Рабочая программа по технологии 5 - 8 класс
методическая разработка по технологии по теме

Рабочая программа по технологии 5 - 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii_5_-_8_klass.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мирновская средняя общеобразовательная школа

Торжокского района Тверской области

«Утверждаю»

Директор школы

______________________

«_____»_________2012 год

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________________

«_____»_________2012 год

Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол № _________

«_____»_________2012 год

Рабочая учебная программа

Технология ________________________________________________________

(наименование учебного предмета (курса))

основное общее образование 5-8 класс ________________________________________________________

(уровень, ступень образования)

4 года                                                                         ________________________________________________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы:                                                                                          

2. Примерная программа основного общего образования по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. 5-8 класс» Симоненко _________________________________________________________________

(наименование программы, автор программы)

ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу

Арефьева Елена Павловна         ________________________________________________________________

______________2012__________________

(год разработки)


Пояснительная записка.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение»  рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2012 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 5-8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Изучение  интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.  Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Цель учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I..        Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

а)        определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б)        находить и использовать необходимую информацию;

в)        выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г)        планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д)        оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II.        Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи  учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а)        формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б)        привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в)        ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г)        развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;

д)        обеспечение обучающимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е)        воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж)        овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з)        использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый обучающийся выполняет 5 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов,  школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Охрана здоровья учащихся

 На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучающихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.

Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе обучающихся с тепловыми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению обучающимися правил санитарии и гигиены.

Обучающихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание обучающихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у обучающихся культуру труда и делового общения.

Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» — обеспечить усвоение ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;

развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;

развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;

воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Решение задач творческого развития личности обучающихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые  выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания обучающихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Организация образовательного процесса.

Формы : урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок;

-урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

урок – беседа

лабораторно-практическое занятие

урок – экскурсия

урок – игра

выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устного контроля и самоконтроля.

Письменного контроля и самоконтроля.

Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии:

Дифференцированное обучение.

Операционно-предметная система обучения.

Моторно-тренировочная система.

Операционно-комплексная система.

Практические методы обучения.

Решение технических и технологических задач.

Учебно-практические или практические работы.

Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

Опытно-экспериментальная работа.

Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).

Кооперативная деятельность обучающихся.

Коллективное творчество.

Учебная программа по технологии  в 5 классах.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2012г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Целями образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социально-трудовая адаптация обучающихся на основе профессионального самоопределения.

Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 5 классах еженедельно отводятся один час учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели.  

Базовыми для программы являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Основы проектирования». Программа включает в себя также раздел «Технологии ведения дома».

В примерную программу внесены следующие изменения:

1. В 5 классе включены в программу сельскохозяйственные работы ( осень – 8 часов, весна – 10 часов.)

2.Раздел «Кулинария» сокращен. Это связано с техническими возможностями кабинета технологии нашей школы.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

 Содержание обучения по направлению «обслуживающий труд» в 5 классе:

Технология обработки ткани .

Культура дома.

Техника (элементы машиноведения).

Художественная обработка материалов.

 Основы проектирования.

6  . Художественные ремесла.

7 .  Кулинария.

8 . Сельскохозяйственные работы.

Основные разделы:

Сельскохозяйственные работы – 8часов

Введение -1час

Творческая проектная деятельность – 3 часа

Оформление интерьера – 4 часа

Кулинария – 12 часов

Создание изделий из текстильных материалов – 20 часов

Художественные ремесла – 14 часов

Сельскохозяйственные работы – 10 часов

Итого 68 часа.

Лабораторно-практические работы:

№1 Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне.

№2 Определение качества питьевой воды.

№3 Штрих коды.

№4 Определение содержания нитратов.

№5 Определение направления долевой нити в ткани.

№6 Определение лицевой стороны ткани.

№7Сравнительный анализ прочности окраски тканей.

№8 Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

№9 Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.

.

Учебно-методическое обеспечение программы:

- В.Д.Симоненко, Н.В. Синица «Технологии ведение дома 5 класс»,  М: «Просвещение»,2012г.

- В.Н.Чернякова, «Технология обработки  ткани 5кл.»,  М:  «Просвещение», 2012г. 

- А.К.Бешенков «Методика обучения технологии. 5-8 классы», Москва: Дрофа, 2012г.

- В.Н.Чернякова. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани» 5-8, Москва: Просвещение, 2012г.

- И.А.Сасова.Сборник проектов. 5 класс. Москва: «Вентага-Граф, 2012г.

- Е.В.Старикова, Г.А.Корчагина «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: Просвещение, 2002

- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000

Тематический план

Разделы и темы

всего часов

в том числе

Форма контроля

теоретич.

практич.

Введение.

2

1

1

Инструктаж по правилам техники безопасности

2

1

1

Проверочная работа

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

62

30

32

Элементы материаловедения

14

6

8

Выполнение заданий по карточкам

Технология выполнения ручных швов

4

2

2

Практическая работа

Элементы машиноведения

14

6

8

Терминологический диктант, проверочная работа, выполнение тестовых заданий

Конструирование и моделирование швейных изделий

6

2

4

Проверочная работа, выполнение тестовых заданий

Технология изготовления швейных изделий

24

10

14

Терминологический диктант, выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий. Защита творческий работ

Культура дома.

4

2

2

Проверочная работа

Итого

68

34

34


Содержание программы.

Введение .

        Содержание и задачи курса. Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их разрешения. Инструктаж по правилам безопасности труда.

Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов

Элементы материаловедения.

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Определение в   тканях направления нитей основы и утка. 

Изготовление образца полотняного переплетения.

Определение свойств  тканей из натуральных растительных волокон.

Объекты труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Технология выполнения ручных швов.

Основные теоретические сведения

        Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: смёточная, копировальная. Обмёточная строчка. Размер стежков.

Практические работы

        Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми стежками.

Объекты труда.

        Укладка с инструментами. Образцы ручных строчек.

Элементы машиноведения .

Основные теоретические сведения

Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Объекты труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Конструирование и моделирование рабочей одежды

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды.

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса  и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Объекты труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.

Культура дома

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.  Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практическая работа: Выполнение эскиза интерьера кухни.

Объект труда. Интерьер кухни.

Тематическое планирование 5 класс.

Разделы и темы

Количество учебных часов.

Домашнее задание

Введение

2

1.Введение. Инструктаж по ПТБ.

2

Выучить записи в тетради

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

62

Элементы материаловедение

14

2. Основные сведения о тканях.

2

Стр.99 - 100

3. Элементы материаловедения

2

Стр.100 - 102

4.  Л/п работа № 1 «Определение в   тканях направления нитей основы и утка».

          2

Стр.103 - 104

5. Строение тканей, ткацкие переплетения.

2

Стр.102

6. Л/п работа № 2 «Изготовление образца полотняного переплетения».

2

Стр.102

7.Ткани из натуральных растительных волокон.

2

Стр.105

8.  Л/п работа № 3 «Определение свойств х/б и льняных тканей».

2

Стр.106

Технология выполнения ручных швов.

4

9. Ручные стежки и строчки.

2

Стр.107 - 108

10. ПТБ при ручных работах. Выполнение ручных швов.

2

Стр.109 - 110

Элементы машиноведение.

14

11. Бытовая швейная машина. Устройство и принцип работы.

2

Стр.113 - 115

12. Правила заправки верхней нити.

2

Стр.116

13. Правила заправки нижней нити.

2

Стр.117

14. Подготовка швейной машины к работе.

2

Стр.118

15. Работа на швейной машине.

2

Стр.116 - 118

16. Машинные швы. Технология выполнения стачного шва. Выполнение стачного шва.

2

Стр.119 - 120

17. Технология выполнения шва в подгибку. Выполнение шва в подгибку с закрытым срезом.

2

Стр.121 - 122

Конструирование и художественное моделирование женской одежды.

6

18. Правила снятия мерок. Измерение фигуры человека.

2

Стр.126 - 128

19. Построение инструкционной карты последовательности изготовления чертежа фартука с нагрудником.

2

Стр.133 - 134

20. Построение чертежа фартука с нагрудником в М 1:4.

2

Стр.135

Технология изготовления швейных изделий.

24

21. Творческий проект «Фартук». Изготовление выкроек.

2

Стр140.

22. Подготовка ткани к раскрою.

2

Стр.141 - 142

23. Инструктаж по ПТБ. Раскрой спецодежды.

2

Стр.140 - 142

24. Подготовка деталей кроя к обработке.

2

Стр.143

25. Технология обработки нижней части фартука.

2

Стр.143 - 144

26. Обработка накладного кармана и соединение его с нижней частью фартука.

2

Стр.147

27. Технология обработки бретелей.

2

Стр.146

28. Обработка срезов нагрудников.

2

Стр.146 - 147

29. Обработка пояса.

2

Стр.146

30. Соединение деталей фартука.

2

Стр.149 - 150

31. Виды отделки изделий.

2

Стр.151

32. Защита творческих проектов.

2

Культура дома.

4

33. Интерьер жилого дома.

2

Стр.

34. Выполнение эскиза интерьера кухни.

2

Стр.

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...