План- конспект урока по вязанию на тему:" Ажурное вязание в форме квадрата"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Зартдинова Гульсира Габделнуровна

План-конспект урока по вязанию крючком в 5 классе на тему:"Ажурное вязание в виде квадрата".По другому зтот способ ещё называют как "Бабушкин квадрат". Предлогается этапы вязания, имеется также презентация, инструкционная карта и схема вязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вязание крючком161.04 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по вязанию в 5 классе.

Учитель: Зартдинова Г.Г

 Дата:16 февраля 2012 года.

Тема:  Ажурное вязание «Бабушкин квадрат»

Раздел.   Выполнение изделий квадратной формы.                                      

Цели:  

1)    познакомить учащихся с новым видом вязания крючком  в виде квадрата;

2)    научить приёмам ажурного вязания в виде квадрата;

3)    развивать  координацию движений; развивать логическое мышление, память, внимание, деловую активность;

4)    содействовать воспитанию художественного вкуса, трудолюбия, аккуратности, воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

— кабинет (мастерская) трудового обучения;

— компьютер и видеопроектор;

— крючки различных размеров и пряжи различных расцветок;

— образцы изделий (прихватки, тапочки, накиды для стульев и т др);  .

2. Дидактическое обеспечение:

— учебник (учебное пособие);

— рабочая тетрадь;

— альбомы для образцов;

— таблицы;

— схема узоров: инструкционные карты (ИК);

— образцы «бабушкина квадрата»;

— образцы поузловой обработки квадрата;

— материалы для контроля знаний учащихся: тесты,

Методы обучения: репродуктивный (через систему упражнений); частично-поисковый (через творческую деятельность по решению поставленных познавательных проблем):

Словарная работа: ажурное вязание, «бабушкин квадрат», мотив.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Комбинированный урок.

Ход урока:

I. Организационный момент:

— приветствие;

— проверка явки учащихся; доклад дежурного;

— заполнение учителем классного журнала;

— проверка готовности учащихся к уроку;

— настрой учащихся на работу;

— доведение до учащихся плана урока.

II. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (Проверить наличие альбомов и тетрадей).

III. Актуализация знаний учащихся

Проверка ЗУН по теме «Ажурное вязание».

Прочтите анаграмму: Я Н А З В Е И (вязание),  Ж Р А У О Е Н (ажурное) Расскажи все,  что вы знаете об этом.(Дети могут привести следующие определения:  вязания, при котором очень много сквозных участков, или же скажут много дырок).

Вопросы для повторения:

- Чем отличается плотное вязание от ажурного вязания?

Для проверки ваших знаний по предыдущим темам, вам предлагается тесты: лист вопросов и лист ответов.

Проверка ответов на вопросы, аргументация ответов и оценок.

Игра «Аукцион». Придумать прилагательные к предложенным салфеткам. Например: Красная, круглая, мягкая, шерстяная ….

IV. Изложение учителем нового материала

Итак, вы знаете, что существует  ажурное вязание по кругу, и получается при  этом – круг.  Сегодня мы с вами будем вязать по кругу, но получим  - квадрат. Этот квадрат еще называют  «бабушкиным  квадратом», так как вяжут этот квадрат давним давно, вязали наши бабушки, прабабушки…..

Тема урока: «Бабушкин квадрат». Запишите тему в тетради. На практической работе ( на следующих уроках) вы научитесь вязать по схеме и свяжете образец ажурного узора «Бабушкин квадрат».

- В современный век научно-технического прогресса, когда очень многие виды деятельности женщины в доме заменили запрограммированные машины, большая редкость – вещи, изготовленные руками самой хозяйки. Ведь женщина – не только хранительница семейного очага, она создаёт в своем жилище уют, красоту, комфорт, тем самым выражая свой неповторимый стиль, подчеркивая яркую индивидуальность своего характера. По интерьеру, по созданному уюту можно судить о самой женщине.

- Ребята, а как вы считаете, какими вещами, (нас интересует вязаными) предметами, изготовленными своими руками, может современная женщина украсить свой дом? ( Картины из пряжи, вязаные салфетки, вязаные подушки, покрывало, цветы, вазы….. ).

Сегодня мы остановимся именно, на предметы, связанные крючком в виде «бабушкина квадрата». Давайте посмотрим презентацию на эту тему

V. Презентация.  «Ажурное вязание в виде квадрата». Показ слайдов.

1) Ознакомление учащихся с выставкой вещей выполненной крючком из мотивов «бабушкином квадратом». Посмотрите, если ли в нашем кабинете вещи связанные из этих мотивов.

2) Скоро праздник 8 Марта, и вам  надо подумать, какой подарок можно сделать маме или бабушке. Не обязательно покупать новые нитки, можно воспользоваться старой пряжей. Учащиеся перечисляют: прихватки, тапочки, салфетки, различные накиды для стула, диванные подушки.

3)Текущий инструктаж. Выбор пряжи и крючка. Выбирая  крючок для работы, надо помнить, что крючок  должен быть в два 2,5 раза толще рабочей нитки. Необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован. Острая с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании.

4)Задание: Подберите под размер своего крючка нить необходимой толщины. (На партах – образцы нитей).

 5). Изучение условных обозначений при вязании в виде квадрата и их оформление учащимися в рабочую тетрадь. (Образцы находятся на партах учащихся).

 

VI.Физкультурная минутка.  Упражнения.

Я читаю начало поговорки, а вы ее заканчиваете.

•        Без труда не вытянешь….            рыбку из пруда

Терпение и труд ……           все перетрут.

Всякая работа……..           мастера хвалит.

Глазам страшно,…….         а руки делают.

Кончил дело……..       гуляй смело.

Под лежачий камень ……       и вода не течет.

Делу время…….          потехе час.

Дело мастера…….      боится.

Какие труды …….       такие и плоды.

Семь раз отмерь…..         один раз отрешь

Поспешишь ……        людей насмешишь

VII. Практическая работа.1) Демонстрация приемов вязания «Бабушкина квадрата». Использование видеопроектора. Какие петли применяли?

-Воздушная  петля,  соединительный столбик, столбик с накидом.1) 2)Вводный инструктаж учителя:

— сообщение названия практической работы- выполнение «бабушкин квадрат»

— разъяснение задач практической работы;

— ознакомление с объектом труда (образцом);

— ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание(оборудование, инструменты, приспособления);

— ознакомление с учебно-технической документацией

— предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

— инструктаж по технике безопасности.

 3). Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при вязании крючком.

- Вязание крючком должно приносить только пользу, поэтому важно помнить:

•        Необходимо, чтобы положение тела при вязании было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула.

•        Не вяжите лежа – это вредно для зрения.

•        Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами.

•        Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.

•        Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться  в определенном месте.

•        Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.

VII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1) И так, как же связать такой квадратик…Одновременно показываем еще раз по видеопроектору,  учитель  показывает в практике



1. (A) Вяжем цепочку из 5 петель.
2. Соединяем в кольцо.
3. Вяжем цепочку из 3 воздушных петель  (это и есть 1 столбик с накидом или петля поворота).
4. Вяжем 2 столбика с накидом (крючок вводится внутрь кольца).
5. Вяжем 2 воздушные петли .
6. 3 столбика с накидом.
7. 2 воздушные петли.
8. Повторяем, пока не получится 4 группы по 3 столбика


9. (B) После последнего столбика делаем 2 воздушные петли и соединяем с первой цепочкой из 3 петель (соединяем с верхней – третьей – петлей).
10. Дальше добавляем новый цвет…



11. (C) В углу квадрата просто привязываем новую нитку и снова провязываем 3воздушные петли (вместо столбика) и 2 столбика с накидом.



12. При этом мы вяжем поверх ниток первого и второго цвета, тем самым скрывая их.
13. Далее обвязываем по схеме – на углах по 3 столбика с накидом между ними 2 воздушные  петли, по сторонам 3 столбика  с накидом  разделяются одной воздушной  петлей.
14. Ряд заканчивается снова соединением с 3-й воздушной  петлей первой цепочки.



15. (E) Далее можно не менять цвет, а продолжить вязать тем же. Чтобы добраться до угла квадрата, нужно провязать 2 полустолбика без накида через передние стенки петли 2-х столбиков предыдущего ряда.



16. (F) А теперь все то же самое – 3 воздушные петли, 2 столбика с накидом, 2 воздушные  петли, 3 столбика с накидом, 1 воздушная петля петля, 3 столбика с накидом и т.д.



17. (G) Снова добавляем новый цвет, вяжем также. И вот классический квадратик готов! 



18. Вы можете делать и больше, и меньше 4-х рядов, как вам нравится.

Вы сегодня получили, схема вязания, посмотрели, как вяжется, продолжение вязания будет на следующем уроке.

 

2)Целевые обходы:

— инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

— концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

— контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

— рациональное использование учебного времени учащимися.

3)Заключительный инструктаж учителя:

— анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

— разбор типичных ошибок учащихся;

— вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

— повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

VIII. Домашнее задание. 

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Самостоятельно провязать еще один ряд.

IX. Уборка рабочих мест.

X. Подведение итогов урока учителем: - С каким новым видом вязания крючком, вы познакомились сегодня на уроке?

- Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

 - Какие простейшие изделия вы сможете связать,  самостоятельно применяя «бабушкин квадрат»?

Хочется отметить несколько хороших работ, которые  начали выполнять аккуратно, с нужной плотностью.

— сообщение учителя о достижении целей урока;

— объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный и электронный журнал и в дневники учащихся;

— сообщение о теме следующего урока;

— задание учащимся на подготовку к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока алгебры в 7 классе "Функция х в квадрате и её график"

Урок изучения нового материала. Чтобы познакомиться с новой функцией учащиеся под руководством учителя проводят небольшое математическое исследование. Материал закрепляется при выполнении разнообразны...

План-конспект урока "Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм" УМК Н.В.Макаровой

Цель урока:•     закрепить у  учащихся умение и навыки   конструирования и моделирования в среде графического редактора...

План-конспект урока в 6 классе по теме "Школьная форма"

Урок английского языка по теме: «Школьная форма» Класс: 6 Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Одежда»....

План-конспект урока по изобразительному искусству "Рисование геометрического орнамента в квадрате".

На уроке продолжается формирование у обучающихся умения делить квадрат на равные части, проводить от руки горизонтальные и вертикальные линии, правильно располагать геометрические элементы, следуя обр...

план-конспект урока по русскому языку по теме « Малые формы фольклора. Загадки».

План-конспект урока по русскому языку  по теме « Малые формы фольклора. Загадки».Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских...

План-конспект урока алгебры в 7 классе по теме «Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений»

План-конспект  урока алгебры в 7 классе по теме «Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений»...

План-конспект урока по биологии 10 класс "Популяция как форма существования вида"

Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 годТема урока: «Популяция, как форма существования вида»...