Эффективность рекламы.
элективный курс по технологии по теме

Проценко Елена Николаевна

 

Элективный курс «Креативная реклама» дает возможность более подробного изучения рекламной деятельности, ее видов, функций, составление бизнес – планов и рекламного носителя к ним.

Для того, чтобы большинство школьников, получая базовое образование, были готовы к осознанному выбору формы дальнейшего обучения были введены предметные и межпредметные элективные курсы.

  Элективные курсы направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vkr_masha.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ….6

  1. Реклама в современном обществе……………………………………….6
  2. Психологические потребности мотивационного поведения покупателей……………………………………………………………....13
  3. Классификация рекламных средств…………………………………....18
  4. Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров………………………………………………………...21

ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ……………………………………...28

       2.1 Дидактические средства, применяемые при изучении экономических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях…………………..28

       2.2 Изучение и анализ рынка дидактических материалов элективных курсов по рекламной деятельности для средних общеобразовательных учреждений……………………………………………………………………...30

 ГЛАВА 3. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КРЕАТИВНАЯ РЕКЛАМА»………………………………………………….41

        3.1 Пояснительная записка элективного курса…………………………..41

        3.2 Апробация программы «Креативная реклама»………………………45

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………50

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………54

                                                  ВВЕДЕНИЕ

Основными проблемами, с которыми столкнулось отечественное образование на современном этапе развития, являются проблемы оторванности школьного образования от реальной жизни, отсутствие целостности в системе знаний, умений, навыков, получаемых учащимися при изучение различных учебных дисциплин по причине их изолированности друг друга, отсутствие у школьников умения применять знания, полученные в процессе обучения, на практике. Решение данных проблем в современной системе образования связано с переходом школьного образования на профильное обучение, реализацией компетентностного подхода, о которых заявлено в «Плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы». Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Для того, чтобы большинство школьников, получая базовое образование, были готовы к осознанному выбору формы дальнейшего обучения были введены предметные и межпредметные элективные курсы.

  Элективные курсы направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении различных образовательных потребностей старшеклассников. 

Элективный курс «Креативная реклама» дает возможность более подробного изучения рекламной деятельности, ее видов, функций, составление бизнес – планов и рекламного носителя к ним.

Программа элективного курса «Креативная реклама» направлена на получение учащимися знаний в сфере рекламной деятельности, значения ее в обществе, психологического воздействия на общество. Это позволяет ученикам побыть в роле рекламодателя, предпринимателя, рекламиста и наблюдателя.

Новизна данной программы заключается в том, что каждый обучающийся сможет  на основе полученных  знаний различать виды реклам, составлять бизнес – планы, понимать как работает реклама, составлять собственный рекламный носитель, креативно мыслить и фантазировать, анализировать свое отношение ко всем вопросам связанных с рекламной деятельностью и личные  возможности для  возможной в будущем предпринимательской деятельности.  

Разработанный элективный курс направлен на формирование у обучающихся межпредметных компетенций, умений применять полученные знания, оценивать свои  способности в данной теме.

Цель: проектирование элективного курса по теме «Креативная реклама» для учащихся  9 классов (БОУ города Омска «Гимназия №159»).

           Объектом исследования является 

 Предмет исследования – организация элективного курса для старшеклассников, позволяющего обеспечить эффективную учебно-  познавательную  деятельность школьников.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 

     1. Изучение программ элективных курсов по рекламной деятельности для учащихся средних общеобразовательных учреждений;

     2.  Разработка комплекса учебно-дидактического материала к элективному курсу;

     3. Апробация авторской программы элективного курса «креативная реклама».

Изучение данного элективного курса рассчитано на 18 часов, по  окончании которого обучающиеся защищают свой бизнес – план с рекламным носителем и решают тест в рамках предусмотренного зачета.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, методических рекомендаций, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ

  1.   Реклама в современном обществе

            В нашей жизни реклама занимает огромное значение. Она в значительной степени определяет наш образ и стиль жизни, неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и окружающему миру. Она показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации. Определяет, что хорошо и что плохо. Мы покупаем то, что нам говорят или «советуют».

         По мнению специалистов: Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцол, одной из основных тенденций нашего времени является бурное развитие сферы услуг. Полноправным, полноценным элементом сферы услуг является РЕКЛАМА.
            Реклама в нашей стране получила своё развитие совсем недавно, следовательно, и поэтому данная тема является достаточно актуальной и  обсуждаемой [29].

           Реклама происходит от латинского слова «relamare» - «громко кричать» и «извещать». 

           Из многочисленных определений рекламы можно выделить следующие:
•    реклама – это платное однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы;
•    реклама – это любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора;
•    реклама - форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на языке нужд и запросов потребителя [3].
           Сегодня, реклама отражает жизнь общества, является ее социальным зеркалом. Реклама – везде и всюду. Если раньше, особенно до распространения книгопечатания, реклама создавалась как уникальный единственный экземпляр, и всякое тиражирование требовало довольно много затрат времени и труда, но в наше время интернет расширяет возможности получения информации до максимальных масштабов. Реклама отражает национальные особенности, используя, национальные персонажи, языки, символику, цвет и музыку.

             Реклама играет очень большую роль в нашей жизни. Она везде и всюду с нами. Реклама знакомит с географией поставок, квалификацией персонала, сообщает о качестве товаров, знаменитых людях – клиентах фирмы, научно-исследовательской и дизайнерской деятельности, о фондах, наградах и т.д. В результате достигается престиж, имидж фирмы, ее узнаваемость по торговой марке, эмблеме. 

           Информативная  реклама  преобладает  в  основном  на  этапе  выведения  товара  на  рынок, когда  стоит  задача  создания  первичного  спроса.                                                      

            Информативный вид рекламы его целью является рассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара + информирование рынка об изменении цены + объяснение принципов действия товара + описание оказываемых услуг + исправление неправильных представлений или рассеяние опасений потребителя + формирование образа фирмы [2].

            Увещевательная  реклама  приобретает  особую  значимость  на  этапе  роста, когда  перед  фирмой  встает  задача формирования избирательного спроса. Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество одной марки за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса.

           Увещательный вид рекламы его целью является формирование предпочтения к марке + поощрение к переключению на вашу марку + изменение восприятия потребителем свойств товара + убеждение потребителя совершить покупку не   откладывая.      

           Напоминающая  реклама  чрезвычайно важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспоминать о товаре. Сродни ей, так называемая подкрепляющая реклама, которая стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора.        

           Напоминающий вид рекламы его целью является напоминание  потребителю  о  том, что  товар  может  потребоваться  ему  в  ближайшем  будущем + напоминание  потребителям  о  том, где  можно  купить  товар + удержание  товара  в  памяти  потребителей  в  периоды  межсезонья + поддержание  осведомленности  о  товаре  на  высшем  уровне.

Данные цели помогают достичь следующее:

  1. создать имидж новому товару;
  2. улучшить имидж давно существующего товара;
  3. повысить с 25 до 50 % известность марки у аудитории молодых женщин от 20 до 25 лет;
  4. заставить пользоваться товаром, покупать его в периоды падения спроса (мороженое зимой);
  5. заинтересовать покупателей, принадлежащих к еще не охваченному сегменту рынка;
  6. исключить то, что мешает торговле вследствие предубеждения и т.д.

           Виды рекламы по способу размещения:

  1. газетная реклама;
  2. реклама на сувенирах;
  3. аудио - , видео – реклама;
  4. реклама в сети интернет;
  5. наружная

            В свою очередь наружная реклама делиться на:

Реклама на асфальте – это  относительное новое явление на отечественном рекламном рынке.

           Первыми, на асфальте стали размещать свои предложения те, кто просто обязан мыслить нестандартно - компании предлагающие услуги продвижения сайтов в интернете. Особенной популярностью размещение рекламы на асфальте в местах пешеходного трафика пользуется у совсем маленьких компаний, предлагающих свои услуги на ровне с сотнями других конкурентов, выделиться среди которых в одном ряду печатных объявлений, например, в газете очень затруднительно. Правовые аспекты мероприятия, законность размещения или необходимость согласования с городскими властями такие фирмы волнуют гораздо меньше, чем стоимость рекламы и ее эффективность. Сегодня возможности асфальта эксплуатируют уже и известные бренды [6].

Щиты – один из самых эффективных инструментов наружной рекламы. Размещаются вдоль автотрасс и городских улиц, а также на перекрестках и площадках. Такие рекламные носители рассчитаны, прежде всего, на водителей и пассажиров автомобилей и наземного общественного транспорта [7].

 Штендеры – это мобильная (переносная) конструкция наружной рекламы, которая устанавливается на улице в непосредственной близости от компании – рекламодателя.                                                                          

             В рекламных кругах штендер считается одним из недорогих, но эффективных способов привлечь внимание и проинформировать о товарах (услугах) или сезонных предложениях.  

Реклама на транспорте – это  реклама, относящаяся ко всем видам городского наземного транспорта: троллейбусы, автобусы, трамваи, маршрутное такси, корпоративный транспорт, дальнобойная реклама.
        Основные преимущества рекламы на транспорте:

        -    более полный охват целевой аудитории;

        -    наглядность;

        -    высокий уровень внимания потребителей;

        -    высокая частота контактов;

        -    необычная дешевизна

       - не требует получения разрешительных   документов в муниципалитетах, кроме некоторых ограничений по  нанесениям в управлении ГИБДД полиции УМВД России.

 Брандмауэр – это  рекламное объявление в виде натянутого полотна или щита, как правило, больших размеров, расположенное на глухих стенах домов [29]. 

Оформление витрин – это не просто показатель статуса магазина и инструмент продвижения товара. Интересно и оригинально устроенная витрина - это своего рода архитектурное украшение города, иногда даже достопримечательность, на фоне которой фотографируются туристы. В конечном итоге это очень эффективный вид рекламы, ведь часто потенциальные потребители принимают решение о покупке практически подсознательно, пока разглядывают витрину. 

Вывески – это конструкция в объемном или плоском исполнении, расположенная, как правило, на фасаде здания, рядом со входом, которая информирует об организации или предприятии, находящимся внутри здания. Современная вывеска выполняет обычно две функции, которые сложно отделить одну от другой: это подача информации и реклама.

Выставочный стенд – это  изделия, в базовую комплектацию которых входит каркас и панели для размещения различной рекламной информации.                                                                                                     Среди преимуществ, которые имеют выставочные стенды любой конструкции, можно отметить:

    -     оригинальный дизайн;

    -     возможность быстрой и легкой транспортировки;

    -      простота сборки, установки и разборки;

    -      высокая функциональность и индивидуальность стиля;

    - доступная стоимость, полностью соответствующая качеству изготовления предлагаемых нами конструкций.

Указатель внешне представляет собой панель – кронштейн  или световой короб (лайтбокс). Особенность рекламы на указателях в том, что она показывает направление движения к магазину или офису компании. Сегодня на всех улицах есть указатели. Функцией указателей является посыльное информационное содействие прохожим и водителям для ориентировки в городах. В отличии от обычной рекламы, указатели не вызывают раздражения у прохожих, а наоборот считаются источником полезной информации для них. Указатели очень эффективны, т.к. являются проводником между покупателем и продавцом [30].

Крышные установки – это один из видов наружной рекламы. Представляют собой рекламные конструкции, устанавливаемые на крышах зданий. Установки, обладают габаритными размерами, которые значительно превышают размеры фасадных рекламных конструкций.

Металлические буквы – это популярность букв из металла вызвана, прежде всего, возможностью выбора практически любого вида и размера шрифта. Это сразу выделяет вывеску на фоне остальных, делая ее своеобразной и особенной.

Нестандартные установки – представляет собой индивидуально спроектированные рекламные носители, которые специально разрабатываются под конкретные запросы клиентов. Рекламные кампании и промо - акции с применением таких нестандартных методов значительно усиливают воздействие рекламы на целевую аудиторию.

Объемные буквы – это часто используемая, а также наиболее распространенная технология изготовления рекламных вывесок. Они могут быть любых размеров от одного сантиметра до нескольких метров.

Растяжки – имеют огромное преимущество - это выгодное расположение по сравнению с другими рекламными носителями, они находятся в поле зрения прямой видимости всех водителей, а соответственно и пассажиров, т.к. перетяги расположены непосредственно над проезжей частью на высоте 4 – 7 метров. К тому же реклама на перетягах читается с обеих сторон движения автомобильного потока [33].        

Стела – объемная (трехмерная) рекламная конструкция, достигающая в высоту до 20 м. Зачастую изготовляется в виде двухстороннего светового короба с накладными элементами и декоративными боковыми панелями. Устанавливается на собственном бетонном основании.

Табличка – на них обычно находится название компании, вид деятельности, возможно часы приёма и другая информация. Расположенная на уровне глаз – табличка становится лицом фирмы для человека, впервые оказавшегося перед обозначенной ей дверью, именно поэтому каждая уважающая себя компания старается использовать только качественную продукцию для оформления своего фасада или входной группы, используя таблички, как наружную рекламу [8].

        Можно сделать вывод, что с рекламой мы встречаемся везде, хотим мы этого или нет. Поэтому меня заинтересовало, а какой информацией наше общество владеет о рекламе?  Для изучения этого вопроса  был разработан мини – опрос, состоящий всего из 5 вопросов (Приложение 1).

       По результатам опроса  респондентов выявлено, что население в возрасте от 17 – 25 лет не имеют четкого представления о рекламе, ее целях, видах, и это плачевно может отразиться на их жизни. Знание о рекламе необходимо каждому человеку, ведь он каждый день сталкивается с теми или иными видами реклам. Человек даже не заинтересованный в технологии и влияния рекламы невольно становится жертвой рекламодателей, так как мы все прекрасно знаем, что реклама – это двигатель торговли! Реклама находится везде вокруг нас, вся реклама построена на том, что бы невольно заставить нас приобрести тот или иной товар только из – за красивой этикетки, или грамотного подбора цветовой гаммы для рекламного щита. Производители товара или услуги готовы придумать любые уловки для того чтобы вы воспользовались их услугами или приобрели товар.

Проанализировав свое покупательское поведение сами, мы быстро поймем, что покупку мы совершаем, подчиняясь некому импульсу: колеблемся, колеблемся – и  вдруг покупаем. Продуманная реклама как раз и способствует скорейшему проявлению такого импульса. Итак, реклама способствует возникновению транса у покупателей, проявлению покупательского импульса. 

Некоторые углубленные знания о рекламе помогут людям более осознанно подходить к тем или иным решениям при покупке товара или услуги. 

 

1.2  Психология потребительской мотивации поведения покупателя

         Умело составленная реклама никогда не остается без результата. Исследования психологической мотивации покупателя носят название «исследование побудительных мотивов». Цель этих исследований заключается в раскрытии психологии массового покупателя, понять те скрытые мотивы, которые управляют его поведением. Мотивация выступает как основание целесообразности покупки товара. Покупатели оценивают отдельные товары в зависимости от того, какую потребность они могут удовлетворить. Следовательно, рассматривать мотивы покупок можно лишь в аспекте социально-бытового содержания жизни современных людей, их семейно-личной среды, круга общения, интеллекта, увлечений, участия в общественной и производственной жизни коллектива. Без учета этих предпосылок невозможно говорить о конкретной социально-предметной среде, в которой формируется личность человека [28].                                                      

             Самым непосредственным образом на развитие потребностей, а, следовательно, и мотивов влияет принадлежность личности к определенной социальной группе, а также конкретные условия экономической жизни людей. При объяснении мотивов покупки следует учитывать различного рода побуждения и планы потребителя как социально активной личности, их реальные сплетения и сложные взаимосвязи. Мотивы личности во всем своем многообразии выступают как проявление потребностей личности. Ввиду этого потребитель при выборе товара, как правило, принимает решение под влиянием не одного, а несколько мотивов.

           По своему содержанию потребительские мотивы основываются на таких фундаментальных потребностях, как питание, отдых, духовное обогащение, условия труда, быта и др. Поскольку мотивы являются самыми мощными внутренними детерминантами человеческого поведения, их иногда называют движущими силами, импульсами, потребностями, запросами, внутренней напряженностью, волевыми устремлениями. Считается, что люди постоянно стремятся удовлетворить эти внутренние побуждения [7].                                        

           Мотивы человека делятся на первичные и вторичные. В перечень первичных обычно включают те, которые являются или представляются врожденными, биогенными, а вторичными называют те, что считаются социогенными, т. е. приобретенными в процессе жизненного опыта и обучения.

Первичные мотивы:

  1. аппетитная еда;
  2. утоляющие жажду напитки;
  3. уютное окружение;
  4. избавление от боли и опасности;
  5. удовлетворительные сексуальные отношения;
  6. благополучие близких;
  7. одобрение со стороны общества;
  8. превосходство над другими;
  9. умение преодолевать препятствия;
  10. игра.

Вторичные мотивы:

  1. красота и вкус;
  2. чистоплотность;
  3. расчетливость;
  4. любопытство;
  5. надежность и достоинство;
  6. экономность и выгода;
  7. образованность и информированность;
  8. работоспособность;
  9. здоровье;
  10. универсальность [1].                                                                                                   

          Со временем меняется и сама структура мотивации. Мотивы, сильные сегодня, могут стать слабыми завтра, поскольку отдельные ценностные установки меняются вслед за изменением обстоятельств.

          На покупку товара всегда влияет определенный комплекс экономических, социальных, психологических и географических факторов. В одних случаях одни и те же факторы играют решающую роль, в других — весьма незначительную. Потребители обычно знают, для какой цели совершают покупки, но не всегда могут объяснить мотивы при выборе того или иного товара. Так, для некоторых потребителей решающим мотивом является удовольствие, получаемое ими от покупки, хотя через некоторое время купленный товар перестает их интересовать. Этот мотив зачастую бывает более сильным, чем такие традиционные мотивы, как практичность, технический уровень изделия. Нередко мотив облегчения труда в домашнем хозяйстве оказывается малоэффективным, хотя самоочевидность его, казалось бы, не требует аргументов. Так, многие покупатели, особенно в магазинах самообслуживания, предпочитают одни товары другим под влиянием их внешнего вида, руководствуясь при этом иррациональными мотивами.

           В качестве мотива может выступать верность потребителя своей марке. Иногда такая приверженность к одной и той же марке товара поддерживается с большим трудом. Возникающие соблазны и желание купить товар другой марки, показавшийся более привлекательным, вызывают у потребителя определенную внутреннюю напряженность, которая опирается в таких случаях на прочное и глубокое постоянство — традиции и привычки.

            На формирование отдельных мотивов влияет авторитет. Авторитетное лицо (общественный деятель, ученый, киноартист и т. д.) может оставить в психике потребителя глубокий след. Так, потребитель может копировать у авторитетного лица навыки, отношение к определенным вещам, манеры поведения, стиль одежды. Такое подражание не всегда осознанно, так как потребитель не всегда понимает, что в своем поведении, способе одеваться он руководствуется навыками, почерпнутыми у другого лица. Под влиянием собственных или заимствованных, зачастую несовершенных, вкусов и других факторов у потребителя могут формироваться мотивы, не способствующие рациональному потреблению товаров. Таким образом, расширение и обновление ассортимента товаров с одной стороны, создает для покупателей возможность более полного удовлетворения потребностей, и в то же время эти факторы влияют на увеличение вероятности ошибок при выборе, т. е. способствуют нерациональному выбору товаров [9].

          В психологии потребителя важно учитывать и такой мотив, как уровень притязаний, который зависит, прежде всего, от материального положения потребителя, его образования, возраста и профессии. Притязание может быть пассивным — это ожидание, по определению И. Канта, «желание без приложения сил». Активное притязание — это борьба за полномочия, направленная на определенные объекты желаний. Уровень притязаний потребителя обычно соответствует его духовному миру, манерам поведения, ценностным ориентациям. Ориентации тесно связаны со структурой мировоззрения личности и свидетельствуют о желании приблизиться к социальному или эстетическому уровню той ли иной социальной группы. Готовые ориентации потребитель может заимствовать у других лиц.        

            Чрезвычайно высокий уровень притязаний является следствием ошибочной манеры поведения, неверного понимания своего назначения, оценки собственного своеобразия, индивидуальности и призвания.    

            Дисгармония между уровнем притязаний и реальными возможностями возникает из-за переоценки потребителем своих экономических возможностей или особенностей психических склонностей (нереальные мечты, завышенные требования и т. д.).

            Важную роль в процессе мотивации играют привычки, навыки, представления, вкусы потребителей. Они возникают на основе удовлетворения конкретной потребности при многократном прохождении через этап мотивации. В результате то или иное действие по отношению к продукту становится для потребителя необходимостью. У него появляется готовность к определенному действию, например, покупке товара или систематическому употреблению в пищу того или иного продукта.

           В результате частого прохождения через этап мотивации между потребностью и поведением потребителя устанавливается прямая и кратчайшая связь. Потребность непосредственно, помимо процесса мотивации, вызывает действие — покупку того или иного товара. Таким образом, мотивация постепенно угасает. Поведение потребителей автоматизируется, превращается в покупательские привычки, которые постепенно перестают осознаваться. Такие привычки, основанные нередко на простом подражании, можно частично изменить под влиянием рекламы [16].

            Потребительские привычки основываются на многочисленных факторах: социальных, культурных, климатических и т. д. Традиции и привычки могут оказать серьезное противодействие новому товару, поступившему на рынок. В то же время на основе привычек и традиций, существующих в той или иной местности, можно строить целую рекламную кампанию. Таким образом, изучение мотивационной психологии потребителей является важной задачей рекламоведов, позволяющей раскрывать мотивы и побуждения людей совершать покупки или реагировать на рекламу каким-то определенным образом.

1.3  Классификация рекламных средств

         Рекламное средство представляет собой материальное средство, которое служит для распространения рекламного сообщения и способствует достижению необходимого рекламного эффекта. Все рекламные средства представляют собой определённую совокупность. При этом следует отличать рекламные средства от носителей (медиумов) рекламного сообщения. Рекламные средства могут являться одновременно носителем рекламного сообщения, но носитель рекламы не является рекламным средством (например, журналы являются носителями объявлений, а объявления – это средства рекламы, флакон из-под одеколона – это носитель рекламной этикетки и т.д.)

        Следовательно, рекламное средство содержит как рекламные, так и не рекламные элементы. К рекламным элементам относится содержание и форма рекламного сообщения; к нерекламным – материал и технический носитель рекламных элементов (средство распространение, радио, телевидение).
       С помощью рекламных средств рекламодатель стремится оказать то или иное воздействие на потенциальных потребителей объекта рекламирования и побудить их тем самым к совершению определенного действия или поступка.
      Рекламная информация может доводиться до адресатов с помощью средств массовой информации: телевидения, радио, печати и др. при этом используются разнообразные средства рекламы, которые отличаются друг от друга своими составными элементами, особенностями применения и распространения, массовостью и эффективностью воздействия на адресатов.
     Способы передачи сообщений (каналы, средства, носители и т.п.) вообще чрезвычайно разнообразны, в рекламе же их насчитывается десятки, если не сотни, от классических рекламных объявлений и плакатов до брелков, этикеток и клеящей ленты. Поэтому попытки строго классифицировать все эти средства наталкиваются обычно на серьёзные трудности [11].

     По способу воздействия на органы чувств человека рекламные средства подразделяются на:
 а)  зрительные (визуальные) – рекламные средства, воздействующие на зрение человека. К этой группе относятся средства печатной рекламы, выставки, витрины, световая реклама и т.д.;

  б) слуховые (акустические) – рекламные средства, воздействующие на слух. Их также используют в качестве звукового фона при рекламе отдельных товаров. Сюда относятся радиореклама, устная реклама и д.р.;

  в) зрительно - слуховые – средства рекламы, воздействующие одновременно на органы слуха и зрения. В эту группу входят теле - и кинореклама, демонстрация мод;

  г) зрительно - осязательные (например, образцы тканей, передаваемые покупателям в руки для осмотра и восприятия на ощупь) или объявления, отпечатанные шрифтом для слепых и т.д.;

  д) зрительно - обонятельные (например, когда в парфюмерных магазинах флаконы с пробными духами передаются в руки покупателя для определения запаха);

  е)  зрительно-вкусовые (например, когда проводится дегустация

 продовольственных товаров).

По техническому признаку рекламные средства подразделяются:

  а) печатные (плакаты, афиши, каталоги, объявления и статьи в газетах и журналах, упаковочные материалы и др.);

  б)  радиореклама (рекламное передачи по радио);

  в)   кино-, видео- и телереклама (короткометражные рекламное фильмы);

  г)   световая реклама (световые указатели, табло, световые вывески

 предприятий торговли, газо-световые объявления и д.р.);

  д)  живописно-графические средства (панно, плакаты, уличные

 транспаранты, ценники, указатели, вывески магазинов и др.);

 е) прочие рекламное средства (демонстрация товаров, дегустация продуктов, устная реклама и др.).

 По месту применения рекламные средства подразделяют на:

 а) внутри магазинные (указатели, ценники, памятки, выкладка товаров, демонстрация одежды, устная реклама и др.);

 б)  внешние (объявления и статьи в газетах и журналах, уличные

транспаранты, вывески магазинов и др.).

По характеру воздействия на адресата рекламные средства могут быть:  

  а)  индивидуальные (вкладыши в газете, некоторые виды каталогов, брошюр и т.д.);

   б)  массовые (объявления, листовки, телефильмы и др.).

 В зависимости от охватываемой рекламной деятельностью территории выделяются:

   а) локальная реклама (масштабы – от конкретного места продажи до территории отдельного населенного пункта);

   б) региональная реклама (охватывает определенную часть страны), общенациональная реклама (в масштабах государства);

   в)  международная реклама.

В зависимости от предмета рекламы:

   а) реклама товара (услуги);

   б) рекламу предприятия.

        На практике часто одновременно рекламируют товар (услугу) и товарный знак или знак фирмы.

       В зависимости от задач, которые рекламные средства решают в процессе рекламной акции (кампании):

    а)  рекламные средства, стимулирующие спрос;

    б)  средства, формирующие спрос на товары (услуги).

    Все указанные классификации рекламных средств недостаточно приемлемы для практического использования. В этой связи наиболее удобна классификация, в основу которой положен признак отношения средства рекламы (носителя рекламной информации) к объекту рекламирования. При этом в одних случаях в качестве носителя рекламной информации может выступать сам объект рекламирования (товар), а в других – носитель рекламной информации отделен от объекта рекламирования во времени и пространстве [13].

  В соответствии с этим признаком, все средства рекламы можно подразделить на три группы:

  1. демонстрационные средства рекламы, основанные на демонстрации объекта рекламирования;
  2. изобразительно-словесные средства рекламы, в основу которых положено описание и изображение объекта рекламирования;
  3. демонстрационно-изобразительные – сочетающие демонстрацию и изображение объекта рекламы.

             Демонстрационные средства рекламы, в свою очередь подразделяются на три подгруппы: выкладка товаров, демонстрация товаров в действии, дегустация [17].

    Изобразительно-словесные средства рекламы подразделяются на семь групп: печатная, кинодиапозитивная и фотореклама, живописно-графическая, световая, телевизионная, устная, радиореклама.
             В группу демонстративно-изобразительных средств входят: витрины, муляжи, макеты.

1.4 Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров

         Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим законом.

  Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе. В частности, статья 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ содержит общие требования к рекламе. К числу основных общих требований относятся следующие:

    •  реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств;

    •  реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и, по усмотрению рекламодателей, дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации;

    •  не допускается реклама товаров, реклама самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;

    •  реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;

    •  использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

    •  реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;

    •  реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

         В законе «О рекламе» правовому регулированию посвящено 5 статей. В частности, одиннадцатая статья рассматривает особенности правового регулирования рекламы в радио- и телепрограммах. Эти рекламные средства считаются наиболее эффективными потому, что они являются массовыми и воздействуют, в основном, на чувства и разум. Чувственное восприятие наиболее сильное и запоминающееся.

         В радио – и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:

  1. детские и религиозные передачи;
  2.  образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд;
  3. радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;
  4. иные передачи, продолжительность которых составляет менее 15 минут.

           Передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, не допускается прерывать более чем два раза.

В радио – и  телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 25 процентов объема вещания в течение суток.

           Распространение рекламы одного и того же товара или рекламы самого рекламодателя не должно осуществляться более чем два раза в течение часа эфирного времени и общей продолжительностью не более чем две минуты.

           При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.

             Статья 12 закона «О рекламе» посвящена особенностям рекламы в периодических печатных изданиях. Эта статья вытекает из статьи 36 закона «О средствах массовой информации» и ограничивает до 40 процентов объем рекламных материалов в одном номере периодического печатного издания, не специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Однако соблюдение предусмотренного ограничения трудно проконтролировать в периодических изданиях из-за подачи в них информации в форме скрытой рекламы: в виде статей о товарах, методах продажи и т. д.

             Периодическая печать популярна в силу своей оперативности, доступности, массовости охвата и возможности многократно возвращаться к напечатанному. Реклама в ней — самая дешевая.

             Статья 13 закона определяет запрет на рекламу во время кино – и видеообслуживания. Как исключение допускается показ материалов рекламного характера в перерывах между сериями кино – и  видео – фильмов. Кроме того, данная статья определяет последовательность подачи информации при справочном телефонном обслуживании, когда реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. Если справки при телефонном, компьютерном и ином обслуживании платные, то реклама может предъявляться только с согласия абонента и стоимость ее не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.

             Особое место в законе «О рекламе» отводится наружной рекламе. Статья 14 предусматривает, чтобы наружная реклама не имела сходства с дорожными знаками и указателями, не ухудшала их видимость, а также не снижала бы безопасность движения. Наружная реклама допускается к распространению при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органами управления автомобильных и железных дорог, органами внутренних дел, государственной автомобильной инспекцией и др.

            В связи с передачей полномочий по вопросам наружной рекламы органам местного управления на местах принимаются соответствующие постановления и инструкции, определяющие порядок размещения средств наружной рекламы.

            Особенности распространения рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях регламентируются статьей 15 закона «О рекламе». Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства.

             Органы, на которые возложены функции контроля за безопасностью движения, могут ограничивать или запрещать распространение рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения.

             Особенностью распространения рекламы на почтовых отправлениях является то, что оно возможно только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. При этом порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы определяются указанным органом.

             Особенности рекламы отдельных видов товаров определены в статье 16. Из всей совокупности товарных групп, реализуемых на потребительском рынке России, закон «О рекламе» регламентирует рекламу только четырех групп товаров (табак и табачные изделия, алкогольные напитки, медикаменты и оружие). Однако эти товары выбраны не случайно, так как они являются атрибутами нездорового образа жизни, а одной из главных функций государства является забота о здоровье народа и развитии его рациональных потребностей [34].

             Особое место в этой статье отводится рекламе алкогольных и табачных изделий. Реклама алкогольных и табачных изделий не должна содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, дискредитировать воздержание от употребления их, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах указанных товаров. Закон запрещает адресовать рекламу алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним, использовать для рекламы образы физических лиц в возрасте до 35 лет, а также лиц, пользующихся популярностью у молодежи в возрасте до 21 года.

            Не допускается распространение рекламы алкогольных и табачных изделий в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени, в детских, спортивных, учебных, медицинских и культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.

              При публикации рекламы табачных и алкогольных изделий в периодической печати не допускается размещение ее на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

              Реклама табака и табачных изделий должна сопровождаться предупреждением о вреде курения.

              Закон запрещает рекламу медикаментов, медицинской техники и медицинских услуг при отсутствии разрешения Министерства здравоохранения на производство или реализацию указанных товаров и услуг, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.

               В данной статье достаточно много уделено внимания вопросам рекламы оружия, вооружения и военной техники. Допускается реклама боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляется по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Реклама других видов оружия, вооружения и военной техники не допускается.

               Не допускается реклама разрешенного гражданского оружия, вооружения и военной техники, реализуемой по лицензиям, если реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства или способы его применения.

               Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия.

             Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных средствах массовой информации допускается только после 22 часов местного времени.

            Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, реализуемой по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в законе Российской Федерации «Об оружии», а также на специальных выставках или ярмарках-продажах. Данное положение приобретает особую значимость в деле установления контактов с потенциальными клиентами как для российского, так и для международного рынка [35].

        

ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

       Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и другое. Однако нужно иметь в виду, что «средства обучения» имеют и более широкий смысл. В этом случае это все то, что способствует достижению целей образования, то есть вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

2.1 Дидактические средства, применяемые при изучении экономических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях

          Дидактические средства обучения – это  источник получения знаний, формирования умений.

         Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности учащихся, а также управления и контроля.

          Подбор дидактических средств для проведения занятий очень важен, ведь они облегчают восприятие и усвоение нового материала. Экономические дисциплины имеют особенность, что к ним очень сложно подобрать дидактические средства, затрудняется их выбор. Это связано, прежде всего, с тем, что чаще всего используемые и более популярные среди учеников видеоролики, а также какие-либо аудиозаписи подобрать к темам экономической теории практически невозможно. Чтобы хоть как-то разнообразить учебный процесс и привлечь внимание учеников, используют различные головоломки и кроссворды (например, при рассмотрении темы видов и функций рекламы), а также применяют различные презентации. Но основное место отводится дидактической игре. Особенно часто дидактические игры и различные ситуационные задачи используются в школе на уроках «Экономики», а также при изучении основ предпринимательства в старших классах на уроках «Технологии» [32].

           Игра широко используется как средство, форма и метод обучения и воспитания. Игровой метод является активным методом обучения. В отличие от традиционных методов уникальность игры состоит в том, что она позволяет усвоить не только понятийно-информационное содержание проблемы, но и способы деятельности в определенной сфере, нормы, правила, ролевую структуру деятельности, опыт социального поведения. Игра ценна тем, что обучение происходит неявно и занимательно. Именно неявный характер обучения в игре заставляет многих сомневаться в дидактических возможностях игр.

            В ходе игры ученик не только лучше усваивает полученные знания, он и пробует применять их в решении конкретных задач, а также учится размышлять и выбирать оптимальные решения из массы возможных вариантов.

             Так же используется тестирование как метод контроля за эффективностью учебно – познавательной  деятельности.

               Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. 

               Творческие задания, например, такие как рисование (используемые чаще всего при изучении темы «Разработка креативной рекламы для собственного предприятия»), способствуют развитию фантазии, нестандартного мышления, интереса к предмету, ведь рисовать ученики любят в любом возрасте [22].

2.2 Изучение и анализ рынка дидактических материалов элективных курсов по рекламной деятельности для средних общеобразовательных учреждений

             В поисках элективных курсов по рекламной деятельности для средних общеобразовательных учреждений  был изучен и проанализирован ассортимент электронных библиотек (каталог книг www.knigi.tr200.net; официальный сайт Федерального агентства по образованию www.edu.ru; сайт челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики www.ecol.edu.ru/biblio/type/1013), сайтов продаж литературы, таких как каталог книг www.infobook.ru; сайт издательского дома «Питер» www.piter.com; каталог учебной литературы www.my–shop.ru; каталог книг www.bookman.ru, www.magazinov.net, www.ozon.ru; сайт издательства «Финансы и статистика» www.finstat.ru, а также магазины розничной торговли литературой («Буква», «Учебная литература», «Литера»).

       В результате поиска и анализа литературы можно сделать вывод, что рынок учебной литературы богат подобными изданиями.

       Например, программа элективного курса «Мое место в мире современных профессий. Психологические аспекты управления рекламы и маркетинга» для 9 класса, разработанный Хромовой Ю.В. и Колосовой Е.С.  Элективный курс в рамках  предпрофильной подготовки учащихся может решить проблему обеспечения старшеклассников необходимыми знаниями в области психологии управления, психологического обеспечения рекламной деятельности, современного маркетинга. Элективный курс рассчитан на 12 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение семинаров-практикумов, встречи со специалистами, работающими в указанных сферах деятельности, творческие задания.

       Цель элективного курса – формирование представления о психологии управления, маркетинге, рекламе.

Основные задачи курса:

  1. способствовать расширению знаний о мире профессий, ориентированию в особенностях различных профилей дальнейшего обучения;
  2. создание условий для практического ознакомления с особенностями профессионального труда менеджера, специалиста по рекламе и смежным профессиям;
  3. определить основные условия успеха в профессиональной деятельности;
  4. раскрыть причины конфликтов в деловом общении;
  5. формировать навыки определения своего психологического портрета;
  6. развивать учебно-коммуникативные умения, творческие способности;
  7. способствовать активизации профессионального и личностного самоопределения учащихся;
  8. способствовать личностному росту старшеклассников.

 Содержание курса:

Раздел элективного курса «Психология управления»

Тема 1. Предмет и методы современной психологии управления (1 час). Психология управления как отрасль практической психологии. Предмет современной психологии управления. Методы современной психологии управления, их краткая характеристика. Мир профессий.

Тема 2.  Основные психологические законы управления (1 час). Психологическая сущность управления. Психологические законы управления.

Тема 3. Проявление индивидуальных особенностей личности, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность (1 час).

Темперамент, характер, воля и способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности. Практическая работа № 1 «Определение воли и типа темперамента».

Тема 4. Общение и управление. Психология управленческого общения (3

часа).

Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика. Деловое общение: от чего зависит успех и почему происходят конфликты. Практическая работа № 2 «Определение коммуникативных и организаторских способностей, конфликтности, определение уровня владения невербальными компонентами в процессе делового общения».                                                                                                                                    Раздел элективного курса «Психология рекламы»

Тема 5. Общие теоретические проблемы психологии рекламы (2 часа). Реклама: понятие, цели, виды, функции. Роль психических процессов в формировании рекламных образов, творчество в рекламе, роль мотивации и стереотипов в рекламной практике.

Тема 6. Прикладные вопросы психотехнологии рекламных средств 

(3 часа).

 Психотехнологии рекламных средств без обратной связи: виды рекламы (телевидение, радио, газеты и т.д.), психографика и психолингвистика рекламного текста. Психотехнологии рекламных средств с обратной связью (телефон, почтовая рассылка и т.д.). Психология символики, света, цвета, формы. Психологическая эффективность рекламы.

Итоговая конференция (1 час).

Элективный курс «Как заработать на жизнь» разработан Моисеевым А.В.  Курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Рекомендуемое время проведения – второе полугодие учебного года. 

          Цель курса – способствовать усвоению школьниками основных знаний об экономической деятельности людей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [36].

Задачи курса:

 -    Усвоение основных знаний об экономической деятельности людей;

 - развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

 -   воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

 - формирование готовности использовать полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях и решения типичных экономических задач;

 -     развитие интереса к экономическим наукам.

Содержание курса:

Тема 1. Введение. (1 час).

Основные цели курса, его содержание, формы занятий, виды отчётности.

Тема 2. Что такое предпринимательство и кто такой предприниматель? (1 час).

Понятия предпринимательства, бизнеса. Мотивы и цель предпринимательской деятельности. Личностные характеристики предпринимателя. Практикум: признаки предпринимательской деятельности (работа с документами).

Тема 3 . Что такое бизнес-план и как его разработать? (1 час).

Понятие бизнес-плана. Значение. Структура.

Тема 4. Что такое фирма и зачем она нужна? (1 час).

Понятия фирмы, предприятия. Отличия фирмы от предприятия.

Тема 5. Виды фирм. (1 час).

Индивидуальное частное предприятие. Полное товарищество. Коммандитное общество. ТОО, АО, ЗАО, ООО. Достоинства и недостатки собственности.

Тема 6. С чего начать? Регистрация фирмы. (1 час).

Регистрация фирмы. Устав фирмы. Учредительный договор. Расчётный счет. Практикум: заполнение бланков документов.

Тема 7. Оценка рынка сбыта. (2 часа).

Понятие сегментации рынка. Оценка ёмкости рынка. Прогноз продаж. Деловая игра «Маркетинговое исследование».

Тема 8. Конкуренция: выбор стратегии поведения на рынке. (2 часа).

Оценка конкурентов. Стратегия поведения на рынке. Типы конкурентных рынков. Практикум: определение типа рынка.

Тема 9. Издержки и прибыль фирмы. (1 час).

Издержки фирмы. Амортизация. Прибыль. Практикум: решение экономических задач по теме.

Тема 10. Сколько работников нужно фирме? (2 часа).

Продукт труда. Ресурсозаменители. Дополняющий ресурс. Необходимое количество работников. Деловая игра: «Знакомство с экономическими профессиями».

Тема 11. Реклама в жизни фирмы. (1 час).

Понятие рекламы. Цель рекламы и её роль. Расходы на рекламу. Правила рекламной деятельности.

Тема 12. Откуда взять деньги? (1 час).

Внутренние и внешние источники финансирования фирмы. Торговый кредит. Финансирование фирм государством.

Тема 13. Государство и фирма: всё ли может фирма, что она хочет? (1 час).

Цели регулирования государством поведения фирмы на рынке. Незаконные действия фирм. Практикум: социальная ответственность бизнеса.

Тема 14. Представление проектов бизнес-планов. (1 час).

Презентация бизнес – проектов. Тестирование способностей к предпринимательской деятельности.

Программа элективного курса «Рекламная деятельность» разработана Симоненко О. А. для 9 класса. Элективный курс для предпрофильной подготовки  учащихся  посвящается яркому явлению современности – рекламе. Большее внимание  уделено печатной и компьютеризированной рекламе [37].

            Цель  курса – расширить экономические знания учащихся по средствам применения компьютерных программ.

Задачи:

      -   ознакомиться подробнее с  программами Publisher и  Power Point;

      -   совершенствовать у школьников навыки работы с компьютером;

      -   углубить теоретические знания о истории возникновения рекламы, ее видах и средствах применения.

      Курс связан  2 разделами школьной дисциплины (экономика и информатика). Курс рассчитан на 13 часов. Однако его программа может корректироваться.

Содержание программы:

Тема 1. Предмет, метод и задачи курса «Рекламная деятельность» (4 часа).

На первом занятии учащимся сообщается цель и значение элективного курса, систематизируются знания учащихся о рекламе и ее сущности. В результате учащиеся  получают необходимые знания и расширяют кругозор. Материал удобно сообщить в виде лекции с последующей проверкой знаний при помощи теста.

Тема.2 История возникновения и развития рекламы (4 часа).

Желательно построить занятия в виде лекции и  беседы, для более удобного восприятия материала.   В беседе учащиеся могут использовать базовые знания истории, экономики.  

Тема.3  Рекламные средства и их применение (2 часа).

Этот блок самый большой и содержит определенное количество практических занятий. Здесь необходимо вспомнить какие средства рекламы применяются  в современном обществе, каким из них отдают предпочтение. Знакомство с программой Publisher позволит учащимся создать одну из средств печатной рекламы. Программа Power Point дает возможность создавать мультимедийные проекты, поэтому ученик сможет попробовать реализовать свою фантазию и приобретенные знания в создании рекламы тур.фирмы.

        На последних уроках идет защита и показ созданных рекламных презентаций (3 часа).

        По окончанию курса учащиеся  должны владеть понятием реклама, знать историю ее появления, знать какие рекламные средства существуют. Практически  уметь создавать с помощью компьютерных программ буклеты, объявления и мультимедийные проекты.

        Элективный курс «Мерчандайзинг: современные психотехнологии, дизайн и реклама» разработан Величко Е.В. для учащихся 9, 10 – 11 классов. Курс рассчитан на 70 часов.

        Цель подготовка специалиста для выполнения деятельности по продвижению товаров и услуг в предприятиях розничной торговли.

Содержание:                                                                                                                         Маркетинг (14 часов)

Тема 1. Современная концепция маркетинга. Теории маркетинга. Функциональные задачи маркетинга. Матрица потребностей. Как потребитель принимает решение о покупке.

Тема 2. Товарная политика предприятия. Классификация товаров. Концепция жизненного цикла товара. Виды и стратегии конкуренции. Конкурентоспособность товара и фирмы. Сегментация рынка.
Тема 3. Ценовая политика фирмы. Внешние факторы процесса ценообразования. Сбытовая политика фирмы. Методы сбыта товаров.
Тема 4. Продвижение товара: цели и виды. Имидж фирмы. Целевая аудитория и направленность продвижения. Выбор наиболее эффективного вида продвижения.

Тема 5. Брендинг. Десять заповедей бренда. 100 ведущих брендов мира.

Практическое занятие: деловая игра «Рыночная активность предпринимателя».

Мерчандайзинг (20 часов)

Тема 1. Цели и задачи мерчандайзинга. Функции мерчандайзинга в рыночных условиях. Варианты организации службы мерчандайзинга.
Тема 2. Основные составляющие мерчандайзинга. Правила и законы. Методы и средства мерчендайзинга в розничной торговой сети. Методы мерчандайзинга поставщика. 

Тема 3. Упаковка товаров. Дизайн упаковки. 

Тема 4. Технологическая планировка магазина. Дизайн магазина. Визуальный мерчандайзинг.


Тема 5. Техника работы мерчандайзера. Композиционное решение витрины. Оформление витрин. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Управление сбытом.

Тема 6. Цветовая блокировка. Формирование ассортимента. Комплексные меры. 
Тема 7. Техника продаж. Психотипы покупателей. Планирование потоков покупателей. Работа с возражениями. Современные психотехнологии в процессе формирования импульсной покупки. Мелочи в обслуживании клиентов.
Тема 8. Формы стимулирования спроса (ФОСТИС). Правила проведения презентаций. Промоакции (виды, планирование, подбор промоутеров, проведение, анализ эффективности).

Практическое занятие: промоакция «Гимн чаю», «Сочная компания – вливайся!».

Технология розничной торговли (10 часов)

Тема 1. Структура, функции, классификация предприятий розничной торговой сети.

Тема 2. Персонал розничного торгового предприятия. Оперативные процессы в магазине. Этапы, правила продажи товаров.

 Тема 3. Торговое обслуживание. Профессиональная квалификация персонала.
Тема 4. Санитарные правила для торговых предприятий: к устройству и содержанию, к хранению и организации продажи товаров.

Практическое занятие: обучение продавцов работе с клиентами – игра по сказке «Теремок».

Торговая реклама (10 часов)

Тема 1. Из истории возникновения и развития рекламы. Сущность, задачи и функции.
Тема 2. Характеристика основных видов рекламы. Законы и правила рекламы. 
Тема 3. Составление рекламного обращения. Рыночная атрибутика товара (фирменное имя, товарный знак, рекламный слоган).

Тема 4. Психологическое воздействие на потребителя. Рекламный показ товаров. Роль устной рекламы в процессе продажи товаров. Цветовое решение рекламы.

Практическое занятие: рекламное агентство.

Деловая культура и психология общения (16 часов)

Тема 1. Профессиональная этика предпринимателя. Деловой этикет. Внешний облик делового человека. Интерьер рабочего помещения. Особенности национальной этики.

Тема 2. Психологические аспекты делового общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация и взаимодействие. Успех делового общения. Речевой этикет продавца.
Тема 3. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Темперамент, характер и воля. Эмоции и чувства.
Тема 4. Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

Практическое занятие: метафорическая деловая игра по сказке «Морозко» (повышение качества обслуживания клиентов) [38].

          Программа элективного курса «Основы потребительских знаний» разработанная Ивановой И.П. для 9 класса. Рассчитан на 17 часов.

Цели:

-    удовлетворить потребность в знаниях по экономике и правоведению;

- дать практические рекомендации к поведению человека в позиции потребителя;

- развивать способность к анализу бытовой ситуации с точки зрения общественных наук;

-    помочь в профильной ориентации детей.

Содержание программы:

Тема 1. Потребитель и потребности (2 часа).

Потребители и продавцы. Проблема потребительского выбора. Иерархия потребностей. Бюджетное ограничение. Риск.

Решение ситуационных задач. Оформление схемы. Анализ казусов. Мини-опрос.

Тема 2. Как продаются товары (2 часа).

Торговля. Оптовая и розничная цена. Магазины. Рынки и ярмарки. Кредит. Посылочная торговля. Торговые агенты.

Анализ типичных ситуаций. Дискуссия. Сочинение-рассуждение.

Тема 3. Источники информации для потребителя (2 часа).

Советы друзей и знакомых. Как читать этикетку товара. Реклама. Специальные потребительские издания.

Сравнительная таблица. Практическая работа. Обзор литературы.

Тема 4. Реклама и ее регулирование (2 часа).

Что такое реклама. Откуда берется реклама. Что потребитель может узнать из рекламы. Скрытая, недобросовестная реклама. Социальная реклама. Обязательства рекламодателя перед потребителем.

Анализ стихотворения С.Михалкова. Анализ рекламы в печати. Анализ рекламных девизов по телевидению.

Тема 5. Наши расходы (2 часа).

 Потребности  и возможности. Бюджет. Экономия. Сбережения. Валюта и потребитель. Виды кредита. Простые и сложные проценты. Азартные игры.

Составление бюджета семьи по алгоритму. Решение экономических задач. Дискуссия.

Тема 6. Как покупать дешевле (2 часа).

Мир скидок. Дисконтные системы. Тайм-шеры как пример лжедисконта. Пластиковые карточки.

Решение экономических задач. Словарь потребителя.

Тема 7. Права потребителей (2 часа).

Право на безопасность, качество, информацию, выбор товара. Потребительское законодательство в России. Куда обратиться за помощью. Самозащита потребителя. Органы по защите прав потребителя. Общественные организации потребителей. Когда нужно обратиться к юристу. Когда надо обращаться в суд.

         Тестирование. Анализ документов. Анализ казусов. Алгоритмы поведения (памятки).

Тема 8. Этика потребительского поведения (2 часа).

Как вести себя:

- в магазинах;

- в службе быта;

- на транспорте;

- в самолете;

- отправляясь в путешествие;

- поступая в учебное заведение.

Вежливость. Компромисс.

Тестирование (1 час)

Проигрывание типичных ситуаций. Выдача «сертификата потребителя».

       Данные курсы достаточно интересны и содержательны, но тема рекламы до конца не раскрыта, на нее изучения отводится от 2 до 6 часов, а этого на наш взгляд недостаточно для того чтобы в полном объеме учащимся предоставить информацию. Именно поэтому был создан элективный курс, в рамках  которого «реклама» рассматривается от начала ее зарождения до нашего времени, при этом дети на занятиях проявляются как интеллектуально, так и творчески.

ГЛАВА 3. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КРЕАТИВНАЯ РЕКЛАМА»

3.1 Пояснительная записка  элективного курса

      Программа предназначена для организации обучения элективному курсу «Креативная реклама»  для учащихся 9 – х классов БОУ города Омска «Гимназия №159».

      Рабочая программа составлена на основе:

    -   базисного учебного плана гимназии;

    - авторской программы «Правовые основы предпринимательства», под редакцией Е.А. Сапрыкиной Серия «Профильная школа», - Москва, Глобус, 2007.

       Рабочая программа рассчитана на 18 учебных часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовой программе, в частности, в ней большое внимание уделено рекламе, ее функциям и видам, креативной рекламе.

       Целью  данного курса является содействие в получении знаний о рекламе, значении ее в предпринимательской деятельности и в обществе.

        В соответствии с данной целью в программу курса включен материал, способный вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющий для них несомненную ценность. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения.

          Цель осуществляется посредствам выполнения следующих задач:

    -    познакомить учащихся с основными понятиями рекламы;

    -    развить логическое мышление;

    -  воспитание работы в коллективе, принятии решений самостоятельно, ответственности.

          Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения  данной программе основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими работами и решением ситуационных задач, чтобы учащиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применить полученные знания. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как деловая игра, эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

       Контроль проводится для определения степени  достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а так же выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение практических работ по завершении основных разделов программы курса помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в формировании общелогических умений и приемов мышления.

          Требования к уровню подготовки учащихся.

          В процессе изучения курса учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий и процессов:

    -    понятие рекламы и рекламной деятельности;

    -    определение рекламы;

    -    виды рекламы;

    -    функции рекламы;

    -    значение рекламы в обществе;

    -    понятие бизнес – планирование;

    -    основные этапы бизнес – плана;

    -    социально – психологические основы рекламы.

          В процессе изучения  учащиеся должны уметь:

    -     применять знания о рекламной сфере в жизни общества;

    -     анализировать достоинства и недостатки различных видов рекламы;

    -     составлять основные этапы бизнес – плана;

    -  решать учебные задачи с заданиями аналитического и творческого уровней;

    -    владеть навыками решения ситуативных задач;

    -    применять полученные знания на практике.

                                          Тематический план

Тема

Количество часов

Итого (час.)

Теоретические

Практические

1. Реклама в современном обществе

2

1

3

2. Функции рекламы

1

1

2

3. Виды рекламы

1

1

3

4. Креативная реклама

1

1

2

5. Бизнес – план собственного предприятия


1


2


3

6. Разработка креативной рекламы для собственного предприятия


_

        

3


2

7.Презентация собственного предприятия и его реклама


              _


2


2

8.Итоговое занятие

              _


1


1

Итого

6

12

18

Содержание учебной программы курса

Тема 1. Реклама в современном обществе 3 часа (Приложение 2).

Дидактический материал: интерактивная доска, компьютер, проектор, рабочая тетрадь.

Объект восприятия: реклама и ее значение в современном мире.

Ключевые слова: реклама; информация; сбыт; затраты; прибыль; производительность труда.

Тема 2. Функции рекламы 2 часа (Приложение 3).

Дидактический материал: интерактивная доска, компьютер, проектор, рабочая тетрадь.

Объект восприятия: психологические особенности рекламы и ее функции.

Ключевые слова: потребитель; рекламодатель; управление спросом; стереотип.

Тема 3. Виды рекламы 3 часа (Приложение 4).

Дидактический материал: альбом с видами реклам; компьютер; интерактивная доска; проектор; рабочая тетрадь.

Объект восприятия: виды рекламы.

Ключевые слова: щиты; газетная реклама; реклама на сувенирах; реклама на асфальте; брандмауэр; вывеска; оформление витрины; выставочный стенд, крышные установки; растяжка; аудио – реклама; видео – реклама; реклама в сети интернет.

Тема 4. Креативная реклама 2 часа (Приложение 5).

Дидактический материал: интерактивная доска, компьютер.

Объект восприятия: креативная реклама.

Ключевые слова: креативность; мифы рекламы; архетипы.

Тема 5. Бизнес – план собственного предприятия 2 часа (Приложение 6).

Дидактический материал: компьютер; интерактивная доска; проектор; рабочая тетрадь.

Объект восприятия: составление бизнес – плана для собственного предприятия.

Ключевые слова: бизнес – план;         рекламодатель.

Тема 6. Разработка креативной рекламы для собственного предприятия 3 часа.

Дидактический материал: альбом с видами реклам; компьютер; рабочая тетрадь.

Объект восприятия: умение составлять рекламу для собственного предприятия.

Тема 7. Презентация собственного предприятия и рекламы к нему 2 часа.

Дидактический материал: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Объект восприятия: выступление перед аудиторией, отстаивание своей точки зрения, умение делать выводы и анализировать.

Тема 8. Итоговое занятие 1 час.

Дидактический материал: литература о рекламе; рабочая тетрадь.

Объект восприятия: знания о рекламе.

 

3.2  Апробация программы «Креативная реклама»

       Разработанная программа элективного курса была предназначена для БОУ г. Омска «Гимназии №159». Данная программа ориентирована на 9 класс.

        Апробация была проведена на учениках 9 класса БОУ г. Омска «Гимназия №159». Количество учащихся в группе 15 человек. Данный «класс» отличается тем, что в нем учатся достаточно одаренные дети, многие спортсмены, художники, танцоры. Дети достаточно развиты во многих направлениях, в том числе и в экономике, что очень помогало мне в апробации своей программы.

         На уроках были изучены темы:

  1. Реклама в современном обществе.
  2. Функции рекламы.
  3. Виды рекламы.
  4. Разработка креативной рекламы для собственного предприятия.
  5. Итоговое занятие (Приложение 7).

     Учащиеся прослушивали информацию по данным темам и выполняли практические задания. После проведенных занятий среди учеников был проведен мини – опрос об их отношении к данному элективному курсу. Большая часть учеников 9 из 15 (60%) ответила, что элективный курс интересен для них и данные знания пригодятся им в дальнейшем. 5 учеников из 15 (33,3%) ответили, что для них курс интересен, необходимые знания почерпнули, многое знали и до этих занятий. 1 человек (6,6%) ответил, что данный курс интересен, но в дальнейшем ему не пригодиться. По результатам опроса можно сделать вывод, что данный курс интересен для учеников, и они готовы посещать эти занятия. Изменить или добавить какие – та темы в данный курс они не пожелали, и решили, что им достаточно  знаний в дальнейшем. Многие отметили, что даже не подозревали о том, какое влияние реклама имеет в жизни общества (Приложение 8).

                                МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     Все элективные курсы по рекламе или экономике проводятся в 9 классе, именно по – этому было принято решение, что данный элективный курс «Креативная реклама» предназначен для учащихся 9 классов.  Сложностей в проведении занятий не возникало, ученики выполняли задания без затруднений.

      Внесены коррективы в тематический план, так в  Теме 6. Разработка креативной рекламы для собственного предприятия  было предложено убрать лекционный час, оставив 2 часа практики, но этот час добавить в Тему 5. Бизнес – план собственного предприятия, так как на эту тему было отведено всего 2 часа практики. Для практических занятий этого достаточно, но было принято решение перед изготовлением бизнес – плана еще подробнее разобрать его пункты и значение. На что и был отведен час лекции.

       Время, отведенное на все лекционные часы достаточно, так же и практических часов. Однако, при выполнении творческого  задания к Теме 6. Разработка креативной рекламы для собственного предприятия некоторым учащимся выполняющим задание не хватило времени, но некоторые закончили гораздо раньше свои работы. Это обусловлено лишь тем, что творческое развитие у всех обучающихся разное. Многие учащиеся заканчивали художественные школы, именно эти дети не уложились в регламент, и им понадобилось больше времени для завершения творческого задания.

       

   

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Знания рекламы в современном обществе необходимы каждому человеку, ведь реклама встречается в нашей жизни почти на каждом шагу. Реклама влияет на все человечество и сознание каждого. Многие покупки совершенные нами были под воздействием рекламы. Именно этот факт и вдохновил на создание элективного курса «Креативная реклама», ведь начиная со школьного возраста, дети должны знать о вреде и пользе всего, что нас окружает, это касается и рекламы.

      Данная работа посвящена разработке программы для учащихся в 9 классе БОУ г. Омска «Гимназии №159». В первой главе были рассмотрены все виды рекламы, классификация, психология мотивации потребителей и, конечно же, нормы правового регулирования рекламной деятельности.

       Во второй главе были рассмотрены все дидактические средства, а так же изучение и анализ рынка дидактических материалов. По этому поводу можно сделать вывод, что в элективных курсах тему рекламы рассматривают поверхностно.

       Третья глава посвящена авторской программе элективного курса «Креативная реклама», апробация программы, представлены методические рекомендации. Апробация была проведена на учениках  9 класса в БОУ г. Омска «Гимназии №159». Для апробации было выбрано 8 тем, по результатам полученных знаний учащиеся должны были проявить свои творческие и креативные способности, разработав рекламу для собственного предприятия, а так же пройти тестирование.

      Апробация помогла выявить недочеты в рабочей тетради, а так же в формулировке некоторых заданий. Результаты апробации так же представлены в третьей главе.

       В результате проделанной работы, можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены и цель – разработка учебного пособия для элективного курса (рабочая тетрадь) – достигнута. А также, в ходе изучения и анализа материалов подтвердилась актуальность выполненной работы.

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.     Абчук, В.А. Курс предпринимательства/В.А. Абчук. – М.: Альфа, 2001. – 544 с. – ISBN 5–87062–085–6
  2.     Айзенберг, М. Н. Менеджмент рекламы / М. Н. Айзенберг. –  

              М.: ТОО ИнтелТех, 1993. – 81с. – ISBN 5-17-024305-7

  1.     Акулич, М. Л. Маркетинг/М.Л. Акулич. – М.: Выс. шк., 2002. – 447 с. – ISBN 985-06-1174-Х
  2.     Баринов, В.А. Бизнес-планирование/Учебное пособие. – М.:

         ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 272 с. – ISBN 5-8199-0062-6

  1.     Бабенко, С. Нужна реклама, которая воспитывает/С. Бабенко. – М.:      

      Библиотека. – 2001. - №11. – С.17-18. – ISBN 5-85129-175-3

  1.     Борисова, Б.Л. Технология рекламы и PR/ учебное пособие ∕ Б. Л.

         Борисова. – М.: ФАИР-ПРЕСС,2001. – 624с. – ISBN  5-8183-0270-9

  1.     Борисова, О.О. Библиографическая реклама в библиотеке/

      социальная роль и нормативное обеспечение ∕ О. О. Борисова ∕∕

      Библиотечное дело-2000: российские библиотеки в мировом  

      информационном пространстве: 6-я междунар. науч. конф. – М.,2001.

      – С.134-136. – ISBN 5-85652-078-5 

  1.     Борисова, О.О. Библиотечно-библиографическая реклама  ∕ О.О.  

      Борисова ∕∕ Библиография. – 2003. - №3. – С.101-106. – ISBN 5-85652-  

      078-5

  1.     Бухаров, В.В. Разработка бизнес-плана/В.В. Бухарев, Н.В. Никитин, Б.В. Сазыкин - обучающий курс. – М.: Логос, 2007. – 176 с. – ISBN 978-985-483-907-3
  2.  Волкова, Н. Н. Дизайн рекламы ∕ Н. Н. Волкова. – Ростов-на-  

        Дону,1998. – 125с. – ISBN 978-5-16-000135-7

  1. Гербер, М.Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства/ пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 240 с. – ISBN 5-901028-93-7
  2.  Герасимова, Л.Н. Маркетинг в библиотеке: учебное пособие ∕ Л. Н.  

         Герасимова, О.Н. Кокойкина. – М.: МГИК,1993. – 64с. – ISBN 5-  

         8321-0005-0

  1. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник/В.П. Грузинов, В.Д. Грибов; практикум. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 336 с. –  ISBN  5-279-01907-0
  2. Гусева, Т.А. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности/Т.А. Гусева, Н.В. Ларина – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 122 с. –  ISBN 978-966-312-786-6 
  3.  Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание как система: учебное  

         пособие ∕ М. Я. Дворкина. – М.: МГИК,1992. – 98с. –  ISBN 5-8183-

         0898-7

  1.  Дворкина, М.Я. Зачем нужна библиотечная реклама? ∕ М. Я.  

        Дворкина ∕∕ Советское библиотековедение. – 1992. – №2. – СЧ.86-91. –  

         ISBN 5-88283-021-1

  1.  Дейян, А. Реклама  / А. Дейян. – М.: Прогресс, 1993. – 176с. –  ISBN   

                5-86567-065-X

  1. Калашян, А.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии/А.Н. Калашян, Г.Н. Калянов; под. ред. Г.Н. Калянова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с. –  ISBN  5-279-02562-3
  2. Камаев, В.Д. и колл. авт. Практическое пособие к семинарным занятиям по экономической теории – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998–272с. –  ISBN  5-93972-107-9
  3. Кроль, Л.М. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг/

         Л.М. Кроль, Е.Н. Пуртова – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. –  

         464 с. –  ISBN 5-86375-036-7

  1.  Матлина, С.Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама  ∕

         С. Г. Матлина. – М.: Либерея,1997. – 80с. –  ISBN 5-8297-0203-7

  1.  Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы: учебное пособие ∕ Р.И.

         Мокшанцев. – М.: ИНФРА-М,2000. – 230с. – ISBN 5-8297-0203-7

  1. Частный предприниматель/Т.И. Онищенко [и др.]; под редакцией Л.К. Соловьевой. – М.: Фактор, 2008. – 688 с. – ISBN 978-966-312-806-1
  2. Пелих, А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003. - 96 с. –  ISBN 5-86894-550-6 
  3. Попков, В. П. Организация предпринимательской деятельности: Схемы и таблицы/В.П. Попкова, Е.В. Евстафьев. – М: Питер, 2007. – 352 с. –  ISBN 978-5-469-01354-9
  4. Предпринимательство: Учебное пособие / под ред. Ф.Л. Шарова. – М.: МИЭП, 2006. – 142 с. –  ISBN 5-8461-0102-Х
  5. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 667 с. –  ISBN 978-5-369-00341-1
  6.  Ромат, Е.В. Реклама  ∕ Е. В. Ромат. – СПб.: Питер,2001. – 496с. –  ISBN 978-5-388-00163-4
  7. Самоукин, А.И. Сборник задач по бизнесу/А.И. Самоукин, Л.А. Шишов: тесты и задачи с ответами и решениями для учащихся старших классов – М.: Новая школа, 1995. – 112 с. –  ISBN 5-7801-0159-7
  8. Саниахиметова, Н.А. Юридический справочник предпринимателя. Издание восьмое. – М.: ООО «Одиссей», 2006. – 992 с. –  ISBN 966-633-512-3
  9. Тихонов, Э.Е. Методы прогнозирования в условиях рынка: учебное пособие. - Невинномысск, 2006. - 221 с. –  ISBN 5-89571-077-8 
  10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 640 с. –  ISBN 978-985-6826-37-8
  11.   Феофанов, О.А. Реклама: новые технологии в России  ∕ О. А.

          Феофанов. – СПб: Питер,2000. – 384с. –  ISBN 5-272-00037-4

  1.     Российская Федерация. Законы. О рекламе: Федеральный закон № 38

          –  ФЗ от 13.03.2006// Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 12  

         Ст.1232

     35.    Ястребова, Е.М. Фирменный стиль в контексте рекламы библиотек ∕    

              Е. М. Ястребова; Московский гос. ин-т культуры. – 2-е изд., перераб.  

              – М.,1994. – 20с. –  ISBN 5-7176-0680-7

     36.    Сайт педагогической теории www.pedpro.ru 

     37.    Сайт экономика и туризм www.kukiani.ru 

38.    Электронная библиотека www.pravo.vuzlib.net

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.А.Худикова. Реклама элективного курса. "Отражения кривых и преобразование формул"

Учитель должен тоже уметь делать рекламу своей продукции, чтобы заинтересовать учеников и побудить их к знаниям....

Роль рекламы в жизни современного школьника

Научно - исследовательская работа по русскому языку...

Реклама русского языка

Презентация, сопровождающее выступление учащихся в защиту русского языка....

Внеклассное мероприятие "Реклама Маяковского: вчера и сегодня"

Внеклассное мероприятие по рекламному творчеству В. Маяковского предназначено для учащихся 11 класса. Работа может быть использована на уроках при изучении творчества В. Маяковского или во внеурочное ...

Презентация к теме "Реклама" "История рекламы от древности до наших дней"

Данная презентация дает представление  о возникновении и развитии рекламы от древности до наших дней. Рассчитана на 6 класс....

Технологическая карта урока технологии "Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.

Технологическая карта урока технологии поможет учителям провети урок по теме: "Реклама" в 5 классе....

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ КАК СПОСОБА ПОВЫШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА МАТЕРИАЛЕ БАННЕРНОЙ РЕКЛАМЫ США)

Статья посвящена анализу конкретных образцов политической рекламы США на предмет возможного влияния их невербальной составляющей на  восприятие электоратом....