«Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Петрова Светлана Викторовна

Метапредметный урок по технологии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_urok_7_klass.rar133.86 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

 

 Петрова Светлана Викторовна

МБОУ-СОШ№2 р.п. Степное

 

Учебный  предмет:  технология

Класс: 7

Автор  УМК: Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2006.                                                      

Тема урока: «Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»

Урок открытия нового знания.

 

Цели урока:

Предметные:

  1. научить учащихся правильно снимать мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Метапредметные:

  1. развивать познавательную активность учащихся;
  2. развивать внимание, точность, аккуратность;
  3. способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.

Личностные:

  1.   умение работать самостоятельно;
  2.   формирование  толерантного отношения друг к другу.

Методическое оснащение урока

  1. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, манекен, сантиметровая лента, тесьма, плечевое  изделие.

2.Дидактическое обеспечение: учебник, презентация  по теме,  наглядное пособие «Плечевые изделия»,  чертеж ночной сорочки, карточки.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация, инструктаж, практическая работа, закрепление.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Планируемые результаты

Мотивация к деятельности

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок.

     Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

    Здравствуйте дорогие мои! Сегодня мы с Вами должны творчески развить себя, а для этого нам необходимо хорошее настроение и солнечные улыбки. Я Вам подарю свою улыбку, а вы мне свои.



Подготовка  класса  к  работе.

 


Личностные 

  1. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

 

  1. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



Актуализация  знаний

Цель этапа: 

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

















   Организует повторение знаний, закрепление умений.  

    Давайте мы с вами немножко попутешествуем и вернемся к предыдущему уроку. Мы много знаем об одежде, о силуэтах, и поэтому вы можете сказать:

Что такое одежда? Сл.2





С каких времен человек использует одежду? 








В наше время одежда очень разнообразная. Мы меняем ее в зависимости от того, чем мы занимаемся. Какие виды одежды вы знаете? Сл.3











Что относится к поясной одежде? Сл.4


Что относится к плечевой одежде? Сл.5


Ребята, вспомните, что фиксирует взгляд, брошенный на идущего человека мимо


  Что такое силуэт?

 





Правильно.  Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеч, длиной и шириной изделия внизу.


Ребята, определите вид силуэта.

(учитель поднимает карточки) см. приложение № 1.


А от чего зависит характер одежды?


Что такое стиль?






Совершенно верно. Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научиться одеваться в соответствии с ее назначением. Не стоит в театр надевать спортивный костюм или бытовую одежду, а на работу – нарядное платье из блестящей ткани. Ведь говорят: «Встречают по одежке», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму».

Посмотрите, пожалуйста, на карточки с фотографиями (см. приложение №  2), которые у вас лежат на  парте и определите стиль одежды, опишите данную одежду, используя таблицу на доске.(см. приложение № ).





Вспоминают, отвечают на вопросы



Одежда – совокупность предметов, которые покрывают тело.



Одежда использовалась еще нашими далекими предками много лет назад (обматывались шкурами). Позже люди научились изготавливать ткани и шить одежду из них.


по целевому назначению: бытовая, производственная, специальная; по способу носки: плечевая, поясная; по половозрастному признаку: мужская, женская, детская; по способу употребления: нательное белье, корсетные изделия, легкое платье, верхняя одежда


Юбка, брюки, шорты и т.д.


Платье, жилет, кофта, блузка, халат, и т.д.




Силуэт


Силуэт -  это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его тень.









Ответ учащихся



От стиля


Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношения к окружающему миру.





















 




Ответ учащихся

 

Коммуникативные: 

  1. Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.


Метапредметные:

  1. Умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.

 

Познавательные:

  1. Строить высказывания в устной форме.












Постановка учебной задачи

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.




















 Но какой бы стиль, вид    одежды  мы не выбрали, прежде чем ее сшить ее нужно спроектировать  и сконструировать – точно так же, как любой станок, машину.


Кстати, ребята, вспомните, пожалуйста, какие специалисты участвую в процессе изготовления одежды?















Совершенно верно! С чего же начинает работу художник – конструктор, прежде чем построить чертеж?  Сл.6


Определите последовательность изготовления швейного изделия из предложенных карточек: снятие мерок, готовое изделие, выкройка, построение чертежа, раскрой, детали кроя, пошив изделия.

 Мы с вами тоже будем строить чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (на примере ночной сорочки).  


Сформулируйте тему   урока Сл.7






Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь


Чем измеряют фигуру человека для построения чертежа изделия?


Знаете ли вы, какие мерки нужны для построения чертежа ночной сорочки? Как правильно снимаются мерки для плечевого изделия?


Возникла проблема.

Давайте вместе попробуем разобраться.

Поставим перед собой цель действий. Какая  будет наша ближайшая цель?

1)Художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях; 2)художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки; 3)технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.

     



Снятие мерок





Снятие мерок – построение чертежа - выкройка - раскрой деталей  кроя – пошив изделия - готовое изделие










Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.


Записывают




Сантиметровой лентой




Нет






Узнать какие мерки нам необходимо снять для построения основы чертежа ночной сорочки. Узнать как правильно снимаются мерки.

Метапредметные

логические:

  1. формирование логических действий анализа объектов.


Регулятивные действия: 

  1. Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.













Построение проекта выхода из затруднения




Посмотрите на экран Сл.8

Какие мерки были нужны нам для построения чертежа юбки?


Как вы думаете, какие из этих мерок, нужны для построения чертежа ночной сорочки?


Посмотрите внимательно на изделие и скажите, какие мерки нам еще необходимо снять для построения чертежа плечевого изделия? Сл.9


Что получится, если мы построим чертеж строго по своим меркам?


Что нужно сделать, чтобы изделие было нам по размеру, чтобы мы могли в нем свободно дышать, двигаться?


К каким меркам прибавляется прибавка?


Что такое прибавка?














Чем отличается прибавка от припусков на швы?  



Снятие мерок очень ответственное дело. От точности мерок зависит правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре.

Научимся  правильно снимать мерки:

 При снятие мерок нужно помнить:

  1. мерки снимают по правой стороне фигуры;
  2. сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин;
  3. при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;
  4. на обмеряемом должна быть легкая одежда;
  5. талию предварительно опоясывают шнурком;
  6. мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

Показ на учебном манекене приёмы снятия мерок


Ст, Сб, Дст, Ди




Сб, Дст, Ди



Оп,Сш, Сг2.






Изделие нам будет малым



Необходимо к меркам добавить прибавку на свободное облегание

 


Сг,Сш,Сб,Ст


Самостоятельно, сообща формулируют  определение

Прибавка на свободное облегание - обеспечивает свободу движения человека, создает воздушную прослойку, регулирует необходимый теплообмен соответствовать силуэту модели.



Прибавка на свободное облегание дается при расчете основы чертежа, а припуски на швы при раскрое






 

Метапредметные

логические:

  1. формирование логических действий анализа объектов.

Коммуникативные

  1. осваивать культуру общения, слушать товарища.

Метапредметные: 

  1. установление причинно-следственных связей.



Физкультминутка

Оздоровительная физминутка для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа.

Рекомендуемые упражнения:

1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»);

2.Парные точки по краям крыльев носа;

3.Точка посередине верхнего края подбородка;

4.Парные точки в височных ямках;

5.Три точки на затылке в углублениях;

6. Парные точки в области козелка уха.

Физминутка для профилактики нарушения зрения.

 Данные упражнения так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Рекомендуемые упражнения:

1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2. Горизонтальные вправо-влево;

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;

4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную. Предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши

« горели».

Рекомендуемые упражнения:

1. Потягивание за мочки сверху вниз;

2. Потягивание ушной раковины вверх;

3. Потягивание ушной раковины к наружи;

4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Нужно помнить, что любое упражнение нужно выполнять старательно и обязательно в хорошем настроении.

Выполняют гимнастику

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правил снятия и назначения мерок

А теперь начертим таблицу измерений своей фигуры

для построения плечевого изделия (ночной сорочки)

 и оформим наши знания в таблице (см. приложение №4  )


Учащиеся проговаривая заполняют первые 4 строки в таблице  

   

Метапредметные:

  1. формирование логических действий.

Применение знаний и формирование умений и навыков

Практическая работа «Снятие и запись мерок для построения чертежа ночной сорочки»

Цель этапа: закрепить  полученные знания

   Ребята, вы достигли цели, которую ставили перед собой?


Вы узнали, какие мерки необходимы для построения чертежа ночной сорочки, как правильно их снимать. Сл.10

 А теперь закрепите свои знания на практике с помощью практической работы.

     Выполните     работу по снятию мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Полученные данные запишите в таблицу. Сл.11

Алгоритм проведения практической работы:

  1.  Вводный инструктаж:
  2. сообщение названия практической работы        
  3. разъяснение задач практической работы        
  4. ознакомление с объектом труда;
  1. Ознакомление со средством обучения, с помощью которого будет выполняться задание (сантиметровая лента);
  2.     Самостоятельная работа учащихся.

Да

















Самостоятельная работа учащихся в парах.

Метапредметные:

  1. формирование логических действий.


Регулятивные:

  1. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.











Рефлексия

Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.










Ребята, наш урок состоялся. Пришло время    подвести итог.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного запомнили?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?

- Оцените свою работу на уроке?

- Оцените работу товарища по снятию мерок?

- Какие ошибки были допущены вами?


Покажите, какое у вас настроение?  


Спасибо за урок! Сл.12




Отвечают на вопросы









      Показывают  

Личностные:

  1. формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.
  2. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.






Домашнее задание

Принести: чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик), миллиметровую бумагу для выполнения чертежа

Приложение №1

Вид силуэта

Приложение №2

Задание карточки

Приложение №3

Таблица стилей

 

Деловой стиль

Фольклорный стиль

Романтический стиль

Спортивный стиль

Основная характеристика

Устойчивое, “отобранное” веками, почти не меняющееся

Одежда с использованием элементов национального костюма

Женственный, романтический, таинственный

Удобная для движения, для занятий спортом, для разнообразной работы, для активного отдыха

Силуэт

Прилегающий, полуприлегающий

Прямой, трапецевидный, полуприлегающий

Прилегающий, полуприлегающий

Прямой, иногда- полуприлегающий, прилегающий

Ткани

Классические твиды, для блузок – шелк, сорочечные ткани.

Натуральные ткани (лен, шелк, шерсть, х/б)

Шелковые, шуршащие ткани, тонкие шерстяные, шифон, бархат, блестящие ткани, кружевные полотна

Твид, замша, шотландка, плащевые ткани, трикотаж, х/б, лен, шелк

Цвет

Однотонные или с неяркой полоской, темных тонов. Для блузок- цвет пастельных тонов

Натуральных цветов

Нежные изысканные расцветки, темные тона, без кричащих сочетаний

Все цвета

Карманы

Прорезные карманы, небольшие накладные карманы, без карманов

-

-

Накладные карманы, карман - портфель

Застежка

Упрощенная застежка. Одно и двухбортные, на пуговицы

Любая

На пуговицы, молнию

На пуговицы, молнию, на “липучке”, кнопке

Воротник

Без воротника, небольшие, стояще-отложные воротники, воротник-стойка

-

Любой

Любые

Отделка

Отстрочка

вышивка, мережка, кружево, рюши, шнуровка, плетение

вышивка, мережка, кружево, рюши, шнуровка, плетение

Отстрочка, кнопки

Обувь

Кожаные, матовые туфли без ярких украшений на среднем каблуке (примерно 3-5см высотой)

Любая, от тапочек до сапожек, ботинки на шнуровке и без, туфли

Туфли –лодочка. На шпильке или небольшом изящном каблучке

Кроссовки, обувь на плоской подошве.

Головные уборы

-

Шапки, косынки

Шляпы с большими, средними, маленькими полями и без них, вуаль, шарфы

Кепи, береты, бейсболка, шапочки, шарфы, капюшоны

Ювелирные украшения

Обручальное кольцо, цепочка с кулоном, часы. Бижутерия средних размеров, не яркая и не блестящая.

С природными полудрагоценными камнями, деревянные, кожаные украшения

Прозрачные и полупрозрачные камни, украшения из серебра и золота

Приложение №4

Таблица измерений своей фигуры

для построения плечевого изделия (ночной сорочки)

Название мерки

Обозначение

Правила снятия мерки

Назначение мерки

мерка

Полуобхват груди второй

Сг2

Сзади горизонтально по лопаткам, спереди - по выступающим точкам грудных желез

Определение длины изделия

Полуобхват шеи

Сш

По основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной

Определение

размера

горловины

Длина спины до талии

Дтс

От шейной точки до линии талии, с учетом выступа лопаток

Определение положения линии талии

Обхват плеча

Оп

Перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечных впадин

Определение ширины рукава

Длина изделия

Ди

От точки основания шеи до желаемой длины

Определение длины изделия

приталенный

прямой

трапецевидный

овальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация"Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом"

Урок-презентация очень удобен как для учеников, так и для учителя...

Технология 7 класс.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Презентация по технологиии для учащихся 7 класса, где наглядно показано последовательное построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....

Урок технологии "Мерки, необходимые для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Методическая разработка урока технологии в 7 классе по теме "Мерки, необходимые для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"....

урок технологии «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» (7 класс)

план-конспект урока на тему:«Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»...

СНЯТИЕ МЕРОК ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ

СНЯТИЕ МЕРОК ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМЦели : ознакомить учащихся с видами плечевых изделий, их характеристикой, тканями и отделками, применяемыми для их и...

Конспект урока по технологии, 7 класс Конструирование и моделирование плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Данная тема служит основой для построения основы чертежа плечевого изделия. Поэтому учащимся необходимо усвоить основные понятия: антропометрические измерения, плечевые изделия, знать основные названи...

Урок технологии в 6 классе "Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»

Урок технологии в 6 классе "Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»...