Методические рекомендации педагогам по проведению занятия по профилактике компьютерной зависимости
методическая разработка (6 класс)

Наталья Ивановна _К_

Данные рекомендации помогут педагогам ОУ в проведении занятия, классного часа по проблеме компьютерной завимости среди детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rekomend_pedagogam_komp_zavisim.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования,

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ЦПМСС Красносельского района)

Принято                                                                       Утверждаю

Педагогическим советом                                            Директор __________

Протокол от               №                                            Приказ от               №

Методические рекомендации

по проведению психолого-педагогических занятий

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе социально-педагогической направленности

«Основы самосовершенствования»

Профилактика компьютерной зависимости подростков

Адресат: 5-7 классы

Составитель

социальный педагог Куцоконь Н.И.

Санкт-Петербург

2020


Аннотация

Данные рекомендации помогут педагогам ЦПМСС в реализации и решении вопросов, связанных с проведением занятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в образовательном учреждении, например, по заявке педагогов и родителей ОУ.

Рекомендации раскрывают понятия зависимости, факторов риска возникновения любой зависимости у детей и подростков, и примерные занятия для профилактического мероприятия.

Рекомендации разработаны социальным педагогом, работающей в отделе Центр психологической реабилитации (ЦПР) ЦПМСС Красносельского района. Педагог реализует программы профилактики потребления ПАВ, законопослушного поведения в ОУ района. Профилактические занятия проводятся педагогом на групповых занятиях, индивидуальных консультациях.

Пояснительная записка

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции осуществляют  индивидуальную и групповую профилактическую работу с такими несовершеннолетними.

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. 

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.

В эпоху развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных людей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один с компьютером. Во многих классах педагоги сталкиваются с такой проблемой: подросток, который имел хорошую успеваемость по учебным предметам и регулярную посещаемость, вдруг перестал ходить на занятия, стал неуспевающим по многим дисциплинам, прекратил общение с одноклассниками и друзьями. При общении с родителями выясняется, что с ними он стал груб и раздражителен. Всё время подростка занято компьютерной игрой, настоящая реальность перестала для него существовать.

Профилактика компьютерной зависимости актуальна в соответствии с реалиями современного этапа развития общества. Известно, что рискованные игры и, компьютерные в том числе, могут вызывать зависимость.

Актуализация и развитие у школьников представлений о здоровом образе жизни и потребности в нем, формирование волевых усилий, помощь в формировании Я-концепции у детей является весьма актуальной проблемой, что и определяет практическую значимость данных рекомендаций для педагогов ОУ.  

Цель: профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, вызванной зависимостью от компьютера, телефона, предупреждением, информированием и созданием условий в сложившейся современной среде от деструктивного влияния её на несовершеннолетнего.

Задачи

  1. Информирование педагогов о факторах риска возникновения зависимостей, особенностях профилактики компьютерной зависимости в условиях ОУ.
  2. Информирование о возможных средствах, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации, связанной с ситуацией зависимости от компьютера.
  3. Пропаганда культуры здорового и безопасного образа жизни, личностного развития учащихся.

Ожидаемый результат

Подготовка занятия (лекции, классного часа) педагогами по информированию о компьютерной зависимости, на развитие, познание личности, волевых усилиях личности, пропаганде здорового образа жизни – наиболее правильное решение по профилактике зависимости от компьютера. Это будет наиболее адекватным в рамках школьного времени. Хорошим дополнением к занятиям с детьми будет просвещение родителей по данной теме, что они могут сделать в ситуации компьютерной зависимости их детей.

Новизна и особенности В методических рекомендациях уточняются и конкретизируются современные данные по компьютерной зависимости.

Организационное обеспечение Групповые или индивидуальные занятия (беседы, лекции, небольшое выступление, презентация) с учащимися проводятся на базе образовательной организации. Занятие (беседы, лекции и т.п.) можно проводить на классном часу, таких предметах, как ОБЖ, обществознание, физкультура, биология. Возможно использование интернет-ресурсов и традиционных бумаги, карандашей, ручек, маркеров.

Адресат программы Учащиеся 5-7-х классов ОУ

Содержание

Основные термины

Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения. Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска.

Компьютерная зависимость – это расстройство, которое широко распространилось в 1990 году, в период, когда произошло бурное развитие компьютерной промышленности. Это состояние, при котором человек испытывает психологическую зависимость к компьютерным играм, социальным сетям или интернету. Постоянно возникают мысли: «Поскорее бы прийти домой и сесть за компьютер». Зависимый человек старается все свободное время проводить вместе с компьютером.

Компьютерная зависимость – особый вид взаимоотношений между человеком и компьютером. Специфическая эмоциональная привязанность человека к техническим средствам. Другое название явления – игровая аддикция.

Зависимость от компьютера, телефона (других средств) не несет здоровью столь явного вреда как алкоголизм или наркомания, но постепенно приводит к тяжелым последствиям: социофобии, социальной дезадаптации, паническим атакам, навязчивым мыслям. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) зависимость от компьютерных игр под названием «игровое расстройство». Теперь чрезмерное пристрастие к видеоиграм будут рассматривать как заболевание, которое требует специального лечения.

Факторы риска возникновения зависимостей

Их несколько, они могут сочетаться, а может влиять и один какой-либо фактор. Перечислим и напомним:

  1. Обстановка, отношения в семье. Отчуждение в семье, отсутствие близости с родителями. Конфликты в семье: могут быть в парах мать-ребенок, мать-отец и т.п. Проблемы случаются не только в неблагополучных (асоциальных) семьях, но и в «благополучных».
  2. Психологические проблемы подросткового возраста Любопытство, беззаботность (со мной этого не случится), эффект компании (многие сетевые игры с участием команды игроков), потребность в самоутверждении, появление чувства взрослости и желание признания своей «взрослости» и др. Не сложились отношения со сверстниками, нет ощущения собственной значимости.
  3. Личностные особенности подростков: неумение расслабиться (компьютер способ ухода от проблем), слабость характера, незрелая личность, половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающее эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. Зрелая личность – стержень её закладывается в семье.
  4. Социальные проблемы: неорганизованность досуга. Ни родители, ни школа не могут уследить за ребенком 24 часа в сутки. Интернет, компьютерные игры увлекают ребёнка своими возможностями уходя от неяркой, скучной реальности.
  5. Физиологическая причина – выделение гормона удовольствия. При игре или общении в комфортной обстановке, организм синтезирует особое вещество, оно может вызвать привыкание и человек стремится сделать все, чтобы получить новую «дозу».

Признаки компьютерной игровой зависимости

  1. Наличие сильного раздражения при попытках близких людей ограничить время игры или интернет-«плавания» по сети.
  2. Повышение настроения (эмоционального подъема) в периоды, которые он проводит за компьютером.
  3. Стремление улучшить свой компьютер даже тогда, когда это может привести к финансовым сложностям. Игроман систематически приобретает новые игры, компьютерные устройства (мышь, клавиатура и прочее), покупает дополнения для игр. 
  4. Избегание личного общения, предпочтение переписки через интернет или социальные сети. Домашние дела, должностные обязанности, учеба, встречи и договоренности отходят на второй план.
  5. Отказ выходить на улицу, отсутствие интереса к чему-либо, кроме игр или поиска чего-либо в сети, разговор только о своем увлечении или игнорирование общения с родственниками и друзьями. У детей снижается успеваемость, прогулы занятий.
  6. Пренебрежительное отношение к собственному здоровью, гигиене и сну.
  7. Отсутствие контроля времени за компьютером.

Физические симптомы зависимости. Это сухость в глазах, головные боли, боль в спине, нерегулярное питание, изменение режима сна.

Стадии компьютерной зависимости Стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр имеют свои отличительные особенности. 

  1. Незначительная увлеченность. Человек начинает увлекаться игрой, но может от нее отказаться, если того требует ситуация. Раздражения и негативного отношения к другим сферам жизни еще не возникает.
  2. Нарастание увлеченности. Человек в собственной иерархии ценностей все больший приоритет отдает играм, он стремится проводить больше времени за компьютером, но еще не отрицает значимость других областей жизни.
  3. Стадия привязанности. Игра все больше увлекает, но еще и не является главной ценностью. Человек контролирует время, проведенное за компьютером, но делает это все менее охотно.
  4. Зависимость. Игра – становится самым важным в жизни человека, при попытках отстранить его от компьютера начинается истерика, проявляется агрессия. Он стремится сделать все, чтобы продолжить находиться у компьютера.

Наиболее подвержены развитию компьютерной зависимости

  1. Дети 12-16 лет 
  2. У мальчиков развивается в 10 раз чаще, чем у девочек того же возраста
  3. Дети, чьи родители мало бывают дома 
  4. Безработные люди

Профилактика компьютерной зависимости у детей в ОУ

Вовлеченность детей в урочную и внеурочную деятельность школы.

Социально-психологическая помощь и поддержка в стенах ОУ.

Примерный список тем для профилактических занятий 

Общение и его виды; конфликты, стратегии выходы их конфликта, конфликт поколений. Эмоции и чувства, их проявление. Личность, особенности подросткового возраста. Семья. Вариант занятий в приложении.

Помощь педагога, ОУ зависит от того, насколько сильно проявилась та или иная стадия. На третьей-четвёртой стадиях зависимости уместно направить родителей к медицинским специалистам, психотерапевтам, работающим по данной проблеме.

Профилактика компьютерной зависимости у детей родителями

Здоровая вовлеченность и заинтересованность родителей в жизнь детей.

Помощь и поддержка в начинаниях и трудностях.

Понимание и озвучивание эмоций ребенка, наполнение жизни детей эмоциями.

Стремление передать контроль за свою жизнь.

Отсутствие излишней тревоги за действия и интересы ребёнка

От компьютерной зависимости можно избавиться, если переключить внимание подростка на что-либо другое. С зависимым человеком  надо разговаривать. Необходимо задействовать всех участников образовательного процесса. Это могут быть такие формы работы: родительский всеобуч, методические объединения классных руководителей и психолого-педагогические занятия с детьми и подростками в ОУ, адресная индивидуальная помощь педагога-психолога, информация об иных службах города, помогающих в решении данной проблемы.

Список литературы

  1. По материалам интернет-ресурса nsportal
  2. https://redhearth.ru/kompyuternaya-zavisimost/
  3. https://www.b17.ru/article/151614/
  4. https://blog.stopigra.info/komputernaya-zavisimost-priznaki/

Приложение 1

Психолого-педагогическое занятие

по программе «Основы самосовершенствования»  

Тема: Я - личность

Цель: профилактика компьютерной зависимости

Задачи: 1. Содействовать формированию умения брать на себя ответственность за  свою жизнь и свое будущее. 2. Способствовать развитию цельного позитивного взгляда на себя. 3. Способствовать развитию навыка критического мышления, навыка работы в группе. 3. Воспитывать уверенность в своих силах.

Время: 1 урок

Адресат: 7 класс ОУ

Материал: ручки, лист А4, карандаши.

Ход занятия.

  1. Приветствие. Знакомство.

Упражнение на выбор. 1 вариант: Имя + увлечение (то, что я люблю делать, когда никто не заставляет). 2 вариант: Имя + закончить фразу «Я умею...».

  1. Введение в тему. Компьютер.

Ассоциации на слово «компьютер». (игра, ночь, блогер, фильмы...)

Компьютерная зависимость – это ...

Какие признаки компьютерной зависимости? У вас есть, как думаете?

Обсудить признаки компьютерной зависимости. Давайте послушаем рассказ про мальчика. (Приложение)

- Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?

- Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?

-  По каким причинам ребенок уходит в виртуальный мир?

- Что для себя открыли?  

  1. Упражнение «Плюсы» и «минусы» компьютера. Поделимся на группы по 4-6 человек. Первая, третья, пятая группа запишут все плюсы компьютеров. А вторая, четвертая и шестая группы запишут минусы компьютеров. Как минимум по 7-10 пунктов.

Далее садимся в две команды друг напротив друга. По очереди выслушиваем одну (+) и другую (-) команды. Первая группа приводит доводы, что человек может сделать с помощью компьютера, вторая – что компьютер не может дать человеку.

Делаем выводы. Компьютер – необходимость, без него в современном мире невозможно, он облегчает нашу работу, учебу, творчество и т.д. "Уход" в виртуальный мир надолго может обернуться многочисленными проблемами для человека.

  1. Упражнение «Я - подарок для человечества». Каждый человек - уникальное существо, единственное в мире! И верить в свою исключительность нужно каждому. В чем ваша исключительность, ваша уникальность. Чем вы нужны, полезны миру?. Закончите фразу " Я подарок для человечества, потому что я ...."
  2. Подведем итоги. Общайтесь, занимайтесь любимым делом, творчеством, учитесь новому, познавайте мир! Человек – уникальная часть природы, личность. Создан для великих дел, а не для пустых стрелялок, бродилок кем-то заданных. Станьте творцом! Откройте, придумайте что-то такое...!

Для этого надо:

  • учиться,
  • общаться,
  • читать,
  • заниматься физкультурой, спортом, активным отдыхом,
  • заниматься любимым делом, увлечением.

Пусть они будут разные, сменяют друг друга. Выйдите за рамки компьютерной игры, социальной сети. Мир не познан до конца!

  1. Обратная связь.

Психолого-педагогическое занятие по программе

«Основы самосовершенствования»

Тема: Я – личность. (Профилактика компьютерной зависимости)

Цель: профилактика компьютерной зависимости среди подростков

Задачи: 1. Содействовать формированию умения брать на себя ответственность за  свою жизнь и свое будущее. 2. Способствовать развитию цельного позитивного взгляда на себя. 3. Способствовать развитию навыка критического мышления, навыка работы в группе. 3. Воспитывать уверенность в своих силах.

Время: 1 урок

Адресат: 5-6 класс общеобразовательных учреждений

Материал: ручки, лист А4, карандаши.

Ход занятия.

  1. Приветствие. Знакомство.

Упражнение на выбор. 1 вариант: Имя + увлечение (то, что я люблю делать, когда никто не заставляет). 2 вариант: Имя + закончить фразу "Я умею...".

  1. Введение в тему. Компьютер.

Ассоциации на слово «компьютер». (игра, ночь, блогер, фильмы...)

Компьютерная зависимость – это ... Какие признаки? У вас есть, как думаете?

Обсудить признаки компьютерной зависимости.

Упражнение "10 качеств "Я". Записать десять своих качеств и нарисовать себя. Затем переворачиваем листок и рисуем себя через 10 лет и запишем 5 самых важных качеств, которые точно будут у вас через десять лет. По желанию можно зачитать, показать рисунок.

  1. Упражнение «Я – подарок для человечества». Каждый человек - уникальное существо, единственное в мире! И верить в свою исключительность нужно каждому. В чем ваша исключительность, ваша уникальность. Чем вы нужны, полезны миру?... Закончите фразу «Я подарок для человечества, потому что я ....».
  2. Итог. Общайтесь, занимайтесь любимым делом, творчеством, учитесь новому, познавайте мир! Человек - уникальная личность. Создан для великих дел, а не для пустых стрелялок, бродилок кем-то заданных. Станьте творцом! Откройте, придумайте что-то такое...!

Для этого надо:

  • учиться,
  • общаться,
  • читать,
  • заниматься физкультурой, спортом, активным отдыхом,
  • заниматься любимым делом, увлечением.

Пусть они будут разные, сменяют друг друга. Выйдите за рамки компьютерной игры, социальной сети. Мир не познан до конца!

  1. Обратная связь.

  Приложение 2

Рассказ для прочтения.

– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то, какой славный, солнечный, – предложила мама.

– Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.

Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!

– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.

– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.

– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.

«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустил в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.

Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.

«Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.

– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.

– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.

– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…

– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.

– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.

– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.

– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.

– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.

– Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил:

– Расскажи мне про рыбалку.

– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.

– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.

Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.

Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.

– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.

– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.

Володя испуганно подскочил:

– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.

– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.

– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.

Приложение 3

Перечень телефонов доверия в Санкт-Петербурге, куда вы можете обратиться в сложной жизненной ситуации, где вы получите профессиональную, бесплатную помощь специалиста:

708-40-41 телефон доверия для детей и взрослых (круглосуточно)

323-43-43 телефон доверия для взрослых (круглосуточно) клиника неврозов

576-10-10 (круглосуточно, анонимно) – кризисная психологическая помощь для детей и подростков, ул.Чапыгина, 13

8-800-2000-122 (круглосуточно, анонимно) – Всероссийская служба детского телефона доверия

251-00-33 (круглосуточно, анонимно) – Телефон доверия консультативно-диагностического центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента»

8-800-25-000-15 (по будням, с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00) – линия помощи «Дети онлайн» (любые виды помощи и консультаций для детей, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью: виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и основы проведения занятий по разделу: "Художественная обработка ткани"

В статье  даны методические  рекомендации  учителям технологии  по изучению  разделов  " Основы вышивки" и "Вязание"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЮ "ЭКОНОМИКА"

В методическом указании преподавателю для проведения аудиторных занятий по модулю «Экономика» по общеобразовательной дисциплине  «Обществознание» даны рекомендации  п...

Методические рекомендации "Организация и проведение занятий по развитию во-ображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения"

Организация  и  проведение  занятий  по  развитию  воображения  и  творческих  способностей  детей  на  примере  бисероплетения...

Методические рекомендации педагогам по проведению занятия по профилактике потребления пав

Данные рекомендации помогут педагогам, классным руководителям в реализации и решении вопросов, связанных с проведением занятий по  профилактике потребления психоактивных веществ (пав) среди детей...

Методические рекомендации Особенности методики проведения занятий по боксу с подростками 13-14 лет

В этом возрасте начинается половое созревание, которое характеризуется значительными изменениями во всем организме юноши. Тело интенсивно растет в длину, главным образом за счет трубчатых костей конеч...

Статья на тему: «Методические рекомендации педагогам начального образования по диагностике, профилактике, развитию и коррекции межличностного общения младших школьников с недоразвитием интеллекта в процессе обучения»

В данной статье отражены рекомендации педагогам начального образования по диагностике, профилактике, развитию и коррекции межличностного общения младших школьников с недоразвитием интеллекта в процесс...

Методические рекомендации " Интерактивные формы проведения занятия"

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель – создать комфортные условия обучения, при которых ка...