Исторический аспект трудового воспитания
материал по технологии (5 класс) по теме

Арасланова Люция Равильевна

Исторический аспект трудового воспитания 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исторический аспект трудового воспитания

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» [37, с. 1369].

«Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни. Труд - не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда» [40, с. 337].

Трудовое воспитание зародилось на самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, когда условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания - собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде с взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам [6, с. 5].

В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинают уже складываться первые системы воспитания, семейного и общественного, зарождаться первые педагогические теории.

В Спартанском государстве, одном из самых ранних в Древней Греции, в специальных государственных воспитательных учреждениях — агеллах, главным занятием детей был физический труд и военно-физическая подготовка.

Воспитанию и обучению детей в Афинах придавалось особое

значение, но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.

В Древнем Риме мальчики и девочки до 4-5 лет воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они оставались в кругу женщин родительского дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье). Мальчиков приучали к мужским занятиям, и прежде всего, учили их владеть оружием.

В эпоху феодализма в основе феодального строя лежала частная собственность феодалов, светских и духовенства на землю, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией работавших на ней подвластных землевладельцам крестьян.

Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой, несомненно, прогрессивное явление, но он был идеологией сравнительно узкого образованного круга лиц и имел социально ограниченный характер. Трудящиеся массы жестоко эксплуатировались феодалами и нарождавшейся буржуазией.

Блестящим проявлением возрождения человеческого духа явились труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы. Томас Мор в своей знаменитой «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) первым из европейских мыслителей высказал два важнейших и принципиальных положения: о вреде частной собственности для процветания человеческого сообщества и об обязательном для всех граждан участии в производительном труде. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться. «У всех мужчин и женщин, - писал Т. Мор, есть одно общее занятие - земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают» [23, с. 18].

Педагогические идеи Томазо Кампанеллы, выраженные им в книге «Город солнца», в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей. Он считал, что изучение наук с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии.

Педагогические взгляды английского просветителя Джона Локка изложены в книге «мысли о воспитании» (1693). Необходимость трудового воспитания он мотивировал главным образом тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку, предпринимателю, к тому же труд предотвращает возможность вредной праздности [24, с. 32].

Французский мыслитель, гуманист и демократ Жан-Жак Руссо (1712- 1778), выдвигая теорию естественного воспитания, считал, что трудовому воспитанию основное внимание нужно уделять в возрасте от 12 до 15 лет. В 12-15 лет подросток наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено в предшествующий период. Демократ Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам, всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут.

Руссо полагал. Что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим за чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка [25, с. 39].

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) — швейцарский педагог- демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. Организуя «Учреждение для бедных», Песталоцци предполагал, что в результате соединения обучения ч с трудом у детей разовьются физические и умственные силы и впоследствии они могут создать себе необходимые жизненные условия. Он подчеркивал, что посильная трудовая деятельность способствует развитию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных нравственных качеств [26, с.51].

Видный представитель педагогики XIX века Фридрих Вильгельм Фребель сыграл выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания. Он считал, что детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, а для физического развития ребенка необходимы несложные сельскохозяйственные работы на участке [27, с. 60].

Великий социалист-утопист Роберт Оуен впервые в истории создал воспитательные учреждения для малолетних детей рабочих. После «школы для маленьких детей» воспитанники переходили в начальную школу, где несомненный воспитательный эффект давало и регулярное участие детей в трудовой деятельности. Девочек обучали шитью, кройке, вязанию, приучали содержать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству.

Чтобы все дети, достигшие пятилетнего возраста, могли посещать начальную школу, Р.Оуэн категорически запретил их принимать на фабрику до десяти лет. И это было в те времена, когда во всех отраслях английского производства беспощадно эксплуатировался труд малолетних. С десяти лет подростки, уже работающие на фабрике, могли продолжать учение в вечерних классах, причем до двенадцати лет у них был сокращенный рабочий день [28, с. 67].

Клара Цеткин (1857-1933) - видный деятель германского и международного рабочего движения выдвинула перед родителями задачу не делать различий для мальчиков и девочек в семейном труде. Она видела тесную связь игры и труда, постепенное перерастание игры в труд [ 34, с. 106].

В первых детских садах, открытых в США во второй половине XIX века. Во время трудовой деятельности детей уделялось внимание обучению их планировать свою работу, тщательно ее выполнять, доводить до конца. Ставится задача развить в детях умение самоорганизовываться, быть вожаками.

В России замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII века является «Поучение Владимира Мономаха детям». Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах, сражениях быть впереди своего войска.

В 1763 году в Москве открылся первый в России воспитательный дом. Попечителем его был назначен И.И. Бецкой. Обучение труду в воспитательных домах продолжалось в течение всего пребывания ребенка в воспитательном доме. Мальчиков учили огородным и садовым работам и ремеслу, девочек домоводству, вязать, прясть, плести кружева, шить, гладить, стряпать.

Л.H. Толстой, говоря о воспитании в семье, отмечал, что родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. «Привычка к праздной жизни для человека хуже всех в жизни. Поэтому в высшей степени важно. Чтобы дети приучались еще с ранних лет работать». Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их нравственному воспитанию [29, с. 160].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение формированию у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. Он говорил, что воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни [30, с.179].

К.Д. Ушинский во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» [16, с. 174].

Постановке трудового воспитания детей как одной из сторон нравственного воспитания большое значение придавала Е.Н. Водовозова. Она говорила, что детям необходимо указать образцы трудовой жизни, которой живут миллионы людей. «Детям, приученным с первых лет презирать праздность, любить и уважать простой труд, не придается объяснять того, что и под сермягой труда и под рубищем бьется такое же человеческое сердце, как и под тончайшим сукном» [31, с. 194].

Идеи о трудовом воспитании детей нашли свое блестящее воплощение в теоретических трудах и педагогическом опыте А.С. Макаренко. Особое внимание А.С. Макаренко уделял приучению к труду самых маленьких. Он подчеркивал, чтобы сформировать инициативный и творческий подход к делу у маленького ребенка, нельзя регламентировать каждое его действие: после того как ребенок освоит необходимые трудовые навыки, нужно ставить перед ним конкретную цель и предоставлять ему некоторую свободу в выборе средств. Важно, чтобы дети имели постоянные поручения и отвечали за их выполнение. А.С. Макаренко предупреждал о необходимости учитывать возможности ребенка и связывать труд малышей с игрой [20, с. 94].

Определяя методы и приемы трудового воспитания, А.С. Макаренко подчеркивал, что решающим должна быть обязательность труда для всех. Нужно втягивать детей в труд путем поручений, показа способов выполнения, контроля за работой. Но при любых обстоятельствах важно, чтобы дети работали с увлечением, радостно, добивались высокого качества труда.

В первые годы после Октябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, ставилась очень остро.

Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Заслугой съезда явилось то, что он сформулировал требования к организации детского труда, учитывающие особенности возраста: труд должен быть посильным и понятным по цели, доставлять детям радость; дети должны трудиться «хорошо и по возможности красиво».

Родители и воспитатели, по ее мнению, должны как можно раньше приучать детей к посильному труду. Ребенок ни минуты не должен быть без дела, уже с раннего детства он должен наслаждаться отдыхом, но только после труда. Водовозова разработала разные виды труда в природе (выращивание цветов, овощей и др., уход за животными) и некоторые виды самообслуживающего труда малолетних детей. Она считала необходимым знакомить детей дошкольного возраста с трудом ремесленников, крестьян, с орудиями их труда, чтобы дети проникались любовью и уважением к простому труду.

Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.С. Крупская, В.А. Сухомлинский. Н.К. Крупская в своих работах определила значение и место трудового воспитания в формировании личности человека. Она подчеркивала, что трудовое воспитание должно занять важное место в работе детского сада, в школе, а также в семье с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Труд детей, по ее мнению, как главное средство трудового воспитания должен рассматриваться не как самоцель, а как мощное средство всестороннего воспитания и развития детей. Большое значение Н.К. Крупская придавала формированию у детей умения трудиться. Она особо выделяла умение планировать работу, отбирать материалы и инструменты, правильно использовать их, добиваться результата. Вместе с тем, она неоднократно напоминала о необходимости тесно связывать труд детей в детском саду с организацией их быта, их играми, не обособлять трудовое воспитание от решения задач всестороннего развития.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, невозможность широкого привлечения их к производительному труду, Н.К. Крупская предлагала систематически знакомить детей с трудом взрослых, подчеркивая его общественную направленность и коллективный характер. Эта форма трудового воспитания, по мнению Н.К. Крупской, должна занять важное место в работе детского сада [12,с. 194].

Были определены две ведущие задачи трудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно.

На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании. Была выдвинута задача воспитания коллективизма в труде и игре.

Дальнейшее развитие вопросы трудового воспитания получили на третьем съезде по дошкольному воспитанию (1924). Съезд был посвящен пересмотру содержания работы в дошкольных учреждениях в связи с введением программы единой трудовой школы. Было принято решение: «строить работу дошкольных учреждений исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми интересами пролетариата, из учения о ребенке как продукте социальной среды».

На четвертом съезде дошкольного воспитания (1929) вновь обсуждалась проблема трудового воспитания. Впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания дошкольников.

В 30-40 годы намечается новое направление во взглядах на трудовое воспитание: сочетание собственной трудовой деятельности ребенка с наблюдениями за трудом взрослых. Вновь поднимается вопрос о связи труда с игрой. В 1935 году выходит книга Р.И. Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду», где показана возможная и продуктивная для развития ребенка связь труда с игрой.

В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию много внимания уделяли практические работники, они искали содержание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили радость. В послевоенные годы вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудового воспитания внимания практически не уделялось. Однако именно в это время были предприняты первые целенаправленные исследования (З.Н. Борисова, В.Г. Нечаева), которые позволили определить содержание систематического трудового воспитания и наметить в Программе детского сада (1962) подступы к трудовому воспитанию, начиная с третьего года жизни ребенка. Однако ведущим оставался тезис, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется только на основе ознакомления с трудом взрослых. И лишь исследования Я.З. Неверович экспериментально доказали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.

С 1964 года начинаются систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие). Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста.

Современный этап отличается «забвением» этой важной проблемы. В новых программах воспитания дошкольников этот раздел программы отсутствует [16, с. 176]. В дошкольных учреждениях, на наш взгляд, данной проблеме значительно меньше стало уделяться внимания.

В 2007 году выходит в свет пособие для педагогов дошкольных учреждений Л.В. Куцаковой «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», где представлена методика работы с детьми по всем видам трудовой деятельности, доступной для дошкольного возраста.

Таким образом, трудовое воспитание зародилось на самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя. На протяжении многих веков труд был присущ закабаленным, бедным слоям населения. В разные эпохи человечества использовался и детский труд. Однако, в народной педагогике труду как человеческой деятельности уделялось много внимания. И лишь после Великой Октябрьской революции были сформулированы требования к организации детского труда и определены ведущие задачи трудового воспитания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический аспект в курсе физики

Методическая разработка....

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Исторические аспекты обучения детей вокалу

Почти во всех школах искусств есть вокальное отделение и специальность: “сольное пение”.  Чаще всего работают на этих отделениях вокалисты – “академисты”. Но все чаще в школах появляется “эстрадн...

Исторические аспекты развития аэробики

В данной статье рассказывается о истоках и путях развития , основоположниках и последователях  аэробики....

  Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...

Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната

В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...

«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)

История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...