Разработка урока по теме "Хлеб и хлебобулочные изделия"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Изложена характеристика продуктов входящих в состав теста, указаны питательные вещества хлеба и хлебобулочных изделий, предложена лабораторная работа по качеству продуктов входящих в состав теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.8_klass.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Хлеб и хлебобулочные изделия.
Цели: Объяснить целесообразность бережного отношения к хлебу, научить определять органолептическим методом качество муки; формировать знания о видах теста и изделий получаемых из черствого хлеба; прививать бережное отношение к хлебу; воспитывать уважение к людям чья профессия связана с производством хлеба.
Оборудование: посуда, инструменты, продукты, книги: «Традиции русской кухни», «Хлеб-богатство народное».
Структура урока.
- Организационный момент: - приветствие
- готовность учащихся к уроку
- сообщение темы и цели урока
2. Мотивация
Хлеб заслуживает бережного отношения, и воспитывать к нему уважение нужно с детства.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вдохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
-Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
-Я пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты над небом
Моря пшеницы золотой.
- Актуализация знаний.
Что вы можете сказать об этом стихотворении?
3. Проблемный вопрос. Кто знает насколько полезен хлеб и какие вещества он содержит?
- Выход из трудной ситуации с помощью учителя. Объяснение нового материала
Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково удивительное свойство этого главного продукта питания. Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 000 лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6000 лет назад.
С незапамятных времен на Руси знали секрет приготовления дрожжевого теста. Но многие тысячелетия выпечка хлеба оставалась тяжелым ручным трудом. А теперь наша промышленность выпускает более 500 наименований хлебобулочных изделий, причем одна печь на хлебозаводе в сутки может выпекать до 70 000 булок хлеба. Наши хлебобулочные изделия по качеству намного превосходят зарубежные. Взять, к примеру, вкусный, ароматный черный хлеб, без которого мы не садимся за стол. Как тут не вспомнить «Путешествие в Арзрум» А.С.Пушкина, в котором он цитирует слова своего приятеля: «худо, брат, жить в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься!»
С хлебом организм человека получает белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и воду. Белки хлеба, из ржаной муки низких сортов, имеют незаменимые аминокислоты, однако в них мало аминокислоты – лизина. Поэтому в хлеб некоторых сортов добавляют обезжиренное молоко, пахту, сыворотку, богатые лизином. Очень полезно съесть кусок хлеба со стаканом молока, так как оно восполняет недостающие в хлебе пищевые компоненты и прекрасно с ним сочетается.
В оболочке зерна содержится и клетчатка. И чем больше очищают зерно от оболочек, тем белее мука и тем меньше в ней клетчатки.
Как известно клетчатки принадлежит важная роль в процессе пищеварения: она усиливает перистальтику кишечника и способствует более быстрому прохождению пищи по желудочно-кишечному тракту. Поэтому употребление только белого хлеба может привести к возникновению запоров. Сейчас многие исследователи связывают с недостатком клетчатки в организме развитие ряда заболеваний – аппендицита, аденоматозных полипов и опухолей толстой кишки.
Хлеб продукт высококалорийный. Это объясняется тем, что в нем содержится от 30 до 40% крахмала и 1,3-3,0% простых сахаров – главных поставщиков калорий.
Важный источник витаминов группы В – тоже хлеб. Например, 500гр. Хлеба из пшеничной муки обеспечивает суточную потребность человека в витамине В1 на 68%, в витамине В2 – на 28% и в витамине РР – 82%.
С хлебом мы получаем значительное количество минеральных веществ: калия, кальция, магния, натрия, фосфора, серы, флора, железа, меди, йода, фтора, марганца.
Характерно, что витамины и многие микроэлементы находятся в основном в оболочке зерна, поэтому полезен хлеб из муки грубого помола.
Белково-пшеничный и белково-отрубной при сахарном диабете, ахлоридный – при заболевании почек, из дробленного зерна пшеницы при болезни желудка, молочные булочки для кормящих матерей.
Свежий и горячий хлеб не так полезен как кажется, он с трудом разжевывается, скатывается в комки, которые в желудке слабо пропитываются пищеварительными соками, а значит, и хуже перевариваются. Поэтому хлеб лучше есть спустя 3-4 часа после выпечки. Тем кто страдает заболеванием желудка и печени, полезнее вчерашний или слегка подсушенный.
Но и черствый хлеб, пролежавший 2-3 суток, не полезен: он хуже пропитывается соками в процессе пищеварения, хуже усваивается. Однако хлеб можно освежить. Для этого надо сбрызнуть его водой и подержать 3-5 минут в духовке или в печке нагретой до 150-200. Такой хлеб надо съесть за один раз, так как он быстро черствеет.
Кто знает что надо сделать чтобы хлеб оставался мягким?
Ответы ребят:
- Чтобы хлеб дольше хранился мягким надо иметь хлебницу с 2-мя отделениями для ржаного и пшеничного (белый воспринимает запах черного и теряет вкус). Раз в неделю хлебницу протирайте 1-2% раствором уксуса и питьевой соды и просушивайте. В хлебницу можно положить кусочек яблока, сахара или немного соли – это препятствует быстрому черствению.
- С хлебом надо обращаться аккуратно, не заворачивать его в газету, не класть в хозяйственную сумку вместе с овощами, подвергая себя инфекции. Возьмите пакет.
5. Просмотрите текст книги /Книга «Традиции русской кухни» стр. 94/
и ответьте на вопросы
- Почему к хлебу относились благоговейно?
Всегда уважительно относились к людям, которые выпекали хлеб
Из монастырских пекарен хлеб выходил со словами «Хлеб насущный», «Хлеб святой», «Хлеб вечный»
Египтяне оставляли отпечатки пальцев, китайцы - круг (солнце)
Инвентарь и приспособления: таблица
- Назовите виды теста?
Виды теста
В зависимости от изделия | По способу приготовления | По кол-ву сдобы |
Густое | Дрожжевое | Сдобное |
Жидкое | Пресное (слоеное, песочное, бисквитное, заварное) | Не сдобное |
крутое |
- Основные, вспомогательные п\п, сдоба?
Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечки горячий воздух легче проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру называются разрыхлителями, для дрожжевого теста это дрожжи. Дрожжи живые м.о. собранные в колонии. Они сбраживают углеводы теста с образованием углекислого газа. Чтобы дрожжи хорошо развивались им необходима жидкая среда и температура 35-36 градусов, а избыток углекислого газа и температура выше 40% и ниже 25%, избыток сахара, яиц, жира задерживает развитие дрожжей.
При приготовлении изделий из без дрожжевого теста применяют химический разрыхлитель – сода, углекислый аммоний
К механическим относя – взбивание, раскатка ( в яйце и молоке есть вещества разрыхляющие тесто).
Для организации диетического и рационального питания необходимо снижать калорийность – вводят протертые овощи (замена жира, яиц, сахара)
Для того чтобы тесто получилось хорошим, клейким не расплывчатым, надо уметь определять качество муки и количество клейковины это определяется лабораторным и органолептическим методами
6. Подготовка к практической работе
-Т/Б
- инструктаж
7.Лабораторно-практическая работа по определению качества муки органолептическим методом
Заполните таблицу используя продукты, которые вы принесли для лабораторной работы
Образец № | Характеристика образца | |||
Наличие примесей | Запах | Вкус | Цвет | |
Мука | ||||
молоко |
Выводы:
8. Приготовление блюда, в состав которого входит хлеб
Ребята самостоятельно готовят блюдо, которое заранее выбрали
9. Подведение итогов
-сервировка стола
-дегустация
-выявление ошибок
-выставление оценок
10.Д/З
11. уборка кабинета
12. Организация на перемену
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по кулинарии: "Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий"
Урок кулинарии в 5 классе означннии хлеба в нашем питании. Приводится пример атрибутного метода исследования хлебобулочных изделий.Игровая форма работы на уроке....
конспект занятия по лепке из соленого теста "Изготовление мелких хлебобулочных изделий"
В документе находится план- конспект урока, наглядность на доску,технологические карты. Урок содержит культурологический момент....
Собственная методическая разработка по лексической теме "Хлебобулочные изделия"
Презентация для коррекционного занятия для детей старшего дошкольникого возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Конспект урока по предмету "Ручной труд". Тема урока: "Лепка хлебобулочных изделий из пата"
Уроки по предмету «Ручной труд» – очень важны для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые развивают творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, ...
Разработка урока по технологии "Моделирование плечевого изделия(ночной сорочки) с цельнокроеным рукавом."
Конспект урока по технологии "Моделирование плечевого изделия(ночной сорочки) с цельнокроеным рукавом."...
Разработка урока по технологии "Конструирование швейных изделий" 5 класс
Интегрированный урок технологии по теме " Конструирование швейных изделий" для обучающихся 5 классов с использованием информационных технологий....
Методическая разработка урока "Обработка боковых карманов в изделии"
Методическая разработка урока "Обработка боковых карманов в изделии"...