Урок по кулинарии: "Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий"
методическая разработка (технология, 5 класс) на тему

Гордиенко Алла Андреевна

Урок кулинарии в 5 классе означннии хлеба в нашем питании. Приводится пример атрибутного метода исследования хлебобулочных изделий.Игровая форма работы на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по технологии в 5 классе

        учителя Гордиенко Аллы Андреевны ГБОУ СОШ №124

                      Раздел: «Кулинария»

Тема урока: «Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий.

Место урока в системе: текущий

Цели и задачи урока:

  1. научить приемам исследования - определять достоинства и недостатки исследуемых объектов
  2. научить составлять дизайн-анализ
  3. познакомить с исключительной ролью хлеба в рационе питания
  4. познакомить с мировым ассортиментом хлеба
  5. привить навыки бережного и экономного отношения к хлебу,
  6.  воспитывать уважение к труду людей занятых производством хлеба

Тип урока: комбинированный, усвоение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая

УМК: Технология 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д. Москва «Вентана-Граф, 2000. Дидактический материал

Средства наглядности: презентация: «Хлеб», плакаты с пословицами, поговорками, афоризмами, хлебобулочные изделия в упаковках

Оборудование: ПК, проектор

Технология: «Метод проектов», атрибутный метод исследования, элементы игры.

План урока:  

  1. История хлеба
  1. Продукты для выпечки хлеба
  2. Состав питательных веществ
  3. Национальные сорта хлеба
  4. Значение хлеба
  1. Исследование ассортимента хлеба (атрибутный метод).
  1. Составление дизайн-анализа
  2. Выявление предпочтений

Ход урока

  1. Организационное начало урока.
  2. Сообщение нового материала.

Давайте подумаем какой продукт всегда на нашем столе?  Хлеб!

Какие вы знаете пословицы о хлебе?  (ответы детей)

Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, самый древний и самый надежный вид пищи на земле

(Слайд1).Хлеб… Наскучит ли он? – Никогда!

Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда!

(Слайд 2) Самый первый хлеб, который нашли ученые на земле, оказался в гробнице египетского фараона Рамсеса III, жившего за тысячу двести лет до начала нашей эры. В ту пору даже для властителя пекли хлеб из растертых ручными жерновами зерен в виде грубых пресных лепешек.

(Слайд 3) Печь хлеб из квашеного теста умели уже культурные народы древности: жители Малой Азии, Древней Греции, Рима. В Западную Европу хлеб пришел в начале средних веков

Наша страна всегда славилась удивительным умением выпекать разнообразные хлеба. В 16-17 веках маленькие  московские пекарни называли «хлебными избами», а предприятия побольше именовали «хлебными палатами». В Московском Кремле стоял государев «хлебный дворец».

(слайд 4) Как же пекут хлеб?

Замешивание теста и выпечка хлеба – одна из самых древних технологий, известных человеку.

(слайд 5,6) Для приготовления теста необходимы: мука, вода, дрожжи, соль, сахар, жиры.

В муке содержится 10 % белков, 45 % жиров, 70 % углеводов, минеральные вещества, витамины: В1, В2, РР

(Слайд 7) При неправильном хранении и использовании некачественной муки (с добавкой соевого молока), хлеб быстро покрывается плесенью, потому что слишком влажный.

(Слайд 8) Это должен знать каждый!

- В питании человека  хлеб является важным источником белка

- Хлеб частично покрывает потребность организма человека в железе

- Хлеб – основной поставщик углеводов (крахмала, сахаров, клетчатки)

- Из витаминов хлеб наиболее полно покрывает потребность человека в тиамине (В1)

- Хлеб является важным источником пищевых волокон

Какой хлеб вы покупаете в магазине? (ответы детей)

(Слайд 9) Вот некоторые национальные названия хлеба:

Поляница –украинский хлеб, лаваш – армянский, ржаной и каравай – русский,

лепешка – восточный, батон – страны СНГ.

(слайд 10) Мировое разнообразие хлеба:

Маца – еврейский пасхальный хлеб, питта – страны Ближнего Востока, бриоши, багет – французские булочки и батон, наан – индийский хлеб, фокачча и чиобатта – итальянский хлеб.

(Слайд 11, 12) Можно сделать вывод, что хлеб единственный в своем роде продукт с богатейшей историей, и нет такой кухни в мире, где не присутствовал бы хлеб.

Хлеб в доме является символом благополучия и богатства. Дорогих гостей по традиции встречают хлебом-солью. Хлеб не раз спасал от голода целые народы. Хлеб может использоваться в качестве самостоятельного продукта питания, и не в одной кухне мира нет другого такого продукта.

Что можно приготовить из хлеба?  (бутерброды, гренки, тосты)

В проектах по кулинарии вы разрабатываете меню завтрака, где обязательно присутствует хлеб в качестве бутербродов. Какой хлеб лучше использовать?

 Мы проведем исследование хлеба, который продают в наших магазинах.

Давайте представим, что мы находимся на аукционе хлеба. Все вы – представители торговых фирм и должны выбрать хлеб для своих покупателей, а я,- представитель фирмы производителя хлеба.

Вам необходимо выбрать качественный, полезный, вкусный и не очень дорогой хлеб из предложенного производителем ассортимента.

Что вы будете исследовать?  Составим план в виде «звездочки» обдумывания.

(Приложение)

Учитель вместе с учениками определяет и записывает на доске название позиций, по которым будет проводиться исследование.

Учитель раздает листы с таблицей, которую будут заполнять ученики в процессе исследования. (Приложение).

Уважаемые «эксперты», приступаем к исследованию.

На столе несколько буханок разного хлеба в упаковках. Берем первую буханку хлеба.

  1. На что мы обращаем внимание в первую очередь, когда выбираем хлеб? (На форму, на название, на внешний вид, на упаковку, на завод изготовитель).

В заголовке первой графы исследования записываем «Название, завод изготовитель»

В графе пишем: Английский хлеб. ООО «Каравай» Делаем зарисовку буханки.

Теперь снимем упаковку (хлеб в нарезке) и рассмотрим сам хлеб, понюхаем, попробуем на вкус, тщательно пережевывая (раздаются ломтики хлеба) .

Обратите внимание, как выглядит хлеб на срезе (пористый, видны семена, легкий).

Зарисуйте ломтик хлеба в первую графу.

  1. Что запишем в следующую графу? Вкус, запах, цвет.

Вам понравился вкус и аромат? Учащиеся высказывают свое мнение о вкусе хлеба (ароматный, сладковатый вкус, чувствуются семечки подсолнуха и тыквы, легко жуется, вкусный, цвет светло-коричневый)

Запишите ваши впечатления во вторую графу. Ароматный, чувствуется вкус семян, легко жуется, вкусный, светло-коричневый.

  1. В следующую графу запишем пищевую ценность. Найдем ее на упаковке.

Пищевая ценность на 100 г продукта: белки – 12,6 г, жиры – 3,0 г, углеводы – 45,6 г, калорийность – 227 ккал.

Витамины: Е-4,0мг, В1-0,21мг, В2-0,06мг, РР-2,оомг

Минералы: марганец-0,99мг, фосфор-244мг, магний-94,0мг, кальций-79,3мг, калий-148,8мг

  1. Что входит в состав этого хлебушка и отчего он такой вкусный?

Заголовок следующей графы: Состав продукта. Найдем его на упаковке.

Вода, мука пшеничная высшего сорта, мука ржаная, семена подсолнечника, льна, тыквы, отруби пшеничные, хлопья овсяные, соль, сахар песок, сухая закваска, аскорбиновая кислота, дрожжи хлебопекарные.

  1. Следующая графа: Упаковка - рассмотрим ее. Это полиэтиленовый пакет с рекламой хлеба , описанием пользы зерна, с фирменным знаком производителя, со штрих кодом, закрыт клипсой. Запишем.
  2. Следующая графа: Вес. Ищем вес на упаковке – 400г. Записываем.
  3. Следующая графа: Цена. Она указана на чеке магазина -43рубля.
  4. Какую форму этого хлеба вы зарисовали? Назовем ее «Кирпич» и заполним следующую графу.
  5. Последняя графа Сумма балов.

Оцените, пожалуйста, все характеристики английского хлеба по 5-бальной шкале.

Учащиеся (участники аукциона) высказывают свое мнение и оценивают каждую позицию ( оценки за вес, цену, форму -4 балла. Сумма балов: 37.    

Уважаемые «представители фирм», почему снизили баллы за вес и цену,  английского хлеба?

Потому что вес всего 400г, а цена довольно высокая. (В состав хлеба входит большое количество высококачественного и дорогого сырья)

Продолжаем исследование.

Фирма «Фацер» предлагает вашему вниманию хлеб многозерновой «Бурже»

Проделаем те же операции. Записываем название, завод-изготовитель, зарисовываем, пробуем на вкус, аромат, записываем пищевую ценность, состав продуктов, рассматриваем упаковку, вес, стоимость, форму, проставляем баллы и считаем сумму баллов.

Максимальные баллы даны за пищевую ценность, состав продукта, упаковку и форму. Итого: 35 баллов

  1. Закрепление

А теперь разделимся на 3 группы по 4 человека и самостоятельно проведем исследование по ассортименту: Хлеб столичный. Батон нарезной. Хлеб тостовый. (Учащиеся садятся по группам, исследуют и оценивают хлеб в баллах).

Учитель обходит группы, отвечает на вопросы, делает замечания.

- Темная корочка у хлеба, это результат кармелизации сахара. Он горит и получается темный цвет.

- Жевать хлеб (любую пищу) надо долго, так как во рту содержится фермент, которого нет в желудке.

В конце работы учитель обращается к учащимся:

- Уважаемые «представители торговых фирм», какой хлеб по вашему мнению больше всего подойдет для бутербродов и понравится вашим покупателям? Обоснуйте свой выбор, сделав запись в таблицах. Начните со слов: «мне больше понравился…..   Так как……»  

Заслушаем несколько мнений (учащиеся зачитывают свои записи. Понравился хлеб английский, тостовый и батон нарезной). Молодцы! Вы справились со своей ролью «экспертов». Именно эти сорта хлеба лучше всего подходят для бутербродов.

Таблица, которую мы составили, называется «Дизайн-анализ».

 В ваших проектах вы тоже будете проводить исследование и составлять дизайн-анализ различных изделий. Теперь вы это умеете делать.

  1. Обобщение. Анализ урока.

Вы познакомились с некоторыми сортами хлеба, производимыми в нашем городе. Узнали какие продукты входят в состав теста, оценили вкус хлеба и его стоимость. Определили какой хлеб лучше подойдет для ваших бутербродов. Мы составили дизайн-анализ хлеба.

-Вам понравилась работа которой мы занимались на уроке?

-Где пригодятся вам знания полученные на уроке?

Выставление оценок. Окончание урока.

«Звездочка» обдумывания.                                                       Приложение

Таблица                       Дизайн – анализ хлеба

Название

Завод производит

Вкус

Цвет

Пищевая ценность

Состав продуктов

Упаковка

Вес

Цена

Форма

Сумма баллов

Английский хлеб

ОАО «Каравай»

Санкт-Петербург

Рисунок

5

Ароматный.

Вкус и запах семян семечек и тыквы. Жуется легко ,мягкий, пористый. Светло- коричневый

5

Белки 12,6

Жиры 3,0г

Углеводы

45,6г

Калории 277ккал

Витамины:

Е,В1,В2,РР

Минералы:

магний, фосфор,калий

кальций

5

Мука пшеничная высший сорт семена подсолнечника, льна, тыквы, отруби пшенич

хлопья овсяные,сахар, соль, сухая закваска, дрожжи хлебопекарские

5

Целофановый пакет с рекламой и полезной информацией

Логотип фирмы,штрих

Код. Клипса с датой изготовления

5

400г

4

47руб

4

«кирпич»

4

37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по лепке из соленого теста "Изготовление мелких хлебобулочных изделий"

В документе  находится план- конспект урока, наглядность на доску,технологические  карты. Урок содержит  культурологический момент....

"Хлеб и хлебобулочные изделия. "

урок по социально-бытовой ориентировке...

Информационная карта по теме:"Ассортимент хлебобулочных изделий"

Хлебный словарь станет неплохим путеводителем для того, что бы разобраться в хлебных разнообразиях....

Собственная методическая разработка по лексической теме "Хлебобулочные изделия"

Презентация для коррекционного занятия для детей старшего  дошкольникого возраста с ограниченными возможностями здоровья....

Разработка урока по теме "Хлеб и хлебобулочные изделия"

Изложена  характеристика продуктов входящих в состав теста, указаны питательные вещества хлеба и хлебобулочных изделий, предложена лабораторная работа по качеству продуктов входящих в состав тест...

Конспект урока по предмету "Ручной труд". Тема урока: "Лепка хлебобулочных изделий из пата"

Уроки по предмету «Ручной труд» – очень важны для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые развивают творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, ...

Мини-исследование для 5-6 классов "Лес — наше богатство"

Мини-исследование "Лес — наше богатство" разработано для 5-6 классов. В ходе исследования учащиеся узнают, сколько деревьев нужно вырубить, чтобы издать учебники для школьного класса, ...