Методические рекомендации педагогам по проведению занятия по профилактике компьютерной зависимости
методическая разработка (6 класс)
Данные рекомендации помогут педагогам ОУ в проведении занятия, классного часа по проблеме компьютерной завимости среди детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_rekomend_pedagogam_komp_zavisim.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования,
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ЦПМСС Красносельского района)
Принято Утверждаю
Педагогическим советом Директор __________
Протокол от № Приказ от №
Методические рекомендации
по проведению психолого-педагогических занятий
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе социально-педагогической направленности
«Основы самосовершенствования»
Профилактика компьютерной зависимости подростков
Адресат: 5-7 классы
Составитель
социальный педагог Куцоконь Н.И.
Санкт-Петербург
2020
Аннотация
Данные рекомендации помогут педагогам ЦПМСС в реализации и решении вопросов, связанных с проведением занятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в образовательном учреждении, например, по заявке педагогов и родителей ОУ.
Рекомендации раскрывают понятия зависимости, факторов риска возникновения любой зависимости у детей и подростков, и примерные занятия для профилактического мероприятия.
Рекомендации разработаны социальным педагогом, работающей в отделе Центр психологической реабилитации (ЦПР) ЦПМСС Красносельского района. Педагог реализует программы профилактики потребления ПАВ, законопослушного поведения в ОУ района. Профилактические занятия проводятся педагогом на групповых занятиях, индивидуальных консультациях.
Пояснительная записка
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции осуществляют индивидуальную и групповую профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.
В эпоху развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных людей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один с компьютером. Во многих классах педагоги сталкиваются с такой проблемой: подросток, который имел хорошую успеваемость по учебным предметам и регулярную посещаемость, вдруг перестал ходить на занятия, стал неуспевающим по многим дисциплинам, прекратил общение с одноклассниками и друзьями. При общении с родителями выясняется, что с ними он стал груб и раздражителен. Всё время подростка занято компьютерной игрой, настоящая реальность перестала для него существовать.
Профилактика компьютерной зависимости актуальна в соответствии с реалиями современного этапа развития общества. Известно, что рискованные игры и, компьютерные в том числе, могут вызывать зависимость.
Актуализация и развитие у школьников представлений о здоровом образе жизни и потребности в нем, формирование волевых усилий, помощь в формировании Я-концепции у детей является весьма актуальной проблемой, что и определяет практическую значимость данных рекомендаций для педагогов ОУ.
Цель: профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, вызванной зависимостью от компьютера, телефона, предупреждением, информированием и созданием условий в сложившейся современной среде от деструктивного влияния её на несовершеннолетнего.
Задачи
- Информирование педагогов о факторах риска возникновения зависимостей, особенностях профилактики компьютерной зависимости в условиях ОУ.
- Информирование о возможных средствах, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации, связанной с ситуацией зависимости от компьютера.
- Пропаганда культуры здорового и безопасного образа жизни, личностного развития учащихся.
Ожидаемый результат
Подготовка занятия (лекции, классного часа) педагогами по информированию о компьютерной зависимости, на развитие, познание личности, волевых усилиях личности, пропаганде здорового образа жизни – наиболее правильное решение по профилактике зависимости от компьютера. Это будет наиболее адекватным в рамках школьного времени. Хорошим дополнением к занятиям с детьми будет просвещение родителей по данной теме, что они могут сделать в ситуации компьютерной зависимости их детей.
Новизна и особенности В методических рекомендациях уточняются и конкретизируются современные данные по компьютерной зависимости.
Организационное обеспечение Групповые или индивидуальные занятия (беседы, лекции, небольшое выступление, презентация) с учащимися проводятся на базе образовательной организации. Занятие (беседы, лекции и т.п.) можно проводить на классном часу, таких предметах, как ОБЖ, обществознание, физкультура, биология. Возможно использование интернет-ресурсов и традиционных бумаги, карандашей, ручек, маркеров.
Адресат программы Учащиеся 5-7-х классов ОУ
Содержание
Основные термины
Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения. Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска.
Компьютерная зависимость – это расстройство, которое широко распространилось в 1990 году, в период, когда произошло бурное развитие компьютерной промышленности. Это состояние, при котором человек испытывает психологическую зависимость к компьютерным играм, социальным сетям или интернету. Постоянно возникают мысли: «Поскорее бы прийти домой и сесть за компьютер». Зависимый человек старается все свободное время проводить вместе с компьютером.
Компьютерная зависимость – особый вид взаимоотношений между человеком и компьютером. Специфическая эмоциональная привязанность человека к техническим средствам. Другое название явления – игровая аддикция.
Зависимость от компьютера, телефона (других средств) не несет здоровью столь явного вреда как алкоголизм или наркомания, но постепенно приводит к тяжелым последствиям: социофобии, социальной дезадаптации, паническим атакам, навязчивым мыслям. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) зависимость от компьютерных игр под названием «игровое расстройство». Теперь чрезмерное пристрастие к видеоиграм будут рассматривать как заболевание, которое требует специального лечения.
Факторы риска возникновения зависимостей
Их несколько, они могут сочетаться, а может влиять и один какой-либо фактор. Перечислим и напомним:
- Обстановка, отношения в семье. Отчуждение в семье, отсутствие близости с родителями. Конфликты в семье: могут быть в парах мать-ребенок, мать-отец и т.п. Проблемы случаются не только в неблагополучных (асоциальных) семьях, но и в «благополучных».
- Психологические проблемы подросткового возраста Любопытство, беззаботность (со мной этого не случится), эффект компании (многие сетевые игры с участием команды игроков), потребность в самоутверждении, появление чувства взрослости и желание признания своей «взрослости» и др. Не сложились отношения со сверстниками, нет ощущения собственной значимости.
- Личностные особенности подростков: неумение расслабиться (компьютер способ ухода от проблем), слабость характера, незрелая личность, половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающее эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. Зрелая личность – стержень её закладывается в семье.
- Социальные проблемы: неорганизованность досуга. Ни родители, ни школа не могут уследить за ребенком 24 часа в сутки. Интернет, компьютерные игры увлекают ребёнка своими возможностями уходя от неяркой, скучной реальности.
- Физиологическая причина – выделение гормона удовольствия. При игре или общении в комфортной обстановке, организм синтезирует особое вещество, оно может вызвать привыкание и человек стремится сделать все, чтобы получить новую «дозу».
Признаки компьютерной игровой зависимости
- Наличие сильного раздражения при попытках близких людей ограничить время игры или интернет-«плавания» по сети.
- Повышение настроения (эмоционального подъема) в периоды, которые он проводит за компьютером.
- Стремление улучшить свой компьютер даже тогда, когда это может привести к финансовым сложностям. Игроман систематически приобретает новые игры, компьютерные устройства (мышь, клавиатура и прочее), покупает дополнения для игр.
- Избегание личного общения, предпочтение переписки через интернет или социальные сети. Домашние дела, должностные обязанности, учеба, встречи и договоренности отходят на второй план.
- Отказ выходить на улицу, отсутствие интереса к чему-либо, кроме игр или поиска чего-либо в сети, разговор только о своем увлечении или игнорирование общения с родственниками и друзьями. У детей снижается успеваемость, прогулы занятий.
- Пренебрежительное отношение к собственному здоровью, гигиене и сну.
- Отсутствие контроля времени за компьютером.
Физические симптомы зависимости. Это сухость в глазах, головные боли, боль в спине, нерегулярное питание, изменение режима сна.
Стадии компьютерной зависимости Стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр имеют свои отличительные особенности.
- Незначительная увлеченность. Человек начинает увлекаться игрой, но может от нее отказаться, если того требует ситуация. Раздражения и негативного отношения к другим сферам жизни еще не возникает.
- Нарастание увлеченности. Человек в собственной иерархии ценностей все больший приоритет отдает играм, он стремится проводить больше времени за компьютером, но еще не отрицает значимость других областей жизни.
- Стадия привязанности. Игра все больше увлекает, но еще и не является главной ценностью. Человек контролирует время, проведенное за компьютером, но делает это все менее охотно.
- Зависимость. Игра – становится самым важным в жизни человека, при попытках отстранить его от компьютера начинается истерика, проявляется агрессия. Он стремится сделать все, чтобы продолжить находиться у компьютера.
Наиболее подвержены развитию компьютерной зависимости
- Дети 12-16 лет
- У мальчиков развивается в 10 раз чаще, чем у девочек того же возраста
- Дети, чьи родители мало бывают дома
- Безработные люди
Профилактика компьютерной зависимости у детей в ОУ
Вовлеченность детей в урочную и внеурочную деятельность школы.
Социально-психологическая помощь и поддержка в стенах ОУ.
Примерный список тем для профилактических занятий
Общение и его виды; конфликты, стратегии выходы их конфликта, конфликт поколений. Эмоции и чувства, их проявление. Личность, особенности подросткового возраста. Семья. Вариант занятий в приложении.
Помощь педагога, ОУ зависит от того, насколько сильно проявилась та или иная стадия. На третьей-четвёртой стадиях зависимости уместно направить родителей к медицинским специалистам, психотерапевтам, работающим по данной проблеме.
Профилактика компьютерной зависимости у детей родителями
Здоровая вовлеченность и заинтересованность родителей в жизнь детей.
Помощь и поддержка в начинаниях и трудностях.
Понимание и озвучивание эмоций ребенка, наполнение жизни детей эмоциями.
Стремление передать контроль за свою жизнь.
Отсутствие излишней тревоги за действия и интересы ребёнка.
От компьютерной зависимости можно избавиться, если переключить внимание подростка на что-либо другое. С зависимым человеком надо разговаривать. Необходимо задействовать всех участников образовательного процесса. Это могут быть такие формы работы: родительский всеобуч, методические объединения классных руководителей и психолого-педагогические занятия с детьми и подростками в ОУ, адресная индивидуальная помощь педагога-психолога, информация об иных службах города, помогающих в решении данной проблемы.
Список литературы
- По материалам интернет-ресурса nsportal
- https://redhearth.ru/kompyuternaya-zavisimost/
- https://www.b17.ru/article/151614/
- https://blog.stopigra.info/komputernaya-zavisimost-priznaki/
Приложение 1
Психолого-педагогическое занятие
по программе «Основы самосовершенствования»
Тема: Я - личность
Цель: профилактика компьютерной зависимости
Задачи: 1. Содействовать формированию умения брать на себя ответственность за свою жизнь и свое будущее. 2. Способствовать развитию цельного позитивного взгляда на себя. 3. Способствовать развитию навыка критического мышления, навыка работы в группе. 3. Воспитывать уверенность в своих силах.
Время: 1 урок
Адресат: 7 класс ОУ
Материал: ручки, лист А4, карандаши.
Ход занятия.
- Приветствие. Знакомство.
Упражнение на выбор. 1 вариант: Имя + увлечение (то, что я люблю делать, когда никто не заставляет). 2 вариант: Имя + закончить фразу «Я умею...».
- Введение в тему. Компьютер.
Ассоциации на слово «компьютер». (игра, ночь, блогер, фильмы...)
Компьютерная зависимость – это ...
Какие признаки компьютерной зависимости? У вас есть, как думаете?
Обсудить признаки компьютерной зависимости. Давайте послушаем рассказ про мальчика. (Приложение)
- Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?
- Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?
- По каким причинам ребенок уходит в виртуальный мир?
- Что для себя открыли?
- Упражнение «Плюсы» и «минусы» компьютера. Поделимся на группы по 4-6 человек. Первая, третья, пятая группа запишут все плюсы компьютеров. А вторая, четвертая и шестая группы запишут минусы компьютеров. Как минимум по 7-10 пунктов.
Далее садимся в две команды друг напротив друга. По очереди выслушиваем одну (+) и другую (-) команды. Первая группа приводит доводы, что человек может сделать с помощью компьютера, вторая – что компьютер не может дать человеку.
Делаем выводы. Компьютер – необходимость, без него в современном мире невозможно, он облегчает нашу работу, учебу, творчество и т.д. "Уход" в виртуальный мир надолго может обернуться многочисленными проблемами для человека.
- Упражнение «Я - подарок для человечества». Каждый человек - уникальное существо, единственное в мире! И верить в свою исключительность нужно каждому. В чем ваша исключительность, ваша уникальность. Чем вы нужны, полезны миру?. Закончите фразу " Я подарок для человечества, потому что я ...."
- Подведем итоги. Общайтесь, занимайтесь любимым делом, творчеством, учитесь новому, познавайте мир! Человек – уникальная часть природы, личность. Создан для великих дел, а не для пустых стрелялок, бродилок кем-то заданных. Станьте творцом! Откройте, придумайте что-то такое...!
Для этого надо:
- учиться,
- общаться,
- читать,
- заниматься физкультурой, спортом, активным отдыхом,
- заниматься любимым делом, увлечением.
Пусть они будут разные, сменяют друг друга. Выйдите за рамки компьютерной игры, социальной сети. Мир не познан до конца!
- Обратная связь.
Психолого-педагогическое занятие по программе
«Основы самосовершенствования»
Тема: Я – личность. (Профилактика компьютерной зависимости)
Цель: профилактика компьютерной зависимости среди подростков
Задачи: 1. Содействовать формированию умения брать на себя ответственность за свою жизнь и свое будущее. 2. Способствовать развитию цельного позитивного взгляда на себя. 3. Способствовать развитию навыка критического мышления, навыка работы в группе. 3. Воспитывать уверенность в своих силах.
Время: 1 урок
Адресат: 5-6 класс общеобразовательных учреждений
Материал: ручки, лист А4, карандаши.
Ход занятия.
- Приветствие. Знакомство.
Упражнение на выбор. 1 вариант: Имя + увлечение (то, что я люблю делать, когда никто не заставляет). 2 вариант: Имя + закончить фразу "Я умею...".
- Введение в тему. Компьютер.
Ассоциации на слово «компьютер». (игра, ночь, блогер, фильмы...)
Компьютерная зависимость – это ... Какие признаки? У вас есть, как думаете?
Обсудить признаки компьютерной зависимости.
Упражнение "10 качеств "Я". Записать десять своих качеств и нарисовать себя. Затем переворачиваем листок и рисуем себя через 10 лет и запишем 5 самых важных качеств, которые точно будут у вас через десять лет. По желанию можно зачитать, показать рисунок.
- Упражнение «Я – подарок для человечества». Каждый человек - уникальное существо, единственное в мире! И верить в свою исключительность нужно каждому. В чем ваша исключительность, ваша уникальность. Чем вы нужны, полезны миру?... Закончите фразу «Я подарок для человечества, потому что я ....».
- Итог. Общайтесь, занимайтесь любимым делом, творчеством, учитесь новому, познавайте мир! Человек - уникальная личность. Создан для великих дел, а не для пустых стрелялок, бродилок кем-то заданных. Станьте творцом! Откройте, придумайте что-то такое...!
Для этого надо:
- учиться,
- общаться,
- читать,
- заниматься физкультурой, спортом, активным отдыхом,
- заниматься любимым делом, увлечением.
Пусть они будут разные, сменяют друг друга. Выйдите за рамки компьютерной игры, социальной сети. Мир не познан до конца!
- Обратная связь.
Приложение 2
Рассказ для прочтения.
– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то, какой славный, солнечный, – предложила мама.
– Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.
Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!
– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.
– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.
– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.
«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустил в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.
Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.
«Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.
– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.
– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.
– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…
– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.
– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.
– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.
– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.
– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.
– Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил:
– Расскажи мне про рыбалку.
– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.
– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.
Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.
Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.
– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.
– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.
Володя испуганно подскочил:
– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.
– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.
– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.
Приложение 3
Перечень телефонов доверия в Санкт-Петербурге, куда вы можете обратиться в сложной жизненной ситуации, где вы получите профессиональную, бесплатную помощь специалиста:
708-40-41 телефон доверия для детей и взрослых (круглосуточно)
323-43-43 телефон доверия для взрослых (круглосуточно) клиника неврозов
576-10-10 (круглосуточно, анонимно) – кризисная психологическая помощь для детей и подростков, ул.Чапыгина, 13
8-800-2000-122 (круглосуточно, анонимно) – Всероссийская служба детского телефона доверия
251-00-33 (круглосуточно, анонимно) – Телефон доверия консультативно-диагностического центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента»
8-800-25-000-15 (по будням, с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00) – линия помощи «Дети онлайн» (любые виды помощи и консультаций для детей, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью: виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации и основы проведения занятий по разделу: "Художественная обработка ткани"
В статье даны методические рекомендации учителям технологии по изучению разделов " Основы вышивки" и "Вязание"....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЮ "ЭКОНОМИКА"
В методическом указании преподавателю для проведения аудиторных занятий по модулю «Экономика» по общеобразовательной дисциплине «Обществознание» даны рекомендации п...
Методические рекомендации "Организация и проведение занятий по развитию во-ображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения"
Организация и проведение занятий по развитию воображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения...
Методические рекомендации педагогам по проведению занятия по профилактике потребления пав
Данные рекомендации помогут педагогам, классным руководителям в реализации и решении вопросов, связанных с проведением занятий по профилактике потребления психоактивных веществ (пав) среди детей...
Методические рекомендации Особенности методики проведения занятий по боксу с подростками 13-14 лет
В этом возрасте начинается половое созревание, которое характеризуется значительными изменениями во всем организме юноши. Тело интенсивно растет в длину, главным образом за счет трубчатых костей конеч...
Статья на тему: «Методические рекомендации педагогам начального образования по диагностике, профилактике, развитию и коррекции межличностного общения младших школьников с недоразвитием интеллекта в процессе обучения»
В данной статье отражены рекомендации педагогам начального образования по диагностике, профилактике, развитию и коррекции межличностного общения младших школьников с недоразвитием интеллекта в процесс...
Методические рекомендации " Интерактивные формы проведения занятия"
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель – создать комфортные условия обучения, при которых ка...