"Развитие творческих способностей учащихся при дифференцированном подходе на уроках технологии"
методическая разработка (технология) на тему

В ежегодном Послании к Федеральному собранию президент РФ

Д.А. Медведев отметил, что дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… Школьное обучение должно способствовать личному ростутак, чтобывыпускники могли самостоятельно ставить и достигать задачи, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ежегодном Послании к Федеральному собранию президент РФ

Д.А. Медведев отметил, что дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… Школьное обучение должно способствовать личному росту  так, чтобы  выпускники могли самостоятельно ставить и достигать задачи, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»

Проблема современной школы сегодня заключается, по мнению Е.Н. Князевой, в большом потоке, переизбыток которой вносит сумбур во внутренний мир человека.  Поэтому, цели индивидуализации могут быть представлены как:              

 -  учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения;

 - воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности.

  Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам и мальчикам  необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век,  когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих  возможностей у детей.

  Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Проектная деятельность прочно вписалась в практику работы нашей школы. Напомним, что учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

          На развитие творческих  возможностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно, над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.  Задача  учителя  помочь ребенку преодолеть эти подводные камни, определиться в своем отношении к проектированию, найти свой способ самовыражения.

           Наиболее доступной и популярной формой работы вне урока является организация деятельности кружка.  Внеклассная работа по предмету должна быть познавательной, активной и творческой. А.С. Макаренко писал: “Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе…В детском возрасте игра это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело”.  Очень любят ребята интеллектуальные игры в виде командных состязаний, которые включают в себя самые разнообразные конкурсы.

Факультатив – один из видов дифференциации  обучения по интересам, необязательный учебный предмет, изучаемый учащимися высших и средних учебных заведений по их желанию для расширения общекультурного и теоретического кругозора или получения дополнительной специальности.  Факультативные курсы — это форма углубленного изучения одного из предметов по выбору учащихся, средство развития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся.

  Создание модели урока с использованием модели дифференциации обучения поможет учителю лучше понять себя, творческие интересы, свое педагогическое кредо. Внедрение педагогической технологии предусматривающей уровневую дифференциацию обучения, позволит сформировать предпосылки саморазвивающей и умеющей самостоятельно принимать правильное решение личности, т.е. субъекта деятельности, производящего самого себя.

Дифференциальный подход к обучению − это не панацея от всех бед, а только условие для успешного проявления способностей учащихся, имеющих разные учебные возможности, и это еще раз подтверждают результаты проведенного формирующего эксперимента.

Раздел   «Рукоделие».          

Тема урока:  «Вязание крючком. Обвязывание платочков кружевом»

Цели:

а) образовательные:

дать общее представление о кружеве;

научить обвязыванию платочков кружевом и пользоваться схемами;

б) воспитательные:

воспитывать аккуратность и терпеливость;

применить дифференцированный подход при выполнении практической работы;

в) развивающая: развивать мышление и творческий подход делу.

Оборудование: стенд с журналами «Валентина», «Чудесные мгновения», таблица «Основные виды петель», раздаточный материал «Цветы на салфетке», схемы вязания крючком, выставка изделий, связанных крючком, магнитофон, мультимедийная установка.

Инструменты и материалы: крючки и нитки «ирис», «снежинка», платочки, с обработанными краями на машине строчкой «зигзаг».

Методы обучения: объяснение, показ наглядного материала.

Предварительная работа к уроку: экскурсия в уголок рукоделия школьного музея, знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства рукодельниц района.

Технология внедрения элементов дифференцированного обучения.

                       Деление на группы по заданиям представлено                                                                                    

Психологические особенности личности учащегося

Характер

задания

Кол-во

уч-ся в      группе

Результат

Владеют аналитическими способностями (группа 1)

Разработать аналитическю

схему или

алгоритм работы;

2

Взаимообучение

и компесация ранее

несформированных способностей

Владеют практическими (техническими)

     способностями

(группа 2)

Провязывать

петли по схемам;

Разделение заданий по уровням сложности

4

Владеют организаторскими способностями

(группа 3)

Организовать ход практической работы

2

Владеют

самостоятельностью

в исследованиях (познании)

(группа 4)

Подготовка теоретической части.  Поиск и демонстрация иллюстраций из журналов

3

Владеют эрудицией

(группа 5)

Подготовить сообщения по данной теме

4

             Матрица сформированности способностей учащихся 7 класса                                                                                              

               Уч-ся

Способности

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

Ученик 6

Ученик 7

Ученик 8

Ученик 9

Ученик 10

Ученик 11

Ученик 12

Ученик 13

Ученик 14

Ученик 15

1

Творческие

-

+

+

-

-

+

-

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

-

2

Организаторские

+

-

-

+

-

-

+

-

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

3

Технические

-

+

-

+

+

-

-

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

 + - сформировано в полном объеме

+ - сформировано наполовину

-  -  не сформировано       

Главным условием для формирования творческой мини - группы для освоения темы урока было:

-  уровень сформированности общих способностей;

-  уровень  сформированности специальных  способностей.

 Была  выдвинута гипотеза о том, что объединив детей с разным уровнем способностей  в одну группу, характерную для определенного вида трудовой деятельности, эффективность полученного результата (продукта деятельности) возрастает, а дети приобретают  новое качество, ранее в нем заложенное, но нераскрытое в полном объеме.

                                                                                                 

                                              Деление по группам                                                                         

               Уч-ся

                     

Группы

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

Ученик 6

Ученик 7

Ученик 8

Ученик 9

Ученик 10

Ученик 11

Ученик 12

Ученик 13

Ученик 14

Ученик 15

1

Группа 1

2

Группа 2

3

Группа 3

4

Группа 4

5

Группа 5

                                                 Этапы урока

Этапы проведения урока

Время

Организационный момент

2 мин

Теоретические сведения.

Вступительное слово  учащихся.

15 мин

Выступления учащихся

15 мин

Изучение нового материала.

13 мин

Самостоятельная работа учащихся

35 мин

Организационно - заключительная часть урока. 

5 мин

Подведение итогов

5 мин

                                            Ход урока

Организационный момент.

Проверка подготовленности класса к уроку. Учитель объявляет тему и цель урока.

Основная часть.

1.Теоретические сведения. Вступительное слово учащихся

(Группа 4).

Ученик 5:

Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далекое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским занятием, а крючок выглядел как ровная палочка. В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

Ученик 12:

 Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий  рукодельниц. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей,  можно изготовить, умея вязать.

  Ученик 8 демонстрирует иллюстрации из журналов «Валентина», «Чудесные мгновения»: салфетки, воротники, сувениры, связанные крючком, обращает внимание на выставку вязаных крючком изделий.

Выступления учащихся  (группа5)

(Приложение3)

Ученик 2: Носовой платок впервые появился в Италии, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. В XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. Да-да-да, высморкаться в платок никому бы и в голову не пришло! Ими обмахивались, их носили напоказ. Знатные щеголи и щеголихи друг перед другом хвастали роскошью нового модного предмета туалета. Вышивка, кружева…  И размеры! Как всегда, мода в своих преувеличениях доходила до смешного: представьте себе носовой «платочек» длиной не менее метра. Иногда такие совершенно бесполезные «дополнения» чуть ли не волочились за своим владельцем по полу.

Ученик 11: В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются только с XVIII века. А вот в XIX веке они становятся предметом, необходимым всем. К тому же этот век был веком путешествий. И возникла мода махать вслед уезжающим носовыми платками: «Возвращайтесь! Мы будем скучать без вас!» В Японии предпочитают удобные одноразовые бумажные платки. Даже существует загадка: «Что японцы выбрасывают, а европейцы прячут в карман?» Догадались? О носовых платочках на Руси слагали частушки, например:

Милый мой, у нас с тобой любовь платочком связана...

Из- за тебя, мой дорогой - семерым отказано!

Девушки, любовь горячую храните под платком .

Ученик 13: На Руси носовые платки появились в XVI веке. Их шили из кремовой шелковой ткани, украшали вышивкой. Вышивка выполнялась разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и даже жемчугом. Практического значения такой платок не имел, он служил украшением княжеского и боярского костюма. Девушки-боярышни сами создавали такие произведения искусства. Держа в руках платочек, они на балах демонстрировали свое мастерство. По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч 2 предметов.

Ученик 4: Часто края носовых платочков обвязывались кружевом. Расскажите, вам нравится вязание крючком, какие изделия нравится вязать? (Учащиеся рассказывают, что больше всего нравится вязать салфетки, они украшают дом, придают уют и красоту дому). Также понравилось вязать игрушки и сувениры по схемам из книг. Кто из ваших родственников вяжет, какие вязаные изделия имеются дома? (Домашнее задание.)

  1. Учащиеся рассказывают, кто из родственников вяжет крючком, демонстрируют принесенные изделия, связанные крючком.

(Группа 1)

Ученик 9: Вспомните, какие основные элементы вязания крючком и технику их выполнения вы знаете?

Учащиеся рассказывают о том, как следует держать крючок, какие петли они научились вязать.

Ученик 7: (обращает внимание детей на схему на доске.) Кто расскажет, какие петли использованы для вязания по этой схеме:  (Приложения 4,5)

На одной петле основания вяжут 5 столбиков с накидом. Между группами петель пропущено 4 петли воздушной цепочки. Из одной петли цепочки выполняют 2 столбика с накидом,  2 воздушные петли и 2 столбика с накидом. Затем вяжут одну воздушную петлю и, пропустив в основании 2 петли, провязывают столбик без накида, воздушную петлю и снова, пропустив 2 петли основания, группу петель из 4 столбиков с накидом и 2-х воздушных петель между ними и т.д.)

  1. Изучение нового материала. Вводный инструктаж. Практическая часть.

(Группа 3)

Ученик 3: Сегодня на уроке мы должны научиться обвязывать платочки кружевом. Слово «кружево» похоже на слово «кружить», «окружить», поэтому можно догадаться, что это узор, который вяжется по окружности. Кружева, украшающие изделие, могут быть связаны отдельно или непосредственно по краю полотна. У вас имеются платочки, обработанные с помощью зигзагообразной строчки на машине. Они готовы к обвязке. Обвязываем по краю платочков, начинаем первую петлю с угла платочка на петле зигзагообразной строчки.

Кружева мы будем вязать по схемам, которые лежат перед вами. Вяжем по окружности, каждый ряд, замыкая между собой и выполняя петли для подъема для следующего ряда.

Ученик 1: Для дифференцированного подхода схемы разделены по сложностям: низкая степень сложности, средняя степень трудности, схема (Приложение 6) кружева «Иммортели» (из журнала «Валентина» повышенная степень трудности.)

  1. Контроль со стороны учителя. Несомненно, такая форма работы требует от учителя умения правильно и своевременно увидеть ошибки детей и скорректировать дальнейшую работу по выполнению задания в группе.  Учитель напоминает о соблюдении правил по технике безопасности при работе с крючком. Учитель оказывает помощь затрудняющимся, поощряет словами старательных и т.д.

      (Группа 2)  ученик 14,  ученик 15,  ученик 10, ученик 6.

III. Организационно - заключительная часть урока. Заключительный инструктаж. Оценка и анализ выполненной работы, роль каждого в выполнении проекта.

IV. Самоанализ детей о новых достижениях, полученных навыках, общении и взаимопонимании в группах. Данное мероприятие проводится после урока в форме чаепития.

МБОУ «ЛИПКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

РМО

УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

 «Развитие творческих способностей

учащихся при дифференцированном

подходе на уроках технологии»

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

КАПУСТНИКОВА ГУЛЬНАРА ВЯЧЕСЛАВОВНА

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический эксперимент "Развитие творческих способностей учащихся методом проектной деятельности на уроках технологии."

Апробация методики преподавания раздела «Творческий проект» проводилась в 7 -9 классах ГОУ ЦО №1085 г. Москвы.Цель педагогического эксперимента – проверить гипотезу, что применение проектной дея...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ)

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей участников образовательного процесса, рассмотрены возможные пути их решения в практике преподавания физики...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии      Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии      Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...

Проект "Совершенствование содержания и методики преподавания физики через развитие творческих способностей учащихся и компетентностного подхода к образовательному процессу"

Как слезы Бога... в утренней росе!И ангелы их собирают....Чтобы напиться чистоты...И радости...А Вы...хотите испытать блаженство?Тогда-напейтесь утренней росы…...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...