Главные вкладки

    Методические рекомендации и основы проведения занятий по разделу: "Художественная обработка ткани"
    статья по технологии по теме

    Ермакова Мария Дмитриевна

    В статье  даны методические  рекомендации  учителям технологии  по изучению  разделов  " Основы вышивки" и "Вязание".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№1 п.Клетня Брянской области

    Методическая статья для учителей технологии, педагогов дополнительного образования

     

    Методические рекомендации и основы проведения  занятий

    по  разделу

     «Художественная обработка ткани»

    Подготовила: Ермакова М.Д.

                                                                                           учитель технологии высшей категории

    -2011-

            Декоративно – прикладное творчество – один из разделов программы по технологии, который носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний и умений по народным промыслам и ремёслам, формированию технологической и художественной культуры, обогащению  мира  ребёнка.

                На занятиях по декоративно-прикладному творчеству используются обще дидактические методы обучения - словесные, наглядные, практические. Словесным методом учитель может начать новую тему, например «Основы вышивки». Для активизации познавательной деятельности учащихся, его целесообразно сопровождать презентацией со слайдами по истории возникновения народной вышивки и её развития в стране, подчёркивая местные условия, а также с  демонстрацией готовых изделий (салфеток, рушников, сувениров, панно и т.д.). Значительно оживит ход занятия эвристическая беседа. Для этого перед учащимися необходимо ставить вопросы, требующие сравнения и анализа. Например, они могут сопоставить и проанализировать старинную и современную вышивку. Умело проведённая беседа позволяет выяснить уровень знаний учащихся по теме занятия.

         Словесные методы на таких занятиях обязательно должны сочетаться с практическими методами. Характерным примером такого сочетания является инструктаж. Во время вводного инструктажа, учитель знакомит учащихся с необходимыми инструментами и приспособлениями, используя презентацию с их названием и краткой характеристикой, а также показывает  необходимые  инструменты  и материалы для вышивки, расположенные на рабочем столе учителя. Для самообразования учащихся и развития интереса к вышивке,  можно предложить учащимся ( по желанию)  подготовить   краткую историческую справку напёрстка, иглы и др. инструментов. При отработке навыков выполнения различных швов следует уделить внимание использованию напёрстка.

        Чтобы научить детей правильно выполнять приёмы работы, целесообразно применять фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность выполнения технических приёмов. Для этого можно использовать презентацию с этапами выполнения или видеоролик. Учителю можно использовать большие пяльцы, крупную иглу с толстой ниткой и показывать приёмы с замедленным темпом. Как правило, большинству учащихся при фронтальном показе операций, всё кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями и допускают ошибки. Если одни и те же ошибки допускают многие школьники, следует прервать работу и провести текущий инструктаж для всей группы. Ошибки отдельных учащихся преодолеваются с помощью индивидуального инструктажа. Благодаря такой методике дети усваивают правильные действия, предупреждается формирование  ошибочных данных.

             В процессе занятия необходимо опираться на инструкционные карты и учебные таблицы, которые содержат требуемые технические сведения. Например:

    1.  длина стежка шва при вышивании зависит от вида ткани, характера рисунка и вида вышивки, но не должна превышать 1 см.
    2. толщина рабочей нити должна соответствовать толщине ткани.
    3. конец нити закрепляют на изнаночной стороне вышивки, пропуская его несколько раз под уже выполненными швами.
    4. при допущенной ошибке часть стежков разрезают ножницами и удаляют колышком или иглой.
    5. правильность выполнения вышивки крестом проверяется выполнением с лицевой стороны стежков с наклоном в одну, а затем в другую сторону. На изнаночной стороне должны образовываться параллельные вертикальные или горизонтальные стежки.

     Исходя из опыта работы, могу сказать, что при выполнении вышивки учащиеся допускают грубые дефекты, например:

    1. недошитые элементы рисунка;
    2. неравномерное натяжение ниток на лицевой и изнаночной стороне;
    3. подрез гладьевого валика и пропуск нитей;
    4. заштопанные разрезы;
    5. значительное стягивание узора;
    6. ярко выраженные следы перевода рисунка;
    7. нарушение симметричности рисунка более чем на 0,5 см.
    8. наличие петель и узлов на лицевой стороне вышивки;
    9. перекос материала при затягивании.

    Для лучшего усвоения учащимися приёмов выполнения вышивальных швов рекомендуется использовать презентацию с инструкционными, технологическими картами, сделать (приобрести) инструкционные карты или плакаты по каждому виду шва. При объяснении техники выполнения того или иного шва удобно пользоваться его графическим изображением, раскрывающим последовательность каждого элемента. Схема шва изображается на доске, а учащиеся повторяют необходимые построения в своих тетрадях. Шов, проходящий по лицевой стороне ткани, рекомендуется показывать прямой линией, а по изнаночной – пунктирной.

         После разбора последовательности выполнения швов по схеме( или схем образцов вязания) учащиеся могут приступить к выполнению практической работы. Она должна включать в себя подготовку рисунка для вышивки, подмор материалов и инструментов (ткань, игла, нитки). При вышивке крупного орнамента можно разделить его на фрагменты и вышивать по частям. По мере выполнения практических и творческих работ рекомендуется устраивать их коллективную оценку.

          Вязание крючком требует основных навыков работы с крючком и умение читать схемы. Для успешного выполнения по схеме образца вязания, недостаточно хорошо знать условные обозначения петель и иметь достаточно развитое пространственное представление. Важно  научить детей читать схему в определённой последовательности, научить  способам вязания изделий по прямой, по кругу, квадрату и т.д. Неумение читать схему приводит к тому, что учащиеся стремятся с первого взгляда определить всё, что на ней изображено, но при этом оказывается непонятной. Совершенно иной результат достигается в том случае, если учащиеся читают схему в определённой последовательности, например:

    1. определить форму вязания (прямоугольник, квадрат, круг и т.д.)
    2. найти направление вязания (по кругу, по прямой)
    3. определить начальные этапы вязания
    4. сосчитать количество рядов
    5. определить повторяющиеся элементы в ряду
    6. проанализировать условные обозначения и места перехода к следующему ряду
    7. уметь увидеть рисунок в схеме вязания.

    Выработка умения читать схему вязания достигается постановкой соответствующих вопросов, разработанных учителем заранее. Они могут быть примерно такими:

    1. С чего начинается вязание круглой салфетки?
    2. Сколько наименований петель участвует в вязании?
    3. Из скольких рядов состоит салфетка?
    4. Покажите часть узора на схеме, которая повторяется ( раппорт)
    5. При помощи,  каких петель начинается вязание нового узора?
    6. При помощи, какой петли происходит соединение конца каждого предыдущего ряда с началом последующего ряда?
    7. Какую петлю используют для утолщения последнего ряда?

    Литература

    1.Бардина Р.Н. Изделия народных художественных промыслов и сувениров. - М.,1990

    2. Демченко А.И. Узоры калужской вышивки//Школа и производство.2005 №2

    3. Ерёменко Г.И. Рукоделие.- М.,1997

    4.Технология: программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова, П.П. Самородский, Н.В.Синица идр.)-М.:вентана-Граф, 2009. -192с.

    5. Синица Н.В. Школьный практикум по ручной художественной вышивке.- Брянск,1999

     6.Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. -М.,2005

     7. Свиридова Н.В. Ручная вышивка// Школа и производство.-1993 №5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для эффективного проведения уроков русского языка

    Сведения об авторе:Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельнос...

    Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"

    В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЮ "ЭКОНОМИКА"

    В методическом указании преподавателю для проведения аудиторных занятий по модулю «Экономика» по общеобразовательной дисциплине  «Обществознание» даны рекомендации  п...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТУДИИ Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

    План-конспект занятия по теме "Геометрическая резьба", для основной школы, кружка или студии детского творчества....

    Методические рекомендации_Дидактические основы проведения уроков физической культуры

    Методические рекомендации адресованы молодым учителям (преподавателям) физической культуры. Помогут в организации занятий с обучающимися подросткового возраста....

    Методические рекомендации по организации аудиторных занятий с соматически ослабленными обучающимися на занятиях МДК 03.04. «Основы дирижерской техники»

    Методические рекомендации по организации аудиторных занятий с соматически ослабленными обучающимися на занятиях МДК 03.04. «Основы дирижерской техники»...

    Методические рекомендации "Организация и проведение занятий по развитию во-ображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения"

    Организация  и  проведение  занятий  по  развитию  воображения  и  творческих  способностей  детей  на  примере  бисероплетения...


     

    Комментарии

    Фролова Ирина Ивановна

    Как всегда, прекрасный материал, спасибо.