

- возникновение интереса к творческой деятельности;

- поддержание его устойчивости и широты;

- периодическое испытание чувства удивления и восхищения;

- проявление радости от использования своих возможностей;

- развитие художественного вкуса, стремление к красоте и гармонии;

- открытие новых впечатлений.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Название темы

Количество часов на занятия

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

2

2

Основы безопасности труда.

1

1

2

3

Основные кузнечные операции, правильные и безопасные приемы работы.

4

28

32

4

Эскизирование кованых изделий, эскизирование отдельных элементов, создание рабочих чертежей.

4

20

24

5

Кованые элементы, их классификация, терминология.

4

14

18

6

Технология ковки и предварительная обработка отдельных элементов.

6

30

36

7

Технология соединения отдельных элементов.

4

8

12

8

Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах.

4

18

22

9

Технология ковки сложного изделия.

2

6

8

10

Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий.

6

36

42

11

Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла, знакомства с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства, создания эскизов и рабочих чертежей.

2

5

7

12

Организация и проведение выставок работ учащихся.

2

7

9

13

Заключительное занятие.

2

2

Итого

43

173

216


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

1.Вводное занятие.

Достижения в области художественной обработки металла, перспективы развития данного направления декоративно-прикладного творчества. Показ образцов, фотографий, рисунков, альбомов. Демонстрация изделий, выполненных в предыдущие годы как учащимися, так и опытными мастерами.

2. Основы безопасности труда.

Инструменты, используемые при художественной ковке.  Приемы правильной и безопасной работы этими инструментами. Назначение и устройство металлообрабатывающих станков, правильные и безопасные приемы работы на станках и  с нагревательными приборами (при прохождении соответствующих разделов программы).

Практика: действия при возникновении травмы и оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

3. Основные кузнечные операции.

Основные кузнечные операции, такие, как разделительные операции (обрубка, разрубка, вырубка, просечка), осадка, протяжка, пробивка и прошивка, гибка, скручивание (свивание и закрутка), сварка (кузнечная сварка, электродуговая сварка).

Практика: разогрев стальных заготовок в муфельной печи и выполнение учащимися основных кузнечных операций.

4. Эскизирование кованых изделий, эскизирование отдельных элементов, создание рабочих чертежей.

Рисование эскизов кованых изделий (на основе знаний и навыков, полученных учащимися в школе на предметах художественно-эстетического цикла). Прорисовка эскизов  кованых изделий в целом и отдельных их элементов. Далее, на основе эскизов, создание рабочих чертежей в натуральную величину всего изделия и отдельных его элементов.

Практика: рисование эскизов кованого изделия и отдельных его элементов, создание рабочих чертежей в натуральную величину.

5. Кованые элементы - классификация и терминология.

Общепринятая классификация кованых элементов и их терминология.  Применение кованых (в том числе стандартных) элементов в различных изделиях.

Практика: разбивка кованого изделия на отдельные элементы, выделение стандартных элементов.

6. Технология ковки и предварительная обработка отдельных элементов.

Технология ковки отдельных элементов,  выбор инструмента и приспособлений для данного вида работ, практическая ковка и предварительная обработка отдельных элементов для сложного изделия.

Практика: разогрев стальных заготовок из малоуглеродистой стали в муфельной печи, ковка отдельных элементов (изгибов, закруглений, волют и т.п.), предварительная обработка отдельных элементов.

7. Технология соединения отдельных элементов.

Способы соединения отдельных элементов в сложном изделии – замковые соединения, заклепочные, сварные и технология получения этих соединений, показ образцов сложных кованых изделий с различными способами соединения отдельных элементов.

Практика: соединение отдельных элементов замковым соединением, заклепочным соединением и с помощью электросварки.

8. Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах.

Теория электродуговой сварки, назначение и устройство сварочного оборудования и техника безопасности при производстве сварочных работ. Технология выполнения сварочных работ, применяемых при сборке кованого изделия из отдельных элементов. Приемы работы специальными приспособлениями для правильного соединения и фиксации отдельных элементов.

Практика: подготовка сварочного оборудования к работе, организация рабочего места к выполнению сварочных работ, проведение мероприятий по обеспечению правил техники безопасности и пожарной безопасности при проведении сварочных работ, выполнение горизонтальных и вертикальных швов, сварка элементов кованого изделия, соединение и фиксация отдельных элементов изделия с помощью струбцин и специальных приспособлений.

9. Технология ковки сложного изделия.

Технология ковки сложного изделия, начиная с выбора (создания) эскиза будущего изделия, заканчивая окончательной его отделкой.

Практика: анализ учащимися образца готового сложного изделия и самостоятельное составление подробной технологии его изготовления с указанием необходимых материалов, кузнечных инструментов, приспособлений и оборудования, расчленение учащимися сложного изделия на отдельные элементы, определение способа изготовления каждого из элементов и способа их соединения в сложном изделии, определение учащимися операций предварительной отделки необходимых на отдельных этапах работы, самостоятельное изготовление сложного (желательно авторского) кованого изделия без окончательной его отделки.

10. Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий.

Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий, инструменты и оборудование, применяемые для этих целей. Механические способы отделки (огранка, набивка, крацевание, шлифование, полирование) и химические способы декоративной отделки поверхности изделия (оксидирование, воронение омеднение).

Практика: овладение учащимися инструментами для предварительной и окончательной отделки кованых изделий, отделка кованых изделий механическими способами, отделка поверхности изделий омеднением.

11. Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла и знакомства с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.

Основные направления по применению компьютера в художественной обработке металла:

-информационно - справочное;

-применение компьютерной графики для эскизирования изделий и построения рабочих чертежей.

Практика: отработка учащимися практических навыков на компьютере с использованием возможностей Интернет компьютера в художественной обработке металла.

12. Организация и проведение выставок работ учащихся.

Участие в школьных, районных и городских выставках декоративно- прикладного и технического творчества учащихся. Участие в подготовке выставочного оборудования и помещений для проведения выставок.

13. Заключительное занятие.

Анализ наиболее удачных работ учащихся, рекомендации по самостоятельной работе. Обсуждение перспективных планов, эскизов и проектов на следующий учебный год. Проведение конкурсного тестирования учащихся.


ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

По итогам освоения программы 2-го года обучения учащиеся:

 Приобретут знания:

 - о современном состоянии и тенденциях в области художественной обработки металла;

- об основных кузнечных операциях;

- о технологии ковки отдельных элементов сложного изделия;

- об электродуговой сварке и технологии выполнения сварочных работ в художественной ковке;

- о способах предварительной и окончательной отделки кованых изделий и технологиях их выполнения;

- по применению компьютера в процессе изготовления изделий декоративно- прикладного искусства.

Освоят следующие умение и навыки:

- использовать справочную литературу, компьютерные технологии;

- рисовать эскизы будущих изделий, создавать рабочие чертежи;

- правильно подбирать материалы;

- применять традиционные и новаторские технологии в художественной обработке металлов и создании высокохудожественных кованых изделий;

- творчески преобразовывать окружающую среду, подчинять ее законам гармонии и совершенства.

Приобретут опыт творчества:

- возможность раскрыть и реализовать свой творческий потенциал в области художественной обработки металла;

- освоение разнообразных технологий и способов творческой деятельности;

- решение всевозможных эстетических задач разными способами художественной выразительности;

- постижение гармонии окружающего мира , постижение чувства прекрасного;

- применение накопленных знаний и умений в новых творческих разработках.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГРУППЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема или раздел программы

 

Форма занятия

Приемы и методы

организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал и техническое обеспечение

Формы

подведения итогов

1

Вводное занятие.

Рассказ.

Беседа.

Альбомы, рисунки, фото,

изделия.

2

Основы безопасности труда.

Рассказ, практическое занятие по оказанию

первой медицинской помощи.

Выполнение заданий

«делай как я».

Инструкции по Т/Б, аптечка, средства пожаротушения.

зачет

3

Основные сведения о металле.

Рассказ, демонстрация образцов.

Лабораторная работа.

Образцы различных металлов, диаграмма состояния железо-углерод.

зачет

4

Основные виды

художественной

обработки металла

Рассказ, показ рисунков, альбомов,

готовых изделий,

выполнение эскизов

Демонстрация образцов, альбомов, зарисовка эскизов.

Рисунки, фото, альбомы,

образцы готовых изделий.

тестирование

5

Просечной металл.

Рассказ, выполнение эскизов, практическая работа.

Выполнение заданий

по образцу, разработка и выполнение творческого проекта.

Эскизы, изделия, ручной

инструмент для работы с

просечным металлом, листовой металл.

зачет, выставки

6

Чеканка.

Рассказ, выполнение эскизов, практическая работа.

Выполнение заданий

по образцу, разработка и выполнение творческого проекта.

 Эскизы, изделия, ручной

инструмент для выполнения

чеканки, листовой

металл.

зачет, выставки

7

Художественное

литье.

Рассказ, выполнение эскизов, моделей, практическая работа.

Выполнение заданий

по образцу, разработка и выполнение творческого проекта.

Эскизы, изделия, пластилин, глина, гипс, литейные формы, муфельная печь, металл (силумин, олово, бронза).

зачет, выставки

8

Художественная

ковка.

Рассказ, показ рисунков, готовых

изделий.

Зарисовка эскизов,

показ способов деятельности.

Эскизы, фото, кованые

изделия.

зачет

9

Кузнечные инструменты и

оборудование.

Рассказ, показ инструментов, приемов работы. Практическая работа с инструментами.

Показ способов деятельности.

Ручной кузнечный инструмент и приспособления, слесарный инструмент,

переносной горн,

муфельная печь.

зачет

10

Основные кузнечные операции, приемы

работы.

Рассказ, практическая

работа по освоению

основных кузнечных

операций.

Выполнение заданий

«делай как я».

Ручной кузнечный инструмент и оборудование,

слесарный инструмент,

переносной горн, муфельная печь.

зачет

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГРУППЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема или раздел

программы

Форма занятия

Приемы и методы

организации учебного процесса

Дидактический материал и техническое обеспечение

Формы

подведения

итогов

1

Вводное занятие.

Рассказ.

Беседа.

Альбомы, рисунки, фото, изделия.

Обсуждение

2

Основы безопасности труда.

Рассказ, практическое занятие по оказанию

первой медицинской помощи.

Выполнение заданий

«делай как я».

Инструкции по Т/Б, аптечка, средства пожаротушения.

Зачет

3

Основные кузнеч-

ные операции,

приемы работы.

Практич. занятия по

углублению навыков

выполнения основных кузнечных операций.

Выполнение заданий по образцу, анализ выполненной работы.

Выполнение заданий по образцу, проектирование.

Кузнечный инструмент и оборудование, слесарный инструмент.

Зачет

4

Эскизирование

кованых изделий и отдельных элементов, создание рабочих чертежей.

Рассказ, демонстрация эскизов и изделий, рисование эскизов и рабочих чертежей.

Демонстрация, зарисовка эскизов.

Бумага ватман, копировальная бумага, чертежный инструмент и лекала.

Зачет, тестирование

5

Кованые элементы

их классификация

терминология.

Рассказ, демонстрация эскизов и кованых элементов.

Выполнение заданий

«делай как я», выполнение заданий по образцу.

Эскизы, кованые элементы.

Зачет

6

Технология ковки

и предварительная

обработка отдельных элементов.

Рассказ, показ изделий, практические занятия по соединению отдельных элементов.

Выполнение заданий по образцу.

Кузнечный инструмент и оборудование, металл для ковки (пруток, квадрат, полоса).

Зачет

7

Технология соединения отдельных

элементов.

Демонстрация, выполнение заданий «делай как я».

Кузнечный и слесарный

инструмент, соединяемые

элементы, металл для ковки.

Зачет

8

Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах.

Рассказ, изучение

оборудования, практические

занятия по освоению

технологии электродуговой сварки.

Проектирование, разработка и исполнение творческого проекта.

Электросварочное оборудование, электроды, свариваемые элементы.

Анализ экспериментов

9

Технология ковки

сложного изделия.

Рассказ, показ образцов, практические занятия

по освоению ковки

сложного изделия.

Выполнение заданий по образцу, выполнение заданий «делай как я».

Кузнечное и слесарное

оборудование, металл для ковки.

Зачет

10

Технология предварительной

и окончательной

отделки кованых

изделий.

Рассказ, практические занятия по технологии

предварительной и окончательной отделки кованых

изделий.

Показ способов деятельности, исследовательская работа.

Оборудование для предварительной

и окончательной отделки

кованых изделий.

Зачет, выставка,

конкурс

11

Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла и знакомства с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.

Рассказ, практическое

занятие.

Показ готовых работ.

Компьютер, программное обеспечение, принтер,

ксерокс.

Зачет, анализ результатов расчета, конкурс

12

Организация и проведение выставок работ учащихся.

Сообщение, демонстрация,

рассказ, обсуждение

Дискуссия, анализ

выполненной работы.

Эскизы, готовые изделия, выполненные учащимися и опытными мастерами

Выставка,

тестирование

13

Заключительное

занятие.

Беседа, просмотр изготовленных работ

Собеседование, демонстрация, показ работ.

Образцы работ, видеоматериалы

Анализ итогов работ


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Станки:

- металлообрабатывающие (токарный, сверлильный, фрезерный, заточной, отрезной).

Оборудование и инструменты:

- нагревательные приборы (муфельная печь, переносной горн);

- сварочный аппарат;

- электроинструмент (ручная дрель, отрезная машина, бормашина);

- слесарный верстак;

- набор слесарного инструмента;

- набор кузнечного инструмента и приспособлений;

- покрасочное (кисти, компрессор, аэрограф, шланги).

Мультимедийное оборудование:

- компьютер, принтер, ксерокс;

- видеомагнитофон, телевизор;

- программное обеспечение по темам занятий;

- фото - и видеоархив.

Кузнечное оборудование и материалы:

- наковальня;

- кузнечные вилки;

- ручной кузнечный инструмент;

- заготовки из малоуглеродистой стали (круг, пруток, полоса);

- листовой металл (жесть, листовая медь, листовая латунь);

- бронза в слитках;

- силумин, Амг - сплавы в слитках;

- бумага, копировальная бумага, калька, чертежный инструмент, лекала;

- краски (алкидные, акриловые).


Список литературы, рекомендуемый педагогу. 

1. Барышева Т. А.  Креативность. Диагностика и развитие.

Спб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2002

2. Флеров А. В. Художественая обработка металлов. - М. , 1976

3. Семерак Г. , Богман А. Художественная ковка и слесарное искусство. - М. , 1982

4. Навроцкий А. Г. Кузнечное Ремесло. - М. , 1988

5 .Зотов Б . Н. Художественое литьё. - М. , 1982

6. Васильев Ю. К. , Васильева И. Н. Технология материалов,  практикум в учебных мастерских и техника безопасности.

7. Венецкий С. И. Расказы о металлах. - М. , 1986

8. Завгороднев П. И. Болотников В. М. Медницко-жестяницкие работы. - М. , 1978

9. Флеров А. В. , Демина М. Т. , Елизаров А. Н. , Шеманов Ю. А. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. - М. , 1986

10. Федотов Г. Я. Звонкая песнь металла. - М. , Просвещение, 1990

11. Навроцкий А. Г. , Белоглазова  М. В. Наследники гефеста. , журнал Сделай сам. №1,90

12. Туник Е. Е.  Модифицированные креативные тесты Вильямса. - Спб. : Речь, 2003

Список литературы, рекомендуемый учащимся.

1. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. - М. , 1977

2. Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. - М. , 1976

3. Постникова-Лосева  М. М. Русское декоративное искусство. - М. , 1962-1965

4. Кузнецов Е.В. Послушный металл. - М. , 1988

5. Гуревич Ю. Г. Загадка булатного узора. - М. , 1985

6. Беккерт М. Мир металла. - М. , 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме "Обработка металла" (5 класс)

Я считаю, что одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету технического труда является организация их игровой деятельности. В играх различные знания ученик получает с...

Презентация к уроку "Обработка металла"

Для 5 класса поможет при прохождении темы "Правка, разметка и резание тонколистового металла". Своеобразное видение темы и необходимые правила ТБ, также задание для самостоятельного выполнения учащими...

Презентации к уроку (Раздел : технология обработки металлов)

В данных архивах содержатся тематические презентации к урокам по технологии для мальчиков ( 5-9 кл.) . Архив пополняемый!...

Урок технологии 5 кл. обработка металла

Разработка плана - урока по технологии в 5 кл. по разделу (обработка металла) с презентацией....

Технологическая карта по технологии по разделу «Технология обработки металла», 7 класс.

Технологическая карта по технологии по разделу  "Технология обработки металлов" - 7 класс...

Технический диктант для 5 класса. Раздел -обработка металлов и сплавов

Пояснительная записка   Изучая раздел: «Обработка металлов и сплавов» по предмету Технология ребята знакомятся с новыми определениями, названиями рабочих операций, металлов, сплавов, инструм...

Занимательные задания в 7-8 классах по теме : «Технология обработки металлов"

Цель: Закрепить полученные знания по теме «Технология обработки металлов», «Металлообработка». Повысить интерес к технологии обработки металла и техническому труду взрослых....