Секреты творчества и мастерства
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

 План урока "Секреты творчества и мастерства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Урок систематизации знаний, закрепления пройденного материала.

           Урок можно проводить как внеклассное мероприятие: вместе девочки и                    мальчики. Получается очень интересно! У детей появляется здоровый дух            состязательности и творчества. В жюри можно пригласить родителей.

                                    Тема: «Секреты творчества и мастерства».

(Обобщающий урок.)

           Цель: Закрепить и систематизировать знания , полученные на уроках технологии. Развивать умения воспринимать, переживать и оценивать красоту труда, его результатов. Формирование  эстетического отношения к труду.

 

        Задачи: Понакомиться с произведениями народного  декоративно - прикладного творчества. Усвоить эстетические критерии оценки процесса и результатов труда.

           Инструменты, приспособления, наглядные пособия: циркуль, карандаш, линейка, шаблоны изделий(юбка-для девочек, разделочная доска- для мальчиков), изделия мастеров народно – прикладного творчества и детей, инструменты для девочек(иголки, ножницы, пяла,нитки и т.д), (резцы, карандаши, линейки, ножовки и т.д.-мальчикам), карточки с терминами, буквы (набор), плакат с семантическими знаками.

                                     Ход урока:

 1. Ввод в урок. Дежурные

Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычный урок.На котором вы сможете показать свои знания по изученным вами  на наших уроках технологическим процессам.Познакомиться с произведениями  декоративно- прикладного творчества северян. Попробовать сравнить и оценить работу учеников и мастеров.Создать свой проект- эскиз по заданной теме.

 2. Конкурсы.

Дети делятся по группам-бригадам. На 2-девочки и на 2 мальчики.Придумывают эмблему, название своей группе и обосновывают его. Выбирают  бригадира.

1 балл за оригинальность.

За баллы выдаются фигурные жетоны.

Конкурс «Знаток технологии».

Правила охраны труда. Выбрать из предложенных на столе инструментов те,  которые требуются для изготовления изделия, демонстрируемого учителем (девочкам-вышивка, мальчикам-разделочная доска). Определяют последовательность технологического процесса.Делают запись на листе отчета.

Для того чтобы изговить …..требуется:

Инструмент

Технологические действия и приемы.

1.

2.

3.

3 балла. Оценивается скорость и правильность расстановки технологических этапов.

Конкурс «Найди лишнее слово».

В словнике найти лишнее слово и определить название процесса, к которому относятся  данные  термины.

2 балла.                                        

                                                              Пример:

                                Девочкам                     Мальчикам

  ткань

  выкройка

  ножницы

  шило (лишнее слово)

  портновский мел

  булавки

  процесс-(раскрой)

процесс-

Конкурс «Угадай профессию».

Собрать из набора букв названия профессий, связанных с нашими технологиями.

( Дети сами вспоминают и собирают слово:швея, закройщица, вышивальщица, ткачиха и т.д.;столяр, плотник, резчик и т.д.)

Выдается набор с буквами каждой группе.

1 балл.+1балл за полный и увлекательный рассказ о профессиях.

3.Разминка.

Вы устали? Давайте отдохнем. Отгадайте загадку:

                 Инструмент бывалый-

                      Не большой, не малый.

                      У него полно забот:

                      Он и режет и стрижет.

                       Птичка- невеличка,

                       Носик стальной,

                       А хвостик льняной.

\

                  На пальце одном

                       Ведерко вверх дном.

                  Хлопотун Егорка взялся за уборку.

                       В пляс по комнате пошел,

                       Оглянулся-

                       Чистый пол.

        А вы знаете что в загадках, пословицах и поговорках отражены особенности быта и труда людей?

Конкурс на знание пословиц  и поговорок.

 Подведение итогов конкурса. Шуточный вывод: Каков мастер- таково  и дело.

2балла.

4. Познавательные сведения:

    О чем эта поговорка?       Не работа дорога- уменье .(О мастерстве.)

        Мастерство везде в почете. Изучая  секреты  творчества  и  мастерства, обратимся к народному искусству. Быт крестьянства издавна закреплял и хранил художественные достижения народа. Он весь был понизан искусством: от резных наличников на окнах дома, расписной конской дуги до узорочья утвари и одежды. Главным единством был дом. Дом – сосредоточие всех образов.

              В равнинном безмолвии Севера деревенские дворцы  стоят, как скульптурные изваяния, изумляя плотницким искусством и с любовью украшенные  ажурной прорезной резьбой. Дома на селе украшались предметами собственного творчества: резьбой, росписью, вышивкой, ткаными изделиями.(демонстрация изделий прикладного творчества ).

              Прялки, бытовую утварь и старинную посуду в наше время можно найти на чердаке крестьянского дома, а вот старинный народный костюм, полотенца с вышивкой хозяева, как правило, бережно хранят в сундуках, по наследству доставшихся от бабушек. Старинные сундуки открывают свои секреты и тайны тем, кто любит народное искусство и старается сохранять его традиции.

            Природа и человек в народном мироощущении связаны воедино. Это ярко просматривается в ансамблях одежды, интерьера, которыми  человек окружал себя в жизни. Создавая предметную среду человек творил образ красоты, окружая себя вещами -  образами , уподобляя их живому, осваивал мир.

            Изделия украшались цветами – розетками, изображением птиц,  животных, человека и, конечно, Солнца. Украсить свой дом человек стремился также,  как украсить себя одеждой. В этом проявляется живая эстетическая потребность и стремление к творчеству. Мастера заимствовали друг у друга рисунки, изменяли их, создавая свои собственные композиции.

            Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Обычно это сплошная линия по краю одежды. В изображения которой закладывался определенный смысл. Узоры вышитые на рубахах, условные обозначения, по верованию наших предков, защищали их от зла. Постепенно эта система превратилась в художественный орнамент и, кроме магического, получила эстетическое содержание, которое сохраняется до сих пор.

           Перед вами семантические знаки, которые использовались в вышивке и резьбе по дереву нашими предками. ( Показ таблицы с символами и  рассказ о их значениях.)

         

  Задание: Используя эти знаки – символы оформите свое изделие :

Мальчики – разделочную доску (разметка на трафаретах);

Девочки – юбку (на трафаретах  эскиз).

5. Вводный инструктаж.

        Оформить изделие, используя семантические знаки и цвет (девочкам).

 При выполнении задания использовать инструменты: карандаш, циркуль, линейка, цв. Карандаши, фломастеры.

        Нанести разметку на разделочную доску, используя семантику (мальчикам).

Инструктаж по охране труда.

Условия выполнения работы:

а). Эстетическое оформление;

б). Художественная неповторимость.

в). Качество выполненных работ.

6.Практическая работа «Оформление изделия народной символикой».

Целевые обходы: - охрана труда;

                               - качество работ;

                               - текущий инструктаж.

7. Итоговый инструктаж.

        Итоги подводятся по каждому изделию отдельно. Дети объясняют, расшифровывают значения знаков на своих изделиях,что они хотели «сказать» ими, что пожелать.

        Сегодня вы  увидели работы ваших одноклассников и одноклассниц. Какие умения, навыки и знания вам пригодились? А чему вам пришлось учиться заново?

И можете ли вы определить где изделие мастера, а где ученика? В чем они похожи и чем отличаются?

8. Подведение итогов конкурсов.Оценки.              

        Сегодня мы имели возможность познакомиться с изделиями народного искусства и декоративно – прикладного творчества.

        Научились оценивать процесс и результаты труда по эстетическим критериям.

        Закрепили знания терминов, умения художественного оформления изделий и повторили технологии их изготовления.

           Народное прикладное творчество – одна из ярких страниц в искусстве и культуре Русского Севера. В результатах творческого труда северян запечатлелась народная душа, донесшая до нас через века всю мудрость и красоту творцов региональной культуры. В произведениях мастеров слились и традиции и творчество. Глядя на прекрасные вышивки и узорчатые изделия из дерева, чувствуешь связь времен, и представляешь, как долгими зимними вечерами, при свете лучины, под былинный напев создавались удивительные произведения народного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку для 11 класса "Сочинение:законы и секреты мастерства. подготовка к ЕГЭ."

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.  Его главная ...

э/презентация "Секреты педагогического мастерства"

Э/презентация содержит аннотацию на проект "Книги в нашей зизни" Участники проекта учащиеся 9 класса, которые работали по группам, с разной целью: установить количество читающих в школе или в своём кл...

Праздник творчества и мастерства

Отчет о декаде по профессионально-трудовому обучению в школе VIII вида....

проект "От творчества к мастерству"

проект по изготовлению бабочки в начальной школе....

Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"

Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью  отслеживание результативности обучения по программе ...

"Творчество и мастерство - одно и то же или нет?"

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен заже...