Методические рекомендации для учителей технологии
методическая разработка по технологии по теме

Шкирман Александр Иванович

Молодым учителям испоьзование проектного метода на уроках технологии.
Построение уроков по ФГОС 2-ого поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические рекомендации113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22»

Методические рекомендации в помощь учителям технологии для поиска новых тенденций в развитии интеллектуального и научно – технического творчества обучающихся

(из личного опыта работы учителя технологии Шкирман Александра Ивановича)

г.Старый Оскол 2013

Процесс трудового обучения сложен и многогранен. Особенно сегодня, когда поставлена задача формирования у школьников комплексных технических, технологических и экологических представлений о производстве, непросто осуществить выбор рациональных методов преподавания.

Между тем, как ни парадоксально это прозвучит, методика трудовой подготовки — одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет, надо признать, что существуют сложности в решении специфических учебных задач, обусловленные недостаточной проработкой методологических основ.

На всех этапах развития человечества школа выполняла социальный заказ общества. Ходом истории, эволюцией цивилизации и экономики подтверждена необходимость опережающего развития образования.

Чтобы общество могло успешно развиваться, система образования должна опережать движение техники и производства, а не поспевать за ними.

Сегодня для достижения этих целей объективным фактором становится необходимость поиска новых педагогических технологий, рождающих новые типы взаимоотношений между учителем и учеником. Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов. При решении задач, поставленных в курсе «Технология», главный залог успеха — формирование новых отношений, рождаемых творческой атмосферой поиска. Межличностные отношения педагогов и учеников формируются и трансформируются на фоне уважительного диалога личностей (при естественном соблюдении возрастных дистанций), что может быть рождено лишь реализованным творческим потенциалом педагога. Тот, кто знает, сколько стрессовых ситуаций, возникающих между разуверившимся учеником и отчаявшимся учителем, стало причиной выхода в жизнь серых, озлобленных недоучек, тот, кто знает, скольким детям неудачная встреча с учителем, прикрывающим свою некомпетентность диктаторскими методами, стоила стойкого отвращения к учебе, тот не может не стать под знамена гуманизации.

Homo gumanus, человек гуманный, как ни странно прозвучат эти слова, — самый необходимый «продукт» современности, его формирование — важнейшая задача современной педагогики. Слишком много в мире накопилось жестокости; льется кровь, калечатся и умирают ни в чем не повинные люди. Приобщить подрастающее поколение к выработанным веками общечеловеческим гуманистическим ценностям можно совместными усилиями социальных институтов общества, так или иначе связанных с детством. Но учитель технологии будет работать на своем участке, следовательно, должен выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между педагогом и учениками.

Вот некоторые из них. Л. Н. Толстой утверждал: «Никогда, никакими силами вы не заставите познавать мир через скуку». В самом деле, попытайтесь вспомнить: о чем говорилось на прошлом скучнейшем уроке по... не важно какому предмету? Удалось? Нет? И никогда не удастся.

Великий Ян Амос Коменский говорил, что «учение должно быть кратким, приятным и основательным». Хочу лишь остановиться на слове «приятное». Когда приятно? Когда не скучно, интересно.

Выработайте у себя профессиональную манеру создавать на своих занятиях такую атмосферу, такой «психологический микроклимат», чтобы ваши уроки были ожидаемы. Возможны, например, шутливые замечания в таком роде: «Петя! Ты работаешь как молния!» — «Что, так быстро?» — спрашивает ученик, стараясь еще поднять темп ударов молотком. «Нет, просто молния два раза в одно место не попадает». Атмосфера на уроках должна быть такой, чтобы подобные реплики правильно — и без обиды! — понимались и запоминались.

Известный психолог Дейл Карнеги утверждал, что бесполезно показывать не только детям, но и взрослым, насколько они правы или не правы, просто критикуя их деятельность.

«Критика бесполезна, ибо она ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдание. Критика опасна, ибо она ранит драгоценное для человека чувство собственного достоинства, наносит удар его представлению о собственной значимости, порождает в нем чувство обиды и негодования.

В старой германской армии солдату не разрешалось подавать жалобу сразу после происшествия, давшего для нее повод. Он должен был сдержать первое чувство обиды, остыть. Если же он подавал жалобу немедленно, в день происшествия, его наказывали. В повседневной жизни следовало бы ввести подобный закон для ворчливых родителей, сварливых жен, бранящихся работодателей и целой армии несносных любителей выискивать чужие ошибки».

Вот пример из жизни. Заключительный инструктаж, подведение итогов. С наилучшими намерениями учитель показывает Пете его ошибки, обращая внимание всего класса на то, какого «крокодила» Петя сотворил. Почему же воспитательный эффект в таком случае со знаком минус? Все объясняется просто. «Люди, а маленькие тем более, — нелогичные создания, обросшие колючками предрассудков и движимые гордостью и тщеславием», — говорит Карнеги. Чего вы добились? Потеряли единомышленника, невольно оттолкнули от себя ребенка, может быть, до этого влюбленного в вас (как учителя) и предмет.

Так что — сюсюкать на своих уроках? Ни в коем случае.

В мире существует только один способ убедить нас что-либо сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один - единственный способ — заставить захотеть сделать это. Запомните, другого способа нет.

Конечно, можно заставить человека «захотеть» отдать вам часы, ткнув под ребро револьвером. Можно принудить служащего к

разовому акту повиновения, пригрозив ему увольнением. Вы можете ремнем или угрозой заставить своего ребенка сделать то, что вы хотите. Но грубые методы имеют крайне нежелательные последствия. Единственный способ, которым вас могут убедить что- либо сделать, — это предложить вам то, что вы хотите.

А что вы хотите? Американский философ и педагог профессор Джон Дьюи утверждает, что самое сильное желание человека — желание быть значительным. Это может быть важным рычагом воздействия на ученика. Покажите школьнику, как развитие дремлющих в нем скрытых способностей позволит в будущей самостоятельной работе получить признание своей ценности. Дети в этих вопросах не менее чувствительны, чем взрослые. И даже так называемые мелочи иногда здесь важны. Вот один пример из практики в профессиональном училище на Курском заводе резино-технических изделий. Плохо обстояло дело с набором девушек для подготовки в цех, изготавливающий клиновидные ремни. Догадаться о причине оказалось несложно. Ну какая нормальная девчонка может спокойно ответить на вопрос своего приятеля: «К какой специальности ты готовишься?» — «Клейщица-шероховщица»?! Как только в объявлении поставили «сборщицы-аппаратчицы», сто двадцать пять человек набрали за полмесяца.

Итак, как сжато сформулировать столь важное приоритетное направление в работе учителя технологии? Это — формирование межличностных отношений педагогов и учеников в гуманистическом сотрудничестве. Только в атмосфере доброжелательности, уважения личности развивается творческая активность учащихся, развиваются возможности и способности школьника. Очень ярко сказал о таких отношениях Януш Корчак, утверждавший, что каждый выбирает свой путь и дети имеют на это не меньшее право, чем кто-либо: «В постижении ребенком истин и ценностей, в его стремлении к совершенствованию себя и окружающего мира взрослый берет на себя роль лишь помощника, но не повелителя, не вершителя судьбы ребенка». Вирджиния Сатир, американский психолог, при изучении личностно ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей утверждала, что дети обитают в своем пространстве, а взрослые — в своем; дети, как правило, занимают позицию «снизу», а взрослые — «сверху». Для гуманизации отношений и достижения успехов в вашей работе руководствуйтесь формулой «Не рядом, не над, а вместе!».

Создайте в своих классах психологически комфортную атмосферу, проявите уважительное отношение к каждому ученику, добейтесь чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий, используйте эффект «синдрома справедливости», когда класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи.

Наметив некоторые ориентиры, определив концептуальные факторы, следует со всей откровенностью сказать еще об одном аспекте.

В настоящее время учителю технологии предоставлена немалая свобода для реализации авторских программ на уроках. Сегодня программа, оставаясь для учителя ориентиром, оставляет ему достаточно простора для того, чтобы строить учебную работу по собственному усмотрению. Он может сам выбирать порядок изучения тем и разделов, корректировать время на их прохождение, включать материал, связанный с местными особенностями и традициями.

Все это реально позволяет освободить систему обоснования своей методики преподавания от догматизма и устаревших подходов, которые основательно обременяли педагогику трудового обучения и воспитания.

Но в этих условиях возникает много неясностей с организацией и содержанием производительного труда учащихся. Дискутируется, нужен ли он вообще, а если нужен, то в каких формах. Делаются попытки использовать время, отводимое в учебных планах на общественно полезный производительный труд учащихся (включая производственную практику) для других целей.

Конечно, успешно организовать детский труд не так просто. Для этого нужны специальные условия. Имеющиеся реальные трудности отпугивают многих работников школ и базовых предприятий. Что здесь можно рекомендовать? Представляется, что следует придерживаться следующего подхода.

Если нет реальных возможностей для организации полноценного производительного труда, то следует вообще отказаться от него, а не превращать дело в фарс. Нет ничего более губительного для воспитания, когда все понимают, что это не труд, а его фальшивая имитация. Высвободившиеся учебные часы лучше использовать в трудовом обучении в зависимости от конкретных условий: на изготовление полезных изделий в кружках технического творчества, на выполнение заданий по заказам в различных трудовых объединениях школьников и другое. Главное условие, которое необходимо при этом соблюдать, — чтобы труд был продуктивным, чтобы школьники видели и понимали, что их деятельность приносит реальную пользу.

Слишком много еще у нас примеров противоположного характера. В одном из юмористических концертов А. Райкина (пока менялись декорации за опущенным занавесом), на авансцену вышли два типа. Один забивал длинные гвозди в пол через метровый промежуток, а второй, на некотором расстоянии, следовал за ним, выдергивая их. Дойдя до середины сцены, первый оглянулся, увидел, что часть гвоздей выдернута, и заорал: «Ты что? У меня — бумага!» (Показывает.) — «И у меня бумага», — ответил второй. — «А!..»

И под понимающий хохот зрителей каждый продолжал свое дело. Такая, с позволения сказать, «работа» может только растлевать, а не воспитывать.

Очень важно, чтобы результаты труда оценивались и материально. Поэтому желательно внедрять в трудовую деятельность учащихся хозрасчет, экономическую оценку эффективности трудовой деятельности каждого ученика, определение конкурентоспособности изделий, анализ их сбыта, организацию рекламы, что немоловажно в век рыночных отношений.

Следует преодолевать одно из бытующих заблуждений, что многое из сказанного не под силу детям. В Книгу рекордов Гиннесса занесена 15-летняя сальвадорка Мария Родас, заработавшая свой первый миллион в 6 лет на экспертизе детских игрушек. Она вошла в Книгу рекордов как самый молодой бизнесмен в мире.

Уверен, ваши питомцы с их раскованным воображением, отсутствием психологических «шор», способны многое подсказать и помочь в организации действительно ценной продукции. Вспомните уже упоминавшееся мною единственное условие: они должны захотеть сделать это.

Остроумный Карнеги по этому поводу сказал: «Каждое лето я хожу удить рыбу на Мэйн. Лично я очень люблю землянику со сливками, однако обнаружил, что по каким-то странным причинам рыба предпочитает червей, поэтому, когда ужу рыбу, то думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба, и не насаживаю на крючок землянику со сливками. Отнюдь, я подвешиваю на крючок для рыбы червяка или кузнечика и говорю: «Не угодно ли отведать вот это?» Почему же не пользоваться такой логикой и по отношению к людям?»

А в самом деле, почему? Мы ведь чаще навязываем (со слабым, в итоге, результатом) нашу идею, чем поддерживаем выдвинутую детьми самостоятельно. Боимся, что наши питомцы набьют себе шишек в долгом поиске оптимального результата? Но для осуществления индивидуально-творческого подхода необходимо увеличивать вес самостоятельной работы с широкой ее вариантностью, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей. За самостоятельной работой необходим контроль, но он не должен носить характер мелочной опеки. Если ученик осознает ответственность за конечный результат труда, если в работе класса присутствует здоровый дух состязательности, это формирует те качества человека, которые обязательно будут востребованы жизнью.

И наконец, еще одно важное направление учебного процесса, которое должно быть учтено преподавателем технологии в своей работе. Необходимо обеспечить системный подход к познанию процессов в природе и обществе, сформировать целостные представления о законах, формах существования, путях развития и преобразования окружающей действительности. Было бы крайне обидно, если бы сказанное воспринималось только применительно к трудовой подготовке

школьников. Рассказывайте своим питомцам, и как можно чаще, где, когда и в каких ситуациях они смогут применить имеющиеся у них навыки и знания, используя для этого аналогию или эмпатию, навыки ассоциативного и логического мышления.

Но во всем сказанном выше есть одно обстоятельство, без учета которого окажутся бесполезными самые проверенные и лучшие рекомендации. Это обстоятельство заключается в вас самих. У тех, кто выбирает профессию педагога осмысленно, должно быть стремление развивать в себе те же качества, которые необходимо формировать у школьников. Будущий учитель должен осознать, что формирование личности возможно осуществлять только демократическими, гуманистическими путями, используя в этих целях прежде всего содержание своего предмета и возможности собственной личности.

Осознаем смысл, заложенный в сказанном, и посмотрим, какими составляющими обогащает будущих наставников молодежи каждый блок дисциплин, изучаемых согласно учебному плану.

Историко-социальные дисциплины — всемирная и отечественная история, этика, эстетика, основы экономики и права, история религии и атеизма, история и закономерности развития техники — важнейшая составляющая гуманитарного образования. Они формируют нравственные черты, воспитывают чувство уважения к личности, понимание неповторимости и самоценности каждого человека, его роли в истории, уважительное отношение к этническим общностям — нациям, этносам, также являющихся самоценными, к особенностям их жизни.

Культурологические дисциплины (мировая и отечественная культура, введение в специальность и культура умственного труда, изобразительное искусство и дизайн, овладение элементами художественного творчества) ведут к познанию человека как мыслящего существа, позволяют изучать произведения мысли и духа человека — памятники культуры, истории, литературы, искусства и языка.

В современных условиях в учебных мастерских должны изготавливаться детали и изделия, пользующиеся спросом на рынке. Такие предметы должны быть не просто красивыми, но и выдерживать конкуренцию. Производить их под силу людям с воспитанным художественным вкусом, умеющим творчески трудиться.

Блок специальных дисциплин обеспечивает формирование профессиональных знаний и умений, необходимых преподавателю технологии для решения технических задач различной степени сложности. Вы должны при изучении циклов комплексных дисциплин — начертательной геометрии и черчения, машиноведения, основ современного машиностроения — отдавать себе отчет в том, что единственными в школе будете давать такую подготовку.

Она позволяет решать инженерные задачи, связанные с конструированием и технологией изготовления.

Системообразующим стержнем профессиональной подготовки выступает психолого-педагогический и методический блоки дисциплин.

Надеюсь, теперь понятнее становится глубина, заложенная в словах «возможности собственной личности». Сколько, увы, серых, ординарных, нераскрывшихся личностей прошло перед вами за предыдущие годы учебы и не оставило следа в вашей жизни? Они даже не запомнились визуально. Разве мы иногда не говорим: «А с физикой (историей, трудом и т.д.) мне повезло: у нас был отличный преподаватель»? Да, встреча с личностью — это счастье для ученика. Пусть же вашим ученикам повезет.

Одним из главных направлений в работе учителя считаю проектную деятельность. Творческий проект это самостоятельная итоговая работа ученика со 2 по 11 класс ежегодно. Слово «творчество» происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону, тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей. А если к этой работе подключаются родители, то проблемы сына становятся ближе отцу, а проблемы отца – сыну. ( Точно так и у девочек). И извечная проблема отцов и детей может стоять не так остро. Это позволяет укрепить семью и улучшить  взаимоотношения.

На суд читающим предлагаю следующие элементы проектной деятельности.

Мыследеятельностные; выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности. Проект, включает следующие основные компоненты:

 -         определение потребностей: учащиеся самостоятельно или совместно с учителем выявляют актуальную проблему, требующую разрешения;

-         написание краткой формулировки задачи: определяется цель проекта и    в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;

-         проведение исследований и анализ их результатов: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности,  возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;

-         разработка требований к проектируемому изделию: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;

-         выработка первоначальных идей: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;

-         выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование, разработка технологии изготовления, экономические расчеты, экологическая оценка);

-         планирование и изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;

-         проверка изделия и оценка результатов проекта: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка), освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников. Большинство учителей технологии испытывают затруднения при организации работы учащихся над описанием проекта. Это связано с тем, что от школьников часто требуется выполнение длинных записей из разных источников информации. Естественно, что такая деятельность резко снижает их мотивацию к работе над проектами. Поэтому проектная папка не должна включать много страниц письменного (печатного) текста. Большая часть материалов, входящих в описание проекта, должна быть представлена в виде рабочих эскизов, рисунков, чертежей с поясняющими и аналитическими комментариями к ним. Не следует также тратить дополнительное время на чрезмерно качественное оформление проектной папки (исключением являются экзаменационные проекты). Учащимся необходимо объяснить, что описание проекта должно отражать, в первую очередь, ход работы их мысли и логику проектной деятельности

Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой и разнообразной, чтобы охватить возможно больший круг вопросов программы предмета «Технология» и учесть интересы учащихся. Организуя учебное проектирование, учитель должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.Для этого нужно использовать различные по уровню сложности проектные задания. Занятия по учебному проектированию можно организовать в виде игры, используя ассоциативные методы поиска решений: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др. Учителю не следует предлагать учащимся наилучший вариант решения проблемы. Он должен создавать условия для творческого и успешного осуществления работы учащихся над проектом, постоянно стимулируя их интерес к проектированию.

По-моему, проектная деятельность, как нельзя лучше подходит для обучения по стандартам второго поколения (ФГОС). Следует сказать несколько слов о системно – деятельностном подходе как способе разработки стандартов нового поколения.

Кризис образования — это обнищание души при обогащении информацией.

В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов, за каждым — своя методология. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на таком подходе.

Второй подход называется компетентностным.

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения системного и деятельностного подходов.  

С позиций деятельностного подхода  основой образовательного процесса в школе является деятельность.

Что значит «система»?

Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" — это указать на следующие моменты.

Деятельность – это специфически человеческий способ отношения к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая  тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им  явления природы объектом своей деятельности (Философский словарь под ред. И.Т. Фролова)

Деятельность – способ активного целенаправленного(!!!) взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности как «нужде»,  «необходимости» в чем –либо (С.Л. Рубинштейн)

Деятельность – это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.

Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта.

При этом устанавливается, что цель и основной результат образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Задача школы по новому стандарту — не дать объем знаний, а научить учиться. «Умение учиться» – важнейшая компетенция личности. Умение учиться формируется посредством системы универсальных учебных действий.

Что мы имеем в виду, когда говорим "учебная деятельность"? Учебная деятельность не есть чистое познание. Процитируем замечательного исследователя Д.Б.Ковина: "Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного

развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания". 

Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. На основе учебной деятельности формируется основополагающая духовно нравственная установка  «стать лучше».

Деятельность может представлять собой целостную систему только тогда, когда обеспечивается непрерывность коррекции процесса деятельности, взаимосвязь его этапов на основе осуществления обратной связи

В процессной системе психической регуляции деятельности (саморегуляции) выделяются мотивационно-ценностный компонент, операционально-технологический компонент, рефлексивно-оценочный  компонент, коррекционно-регулирующий компонент

Мотивационно-ценностный анализ познавательной деятельности должен быть ведущим. При этом мы ориентируемся на вопрос: ради чего  осуществляется познавательная деятельность. Выделение этого вопроса — ключевой и первый момент. Именно мотивационно-ценностный компонент определяет направленность личностного развития обучающегося.

Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.  Необходимо учитывать специфику ведущей деятельности для данного возрастного периода.  

Системно-деятельностный подход не отрицает ЗУНовского подхода. На операционально-технологическом уровне (см. операционально-технологический компонент психологической регуляции)) без знаний, умений и навыков ничего не получится.

  Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.  

                 

         Универсальные учебные действия

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях  системно – деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

      Предлагаю рассмотреть модель урока, ориентированного на

осуществление системно-деятельностного подхода в обучении.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий (открытия нового знания)

Главная дидактическая цель учебного занятия:

Задачи: 1) ------------------

               2) ------------------

               3) ------------------

Универсальные учебные действия  (УУД):

                     Познавательные:  

              осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

              осуществление сравнения и классификации по заданным критериям;

              структурирование знаний, установление причинно-следственных связей;

               рефлексия способов и условий действия;

              овладение основами логического и алгоритмического мышления;

               ориентирование на разнообразие способов решение задач;

               строить речевое высказывание в устной и письменной форме

           Регулятивные: 

планирование действия в соответствии с поставленной задачей;

развитие способности к  мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

          Коммуникативные:

       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

       распределение ролей и функций участников групповой работы;

        выполнение  индивидуальных функций  в совместной работе в группе;

       взаимодействие, согласование, координация позиций с учетом разных мнений при выполнении учебных заданий, нахождении общих решений в группе

                 аргументированное  изложение своей точки зрения в диалоге;

                 контроль, коррекция, оценка действий партнера.

                   Личностные:  

         установление связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом;

         поиск, осознание (уяснение) личностного смысла  изучения учебного материала;

         осознание социальной значимости  изучаемого учебного материала;

         самостоятельным решениям поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

         принятие и реализация самостоятельных решений, принятие ответственности за их результаты;

          самоопределение и действие в ситуации морального выбора

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Ход урока:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Труд и вера - вот твои доспехи,

И не бойся никаких задач.

Самый же надежный путь к успеху -

       Сложный путь падений и удач.

На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех»

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

-Я желаю Вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.

Смело иди вперёд, не стой на месте.

Что не сделаешь один, сделаем вместе.

- Работать сегодня мы будем в парах. Вспомните правила работы в парах. (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу)

В конце урока каждый из вас оценит свою работу и работу партнёра по шкале достижений.

Комментарии:

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД.

Перейдём к следующему этапу урока.

1.Актуализация субъектного опыта и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Комментарии:

На этапе актуализации идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются регулятивные УУД.

Учитель использует побуждающий от проблемной ситуации диалог, происходит обсуждение затруднений. Дети учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, задачу совместно с учителем. Формируются регулятивные УУД.

2. Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, задачи, план, способ, средство)

- На какой вопрос предстоит ответить? - Какова тема урока?  Какие задачи нам предстоит решить на уроке?

Составим план работы для выполнения задач:

Дети учатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; составлять план выполнения задач, решения проблем поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Формируются регулятивные УУД.

3. Реализация построенного проекта.

Комментарии:

На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание. Происходит открытие нового знания. Формируются познавательные УУД.

 Коммуникативные УУД: Учащиеся учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

           

Комментарии:

На данном этапе формируются познавательные УУД: использовать полученную информацию в деятельности, развитие мыслительных операций, решать задания по аналогии, используя алгоритм действий.

5. Самостоятельная  работа в парах  с самопроверкой по эталону.

Комментарии:

На данном этапе дети учатся самостоятельно применять  знания в стандартной и,  по-возможности, в  новой ситуации. Формируются регулятивные УУД.

 Каждый делает для себя вывод, что он уже умеет. Таким образом формируются личностные и регулятивные УУД (самоконтроль, самооценка, саморефлексия, способность к саморазвитию)

6. Включение в систему знаний, повторение.

Комментарии:

На данном этапе предлагаются не только задания, при решении которых используется новый алгоритм, но и  выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным. Выполняются универсальные логические действия: анализ, синтез.

 Дети учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации. Формируются познавательные УУД.

7. Рефлексия УД на уроке.

- Итак, над какой темой мы работали? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

- В чём испытывали трудности?

- Где можем применить новые знания? (При решении задач, решении жизненных проблем)

- Оцените работу вашего партнёра и себя на шкале достижений. Покажите друг другу результаты ваших оценок и поздравьте своих друзей с успешным окончанием работы.

- Я поздравляю Вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх Молодцы. Спасибо за урок.                                                                                        


В диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего  класса,  понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Регулятивные УУД.

Домашнее задание

Комментарии:

Д/з включает в себя как репродуктивное задание, так и творческое, что позволяет вызвать у детей познавательный интерес. Формируются познавательные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология быстрого счета на уроках математики. Методические рекомендации молодому учителю

Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этап...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)

Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....

Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРВИНГ В ШКОЛЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА» (Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной ...

Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРВИНГ В ШКОЛЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА» (Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятел...

Методические рекомендации для учителей технологии

Рекомендации содержат актуальную информацию, раскрывающую особенности современного урока в соответствии с реализуемым в настоящее время ФГОС ООО. Разработаны отдельные приёмы к этапам урока технологии...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...