уроки технологии в нашей современной жизни
материал по технологии по теме

 

 Вне деятельности не может быть истинного творчества. Только в процессе труда при изготовлении различных изделий у школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить начатое дело до конца.

Помещенный материал поможет учителям технологии в работе с учениками на уроке, во внеклассной деятельности, а также в общении с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение уроков технологии в нашей современной жизни  

Всюду нас окружает природа. Мы восхищаемся ею, дивимся её красотой и совершен

ством. Она вдохновляет нас на творчество, а творческое начало заложено в природе

каждого человека. Все дети – активные творцы. Они рисуют и поют, строят дома и «покоряют» невидимые миры, создают своё «новое, никому ранее не приходившее в голову». Однако с годами эта способность у ребёнка исчезает, что является большой потерей, как для личности, так и для общества в целом. В наших современных программах образования год из года сокращаются часы для развития того самого творчества, которое начинают развивать в начальных классах и ... прекращают. Кто вносит эти изменения, с какой целью? А ведь творчество -  явление сложное, комплексное. Вне деятельности не может быть истинного творчества. Только в процессе труда при изготовлении различных изделий у школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, уме-

ние выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить начатое дело до конца. Только освоили проектирование, а глянь уже всё надо забро-

сить. Эти черты личности слабо развиты у младших школьников и учителю, прежде всего, необходимо выработать у учеников активность и самостоятельность, ориги-

нальность и гибкость, ассоциативность мышления, способность фантазировать, обоб

щать и применять уже имеющийся опыт для решения новых задач, потребность вно-

сить красоту в свой труд. Главная задача учителя поощрять и стимулировать прояв-

ления творчества, постоянно обогащать новыми впечатлениями, как можно больше разнообразить их деятельность. Если выполненная работа вызывает  радость, прино- сит удовольствие, закрепляется в успехе, то у ребёнка возникает интерес к труду, же-

лание активно участвовать в работе, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать трудовые умения и навыки. Накапливаемые пере-

живания, чувства, представления, оценки и поступки постепенно становятся устойчи выми и привычными. Так формируется привычка к трудовому усилию, ответствен-

ность, накапливается опыт. Но мы сейчас не можем сказать этого про наших уча-

щихся. Очень мало времени у технологов, чтоб у них накопился богатый опыт твор-

чества. Нет его у них. Они просто не успевают привыкать творить, они всё сейчас получают готовое и сделанное не руками российских граждан, а привезённое, откуда  -то. А наш народ разучился совсем творить что ли? Поэтому всё распродают, разру-

шают, всех сокращают? А как выжить, если учителя, родители не имеют возможности научить детей трудиться. Нет времени. Родители выезжают на заработки, а уроков технологии просто нет. Почему всё внимание на  компьютеризацию и спорт, а про трудовые навыки совсем забыли? Что ждёт наших детей, нетрудно представить? У них не будут воспитаны эти качества, они не смогут найти своё место в жизни. Вот и пьянство, наркомания, бродяжничество и т.д.

     А сколько идей и задумок в учительских головах. Сколько можно дать детям, ан нет. Нет часов, нет времени. Не нужен труд людям. Всё нашим детям свалится с неба, как манна небесная.

     Сейчас очень часто ко мне в кабинет заходят родители, бывшие выпускники и благодарят за то, что есть такой урок, где их дети многому научились. В каждом проекте учащихся в пункте «Реклама» всегда есть строчки « Приходите в нашу школу, в кабинет домоводства, Галина Александровна вас научит». Как это приятно слышать и читать. Но у меня болит душа за всё то, что происходит с нашим предметом. Его вытесняют как ненужный элемент. А разве это так? Мне кажется, за это дело должны взяться родители. Ведь многие из них не знают бедственного положения предмета « технология». Об этом надо рассказать. Если наши дети не будут уметь работать руками, они просто не выдержат конкуренции на рынке труда. Сейчас все нацелено на мелкий бизнес. Только открытие своего дела спасет нашу молодежь.

Доклад написал учитель технологии, педагог-психолог Платонова Г. А.



Предварительный просмотр:

Неделя технологии

5 класс

Фестиваль фартуков.

6 класс

Блинный фестиваль. Конкурс « Знатоки блинной технологии».

7 класс

Конкурс «Девицы-красавицы».

           

8 класс

Конкурс «Девицы-красавицы».

10 класс

Конкурс между юношами «Для милых дам».

11 класс

 Конкурс между юношами» Для милых дам».

 

Конкурс газет «Хозяюшка».

 Выставка работ учащихся.



Предварительный просмотр:

(между 5 и 6 классами)

План проведения.

1.Визитка.

Вас приветствует команда « Весёлые девчата»!

Наш девиз: «Жить без лени и без скуки!»

Привет вам посылаем,

Успехов вам желаем,

В команде нашей каждый…

К сражению готов.

Не надо нам бояться,

Хоть будем стойко драться,

Но вас домой отпустим

Без ран и синяков.

 

Мы много знаем пожеланий
Но всех нам их не перечесть.

Желаем вам всего, всего, всего,

Что вы нам пожелаете.

Говорят, мы буки – бяки

Как выносит нас земля.

Дайте, что ли карты в руки,

Знать, с кем нас судьба свела.

Эй, соперник, карта бита

В этом сам ты виноват
Дело будет шито – крыто

Карты правду  говорят.

Не захочешь отступать

Будешь сам ты виноват.

Значит, надо полагать,

Карты правду говорят.

Надо, надо, надо нам , девчата

В конкурсе этом победить.

Надо, надо, чтобы мухоморы

Нас осилить не смогли.

Чтоб ни делали мы,

Но по – прежнему

Неизменно уверены в них,

Что болельщик поможет нам с радостью

Будет хлопать больше чем им.

Куда же, тропинка, ты нас завела.

Без конкурсов этих нам жизнь не мила.
Ах, если б, ах если бы славный жюри

Открыл своё сердце и балл подарил.

2 конкурс. Песня о маме.

3 конкурс. Стихотворение о маме.

4 конкурс. Подарок маме.

5 конкурс. Танец.

6 конкурс. Спортивный конкурс.

7 конкурс. Приготовление салата (из моркови).

 Чаепитие в классе после конкурса. Мальчики поздравляют девочек. Дискотека.

   

 

Обязательный минимум содержания основного общего образования по образовательной области « Технология»

Образовательная область «Технология»

       Образовательная область « Технология» призвана познакомить учащихся 5-9 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего  профессионального образования и трудовой деятельности.

       Целями обучения по образовательной области « Технология в основной школе являются: формирование у учащихся технико – технологической грамотности, техноло-гической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобрете-ние умений в прикладной творческой деятельности, их социально – трудовая адапта-ция на основе профессионального самоопределения.

Основные понятия и виды деятельности

Технология преобразования и использования материалов, энергии и информации; свойства материалов, применение и хранение; инструменты и приспособления; обслу-живание и управление техникой ( станки, машины, механизмы); изделие или продукт труда; дизайн; проект или конструкция; техническая документация; выбор или разра-ботка технологии; организация производства; механизация и автоматизация техноло-гических процессов; компьютерные технологии;

        - сбыт и продажа продукции, её себестоимость, экономия сырья, энергии, труда, анализ и экономическое проектирование эффективной и рациональной организации производства, основы предпринимательской деятельности;

       - экологические проблемы производства; утилизация и использование отходов производства; социальные последствия применения технологий;

       - организация рабочего места, обеспечение безопасности труда; культура труда и общения на производстве;

      - требования, предъявляемые профессией к человеку; соотнесение приобретённых знаний о профессиональной деятельности с интересами и склонностями, личностны-

ми качествами учащихся.

           

                       

                        Технология обработки ткани и пищевых продуктов

              Моделирование, конструирование, раскрой, шитьё, украшение и ремонт изделий из ткани. Первичная и тепловая обработка пищевых продуктов, приготовле-ние и оформление блюд и напитков. Заготовка и хранение продуктов, сервировка стола. Утилизация и вторичное использование отходов.

Культура дома

Декоративное оформление жилых помещений; культура человеческих отношений, распределение обязанностей в семье, семейная экономика. Первая медицинская помощь при заболеваниях и травмах; уход за больными и детьми.

Художественная обработка материалов

Технологии прикладной художественной обработки материалов и изготовления деко-ративно – прикладных изделий ( по выбору). Дизайн, декоративное ткачество, художе-ственное плетение, вязание, макраме, фриволите, художественная вышивка; мозаика, роспись, изготовление мягкой игрушки, искусственных цветов; фитодизайн.

Основы предпринимательства

Предпринимательство. Создание предприятий. Бизнес – план. Правовое обеспечение предпринимательства. Маркетинг. Менеджмент. Налоги. Этика и психология предпри-нимательства. Оценка производственной деятельности.

Основы проектирования

  Обоснование выбора и вида будущего изделия или продукта труда. Разработка проекта ( или конструкции) и его документальное оформление. Макетирование и моделирование. Дизайнерское оформление. Экономическая и экологическая оценки проекта и технологии. Защита проекта.

Профессиональное самоопределение

Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека. Ориентирова-ние в мире профессий. Требования, предъявляемые профессией к человеку. Само-оценка профессиональных интересов, склонностей и способностей. Выбор социально – экономических ориентиров в труде.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области « Технология»

Выпускники должны знать ( письменно или устно охарактеризовать, объяснять на примерах):

           - роль техники и технологии в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленного и сельскохозяйственного производства, энер-гетики и транспорта;

          -принципы работы, назначение и устройство основных технологических и транс-портных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электробытовых приборов;

          - свойства наиболее распространённых конструкционных и текстильных материа-лов (физические, технические, технологические);

         - традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;

        - значение питания для здоровья человека, состав пищевых продуктов ( белки, жи-

ры, углеводы, витамины, микроэлементы);

       - способы передачи, использования и экономии электрической энергии;

      - возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания;

     - роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выпол-нения проектов;

    - основные понятия, термины графики, правила выполнения чертежей в системе ЕСКД, методы проецирования, виды проекций;

    - основные элементы предпринимательской деятельности ( бизнес – план, менедж-мент, маркетинг);

    - требования к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и спо-собностей.

   - способы сбора урожая, предварительной переработки и хранения сельскохозяйствен-ной продукции.

Выпускники должны уметь:

    - рационально организовывать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

    - выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учётом требований дизайна;

    - читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

    - составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и суще-

ствующих условий ;

    - выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;

 - собирать изделие по схеме, чертежу эскизу и контролировать его качество;

   - изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным способами;

   - определять доброкачественность пищевых продуктов, их правильный подбор и гото-вить блюда для дневного рациона;

   - находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;

   - выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учётом региональных условий и традиций;

   - управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность;

   - выполнять простые строительно – отделочные и санитарно – технические работы;

   - осуществлять анализ экономической деятельности ( производственной и семейной), проявлять предпринимательскую инициативу;

   - хранить и перерабатывать сельскохозяйственную продукцию.

   



Предварительный просмотр:

          Утверждаю

               Директор МБОУ

 « Вутабосинская СОШ»                /Лукина В. Г. /

Программа

работы кружка

« Очумелые ручки»

                               

    Руководитель                  Платонова Г. А.

Цели и задачи кружка

  1. Развивать творческую активность и художественные способности  кружков-

 

             цев.

       

2.Пробуждать интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству разных      

   народов.

3.Развивать навыки художественного творчества, необходимые в современной

    жизни.

4.Дать представление о пропорциях, выразительности формы, отделке, декора-

    тивных свойствах материалов.

5. Познакомить учащихся с историей русской народной игрушки, с художест-

 

    венными промыслами, с народными традициями отдельных областей, с осо-

   

    бенностями быта нашего народа.

6. Познакомить и научить выполнять зимние заготовки солений и маринадов

     некоторых блюд.

7.Учить обслуживать себя и окружающих, сервировать праздничный стол.

Тематическое планирование

Наименование темы

Ко-

лич.

час

В том  числе


      теория

практика

1.

Введение

1

        1        11

2.

Зимние заготовки. Рецепты (яблоки,

капуста, салаты).

2

1

1

3.

Вывязывание салфетки крючком

4

1

3

4.

 Изготовление одежды для кукол

3

1

2

5.

Приготовление салатов

4

1

3

6.

Изготовление мягкой игрушки-

подушки

4

1

3

7.

Изготовление панно из разных

материалов

4

1

3

8.

Празднование дней рождений круж-

ковцев. Сервировка стола из приготовленных учащимися блюд.

3


3

9.

Вышивание узелками и узкими

лентами

4

1

3

10.

Розы из шёлковых тканей

1

1

11.

Художественное оригами

4

1

3

     

Конец мая – выставка-ярмарка детских работ

Тематика занятий кружка

          1.Введение. Роль игрушки в развитии детей. План работы и задачи кружка. Правила поведения в кружке. Оборудование кабинета, организация рабо-

             чего места; инструменты и материалы необходимые для работы.

           

          2.Зимние заготовки. Технология обработки яблок. Маринование, мочение,

             консервирование. Квашение капусты. Изготовление салатов.

      3.Вязание крючком. Ручное художественное вязание имеет свои преимущества.

Умение вязать поможет каждой девушке красиво и элегантно одеваться в соответст-

вии со  своими вкусами, учитывая при этом индивидуальные особенности фигуры.

Это умение даёт возможность перевязать трикотажное изделие, вышедшее из моды

или непригодное к носке. При вывязывании салфетки девочки научатся прибавлять нужное количество петель по кругу, выучат несколько раппортов узоров. По окончании вязания деталей изделия дети научатся

выполнять отделку изделия.

    4.Изготовление одежды для кукол. При выполнении этого вида работы де-

вочки расширят знания и упрочат навыки в области конструирования, модели-

рования и изготовления различных видов одежды, приобретённые на уроках технологии .

        5. Приготовление закусочных салатов по желанию учащихся из варёных  продуктов. Первичная обработка продуктов, нарезка, заправка,украшение готового блюда. Сервировка праздничного стола ко дню рождения одной из девочек.

        6. Изготовление мягкой игрушки-подушки. Заготовка выкроек лекал. Подбор необходимых материалов. Соединение, сборка и оформление игрушки. Просмотр и анализ готовых изделий.

        7. Изготовление панно из различных подручных материалов.

 Эскизы, выкройки деталей, приклеивание деталей на основу. Просмотр и   анализ готовых изделий.

        8. Празднование дней рождений кружковцев. Поздравления  и дарение  подарков, сделанных своими руками. Игры, шутки, смех и танцы. Празднично сервированный стол.

        9. Вышивание узелками и узкими лентами. История возникновения народного искусства.Техника выполнения данных видов вышивки. Выполнение панно. Просмотр и анализ работ.

     

 10. Розы из шёлковых тканей.

  Технология изготовления цветов. Техника безопасности при работе со свечами. Изготовление панно из выполненных цветов.

  11.Художественное оригами. История возникновения. Складывание модулей. Сборка тюльпана, вазы, лебедя.

12. Выставка – ярмарка детских работ. Выбор самых лучших работ.

 Награждение сувенирами и сладкими подарками, купленными на вырученные деньги.

Список кружковцев

 

 

        1. Кудрявцева Эвелина - 6 кл.        

        2.Степанова Наташа  –  6 кл.

        3. Николаева Мария  –  6 кл.

        4. Степанова Настя  –  8 кл.

        5.Васильева Галя  –  6 кл.

        6. Лукина Люба (Л.)  –  8 кл.

 7. Лукина Любовь (Е) - 8 кл.

8. Лысенина Ирина  – 8 кл.

9.Павлова Марина –  7 кл.

10. Степанова Ольга – 7 кл.

11.Тумашкина Юлия – 7 кл.

12. Данилова Екатерина – 8 кл.

13. Колпакова Людмила – 8 кл.

14. Тимофеева Карина – 5 кл.

15. Яшкова Валерия – 5 кл.

16. Осипова Анастасия – 4 кл.

17. Чернова Людмила – 4 кл.

Занятия проводятся в понедельник – 14ч -15 мин – 15ч 00 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока английского языка по теме «Современные технологии в нашей жизни»(«Modern technologies in our life»)

Проект урока английского языка  по теме «Современные технологии в нашей жизни»(«Modern technologies in our life») с использованием технологии mind-ma...

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

Урок-конспект 5 класс "Современная жизнь"

Разработано для работы по теме "Современная жизнь"  в 5 классе. УМК Spotlight Даны пошаговые инструкции по проведению урока....

Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"

Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...

Современные технологии в нашей жизни

Планирование урока английского языкаКласс: 11Тема урока: «Современные технологии в нашей жизни»(«Modern technologies in our life»)Цель урока: совершенствование навыко...

Методическая разработка урока технологии "Ролькомнатных растений в жизни человека"

Электронный образовательный ресурс по технологии «Роль Комнатных Растений в жизни человека»*Цель урока:познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, правилами уход...

Конспект урока Символический знак в современной жизни

Наша жизнь, состоит из множества знаков и символов. С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Идя по улице, наблюдаем различные таблички, где изображены разные знаки, которые несут различную инфор...