Открытый урок по технологии в 5 классе на тему: Прядение и ткачество.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Рябова Татьяна Николаевна

Тема: Прядение и ткачество.

Тип урока: получение новых знаний.

Форма: рассказ, беседа.

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятиями: прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей.
  • Научить различать нить основы и утка.
  • Развивать память, мышление, воображение.
  • Воспитать интерес к изучению предмета технология.

Структура урока.

Этапы работы

Содержание работы

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Приветствие, проверка явки учащихся.
Активизация учащихся.
Формулировка темы и целей.
Постановка учебной задачи.

 

Формирование новых знаний

Теоретические сведения.

Презентация, пособия с тканями

Применение знаний

Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения»

Учебник, тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы.

Контроль и рефлексия.

Ответы на вопросы

Презентация

Подведение итогов.

Домашнее задание.

 

 

ХОД УРОКА

1. Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Материаловедение». Тема урока «прядение и ткачество». Сегодня вы познакомитесь с процессами прядения и ткачества, научитесь определять нити основы и утка. Так же новым для вас будет такое понятие: переплетение нитей, и самое простое – полотняное.

Пряжа – скрученная нить из любого сырья. Предназначена для производства тканей, трикотажа, швейных ниток. (Слайд 2)
Прядение – процесс получения из волокнистой массы пряжи. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи. (Слайд 3)
Раньше процесс прядения занимал много времени, потому что выполнялся вручную. Делали это с помощью веретена или прялки. (Слайд 4).
Ткань – материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи (Слайд 5)
Ткачество – процесс получения ткани из пряжи. (Слайд 6)
Ручные станки для ткачества могут быть горизонтальные и вертикальные. (Слайд 7)
На фабриках стоят станки, в которые заправляют нитки, а он сам ткет ткань. (Слайд 8)
Ткань состоит из нитей основы (долевые) и утка (поперечные)
Основные нити длинные, прочные, не тянутся, проходят вдоль кромки
Уточные нити короткие, тянутся, проходят поперёк ткани. (Слайд 9)
Следующее понятие – ткацкое переплетение. Это переплетение нитей основы и утка.  Самое простое переплетение – полотняное, в нём одна нить основы переплетается с одной нитью утка. (Слайд 10)

2. Применение знаний

Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения»
Выполнение работы по инструкционным картам на стр.13 учебника.

3. Контроль и рефлексия

– Что такое пряжа? (Тонкая нить, выработанная из коротких волокон)
– Пряжа получается в процессе… (Прядения)
– Что такое ткань? (Материал, полученный путем переплетения нитей)
– Вдоль кромки проходят нити… (Основы)
– Поперек ткани проходят нити… (Утка)
– Ткацкое переплетение – это… (Переплетение нитей основы и утка) (Слайд 11)

4. Подведение итогов

На сегодняшнем занятии вы познакомились с новыми понятиями: прядение, ткачество, переплетение нитей, основа, уток. Попробовали «сделать» ткань.

5. Домашнее задание: Доделать макет полотняного переплетения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pril2.ppt771.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материаловедение Прядение и ткачество Выполнила: Рябова Татьяна Николаевна Учитель технологии МБОУ «Атратская СОШ»

Слайд 2

Пряжа - скрученная нить из любого сырья. Предназначена для производства тканей, трикотажа, швейных ниток.

Слайд 3

Прядение - процесс получения из волокнистой массы пряжи. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Слайд 4

Способы прядения: с использованием веретена с использованием прялки

Слайд 5

Ткань - материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи.

Слайд 6

Ткачество - процесс получения ткани из пряжи

Слайд 7

Виды ткацких станков вертикальный горизонтальный

Слайд 8

Современный многозевный станок

Слайд 9

Ткань состоит из нитей основы идет вдоль ткани, параллельно кромке; длинная, прочная, не тянется утка идет поперёк ткани; короткая, непрочная, тянется

Слайд 10

Ткацкое переплетение это переплетение нитей основы и утка. Самое простое – полотняное, в нём одна нить основы переплетается с одной нитью утка. Вырабатывают ситец, бязь, батист.

Слайд 11

Закрепление урока Что такое пряжа? Тонкая нить, выработанная из коротких волокон Пряжа получается в процессе… Прядения Что такое ткань? Материал, полученный путем переплетения нитей Вдоль кромки проходят нити… Основы Поперек ткани проходят нити.. Утка Ткацкое переплетение – это… Переплетение нитей основы и утка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"

Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок по технологии 5 класс

Материалы по подготовке и проведению открытого урока по технологии в 5 классе. Класс неделимый (совмесного обучения мальчиков и девочек)....

открытый урок по технологии 7 класс

Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, углубление, обобщение и систематизации знаний о народном творчестве.Обучение технологии вышивки гладью.Учить созданию краси...

разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"

Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...

Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Интегрированный урок английский язык-технология 5 класс

Объединение уроков в школах стало интересной темой для обсуждения и экспериментов в образовательной деятельности. Межпредметные связи существуют во всех дисциплинах школьной программы. Английский язык...

Технологическая карта к открытому уроку по технологии по ФГОС на тему: "Технология построения семейного бюджета" 8 класс

Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год). Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходо...

Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности

Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Т...