«Профессиональное образование на уроках технологии».
статья по технологии по теме

 

    В условиях возрастающих социальных и информационных нагрузок особенно остро встаёт проблема профориентации. Постоянно меняющиеся условия, быстрый темп жизни больших городов, высокие нагрузки не позволяют школьникам и их родителям сделать однозначный выбор нужного профиля обучения. И главным  в связи с этой проблемой становится развитие активной, самостоятельной, инициативной личности, которая может легко приспособится условиям жизни, быстро обучаться и видеть перспективные направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_obrazovanie_na_urokah_tehnologii.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессиональное образование на уроках технологии».

        Хитрова Светлана Павловна, учитель технологии,

  (МБОУ КСОШ № 32) с. Красная Поляна

    В условиях возрастающих социальных и информационных нагрузок особенно остро встаёт проблема профориентации. Постоянно меняющиеся условия, быстрый темп жизни больших городов, высокие нагрузки не позволяют школьникам и их родителям сделать однозначный выбор нужного профиля обучения. И главным  в связи с этой проблемой становится развитие активной, самостоятельной, инициативной личности, которая может легко приспособится условиям жизни, быстро обучаться и видеть перспективные направления.

      Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным ориентациям, и, наконец, требованиям которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Как говорили древние, если ангела не выпустить на волю, он превращается в дьявола. У людей, которые не смогли реализовать свои потенциальные возможности в продуктивной деятельности, часто внутренняя неудовлетворённость выливается в нервозы, психосоматические заболевания, конфликтность, пьянство, наркотики.

      Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14 -15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10- 15% обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе, их одолевают противоречивые чувства. «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.

      Согласно выше сказанному, в школьную программу были введены элективные курсы по профориентации. Наша школа не стала исключением. В этом году я веду элективный курс в8 классе по программе «Профессия моей мечты» и в 9 классе по программе «Путь к профессиональному успеху». Почему программы предлагают по профориентации именно в 8 – 9 классах? Эти программы призваны помочь школьникам в нелёгкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающая специфику возраста. Также я считаю, что это нужно делать по ряду существенных причин: во – первых, развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жестокую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом, лучший. Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем более у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки. Во – вторых, на рынке труда появляется всё больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информация об этих профессиях учащиеся либо не имеют совсем, либо имеют в ограниченном, чаще в искажённом виде.

      На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. В результате занятий подросток познаёт себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния.

       Программа рассчитана на 8 часов, занятия проводятся один раз в неделю. Программа курса не предусматривает систему отметок. Занятия, которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам профессиоведения (1. Пути освоения профессии. 2. Ошибки и затруднения при выборе профессии.3. Правила выбора профессии. 4. Классификация профессий.), по основам психологии (1. Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении. 2. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.). Так же занятия проводятся в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознания, в форме психодиагностических тестов.

       В своей работе использую такие основные методы как наблюдение, рассказ, беседы и консультации с учащимися.

      Большинство участников занятий по окончания курса по профориентации делают первоначальный профессиональный выбор, определив свой темперамент, склонности, способности, развитие психических процессов.

       Данные занятия, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в целях профориентации. Это и уроки технологии, и организация экскурсий на предприятия, и организация встреч с представителями различных профессий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» на уроках технологии

Это презентационный материал, в котором  представлены информационно-коммуникационные технологии, используемые в моей профессиональной педагогической деятельности, как учителя на уроках технологии...

Профессиональная орентация на уроке технологии.Профессия дизайнер женской одежды.

Работа выполнена ученицей 8 класса в помощь проведения занятий по профессинальной ориентации учащихся 8-9 классов....

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Данный методический доклад  раскрывает суть одной из современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку  в системе среднего профессионального образования, ее п...

Активные формы работы по профессиональному самоопределению на уроках технологии в 5-7 классах

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека...

Образовательный проект «Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»

laquo;Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»...