Роспись по ткани
методическая разработка по технологии на тему

 

Эстетическое воспитание школьников на занятиях студии «Роспись по ткани»

 

Каждый вид занятия по декоративно-прикладному искусству имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника. Очень важно и полезно приобщить наших детей к изучению народных подлинников воспитать в них любовь к народному искусству.

При воспитании творчески развитого человека должен быть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. Посещая студии, дети имеют большие возможности само проявления.

 Роспись как вид декоративно-прикладного искусства приобрело в последнее время большую популярность.  Также как и в изобразительном искусстве, дети на занятиях студии  «Роспись по ткани» учатся видеть прекрасное вокруг себя. В процессе работы дети вспоминают и усовершенствуют знания, умения, навыки  которые получили они  на уроках изобразительного искусства. Создание картин, различных панно, изделий способствует формированию на основе полученных знаний  развитию способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают  возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности. На занятиях дети учатся не только различным техникам росписи ткани, но и учатся воспринимать красоту, делится ею, чувствовать. Также развивают навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.

Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Занятия по росписи развивают умение видеть, наблюдать,  анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником. Каждая техника в той или иной степени развивает у ребенка координацию движений, терпение и усидчивость.

Почти на каждом занятии предоставляется выбор в содержании изобразительных работ в композиции, в подборе цвета или способах изображения, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и творческих способностей.

Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

 Цель эстетического воспитания школьников на занятиях студии «Роспись по ткани - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. Любая цель не может рассматриваться без задач. Существуют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты, но при этом не теряют главной сути.

  1. создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
  2.  формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  3. формирование у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни..

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая  школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись по ткани (холодный батик). Тема: "Древний Египет"

Данные занятия можно проводить для детей 8-12 лет по теме «Батик» в общеобразовательных и детских школах искусств....

Роспись по ткани. Отчёт о практикуме.

20 декабря 2013 года на базе МОБУ СОШ № 30 (рук. Бобнев В.В.) состоялся обучающий семинар-практикум по теме: «Роспись по ткани – холодный батик», где я, Сафонова Т.Н., также принимала участие....

Мастер-класс. Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись

Тема мастер-класса "Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись" рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел "Декоративно-прикладное искусство". Урок усвоения...