Традиционные народные куклы из текстильных материалов
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Методический материал к уроку в 5классе, раздел "Материаловедение" .Урок проводится в рамках недели толерантности в школе и посвещен знакомству с трапичными куклами народов России и стран СНГ. Приводится разработка мастер-класса по изготовлению куклы столбушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 5 классе о свойствах волокон растительного происхождения | 48.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии в 5 классе
учителя Гордиенко Аллы Андреевны ГБОУ СОШ №124
Раздел: «Материаловедение»
Урок проводится в рамках недели толерантности в школе
Тема урока: «Традиционные народные куклы из текстильных материалов»
Цели урока: познакомить с традиционными куклами разных народов;
определить общие черты, объединяющие все народы;
научить делать тряпичную куклу.
Задачи урока:
- формировать толерантное мировоззрение;
- познакомить с культурными традициями предков;
- развивать стремление к творчеству;
- закрепить знания о свойствах натуральных волокон растительного происхождения;
- развивать глазомер и умение работать с лоскутом;
- закрепить знания о народном костюме, быте и традициях разных народов.
Тип урока: комбинированный, усвоения и закрепления новых знаний
УМК: Технология 5 класс. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д. Москва «Вентана-Граф» 2000.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная
Оборудование: ПК, проектор, экран, выставка тряпичных кукол разных национальностей, лоскутки ткани х\б, лен, нитки разных цветов, ножницы
Межпредметные связи: история
План урока:
1.Организационный момент
2.Вступительное слово учителя
3.Сообщение новых знаний
4.Закрепление новых знаний
5.Практическая работа по изготовлению тряпичной куклы
6.Подведение итогов
Ход урока:
На земле куклы появились очень давно. Самой старшей более 4тыс лет. Ее нашли во время раскопок в Греции.
Кукла – знак человека, его игровой образ – символ. Кукла многое может рассказать о народе. О его внешнем виде, о нарядах, характере, и занятиях. В кукле закодированы общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. (Слайд 1)
-А вы еще играете в куклы?
-Кто из вас приехал в Петербург из другой страны?
Сегодня мы познакомимся с тряпичными куклами разных народов.(слайд2)
Сначала мы познакомимся с традиционной русской народной куклой, на которой выросли многие поколения наших предков.
В старину куклам приписывали разные волшебные свойства. Кукла сопровождала русского человека с рождения и до старости. Кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов в русской деревне. Кукол хранили и передавали детям и внукам.
- Как вы думаете, из каких материалов мастерили кукол?
(…из натуральных, тех, что под рукой)
Ткани совсем в недавнем прошлом изготавливали из местного сырья (льна). Ткани изготавливали самостоятельно: это была традиционная женская обязанность – от крестьянок до цариц. Одежду для семьи шили своими руками. Из лоскутков делали разные изделия, в том числе и кукол.
Посмотрим на некоторых из них (слайд3,4,5,6)
Куклы-обереги. Берегиня – главная кукла в семье. Она ставилась напротив входа и не пускала в дом беду, оберегала от несчастий.
Радостея – дарила радость, счастье.
Желанница – помогала в исполнении желаний. Загадаешь желание, завяжешь ленточку кукле на руку и попросишь ее исполнить (показывать ее ни кому не следовало).
Обрядовые куклы. Защищали от злых сил, принимали на себя болезни и несчастья.
Неразлучники – свадебные куклы – их хранили всю жизнь за иконой.
Зерновушка – посев начинали с зерна в кукле – залог хорошего урожая.
Плодородие, 7-Я, Мамка – символ плодородия Земли, хорошего урожая и здорового потомства (как матрешка многодетная).
Масленица – проводы зимы, встреча весны, солнца.
Игровые куклы – игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к, играя, ребенок учился вести хозяйство, готовился к взрослым отношениям.
На счастье – кукла размером в пол ладони, а коса длинная и толстая – вся сила женская в той косе.
Десятиручка – олицетворяла хозяйку дома, которая должна все успеть сделать.
Кукла-мамка – неразрывная связь матери и дитя
Вепская кукла (север Ленинградской обл, Карелия)- воплощение здоровья, плодородия и женской сущности.
Лялька-мотанка – украинская кукла
- Что общего в этих куклах? (У кукол нет лиц, чтобы злые силы не вселились в куклу и не навредили ее хозяину.)
У некоторых кукол вместо лица обозначался особый знак в виде креста или разноцветных полос (сакральный знак).
Куклы народов Прикамья (татары, удмурты, коми) (слайд7).
- Чем интересны эти куклы? (техника выполнения куклы народа коми)
Куклы народов Кавказа: армянские куклы, грузинские, чеченские
(Слайды 8,9)
-Чем понравились вам эти куклы? (У них красивые добрые лица, присутствует чувство юмора)
Куклы народов Средней Азии: киргизская, казахская, узбекская.
(Слайд 10)
-Куклы каких народов изображены на слайде?
-Почему женщины этих народов носят длинные штаны?
-Какое основное занятие в старину было у этих народов? (Скотоводство)
-Какие материалы чаще всего встречаются у этих народов?
(Вспомним историю: это народы-кочевники и все должны были ездить на лошадях. Ткани чаще всего шерстяные, х/б, шелк)
Куклы Юго-восточной Азии: Китай, Афганистан, Корея (Слайд 11)
С этими куклами мы знакомимся потому, что в нашей школе учатся дети из этих стран и всех нас объединяет КУКЛА. Это страны с теплым климатом. -Китай родина каких тканей? (шелка)
Из чего получают шелк и его свойства, мы будем изучать в 6 классе.
Кукол делали из старых и новых натуральных тканей.
Какими свойствами обладают натуральные ткани? (Они дышат и хорошо впитывают влагу). А еще эти ткани приятно держать в руках.
Вопросы для повторения:
- 1 Что может рассказать народная кукла?
- На какие группы можно разделить русские народные куклы?
- Почему у кукол не изображались лица?
- Что нового вы узнали о жизни других народов?
- Из каких материалов изготавливались куклы?
- Что нового вы узнали о тканях и их свойствах?
Мы с вами сделаем куклу столбушку или закрутку – это самая древняя и самая простая в изготовлении кукла.
О каком способе изготовления идет речь? (Скрутка, кручение. Скрутку делали из бересты плотно свернутой в трубочку и из ткани. Основа-столбик использовалась при изготовлении самых разных куколок.
Изготовление куколки столбушки.
Необходимо иметь:
Белую грубую ткань- 12 20 см, для туловища куклы.
Белую тонкую ткань - 1010 см, для головы и рук.
Цветную ткань - 8 см, для сарафана.
Яркую ткань в виде треугольника со сторонами: 12, для платка.
Ткань на фартук - 3, того - же цвета, что и платок.
Небольшой кусочек ваты или синтепона, прочные белые и красные нитки.
Цветные нитки мулине для пояса.
Изготовление:
- Край белой грубой ткани подвернуть на 1,5-2см и скрутить в столбик по ширине (фиг1). Белыми нитками обмотать со стороны подгиба и закрепить узлом. Это низ куклы.
- На противоположный конец положить вату, округлить ее (фиг 2). Сверху расположить белую тонкую ткань так, чтобы углы ткани расположились на скрутке.(фиг 3). Формируем голову и обматываем нитками.
Вата Ф 3
Боковой угол
Скрутка
ткань
Перевязываем
ниткой
- Боковые углы ткани закладываем в рукава и закрепляем их внизу красными нитками. Голова и руки готовы.
- Берем цветную ткань для сарафана, драпируем ее вокруг скрутки под рукавами и, обмотав, привязываем нитками.
- На сарафан привязываем фартук.
- Скручиваем нитки мулине 2-х цветов и завязываем на фартук.
- На голову повязываем платок.
Кукла готова! Дадим ей имя! Будем ее беречь!
«Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите.
И, может теплее кому-нибудь станет.
Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла, и доверия к людям.
И, может быть, кукла- всего только маска
Мечты, о когда-то несбывшемся чуде…»
Вам понравился урок? Вам приятно было работать с тканью?
Какую куклу вы хотели-бы сделать еще?
Вы все хорошо потрудились, многому научились.
Выставление оценок .Всем спасибо! Урок окончен.
Использованная литература:
Мишина М.А, Агаева И.В. Кукольный сундучок. Изд. Белый город.2010.
Куклы в народных традициях многонационального Петербурга и Ленинградской области. Каталог выставки. СПб 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Традиционные народные куклы"
Программа элективного курса "Традиционные народные куклы"актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетическо...
"Традиционная народная кукла" примерная образовательная программа для кружка.
Данная программа разработана для проведения занятий кружка по народной кукле. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 2 года обучения (76 часов в год - всего 152 часа)...
программа объединения "Традиционная народная кукла"
Образовательная программа «Традиционная народная кукла» относится к художественно-эстетической направленности. Она направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся ...
Урок технологии в 7 классе. Тема:"Традиционная народная кукла" (Презентация к уроку)
Урок по теме "Традиционная народная кукла" был разработан мной для того, чтобы познакомить учащихся 7 классов с историей куклы, народными традициями. На этом уроке девочки учится делать куклу -...
Мастер-класс «Традиционная народная кукла». Кукла «День и ночь» или «Перевёртыш».
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю и глубокие традиции....
Методическая разработка занятия "Традиционная народная кукла. Изготовление куклы-оберега"
Целью занятия является:систематизация сведений о традиционной народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах,знакомство с технологией изготавления куклы-оберега – Вепсской куклы.Реализуемые ...
Методическая разработка открытого занятия "Традиционная народная кукла « Берегиня Северная «на вырост»» славянские куклы
Занятие для детей младшего и среднего школьного возраста....