Проектная деятельность в процессе реализации модели «Современная Русская школа»
статья по технологии по теме

Меновщиков Адольф Алексеевич

Социально-экономические условия развития нашего общества требуют от выпускников школы умения предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Современный молодой человек должен быть способным проявлять творческую инициативу и предприимчивость, уметь развивать и реализовывать свои индивидуальные данные, адекватно воспринимать действительность, уметь быстро ориентироваться в окружающем мире. Для эффективного решения сформулированных задач используются возможности технологической подготовки. Метод проектов в работе учителя остаётся центральным. Однако открываются новые возможности усиления практической подготовки детей к жизни. Проектная учебная деятельность направлена на изучение традиций народов Русского Севера в области создания и обустройства своего жилища, развития и совершенствования их на основе современных технологий в деревянном зодчестве. В её основе лежит формирование у школьников  духовно-нравственных ценностей, востребованных в развитии общества.   В школе одним из направлений технологической подготовки мальчиков является формирование у них качеств хозяина сельского дома. С этой целью на уроках технологии школьники знакомятся с изготовлением строительных конструкций из древесины, учатся обустройству личного хозяйства, уходу за своим жилищем. Учебный материал подается учителем с опорой на самобытность народов Русского Севера. Общественно-значимые коллективные проекты «Школьная беседка», «Детская горка», «Макет ветряной мельницы», «Макет надстройки на родник», "Макет русской избы"  не только стали гордостью подростков, но и украсили пришкольную территорию, дополнили экспозиции школьного музея. Актуальность тематики, широта задач и продолжительность коллективной практической деятельности создают благоприятные условия для выявления интересов и возможностей обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в процессе реализации модели «Современная Русская школа»

Теоретическая интерпретация опыта

Социально-экономические условия развития нашего общества требуют от выпускников школы умения предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Современный молодой человек должен быть способным проявлять творческую инициативу и предприимчивость, уметь развивать и реализовывать свои индивидуальные данные, адекватно воспринимать действительность, уметь быстро ориентироваться в окружающем мире. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы важнейшие задачи современной школы, одна из которых – это формирование «личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Таким образом, необходимо с первых лет обучения закладывать у ученика такие качества, которые бы дали ему возможность в дальнейшем активно строить свою жизнь.

С другой стороны, внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий уменьшает возможность формирования многих практических навыков у детей, необходимых для деятельности в конкурентном мире. Современный ученик всё больше и больше времени проводит за компьютером. Возникает противоречие, которое обусловлено объективными причинами в развитии общества. Проблема состоит в формировании у мальчиков практических навыков активно действующей личности при возрастающей роли компьютера в их жизни.

Для эффективного решения сформулированной проблемы используются возможности технологической подготовки. Метод проектов в работе учителя остаётся центральным. Однако открываются новые возможности усиления практической подготовки детей к жизни.

 Наша школа определена как экспериментальная площадка по реализации модели «Современная Русская школа», основной целью которой является воспитание целостно развитого человека с приоритетной ориентацией на государственно-национальные ценности в системе гуманистического мировосприятия. В связи с этим возникает уникальная возможность технологии, как учебного предмета, в реализации идеи Современной Русской школы, рассматривающей технологическую подготовку детей как условие полноценного развития личности и социальной адаптации в местных условиях. Следует отметить, что благоприятная почва для этого была успешно заложена в нашей школе при реализации программы по трудовому обучению «Хозяин сельского дома», в содержании которой нашли отражение традиции народов Русского Севера.

 Таким образом, возникает закономерная необходимость решения задачи формирования «личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», сформулированной в образовательной инициативе «Наша новая школа», в процессе реализации модели «Современная Русская школа» на основе уже апробированного учителем метода проектов.

В работе раскрывается собственный опыт по формированию у подростков качеств личности, необходимых для активной деятельности в высокотехнологичном, конкурентном мире. К таким качествам личности можно отнести следующие:

  1. инициативность;
  2. креативность;
  3. умение находить нестандартные решения;
  4. готовность к выбору профессионального пути;
  5. потребность к самообразованию;
  6. достижение поставленной цели;
  7. умение легко адаптироваться в социуме;
  8. применение знаний и навыков в повседневной жизни;

9)  знание и готовность к развитию традиций своего народа.

Анализ практического решения сформулированной проблемы даёт представление о том, какие результаты на пути к новой школе достигнуты уже сегодня. Сущность опыта заключается в построении целостной системы работы учителя технологии по формированию у школьников качеств,  необходимых для активной деятельности в современном высокотехнологичном и конкурентном мире. Основанием этой системы являются духовно-нравственные ценности, которые утверждаются в мировоззрении обучающихся   на основе  практического изучения русской национальной культуры и вовлечения их в проектную деятельность по сбережению и развитию народных традиций.

Новизна опыта представлена:

          - формированием духовно-нравственных ориентиров обучающихся в процессе проектной деятельности;

- включением обучающихся в коллективную проектную деятельность по сбережению и развитию народных традиций;

- общественной значимостью учебных проектов;

- приобретением обучающимися первоначального опыта предпринимательской деятельности.

Результативность опыта заключается:

- в положительной тенденции формирования у школьников важнейших духовно-нравственных ценностей;

- в повышении качества обученности обучающихся;

- в готовности их к профессиональному выбору;

- в устойчивом интересе обучающихся к  предмету «технология»;

- в применении школьниками знаний и навыков в практических делах;          

- в положительной динамике достижений обучающихся в конкурсах разного уровня;

- в приобретении обучающимися первоначального опыта предпринимательской деятельности.

Данный опыт может быть использован учителями технологии в сельских общеобразовательных школах без ограничения. В процессе работы над проектами, имеющими направление по деревянному зодчеству, автором риски не выявлены. Однако, ввиду того, что при выполнении коллективных проектов осуществляются плотницкие работы, необходима кропотливая и повседневная работа с обучающимися по соблюдению правил техники безопасности.

Система работы учителя технологии по формированию у школьников качеств активно действующей личности

Проектная учебная деятельность направлена на изучение традиций народов Русского Севера в области создания и обустройства своего жилища, развития и совершенствования их на основе современных технологий в деревянном зодчестве. В её основе лежит формирование у школьников  духовно-нравственных ценностей, востребованных в развитии общества.

Результатом такой практической деятельности является выработка качеств личности обучающихся, необходимых для жизни в современном высокотехнологичном, конкурентном мире. Многие выпускники школы в дальнейшем находят применение своим знаниям и навыкам в цехах по глубокой обработке древесины, строительстве индивидуального жилья.

Представим в виде схемы  систему работы учителя технологии по формированию у школьников качеств активно действующей личности, которая осуществляется в процессе реализации модели «Современная Русская школа» на основе учебной проектной деятельности по сбережению и развитию народных традиций. (Приложение)

Реализуемая система технологической подготовки школьников дает возможность:

- сформировать  у них такие личностные качества, как терпимость, коммуникабельность, аккуратность, целеустремленность, творческий подход к делу, умение ценить время, что не только оптимизирует процесс социализации выпускника, но и значительно облегчает его профессиональное самоопределение;

- в дальнейшей жизни, применив полученные знания, позволяет гармонично обустроить быт, грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и реализовать себя как личность.

Осуществление  учебно-воспитательного процесса на основе задач, определяющих сущность  духовно-нравственного развития сельского школьника

На уроках технологии в 5-11 классах обучающиеся выполняют творческие проекты, содержание которых основано на сбережении и развитии народных традиций. Значимость любого проекта оценивается учителем, в первую очередь, с точки зрения полезности для формирования духовно-нравственных ценностей в развитии личности подростка. Любой труд ребёнка, даже если это очистка школьной территории от снега, направлен на решение важнейших воспитательных задач. Следуя этой простой истине, мы непременно приходим к успеху, который заключается в гармоничном развитии современного школьника. Для формирования духовно-нравственных ориентиров в мировоззрении ученика закладывается основа в виде базовых задач. Это происходит в процессе  бесед, которыми сопровождается выполнение проектов.

 Задача первая: проявить в жизни лучшие добрые национальные качества русского человека.

Задача вторая: укрепить уже пробившиеся наружу, но слабые от роду прекрасные качества нашего человека.

Задача третья: воскресить во всей полноте временно утраченные замечательные черты русского характера.

Задача четвёртая: всё прекрасное, что таится в русской душе, освободить из-под спуда.

Задача пятая: преодолеть исторически сложившиеся пороки, слабости, скверные качества.

Задача шестая: выбросить до конца дурные качества, чуждые достоинству русской нации, но навязанные и привитые ей недругами исторической России.

Задача седьмая: вырастить вновь высокие качества, необходимые современному человеку в связи с требованиями развития жизни.

Реализация поставленных задач осуществляется на каждом этапе проектной деятельности, направленной на сбережение и развитие народных традиций. Мотивация любого практического дела, которым занимается подросток, рассматривается учителем, прежде всего, с позиции формирования духовно-нравственных ценностей.

Исполнительский проект «Мебель для дома – своими руками»

         

Важнейшим условием проектной деятельности является личная заинтересованность обучающегося в конечном продукте своего проекта. С этой целью на подготовительном этапе проектирования учитель  в ходе беседы с детьми устанавливает их запросы, потребности на ближайшую перспективу. Тематика начальных проектов, в основном, направлена на обустройство их быта. Выясняется, что одним детям необходимо сделать подарок родному или близкому человеку, другим требуется приобрести для себя очень полезную  вещь, кто-то мечтает внести изменения в интерьер своей комнаты или планирует изготовить нужный предмет. Учитель подводит детей к мысли, что им по силам решение своей небольшой, но очень важной «проблемы». Постепенно дети подходят к осмыслению цели предстоящей важной для них творческой работы - проекта.                                                                                                                                                                             При выборе объекта проектной деятельности изучается его назначение и историческое развитие  в быту народов Русского Севера.                                                                                            

В школе стало традицией участие школьников в проекте «Мебель для дома – своими руками». Выполняя его, мальчики учатся изготовлять несложную мебель, используемую в быту. При этом они знакомятся с традиционными способами изготовления столярных изделий, которые всегда применялись на Руси. Сочетание их с современными технологиями даёт результат высокого качества. В итоге, дома у подростка появляются табуреты, столы, журнальные столики, подставки под цветы и другие полезные предметы, выполненные его руками. Это для мальчика составляет особую гордость.

 На подготовительных занятиях к проектной деятельности формируются базовые знания, умения и навыки. На уроках подробно изучаются требования к изготовляемым изделиям, дети учатся оценивать свои результаты и результаты товарищей. Выполнение проектов облегчается применением компьютера. Их роль трудно переоценить, особенно, при оформлении, разработке документации проекта. Графические редакторы позволяют учащимся конструировать разные геометрические фигуры при создании объекта проектной деятельности, трансформировать и превращать одно изображение в другое, точность которого необходима, особенно, при создании рисунка для геометрической резьбы.

 

Конструктивный проект «Макет русской избы»

  В школе одним из направлений технологической подготовки мальчиков является формирование у них качеств хозяина сельского дома. С этой целью на уроках технологии школьники знакомятся с изготовлением строительных конструкций из древесины, учатся обустройству личного хозяйства, уходу за своим жилищем. Учебный материал подается учителем с опорой на самобытность народов Русского Севера.

Испокон веков русский человек жил традициями  постройки деревянных  домов, теремов и  церквей с резными крылечками, перилами  и наличниками.  Каждый дом был уникальным строением, повторения которому невозможно было найти.  Имея простую геометрическую форму, деревянные строения изящно и гармонично вписывались в любой ландшафт, не нарушая гармонии природы, а, значит, и души. Ведь душа всегда стремится к красоте.

«Позывы к строительству человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он сооружает свои дворцы, дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других», - отмечает писатель В.И. Белов в книге «Лад». Наблюдения показывают, что большинство сельских подростков проявляют живой интерес к созданию различных макетов зданий, памятников архитектуры и других строений. На протяжении многих лет на занятиях в учебной мастерской они с энтузиазмом и настойчивостью пробуют свои силы в традиционных способах строительства из древесины. Приобщение обучающихся к русскому деревянному зодчеству становится составной частью технологической подготовки. Прикосновение к традициям затрагивает чувственную сферу, проходит через душу ребёнка и качества, приобретаемые  в ходе такой деятельности, формируют стержень личности подлинного хозяина.  

В программу по технологии введен раздел «Изготовление строительных конструкций из древесины», при изучении которого обучающиеся осваивают столярно-плотничные работы, основные деревообрабатывающие операции, приемы монтажа  деревянных элементов. Объектом труда является макет избы, который выполняется в точном соответствии с традициями русского деревянного зодчества.

Обучающиеся подробно знакомятся с основными элементами русской избы, от урока к уроку постигают школьники ремесло своих предков. Благо и поныне как сказочные терема стоят в резном узоре простые избы. Талант народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения.

Плотничные работы выполняются как в учебной мастерской, так и на улице.  Постепенно подростки  приходят к выводу, что каждый из них применит полученные знания и навыки, когда станет хозяином своего дома. Общее дело, в котором они четко знают задачи и роли, особенно сплачивает детский коллектив.

        Создание и реализация проектов, направленных  на сохранение традиций  русского деревянного зодчества,  несёт в себе  духовно-нравственные ценности.  Возвращение к истокам даёт детям духовную подпитку и  возможность прочувствовать насколько они, современные школьники, близки по духу своим предкам.  

Творческий проект « Моё собственное дело»

Опыт проектной деятельности в 5-9 классах подготовил детей к выполнению проектов более высокого уровня. Старшеклассники уже сами выдвигают идею проекта, разрабатывают план действий и реализуют его, создавая реальный, качественный, обладающий новизной продукт.

Итогом учебной проектной деятельности для них становится проект «Моё собственное дело», который выполняется в 10 классе. Имея за плечами опыт реализации творческих замыслов, юноши всерьёз проигрывают ситуацию открытия своего собственного дела. Знания и навыки в области традиционного строительства на селе побуждают их к созданию собственной фирмы по строительству индивидуальных жилых домов.

Обучающиеся выдвигают идею проекта и обосновывают его. Находят дополнительные сведения по деревянному зодчеству народов Русского Севера. Они более детально изучают уникальные строения старины, традиции своих предков. Богатейший материал по этому направлению вызывает у юношей чувство гордости за свою Родину, свой народ.

В разделе проекта «Историческая справка»  обучающиеся приводят сведения о простых лаконичных формах исторического жилья, строительных приёмах, свидетельствующих о незаурядном мастерстве русских зодчих. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений.

В соответствии с требованиями старшеклассники разрабатывают бизнес-план. Он занимает ведущее место в заключительном проекте по технологии.  

Учебные проекты «Рукотворные чудеса Русского Севера» во внеурочной деятельности

          Внеурочная деятельность школьников 5-11 классов на базе учебной мастерской имеет несколько направлений: предпрофильная подготовка, кружки «Сделай сам», «Художественное конструирование», «Техническое моделирование». Цели и задачи их взаимосвязаны, что даёт возможность детям без особых затруднений и по интересам заниматься любимым делом. Необычайно живой интерес вызвал у подростков коллективный проект «Рукотворные чудеса Русского Севера». С огромным интересом и энтузиазмом они знакомились с деревянными творениями наших предков,  восхищались большими и мастерски построенными домами в музее русской деревни в селе Семёнково Вологодской области. Сами на практике осваивали секреты плотницкого дела.

          В школе создана система предпрофильной подготовки на основе учебной проектной деятельности, которая трансформируется в конкретные проекты обучающихся в сферах профессионально-трудовой деятельности по классификации Е.А. Климова. Общественно-значимые коллективные проекты «Школьная беседка», «Детская горка», «Макет ветряной мельницы», «Макет надстройки на родник» никого из детей не оставили равнодушными.  Эти объекты не только стали гордостью подростков, но и украсили пришкольную территорию, дополнили экспозиции школьного музея. Актуальность тематики, широта задач и продолжительность коллективной практической деятельности создают благоприятные условия для выявления интересов и возможностей обучающихся.

Покажем, как была организована деятельность школьников в проекте «Школьная беседка». Проект направлен на исследование и практическое применение экологически чистых материалов для возведения конструкций на детских игровых площадках. На начальном этапе дети пришли к выводу, что на школьной территории необходимо иметь место для отдыха, где каждый ученик в свободное время может спокойно посидеть, укрыться от яркого солнца или заставшего врасплох дождя. Сформировавшаяся группа начала свою работу с распределения ролей с учетом интересов, возможностей, способностей обучающихся и результатов диагностики. Определились организаторы, конструкторы, исполнители, дизайнеры и другие специалисты. В результате исследования проблемы была сформулирована цель: спроектировать и построить школьную беседку.

В процессе выполнения проекта дети освоили всю технологическую цепочку изготовления беседки, на практике применили знания, умения и навыки в области обработки конструкционных материалов, получили новые сведения о современном производстве. Они научились анализировать проблему и самостоятельно находить пути ее решения.

                                               

Коллективные проекты с элементами технического моделирования

Внеклассная работа по техническому творчеству всегда привлекала детей. Многие мальчишки с ранних лет любят конструировать, мастерить или просто разбирать и собирать различные технические изделия.

Темы проектов выбираются индивидуально для каждого школьника. Они охватывают широкий спектр вопросов: совершенствование старых и разработка новых предметов быта, оборудования и приспособлений учебной мастерской, создание целевых  технологических изделий. В этом отношении характерен проект «Макет ветряной мельницы», который увлёк своей сложностью большую часть подростков 6-9 классов. От идеи до воплощения её в реальный объект подчас долгий путь, но чувство приближения выстраданного результата заставляет мальчишек не считаться со временем. Они частенько допоздна задерживаются в мастерской школы.

Во время выполнения проекта «Макет ветряной мельницы» обучающиеся узнали много нового о назначении, устройстве, видах мельниц и, что особенно важно, о людях, которые их создавали.  

Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Из них можно выделить два принципиальных типа: «столбовки»  и «шатровки ». Первые были распространены на Севере, вторые — в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства. В первом типе мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы, либо пирамидальная бревенчатая клеть, рубленная «в реж», либо рама. Принцип мельниц-шатровок был иной — нижняя их часть в виде усеченного восьмигранного сруба была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов, в том числе мельницы-башни - четвериковые, шестериковые и восьмериковые. Все типы и варианты мельниц поражают точным конструктивным расчетом и логикой врубок, выдерживавших ветры большой силы. Народные зодчие уделяли также внимание внешнему облику этих единственных вертикальных хозяйственных сооружений, силуэт которых играл немалую роль в ансамбле селений. Это выражалось и в совершенстве пропорций, и в изяществе плотницких работ, и в резьбе на деталях.

Изучив конструкции мельниц различных видов, дети определили цель и направление своей деятельности. В течение пяти месяцев они построили макет мельницы «шатровки», подобный той, которая в середине 19 века была создана русским умельцем, неутомимым тружеником, нашим земляком Фокиным Степаном Христофоровичем, уроженцем деревни Пильманово Тотемского уезда. Трудолюбие, крестьянская смекалка помогли ему построить уникальное сооружение, которое в те времена приравнивалось к мукомольному заводу. Сведения из архивных материалов глубоко взволновали ребят.

За последние годы кружковцы много спроектировали и изготовили полезных объектов различного назначения и предложили нестандартные технологические операции по обработке конструкционных материалов: универсальное перовое сверло, приспособление для вязки голиков, токосъемник для трассовых моделей, устройство для нарезания круглых шипов - шкантов, универсальная струбцина, способ установки шпильки в ножке стола и другие. Все они используются школьниками для изготовления качественных изделий в процессе учебной деятельности.

В ходе выполнения творческих проектов дети приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Они осознают, что знания – это необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения и легко адаптироваться в социуме.  

Школа юного предпринимателя как важнейшее средство подготовки обучающихся к активной деятельности в конкурентном мире

          На уроках технологии и занятиях кружков многие дети приобретают такие практические навыки по обработке конструкционных материалов, которые по уровню соответствуют начальной ступени профессионального образования. Начиная с изготовления простейших кухонных наборов, подарочных сувениров, игрушек, подростки приступают к созданию более сложных изделий, применяемых в быту. Используя традиционные и современные технологии, мальчишки шлифуют своё мастерство на изготовлении табуретов с точёными элементами, столов и стульев, декорированных резьбой, журнальных столиков и подставок под цветы, покрытых морилкой и лаком. Их изделия не могут быть не замечены местным населением – так начинается спрос на продукцию, изготовленную в школьной мастерской. Для организации нового вида деятельности создаётся «Школа юного предпринимателя». Сочетание теоретических основ предпринимательства и практических дел по изготовлению и реализации востребованной продукции даёт высокий образовательный, воспитательный  и экономический эффект.

На первой стадии обучающиеся по чертежам и образцам выполняют несложные работы по созданию столярных изделий. Постепенно они начинают самостоятельно изготовлять те объекты, которые лучше всего у них получаются. Так приходит разделение труда, которое является залогом эффективной работы в предпринимательстве. Со временем дети приходят к выводу, что их труд может быть хорошо оплачен, если продукция соответствует потребительским качествам. Практика подвела их к убеждению работать без брака. Но качество всегда должно сопровождаться количеством, а для этого необходима научная организация труда. В процессе создания изделий для реализации местному населению применяются различные приспособления, механизмы, рациональные способы обработки древесины, которые понижают себестоимость продукции.

Становится востребованной реклама на товар, которая достигается, прежде всего, высоким качеством уже проданной продукции. Вырученные средства идут на оплату труда в зависимости от коэффициента трудового участия каждого работника и закупку новых материалов и инструментов.

Постепенно дети приходят к выводу, что можно создать своё собственное дело, имея необходимые материальные ресурсы. Это побудило  обучающихся 10 класса в течение летних каникул оборудовать у себя дома в подсобном помещении рабочие места для изготовления столярных изделий, пользующихся большим спросом у населения, с помощью родителей приобрести необходимое станочное оборудование. Теперь они в свободное от учёбы время занимаются выполнением заказов потребителей. Так, уже в стенах школы, подростки на практике получают первый опыт предпринимательской деятельности.

Результативность опыта учителя технологии сельской школы

Представленный собственный опыт по формированию у школьников качеств личности, способной к активной деятельности в высокотехнологичном, конкурентном мире на основе реализации модели «Современная Русская школа» через учебную проектную деятельность находит отражение в положительной динамике результатов, которые проверяются учителем, школьным психологом с помощью различных методик. На основе наблюдений, специальных тестов отслеживается отношение детей к базовым  общечеловеческим ценностям. Так, например, с помощью методики «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич) в начале и в конце учебного года выявляется ранжирование обучающимися терминальных и инструментальных ценностей. Большая часть детей, принявших участие в тестировании, ставит на первое место по значимости для личности духовно-нравственные ценности. Диагностика структуры учебной мотивации школьника показывает стремление детей к саморазвитию, выработке чёткой жизненной позиции, достижению цели. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (автор Л.В. Байбородова) позволяет учителю скорректировать распределение обязанностей детей в творческих проектах для выработки у них коллективных мотивов. Некоторые тесты помогают обучающимся  самокритично отнестись к себе и, таким образом, побуждают к самосовершенствованию.

Обобщая результаты мониторинга, можно сформулировать основные изменения в развитии личности школьника, достигнутые в ходе опыта:

- положительная тенденция в приоритетности формирования важнейших духовно-нравственных ценностей;

- повышение качества обученности обучающихся;

- готовность к профессиональному выбору;

- устойчивый интерес школьников к  предмету;

- применение знаний и навыков в повседневных практических делах;          

- положительная динамика достижений обучающихся в конкурсах разного уровня;

- приобретение школьниками первоначального опыта предпринимательской деятельности.

В конце 20 века Александр Солженицын  перед обществом поставил «русский вопрос» - сбережение русского народа.  По его словам  «Все добрые семена, какие на Руси ещё чудом не дотоптаны, — мы должны выберечь и вырастить». Это задача не только материального благополучия людей, а скорее задача сохранения духовного здоровья нации, живущей по нравственным принципам. Русская деревня сохранила преемственность поколений, традиции и уклад.    Вологодчина старается сберечь  то, что нам передали предки. Об этом говорит музей русской деревни в Семёнково, экспозиции краеведческих музеев, деревянные часовни, которые начинают появляться в деревнях и сёлах.   Но мало  познакомить, необходимо научить молодое поколение  перенимать то лучшее, чем единился народ, чем Россия была сильна.  

       Французский философ Вольтер сказал: «Труд избавляет человека от трёх главных зол: скуки, порока и нужды».  Поэтому, воспитывая детей,  надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. Это делает их духовно богаче, воспитывает в лучших традициях, показывает наши корни - кто мы есть, учит видеть мир во всей его совокупности, формирует у них лучшие качества настоящего хозяина на своей земле.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...

Место проектной деятельности по направлению «Химия» в современном образовательном процессе

Одна из приоритетных и основных задач современного общества создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, а также широкомасштабное применение средств и методов сбора, хранения и р...