Кулинария. Урок «Кухонное - государство»
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Урак разработан на два учебных часа. Изложение нового материала происходит с одновременным закреплением и выполнением учениками заданй. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема раздела: «Кулинария» 5 класс

Тема урока: «Кухонное - государство»

Цель урока: 

1. Познакомить учащихся с организацией работ на кухне, с основным оборудованием, применяемым для кулинарной обработки продуктов, правилами безопасной работы, санитарии и гигиены, современными средствами поддержания чистоты на кухне.

2. Формировать у учащихся целостное представление о правилах организации безопасной  работы на кухне, ознакомить с основными инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи.

3. Закрепить знания учащихся о характерных особенностях

4. Развивать пространственное воображение, творческие способности, углублять эстетические познания и  навыки в дизайне интерьера кухни.

5. Воспитывать в детях  коммуникативные навыки, чувство меры, осознанное отношение к труду;  аккуратность и бережное отношение учащихся  к окружающим их предметам быта и оборудованию.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер,
  2. проекционное оборудование,
  3. кухонные принадлежности и оборудование,
  4.  плакат «Организация труда и отдыха»,
  5. таблица «Питание. Гигиена»,
  6. раздаточный материал,
  7. электронная презентация «Правила безопасного труда», «Интерьер кухни, столовой».
  8. тетради и принадлежности для графических и клеевых работ,
  9. учебники  «Технология» 5 класс  девочки, под ред. Симоненко В.Д.

Ход урока. Организационная часть. Приветствие.

Проверка подготовки к уроку.

 Объявление темы урока (слайд №1) «Интерьер кухни, столовой».

Учитель рассказывает, что занятия по кулинарии проводятся в специальном оборудованном для этого кабинете (или части кабинета) - кухне, в котором имеются рабочие места учителя и учащихся (индивидуального и коллективного пользования). Все они должны обеспечить оптимальные условия для овладения учащимися знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, быть эргономичными и соответствовать требованиям технической эстетики и безопасного труда.

 Рабочее место - это зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, которое в той или иной степени необходимо и создает оптимальные условия для управления каким- либо процессом или для выполнения работы.

Рабочее место учащегося - определенный участок учебного кабинета, предназначенный для выполнения практических работ по обработке различных материалов. Для кулинарных работ таким местом является стол (или часть стола).

Объявление целей и задач урока (слайд №2,3,4,5).

Рабочие места коллективного пользования представлены кухонным оборудованием. В домашних условиях его набор и размещение зависит от планировки дома и состава семьи. Однако и дома, и в школьном кабинете расположение кухонного оборудования должно отвечать последовательности рабочих операций при приготовлении пищи.

Учащиеся на готовые пустые эскизы располагают  последовательно оборудование.

 Обязательный набор  оборудования в школьных мастерских представлен:

  1. мойками для мытья посуды и продуктов;
  2.  рабочими столами для приготовления и разделки продуктов и хранения продуктов;
  3. настенными шкафами дня хранения кухонных принадлежностей;
  4. кухонными печами или плитами;
  5. холодильниками.  

Учителю необходимо обратить внимание школьников на то, что до недавнего времени в деревнях и селах пища готовилась, главным образом, в печах, называемых «русскими». Они сохранились до сих пор в отдельных местностях, где еще не проведена газификация. Пища, приготовленная в русской печи, гораздо вкуснее и полезнее.

Приготавливая пищу в русской печи, необходимо соблюдать ряд правил техники безопасности:

-        доступ к печи должен быть всегда свободным;

-        доставать и ставить посуду в печь можно только предназначенными для этого специальными приспособлениями, имеющими длинные деревянные ручки (ухват и т.п.);

            -       посуду обязательно закрывать крышками.

Для того, чтобы сделать для учащихся процесс изучения техники безопасности более привлекательным, можно зачитать школьникам отрывки из различных произведений, посвященных процессу приготовления пищи в русской печи, наиболее ярким примером, как не надо это делать, может послужить произведение Н.Носова «Мишкина каша».

В настоящее время преимущественное распространение получили в сельской местности электрические и газовые плиты. Их применение требует особой осторожности при работе на кухне.

 (слайды из презентации) «Правила безопасного труда»

Правила безопасной работы.

1.        При пользовании электрическими плитами:
- убедитесь в исправности прибора и его изоляции;

-        включение и выключение прибора из сети производить только сухими руками, держась за вилку электроприбора;

-        оберегать нагревательные приборы от попадания на них брызг жира, сахаристых веществ, так как они могут воспламениться.

2.        При пользовании газовыми плитами:
- перед работой проветрить помещение;

-        убедиться в исправности горелок и ручек крана, чтобы не допустить утечки газа;

-        зажигая горелку, сначала поднести к ней горящую спичку, а затем открыть кран;

-  не оставлять на плите прихватки, спички и другие предметы;

       -   при пользовании духовкой лучше выключать все конфорки па плите.

Учащиеся при правильном расположении оборудования на эскизе  могут приклеить картинки.

(слайд №6, 7, 8) «Интерьер кухни, столовой».

Далее учитель знакомит учащихся с правилами внутреннего распорядка, организацией рабочего места, культурой и безопасностью труда, правилами санитарии и гигиены.

Учитель вывешивает плакат с законом в «Кухонном Государстве» и читает.

Учащийся обязан:

1.  Перед началом работы  нужно надеть фартук и косынку, вымыть руки с мылом.

2.  При приготовлении пищи пользоваться только чистой посудой и инвентарем.

3. Пользоваться разделочными досками и инвентарем только соответствующей маркировки (для овощей, мяса, рыбы, хлеба).

  1. Следить, чтобы готовые продукты (сваренные и обжаренные) се соприкасались с сырыми, которые еще буду; подвергаться тепловой обработке.
  2. Для приготовления продуктов пользоваться только свежими продуктами, качество которых можно определить по внешнему виду, цвету, запаху, вкусу.
  3. Следить за чистотой рабочего места и помещения на протяжении всего времени приготовления пищи и после ее приготовления.

После этого учащиеся знакомятся с набором кулинарных принадлежностей,  которые им пригодятся дня изучения данной темы.

Учащиеся подрисовывают кухонные инструменты и принадлежности карандашом на своем эскизе.

На кухне всегда имеется несколько кастрюль, разных по объему. Каждая из них предназначена для определенных целей:

-  большая (на 5-6 литров) для варки студня или приготовления дрожжевого теста;

- среднего размера (на 2-3 литра) - для приготовления супов, компотов, борщей;

-  маленькие (0,5-1 литр) -для варки крема и яиц.

Среди кухонных принадлежностей есть и:

-  молоток для отбивки мяса - одна поверхность у него гладкая, другая - зубчатая;

- черпак  для разлива первых блюд, компота, киселя;

- шумовка это плоская ложка с дырочками, ею снимают пену с супов и бульонов и вынимают из кастрюли пельмени, вареники;

- большая вилка для переворачивания кусочков мяса, рыбы, птицы при жарке;

- лопаточка для того, чтобы снимать со сковороды поджаренные изделия.

Незаменимые помощники на кухне - ножи:

- консервный нож служит для открывания консервных банок;

     - нож с широким и длинным лезвием - для нарезки мяса;

     - нож с коротким лезвием - для нарезки овощей;

     - нож с гофрированным лезвием - для нарезки теста, сыра, фруктов, овощей;

   - нож с узким лезвием - для нарезки украшений из теста;

     - нож с закругленным или тупым концом - для смазки коржей кремом.

(слайды из презентации) «Правила безопасного труда»

 Учащиеся должны хорошо усвоить правила безопасной работы с режущими инструментами:

1. Правильно держать нож и руки на продукте, не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской.

  1. Передавать нож только ручкой вперед.
  2. Не измельчать на терке очень мелкие кусочки продуктов.
  3. Нарезку продуктов производить только на разделочной доске.
  4. Не ходить по помещению с острыми ножами в руках.

 Учитель должен отметить, что несоблюдение правил гигиены и санитарии при работе на кухне чревато серьезными последствиями для здоровья человека. Бактерии, микроскопические грибки, водоросли, вирусы, болезненные бактерии - лучшие друзья грязной кухни.

Физминутка.

(слайды из презентации) «Правила безопасного труда»

Для поддержания чистоты на кухне в настоящее время имеется довольно широкий ассортимент химических чистящих средств, которые должны отвечать следующим требованиям:

1) они должны быть абсолютно безвредны, то есть не содержать в своем составе токсических веществ;

2) не вызывать потускнение фарфора, коррозии металлической посуды, не раздражать кожу рук;

3) быстро удалять загрязнения;

4) полностью смываться при минимальном количестве воды.

 Существует много средств, предназначенных для чистки раковин, стен, облицованных кафельной плиткой. Некоторые средства содержат и дезинфицирующие компоненты. Из порошкообразных средств дезинфицирующим эффектом обладают «Блеск 3», «Сода -3 Эффект» и д.р., среди пастообразных - «Санита», «Сиф-крем» и д.р.. Способ применения этих средств очень прост: мойку, раковину, кафель протирают влажной губкой с небольшим количеством порошка, пасты или жидкости, а затем смываю водой. При пользовании дезинфицирующими средствами смыть препарат водой нужно через 10-15 минут после нанесения, потом нанести еще раз и смыть  через 10 минут.

Следует отметить, что нельзя применять, для мытья посуды, чистки моек, кафельных, фаянсовых, пластмассовых, деревянных поверхностей средства, предназначенные для ухода за унитазом.

Для мытья полов можно использовать, такие средства, как – «Доместос», «Мистер Пропер» и др. При этом рекомендуется пользоваться резиновыми перчатками,  а после окончания работ вымыть руки с мылом и нанести питательный  крем.

Для мытья полов используйте тряпку, надетую на щетку с  длинной ручкой,
специальные щетки с держателем тряпки, современные модификации швабр.
        &

Кроме того, в последнее время большую популярность приобретают различные моющие пылесосы и электрические машины для мойки и натирания полов, особенно в больших помещениях.

Для избежания  попадания запахов кухни в другие комнаты применяют ароматизаторы, которые бывают жидкими, порошкообразными, таблетизированными.

Если не соблюдать на кухне правила хранения продуктов, санитарной гигиены, может возникнуть опасность для человека.

Однако иногда все же происходит отравление пищевыми продуктами. Поэтому необходимо разобрать с учащимися правила и последовательность оказания первой медицинской помощи такому пострадавшему.

(слайды из презентации) «Правила безопасного труда»

Учащиеся просматривают слайды и зарисовывают в тетрадях правильную последовательность оказания первой медицинской помощи  пострадавшему.

В интерьер кулинарной мастерской входят различные стенды, витрины, которые повышают наглядность и способствуют усвоению изученного материала.

Наглядные средства должны быть привлекательными, красочными, оригинальными, а информация, содержащаяся в них, - доступной для понимания школьников данного возраста. Эти наглядные материалы, как правило, составляют две категории: постоянную и временную.

К первой группе относятся стенды с правилами поведения в кулинарном цехе, инструкциями по технике безопасности, справочными материалами по профессиональной ориентации, пословицами и поговорками, размещенными в кабинете.

Вторую группу составляют наглядные средства, предназначенные для изучения определенной темы или раздела (таблицы, схемы, плакаты, диаграммы, инструкционные и технологические карты, карточки-задания, учебные и методические пособия, образцы работ учащихся, творческих проектов и т.п.).

                                 Закрепление изученного материала.

Для закрепления и систематизации полученных знаний учитель предлагает решить учащимся кроссворд, включающий в себя основные термины и понятия по данной теме.

(слайд из презентации) «Интерьер кухни, столовой».

                               Кроссворд

  1. Помещение, предназначенное для кулинарных работ и оснащенное специальным оборудованием                                                                                                                (кухня).
  2. Плоская ложка с дырочками, которой вынимают из кастрюли пельмени, вареники и снимают пену с супов и бульонов                                                                           (шумовка).
  3. Круглая деревянная палка, которой раскатывают тесто                                   (скалка).
  4. Электрическая машинка дня взбивания  яиц                                                    (миксер)
  5. Иногда бывает консервным, иногда - с широким или узким лезвием, но всегда - очень острым                                                                                                                              (нож).
  6. Емкость для приготовления супов, компотов                                             (кастрюлю).

7.        Кухонная принадлежность, предназначенная дня разлива первых блюд (чер-
ак).

8.        Они бывают газовые и электрические и  служат  для приготовления пищи      (плиты).

9.  Приспособление, предназначенное для измельчения продуктов                     (мясорубка).

После решения кроссворда (если позволит время) учитель, еще раз вместе с классом повторяет правила техники безопасности при работе на кухне.

Учитель ставит оценки за кроссворд активным ученикам, проверяет и характеризует готовые эскизы, оценивая их вслух.

Домашнее задание:

  1. Повторить материал по учебнику §  , ответить на контрольные вопросы.
  2. .Выучить правила техники безопасности при работе на кухне.
  3. Нарисовать эскиз своей кухни.


Предварительный просмотр:

НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА

Новый год со Шреком.

Главные герои: Шрек, осел, Дед Мороз, Снегурочка, Лорд Фар-куаде, Печенько, сказочный герой, зеркало, палач.

1 действие

Звучит легкая музыка. Шрек сидит на стуле около хижины и читает сказку. Рядом расположена ель.

Шрек: Жила была прекрасная снегурочка. Жила она очень далеко с Дедом Морозом и каждый год они приходили к детям на праздник....

А ну, поверил, ну и бредятина!

Шрек встает и танцует под зарубежную музыку, ходит по залу и здоровается с ребятами.

Идет и плачет осел. Рассказывая грустную новость, он следует за Шреком. Знакомство осла с Шреком.

Осел : (грустно с опущенной головой) Лорд Фаркуаде ссылает всех сказочных героев в    болото, а мы хотим с ребятами на празднике повеселится, поиграть и потанцевать...

Шрек: Что ты увязался за мной?

Осел: Объясняю, ведь я один, мне так грустно, что не с кем идти на праздник, уж лучше умереть. Как мне нужен друг...

Шрек: Кончай ныть! Не удивительно, что у тебя нет друзей! Осел: О, ты кто? Что за чудный толстячок?

Шрек: Я не чудный толстячок, я злой и громадный великан -Шрееек!

Осел; А я, просто Осел. А ты клевый, ты класс, я, таких бооольших великанов - уважаю.

- Фу, что это за дыра? Кто это такие? (показывает на ребят) Какой балбес посадил это колючее дерево?

Шрек: Это мой дом. Это мои друзья и мое дерево, которое я здесь посадил!

Осел: О, какая прелесть, какая елка, у тебя тонкий вкус, ну очень живописно! Я останусь с тобой, да? Шрек: Что?

Осел: Пожалей, ты не знаешь, как быть одиноким? Можно, можно? Шрек: Ну, хорошо, но только на один вечер! Осел: О, спасибо, спасибо, это будет прикольно, шумно и весело, потравим анекдоты.

Осел и Шрек танцуют вместе современный танец, приглашают ребят.

2 действие

Заходит Дед Мороз, (под новогоднюю музыку)

Дед Мороз: Здравствуйте ребята!(учащиеся приветствуют деда Мороза)

Здравствуй Шрек! (Шрек удивляется очень) Вы уже веселитесь, молодцы! А где же моя помощница Снегу-рочка?

Шрек так сильно удивлен, что пятится и падает.

Шрек: Так это правда? Вы живой? Вы существуете? А я думал это сказка.

Выбегает из толпы ребят сказочный персонаж и с отдышкой говорит.

Сказочный персонаж: Я знаю, я видел! Её похитил Лорд Фаркуаде, когда она ехала к нам на праздник с Печеньицем!

Дед Мороз: Как же нам быть? Что делать? Какой праздник без снегурочки?

Шрек встает и возмущенным голосом говорит.

Шрек: Да я ему голову откручу одним мизинцем!

Кто знает где этого Фаркуаде искать? Обращается к ослу: - А ты пойдешь со мной!

Осел: (дрожащим голосом) Кооонечно.

Дед Мороз: Я знаю Шрек, ты справишься! Все герои уходят за елку.

3 действие

Играет музыка, входит Лорд Фаркуаде.

Палач мучает Печенько. Снегурочка стоит связанная слугами Лорда. Лорд: Теперь оно расскажет, где все сказочные герои? Печенько: Нет, нет, нет!

Лорд: Ха, ха, ну и что? Ты от бабушки ушел, ты от дедушки ушел, а от меня не уйдешь!

Печенько: Ты монстр!

Лорд: Нет не я , а ты и вся прочая нечисть, что замарало этот мир. Говори, где остальные? Я вас сослал на болото, а вы сбежали, куда?

Печенько: Вот тебе! (бьет ногой)

Лорд: Я пытался зря не мучить вас, но мое терпение кончилось, говори или... (Хватает у Печеньки пуговицу)

Печенько: Ой, не трогай мои пуговки, они из глазури!

Лорд: Так, где они?

Печенько: Хорошо, я скажу. Знаешь Шрека, они у него, у них праздник!

Лорд: Какой ещё праздник, внести зеркало! Черт и другие слуги вносят зеркало.

Печенько: Нет, нет не говори ему ни чего! Слуги Лорда завязывают рот Печеньке.

Лорд: Свет мой зеркальце скажи, я ль на свете всех милей из великих королей?

Зеркальце: Но формально ты не король; Лорд ударяет зеркало рукой.

- Ну, пока не король, ты можешь стать королем, осталось взять в жены снегурочку.

Лорд: Это я уже знаю, она у меня уже есть, Снегурочка - она безупречна!

  • Объявляю Снегурочку своей королевой, а себя за одно королем!
  • Капитан, созывай рыцарей, мы проведем турнир! Конкурсы в честь моего восхождения на трон!

Лорд проводит конкурсы и игры с ребятами.

4 действие

Печенье и зеркальце уходят. Появляется Шрек и осел. Лорд занят и не видит Шрека.

Шрек: Вот и прибыли, а это и есть Лорд Фаркуаде? Осел: Отгадал!

Шрек: Любопытно, какие у него комплексы? Лорд поворачивается и удивленно говорит.

Лорд: Фу, фу, ну и чудовище!

Шрек: Ничего, нормальный парень!

Лорд: Мы продолжаем турнир!

Шрек: А награда есть?

Лорд: Да, да золото, много золота!

Шрек: Нам не надо твоего золота, отдай нам Снегурочку, она такая холодная, ледяная и снежная, простынешь. А возьми в жены Белоснежку или Золушку - вот это настоящие хозяйки.

Лорд: Это мысль, я подумаю!

Шрек: Нет, так не пойдет, давай заключим сделку, как только мои друзья выигрывают все твои конкурсы, ты отпускаешь Снегурочку.

Лорд: Договорились.

Шрек и Лорд ударяют руки хлопками.

Шрек: И ещё, ты отпускаешь всех сказочных героев на праздник, иначе я тебя...

Лорд: Ладно, ладно, попробуй ещё выиграть! Ребята играют в игры с героями сказки.

Осел: Да, да, да! Ура! Молодцы, спасибо! Сказочный народ - вот наш победитель!

Лорд: Ладно, забирайте свою сосульку. Женюсь на золушке - она вся такая золотая.

Слуги выводят Снегурочку и она со Шреком и ослом уходят.

5 действие

Снегурочка идет друзьями, а на встречу им Дед Мороз.

Дед Мороз: Здравствуй милая Снегурочка! Мы заждались тебя с ребятами! Спасибо тебе Шрек, что отыскал и привел к нам Снегурочку! Спасибо вам ребята, что помогли Шреку!

Снегурочка: Здравствуйте дорогие ребята и сказочные герои! Спасибо всем кто постарался меня освободить от страшных слуг Лорда Фаркуаде, все страшное позади. - Давайте встречать новый год, у нас же сегодня праздник!

Все дети поют песню, исполняют номера, которые приготовили для праздника и получают подарки. Все смеются, шутят, веселятся и приглашают веселиться главных героев сказки.

Дед Мороз: Молодцы ребята,_весело у вас на празднике. Нам с Снегурочкой было очень приятно послушать ваши стихи и песни, поиграть с вами, но нас ждут другие ребята!

Снегурочка: До следующей встречи в новом году! Дед Мороз и Снегурочка прощаются и уходят.

Шрек: А нам пора в свои сказки, а то там беспорядок начнется. Осел: Встретимся на книжных страницах, в своих сказках, до встречи!

Все сказочные герои прощаются и уходят. Праздник продолжается по плану.

- -

-6'-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Конспект урока "Кухонная посуда"

Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит. Учить детей пользоваться ИКТ. Урок для учащихся со сложной структурой дефекта....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока по истории 5 кл . Тема урока "Образование государства на берегах Нила"

Цель урока  Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положен...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока "Кухонная посуда. Мытье кухонной посуды".

Тема урока "Кухонная посуда. Мытье кухонной посуды" имеет огромное значение для формирования социально - бытовых навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.Задачи:-знакомить с пр...

Конспект открытого урока «Кухонная лопатка»

Урок технологии "Кухонная лопатка" для учащихся с ОВЗ. 8 класс....