Методическое пособие для учителя«Особенности преподавания элективного курса «Ажурная вышивка в технике ришелье»
методическая разработка по технологии (10 класс) по теме

 

Данное пособие предназначено для учителей технологии, которые проводят занятия по курсам профильной подготовки. Пособие содержит методические рекомендации по формам организации занятий, особенностям технологии преподавания, сценарии уроков по программе авторского курса по выбору «Ажурная вышивка в технике ришелье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_dlya_uchitelya-1.doc714.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для учителя

«Особенности преподавания элективного курса «Ажурная вышивка в технике ришелье»

Автор: Саклакова Т.Р

учитель технологии ГБОУ

Клявлинская СОШ №2

Им. В.Маскина

                                                         2010

Оглавление

Введение

Раздел 1. Организационно-методические указания. Особенности преподавания курса.

Раздел 2. Распределение часов по срокам обучения, видам учебных занятий и темам.

Раздел 3. Методические рекомендации к изучению тем программы.

Раздел 4. Система контроля и оценивания освоения программы курса по выбору.

Литература.

Приложение. Содержание программы.

     Раздел 1. Введение. Организационно-методические указания.

     Особенности преподавания курса.

     Данное пособие предназначено для учителей технологии, которые проводят занятия по курсам профильной подготовки. Пособие содержит методические рекомендации по формам организации занятий, особенностям технологии преподавания, сценарии уроков по программе авторского курса по выбору «Ажурная вышивка в технике ришелье».

     Программа элективного курса «Ажурная вышивка в технике ришелье» утверждена Научно-методическим Экспертным  советом МОиН Самарской области и рекомендована для использования в образовательных учреждениях области.

     Курс разработан для учащихся 10-х классов, которые не изучают технологию (физико-математический профиль, социально-экономический профиль, химико-биологический профиль), но имеют склонности и желание заниматься декоративно-прикладным искусством.

    Актуальность. Овладение школьниками содержанием программы подготовит их к конкуренции на рынке труда, так как результатом изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров эксклюзивный продукт (применение вышивки ришелье с успехом может заменить дорогое коклюшечное кружево). В процессе обучения учащиеся смогут украсить собственными произведениями интерьер своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными профессиями «художник по вышивке», «вышивальщица».

     Новизна содержания программы заключается в том, что ажурным вышивкам не уделяется внимания в курсе технологии основной школы.

Программа курса «Ажурная вышивка в технике ришелье» рассчитана на 26 часов.

В результате изучения курса «Ажурная вышивка в технике ришелье» учащиеся должны:

  1. знать: виды вышивок родного края, историю развития вышивки ришелье, виды швов, применяемые при выполнении вышивки ришелье, правила перевода рисунка на ткань, способы отделки швейных изделий вышивкой ришелье, способы влажно-тепловой обработки вышитого изделия, технологический процесс изготовления вышитого изделия, правила безопасности труда;
  2. уметь: организовать трудовой процесс, рабочее место вышивальщицы, технически правильно выполнять приемы вышивки ришелье, выполнять отделку швейных изделий вышивкой ришелье, осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия, - работать с информацией и технической документацией, переводить рисунок на ткань

Методика преподавания элективного курса.

     Так как структурно курс обязательно состоит из модулей, то каждый модуль предваряет мини-лекция. Отводимое на нее время зависит от специфики коллектива, с которым работает учитель, от целей и задач занятия, от количества теоретического материала, который доводится до сведения обучаемых. После лекции проводятся практические занятия. Завершает модуль отчетное занятие, где учащиеся либо предоставляют разработанный проект, либо набор практических и творческих заданий. Общим итогом всего курса должна стать выполненная и оформленная работа, позволяющая учителю сделать вывод об успешности усвоения обучаемым материала курса.

     Ведущее место в обучении на занятиях данного курса принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, задачами развития и социализации личности.

     Основными приоритетными методиками изучения содержания программы являются:

  1. междисциплинарная интеграция;
  2. обучение на основе опыта и сотрудничества;
  3. учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  4. интерактивность (работа в малых группах, метод проектов);
  5. личностно-деятельностный и субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).

     При этом педагог сталкивается со значительными проблемами, такими как:

  1. несформированность критериев выбора курса, который может привести к тому, что ученик, имея низкий уровень подготовки, не  сможет активно воспринимать материал;
  2. ограниченность использования в системе обучения традиционных форм организации занятий;
  3. изменение позиции и роли ученика на уроке;
  4. возможности использования технических средств обучения в рамках небольшого времени изучения курса.

     В связи с этим, на первом занятии учитель обязан определить правильность сделанного учеником выбора. Средства, с помощью которых учитель может осуществить контроль за выбором, в первую очередь, зависят от направленности и целей программы курса. Лучшими способами выявления мотивации учащихся и уровня их подготовки являются анкетирование и беседа. Последнее средство более оптимально, так как в ходе беседы учителю проще выявить предпочтения обучаемых и узнать об их реальных возможностях. В тоже время беседа занимает значительное время, поэтому иногда ее целесообразно заменять анкетированием. Анализ полученных результатов позволит учителю скорректировать программу курса, выбрать наиболее оптимальные формы практикумов.

     Структура проведения занятий, формы и методы обучения по программе курса «Ажурная вышивка в технике ришелье» тесно связаны с его направленностью. Это могут быть учебные лекции, практикумы, экскурсии т.д.

     При организации занятий особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся: выполнение проекта (готовое изделие), подготовка презентации, организация выставки.

     В рамках реализации профильной подготовки меняется роль учителя. Главная функция учителя в преподавании курса – организация совместной деятельности с учащимися, направленной на достижение общей образовательной цели.

     Учитель на занятиях по курсу – эксперт и консультант при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий; координатор и консультант при выполнении учебного проекта.

     В связи с этим педагог должен овладеть технологией проведения экспертизы деятельности учащихся, формами организации рефлексии. В планах занятий содержатся рекомендации по формам и критериям оценивания различных видов самостоятельной работы школьников.

    Особое место в преподавании курса принадлежит информационно-коммуникативным технологиям.

     На одних занятиях используется мультимедийное оборудование, которое выступает средством обучения, в других – средством оформления учащимися полученных результатов (презентаций), в-третьих – средством проведения исследования при выполнении творческих работ и т.д. В рамках курса возможно использование как типовых прикладных программных средств (текстовые, табличные процессоры), так и специализированных средств типа 3D Studio Max.

Раздел 2. Планирование учебного курса

занятия

Тема урока

Кол-во часов

Форма организации занятий

Форма контроля

всего

из них

Лек

ции

Прак

тика

1.

2-3.

4.

Введение

История вышивки.

Знакомство с технологией изготовления вышитого изделия; композицией музея декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие.

4

1

2

1

Лекция.

Экскурсия

Практическая работа.

Конспект

Обсужде

ние результатов практической работы

5.

6.

7.

8.

Виды и способы выполнения вышивки ришелье.

Изучение видов швов, применяемых при выполнении вышивки ришелье.

Особенности выполнения вышивки ришелье

Подбор материалов и рисунков.

Возможности использования компьютера в составлении композиции вышивки.

4

1

1

1

1

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Обсужде

ние результатов практической работы

Обсужде

ние результатов практической работы

Обсужде

ние результатов практической работы

Обсужде

ние результатов практической работы

Выполнение учебного проекта

Поисковый этап

Исследовательский этап

Технологический этап

Защита проекта.

Организация выставки учащихся.

18

1

1

15

1

Итого

26

1

25

Раздел 3.Методические рекомендации к изучению

тем программы.

Тема 1. История вышивки.

  Цели занятия:

  1. ознакомить учащихся с историей вышивок родного края;
  2. историей развития вышивки ришелье;
  3. расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий;
  4. воспитывать интерес к данному виду

Форма организации занятия: лекция

Вопросы для изучения:

  1. Вышивка народов Поволжья.
  2. Ажурна вышивка «Ренессанс» (ришелье).
  3. Определение вида вышивки.

Дополнительный материал к уроку:

Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.

     Этот вид искусства возник давно – корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечной ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в. н. э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX века).

       Вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот. Арабский путешественник Ибн-Фадлах (X в. н. э.) в своем рассказе о русских отмечает, что они носили вышитую одежду.

      В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха – Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

       На рисунках и иконах того времени мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современной и с характерными для определенной местности орнаментами. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.

      В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой.

      Вышитая белая сорочка – неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

      Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Только шорно-седельные изделия украшали мужчины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которых девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

      Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданым, сделанным руками невесты. В приданое входила не только ее собственная одежда, рушники и постельное белье, но и рубаха для будущего мужа, плетеные или тканые пояса для будущих близких родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца.

       Вышивка народов Поволжья – традиционный вид декоративного народного искусства. Мари, чуваши, мордва украшали вышивкой домотканые женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы, поясные привески, свадебные платки и покрывала. Каждый предмет расшивался только ему присущим способом. В современных изделиях сохраняются традиционно яркий колорит и геометрические или сильно геометризованные растительные мотивы. Ковровые узоры, плотно зашитые косой стежкой, набором и другими приемами, вышивают шелковыми, серебряными и золотыми нитями. Чтобы узор был более декоративным и рельефным, мордовские вышивальщицы добавляют в вышивку бисер, блестки, медные бляшки, шерстяные кисточки. Наряду с известными приемами, ручной росписью, счетной гладью вышивальные промыслы Поволжья используют национальные швы: эрзянские, мокшанские, ухмах-тере (мудреный шов), хантас (косая строчка). Продукция промыслов – скатерти, дорожки, салфетки, женская и детская одежда.

      В конце XIX века еще продолжают существовать народные приемы шитья, но стала появляться и типично городская вышивка, к которой относили ришелье. Вышивка получила свое название от имени французского кардинала Ришелье, который сам увлекался ею.

      Вышивка ришелье, а более правильное название «ренессанс» с  успехом может заменить дорогое коклюшечное кружево. Раньше вышивку ренессанс использовали для украшения столового и постельного белья и выполняли белым по белому. А теперь применяют и для женской одежды, часто используют цветные нитки.

 Ришелье - ажурная вышивка, в которой вырезан фон, а детали узора соединяются воздушными перемычками – бридами. Чтобы активизировать учащихся. Можно сказать им, что ришелье более сложная, чем другие вышивка, требующая повышенного уровня умений и навыков, аккуратности и внимательности.

     Различные швы, применяемые в ручной вышивке, могут быть разделены на 2 большие группы. К первой группе относятся так называемые счётные вышивки, т. е. вышивки, которые выполняют по счёту нитей ткани, ко второй - свободные вышивки, выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру. Счетная вышивка:  простой крест, двусторонний крест, итальянский крест, удлиненный крест, удлиненный крест с обратным стежком, болгарский крест, алжирский крест, крест с пересеченными углами, звездочка, крест с чередованием,  гобеленовый шов, шов «вперед иголку», шов «назад иголку». Основные виды швов для свободной вышивки: шов «через край», «петельный» шов, «тамбурный», «стебельчатый».

      Орнаменты — это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.  По своим мотивам орнамент может быть:

- геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;

- меандровый — в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;

- растительный, или фитоморфный составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

- животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

- птичий составлен из стилизованных фигур птиц;

- человекообразный с изображением человеческих фигур и полуфигур;

- шрифтовый (вязь), напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Список рекомендованной литературы по теме занятия:

1.Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки. - М., 2000.

2.Кошкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М., 2000.

3.Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. – М., 2000.

Тема 2. Знакомство с технологией изготовления вышитого изделия.

Цели занятия:

  1. Познакомиться  с историей развития вышивальной (швейной) фабрики, ее специализацией.
  2. Увидеть современное вышивальное оборудование.
  3. Познакомиться с технологией изготовления вышитого изделия.

Форма организации занятия: экскурсия на вышивальную (швейную) фабрику.

Этапы экскурсии:

- прибытие на фабрику;

- экскурсия по территории в сопровождении сотрудника;

- рассказ об истории создания фабрики, направлении ее работы;

- наблюдение за технологическим циклом;

- знакомство с вышивальщицами;

- фотография на память с работниками фабрики.

Форма отчета учащихся:

  1. Фото-отчет.
  2. Видеоролик.

Тема 3. Знакомство с технологией изготовления вышитого изделия.

Цели занятия:

  1. Познакомиться  с экспозицией музея «Вышивка народов Поволжья».
  2. Познакомиться с технологией изготовления вышитого изделия.
  3. Воспитание нравственного отношения к своей малой Родине.

Форма организации занятия: экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства.

Этапы экскурсии:

- прибытие в музей;

- экскурсия по музею в сопровождении экскурсовода (хранителя музея);

- рассказ об истории создания музея;

- отслеживание этапов выполнения ручной вышивки;

- фото экспонатов вышитых изделий..

Форма отчета учащихся:

  1.Фото-отчет.

Тема 4. Практическая работа по теме «Экскурсия на вышивальную (швейную) фабрику и в музей декоративно-прикладного искусства.

Цель: закрепить знания учащихся, полученные во время экскурсии.

Форма организации занятия: практикум.

Задание: составить технологическую карту изготовления вышитого изделия в условиях производства на основе сведений, полученных в ходе экскурсии.

Дополнительный материал к уроку.

Познакомить детей с видами технологических карт

п/п

Последовательность

выполнения работ

Графическое

изображение

Инструменты

и оборудование

           

Тема 5. Изучение видов швов, применяемых при выполнении    вышивки ришелье.

Цели занятия:

  1.  познакомить учащихся с вышивкой в технике ришелье, ее элементами.
  2. научить выполнять вышивку в технике ришелье;
  3. развивать эстетический вкус, аккуратность;
  4. воспитывать интерес к народному творчеству.

Форма организации занятия: практикум.

Объекты для изучения:

  1. Выполнение швов «вперед иголку», «петельный», «стебельчатый».
  2. Выполнение брид.

Дополнительный материал к уроку.

Шов «вперед иголку»

 (Рис.1) - самый простой вид шва. Состоит из последовательных стежков, которые опоясывают контур. Контур может быть произвольной формы, криволинейным или прямым. Стежки направлены справа налево, при этом  игла всегда направлена вперед (рис.1). Стежки должны быть одинаковыми по величине,  как и промежутки между ними. Длина стежков может отличаться от длины промежутков между ними, а может быть равной им. При использовании этого вида шва в вышивке лучше пользоваться  толстыми нитками, чтобы шов "не потерялся" на общем фоне. Этот шов также применяется при обведении контура рисунка в глади.

                       

 

Шов «назад иголку» (рис.2). Само название говорит о том, что стежок делается назад от прокола иглой и выводится под тканью впереди сделанного стежка. Этот шов рельефен и украшает вышивку. Величина стежков, как правило, зависит от толщины ткани. Шов «за иголку» применяется в шитье как соединительный, для скрепления отдельных деталей, и в вышивке. С лицевой стороны он напоминает шов «вперед иголку», а с изнанки «стебельчатый». Стежками «за иголку» вышивают бисерный шов или «насыпь», в виде очень мелких точек, применяемый в «белой глади.

 

Шов “через край” (рис.3) выполняется в направлении справа налево и предназначен для плотного соединения ткани. Игла прокалывает  сразу оба слоя ткани, при чём направление прокола — от заднего слоя к переднему. Чтобы шов был прочным и незаметным, захватите по 2-3 нити с каждого лоскутка и уложите стежки плотно друг к другу. С лицевой стороны ткани этот шов дает сплошные стежки, как при шитье на машинке, с изнанки напоминает шов «за иголку».

                       

 

«Петельный» шов (рис.4). Исходя из названия, данный шов применяется для обметывания петель, им можно подрубить края ткани и вышивать (обычно применятся в «ришелье»). Лицевые и изнаночные стежки здесь располагаются перпендикулярно к краю ткани. Шьют слева направо, при этом край ткани находится внизу. Нить выносят на лицевую сторону в нижнюю точку шва. Затем делают следующий стежок в направлении сверху вниз. При этом нить должна остаться под иглой, и затягивают до образования петли (см. рис.А).  Можно располагать стежки на расстоянии друг от друга (рис.Б).  

 

«Стебельчатый» шов (Рис.6) состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. Он получил свое название потому, что им обычно вышивают стебельки цветов. Стебельчатым швом пользуются, например, вышивая переход от тонкой части стебля до более утолщенной. Очень часто этот шов применяют при выполнении контурных узоров. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом “назад иголку”.

Выполнение вышивки ришелье.

Для вышивки в технике ришелье подбираются рисунки свободного контура, как геометрического, так и растительного характера. Детали рисунка должны располагаться таким образом, чтобы они соприкасались какими то частями, или чтобы между ними можно было проложить бриды (рис.7), паучки (рис.8) или мозаичные сетки (рис.9а – неправильной формы, 9б – соты, 9в - кирпичики)

                                           

                                 

                                                        Рис.7          

                                             

                                                        Рис.8

                   

                        а                                    б                                             в

                                                          Рис.9

Нарисованный узор наносим на ткань, при этом линии, предназначенные для вышивки, можно обозначить тройным контуром.
    Работу начинаем с того, что линии переведенного на ткань рисунка прошиваем для прочности швом "вперед иголку", эту наметку делаем в два ряда, при этом второй шов делаем на расстоянии от первого, расстояние должно быть чуть меньше ширины будущего петельного шва, проходящего в этом месте (рис.10).
 Для плотных тканей используем толстые нитки, для тонких - катушечные нитки № 60-80 или мулине.

             

                               

                                                   Рис.10    

После этого выполняем перемычки - бриды. Для этого рабочую нитку прокладываем посередине между двумя рядами наметки до того места, откуда начнется брида (рис11).

                                   

                                                  Рис.11

                                   

                                                      Рис.12

                                     

                                                           Рис.13

Потом протягиваем нить к противоположному мотиву поверх ткани, которая будет вырезана по окончании работы (для прочности нить нужно протянуть не менее трех раз), закрепляем нить в промежутке между наметкой и возвращаем в исходную точку (рис12). Обшивать бриды можно петельным швом(рис.13).
После того, как все бриды сделаны, узор по краю обшиваем петельным швом, плотно укладывая стежки один к другому (рис.14).

            

                                           Рис.14

 При этом петли должны быть обращены в ту сторону, где будет вырезана ткань(рис.15).
     


           

                                                    Рис.15

Список рекомендованной литературы по теме занятия.

1. Усова О.В. Ажурная вышивка. Ришелье. Издательство: Призма, 1990.

2.  Перевод Мещеряковой С. Вышивка ришелье. Внешсигма,1998. 

Тема 5. Особенности выполнения вышивки ришелье.

Цели занятия:

  1. познакомить учащихся с особенностями вышивки ришелье, уходом за вышитыми изделиями;
  2. продолжить формирование навыков работы в технике ришелье;
  3. развивать исполнительские умения;
  4. воспитывать аккуратность, внимательность.

Форма организации занятия: практикум

Вопросы для изучения:

  1. Способы перевода рисунка на ткань.
  2. Как сделать прочными бриды?
  3. Уход за вышитыми изделиями.

Дополнительный материал к уроку.

     При составлении узора всегда выделяйте его центр. После того как узор составлен, переводите его на ткань. Это можно сделать разными способами в зависимости от рисунка и ткани-основы. Чаще рисунок переводят на ткань с помощью копировальной бумаги. На ткань копировальную бумагу (лучше желтую, зеленую или красную – они меньше пачкают) накладывают краской вниз. Поверх бумаги помещают мотив и остро отточенным карандашом переводят все контуры рисунка. При этом следите за тем, чтобы линии всегда были тонкие. В противном случае, слишком жирные линии станут проглядывать сквозь вышивку. Если это геометрический орнамент, воспользуйтесь линейкой. В углах каждого крестика следует ставить точки.

На прозрачные тонкие ткани узор обычно переносят с помощью стекла и лампы под ним. На стекло кладут узор, поверх него – ткань и булавками скрепляют их между собой. Включают лампу, и все линии рисунка обводят мягким карандашом.

     Если ткань блестящая, темная или ворсовая, то рисунок на нее переносят с помощью папиросной бумаги, кальки или целлофана. Рисунок переводят на бумагу, накладывают ее на ткань, прошивают по его контуру частыми стежками швом «вперед иголку». Бумагу убирают, а наметку удаляют после окончания вышивки.

     При переводе рисунка на ткань материю расстилают на ровной поверхности. Следите за тем, чтобы не было перекосов по утку или оси.

     Рисунок можно переводить и «припорохом». Обычно этот способ применяют на таких тканях, как шелк, сукно, бархат, полотно. На ткань помещают специально выполненный трафарет-сколок. Для его изготовления на стол, застланный тканью, сложенной в несколько раз, помещают лист бумаги с узором. Под него кладут тонкую бумагу. Все это булавками прикрепляют к подстилке. Тонкой или толстой иглой в зависимости от толщины ткани, осуществляют проколы по контуру рисунка на расстоянии 2–3 мм друг от друга. Далее полученный трафарет с обратной стороны протирают наждачной бумагой. Это необходимо для того, чтобы уничтожить выпуклости контура. Готовый трафарет прикрепляют к ткани для вышивания. Контуры рисунка наносят ватным тампоном, смоченным в смеси машинного масла и зубного порошка – для темных тканей, смеси машинного масла и синьки – для светлых. По консистенции раствор должен напоминать сметану. Проходя через отверстия, он оставляет след в виде контура рисунка.

При переводе рисунка с вышитого изделия на бумагу на изделие кладут прозрачную бумагу. Далее скалывают все слои, обводят линии узора твердо-мягким карандашом, фломастером или тушью. Можно также положить изделие с вышивкой на стекло, которое помещают над лампой. На вышитую ткань кладут тонкую бумагу и обводят все темные линии карандашом.

     Узор ажурных вышивок обычно переносят на клетчатую бумагу цветными карандашами или тушью. Для счетных вышивок узоры также переводят на бумагу в клетку, где каждый стежок располагают в клеточке.

     Выполнение брид.  Бриды можно выполнять петельным швом (рис.1а), гладьевым валиком (рис.1б) или штопальным швом (рис.1в). Если бриды выполняют петельным швом, то сначала натягивают несколько ниток и обшивают их затем петельным швом. Недостаток этих брид в том, что они скручиваются при стирке.  Чтобы сделать прочными плоские бриды их вышивают настилом: для этого натягивают 2-4 нитки (четное количество), разделяют их на две равные части и обвивают, вкалывая иголку между нитками.

                     

                       

                                                        Рис.1

Для того чтобы вышивка получилась более нарядной, на бридах, а, иногда, и на фестонах (рис.2) делают пико, то есть маленькие узелки или петельки. Они могут выполняться швом «навивкой», петельным швом (зубчики) и с помощью булавки (булавочное пико).

                                             

                                                           Рис.2

Пико швом «навивкой». Начинаем выполнять бриду петельным швом. Дойдя до середины бриды, вдеваем иглу в последний стежок и, не вытаскивая иглу полностью, обвиваем ее ниткой 10-12 раз, вращая иглу вокруг нитки слева направо. Протаскиваем иглу сквозь образовавшуюся спираль, стягиваем нитку так, что бы получился полукруг, и продолжаем шить бриду.

Зубчики на бриде, выполненной петельным швом.

Бриду обвиваем петельным швом на 2/3 ее длины, затем возвращаем нитку назад, закрепляем ее около седьмого или восьмого стежка (счет ведем от последнего выполненного стежка на бриде), снова проводим к исходной точке и, закрепив, возвращаем назад. Натянутые нитки обшиваем петельным швом и заканчиваем бриду.

Булавочное пико (рис. 3). Бриду обвиваем стежками на 1/3 или 1/2 ее длины, продевая иголку с ниткой под натянутыми нитками. Закрепляем петельку булавкой, проводим иглу, как показано на рис.3б, и стягиваем стежок, присоединяя его как можно ближе к бриде. Таким же образом выполняется пико с противоположной стороны бриды.

                           

                               

                                                           Рис.3

После того, как все бриды сделаны, узор по краю обшиваем петельным швом, плотно укладывая стежки один к другому. При этом, петли должны быть обращены в ту сторону, где будет вырезана ткань.

Чтобы брида была хорошо закреплена, стежки петельного шва должны плотно обхватывать ее. Для этого несколько стежков делаем из одной точки над бридой. Если брида широкая, можно сделать дополнительный стежок в бриду.

Уход за вышитыми изделиями.

Стирка и глажка. Изделия с вышивкой требуют особого ухода за собой. Но это не станет проблемой, если придерживаться основных правил.

1. Перед стиркой вышитого изделия попробуйте постирать небольшой его кусочек.

2. Вышитые изделия нужно стирать отдельно от остальных вещей, желательно вручную, растворив в теплой воде универсальный порошок или бесщелочное мыло (банное или детское). Изделия не следует тереть и выкручивать.

3. Намочите фрагмент вышивки и промокните его кусочком ваты, чтобы проверить не линяет ли нить.

4. Если нитки полиняли, окрасив ткань, то это выводится отбеливателем, наносить который надо только на окрашенные места фона, не заходя на вышивку.

5. Чтобы избежать линьки цветных ниток, в воду для стирки рекомендуется добавить немного соли из расчета по 1 ч. л. соли на 1,5 л воды.

6. Изделия с вышивкой не рекомендуется тереть и выкручивать.

7. После стирки изделие нужно тщательно прополоскать в холодной воде и завернуть на несколько минут в махровое полотенце.

8. Чтобы нити сохранили свой блеск, в воду при полоскании можно добавить немного уксуса из расчета по 1 ч. л. уксуса на 1 л воды.

9. Если вы решили временно положить вещь на хранение и не использовать, то лучше не складывать ее, а накрутить на картонный рулон.

10. Перед тем как начнете гладить вышитое изделие, его рекомендуется слегка увлажнить с помощью распылителя.

Вышивку ришелье можно делать на любой ткани (если на тонких, то, например, на шифоне или крепдешине; если на плотных, то, например, на суровом полотне) и даже на коже, подбирая к ней нити по толщине и цвету. Желательно, чтобы ткань была несыпучей, но если вы выбрали сыпучую, то удобнее будет использовать безбридное ришелье. Особенно изысканно и дорого смотрятся узоры, вышитые шелковыми нитями на шелковых тканях.

11. Фрагменты изделий, на которых выполнена вышивка, следует утюжить только с изнаночной стороны.

12. Гладить вышитые изделия рекомендуется через специальную ткань на влажной подложке.

13. После того как изделие проглажено, дайте ему немного полежать в развернутом виде и подсохнуть.

Следуйте этим простым правилам, и ваши вышитые изделия долго будут иметь привлекательный вид.

14. Чтобы утюг не приставал при глажке к накрахмаленной вещи, посыпьте его рабочую поверхность солью и сразу же сотрите тряпкой.

15. Еще один способ избавиться от прилипания утюга к вещи – заваривать крахмал в мыльной воде.

16. Изделия из шелка, вышитые шелковыми нитками, не подкрахмаливают.

Крахмаление вышитых изделий. Вышивку, как и белье, крахмалят с теми же целями: придать жесткость, плотность, более красивый внешний вид и чтобы вещь менее интенсивно загрязнялась.

Крахмалить вышитые изделия можно с помощью специального спрея, лака сильной фиксации для волос либо самодельного натурального крахмала. Хотя 2 й способ и трудоемнок, но для ткани он безопаснее. Поэтому приведем несколько рецептов самостоятельного приготовления крахмала.

Простой крахмал. Крахмал растворить в холодной воде из расчета по 50 г крахмала на 1 л воды. Поместить вышивку в растор на 1 ч, чтобы она хорошо пропиталась, а затем прогладить утюгом.

Вареный крахмал. Этот метод применяется, когда нужно сильное накрахмаливание. 50 г крахмала развести в 1 л воды, разделить раствор на 2 части. Одну из них варить в течение 2–3 мин, остудить и смешать со 2 й половиной. Поместить вышивку в раствор на 1 ч, чтобы она хорошо пропиталась, а затем прогладить утюгом.

Глянц крахмал. 5 частей рисового крахмала, 3 части белого талька и 1 часть порошка буры смешать в холодной воде. Кистью нанести раствор на вышивку и прогладить утюгом. Такой метод крахмаления применяется, когда нужно, чтобы вышивка имела глянцевый блеск.

Желатинирование. 2 ст. л. желатина развести в небольшом количестве воды, а после разбухания долить до 2 стаканов. Поместить вышивку в раствор на 1 ч, чтобы она хорошо пропиталась, а затем прогладить утюгом.

Этот способ, как и следующий, хорошо подходит для вышивки черного цвета, так как не заметен на изделии в отличие от крахмала.

Крахмаление с клеем ПВА. Клей ПВА растворить в воде в соотношении 1:1 или 1:2 в зависимости от желаемой степени накрахмаливания. Поместить вышивку в раствор на 1 ч, чтобы она хорошо пропиталась, а затем прогладить утюгом.

Вода с виниловым клеем. 2 ст. л. винилового клея растворить в 1 л воды. Поместить вышивку в раствор на 1 ч, чтобы она хорошо пропиталась, а затем прогладить утюгом.

Список рекомендованной литературы по теме занятия.

  1. Черноморец-Ковалева А. Ажурная вышивка. Мастер-класс на дому. АСТ-Пресс.2009

Тема 7. Подбор материалов и рисунков для вышивки.

Цели занятия:

  1. Научить подбирать: ткань, цвет и тип ниток, рисунки для отделки швейных изделий вышивкой ришелье,
  2. Познакомить учащихся с профессиями «художник по вышивке», «вышивальщица»,
  3. Воспитывать эстетический вкус, прививать навыки культуры труда.

Форма организации занятия: лекция, практикум.

Вопросы для изучения:

  1. Выбор ткани в зависимости от назначения изделия.
  2. Подбор ниток в зависимости от ассортимента ткани.
  3. Кто создает очаровательные мотивы для вышивания.

 

Практикум:

  1. Выполнение эскиза расположения вышивки на швейном изделии (с использованием компьютера).
  2. Обсуждение итогов работы. Рефлексия.

 Дополнительный материал к уроку для учителя.

     Ткань основы подбирают в зависимости от характера изделия. Например, для фартука это ткань полотняного переплетения – лен, суровое полотно; для летних блузок – батист, крепдешин, креп-жоржет, ацетатный шелк; для юбок – шерсть, сукно, драп, лен; для салфеток, скатертей – хлопчатобумажные ткани. Цвет ниток подбирают такой же, как фон ткани. Для вышивания на хлопчатобумажных тканях применяют различные нитки: мулине (в две нитки), ирис, кроше. На тонких тканях применяют шелк. В некоторых случаях можно пользоваться катушечными нитками №50.

     Приступая к вышиванию, предварительно выбирают рисунок. При этом прежде всего необходимо учитывать особенности изделия, чтобы вышивка не мешала практическому назначению вещи, а только подчеркивала ее конструкцию и соответственно украшала.
 Выбирая рисунок для украшения одежды, следует добиваться согласованности декоративных линий с конструктивными, учитывать назначение, возраст и внешние особенности владельца данной вещи, структуру и цвет материала.

 Очень многое зависит от сообразительности и художественного вкуса вышивальщицы.

Общие советы:

 1) избегайте перегрузки одежды вышивкой;

 2) одежда из легкой ткани должна быть украшена легкой, ажурной вышивкой и тонкими нитями;

 3) для украшения детской одежды подбирайте узоры, близкие и знакомые ребенку.
      Рисунки для вышивания принято разделять на рисунки свободного контура и специальные. 
Рисунки свободного контура могут быть сделаны от руки или выполнены на основе открытки, книжной, журнальной или другой иллюстрации. Такие рисунки можно увеличить или уменьшить, изменить их форму и положение деталей, стилизовать, при этом смысл, содержание рисунка не изменится. По рисункам свободного контура выполняются украшающие швы, вышивка гладью, аппликация и т. д., причем один и тот же рисунок может быть выполнен в разной технике и в каждой будет интересен.

     С рисунками специальными, ограниченными строго определенными рамками клетки и длиной стежка, так вольно поступать нельзя. По специальным рисункам выполняют счетные и некоторые украшающие швы.
     Рисунки свободного контура можно увеличить или уменьшить при помощи фотографии (фотографическую пленку заложить в фотоувеличитель или проекционный аппарат и на листе белой бумаги обвести карандашом контур уменьшенного или увеличенного рисунка).

    Можно изменить размер рисунка по разбитым клеточкам, для этого данный рисунок разбивается на клетки, которые нумеруются по вертикали и горизонтали. На такое же количество клеток расчерчивается чистый лист бумаги, формат которого соответствует нужному размеру рисунка, клетки также нумеруются. Линии с клеток оригинала переносятся на соответствующие клетки листа.
 Размеры специальных рисунков изменяются непосредственно при вышивании. Для этого клетки основы, по которой выполняется вышивка, берутся соответственно больше или меньше клеток рисунка.

       Художник по вышивке не только хороший рисовальщик, он – собиратель и хранитель художественного наследия. Художник по вышивке – редкая профессия. В старину на Руси его называли «знаменщиком» (рисующим знамена). Первым делом над узором начинали работать знаменщики. Они придумывали сюжет, подбирали цвета, прорисовывали на ткани светотени. Если требовалось изобразить лица, к работе подключались иконописцы. Траву и деревья поручалось «разрабатывать» травникам, надписи делал словописец. И только потом, после кропотливого труда ткань попадала в руки вышивальщиц. Если вы думаете, что их функция заключалась в примитивном воспроизведении нитками нарисованного узора, то ошибетесь. Вышивальщицы должны были тщательно проанализировать рисунок, «разложить» его по стежкам. В одной картине или иконе могли использоваться несколько видов стежков. Это и атласная гладь, и золотое канительное шитье, и тамбурные швы. Их сочетание «оживляло» рисунок, делало листья, деревья, цветы, лики, животных осязаемыми.  Некоторые мастерицы вышивали даже топографические объекты – города, дома, улицы, все с соблюдением мельчайших пропорций.

     К концу ХIХ века вышивка из утилитарного ремесла благодаря мастерству вышивальщиц, которые придумывали и воплощали сюжеты, превратилось в высокое искусство.

     И кто бы мог подумать, что спустя сто лет профессии художника и вышивальщицы сольются в одну очень интересную и модную специальность – дизайнер по вышивке. Модную, потому что человек, который владеет искусством дизайна вышивки, может спокойно работать в любом доме высокой моды. Вышивкой (в том числе и машинной0 с удовольствием украшают свои наряды дома Шанель, Карла Лагерфельда,  Кристиана Лакруа, Ханае Мори, Грималид Джиардино. Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев также активно используют вышивку при создании новых платьев.

     Интересную – ибо  нет ничего прекраснее, чем видеть, как своими руками ты создаешь маленькое произведение искусства, которое потом растиражируют на одежде, как картину Сальвадора Дали. Каждый удачно положенный стежок, игра света и тени на гобеленах, вышитых по твоим эскизам, цветопередача – все это предмет для гордости и оттачивания собственного мастерства.

     На Руси вышивкой издавна занимались женщины всех социальных слоев. В XIX веке, когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины. Ведь работа на машине, с помощью которой вышивали, требовала больших физических усилий. В Петербурге были целые династии знаменитых вышивальщиков: Мазуркевичи, Давыдовы.
Искусство вышивки сродни таким старинным промыслам, как узорное ткачество, кружево, вязание, различные виды росписи. Художественный вкус, чувство цвета, умение видеть готовое изделие с первых стежков – все эти качества, наряду с терпением, усидчивостью и целеустремленностью, развивает нелегкий, но почетный труд вышивальщицы.
В настоящее время существуют специальные предприятия, выпускающие широкий ассортимент товаров бытового назначения. Работающие там художники и мастера бережно хранят традиции народной вышивки, развивают особенности своих приемов, воссоздают мотивы, колорит и композиционный стиль орнаментов, сохраняя при этом очарование декоративного оформления крестьянских костюмов и предметов быта.
В процессе работы вышивальщица следит за работой оборудования, качеством окраски текстильных ниток и материалов. Столь разные по сложности и трудоемкости, техники вышивки сходны в одном: все они требуют от художника в первую очередь аккуратности, усидчивости и терпения. Девушки, спокойные по характеру, добиваются большего успеха в мастерстве ручной вышивки, требующей особого терпения и опыта. Темпераментным же мастерицам будет интересно научиться творить при помощи вышивальных автоматов и полуавтоматов, совместив преимущества ручной и машинной работы. 
Требования к профессиональной подготовке вышивальщиц
Вышивальщица должна четко представлять себе роль декоративной отделки в костюме, ее влияние на индивидуальный характер одежды в современной моде. Для успешной профессиональной деятельности необходимо владеть основами композиции и выполнением объемов светотенью в карандаше и акварели, знать законы цветовой гармонии. Работа вышивальщицы таит в себе большой творческий потенциал, проявляющийся в применении различных техник вышивки, поиске подходящего цветового решения, в умении воплотить в жизнь замысел художника и придать ему неповторимое очарование индивидуальности. Здесь многое зависит от опыта, тонкости восприятия, уровня сформированности зрительных образов. Поэтому во время профессиональной подготовки вышивальщицы изучают особенности работы с различными сортами ткани, осваивают технику выполнения всех видов вышивки. Например, овладевают приемами заполнения разделками и ажурами, учатся рассчитывать и располагать рисунок, применять на практике разнообразные способы вырезки.

Список использованной литературы:

  1. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
  2. Малахова С.А., Журавлева Т.А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. – М., 1988

Тема 8. Возможности использования компьютера в составлении композиции вышивки.

Цель занятия:

  1. Составление композиции изделия вышивального мотива.

Форма организации занятия: практикум

Вопросы для изучения:

1. Использование  редакторов CorelDraw,  Corel Drawings для создания векторных или растровых изображений, которые можно брать за основу при создании дизайна вышивки.

Практикум:

  1. Выбранный сюжет воплотить на планшете.
  2. Рисунок сканировать, отрисовать в векторной графике.
  3. Обсуждение итогов работы. Рефлексия.

Выполнение учебного проекта

Примерный  контрольный  лист  проекта.

Поисково  -  исследовательский  этап

  Поиск  проблемы

  Учащиеся  слушают  учителя,  анализируют  услышанное.
Учитель  ставит  перед  ними  проблему,  предлагает    банк
тем проектов,  раскрывает  требования  к  ним,  технологию  их  выполнения  и  критерии  оценивания.

  Осознание  проблемной 
области

 Учащиеся  из  предложенных  учителем  проблем  выбирают  одну,  наиболее  актуальную  для  них  (или  формулируют  сами).
Учитель  выступает  в  роли  консультанта.

  Первое  мини – исследование:  выявление  конкретной  потребности.

Опираясь  на  собственные  знания  и  обобщая  источники  информации  (банк  данных  и  предложений.  Книги,  журналы,  газеты,  телерадиоинформацию,  рекламные  буклеты,  справочники  и  др.),  школьники  исследуют  потребности  в  определенных  изделиях  или  услугах,  проводят  мини – маркетинговое  исследование,  оценивают  свои  интеллектуальные  и  материальные  возможности.
Учитель  наблюдает,  консультирует,  советует.

Определение  конкретной  задачи  и  ее  формулировка

Учащиеся  формулируют  конкретную  задачу  исследования,  определяют  тему  проекта.
Учитель  помогает  уточнить  формулировки.

Установление  основных  параметров  и  ограничений

Учащиеся  определяют  основные  параметры  (размеры,  мощность,  функции  и  т.д.)  и  ограничения  предполагаемого  изделия,  диктуемые  обстоятельствами.
Учитель  делает  уточнения.

Второе  мини – исследование:  выявление  традиций,  тенденций,  истории.

Учащиеся  изучают  возможную  историю  проекта,  конспектируют,  рисуют,  чертят,  генерируют  идеи.
Учитель  помогает  подобрать  необходимую  литературу,  оказывает  помощь.

Третье  мини – исследование:  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  на  листе  бумаги  составляют  схематично  перечень  проблем  для  решения:  материалы,  инструменты,  модель,  размеры,  форма,  стиль,  дизайн,  технология  изготовления,  себестоимость  изделия.
Учитель  проверяет,  уточняет,  советует.

Четвертое мини – исследование:  выработка  идей,  вариантов,  альтернатив

Учащиеся  записывают  возникшие  идеи  в  виде  фраз,  отдельных  слов,  картинок  или  эскизов.
Учитель  уточняет,  советует,  предлагает  дополнительную  литературу.

Пятое  мини – исследование:  анализ  и  синтез  идей,  выбор  оптимального  варианта

Учащиеся  выбирают  из  многих  вариантов  подходящее  решение,  разрабатывают  рабочий  эскиз  модели  с  описанием.
Учитель  контролирует,  уточняет,  оказывает  помощь.

Выбор  материала,  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  определяют  и  записывают  несколько  наименований  материалов,  выбирают  наиболее подходящие  из  них.
Учитель  консультирует,  обобщает.

Выбор  инструмента,  оборудования

Учащиеся  определяют  и  записывают  перечень  необходимых  инструментов  и  оборудования.
Учитель  консультирует,  обобщает.

Разработка  технологического  проекта

Учащиеся  выбирают  и  анализируют  рациональную  технологию,  составляют  технологические  карты,  чертежи,  эскизы,  конструируют  и  моделируют,  определяют  режимы  работы  и  затраты  времени,  уточняют  критерии  контроля.
Учитель  наблюдает,  консультирует,  обобщает.

Организация  рабочего  места

Учащиеся  подбирают  и  размещают  на  рабочем  месте  материалы,  инструменты,  приспособления,  проверяют  освещенность,  проветриваемость  в  соответствии  с  санитарными  нормами  и  правилами  безопасности.
Учитель  оказывает  помощь.

Экономическое  и  экологическое  обоснование

Учащиеся  подсчитывают  себестоимость  изделия  или  услуги,  проводят  экологическую  экспертизу  изготовляемого  изделия.
Учитель  оказывает  помощь,  контролирует  процесс.

Контроль  качества

Учащиеся  уточняют  критерии  проверки  и  оценки  качества  творческого  проекта.
Учитель  проверяет,  уточняет  результаты.

                                                      Технологический  этап

Выполнение  технологических  операций 

Учащиеся  подбирают  режим  обработки:  осуществляют  контроль  качества  обработки  деталей,  самоконтроль  своей  деятельности;  вносят  изменения  в  технологический  процесс;  корректируют  последовательность  операций,  режимы  обработки,  последовательность  сборки;  соблюдают  технологическую  и  трудовую  дисциплину;  контролируют  организацию  рабочего  места.
Учитель  наблюдает,  контролируют,  консультирует,  оказывает  помощь,  следит  за  соблюдением  правил  безопасности.

                                                           Заключительный  этап                 

Коррекция

Учащиеся  сравнивают  выполненный  проект  с  задуманным,  устраняют  недочеты.
Учитель  анализирует,  советует.

Контроль,  испытание

Учащиеся  осуществляют  контроль  и  корректировку  параметров  изделия,  проводят  его  испытание.
Учитель  наблюдает,  консультирует.

Реклама

Учащиеся  готовят  рекламу,  товарный  знак  изделия,  предлагают  способы  реализации  изделий.
Учитель  консультирует,  советует.

Оформление

Учащиеся  оформляют  проект  в  соответствии  с  установленными  требованиями.
Учитель  консультирует,  помогает.

Самооценка

Учащиеся  анализируют  достоинства  и  недостатки  проекта,  оценивают  результаты  и  перспективы  производства.
Учитель  наблюдает,  консультирует.

Защита  проекта

Учащиеся  готовят  и  делают  доклады,  иллюстрации,  отвечают  на  вопросы.
Учитель  слушает,  участвует  в  оценке  проекта.

Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ)

п/п

Критерии

оценки

ПДУ

Показатели

Объек

ты оценивания

Аспекты ПДУ

Про

дукт

Про

цесс

Оформле

ние проекта

Защита проекта

1.1

Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования

Изделие, стенд и т.д.

1.2

Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

То же

1.3

Эксплутационные качества

Удобство, простота и безопасность использования

То же

1.4

Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

То же

1.5

Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации изделия

То же

1.6

Новизна,

оригинальность, уникальность

Ранее не существовал, своеобразие, необычность, единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя)

То же

Итого:

2.1

Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)

2.2

Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

Обоснование проблемы в докладе

2.3

Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)

2.4

Соответствие объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

Пояснительная записка

2.5

Экологичность

Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

То же

2.6

Экономичность

Оптимальные затраты на материалы и изготовление

То же

2.7

Безопасность

Соблюдение правил техники безопасности

Пояснительная записка, доклад, видеоряд

2.8

Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)

2.9

Разработанность

Глубина проработки темы

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)

2.10

Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

Пояснительная записка

2.11

Наличие творческого компонента в процессе проектирования

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

Пояснительная записка, доклад

2.12

Самостоятельность

Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю-руководителю ПДУ.

Ответы на вопросы экспертов

Итого:

3.1

Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

Пояснительная записка Видеоряд

3.2

Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

Пояснительная записка

3.3

Лаконичность

Простота и ясность изложения

Пояснительная записка

3.4

Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

Пояснительная записка

3.5

Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения; художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

Пояснительная записка, видеоряд

3.6

Наглядность

Наличие видеоряда, четкого, доступного для восприятия с учетом расстояния до зрителей

Графики, схемы, макеты и т.п.

Итого:

4.1

Качество доклада

Системность, композиционная целостность; полнота представления процесса, подходов к решению проблемы; краткость, четкость, ясность форулировок

Процесс защиты проекта

Поведе

ние учащего

ся-докладчика

4.2

Ответы на вопросы

Адекватность ответов поставленным вопросам; аргументированность; полнота, убедительность; содержательность, краткость

Процесс защиты проекта

Поведе

ние учащего

ся-докладчика

4.3

Личностные проявления докладчика

Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения; культура речи, поведения. Удержание внимания аудитории; импровизацион

ность, находчивость; эмоциональная окрашенность речи

Процесс защиты проекта

Поведе

ние учащего

ся-докладчика

Итого:

Всего:

Методика работы с оценочным листом

      Напротив каждого из критериев в графах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл

  Он исчисляется так:

- если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере -1 балл;

- при частичном присутствии -0,5 балла;

- если отсутствуют – 0 баллов.

      Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».

Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.

Литература (для преподавателей)

1.Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки. - М., 2000.

2.Журнал «Исследовательская работа школьников». 2005, №1-3.

3. Кэмпбелл-Хардинг В., Лемон Д., Пайман К., Вышивка золотом. Серия «Рукодельница». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Малахова С.А., Журавлева Т.А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. – М., 1988.

5. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в учебном процессе. – М.: Аркти, 2006.

6.Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.: Аркти, 2006.

7.Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-пресс, 2004.

8. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «технология»/ Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.

Литература (для учащихся)

1.Кошкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М., 2000.

2.Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. – М., 2000

3. Современная энциклопедия Аванта плюс. Мир вещей/ Т.Евсеева. _ М.: Аванта +, 2004.

4. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

5. Федюшкина И.С. Вышивка. Белой нитью по белому фону. - М.,   2001.

Приложение

Содержание программы

Тема 1. Введение (4 часа).

 История вышивок родного края. История развития вышивки ришелье.

Экскурсия.

Практическая работа.

Тема 2. Виды и способы выполнения вышивки ришелье (4 часа).

Изучение видов швов, применяемых при выполнении вышивки ришелье. Правила безопасности труда. Входная диагностика. Особенности выполнения вышивки. Подбор материалов и рисунков.

Практическая работа. Выполнение швов «вперед иголку», «петельный».

Практическая работа. Вышивка салфетки.

Практическая работа. Выполнить эскиз расположения вышивки на швейном изделии (желательно с использованием ПК).

 Практическая работа. Составление композиции изделия вышивального мотива (с использованием ПК).

Тема 3. Выполнение изделия в технике ажурной вышивке ришелье (проект) (18 часов).

Выбор темы проекта. Разработка этапов работы над проектом. Изготовление декоративного изделия. Анализ результатов работы и оценка качества выполнения проекта.

 Защита учебного проекта.

Раздел 4.

Система контроля и

оценивания освоения

программы элективного

курса

Раздел 4. Система контроля и оценивания освоения программы элективного курса.

     Вопрос оценивания результатов деятельности учащихся по освоению элективных курсов большинство исследователей предпочитает обходить стороной. Ими в основном говорится, что обучаемые должны при поддержке учителя самостоятельно строить свою деятельность и хорошим средством этому служит проектная работа. Реализуемая в групповой форме или индивидуально. При проектной деятельности преобладает качественная оценка результатов.

     По нашему мнению нельзя отказываться от системного подхода к оцениванию результатов освоения элективных курсов, чтобы не принижать их значимость по сравнению с программами основных образовательных дисциплин учебного плана.

     На наш взгляд, при изучении материала должны присутствовать четыре вида контроля достижений:

  1. предварительный
  2. текущий
  3. повторительный
  4. итоговый.

     Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:

  1. текущий контроль достижений учащихся осуществляется в баллах.
  2. Промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачтено»/ «незачтено».

Методы контроля текущей успеваемости учащихся.

     Оценка при контроле за текущей успеваемостью используется в качестве инструмента положительной мотивации, своевременной коррекции работы учащихся. С целью организации текущего контроля за успеваемостью используются:

  1. наблюдение за активности на занятиях;
  2. беседа с учащимися;
  3. анализ творческих, исследовательских работ;
  4. результаты выполнения диагностических заданий;
  5. бальная оценка.

Методы итогового контроля.

Итоговая аттестация порезультатам изучения курса проводится по мере завершения его изучения

  1. с помощью специальной зачетной работы (защита проекта).
  2. По совокупности самостоятельно выполненных учащимися работ (отчеты об исследовании)
  3. По наличию документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы)

Формы контроля:

  1. Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам);
  2. Тематический контроль;
  3. Обобщающий контроль в форме презентации продукта проектной деятельности.

О результативности освоения курса «Ажурная вышивка в технике ришелье» свидетельствуют такие показатели учащихся: призовые места в конкурса муниципального, окружного, областного уровней в номинации «вышивка».

     Мы считаем, что после завершения учеником курса, он должен получить от учителя качественную характеристику, в которой будут описаны его достижения и пути коррекционной работы. В процессе изучения программы учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории с целью дальнейшего обучения по выбранному профилю и успешной профессиональной карьеры по его окончанию.

     

Словарь терминов

Вышивание – вышитая или вышиваемая вещь, изображение шитьем.

Ирис – крученые нитки для вышивания, вязания.

Канва – редкая сетчатая накрахмаленная или проклеенная ткань для вышивания по клеткам.

Колорит – соотношение красок в картине по тону насыщенности цвета.

Композиция – это соединение или объединение различных элементов изображения в одно художественное целое единое по форме и содержанию.

Мулине – сорт тонких крученых ниток для вышивания.

Народно-прикладное творчество – художественное изготовление бытовых предметов утвари, свойственное соответствующее духу народа, его культуре, мировоззрению.

Орнамент -  узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

Оттенок – разновидность одного и того же цвета.

Пастельные оттенки – неяркие мягкие оттенки цвета.

Пасма – часть мотка пряжи.

Паспарту – картонная рамка или подклейка для вышивки, фото, гравюры.

Пяльцы – рама для натягивания ткани для вышивания.

Раппорт – повторяющиеся части в рисунке для вышивания и вязания.

Ритм – равномерное чередование элементов.

Силуэт – очертание чего-либо, изображение предмета на фоне другого предмета.

Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей по сторонам от точки, прямой или плоскости.

Схема – чертеж, разъясняющий принцип работы, описание, изображение в главных чертах (черно-белая, цветная, с условными знаками).

Эскиз – предварительный рисунок, набросок.

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания элективных курсов в старших классах

Доклад «Особенности преподавания элективных курсов в старших классах» содержит требования к программам элективных курсов, что может помочь учителю при выборе и составлении программ. Показано место эле...

Методика преподавания элективного курса по английскому языку в 9 классе.

Методика преподавания элективного курса по английскому языку в 9 классе.      Подготовилаучитель английского языкаШевлягин...

«Интерактивные методы преподавания элективных курсов по истории в профильной школе, как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»

На современном этапе модернизации Российского образования преподавание истории вшколе ориен­тировано не на повышение уровня нформированности учащихся , а на фор­мирование историко-познавательной, инфо...

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

Это статья - результат работы двух педагогов нашей школы учителя русского языка и литературы Галичаниной Ж.П. и учителя математики Пожидаевой Н.А....

Элективный курс «Народная вышивка Владимирского края»

Пояснительная записка к образовательной программе электива. Главное условие развития личности-включение её в активную творческую деятельность.Цель обучения-научить подростка работать творчески, с...

Программа элективного курса "Мордовская вышивка"

В материале  представлена рабочая программа элективного курса....

Актуальные вопросы преподавания специального курса фортепиано. Работа над техникой.

Проблемы развития фортепианной техники учеников-пианистов, формирование необходимого аппарата «воплощения», воспитание свободы пианистических движений всегда были в центре внимания музыкал...