"Происхождение хлопчатобумажных и льняных тканей. 5 класс.
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Федорчук Раиса Сергеевна

Модель современного урока. Раздел "Материаловедение". Самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_razrabotka_uroka_v_5_klasse_-materialovedenie.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5 «а», «б»

Раздел: материаловедение

№ темы урока: 1

Тема урока: Происхождение хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель урока: способствовать формированию первоначальных знаний о производстве хлопчатобумажных и льняных тканей.

Задачи:

- Обобщить  знания о производстве хлопчатобумажных и льняных тканей на основании исторической справки

- Создать условия по формированию навыков определения долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной сторон ткани.

- Научить  определять долевую и поперечную нити, а также  лицевую  и изнаночную стороны ткани.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: коллективная.

Метод обучения:  эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный

Наглядные пособия: Коллекции «Волокно хлопка»,  «Волокно льна». Альбом: «Ассортимент тканей». Плакаты и схемы получения ткани в текстильном производстве. Инструкционная карта.

Оборудование:  Компьютер,  проектор, экран, (ИКТ, слайдовая презентация), инструкционные карты, лупы, образцы хлопчатобумажной и льняной тканей,  ручные иглы, ножницы, цветная бумага, учебник, рабочая тетрадь.

Место проведения: кабинет технологии.

Межпредметные связи: история, природоведение, математика, география, биология.

Ход урока

Этап урока

Текущая задача

Предполагаемый результат

1.Организационный момент.
1.1 Проверка наличия учащихся
1.2.Проверка готовности к уроку
1.3. Сообщение темы и цели урока

Мотивировать учащихся к предстоящей работе.

Готовность учащихся к уроку.

2.Актуализация прежних знаний.

Вопросы:

А как вы предполагаете,  бумага прочнее ткани?

Была ли одежда у первобытного человека?

Всегда ли существовала ткань?

Как вы думаете в чём отличие бумаги и ткани?

Подготовка учащихся к новым знаниям

Готовность учащихся к формированию новых знаний

3 Изучение новых понятий и способов деятельности.

3.1 В начальной школе на уроках технологии вы в основном работали с бумагой. Но не все из вас знают, что у бумаги и некоторых видов ткани (растительного происхождения) одна основа целлюлоза (демонстрация целлюлозы). Именно поэтому такие  ткани называют хлопчатобумажными (далее  ссылка №1, презентация).

3.2 Сообщение учащихся (реализация домашнего задания)

Ссылка №2

Подготовка учащихся к получению новых знаний

Развить познавательную активность

Подготовленность учащихся к формированию новых знаний

Учащиеся готовы  к восприятию домашнего задания

4. Учебно–тренировочная часть

Показ признаков определения  долевой и поперечной (уточной) нитей. Ознакомление с приёмами определения лицевой и изнаночной стороны ткани  при отработке упражнений на рабочем месте, сопровождается комментариями учителя с предварительным  напоминанием  о правилах безопасной работы с колющими и режущими предметами.

 Ссылка №3

4. 1 Критерии самооценки. Напомнить учащимся, что свою работу они будут оценивать  в конце занятия  самостоятельно. Самооценочная таблица «Определение долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны  ткани» находится на доске.

Наименование

Правильно

Неправильно

Лицевая сторона

  1

  0

Изнаночная сторона

  1

  0

Долевая нить

  1

  0

Уток

  1

  0

Определение кромки

  1

  0

Выработка первоначальных навыков определения долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны ткани.

Предоставить учащимся возможность самостоятельно оценить свои навыки

Реализация  учащимися полученных навыков в процессе выполнения упражнений.


Дать учащимися самооценку полученным навыкам


5. Физминутка.  
Ссылка №4

Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики. Выработка четких движений во взаимодействии с речью.

Под текстовое сопровождение  учащиеся выполняют упражнения.

6. Формирование умений. Практическая часть (самостоятельная работа)

Ссылка№5

Закрепить полученные навыки в практической (самостоятельной) работе.

Реализовать  навыки учащихся в самостоятельной работе.

7. Заключительная часть.

7.1    Уборка рабочих мест.

7.2 Самостоятельный   (с помощью
    учителя) анализ проделанной
    работы (рефлексия)

 Ссылка №6

Предложить учащимся привести рабочие места в первоначальное состояние.

Проанализировать навыки учащихся в определении долевой и поперечной нити, изнаночную и лицевую стороны ткани.

Приобрести навыки в уборке своего рабочего места.

Научились определять долевую и поперечную нити. Изнаночную и лицевую стороны ткани. Анализируют свою работу, рассказывая о допущенных ошибках и способах их устранения.

8. Домашнее задание: Ответить на вопросы. Учебник «Технология» 5 класс стр.39-43. Подготовить и принести 8 лоскутов 10х10см.

Ссылка №1

В начальной школе на уроках технологии вы в основном работали с бумагой. Но не все из вас знают, что у бумаги и некоторых видов ткани (растительного происхождения) одна основа - целлюлоза (демонстрация целлюлозы). Именно поэтому такие  ткани называют хлопчатобумажными. С названием некоторых тканей вы знакомы, о других узнаете после занятий по материаловедению. Человек использует ткани для изготовления одежды, обуви, обивки мебели, в промышленности: ремни безопасности, паруса, парашюты. А всегда ли существовала ткань? Заглянув в историю, проследим путь появления ткани.

Ссылка №2

Первая одежда человека первобытнообщинного строя – шкуры убитых животных, листья и травы, сплетённые между собой. Эта одежда не всегда была удобна (летом в шкурах было жарко, они быстро загрязнялись, были жесткими и грубыми, листья и травы не были пригодны в холодное время, быстро выходила из строя одежда из них). Желание сделать свой костюм удобным. А также  развитие таких видов человеческой деятельности как охота, рыбная ловля, воздухоплавание побудило человека мыслить и экспериментировать. И , наконец, люди научились делать ткани.. Что называют  былинкой с голубыми глазами? Эту былинку легко вырвать из земли вместе с корнями, но очень трудно разорвать пополам. Что же  придает  удивительную упругость тоненькому стеблю? Лубяные волокна, из которых стебель состоит и которые разделяются  на отдельные прочные нити. Это лён - наиболее  древнее культурное растение. Лён начали возделывать девять тысяч лет назад. В горных областях Индии из него впервые стали изготовлять ткани,  красивые и тонкие. Семь тысяч лет назад он проник в Египет. Льняные ткани стали там предметом роскоши. Только  египетские фараоны, жрецы и знатные люди могли позволить себе одежду из льняных тканей. Позднее финикийцы, затем греки и римляне стали делать льняного полотна паруса для своих кораблей. Наши предки, славяне, любили белоснежные тяжелые ткани из льна. Они умели возделывать лён, отводя под посевы лучшие земли. У славян льняные ткани служили одеждой для простого народа.

Далее, из волокон растительного происхождения известен и хлопок. Свои листья хлопчатник всегда поворачивает к солнцу. Будто именно листья ловят солнечные лучи. Вероятно поэтому его называют «дитя солнца». Хлопок очень древняя культура. Его начали возделывать в Индии более 4000  лет назад. Остатки хлопковых тканей нашли в могилах древних перуанцев, раскопанных в пустынях Перу и Мексики. Значит,  ещё раньше, чем в Индии, перуанцы знали хлопчатник и умели делать из него ткани.

Продолжение ссылки №1.  Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых южных странах, Рассмотрите предложенный вашему вниманию слайд. Запишите в рабочие тетради определение волокна. Слайд №1,

Переходя к следующему слайду№3, учитель продолжает опрос: Как называется  это растение? Замечательно, это - лён, однолетнее травяное растение. Слайд№4. Слайд№6 – хлопок. Также показать коллекцию «Хлопка  и льна»

Мы знаем, все натуральные волокна делятся на волокна растительного  и животного происхождения. Слайд№2.

Осмотритесь вокруг. В повседневной жизни нас постоянно  окружают вещи из различных тканей. Именно о тканях мы и поговорим  сегодня на уроке

«Какова пряха, такова и рубаха», «Возьмёшь непутёвую пряху, не сошьёт она мужу рубаху»- гласят русские пословицы.  Какой же смысл заложен в них? Да, правильно, наша аккуратность, усидчивость, знания и умения, наша прилежность, культура труда прослеживается в наших вещах, которые мы носим, шьём или вяжем сами. Посмотрите на свою одежду: разные у нас вещи, изготовлены они из разных тканей, различных и по внешнему виду, и по составу. И совершенно разные ткани на ощупь.

А теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите свою одежду и образцы тканей, лежащих перед вами. Что же вы увидели? Правильно, переплетение нитей в ткани. Посмотрите в лупу на распущенный конец нити. Вы видите отдельные тонкие волоски? Да - это волокна. Это и есть сырьё. Теперь нужно его переработать, чтобы получить ткань.

Давайте посмотрим, как же раньше, в давние времена, сырьё превращалось в нити, а нити в ткань. Для этого познакомимся с русской прялкой Слайд №8. Прялки были обязательным атрибутом каждого крестьянского дома, они сохранились до наших дней. Работа на такой прялке  требовала умения, терпения, аккуратности, усидчивости. Искусство прядения очень ценилось тогда и ценится сегодня. В прошлом,  каждая девочка училась прясть с самого детства. Слайд №9.

Как же получают пряжу в наши дни? Пряжа -непрерывная нить, полученная в процессе прядения и состоящая из коротких волокон, которые скручиваясь,  превращаются в длинную нить Слайд №10.

Ткань – материал, который изготавливают на ткацком станке путём переплетения нитей или пряжи. Слайд №11,12, 13, 14.

Ссылка №3

Рассмотрите ваши образцы. Попробуйте их растянуть.

Нити основы – нити, идущие вдоль ткани. Её можно определить по кромке у ткани, по степени растяжения. Основная нить прямая, а уточная – извитая.

Нити утка – нити, идущие поперёк ткани. Давайте запишем эти определения и запомним. Самый распространённый вид переплетения – это полотняное переплетение. Где основные  и уточные нити чередуются через одну. Полотняные переплетения имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные ткани. Рассмотреть ткани в «Коллекции хлопка и льна».

Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей дины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Учитель показывает приёмы определения долевой и поперечной нити по растяжению, по звуку и по кромке. Учащиеся повторяют упражнения. Определения записываются в тетрадь. Учитель показывает по каким признакам определяется лицевая и изнаночная стороны ткани. Учащиеся тренируются в упражнении по определению лицевой и изнаночной сторон ткани.

Как мы с вами отметили, ткань получается путем переплетения нитей, пряжи. Выполняется эта операция на ткацком станке и называется ткачеством. Слайд №10

А работник, выполняющий эту операцию, называется ткачом. С ткацкого станка ткань выходит в виде длинных полос различной длины Называется такая ткань -  суровой

Чтобы ткань стала красивой и улучшилось её качество, она проходит отделку. Такая ткань называется готовой. Процесс нанесения на ткань  цветного  рисунка называется печатанием или набивкой.

Учащимся напоминается, что свою работу они будут оценивать в конце занятия самостоятельно по оценочной таблице.

Ссылка №4  Физминутка

Под текстовое сопровождение дети выполняют упражнения: 

Руки вверх мы поднимали, раз примерно целых пять,
А подняв, не забывали опускать их вниз опять.
(Подъём рук над головой – на вдохе, их плавное опускание – на выдохе. 5 раз.)

Поворачивали тело, то направо, то налево.
Дело делали умело Катя. Саша, Ксюша, Сева…
(Поворот в стороны – 5-6 раз. И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе).

Шишки дружно собирали и в корзинку их бросали.
В миг окончили мы сбор. Привели в порядок бор.
(5 – 6 наклонов туловища вперёд).


 Ссылка №5    Самостоятельная работа.

 С учащимися проведён  инструктаж по охране труда с колющими и режущими инструментами.

Инструкционная карта.

«Определение в ткани направления нитей утка и основы»
 

По кромке (вдоль или поперек кромки)

По степени растяжения (растягивается больше или меньше)

По звуку (звук звонкий или глухой)

По виду нитей

Толщина (толстая или тонкая)

Гладкость (гладкая или пушистая)

Нити основы

Нити утка

Ход работы

Возьмите образец ткани с кромкой и вспомните, как направлены нити основы (долевые) и утка (поперечные).

Растягивая образец по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше.

Резко растягивая  ткань (с хлопком), определите, в каком направлении (долевом или поперечном) звук будет звонким, а в каком глухим.

Рассматривая образец ткани в лупу, сравните нити основы и утка по толщине и гладкости. Затем выньте по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений.

Проверьте результаты выполненной работы, записанные в отчете (см.таблицу выше), сравнивая их с признаками определения нитей в ткани.

Признаки определения направления нитей в ткани:

Нить основы проходит в ткани вдоль кромки;

Растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;

При резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;

Нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.

«Определение лицевой и изнаночной стороны ткани»

Образцы тканей

Стороны ткани

Лицевая

Изнаночная

с печатным рисунком

с блестящей поверхностью

воросвая

гладкокрашенная

пестротканная

Ход работы:

Отберите образцы тканей с печатным рисунком, с блестящей поверхностью, с ворсом, гладкокрашенную и пестротканую.

Определите лицевую и изнаночную стороны каждого образца.

Разрежьте каждый образец пополам и приклейте в форму отчета.

Ссылка №6.     Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся принять участие в подведении итогов занятия и  выставлении оценок, ответить на вопросы:
  1.   Какие перед нами стояли задачи?
  2.   Справились ли мы с работой?
  3.   Какие были трудности?
  4.   Как вы думаете, где нам понадобятся эти знания?

 Анализ модели урока технологии в 5  «а» и «б» классах        

Модель данного урока отвечает требованиям обязательного минимума содержания образования по технологии и программы подготовки учащихся 5 – 9 классов.

Целевые установки соответствуют возможностям и особенностям  учащихся данного класса и предполагают ориентацию на развитие каждой ученицы.

В ходе урока прослеживается связь учебного материала непосредственно с жизнью, межпредметные связи по природоведению ( использование и охрана природы человеком), трудовое обучение ( работа с тканью), с историей ( исторические материалы). Содержание учебного материала отвечает принципу научности: грамотное оперирование базовыми понятиями, использование современных приемов в работе с образцами ткани, волокнами и другими материалами.

На протяжении всего урока прослеживается учебно-познавательная деятельность учащихся, уверенность в своих способностях, активная деятельность учащихся на различных этапах урока.

Структура урока была плотной, насыщенной различными приемами, соответствовала поставленным целям. Соблюдалась логическая последовательность и взаимосвязь всех этапов урока.

На уроке наблюдалась благоприятная атмосфера, доброжелательные отношения между учителем и учащимися.

Урок показал, что учащиеся владеют знаниями, способны и активны, довольны результатами своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение, 5 класс. Урок "Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение"

Поурочный план. Урок №2 " Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение", 5 класс...

Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей 5 класс

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей...

Тема: Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.

Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; воспитывать  внимательность; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышле...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

Решаемые учебные проблемы:1.Усвоить понятие «свойства ткани».2.Познакомиться со способом определения волокнистого состава ткани по ее внешним признакам (органолептическим методом).3.Узнать...

Конспект учебного занятия по теме: Определение хлопчатобумажных и льняных тканей(6 класс)

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку по теме:"Определение хлопчато- бумажных и льняных тканей"(6класс) 2018г...

Конспект урока по трудовому обучению в 7 классе на тему: «Распознавание хлопчатобумажных и льняных тканей».

Конспект урокапо трудовому обучению в 7 классена тему: «Распознаваниехлопчатобумажных и льняных тканей»....

Методическая разработка по технологии для учащихся с ОВЗ по теме: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей» 10 класс

Урок разработан для обучения основам профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ по профессии швея...