Главные вкладки

    План- конспект урока по вязанию на тему:" Ажурное вязание в форме квадрата"
    план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

    Зартдинова Гульсира Габделнуровна

    План-конспект урока по вязанию крючком в 5 классе на тему:"Ажурное вязание в виде квадрата".По другому зтот способ ещё называют как "Бабушкин квадрат". Предлогается этапы вязания, имеется также презентация, инструкционная карта и схема вязания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Вязание крючком161.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по вязанию в 5 классе.

    Учитель: Зартдинова Г.Г

     Дата:16 февраля 2012 года.

    Тема:  Ажурное вязание «Бабушкин квадрат»

    Раздел.   Выполнение изделий квадратной формы.                                      

    Цели:  

    1)    познакомить учащихся с новым видом вязания крючком  в виде квадрата;

    2)    научить приёмам ажурного вязания в виде квадрата;

    3)    развивать  координацию движений; развивать логическое мышление, память, внимание, деловую активность;

    4)    содействовать воспитанию художественного вкуса, трудолюбия, аккуратности, воспитывать уважение к работающему человеку.

    Методическое оснащение урока:

    1. Материально-техническая база:

    — кабинет (мастерская) трудового обучения;

    — компьютер и видеопроектор;

    — крючки различных размеров и пряжи различных расцветок;

    — образцы изделий (прихватки, тапочки, накиды для стульев и т др);  .

    2. Дидактическое обеспечение:

    — учебник (учебное пособие);

    — рабочая тетрадь;

    — альбомы для образцов;

    — таблицы;

    — схема узоров: инструкционные карты (ИК);

    — образцы «бабушкина квадрата»;

    — образцы поузловой обработки квадрата;

    — материалы для контроля знаний учащихся: тесты,

    Методы обучения: репродуктивный (через систему упражнений); частично-поисковый (через творческую деятельность по решению поставленных познавательных проблем):

    Словарная работа: ажурное вязание, «бабушкин квадрат», мотив.

    Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Комбинированный урок.

    Ход урока:

    I. Организационный момент:

    — приветствие;

    — проверка явки учащихся; доклад дежурного;

    — заполнение учителем классного журнала;

    — проверка готовности учащихся к уроку;

    — настрой учащихся на работу;

    — доведение до учащихся плана урока.

    II. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (Проверить наличие альбомов и тетрадей).

    III. Актуализация знаний учащихся

    Проверка ЗУН по теме «Ажурное вязание».

    Прочтите анаграмму: Я Н А З В Е И (вязание),  Ж Р А У О Е Н (ажурное) Расскажи все,  что вы знаете об этом.(Дети могут привести следующие определения:  вязания, при котором очень много сквозных участков, или же скажут много дырок).

    Вопросы для повторения:

    - Чем отличается плотное вязание от ажурного вязания?

    Для проверки ваших знаний по предыдущим темам, вам предлагается тесты: лист вопросов и лист ответов.

    Проверка ответов на вопросы, аргументация ответов и оценок.

    Игра «Аукцион». Придумать прилагательные к предложенным салфеткам. Например: Красная, круглая, мягкая, шерстяная ….

    IV. Изложение учителем нового материала

    Итак, вы знаете, что существует  ажурное вязание по кругу, и получается при  этом – круг.  Сегодня мы с вами будем вязать по кругу, но получим  - квадрат. Этот квадрат еще называют  «бабушкиным  квадратом», так как вяжут этот квадрат давним давно, вязали наши бабушки, прабабушки…..

    Тема урока: «Бабушкин квадрат». Запишите тему в тетради. На практической работе ( на следующих уроках) вы научитесь вязать по схеме и свяжете образец ажурного узора «Бабушкин квадрат».

    - В современный век научно-технического прогресса, когда очень многие виды деятельности женщины в доме заменили запрограммированные машины, большая редкость – вещи, изготовленные руками самой хозяйки. Ведь женщина – не только хранительница семейного очага, она создаёт в своем жилище уют, красоту, комфорт, тем самым выражая свой неповторимый стиль, подчеркивая яркую индивидуальность своего характера. По интерьеру, по созданному уюту можно судить о самой женщине.

    - Ребята, а как вы считаете, какими вещами, (нас интересует вязаными) предметами, изготовленными своими руками, может современная женщина украсить свой дом? ( Картины из пряжи, вязаные салфетки, вязаные подушки, покрывало, цветы, вазы….. ).

    Сегодня мы остановимся именно, на предметы, связанные крючком в виде «бабушкина квадрата». Давайте посмотрим презентацию на эту тему

    V. Презентация.  «Ажурное вязание в виде квадрата». Показ слайдов.

    1) Ознакомление учащихся с выставкой вещей выполненной крючком из мотивов «бабушкином квадратом». Посмотрите, если ли в нашем кабинете вещи связанные из этих мотивов.

    2) Скоро праздник 8 Марта, и вам  надо подумать, какой подарок можно сделать маме или бабушке. Не обязательно покупать новые нитки, можно воспользоваться старой пряжей. Учащиеся перечисляют: прихватки, тапочки, салфетки, различные накиды для стула, диванные подушки.

    3)Текущий инструктаж. Выбор пряжи и крючка. Выбирая  крючок для работы, надо помнить, что крючок  должен быть в два 2,5 раза толще рабочей нитки. Необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован. Острая с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании.

    4)Задание: Подберите под размер своего крючка нить необходимой толщины. (На партах – образцы нитей).

     5). Изучение условных обозначений при вязании в виде квадрата и их оформление учащимися в рабочую тетрадь. (Образцы находятся на партах учащихся).

     

    VI.Физкультурная минутка.  Упражнения.

    Я читаю начало поговорки, а вы ее заканчиваете.

    •        Без труда не вытянешь….            рыбку из пруда

    Терпение и труд ……           все перетрут.

    Всякая работа……..           мастера хвалит.

    Глазам страшно,…….         а руки делают.

    Кончил дело……..       гуляй смело.

    Под лежачий камень ……       и вода не течет.

    Делу время…….          потехе час.

    Дело мастера…….      боится.

    Какие труды …….       такие и плоды.

    Семь раз отмерь…..         один раз отрешь

    Поспешишь ……        людей насмешишь

    VII. Практическая работа.1) Демонстрация приемов вязания «Бабушкина квадрата». Использование видеопроектора. Какие петли применяли?

    -Воздушная  петля,  соединительный столбик, столбик с накидом.1) 2)Вводный инструктаж учителя:

    — сообщение названия практической работы- выполнение «бабушкин квадрат»

    — разъяснение задач практической работы;

    — ознакомление с объектом труда (образцом);

    — ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание(оборудование, инструменты, приспособления);

    — ознакомление с учебно-технической документацией

    — предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

    — инструктаж по технике безопасности.

     3). Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при вязании крючком.

    - Вязание крючком должно приносить только пользу, поэтому важно помнить:

    •        Необходимо, чтобы положение тела при вязании было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула.

    •        Не вяжите лежа – это вредно для зрения.

    •        Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами.

    •        Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.

    •        Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться  в определенном месте.

    •        Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.

    VII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    1) И так, как же связать такой квадратик…Одновременно показываем еще раз по видеопроектору,  учитель  показывает в практике



    1. (A) Вяжем цепочку из 5 петель.
    2. Соединяем в кольцо.
    3. Вяжем цепочку из 3 воздушных петель  (это и есть 1 столбик с накидом или петля поворота).
    4. Вяжем 2 столбика с накидом (крючок вводится внутрь кольца).
    5. Вяжем 2 воздушные петли .
    6. 3 столбика с накидом.
    7. 2 воздушные петли.
    8. Повторяем, пока не получится 4 группы по 3 столбика


    9. (B) После последнего столбика делаем 2 воздушные петли и соединяем с первой цепочкой из 3 петель (соединяем с верхней – третьей – петлей).
    10. Дальше добавляем новый цвет…



    11. (C) В углу квадрата просто привязываем новую нитку и снова провязываем 3воздушные петли (вместо столбика) и 2 столбика с накидом.



    12. При этом мы вяжем поверх ниток первого и второго цвета, тем самым скрывая их.
    13. Далее обвязываем по схеме – на углах по 3 столбика с накидом между ними 2 воздушные  петли, по сторонам 3 столбика  с накидом  разделяются одной воздушной  петлей.
    14. Ряд заканчивается снова соединением с 3-й воздушной  петлей первой цепочки.



    15. (E) Далее можно не менять цвет, а продолжить вязать тем же. Чтобы добраться до угла квадрата, нужно провязать 2 полустолбика без накида через передние стенки петли 2-х столбиков предыдущего ряда.



    16. (F) А теперь все то же самое – 3 воздушные петли, 2 столбика с накидом, 2 воздушные  петли, 3 столбика с накидом, 1 воздушная петля петля, 3 столбика с накидом и т.д.



    17. (G) Снова добавляем новый цвет, вяжем также. И вот классический квадратик готов! 



    18. Вы можете делать и больше, и меньше 4-х рядов, как вам нравится.

    Вы сегодня получили, схема вязания, посмотрели, как вяжется, продолжение вязания будет на следующем уроке.

     

    2)Целевые обходы:

    — инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

    — концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

    — оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

    — контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

    — рациональное использование учебного времени учащимися.

    3)Заключительный инструктаж учителя:

    — анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

    — разбор типичных ошибок учащихся;

    — вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

    — повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

    VIII. Домашнее задание. 

    Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

    Самостоятельно провязать еще один ряд.

    IX. Уборка рабочих мест.

    X. Подведение итогов урока учителем: - С каким новым видом вязания крючком, вы познакомились сегодня на уроке?

    - Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

     - Какие простейшие изделия вы сможете связать,  самостоятельно применяя «бабушкин квадрат»?

    Хочется отметить несколько хороших работ, которые  начали выполнять аккуратно, с нужной плотностью.

    — сообщение учителя о достижении целей урока;

    — объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный и электронный журнал и в дневники учащихся;

    — сообщение о теме следующего урока;

    — задание учащимся на подготовку к следующему уроку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

    Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

    План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".

    План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг"....

    План-конспект урока по физической культуре "Нападающий удар в волейболе"

    Урок физической культуры с использованием ИКТ....

    план-конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Показательные уравнения"

    План-конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Показательные уравнения" , УМК Мордкович А.Г....

    План-конспект урока по теме "Человек- искатель счастья" в 10 классе (углубленное изучение) учебник"English X" авт. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева,

    Урок построен по технологии деятельностного метода. Деятельностной целью является формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках обозначенной темы. Содержательная цель- актуализировать зна...

    План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

    Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

    План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"

    План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"...