Разработка урока по теме "Хлеб и хлебобулочные изделия"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Хазова Людмила Анатольевна

Изложена  характеристика продуктов входящих в состав теста, указаны питательные вещества хлеба и хлебобулочных изделий, предложена лабораторная работа по качеству продуктов входящих в состав теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.8_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Хлеб и хлебобулочные изделия.

Цели: Объяснить целесообразность бережного отношения к хлебу, научить определять органолептическим методом качество муки; формировать знания о видах теста и изделий получаемых из черствого хлеба; прививать бережное отношение к хлебу; воспитывать уважение к людям чья профессия связана с производством хлеба.

Оборудование: посуда, инструменты, продукты, книги: «Традиции русской кухни», «Хлеб-богатство народное».

Структура урока.

  1. Организационный момент: - приветствие

                                                    - готовность учащихся к уроку

                                                    - сообщение темы и цели урока

2. Мотивация

   Хлеб заслуживает бережного отношения, и воспитывать к нему уважение нужно с детства.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вдохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

-Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

-Я пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты над небом

Моря пшеницы золотой.

  1. Актуализация знаний.

Что вы можете сказать об этом стихотворении?

3. Проблемный вопрос. Кто знает насколько полезен хлеб и какие вещества он содержит?

  1. Выход из трудной ситуации с помощью учителя. Объяснение нового материала

Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково удивительное свойство этого главного продукта питания. Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 000 лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6000 лет назад.

    С незапамятных времен на Руси знали секрет приготовления дрожжевого теста. Но многие тысячелетия выпечка хлеба оставалась тяжелым ручным трудом. А теперь наша промышленность выпускает более 500 наименований хлебобулочных изделий, причем одна печь на хлебозаводе в сутки может выпекать до 70 000 булок хлеба. Наши хлебобулочные изделия по качеству намного превосходят зарубежные. Взять, к примеру, вкусный, ароматный черный хлеб, без которого мы не садимся за стол. Как тут не вспомнить «Путешествие в Арзрум» А.С.Пушкина, в котором он цитирует слова своего приятеля: «худо, брат, жить в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься!»

    С хлебом организм человека получает белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и воду. Белки хлеба, из ржаной муки низких сортов, имеют незаменимые аминокислоты, однако в них мало  аминокислоты – лизина. Поэтому в хлеб некоторых сортов добавляют обезжиренное молоко, пахту, сыворотку, богатые лизином. Очень полезно съесть кусок хлеба со стаканом молока, так как оно восполняет недостающие в хлебе пищевые компоненты и прекрасно с ним сочетается.

   В оболочке зерна содержится и клетчатка. И чем больше очищают зерно от оболочек, тем белее мука и тем меньше в ней клетчатки.

    Как известно клетчатки принадлежит важная роль в процессе пищеварения: она усиливает перистальтику кишечника и способствует более быстрому прохождению пищи по желудочно-кишечному тракту. Поэтому употребление только белого хлеба может привести к возникновению запоров. Сейчас многие исследователи связывают с недостатком клетчатки в организме развитие ряда заболеваний – аппендицита, аденоматозных  полипов и опухолей толстой кишки.

   Хлеб продукт высококалорийный. Это объясняется тем, что в нем содержится от 30 до 40% крахмала и 1,3-3,0% простых сахаров – главных поставщиков калорий.

    Важный источник витаминов группы В – тоже хлеб. Например, 500гр. Хлеба из пшеничной муки обеспечивает суточную потребность человека в витамине В1 на 68%, в витамине В2 – на 28% и в витамине РР – 82%.

   С хлебом мы получаем значительное количество минеральных веществ: калия, кальция, магния, натрия, фосфора, серы, флора, железа, меди, йода, фтора, марганца.

   Характерно, что витамины и многие  микроэлементы находятся в основном в оболочке зерна, поэтому полезен хлеб из муки грубого помола.

    Белково-пшеничный и белково-отрубной при сахарном диабете, ахлоридный – при заболевании почек, из дробленного зерна пшеницы при болезни желудка, молочные булочки для кормящих матерей.

    Свежий и горячий хлеб не так полезен как кажется, он с трудом разжевывается, скатывается в комки, которые в желудке слабо пропитываются пищеварительными соками, а значит, и хуже перевариваются. Поэтому хлеб лучше есть спустя 3-4 часа после выпечки. Тем кто страдает заболеванием желудка и печени, полезнее вчерашний или слегка подсушенный.

   Но и черствый хлеб, пролежавший 2-3 суток, не полезен: он хуже пропитывается соками в процессе пищеварения, хуже усваивается. Однако хлеб можно освежить. Для этого надо сбрызнуть его водой и подержать 3-5 минут в духовке или в печке нагретой до 150-200. Такой хлеб надо  съесть за один раз, так как он быстро черствеет.

Кто знает что надо сделать чтобы хлеб оставался мягким?  

Ответы ребят:

- Чтобы хлеб дольше хранился мягким надо иметь хлебницу с 2-мя отделениями для ржаного и пшеничного (белый воспринимает запах черного и теряет вкус). Раз в неделю хлебницу протирайте 1-2% раствором уксуса и питьевой соды и просушивайте. В хлебницу можно положить кусочек яблока, сахара или немного соли – это препятствует быстрому черствению.

- С хлебом  надо обращаться аккуратно, не заворачивать его в газету, не класть в хозяйственную сумку вместе с овощами, подвергая себя инфекции. Возьмите пакет.

 5. Просмотрите текст книги /Книга «Традиции русской кухни» стр. 94/

и ответьте на вопросы

- Почему к хлебу относились благоговейно?

 Всегда уважительно относились к людям, которые выпекали хлеб

Из монастырских пекарен хлеб выходил со словами «Хлеб насущный», «Хлеб святой», «Хлеб вечный»

Египтяне оставляли отпечатки пальцев, китайцы - круг (солнце)

Инвентарь и приспособления: таблица

      - Назовите виды теста?                                                      

Виды теста

В зависимости от изделия

По способу приготовления

По кол-ву сдобы

Густое

Дрожжевое

Сдобное

Жидкое

Пресное (слоеное, песочное, бисквитное, заварное)

Не сдобное

крутое

- Основные, вспомогательные п\п, сдоба?

Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечки горячий воздух легче проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру называются разрыхлителями, для дрожжевого теста это дрожжи. Дрожжи живые м.о. собранные в колонии. Они сбраживают углеводы теста с образованием углекислого газа. Чтобы дрожжи хорошо развивались им необходима жидкая среда и температура 35-36 градусов, а избыток углекислого газа и температура выше 40% и ниже 25%, избыток сахара, яиц, жира задерживает развитие дрожжей.

  При приготовлении изделий из без дрожжевого теста применяют химический разрыхлитель – сода, углекислый аммоний

К механическим относя – взбивание, раскатка ( в яйце и молоке есть вещества разрыхляющие тесто).

  Для организации диетического и рационального питания необходимо снижать калорийность – вводят протертые овощи (замена жира, яиц, сахара)

Для того чтобы тесто получилось хорошим, клейким не расплывчатым, надо уметь определять качество муки и количество клейковины это определяется лабораторным и органолептическим методами

6. Подготовка к практической работе

-Т/Б

- инструктаж

7.Лабораторно-практическая работа по определению качества муки органолептическим методом

Заполните таблицу используя продукты, которые вы принесли для лабораторной работы

    Образец №

                                          Характеристика образца

Наличие примесей

Запах

Вкус

Цвет

Мука

молоко

Выводы:

8. Приготовление блюда, в состав которого входит хлеб

Ребята самостоятельно готовят блюдо, которое заранее выбрали

9. Подведение итогов

-сервировка стола

-дегустация

-выявление ошибок

-выставление оценок

10.Д/З

11. уборка кабинета

12. Организация на перемену


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кулинарии: "Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий"

Урок кулинарии в 5 классе означннии хлеба в нашем питании. Приводится пример атрибутного метода исследования хлебобулочных изделий.Игровая форма работы на уроке....

конспект занятия по лепке из соленого теста "Изготовление мелких хлебобулочных изделий"

В документе  находится план- конспект урока, наглядность на доску,технологические  карты. Урок содержит  культурологический момент....

Собственная методическая разработка по лексической теме "Хлебобулочные изделия"

Презентация для коррекционного занятия для детей старшего  дошкольникого возраста с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект урока по предмету "Ручной труд". Тема урока: "Лепка хлебобулочных изделий из пата"

Уроки по предмету «Ручной труд» – очень важны для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые развивают творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, ...

Разработка урока по технологии "Моделирование плечевого изделия(ночной сорочки) с цельнокроеным рукавом."

Конспект урока по технологии "Моделирование плечевого изделия(ночной сорочки) с цельнокроеным рукавом."...

Разработка урока по технологии "Конструирование швейных изделий" 5 класс

Интегрированный урок технологии по теме " Конструирование швейных изделий"   для обучающихся 5 классов с использованием информационных технологий....

Методическая разработка урока "Обработка боковых карманов в изделии"

Методическая разработка урока "Обработка боковых карманов в изделии"...