Урок кулинарии "Овощи. Приготовление блюд из сырых овощей"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Галантер Любовь Ивановна

Урок относится к разделу «Кулинария» , разработан для учащихся 5-го класса. Учащиеся узнают об истории появления и значении овощей в питании человека, знакомятся с видами нарезок и салатов. Урок направлен на формирование умений при нарезке овощей для приготовления салатов и развитие эстетического вкуса при оформлении и их подаче. Лекционная часть урока сопровождается презентацией. В практической части урока учащиеся готовят салаты овощные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx22.68 КБ
Файл ovoshchi.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей происхождения овощей
  2. Рассказать о классификации нарезки овощей
  3. Научить технологии приготовления салатов с соблюдением правил ТБ и санитарии
  4. Воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность
  5. Развивать эстетический вкус при оформлении блюда.

Наглядные пособия: Таблица: формы нарезки овощей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ножи для фигурной нарезки овощей, овощерезки, все для приготовления и дегустации овощей; разделочная доска для сырых овощей; предметы для сервировки стола.

На доске выписаны термины: свежезамороженные овощи, соломка, кубики, ломтики, кружочки, первичная обработка.

Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие

Отметить отсутствующих

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Сообщение познавательных сведений.

История возникновения огурцов (Древность)

Первые сведения об огурцах найдены в древних индийских рукописях, возраст которых более 6 тысяч лет. Заросли диких огурцов и сейчас встречаются в Индии. Длинные огуречные плети обвивают деревья, как лианы, создавая порой непроходимые дебри. Из листовых пазух выходят усики, с помощью которых растение цепляется за деревья и поднимается на большую высоту в поисках света и «жизненного пространства». Дикорастущие огурцы способны взбираться на высоту до 20 м. Такие гигантские по длине огуречные растения встречаются в Афганистане и Непале. Нередко здесь и культурные сорта огурцов имеют мощную надземную часть. Плети сиккимского огурца (Непал) достигают 8 м в длину, листья — до 40 см в диаметре, а вес недозрелого съедобного огурца (зеленца)-5 кг.

Жители Индии широко используют дикие растения огурцов для создания живых изгородей. Их густо сажают вдоль решетчатых деревянных или бамбуковых заборчиков. Разрастаясь, огурцы хорошо защищают от солнца — создают густую тень. Таким образом, огурцы оказываются втройне полезными: они служат изгородью, приносят плоды и дают живительную прохладу, в которой хорошо укрыться от тропической жары и солнцепека.

История происхождения капусты.

Согласно одному из сказаний, громовержец Юпитер, трудясь над разъяснением двух противоречивых изречений оракула, от страшного перенапряжения обливался потом. Несколько крупных капель скатились с чела отца богов на землю. Вот из этих капель и выросла капуста. История, конечно, незамысловатая, но в ней чувствуется почтительное отношение, которое римляне питали к древнему овощу. Видимо и само слово «капуста» как то связано с этой легендой, так. Как произошло оно от древнего римского «капутум», что в переводе на русский означает «голова». Многие народы оспаривают друг у друга право называться родиной капусты. С итальянцами и греками, например соревнуются грузины. По мнению профессора Г. Джапаридзе, изучавшего историю происхождения капусты, ее родиной является Колхидская низменность Грузии, поскольку именно в этих местах встречается редкое многообразие сходных с капустой растений, которые называются «кежера». Капуста ценилась за свои высокие гастрономические качества. Ее охотно ели с солониной или ветчиной. Крестьяне Древнего Рима особенно любили капусту с солониной и бобами. Обычно капусту сдабривали оливковым маслом, но в сочетании с жирным свиным мясом она была хороша и без масла. Нежные капустные кочерыжки использовались для приготовления салатов, в которые добавлялось оливковое масло и немного уксуса. Ученик и друг Аристотеля древне - греческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности Теофраст (372 - 287 гг. до н. э.)в знаменитом труде «Исследования о растениях» довольно подробно описал три сорта капусты, которые в те далекие времена возделывали афиняне. Другой древнегреческий философ Хрисипп (280 - 208/205 гг. до н. э.) так ценил капусту, что посвятил ей целую книгу. В ней он рассматривает влияние капусты на все органы человеческого тела. Древние греки и римляне вообще придавали капусте огромное значение, считая ее лекарством, излечивающим практически все болезни. Так, ей приписывалась способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавлять от бессонницы и различных внутренних заболеваний. Капусту как лекарственное средство исследовали древнегреческий врач Диоскорид древнеримский писатель Катан Старший, врач времен Тиберия и Клавдия - Скрибоний, римский писатель и Ученый Плиний Старший и многие другие.

Не ослабло, а, скорее, усилилось внимание к капусте в средние века. Ученый, философ, врач Ибн Сина (Авиценна) значительно дополнил и во многом пересмотрел представления древних греков и римлян о целебных свойствах капусты. Ей он отвел довольно много места в своей энциклопедии теоретической и клинической медицины "Канон врачебной науки". Одним из первых русских источников, в котором упоминается капуста, можно считать "Изборник" Святослава, датируемый 1073 годом. В более поздней летописи говорится, что смоленский князь Ростислав Мстиславович в 1150 году подарил своему другу Мануилу капустник. Капустником в старые времена называли на Руси огород, где выращивали капусту. Слово это довольно часто встречается в древнерусских литературных источниках. Огороды с капустой повсеместно окружали русские поселения. Изобилие капусты на Руси удивляло даже видавших виды иностранцев. Так, некий Корнилий де Буин в XIII веке писал: "В Московии произрастает обыкновенная белая капуста, которой русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины едят по два раза в день ."

Учащиеся перечисляют известные им овощные растения. Называют части (органы) растений, которые используют в пищу.

Учитель, обобщает ответы учащихся.

В зависимости от того, какую часть растения используют в пищу, овощи делят на группы: луковые, плодовые, корнеплоды, клубнеплоды, листовые, цветковые и т.д. Это определяет и способы первичной и тепловой обработки. Хранить овощи следует в темном, прохладном и не слишком сухом месте. Для длительного хранения их консервируют ( солят, маринуют, сушат, замораживают)

При использовании овощей в кулинарии из них готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда: закуски ( салаты, винегреты), первые блюда( овощной суп, щи, борщ, свекольник и т. д.), вторые блюда (картофель жареный или отварной, рагу, котлеты). Овощи также используют для приготовления гарниров к рыбам, мясным блюдам и соков.

Овощи, фрукты и ягоды содержат незначительное количество белков, являясь преимущественно носителями витаминов, минеральных веществ и растительных волокон.

Овощи обладают способностью стимулировать деятельность слюнных желез. Поэтому они широко используются для приготовления холодных закусок - салатов.

Салаты из овощей - вкусные и питательные закуски, они уместны на любом столе. Их делают из сырных и вареных овощей. Современный, словарь толкует слово « салат» как блюдо из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, грибов, фруктов в холодном виде, Таким образом, подчёркиваются две характерные особенности блюда: мелко нарезанные и холодные блюда.

Первоначально под салатом понималось блюдо, состоящее исключительно из сырых овощей и огородных трав.

Разновидность салата является винегрет. Его характерной особенностью является наличие свеклы, соленых огурцов и репчатого лука. Во многих странах он известен как « русский салат»

Существует правила составления салатов:

  1. Продукты, использованные в салатах, должны быть совместимы во вкусовом отношении.
  2. Каждому салату соответствует своя заправка.
  3. Овощные салаты очень чувствительны к соли: от крепкого посола зелень быстро жухнет, она теряет не только свежий вид, но и вкус.
  4. Салат должен быть сочным - это основное его достоинство (презентация).

Первичная обработка овощей.

Первичная обработка заключается в переборке, сортировке, мойке, очистке, промывании и нарезке. Показывая учащимся таблицу о формах нарезки различных овощей, надо объяснить, где форма применяется (приложение слайд №1)

приложение 1

Одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид, а при тепловой обработке достигают одновременной готовности.

А) брусочки и кубики размером 1,5 см применяют для приготовления овощных супов, рагу из овощей, заправочных супов
Б) кубики размером 0,7 см и ломтики - для приготовления сборного овощного салата, ломтиками овощи нарезают и для винегрета;

Следует познакомить учащихся с общими правилами приготовления овощных салатов:

  1. Все продукты для приготовления салатов проходят первичную обработку, а некоторые из них тепловую.
  2. После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены.
  3. Овощи для салатов можно подготавливать заранее (за 1-2 часа). Из сырых овощей салаты готовят и заправляют непосредственно пред ох подачей.

Посуда для приготовления и подачи блюд.

Для приготовления салатов используют эмалированные миски, в которые помещают нарезанные продукты и перемещают после заправки. Для подачи салатов используют общий салатник и закусочные тарелки. Можно подавать салат и в индивидуальных маленьких салатниках.

Санитарно-гигиенические требования:

1.Необходимо готовить пищу в специальной одежде. Руки должны быть тщательно вымыть щеткой с мылом, ногти коротко отстрижены ,волосы убраны под косынку. При первичной обработке овощей и фруктов следует мыть их под струей воды, поместив их в дуршлаг, проточная вода лучше смоет грязь.

2.Если овощи не подвергаются тепловой обработке, после мытья их ополаскивают кипяченой водой, чтобы на поверхности не осталось микробов.

3.Нарезку сырых и варенных овощей надо производить на разных разделочных досках.

Готовые, но не заправленные салаты можно хранить не более 12 ч, а заправленные - не более 6 ч.

Текущий инструктаж.

Положение рук и ножа при нарезке лука дольками и кольцами инструменты для карбования.

Учитель показывает рабочую позу, положение рук и ножа, чтобы при нарезке овощей не порезать пальцы; для этого левая рука должна быть расположена сверху продукта, пальцы слегка согнуты. При нарезке продукта кончик ножа не отрывать от доски. Передавать нож ручкой вперед.

Кроме ножа можно использовать приспособления: овощерезку яйцерезку, ломтерезку, терку и др. Надо показать безопасные приемы работы с этими приспособлениями.

Организация рабочего места для нарезки овощей мытья посуды.

Выбор блюд для проекта «День рождения».

IV. Практическая работа Приготовление салатов из овощей.

Чтобы учащиеся могли научиться большему количеству операций, можно разным бригадам поручать приготовление различных блюд, примерно одинаковых по первичной и тепловой обработке продуктов. Одна бригада может готовить винегрет, другая - салат из сырых овощей, третья -фруктовый салат. При подведении итогов представитель каждой бригады рассказывает о порядке приготовления своего блюда. Вопросы, задаваемые при этом учителям, должны раскрывать особенности обработки продуктов и приготовления каждого блюда.

Требования к качеству готовых блюд:

  1. Вареные продукты, входящие в состав салатов, должны быть мягкими, но не разваренными. Для этого надо соблюдать время варки и проверять готовность овощей с помощью вилки.
  2. Цвет и запах блюд должны соответствовать цвету и запаху свежих продуктов.

Оформление готового блюда.

Готовый салат укладывают горкой в салатник, а сверху украшают красиво вырезанными кусочками овощей, хорошо сочетающихся между собой по цвету. Сбоку в салатник кладут столовую ложку или специальную лопатку. Можно использовать для подачи и маленькие салатники.

V. Закрепление нового материала:

  1. Рассказать о правилах безопасной работы с ножом.
  2. Какие блюда можно готовить из овощей?
  3. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить в продуктах питательные вещества и витамины?
  4. Какие правила личной гигиены надо соблюдать при приготовлении пищи?
  5. Почему заправлять салаты нужно непосредственно перед едой?
  6. Какие инструменты и приспособления используют для первичной обработки овощей?
  7. Из каких овощей делают соки?
  8. В какой посуде подают салат?

VI. Заключительная часть.

Подведение итогов практической работы, выставление оценок.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание. Выбор блюд для проекта «День рождения».

VII. Организация на перемену.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Овощи. Приготовление блюд из овощей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия"Приготовление блюд из сырых овощей" 5 класс

Предмет: технология.Класс: 5.Учебная тема №4: Блюда из овощей (4час.)Кол-во часов:2 часаТема учебного занятия: «Приготовление блюд из сырых овощей».Цель урока: Ознакомить с ролью овощей в питани...

Первичная обработка овощей. Приготовление салатов из сырых овощей

Конспект урока по технологии в 5 классе "Первичная обработка овощей. Приготовление салатов из сырых овощей"...

Урок кулинарии "Овощи. Приготовление блюд из сырых овощей"

Урок относится к разделу «Кулинария» , разработан для учащихся 5-го класса. Учащиеся узнают об истории появления и значении овощей в питании человека, знакомятся с видами нарезок и салатов. Урок напра...

Овощи в питании. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из сырых овощей.

Конспект урока по технологии ппо теме"Овощи в питании.Первичная обработка овощей.Приготовление блюд из сырых овощей. 5 класс...

Приготовление блюд из сырых овощей. Урок по технологии в 5 классе.

Ознакомление  учащихся с ролью овощей в питании человека,с классификацией овощей....

"Овощи. Блюда из сырых овощей"

Интегрированный урок тахнологии и основ безопасности жизнедеятельности...

Открытый урок по технологии "Блюда из сырых овощей и фруктов"

Урок методалогической направленности. Цель урока: способствовать формированию представлений обучающегося о пищевой ценности овощей и фруктов, способах хранения, механической обработки и нарезки, ...