открытый урок по слесарному делу 7 класс
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

Открытый урок по слесарному делу по теме"Разметка заготовок из тонколистового металла" составлен на основе программы по слесарномк делу для обучающихся 7 класса  специальной коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №9

План-конспект

Открытого урока по слесарному делу

Тема: «Разметка заготовок из тонколистового металла».

Учитель: Коваленко М.Ф.

Мыски, 2011

Пояснительная записка

Урок по теме «Разметка заготовок из тонколистового метала» разработан для учащихся 7 класса на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл. с использованием учебника слесарное дело 7-8 кл. и справочного дидактического материала по слесарному делу.

Тема урока  «Разметка заготовок из тонколистового метала» тема в программе «Работа с тонколистовым металлом» и цели урока взаимосвязаны. Цель урока «Формирование у учащихся знаний и умений по разметке заготовок из тонколистового метала» соответствует теме урока.

Цель урока реализовывалась посредством следующих задач:

1. Научить учащихся приемам разметки заготовок из тонколистового метала.

2. Расширять словарный запас.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

Данный урок по типу: изучение нового.

В его структуру входили следующие этапы:

1. Организационный момент

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

4. Итог урока.

Образовательная задача «Научить учащихся приемам разметки заготовок из тонколистового метала» решалась на втором этапе урока в ходе изложения нового материала.

Коррекционная задача урока «Расширять словарный запас» реализовывалась на втором этапе урока посредством работы с новыми словарными словами.

Воспитательная задача урока «Воспитывать аккуратность в работе» решалась на втором этапе урока в ходе выполнения практической работы.

На уроке прослеживалась четкость и завершенность каждого этапа. Цели каждого этапа подчинялись общей цели урока. Преемственность на уроке прослеживается в ходе отработки на предыдущем этапе тех знаний и умений, которые потребуются на последующем этапе.

Данное занятие было построено с учетом дидактических принципов: научности и доступности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности и активности, коррекционной направленности обучения.

На уроке были использованы следующие методы обучения: словесный (вводная беседа, рассказ, обобщающая беседа, объяснение), наглядный (использование плакатов, демонстрация словарных слов, образца изделия), практический (выполнение практической работы, работа в тетрадях). Эти методы реализовывались путем применения таких приемов как: вопрос-ответ, чтение и записывания словарных слов, сравнивание с образцом, обобщения.

Применяемая на уроке наглядность: плакаты «Разметка тонколистового метала», словарные слова, инструменты, технологическая карта использовались с целью подтверждения и конкретизации словесных сообщений учителя.

В ходе урока осуществлялась смена видов деятельности, и тем самым реализовывался охранительный педагогический режим.

   

Тема: «Разметка заготовок из тонколистового метала».

Цель урока: Формирование у учащихся знаний и умений по разметке заготовок из тонколистового метала.

Задачи: 1. Научить учащихся приемам разметки заготовок из тонколистового метала.

2. Расширять словарный запас.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

Тип урока: освоение новый знаний.

Наглядные пособия и оборудование: плакат «Разметка тонколистового метала», словарные слова, операционная карта на изготовление совка для мусора, линейка, чертилка, киянка, ножницы по металлу, напильник, сверлильный станок, молоток, кернер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока.

II. Теоретическая часть.

1. Актуализация опорных знаний.

Вводная беседа

1) Что называется разметкой?

2) Какие разметочные инструменты вы знаете?

3) Что называют рисками?

4) Какие бывают риски?

5) Почему перед разметкой необходима правка заготовки?

6) Где применяется тонколистовой метал?

7) С какой целью составляется технологическая карта?

2. Изготовление нового метала по теме: Разметка заготовок из тонколистового метала.

Рассказ учителя

Разметка заготовки из тонколистового металла выполняется с целью определения мест разрезания или сгибания листового металла и границ обработки заготовки при изготовлении изделий.

Различают два вида разметки: по шаблону и чертежу.

Разметку по шаблону рационально выполнять в тех случаях, когда нужно разметить большое количество деталей.

Разметка по чертежу заключается в перенесении точек и линий чертежа с бумаги на лист метала. Для того чтобы ее выполнить, надо знать, как графически изображаются детали и изделия из тонколистового металла.

Приступая к разметки, лист метала тщательно осматривают, проверяя, нет ли на нем ржавчины, неровностей и искривлений. При необходимости его очищают и выправляют. Определяют возможность изготовления их листа детали требуемых размеров. Для этого сравнивают наибольшие размеры детали с размерами листа. Нужно, чтобы размеры листа были несколько больше размеров дели. Для того, чтобы разметочные линии были видны более четко, поверхность метала часто покрывают меловой краской или другими растворами. Затем определяют базы для разметки – линии или поверхности от которых откладывают размеры для нанесения других разметочных рисок. Другими словами, от разметочных баз начинается собственно разметка. Разметку обычно ведут от самой ровной кромки листа или вспомогательной риски, проведенной посередине заготовки.

При нанесении прямых рисок линейку или угольник плотно прижимают к заготовке пальцами левой руки так чтобы не было просвета. Чертилку берут правой рукой, как карандашом, и, не прерывая движения, проводят риску необходимой длины. Проводя риски, чертилку плотно прижимают к линейке или угольнику, отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой.

После разметки разрезают тонколистовой металл по линиям разметки ножницами по металлу.

3. Работа со словарем – кровельная сталь, жесть, фольга, пластичность, чертеж, шаблон.

Практическая работа

Учащиеся записывают в тетрадях словарные слова.

4. Физминутка.

III. Практическая часть.

1. Организация рабочего места.

Рассказ учителя.

Для выполнения работы понадобится: слесарный верстак, тиски, стальная плита, слесарный молоток, киянка, линейка, чертилка, кернер, ножницы по металлу, напильник, оправка, заготовки из тонколистового металла (учащиеся подбирают нужные инструменты и материал).

2. фронтальный опрос по правилам техники безопасности.

1) Почему нужно работать исправным инструментом?

2) Где должны находиться чертилка и циркуль?

3) Почему нельзя класть чертилку в карман?

4) Как нужно закреплять ножницы в тисках?

5) Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при сверлении отверстий?

3. Практическая работа учащихся.

Задание: Изготовление совка для мусора по технологической карте.

1) Разметить заготовку по чертежу и вырезать по разметке.

2) Отогнуть задний бортик.

3) Согнуть борта по линиям сгиба.

4) Согнуть прижимную кромку.

5) Разметить заготовку для державки.

6) Согнуть державку на оправе; просверлить отверстия.

7) Склепать ковш совка и державку.

4. Текущий инструктаж

Учащиеся выполняют задание по изготовлению совка для мусора. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности и аккуратности при выполнении задания.

IV. Итог урока.

1. Обобщающая беседа.

1) Анализ качества выполненного изделия.

2) Разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших.

3) Возможность применения полученных знаний  умений в быту.

2. Выставление оценок

3. Уборка рабочих мест.

Литература

1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.2. – 240с.

2. Спиридонов, И.Г., Буфетов, Г.П., Копелевич, В.Г. Слесарное дело: учебное пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1985.-271с.

3. Патракеев, В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, - 192.: ил. – (коррекционная педагогика).

4. Патракеев, В.Г. Справочный дидактический материал по слесарному делу: пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.Г. Патракеев, И.В. Патрекеев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239сю: ил. - (коррекционная педагогика).

 

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №9

Доклад

«Дифференцированная оценка работы учащихся на уроках трудового обучения».

Автор - составитель:

Коваленко М.Ф.

Мыски, 2011

«Дифференцированная оценка работы учащихся на уроках трудового обучения».

Известно, что возможности обучаемости у школьников с нарушением интеллекта различны. Это связано с характерологическими особенностями детей разных групп, влияющими на качество усвоения знаний и степень овладения
практическими умениями и навыками. В этой связи при фронтальных формах
обучения необходимо введение дополнительных критериев дифференцированной
оценки знаний, умений и навыков.

Предлагаемые критерии основаны на данных психолого-педагогического
изучения (на каждом этапе занятий) возможностей обучаемости
школьников, их работоспособности и мотивации.

Наблюдения показывают, что большинство (около 80%) школьников
далеко не безразличны к оценке своей учебной деятельности на занятиях
трудом. Какая-то часть школьников, получая низкий балл, со временем
привыкает к ней и почти не обращает внимания на нее.

Организация работы учителя только на основе общепринятой в школе
оценки слабо способствует повышению интереса школьников к учебной
деятельности, поэтому последняя зачастую превращается в инертный
и формализованный процесс. Учителю
 труда необходимо искать
новые формы оценки знаний, умений и навыков, продумывать возможности активизации деятельности школьников на каждом занятии, создавая
условия, способствующие повышению уровня мотивации.

Наряду с принятыми в школе отметками («2», «3», «4», «5») учебной деятельности детей можно ввести такие нравственно-поощрительные
оценки, как «молодец!», «старательный ученик», «способный ученик», «лучший ученик». В таких вербальных оценках отражаются личностны
особенности учащихся, их обучаемость, работоспособность, мотивационные намерения, которые невозможно выразить в принятых для ведения школьного журнала баллах.

Рассмотрим более подробно механизм реализации системы мер нравственно-поощрительны критериев знаний, умений и навыков школьников
с нарушением интеллекта.

Повседневная нравственно-поощрительная оценка предполагает выставление
в конце занятия цифровой оценки с дополнением вербальной
поощрительной оценки «молодец!», если ребенок в процессе занятия ее
заслужил. Слово «молодец!» может быть записано в дневнике, а также на экране работы школьника. Итоговая оценка учебной деятельности школьников осуществляется в конце учебной четверти или года, а так- же при подведении результатов на празднике труда, где определяются категории «лучший», «способный» и «старательный» ученик. Любая деятельность предполагает наличие морального стимула, которым является прежде всего удовлетворенность итогами своих действий. Отметка в журнале и дневнике, как показывает практика, остается как бы скрытой для большинства школьников, их друзей и близких. Друзьям оценку в дневнике не станешь показывать, а большинство родителей или не в состоянии правильно отреагировать на нее, или попросту не заглядывают в дневник. Получается так, что отметка, выставленная в журнале и дневнике, определенное значение имеет только для учителя.

Таким образом, общепринятая форма оценки в дневнике имеет минимальный эффект для активизации мотивационной сферы учебной деятельности школьников. Очевидно, учителю следует искать иные меры психологического воздействия, активизирующие мотивационные намерения школьников и их деятельность.
Одной из таких форм и может быть экран работы школьника.

В начале учебного года на вводном занятии, когда идет речь о результатах деятельности школьников в предыдущем учебном году, учитель заполняет первую графу стенда, выставляя оценку за 7 класс. Слабо успевающим учащимся учитель предлагает серьезнее отнестись к учебе, с тем чтобы в текущем году оценка стала выше, и на стенде появляется поощрительная запись.
Повседневная оценка в конце каждого занятия дается в цифровой и словесной формах. Если ученик в процессе занятия успешно справляется с заданием, не нарушая трудовой дисциплины, то рядом с цифровой оценкой «3», «4» или «5» учитель может написать слово «Молодец!». Эти поощрения в виде цифровой оценки и словесного одобрения записываются в дневник и на экране работы школьника. Форма словесных записей может быть определена самим учителем. Запись на экране остается до конца следующего занятия. Одноклассники, взрослые, ученики других классов видят оценки и зачастую выражают одобрение успехам того или иного ученика.

В конце каждой недели или четверти учитель подводит итоги деятельности школьников и выставляет нравственно-поощрительную оценку, определяя, кто из школьников «лучший», «способный», «старательный».

Высшей нравственно-поощрительной оценкой в нашем случае является «лучший ученик». Чтобы получить такую оценку, школьник должен не только хорошо усваивать теоретический и практический материал, но и безукоризненно выполнять правила внутреннего трудового распорядка в мастерских. Следовательно, учитывается его отношение к учебе, поведение на занятиях и на досуге.
Оценка способностей ученика осуществляется на основе постоянных наблюдений учителя за его деятельностью в процессе обучения. Объективной оценке способностей зачастую мешают его поведенческие особенности ребенка: расторможенность, неорганизованность, отвлекаемость. Поэтому учителю труда необходимо более внимательно разбираться в результатах работы школьника, его возможностях и личностных проявлениях. Если ученик хорошо усваивает теоретический материал и справляется с практическим заданием, но его поведение требует коррекции, то на экране учитель может сделать запись «способный», а в беседе с мальчиком указать, что он должен исправить в своем поведении, чтобы получить оценку «лучший ученик».

Оценка «старательный» выставляется в том случае, если ученик в силу своих психофизических особенностей не в состоянии в полной мере усвоить учебный материал, но поведение его не вызывает замечаний, мальчик пытается справиться с заданием и усвоить теоретический материал, принимает помощь учителя и товарищей. Старательность присуща всем школьникам. Нравственно-поощрительная оценка учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта особенно необходима при подведении итогов за год. Как правило, в конце года в школах VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) организуются праздники труда. Конечной их целью является выявление лучших по профессии школьников, а затем поощрение и награждение за активную учебную и трудовую деятельность в течение учебного года. И здесь следует осторожно подходить к оценке учебной деятельности школьников. Зачастую слабые учащиеся остаются незаслуженно забытыми при подведении итогов. Надо отмечать не только «лучших», но и «старательных» учащихся.

В итоге умелое сочетание общепринятой и нравственно-поощрительной оценок труда школьников приносит заметный эффект в воспитательном плане, способствует повышению интереса учеников к учебе, их активности, помогает решать задачи формирования и коррекции личностных свойств учащихся.

Таким образом, рассмотренные выше направления и методы коррекционной работы на основе индивидуального и дифференцированного подхода обязывают учителя слесарного дела к всестороннему изучению каждого ученика для успешной коррекции их психофизического развития.

Литература

1. Патракеев, В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192.: ил. – (коррекционная педагогика).

2. Патракеев, В.Г., Аладинская, Н.А. Критерии дифференцированной психолого-педагогической оценки учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на занятиях трудовой подготовки// Дефектология.- 1997. - №1. – С. 15-21.

ЗАДАНИЕ

школьной олимпиады по слесарному делу

(максимально 30 баллов)

Обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа.

1. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте или на одном станке

а) Заготовка

б) Деталь

в) Операция

г) Технологическая карта

2. Наиболее распространенным сверлом является

а) Ложечное

б) Дрель

в) Коловорот

г) Спиральное

3. Отверстия под потайные или полупотайные головки шурупов выполняют

а) Шлицем

б) Шилом

в) Отверткой

г) Зенковкой или сверлом

4. Разверткой является

а) Чертилка

б) Плоская заготовка из тонкого металлического листа для изготовления коробки

в) Кольцо

г) Длина окружности

5. К разметочному инструменту не относится

а) Циркуль

б) Чертилка

в) Угольник

г) Зубило

6. В оборудование рабочего места слесаря не входит

а) Столярный верстак

б) Слесарные тиски

в) Слесарный верстак

г) Защитная сетка

7. Инструмент для резания тонкого металлического листа

а) Кусачки

б) Ножницы

в) Плоскогубцы

г) Круглогубцы

 8. Какими свойствами должна обладать сталь для изготовления пружины?

а) Упругостью

б) Хрупкостью

в) Твердостью

9. Что понимается под слесарной операцией – «опиливание»?

а) Работа ножовкой

б) Рубка зубилом

в) Обработка напильником

10. Какой сплав называют сталью?

а) Сплав железа с углеродом содержащий 10% углерода

б) Сплав железа с углеродом содержащий 2% углерода

в) Сплав железа с углеродом содержащий более 2% углерода

11. Как правильно резать ножовкой тонкий листовой метал?

а) Между деревянными дощечками

б) Между стальными листьями

в) Не имеет значения

12. Каким инструментом выполняется слесарная операция – «рубка»?

а) Молотком и зубилом

б) Молотком и стамеской

в) Молотком и кернером

13. Как подразделяются напильники по насечке?

а) Драчевый, личной, бархатный

б) Трехгранный, ромбовидный

в) Круглый, квадратный

14. Какова точность измерения штангенциркуля ШЦ-1?

а) 0,1 мм

б) 1 мм

в)0,001 мм

15. Каким инструментом удобнее разрезать тонколистовой металл?

а) Ножницами по металлу

б) Слесарной ножовкой

в) Зубилом

16. К технологическим машинам относятся

а) Эскалатор

б) Мотоцикл

в) Токарный станок

г) Космический корабль

17. С помощью какой передачи в сверлильном станке осуществляется вращение сверла

а) Ремённой

б) Реечной

в) Цепной

г) Зубчатой

18. Метчик и плашка – это инструменты для

а) Разметки отверстии

б) Контроля резьбы

в) Нарезание резьбы

19. Основной режущий инструмент при работе на токарном станке

а) Сверло

б) Фреза

в) Метчик

г) Резец

20. Для чего применяются накладные уголки на тисках

а) Чтобы хорошо сгибать заготовку

б) Чтобы прочно закрепить заготовку

в) Чтобы не помять заготовку

21. По какому графическому документу изготавливают детали машин:

а) По чертежу

б) По рисунку

в) По фотографиям

22. Для получения отверстия в детали на станке используют

а) Метчик

б) Сверло

в) Резец

г) Развертка

23. Толщина детали должна быть 30 мм, а заготовка имеет толщину 34 мм. Её надо обработать с обеих сторон. Припуск на обработку одной стороны детали равен:

а) 0,25

б) 1 мм

в) 3 мм

г) 2 мм

24. Какой станок предназначен для обработки цилиндрических поверхностей:

а) Сверлильный

б) Фрезерный

в) Токарный

г) Фрезерный с ЧПУ

25. К цветным сплавам относятся:

а) Железо

б) Латунь

в) Сталь

г) Чугун

26. Неразъемное соединение можно реализовать с помощью:

а) Винта

б) Шурупа

в) Заклепки

г) Гайки

27. Для рубки металлов используется:

а) Сверло

б) Ножовка

в) Зубило

г) Надфиль

28. Для ручной резки металлов используется:

а) Резец

б) Надфиль

в) Зубило

г) Слесарная ножовка

29. Для опиливания металлов используется:

а) Резец

б) Надфиль

в) Зубило

г) Слесарная ножовка

30. Разъемные соединения деталей можно получить с помощью:

а) Пайки

б) Клёпки

в) Сварки

г) Резьбовых соединений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по слесарному делу: ТБ при работе на электроточиле.

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....

План – конспект урока по слесарному делу в 6 классе Тема: Крепёжные резьбовые детали.

Изготовление болта по заданным размерам (практическое повторение). Цель урока: Совершенствование навыков и уме...

План-конспект открытого урока по слесарному делу "Разметка и обработка деталей прямоугольной формы", 5 кл

В плане-конспекте изложен материал по проведению урока в 5 классе "Разметка и обрабока деталей прямоугольной формы"....

Самоанализ открытого урока по слесарному делу

Самоанализ открытого урока по слесарному делу в 8 классе. Тема:Обработка древесины и металла на металлорежущих станках....