План-конспект урока «ГИЛЬОШИРОВАНИЕ»
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Кошкина Елена Александровна

 

План-конспект мультимедийного урока «ГИЛЬОШИРОВАНИЕ» (Выжигание по ткани)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giloshirovanie.rar979.54 КБ
Файл instrukcionnaya_karta1.docx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

мультимедийного урока «ГИЛЬОШИРОВАНИЕ»

(Выжигание по ткани)

Класс: 8

Раздел: Художественная обработка материала

Тема: Гильоширование. Выжигание по ткани

Цель:

образовательная: расширить кругозор учащихся с процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия,  новым рабочим приемам.

развивающая: развитие мышления (мыслительные операции – анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие точности движения; развитие самостоятельности, инициативы. Познакомить с понятием «гильоширование», обучить получать изделия с узорами путем выжигания по ткани.

воспитательная: воспитание трудовой дисциплины, понятие культуры и безопасности труда, воспитание бережливости, воспитание познавательной потребности, интереса, активности, воспитание эстетических взглядов.

Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов.

Объект труда: образец салфетки.

Наглядно-иллюстративный материал: образцы изделий, плакат, инструкционно - технологическая карта.

Материально-техническое оснащение: ПК, видеопроектор, слайды, опорный конспект.

Оборудование, инструменты, материал:

Выжигатель по дереву со специглой, стекло (25х40), стол для выжигания, ножницы, пинцет, альбом, фольга, шаблоны, металлическая щеточка для снятия нагара, лекало из алюминиевой фольги, металлическая линейка, таблица по ТБ при работе с выжигателем, ножницами, синтетическая ткань, капроновая лента.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, химия, физика, технология, черчение, биология.

Профориентация: профессия технолог, декоратор, вышивальщица.

Время: 2 урока по 45 минут.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2-3 минуты).

Проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовности учащихся к уроку, проветривание помещения. Выяснение у учащихся их состояние здоровья.

II. Теоретическая часть (15-20 минут)

2.1. Сообщение темы и цели урока.

2.2. Проверка знаний учащихся. Учащиеся работают по карточкам контроля знаний.

- заполните таблицу

- сырьем для производства синтетических волокон являются:

а) отходы нефти;          б) опилки;             в) газ;                  г) каменный уголь

(ответ «а»)

- капрон и лавсан являются:

а) химическими волоками;                      б) растительными волокнами;        

в) натуральными волокнами                                                                (ответ «а»)

- какая ткань более гладкая?

а) хлопковая;         б) льняная;      в) шелковая                                   (ответ «в»)

- установить соответствие между видом волокна и признаком его определения.

Волокно

Характер горения

Запах при горении

1. Ацетат

а) сгорает полностью с образованием светло-серой золы

горящей бумаги

2. Хлопок

б) горит без пламени, с треском, на конце волокна образуется шарик, рассыпающийся при нажатии

уксуса

3. Натуральный шелк

в) горит быстро, вне пламени не горит, на конце – бурый плотный шарик

жженого волоса

Ответ: 2. – а) -        ;   3 – б) -        ;    1. – в) -       .

- решите: кроссворд «Материаловедение».

1.

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

8.

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

1. Технологическое свойство ткани.

2. Вид синтетического волокна.

3. Физико-механическое свойство ткани.

4. Ткацкое переплетение.

5. Вид отделки ткани.

6. Запах хлопка при горении.

7. Гигиеническое свойство ткани.

8. Вид искусственного волокна.

Ответы: 1. Осыпаемость. 2. Нейлон. 3. Сминаемость. 4. Полотняное. 5. Крашение. 6. Уксус. 7. Пылеемкость. 8. Нитрошелк.

- установите соответствие между символом и его значением. Напишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву из правого столбца.

1.

а) изделие пригодно для химической чистки всеми общепринятыми органическими растворителями

2.

б) утюжить при температуре не более 1500С


3.

в) кипятить нельзя

4.

г) изделие можно подвергать отбеливанию средствами, содержащими хлор

Ответ: 1-в; 2 – г; 3 – в; 4 – б.

- сравнить образцы натуральных, искусственных, синтетических тканей и сделать вывод о том, из каких волокон они состоят.

Признаки вида

Образцы

1-й

2-й

3-й

Блеск

Цветность нитей

Прочность

Сминаемость  

Горение нитей

Осыпаемость нитей

Вид ткани

натуральная

искусственная

синтетическая

- где используют ткани их химического полотна?

2.3. Повторение правил техники безопасности:

- при работе с ножницами;

- организация рабочего места;

- при работе с электроприборами.

2.4. Объяснение нового материала.

Известны виды народного творчества, как чеканка, выжигание по дереву, вырезание и вышивание.

Искусство, которым я предлагаю вам овладеть – искусство нашего времени – выжигание по синтетическим материалам – напоминает выжигание по дереву. И поэтому это направление в декоративно-прикладном искусстве дали название «художественное гильоширование».

Сообщение детей №1(опережающее задание для учащихся)

Историческая справка (Приложение 1)

Гильоширование (англ. Guilloche) – отделка изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата раскаленной иглой.

Зародилось гильоширование в 1980 годы в г. Рыбинске, где его впервые разработала Зинаида Петровна Котенкова. Она обучила этому искусству мастериц во многих городах России: Ярославле, Москве, Угличе. С ней сотрудничал известный модельер Вячеслав Зайцев, а Энн Бурда даже вручила ей благодарственное письмо.

В Германии в 70-е годы XIX века ручная техника выжигания по ткани называлась «пиротехникой». Способом украшения ткани путем выжигания и теснения на ней различных рисунков и узоров применялся на бархате. Выжигание по нему требовало особой         тщательности. Для выжигания существовал специальный прибор и штифты – наконечники. В процессе работы выжигался только верхний ворс.

Сообщение №2

Способ гильоширования основан на свойстве некоторых тканей переходить в вязко текучее состояние при нагревании до  определенной температуры. Если в этом состоянии соединить детали при незначительном давлении, то в результате получится прочное сварное соединение в следствии взаимопроникновения частей молекулярных цепей из одного объема полимера в другой.

Сообщение №3 (приложение 2)

Возможности гильоширования велики. С помощью горячей иглы от выжигателя создаются великолепные изделия.

 

Они красивы. Обладают высокой прочностью и не нуждаются во влажно-тепловой обработке.

Учитель включается в объяснение нового материала.

ТКАНИ (Приложение 3)

Основным материалом для гильоширования являются синтетические ткани: капрон, нейлон, полиэстер, трикотин, кримплен, искусственный шелк, атлас, парча.

Капроновые ленты, прозрачный капрон – это яркие цветовые пятна и оттенки как добавки на изделия. Нейлоновые ткани – как основа, так и отделочные ткани.

Внимание!

! Ткани из натуральным волокон (х/б, льняные, шерстяные, не применяются, т.к. не выжигаются.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ (Приложение 4)

Основным рабочим инструментом является прибор для выжигания по дереву – выжигатель («Узор», «Дымок», «Вязь», «Умелец») и др. Они отличаются друг от друга только способами крепления иголки:

а) игла впаяна в ручку;

б) игла крепится в ручку с помощью винта.

Все они нуждаются в доработке, поскольку имеют сильный накал иглы, и подходят только для работы с очень толстыми синтетическими тканями, такими, как флок, кремплен. А капрон такой иглой обработать нельзя. Поэтому иглой прибора пользоваться не желательно.

Для гильоширования иглу заменяют на специально доработанную.

I. Тонкая простая игла (универсальная). С ее помощью можно выполнить любой узор на плотных тканях. Изготовление: кусок нихромовой проволоки ø0,8-0,25мм и заострить конец.

II. «Королевская игла» - для ажурных деталей. Изготовление: взять швейную иглу № 3 (4), отломить ушко (где клемма). Отступить от острия иглы 5 мм и обмотать иглу на 1/3 нихромовой проволокой.

* кроме основного инструмента потребуются дополнительные инструменты: (Приложение № 5):

- стекло (25х40 см.) – предохраняет рабочий стол от повреждений при выжигании. Края стекла обработаны скотчем;

- пинцет с заточенными концам и применяют для снятия мелких вязанных деталей с поверхности стола;

- ножницы: большие дл вырезания трафаретов;

маленькие маникюрные для изготовления ажурных шаблонов и прорезей в них;

- металлическая щетка (иглочистка) – очистка игл от окалины при плавлении синтетических тканей;

- коробочки и баночки – для хранения лоскутков ткани, трафаретов, бисера, бусин и т.д.;

- бульки – металлические шарики разного диаметра на деревянной ручке при выполнении искусственных цветов;

- подставка под руку для удобства при выжигании (дощечка);

- подставки под рукоятку выжигателя;

- металлическая линейка – для прямых срезов при выжигании;

- портновские булавки – для скрепления рисунка и изделия;

- фотоальбом – для хранения мелких шаблонов и деталей. Они не мнутся, долго хранятся и легко найти;

- гелевые ручки и карандаш твердый, ø 0,5мм (не пачкают ткань, не оставляют след)

- ластик для коррекции контуров рисунка;

- х/б ткань – для снятия нагара;

- мелкая наждачная бумага – для снятия гари с иглы, для затачивания готовых шаблонов из металлической фольги;

- альбом для рисования (для зарисовки эскизов, рисунки);

- приспособления для подсветки (табурет, настольная лампа, стекло);

- трафареты – для перенесения на работу мелких узоров, располагающихся внутри какой-либо детали (лучше сделать из фольги, коробки из-под сока);

- шаблоны из картона или  другого материала, которые накладываются на основу изделия и обводятся по контуру;

- лекала – для копировки одинаковых элементов рисунка.

Основные термины гильоширования

Работа гильоширования начинается с выжигания горячей иглой аппарата деталей из синтетических материалов. Выжигают самые разные фигурки, детали рисунка, различные по форме и конфигурации дырочки. Эти украшения и будут называться добавками (Приложение №6)

Перфорация на ткани – прорезание маленьких прорезных отверстий (Приложение 6).

СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ

Основной прием выжигания - сварка деталей – крепление добавок к основе.

Можно сваривать от 2-х слоев синтетической материи и боле за счет образования при выжигании расплавленной синтетической смолой. Иногда для прочности добавляют клей ПВА, нанося на левую сторону добавки. При выжигании этот клей становится прозрачным.

Виды соединения деталей (Приложение 7)

- непрерывное краевое;

- сварной шов (прожигается контур);

- прерывистое;

- точечная сварка (мягкое касание);

- штриховое

- штрихпунктирное (имитация стебельчатого шва) с ровными штрихами, одинаковыми по величине.

- линиями 2-х или более тканей накладкой);

- горячей иглой тканей и соединяют друг к другу (ажурное) соединение.

Виды сварки (Приложение 8)

Различают 5 видов сварки:

- основной – сварка деталей, применяется обычно для крепления добавок к основе. Применяется, в том числе, и для аппликаций;

- вырезка – ажурное вырезание иглой мелких участков на основной и отделочной тканях одновременно. Используется при выполнении ажура;

- прорезка – сварка основы и добавки вместе горячей иглой. Применяется для соединения очень мелких деталей.

- комбинированный вид сварки – сочетает в себе способы прорезку и вырезку. Сварку прорезкой выполняют непосредственно по добавке, а вырезкой – сбоку добавки, с одной или обеих сторон;

- роспись – сварка выполняется частой прорезкой слоев добавки линиями. Применяется при сварке однослойных и многослойных добавок при изготовлении изделий. Выполняются линии штриховой прорезки часто друг к другу плавно от края или от середины к краям добавки.

Фигурные элементы изделий выполняются гильошированием.

а) отколка дырочками, диаметр дырочек 2-3мм или 1 мм, в зависимости от величины детали. Расстояние дырочек от края изделия равно двум диаметрам этих дырочек, а между дырочками по контуру – диаметр этой дырочки.

б) полоска – добавка.

- простая, выполненная линейкой;

- полубусинками;

- фестонами;

- фестонами с ажурной вырезкой под кружево.

в) выжигание штрихов (короткие элементы (1-1,5 мм) черточки – прорези) когда показывать ровную линию на разрезе ткань полностью.

г) выжигание сетки – сложный способ выжигания для оформления поля изделия или фона аппликаций (по шаблону).

д) нарезка по краю изделия, создающая эффект бахромы, отступив от края 1-2мм.;

е) стебельчатый шов – при выделении детали аппликации;

ж) скобки – легким нажимом иглу декоративные скобки.

з) аппликации с помощью шаблонов или трафарета бабочек, цветов для придания цветности на однотонной ткани.

Обработка кромки изделия (Приложение 9)

- фестонами; мережкой; обколка.

Элементы – добавки с сеточкой и на сеточке:

- 2-х слойная – вырезка на изделии и на добавочной ткани мест, предназначен для сеточки. Чуть меньше, чем на рисунке 2-3 деталях;

- бриды; стразы;  паетки.

Сегодня мы начнем изготавливать салфетку в технике гильоширования. Перед работой советы.

III. Практическая часть (45-50 мин.)

3.1. Показ трудовых приемов.

3.2. Инструкционно-технологическая карта на стойках у учащихся.

3.3. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

Целевые обходы

1. Проверка своевременности начала работы и организация рабочего места учащихся

2. Проверка соблюдения учащимися ТБ:

- до начала работы:

выяснить у детей противопоказания к работе с гильошированием.

возраст старше 11 лет.

не страдающих аллергией, астмой (т.к. едкий дым отрицательно воздействует на здоровье).

проветрить помещение, целостность проводов, работа аппарата по выжиганию.

для полной безопасность – надеть на лицо марлевую повязку, глаза защитить очками с простыми стеклами.

обезопасить себя при работе с выжиганием – иметь небольшую баночку с водой и намоченной х/б салфеткой.

держать средства от ожогов.

- во время работы:

беречь руки от уколов раскаленной иглой.

беречь глаза от дыма.

делать перерывы, проветривать через 30 минут, выходя из помещения.

уменьшить нагрев при сильном плавлении.

при работе руку с иглой выжигателя класть на поверхность, которая не горит, не плавится (кафель, стекло).

- опасности в работе:

Ожоги пальцев, удушье для астматиков.

- после работы:

на негорящей поверхности оставить остывать выключенный выжигатель, прибрать рабочее место.

очистить иглу от расплавленной гари синтетических тканей наждачной бумагой.

3. Проверка правильности приемов гильоширования:

1) Перед началом выжигания проверить накал иглы на отдельном кусочке ткани.

Если  игла движется медленно – увеличить степень накала.

Если слишком сильно прожигает ткань, то уменьшить накал.

2) Во время движения иглы не следует прерываться, т.к. мгновенно отразится на месте слишком жирной точкой.

3) Выжигать лучше сначала внутренние контуры узора, постепенно переходя к его краю, чтобы избежать «пузырения ткани».

4) Шаблоны из фольги крепко держать, чтобы не сдвинулить до завершения работы.

5) Держатель с иглой держим как обычную шариковую ручку.

4. Проверка соблюдения технологии последовательности выполнения работы:

а)  выполнение отверстия: аккуратно ввести иглу в ткань, приподняв ту часть ткани, где будет отверстие, и поддержать.

б) Выполнение точки: иглу вводят, не касаясь краев отверстия и осторожно вынимают.

в) круг – иглой водим по спирали.

г) точка, диаметром 1-2 мм, иглу не вводят, а соприкасаются.

д) добавка сложной формы – иглой касаются той части, где нужна форма расширения.

е) ажурный край: используя трафареты.

ж) выжигание штрихов – короткие черточки – прорези у листиков – прожилки, линии 1-1,5мм.

Физкультминутка:

стоя или сидя потяните на себя носки вытянутых или немного приподнятых под столом ног.

сидя на стуле, упритесь руками в его сиденье и попробуйте слегка приподняться на руках. Сожмите и разожмите  глаза 5-6 раз.

5. Проверка правильности пользования документацией письменного инструктирования.

6. Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок

- по рисунку, по шаблонам режем иглой сплошной линией;

- выжигаем мелкие отверстия добавки;

- ставим точки разного диаметра;

- формируем разнообразные фигурные элементы отделки изделия;

- соединение и стыковка синтетических материалов выжиганием.

7. Проверка применяемых способов самоконтроля.

8. Прием и оценка практических работ учащихся.

IV. Закрепление нового материала (3-5 минут)

1)   знал                  узнал                       хочу знать

2) Какие изделия можно выполнить в технике гильоширования:

- какие инструменты и материалы необходимы;

- что означают слова «гильоширование», перфорация;

- как сделать «королевскую иглу»

- какой ткани отдается предпочтение в гильошировании.

V. Анализ урока (3-5 минут)

1. Сообщение о достижении цели урока

- цель достигнута, т.к. учащиеся хорошо освоили тему гильоширования и закрепили на практике весь учебный материал.

2. Анализ лучших работ.

3. Показ лучших работ.

4. Разбор типичных ошибок: непрочный шов, нагрев и плавление ткани.

5. Рассмотрение случаев потери рабочего времени.

6. Сообщение критериев оценок и их аргументов.

VI. Итог урока.

Рефлексия в виде теста неоконченных предложений:

Сегодня я на занятии узнала

- научилась

- мне понравилось

- не понравилось

- хотелось бы.

VII. Сообщение темя следующего урока. Домашнее задание .

VIII. Литература:

1. Белякова О.В. «Искусство выжигание по ткани». Ростов н/Д., «Феникс», 2009г.

2. Нехотина Т.М. «Золотые узоры» альбом самоделок. М.: Малыш, 1988г.

3. З.П. Коптенкова. «Выжигание по ткани». Ярославль. «Академия холдинг». 2002г.

4. Интернет сайт:

htt: // www. chudosite.ru/art/pyrography/

htt: //www.masteraia.ru/igla/

ВОЛОКНО

натуральное

растительное

искусственное

ацетатный шелк

300

Cl

А

Виды изделий

однослойные

плоскостные

объемные

салфетки

декоративные панно, закладки для книг, воротники, аппликации

объемные цветы, манжеты


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчетная презентация ТО "Художественное гильоширование" 2009-2010 уч.год

Презентация по итогам учебного года. Знакомит с одним из новых видов декоративно-прикладного творчества,представлен краткий анализ работы объединения, достижения обучаемых....

Вводное занятие в объединении "Гильоширование"

Методическая разработка " Вводного занятия" в объединении гильоширование....

Тематическое планирование кружка «Гильоширование»

Тематическое планирование кружка «Гильоширование» ...

Программа кружка "Гильоширование"

Программа кружка "Гильоширование" (выжигание по ткани) представлена с дополнительным материалом: конспектами занятий, инструкционными картами....

Мастер класс по гильошированию

Изготовление медальона методом накладной аппликации (в технике гильоширование)...

статья гильоширование, или выжигание по ткани

из опыта работы с воспитанниками реабилитационного центра...