разработки по технологии 6 класс
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Ускова Елена Владимировна

Открытые уроки, тесты, контрольные работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Разработка урока по технологии в 6 классе

Раздел: «Технология изготовления швейных изделий»

  1. Тема: «Проведение 1 примерки, выявление и устранение дефектов»

Урок – обобщение материала (урок-ролевая игра)

Цели урока:

Обучающая:

  1. закрепить знания по организации и проведению 1 примерки, выявлению и устранению дефектов в юбке.

Развивающая:

  1. познакомить учащихся с профессиями специалистов сервиса, их функциональными обязанностями на рабочем месте.

Воспитывающая:

  1. повысить интерес учащихся к изучению различных профессий
  2. воспитывать эстетический вкус, аккуратность, умение рационально использовать рабочее время.

Оборудование и оснащение урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Зеркало, модель юбки, подготовленная к примерке, шкатулка с инструментами, ручка для записи.
  1. Презентация с дефектами, опорные карточки с дефектами, карта дефектов.

План урока и сетка времени (45 минут)

Этапы

Время

1.

Организационный

2 мин

2.

Постановка цели и задач урока

3 мин

3.

Повторение и обобщение пройденного материала

35 мин

4.

Подведение итогов урока

5 мин

Итого:

45 мин

Ход урока

1 этап. Организационный момент

Дидактическая задача этапа урока - обеспечить рабочую обстановку и психологически настроить учащихся на продуктивную работу

Описание работы

Действия учителя

Действия учащихся

Учитель входит в кабинет, приветствует учащихся, обращаясь к ним, как к коллегам.


Желает всем продуктивного трудового дня и хорошего настроения во время работы.

     

Для начала я хотела бы узнать, что сегодня стоит в плане работы нашего ателье?

Слушают






Отвечают (проведение 1 примерки и устранение возможных дефектов)

2 этап.  Постановка цели и задач урока

Дидактическая задача этапа урока - объяснить учащимся значение урока и его конечного результата. Постановка цели

Описание работы

Действия учителя

Действия учащихся

И так, цель нашей работы:

«Проведение первой примерки, выявление и исправление дефектов»


Что было выполнено к началу 1 примерки?



В чьи обязанности входит подготовка изделия к примерке?


А кто раскраивает и проводит 1 примерку?  






Отвечают (снятие мерок, раскрой, подготовка к 1 примерке)


Отвечают (портной)



Отвечают (закройщик)

3 этап. Повторение и обобщение пройденного материала

Дидактическая задача этапа урока - систематизировать и обобщить знания по данной теме

Описание работы

Действия учителя

Действия учащихся

Для того, чтобы выполнить качественно 1 примерку необходимо руководствоваться алгоритмом.


Вы знаете алгоритм выполнения 1 примерки? (Приложение 1) (по слайду повторяем алгоритм)


Задача закройщика провести примерку и выявить возможные дефекты, указать все дефекты клиенту, по окончании работы, совместно заполнить карту дефектов (на слайде показываю карту и инструктирую)


В целях безопасности что вы должны помнить?


Примерку проводим по правой стороне изделия


Закройщики готовы к примерке? Итак, дорогие коллеги, приглашаем наших клиентов и не забываем о том, что мы с вами работники сферы обслуживания, всегда должны быть приветливы и доброжелательны.


Можно приступать к работе, если у кого-то возникнут вопросы, задавайте, я обязательно помогу


Для хорошего настроения включим музыку


Помогаю, отвечаю на вопросы


Подошло время заполнить карты дефектов (Приложение 2) (выхожу в примерочную и одеваю юбку)


Выхожу в своей юбке и говорю: «Закончили работу? Какие дефекты вы выявили?» (По карте проверяем дефекты)




Отвечают









Отвечают (Булавки нельзя брать в рот и вкалывать в одежду)



Клиенты подходят к закройщикам







Выполняют практическую работу







Заполняют карту дефектов

4 этап. Подведение итогов урока

Дидактическая задача этапа урока - сделать выводы по уроку, оценить качество выполненной работы

Описание работы

Действия учителя

Действия учащихся

Какие дефекты встречаются чаще?


Делаю вывод: «Наиболее распространенные дефекты (перечисляем дефекты)»


А можно ли было избежать этих дефектов?


А сейчас помогите мне, пожалуйста, провести примерку, т. к. мне самой неудобно ее проводить


Спасибо за помощь, оказанную мне.


Вам понравилось работать сегодня?


Наш рабочий день подошел к концу. Спасибо всем за работу. Наше ателье закрывается



Отвечают



Отвечают (Правильно снять мерки, выкройку из журнала)


Выполняют примерку юбки на учителе и заполнять карту дефектов



Отзывы о работе на уроке





Приложение 1

Алгоритм подготовки юбки к 1 примерке

  1. Проверить детали кроя

Перенести меловые линии на парных деталях

Сметать вытачки на переднем и заднем полотнищах

Заметать вытачки к центру детали

Сметать средний шов заднего полотнища

Заметать припуски среднего шва заднего полотнища

Сметать боковые швы

Заметать припуски боковых швов

Заметать низ изделия

Приложение 2

Задание: в карте дефектов:

Проставьте знаком + в пустых ячейках дефекты, которые вы обнаружили.

Проставьте знаком - в пустых ячейках дефекты, которые вы не обнаружили.

Карта дефектов

Юбка спереди прилегает к ногам

Юбка сзади прилегает к ногам

Юбка широка на участке бедер

Юбка широка на участке талии

Поперечные мелкие провисающие складки у пояса на заднем полотнище







Предварительный просмотр:

Тема: "Снятие мерок для построения чертежа юбки", 6 класс

Цель урока: Научить правильному измерению фигуры человека, показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.

Задачи урока:

Образовательные: Ознакомить учащихся с мерками необходимыми для построения чертежа юбки; Научить правильному измерению фигуры человека;

Развивающие: Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда; Формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы; Развитие навыков работы в группах.

Воспитательные: Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке; Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, юбки- 2 шт., манекен, рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждых трёх учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты, карточки-рисунки для итоговой проверки знаний, запись на доске: пословицы “Люби дело – мастером будешь”; “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Методы: объяснительно-демонстрационный; частично-поисковый; инструктаж; практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.

Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.

План урока

1. Организационный момент        Приветствие, проверка готовности к уроку, организация рабочих мест учащихся        2 мин.

2. Мотивационное начало урока        Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи урока.        5 мин.

3. Изучение нового материала        Решение проблемы урока. Текущий инструктаж        10 мин. Практическая работа        15 мин.

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного        Ответы на вопросы, работа с рисунками, взаимоконтроль.         6 мин.

5. Подведение итогов, домашнее задание.        Анализ хода и результатов игры.        2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Отметка явки. Проверка готовности к уроку. Проверка организации рабочих мест. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний. На прошлом уроке мы рассмотрели классификацию одежды и основные требования к ней. На сегодняшнем уроке мы приступаем к проектированию и изготовлению одежды. Вспомните, пожалуйста, что называется одеждой?

Ответ: Одежда – совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.

Какие вы знаете группы одежды? Назовите их?

Ответ: В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях, а производственная для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности.

Каким требованиям должна отвечать одежда?

Ответ: К основным требованиям относятся: эстетические, эксплуатационные, гигиенические и экономические.

У вас на столе карточка, установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками). Приложение 1

Проблемная задача. Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить юбки. Учащиеся видят, что на одной девочке юбка сидит хорошо, а другой она велика. Какие требования к одежде были нарушены при изготовлении этих изделий?

Ответ: Были нарушены эстетические требования, не были учтены особенности телосложения человека.

Проблемная задача. Представьте себе, что вам нужно посетить ателье, и вы хотите сшить себе юбку. Как вы думаете, с людьми, каких профессий вам предстоит встретиться и какие события вам предстоят. Обсудите ответы.

Обсуждение в парах и группах.

Предполагаемые ответы учащихся. В ателье работают люди разных профессий: швея, закройщик, приёмщик заказов. При оформлении заказа необходимо подобрать модель изделия и снять мерки с фигуры заказчика.

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.

Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем шить изделие.

Учитель и ученики обсуждают и вместе составляют план работы над изделием.

План изготовления юбки.

Снятие мерок для построения чертежа юбки.

Конструирование юбки. Построение чертежа.

Моделирование изделия.

Раскрой юбки.

Выполнение поузловой обработки.

Основная проблема урока. Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.

Решение проблемы: Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина – 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Снятие мерок производится с фигуры в непринуждённом, естественном положении с опущенными руками. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…

Линия воды находится на линии шеи.

Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.

Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.

На 12-14 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.

На уровне середины колена будет располагаться линия колен. Приложение 2

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.

Какие мерки необходимы для построения юбки? Какие мерки необходимы нам были для построения фартука? (демонстрация рисунков с изображением юбок различных конструкций, фасонов)

Ответ: Для изготовления фартука нам были необходимы мерки полуобхвата талии, полуобхвата бёдер, длины изделия.

После повторения ознакомить учащихся с мерками, которые требуются для построения юбки. Рассказать и показать правила снятия мерок, используя манекен и инструкционную карту « Снятие мерок для конструирования юбки». Обратить внимание на точное выполнение этой работы, так как от правильности снятия мерок зависит, как юбка будет сидеть на фигуре.

Текущий инструктаж

При снятии мерок нужно помнить следующее.

Мерки снимают по правой стороне фигуры.

Талию предварительно опоясывают пояском.

При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.

Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Все величины записывают в сантиметрах.

Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.

Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка). Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.

Практическая работа «Снятие мерок для конструирования юбки» Учащиеся снимают мерки группами по три человека: измеряемая, измеряющая, записывающая, поочерёдно меняя операции. (При выполнении используется игровой момент. Работа выполняется в виде игры «Ателье»- заказчик, закройщик, приёмщик заказа.)  Каждый учащийся в ходе работы заполняет инструкционную карту, которая используется для построения чертежа. Приложение 3

Целевой обход учителя Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия.

Формулирование решения проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?

- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)

- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)

- Как измерить окружность талии? (По линии талии.)

- Как измерить длину юбки? (От линии талии до желаемой длины.)

Работа в парах: Выполните задание по рисунку. Впишите в окружности буквенные обозначения мерок. Проведите взаимопроверку, исправьте возможные ошибки.

Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке. Организация домашнего задания Текст § 10, приготовить чертежные инструменты, линейку закройщика.

Список используемой литературы:

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5,6,7,8,9 классы. Пособия для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.

Технология: Учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных школ (вариант для девочек)/ Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. / Под редакцией В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2010.

Технология.6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику « Технология. 6 класс» под ред. В.Д.Симоненко/авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова - Волгоград: Учитель,2008.



Предварительный просмотр:

Постороение чертежа прямой юбки: 6 Класс

Раздел: Проектирование и изготовление швейного изделия

Роль и место данной темы в курсе:

Тема изучается в 6 классе в рамках модуля «Изготовление женской поясной одежды», выполняется расчет конструкции и построение чертежа прямой юбки.

Краткий обзор изученного на предыдущих уроках:

На предыдущих уроках изучались:

  1. Эксплуатационные, гигиенические  и эстетические, требования предъявляемые к женской одежде.
  2. Мерки, необходимые для построения чертежа юбки и их условные обозначения.
  3. Правила снятия мерок.
  4. Прибавки к меркам на свободу облегания.
  5. Выполнение конструкции юбок (клиньевые, конические)

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:

Учитель использует сканер и средства программы Microsoft Word, Microsoft Power Point и Microsoft Excel для подготовки мультимедийных презентаций и создания тестовых заданий.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы урока учащиеся:

  1. Закрепляют знания правил снятия мерок и их условные обозначения
  2. Получают представление об основных конструкциях юбок, изучают конструкцию прямой юбки
  3. Знакомятся с последовательностью построения чертежа прямой юбки.
  4. Продолжают формирование понятий «сетка чертежа», «масштаб», «прибавка на свободное  облегание», умеют обосновывать выбор величины прибавки
  5. Выполняют построение чертежа прямой юбки в М 1:4 на стандартную фигуру и по своим меркам.
  6. Знают название линий чертежа, умеют читать чертеж.
  7. Умеют выделять главное, анализировать, делать обобщение, применять имеющиеся знания на практике

 Тема урока: Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока:

  1. Изучить последовательность построения чертежа прямой юбки, значение понятия «сетка чертежа»; продолжить формирование понятий «прибавка на свободное облегание», «масштаб»;
  2. Развивать логическое мышление и конструкторские навыки, умение выделять главное, анализировать, делать обобщение, совершенствовать тестовую культуру.
  3. Воспитывать самостоятельность, продолжить способствовать формированию творческого интереса учащихся.

Материально-техническое обеспечение урока: учебник   «Технология 6 кл. (вариант для девочек)» под редакцией В.Д. Симоненко, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы контроля:  контроль индивидуальной практической работы, фронтальный опрос, выполнение тестовых заданий.

Ход урока (90 минут)

  1. Организационный момент (5 минут)

Проверка готовности к уроку.

Сообщение целей и задач урока.

  1. Актуализация опорных знаний (10 минут)

              Повторение изученного материала: выполнение тестового задания в программе Microsoft Excel:  Приложение №1

Приложение № 1

Задание 1 Установите соответствие рисунка с видом покроя юбок .

 коническая                                   клиньевая                                        прямая

Задание 2 Установите соответствие чертежа юбки с названием покроя.

коническая                                   прямая                                       клиньевая

Задание 3

Установи соответствие определения с термином

Создание нового образца изделия, включающее исследование рынка, экономические расчеты и обоснования, подготовку эскиза модели, а также построение чертежей изделия и его деталей.

проектирование

Составная часть проектирования одежды, которая включает в себя   измерение фигуры человека, расчет основных параметров и построение основы чертежа швейного изделия

конструирование

Процесс разработки выкроек изделия по готовой модели или ее графическому изображению

моделирование

Задание 4

  1. Прибавка - это…
  1. А)   величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, выраженная в сантиметрах и учитываемая при раскрое;
  2. Б) величина, прибавляемая к размеру мерки на свободное  облегание одежды.
  1. При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:
  1. А) ДИ
  2. Б) СБ
  3. В) СТ
  1. Мерки снимают с ... стороны фигуры.
  1. А) правой
  2. Б) левой

Как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня уроке? Ответ: сегодня мы будем учиться рассчитывать величины для построения чертежа, учиться последовательности и правилам построения и оформления чертежа юбки. Хорошо, сейчас мы и попробуем себя в роли конструкторов-модельеров.

  1. Объяснение нового материала  (35 минут)

Конструирование прямой юбки

Сообщение познавательных сведений  с практическим закреплением:

  1. Прямые юбки состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища, нити основы в которых проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании ее можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой. Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки или сборки, кокетки, карманы и т.д.
  2. Чертеж основы прямой юбки строиться на основе сетки чертежа.
  3. Сетка - это план чертежа, полученный от пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Вы знаете, что юбка - это поясное изделие.
  4. Построение чертежа конструкции изделия на определенную фигуру производится по меркам, которые получили путем ее измерения. От точности измерения зависят качество чертежа и правильная посадка изделия на фигуре человека.

Записать величины мерок на стандартную фигуру  из таблицы в тетрадь:  

Мерки:

Ст=36

Сб=45

Дтс=35

Ди=50

Учащимся напоминается о записи мерок – полуобхватов и величине прибавок на свободное  облегание. Прибавки обеспечивают свободу движений, дыхания, создают воздушную прослойку, необходимую для теплозащитных свойств одежды (гигиенические требования). Прибавки используют при решении декоративно-конструкторских задач (эстетические требования).

  1. Прибавки на свободное облегание записать в тетради:

Прибавка по линии талии: Пт.

Прибавка по линии бедер: Пб.  

Прибавки

Пт=1

Пб=3

Построение чертежа  прямой юбки мы будем выполнять в 3 этапа использую инструкционные карты и мультимедийный проектор.

Инструкционная карта №1 – последовательность построения чертежа прямой юбки.

Инструкционная карта №2 – чертеж прямой юбки.

Первый этап – построение сетки чертежа. Чертеж будем выполнять в рабочей тетради в масштабе 1:4. Для этого мы будем использовать «линейку закройщика»,  Масштаб 1:4 масштаб уменьшения. Одновременно будем производиться расчет формул   по своим меркам и самостоятельно выполнять чертеж прямой  юбки по своим меркам.

Критерии оценки: при помощи трафарета проверить соответствие конструктивных линий.

  1. Выполнение чертежа в соответствии со стандартом.
  2. Ширина сетки изделия:  СБ + Пб
  3. Уровень линии бедер:     ТБ = Дтс : 2
  4. Уровень линии низа:       ТН = Диз
  5. Положение линии бокового среза: (ББ2 : 2) – 1,5

Второй этап – повышение линии талии, положение осевой линии вытачки на заднем полотнище юбки, положение осевой линии  вытачки на переднем полотнище юбки, расчет суммы вытачек, построение вытачек, оформление вытачек.

Критерии оценки: при помощи трафарета проверить соответствие конструктивных линий вытачек.

  1. Повышение линии талии: Т2о = 1 см (вверх)
  2. Положение осевой линии  вытачки на З/П: ББ3=СБ:5
  3. Положение осевой линии  вытачки на П/П:  Б1Б4=(СБ:5)+1 см
  4. Расчет суммы вытачек:              =(СБ+Пб)-(СТ+Пт)
  5. Раствор (глубина) боковой вытачки юбки:         :2
  6. Раствор (глубина) вытачки З/П юбки:            :3
  7. Раствор (глубина) вытачки П/П юбки:       :6
  8. Оформление вытачек.
  9. Оформление чертежа.
  1. Самостоятельная работа  (15 минут)
  2. Третий этап – ученикам дается  задание  «начертить  чертеж прямой юбки» по своим меркам:
  1. Построить  чертеж прямой юбки  на индивидуальную фигуру (по своим меркам) в М 1:4 в тетради.
  2. Выполнить оформление чертежа (учащиеся проверяют выполненное задание друг у друга, по парам).

Критерии оценки: Напоминаю, что построение чертежа расчеты следует вести по своим меркам. Заостряю внимание учеников на том, что чертеж следует выполнять аккуратно и четко, так как небрежное оформление чертежа может привести к дефектам при изготовлении изделий. Проверяю правильность построения линий и нахождения точек:

  1. Точность выполнения чертежа по своим меркам.
  1. Ширина сетки изделия:  СБ + Пб
  2. Уровень линии бедер:     ТБ = Дтс : 2
  3. Уровень линии низа:       ТН = Диз
  4. Положение линии бокового среза: (ББ2 : 2) – 1,5
  1. Расчет суммы вытачек:              =(СБ+Пб)-(СТ+Пт)
  2. Раствор (глубина) боковой вытачки:         :2
  3. Раствор (глубина) вытачки З/П юбки:            :3
  1. Раствор (глубина) вытачки П/П юбки:       :6
  1. Самостоятельность выполнения чертежа
  2. Аккуратность выполнения и оформления чертежа.

Указываю на ошибки учеников – неверные расчеты, верхний срез юбки оформляем боле плавной линией.

  1. Обобщение и систематизация знаний (5 минут): игра «Самый умный» учащиеся делятся на 2 команды и дают ответы на вопросы «ДА» или «НЕТ»

Проверка знаний по теме «Конструирование  юбки»

  1. Мерка ДТС необходима для определения линии бедер? (Да)
  2. Длина изделия измеряется от линии бедер до желаемой длины? (Нет)
  3. Понева – это современный вид юбки? (Нет)
  4. Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Ст, Сб? (Да)
  5. Мерка Ст определяет ширину юбки? (Нет)
  6. К ассортименту поясной одежды относится юбка, шорты брюки? (Да)
  7. Нить основы тянется больше? (Нет)
  8. Для построения чертежа юбки необходима ли прибавка к полуобхвату бедер? (Да)
  9. Нужно ли фиксировать линию талии шнурком при снятии мерок? (Да)
  10. Эстетическое требование определяет качество одежды? (Нет).
  1. Анализ деятельности учащихся подведение итогов урока (5  минут):

Итак, вы теперь знаете, как нужно строить чертеж прямой юбки. Выполнив сложную работу, вы сегодня ознакомились с непосредственной работой конструктора швейных изделий. Именно конструктора разрабатывают чертежи основ конструкции швейных изделий. Узнали, что основные конструкции юбок – это прямая, коническая, клиньевая.

  1. в чем  были трудности?
  2. что было легко?

Оценить деятельность учащихся на уроке – отлично, хорошо, удовлетворительно.

VI.   Рефлексия: (анкета) – 3 минуты.

  1. Как вы оцениваете свою работу сегодня  на уроке -  (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10) – выбранный бал обвести в кружок.
  2. Как вы оцениваете работу класса сегодня на уроке - (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10) – выбранный бал обвести в кружок.
  3. Какую модель изделия вы хотели бы научиться разрабатывать в последствии.
  4. Считаете ли Вы, что изучение технологии важно Вам для общего развития?

  1. Домашнее задание (2 минуты):

Учебник пар.9. Определиться с фасоном юбки. Принести бумагу для построения выкройки юбки. Приготовить 4 шаблона для моделирования прямой юбки.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Тепловая обработка рыбы. Рыба тушенная в сметане с          

          овощами. Сервировка стола к завтраку». 6 класс

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:  обеспечить  усвоение  учащимся   особенности    приготовления

рыбы; обучить сервировать стол к завтраку; правильно выбирать способы тепловой обработки в зависимости от вида рыбной мякоти: устранить пробелы в знаниях о сервировке стола, обобщить и систематизировать знания о различных видах тепловой обработки, научить самостоятельно оценивать результаты своего труда;

воспитывать чувство коллективизма при работе в  звене, дисциплинированность при самостоятельном выполнении практической работы. Эстетические взгляды при оформлении блюд, подачи их на стол, сервировке стола.

Развивать умение учебно-познавательной деятельности в приготовлении рыбных блюд, организации самостоятельного практического труда сенсорные навыки определения готовности и доброкачественности рыбы по внешнему виду запаху умение работать в нужном темпе осуществлять самоконтроль, развивать любознательность учащихся к сервировке стола, уметь решать проблемы, применять полученные знания на практике.

Оборудование  и материалы к уроку.  

Инвентарь и посуда: электроплита, доски разделочные РС и ОС, нож поварской ОС, сотейник, кастрюля емк. 2 л., тарелка столовая плоская, вилка, тарелка глубокая, ложка.

Карточки-задания, схемы, инструкционно-технологические карты, карточки учета и  выполнения работы.

Рецептура: минтай 123 г (на каждую ученицу),  морковь – 36 г, петрушка (ко-

рень) – 6 г, лук репчатый – 16г, лавровый лист, масло сливочное – 5г, сметана – 15г, гарнир -150г. Выход 350 г.

Форма урока: бригадная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные.

Формы контроля и оценки результатов урока:  карточки  учета  и  вы-

полнения работы, самоконтроль.

Задание на дом:  приготовить тушеную рыбу  самостоятельно и принести от-

зыв от родителей.

ХОД  УРОКА

І. Организационная часть

ІІ. Повторение ранее пройденного материала

Правила безопасного труда при работе с электроприборами и колющими, режущими предметами.

– приходилось ли Вам когда-нибудь есть жареную рыбу с чешуей?

Давно уже, я когда-то купила в магазине жареную рыбу. Не было времени заниматься с ней, а тут – готовая. Бери и ешь. Но каково же было мое разочарование, когда на зубах заскрипела чешуя. С тех пор я готовлю рыбу сама.

– в чем заключается первичная обработка рыбы? (размораживание мороженой рыбы или вымачивание соленой рыбы, разделка ее)

– какие инструменты и приспособления используют при первичной обработке рыбы? (рыбочистка, спец. Скребок, терка или обычный нож)

– какие правила безопасности труда нужно соблюдать при первичной обработке рыбы? (правила безопасной работы ножом,  спец. приспособлениями, чтобы не поранить руки)

На ужин мама решила приготовить рыбу. А рыба, как кусок льда. И не скоро оттает. А всем  есть хочется…

– как Вы можете помочь маме побыстрее разморозить рыбу?

(в холодную воду добавить соль на 2 литра  воды 20 г соли, 1 кг рыбы)

– есть ли еще какая-то польза от этого способа размораживания рыбы?

(сохраняются питательные вещества)

 – в какой последовательности выполняется первичная обработка рыбы?

(оттаивание, очистка от чешуи, потрошение, промывание и нарезание на порционные куски)

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

ІҮ. Изложение нового материала.

1) Рыба – ценный продукт питания. В ее состав входят белки, жиры, минеральные вещества, вода, витамины А, Д, В1, В2, РР.

Рыба имеет нежную мякоть, поэтому ее можно быстро приготовить, и она легче усваивается организмом, чем мясо. Поэтому она относится к диетическим продуктам. В морской рыбе содержится много фосфора.

Горячие рыбные блюда могут включать в себя все виды тепловой обработки, их готовят: а) отварными; б) припущенными; в) жареными; г) тушеными; д)запеченными.

Гарнирам к рыбным блюдам могут служить отварные или жареные овощи (картофель, капуста), к жареной рыбе можно подать рассыпчатую гречневую кашу. Дополнительно ко всем рыбным блюдам рекомендуется подавать солёные или маринованные огурцы и помидоры, а также салат из свежей или квашеной капусты.

Выбирать способ тепловой обработки следует от вида рыбной мякоти: если мякоть плотная, то рыбу лучше варить и припускать, а если она нежная и сочная, то рыбу лучше жарить.

К отварной и жареной рыбе предъявляются следующие требования:

отварная рыба должна быть мягкой, легко расслаиваться, но не разваливаться. У отварной рыбы мясо белое. Поверхность жареной рыбы равномерно поджаренная, без трещин.

Вкус и запах – свойственные рыбе: отварной со специями или жареной.

А теперь я познакомлю вас с каждым способом тепловой обработки:

а) Варка. Варят рыбу целиком или кусками, закладывают в кипящую жид-кость так, чтобы она покрывала ее на 1-2 см и варят до готовности 12-15 минут. Варе-ную рыбу используют для холодных закусок, первых и вторых блюд.

б) Припускание. Здесь так же, как и в предыдущем способе рыбу варят, но в небольшом количестве жидкости (вода или бульон). Дно невысокой посуды смазывают маслом, укладывают куски рыбы или целые тушки, заливают их бульоном на 1/3 высоты слоя рыбы, добавив соль, коренья, специи. Припускают при закрытой крышке.

в) Жарка. Жарят рыбу с жиром, в жире (фри) или на открытом огне.

Жарят порционными кусками или тушками, предварительно посыпают солью, панируют в муке и жарят на сковороде с растительным маслом до образования хрустящей корочки.

г) Запекание. Сырую, припущенную или обжаренную рыбу можно запекать в жарочном шкафу: на сковороду, смазанную жиром, укладывают гарнир, подготовленную рыбу и заливают их соусом.

д) Тушение. Рыбу можно перед тушением обжарить. В основном этот способ тепловой обработки похож на припускание. Тушат рыбу в воде, молоке, бульоне с добавлением овощей и специй.

Сегодня у нас с вами, как раз рыба тушеная в сметане с овощами, которую вы будете готовить следующим образом: порционные куски укладывают в сотейник в два слоя, чередуя сырыми нашинкованными овощами (лук, морковь), заливают водой так, чтобы она немного не закрывала рыбу (0,5-1 см). Добавляют сметану, сливочное масло, соль и тушат под закрытой крышкой 45-60 минут. За 5-10 минут до конца тушения добавляют специи. Отпускают с овощами, с которыми рыба тушилась.

 На гарнир подают отварной картофель, который вы тоже приготовите. Картофель нужно почистить, помыть, сложить в кастрюлю, посолить, залить водой и варить после закипания воды 25-30 минут. При подаче на стол полить растопленным сливочным маслом, посыпать зеленью.

Норму продуктов и технологию приготовления данного блюда вы узнаете из инструкционно-технологических карт.

Хочу привести одну историческую справку: одним из вкусных рыбных блюд является рыба тушеная. Тушат ее в глиняных горшочках или другой посуде.

Историческая справка: материал заранее подготовлен учащейся под руководством учителя.

В целом ряде исторических источников упоминается тушеное блюдо «Тавранчук», с почти полностью утерянным рецептом приготовления.

2) Во всех случаях, будь то будничный обед или праздничный ужин, стол должен быть сервирован красиво и удобно.

В этом году я научу вас сервировать стол к завтраку. Сервируя стол, его накрывают хорошо отглаженной белой скатертью. От хорошо серви-рованного стола у всех присутствующих поднимается настроение. В центре стола помещают небольшую вазу с цветами. На стол сначала ставят приборы и в последнюю очередь ставят бокалы. Тарелки ставят на расстоянии 2 см от края стола, приборы – на одной линии с краем тарелки. Пирожковую тарелку ставят на расстоянии 5-10 см от основной тарелки.

Вы уже знакомились со схемами сервировки стола. Стол к завтраку вы будете сервировать по схеме.

Итак, я вам рассказала о различных видах тепловой обработки рыбы и о сервировке стола к завтраку.

– какие виды тепловой обработки вы запомнили?

– а что будет, если вы сделаете первичную обработку не в той последовательности?

– какую скатерть нужно стелить на стол и какие цветы ставить?

Ү. Вводный инструктаж.

На доске написаны учебные задачи для учащихся:

  1. строго выполнять правила гигиены и безопасного труда;
  2. овладеть одним из приемов тепловой обработки рыбы (тушение);
  3. приготовить гарнир для рыбы;
  4. сделать сервировку стола к завтраку.

Кулинарный словарь: варка, припускание, жаренье, тушение, запекание, дегустация (записать в тетрадь).

На уроке будут работать два звена. Учитель раздает бригадирам карточки-за-дания и инструкционно-технологические карты (если все понятно, то присту-пить к самостоятельной работе).

Бригадирам заполнить карточки учета и выполнения работы.


Фамилия, имя





Наличие формы


Наличие тетради


Соблюдение гигиенических требований и безопасного труда


Выполняемые виды работ




Отметка




+




+


+




+


Нарушений нет




Нарушений нет


Резала рыбу, мыла посуду



Чистила карто-фель, сервирова-ла стол


5




5

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ





І звено (дежурное) 

        

ЗАДАНИЕ:

1) разделать рыбу;




2) почистить и порезать лук, морковь; 


3) потушить рыбу;


4) помыть посуду;


5) работа с полезными советами: выбрать и записать в  

    тетрадь полезные советы, относящиеся к теме урока.









ІІ звено

ЗАДАНИЕ:

1) приготовить гарнир к рыбе (почистить и сварить  

    картофель);




2) сервировка стола;


3) накрыть стол;


4) работа с полезными советами: выбрать и записать в тетрадь полезные советы, относящиеся к теме урока;


5) убрать кабинет.




ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

  1. Разделать рыбу (отрезать плавники, почистить, выпотрошить, помыть).
  2. Порезать рыбу на порционные куски (длиной 3 см).
  3. Почистить лук, морковь. Лук порезать полукольцами, морковь – соломкой.
  4. Уложить в кастрюлю слоями рыбу, затем овощи.
  5. Залить водой так, чтобы она покрывала верхний слой рыбы на 1 см, посолить.
  6. Добавить сливочное масло, сметану.
  7. Тушить на слабом огне 45-60 минут.
  8. Добавить специи за 10 минут до конца тушения.
  9. Подавать с овощами, с которыми рыба тушилась.

Норма продуктов:

Рыба свежемороженая, минтай – 2 кг;

лук репчатый – 3 крупные луковицы;

морковь – 3 средние;

соль – ½ столовой ложки;

масло сливочное – 50 г;

сметана – 150 г;

лавровый лист – 3 штуки, перец по вкусу.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

  1. Помыть картофель.
  2. Почистить.
  3. Порезать на небольшие куски, если он крупный.
  4. Сложить в кастрюлю.
  5. Посолить.
  6. Залить водой так, чтобы скрыть картофель на 1 см.
  7. Поставить на плиту и варить после закипания воды 25-30 минут.
  8. За 15 минут до готовности добавить несколько зубчиков чеснока, лавровый лист.
  9. Слить воду.
  10. Растопить сливочное масло.
  11. При подаче на стол полить сливочным маслом и посыпать зеленью.

Норма продуктов: 

2 кг картофеля;

½ столовой ложки соли;

3 зубчика чеснока;

1 лавровый лист;

100 г сливочного масла;

зелень петрушки, лука.

«ШПАРГАЛКА ДЛЯ ЮНОЙ ХОЗЯЙКИ»

Полезные советы

  1. Если свежая капуста горчит, ее нужно ошпарить кипятком.
  2. Для того, чтобы очищенный отварной картофель был более ароматным, нужно добавить в него несколько зубчиков чеснока за 15 минут до конца варки.
  3. Если надо сварить картофель побыстрее, положите в кипящую воду столовую ложку маргарина.
  4. Для улучшения вкуса речной рыбы в воду добавляют белое вино, морской рыбы – огуречный рассол, шампиньоны или их отвар.
  5. Горячие напитки не готовят впрок, так как вкусовые и ароматические вещества очень летучие, а при повторном кипячении разрушаются.
  6. К каждому блюду на стол подают общие приборы: лопатки, ложки, щипцы, вилки.

Правильный ответ под №№ 2,3,4,6.

ҮІ. Самостоятельная практическая работа.

  1. Включить электроплиту. Соблюдать ТБ.
  2. Разделать рыбу, почистить и порезать овощи. Соблюдать ТБ.
  3. Уложить в кастрюлю слоями рыбу, овощи, залить водой и поставить кастрюлю на плиту.
  4. Почистить картофель, помыть, порезать, сложить в кастрюлю, посолить, залить водой, поставить на плиту (соблюдать ТБ при работе с горячими жидкостями).
  5. Работа с «шпаргалкой».
  6. Сервировка стола.
  7. Рубрика «Обмен опытом» – беседа за круглым столом. Пока тушится рыба и варится картофель, девочки садятся за стол, на который я ставлю табличку «Обмен опытом». Каждое звено рассказывает о своей работе (проделанной и предстоящей). После чего все расходятся по своим рабочим местам.
  8. Завершение работы: рыба готова, гарнир к ней тоже готов. Девочки подают на стол.
  9. Бригадиры сдают карточки учета работы, схемы, инструкционно-технологические карты.

В ходе самостоятельной работы провести текущий инструктаж, с целью предупреждения ошибок в работе:

а) обратить внимание учащихся на самоконтроль и взаимоконтроль

в звене, соблюдение правил гигиены и техники безопасности.

б) дать рекомендации к использованию инструкционных карт.

в) • напомнить, что при выполнении тепловой обработки рыбы надо со-блюдать правила безопасности при работе с нагревательными приборами, горячей посудой и горячей жидкостью и правильно организовывать рабочее место;

         • рассказать, что на стол ставят только живые цветы, если их нет, то не надо никаких;

         • бригадирам не забывать о своих обязанностях;

         • обратить внимание на требования, предъявляемые к тушеной рыбе (рыба должна быть мягкой, легко расслаиваться, но не разваливаться, мясо белое, вкус и запах, свойственные  рыбе со специями);

         • на коже рыбы перед тепловой обработкой всегда делают 2-3 надреза во избежание деформации;

         • дополнительно ко всем рыбным блюдам рекомендуется подавать свежие, соленые или маринованные огурцы, помидоры, салат из свежей или квашеной капусты.

ҮІІ. Дегустация.

Для дегустации накрывают общий стол.

Участие учителя в дегустации обязательно. Я показываю, как правильно обращаться со столовыми приборами, напоминаю о правилах поведения за столом.

Девочки должны почувствовать себя гостеприимными хозяйками.

ҮІІІ. Заключительный инструктаж.

а) подвести итог занятия и проанализировать допущенные ошибки

- Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке? (девочки рас-сказывают);

б) сделать общую оценку уроку, оценку каждому звену и каждой девочке с помощью карточек учета работы, которые заполнили бригадиры, учитывая дегустацию;

в) домашнее задание: приготовить тушеную рыбу самостоятельно и принести отзыв от родителей.

ІХ. Уборка класса.

  1. Помыть посуду

2. Подмести кабинет.



Предварительный просмотр:

6 класс

Технологическая карта

Построение чертежа клиньевой юбки

Вопросы для самостоятельного повторения

Отметьте знаком «+» верные ответы.

1. По какой стороне фигуры снимают мерки?

  1. По левой;
  2. По правой;

2. Как нужно стоять при снятии мерок?

  1. Слегка наклонившись вперед;
  2. Согнув одну ногу в колене;
  3. Прямо, расслабленно.

3. Снятие мерки « полуобхват талии» выполняется:

  1. Горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии с учетом выступа живота;
  2. Горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии на полном выдохе.

4. Что определяет мерка «полуобхват бедер»?

  1. Ширину изделия
  2. Длину пояса

5. Какая из этих мерок необходима для определения положения линии бедер?

  1. Дст
  2. Ст
  3. Ди

Клиньевая  юбка состоит из нескольких одинаковых, расширяющихся к низу клиньев. Число клиньев может быть любым, но лучше четным. Юбка плотно облегает фигуру от талии до бедер, ниже линии бедер образуются равномерные фалды. Вытачки отсутствуют.

Чертеж клиньевой юбки представляет собой клин, расширяющийся к нижнему срезу. Количество клиньев – 4, 6, 8, 10, 12. Долевая нить в клиньевых юбках проходит по центру каждого клина.

Рис. 1

Нарисуй эскиз клиньевой юбки.

Инструкционная карта построения клиньевой юбки.

Мерки

№ п/п

Название мерки

Буквенное обозначение

Величина в см на 36 размер

Величина в см на себя

1.

Полуобхват талии

Ст

30

2.

Полуобхват бедер

Сб

40

3.

Длина спины до талии

Дст

36

4.

Длина изделия

Ди

45

Прибавки

Прибавки: Пт=2, Пб=3÷4

Построение

N – количество клиньев (6).


п/п

Буквенное

обозначение

Последовательность построения, название отрезков

Расчетн. формула и расчет на 36 р.

Расчет на себя (см)

1.

Т

Провести две взаимно перпендикулярные линии с пересечением в точке Т.

2.

ТН

Определить длину клина

Ди

45

3.

Н1нн2

Провести горизонтальную линию через точку Н.

4.

ТБ

Определить положение линии бедер

ДСТ:2

36:2=18

5.

б1бб2

Провести горизонтальную линию через точку Б.

6.

тт1=тт2

Определить ширину клина по талии

(ст+пт):n:2

(60+2):6:2≈5

7.

бб1=бб2

Определить ширину клина по бедрам

(сб+пб):n:2

(80+2):6:2≈7

8.

Через точки Т1Б1 и Т2Б2 провести наклонные линии. Точки пересечения с линией низа обозначить Н1 и Н2.

9.

т1т3=т2т4

Высота подъема по линии талии

п/в=0,5

0,5

10.

т3н3=т4н4

Определить длину клина по боку

ди

45

11.

т3тт4

Соединить точки плавной линией

12.

н3нн4

Соединить точки плавной линией

13.

Обвести чертеж сплошной основной линией.

Самооценка урока

Давайте подведем итоги урока и сами оценим свою работу!

Готовность к уроку

Самостоятельное повторение

Расчеты на себя.

Построение клиньевой юбки

Эскиз юбки

Если ты полностью готова к уроку: линейка закройщика, карандаш, ластик, цветные карандаши тетрадь, поставь + в строчке

Если на все 5 вопросов самостоятельного повторения ты ответила верно, поставь +

Если все расчеты в таблице ты сделала без ошибок и исправлений, поставь +

Если ты аккуратно и правильно построила чертеж клиньевой юбки, поставь +

Если ты нарисовала эскиз клиньевой юбки, поставь +


Результаты работы:

5 + - ты молодец! Твоя отметка – пять 5.

4 + - ты тоже молодец, но твоя отметка – четыре 4.

3 + - тебе надо постараться и исправить свои ошибки и устранить пробелы. Твоя отметка – три 3.

2 + - такого быть не должно!!! Надо попробовать еще раз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА «ДЕРЕВООБРАБОТКА» ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА».6 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА  «ДЕРЕВООБРАБОТКА»  ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ вклчает в себя поя...

Методическая разработка по технологии (5 класс) по теме: Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации

Подробная программа и содержание урока русского язык на основе технологии модерации по теме «Правописание -Ы-И- после –Ц-»...

Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"

Методическая разработка по теме  "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах....

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...