Календарно - тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме

Медведева Ирина Владимировна

Календарно - тематическое планирование 5 класс Технология. Обслуживающий труд под редакцией В.Д.Симоненко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_kal._tem.docx42.49 КБ
Microsoft Office document icon servirovka_stola_5_kl.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

урока

Дата

Тема урока,

теоретические сведения

Кол – во

часов

Цель урока

Практическая работа

Оборудование

Домашнее

задание

1 четверть    16 часов                                                                                                                                                                                                                     5класс  

Вводное занятие (2 час).

1

         Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения.

1

Познакомить с содержанием и последовательностью изучения предмета.

Беседа с учащимися по общим вопросам техники безопасности

Учебник «Технология» для 5 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

Знать правила безопасности и охраны труда на уроках технологии

2

Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Охрана окружающей среды.

1

Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком

Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Охрана окружающей среды.

Плакаты по технике безопасности, рабочая тетрадь учащихся.

Знать правила безопасности и охраны труда на уроках технологии

Кулинария (8 час)

3

Санитария и гигиена

        Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

1

Ознакомить учащихся с интерьером кухни, оборудованием, правилами размещения оборудования на кухне. Сформировать навыки правильного обращения с кухонным оборудованием; воспитывать эстетический вкус в обустройстве кухни.

 Выполнение  эскиза интерьера  кухни. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приёмы работы с оборудованием, инструментами и горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Учебник, рабочая тетрадь, плакаты. Различные журналы с изображениями интерьера кухни

Учебник 37-38, знать основные понятия по теме.

4

Физиология питания

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

1

Ознакомить учащихся с историей кулинарии, физиологией питания. Дать общие сведения о питательных веществах и витаминах.

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Таблицы, справочные материалы.

Учебник 26,27,

знать основные понятия по теме.

5

Технология приготовления пищи (6 час).

Бутерброды, горячие напитки.(2 час.)

 Продукты,   используемые  для  приготовления  бутербродов.   Виды  бутербродов  и горячих напитков

1

Ознакомить учащихся с классификацией бутербродов, горячими напитками, историей этих блюд

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок

Учебник, рабочая тетрадь.

Учебник 33

знать основные понятия по теме.

Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

1

Сформировать навыки по приготовлению бутербродов и горячих напитков. Воспитывать аккуратность  и опрятность в работе.

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Набор кухонной просуды, инструменты и приспособления, плакаты. Набор продуктов для практической работы

Стр. 154 – 156

Ответить на вопросы.

6

Блюда из яиц 1 час

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц.

1

Ознакомить учащихся с питательными свойствами яиц; сформировать у учащихся навыки по определению доброкачественности яиц.

Омлет с помидорами, яичница.

Учебник, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды, набор продуктов для практической работы, инструкционные карты.

Ответить на вопросы 1-4 на стр. 149.

7

Сервировка стола (1 час).

Составление меню на завтрак. Сервировка стола. Столовые приборы и правила пользования ими. Правила поведения за столом. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов – официант.

1

Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и рассказать о культуре поведения за столом.

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и правила подачи их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Учебник, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды, салфетки.

Учебник 35 – 36.ответить на вопросы.

8

Блюда из овощей 2 часа

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние технологий обработки овощей на здоровье человека. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

1

Познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; сформировать навыки по определению качества овощей.

Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей.

Учебник 28 – 30, приготовить набор овощей для практической работы.

9

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.  Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов – повар,  коренщица,.

1

Познакомить учащихся с видами тепловой обработки овощей; сформировать навыки по приготовлению блюд из варёных овощей.

Приготовление холодных и горячих блюд из овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Учебник, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды, набор продуктов для практической работы, инструкционные карты.

Учебник 31. Знать основные понятия по теме.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (46час).

10

Рукоделие. Художественные ремесла              (10 час).  

Вышивка               ( 8часов) 

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России.

1

Ознакомить учащихся с традиционными  видами рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народными  промыслами  России.

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки.

Учебник, рабочая тетрадь.

Приготовит к следующему уроку нити «мулине»

11

Применение вышивки в народном и современном костюме.

1

Научить правильной организации рабочего места для ручного шитья.

Организация рабочего места для ручного шитья.

рабочая тетрадь, нити, игольница, пяльцы.

Учебник 22.

12

Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

1

Научить правильным приёмам работы, развивать интерес  к народным промыслам.

Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом на носовом платке.

нити, игольница, пяльцы.

Закончить вышивание монограммы.

13

Построение узора в художественной отделке вышивкой.

1

Совершенствовать эстетический вкус. Изучить технологию и последовательность вышивания.

Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки

рабочая тетрадь, нити, игольница, пяльцы.

Закончить эскиз, выполнения вышивки для отделки фартука.

14

Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

1

Формировать эстетический вкус.

Развивать логическое мышление.

Определение места и размера узора на скатерти.

нити, игольница, пяльцы.

Учебник 22 стр 112- 113

15

Изготовление изделий с использованием технологий  промысла, распространенного  в Тульской области

1

Ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик».

рабочая тетрадь, нити, игольница, пяльцы.

Закончить вышивку.

16

Изготовление изделий с использованием технологий  промысла, распространенного  в Тульской области

1

Закрепить навыки вышивания, выполнение простейших вышивальных швов.

Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик».

нити, игольница, пяльцы.

Продолжить выполнение вышивальных швов.

17

Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий  -  вышивальщица.

1

Познакомить учащихся с профессией вышивальщица.

Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора

рабочая тетрадь

Стр 113  ответить на вопросы.

18

Узелковый батик  (2часа)

Виды росписи по ткани. Материалы и красители.

1

Познакомить учащихся с видом росписи по ткани – узелковый батик.

Просмотр презентации.

рабочая тетрадь

Подготовить ткань для практической работы.

19

Технология крашения.

1

Научить технологии крашения в стиле «узелковый батик». Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик»

Краситель, необходимая посуда, ткань

Выполнить крашение  с различным способом завязывания узлов.

20

Элементы материаловедения (4 час).

Классификация текстильных волокон Натуральные растительные волокна.

1

Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон; с профессией прядильщика и ткача.

Изучение образцов ткани

Образцы ткани. Наглядные пособия.

Учебник стр. 8 - 10

21

Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях

1

Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

Изучение образцов ткани

Образец полотняного переплетения

Самостоятельно составить коллекцию из имеющихся дома образцов ткани.

22

Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

1

Научить определять направление нити основы и утка, полотняное переплетение, лицевую  и изнаночную  сторону ткани.

Изучение свойств нитей основы и утка.

Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани

Учебник, тетрадь, коллекция образцов ткани.

Зарисовать в тетради полотняное переплетение и выполнить его из цв. бумаги.

23

Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

1

Ознакомить учащихся со свойствами х\б тканей и льняных, воспитывать внимательность, уважительное отношение к швейному труду.

Выполнение образца полотняного переплетения.

Учебник, тетрадь, коллекция образцов ткани.

Ответить на вопросы стр. 13.

24

Элементы машиноведения (4 час).

Виды машин, применяемых в швейной промышленности.

1

Ознакомить учащихся с историей создания швейной машины.

Обзор швейной машины.

Швейная машина, тетрадь.

Учебник 5

25

Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики.

1

Ознакомить учащихся с  бытовой универсальной  швейной  машиной, с правилами Т.Б.

Сформировать навыки по подготовке швейной машины к работе.

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине

Швейная машина, тетрадь.

Плакаты по ТБ

Учебник 6

 Ответить на вопросы 1-3.

26

Назначение основных узлов.

1

Научить заправлять верхнюю и нижнюю нить, дать сведения о назначении основных узлов.

Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей.

Швейная машина, тетрадь. Плакаты по ТБ.

Учебник 7 вопросы стр. 39.

27

Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

1

Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Швейная машина, тетрадь. Плакаты по ТБ.

Уметь объяснять основные понятия.

28

Черчение и графика (2 ч)

 Организация рабочего места для выполнения графических работ.

1

Учить выполнять чертёжные работы от руки, уметь пользоваться условно – графическими символами.

Выполнение чертежных и графических работ от руки. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

Карандаш, тетрадь, таблица символов.

Закончит выполнение графической работы.

29

Чтение чертежей, схем, технологических карт.

Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ – чертежник.

1

Учить читать схемы, технологические карты, чертежи.

Чтение чертежей, схем, технологических карт.

Образцы схем, чертежей, технологических карт.

30

Конструирование и моделирование рабочей одежды (8 час).

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме.

1

Ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятия о процессе изготовления одежды, познакомить с профессиями.

Работа с журналами.

Рабочая тетрадь

31

Конструирование одежды. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.

1

Ознакомить учащихся с приёмами художественного конструирования, сформировать навыки по  расчёту для построения и нанесению конструктивных линий.

Моделирование простейших видов швейных изделий.

Рабочая тетрадь.

32

Типы линий в системе ЕСКД

1

Познакомить учащихся с типами линий в системе ЕСКД

Чтение чертежей

Таблицы

33

Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

1

Ознакомить учащихся с понятием о моделировании, формировать навыки по составлению чертежа, эскиза.

Моделирование фартука.

чертёжные принадлежности.

34

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

1

Сформировать навыки по измерению фигуры человека.

Измерение параметров фигуры человека

Метр, рабочая тетрадь.

35

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии

1

Развивать эстетический вкус, внимательность.

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Бумага для выкройки, чертёжные принадлежности.

36

Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

1

Развивать творческие способности учащихся.

Сочетание различных цветов, фактуры материала при моделировании фартука.

Бумага для выкройки, чертёжные принадлежности.

37

Художественное оформление и отделка изделий.

1

.

38

Художественное оформление и отделка изделий.

1

Развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус, внимательность.

Фартук,  набор игл, нитки, ножницы

39

Технология изготовления рабочей одежды

 (18 час).

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок.

1

Научить учащихся выполнять прямые стежки.

Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок

Швейная машина, нити, плакаты, инструкционные карты.

40

Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок

1

Научить учащихся выполнять сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки.

Строчки, выполняемые прямыми стежками

Швейная машина, нити, плакаты,

41

Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

1

Дать основные понятия-  шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Запись основных понятий различных швов

Рабочая тетрадь

42

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва.

1

Дать учащимся сведения о конструкции машинного шва. Длине стежка, ширине шва.

Запись основных понятий различных швов

Рабочая тетрадь

43

Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения

1

Ознакомить учащихся с назначением  и конструкцией соединительных и краевых швов, их условными  графическими обозначениями  и технологией выполнения

Запись основных понятий

Рабочая тетрадь

44

Правила безопасного труда при выполнении машинных работ

1

Ознакомить учащихся с Техникой безопасности при выполнении машинных работ

45

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов.

1

Ознакомить учащихся с рациональной  организацией рабочего места.

Организация рабочего места для ручных работ

Инструменты и материалы.

46

 Рациональный раскрой

1

Учить последовательности операций по изготовлению фартука.

47

Подготовка текстильных материалов к раскрою. Раскладка выкройки фартука

1

Научить рационально раскладывать  выкройку .

Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою.

Бумага для выкройки

48

Обмеловка и раскрой ткани.  Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань.

1

Учить  обмеловке и раскрою ткани

Обмеловка и раскрой ткани

Выкройка фартука, ткань

49

Технология соединения деталей в швейных изделиях.

1

Учить технологии соединения деталей в швейных изделиях

Соединение  деталей в швейных изделиях.

ткань

50

Выполнение ручных швов

1

Учить выполнять ручные стежки,

Выполнение ручных швов

ткань,  набор игл, нитки, ножницы

51

Выполнение машинных швов

1

Учить выполнять на швейной машине строчки  и швы.

Соблюдение правил    безопасного труда при использовании инструментов, механизмов машин.

Фартук,  набор игл, нитки, ножницы, швейная машина

52

    Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой

1

Ознакомить учащихся с правилами обработки нижней части фартука.

Обработка фартука.

53

Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами.

1

Ознакомить учащихся с правилами и способам соединения накладных карманов с нижней частью.

Обработка фартука

54

Художественное оформление и  отделка изделия

1

Отделка готового фартука.

55

Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий

1

Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Оценка материальных затрат и качества изделия. 

56

Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов – швея.

1

Рабочая тетрадь

Творческие, проектные работы     (8час).

57

Понятие «творческий проект» по технологии.

1

Ознакомить учащихся с понятием  «творческий проект» по технологии.

Просмотр презентаций.

Рабочая тетрадь

58

Проектирование полезных изделий с использованием текстильных и поделочных материалов

1

Учить использовать текстильные и поделочные  материалы при проектировании  полезных изделий

Проектирование  прихватки  с использованием текстильных и поделочных материалов.

Бумага карандаши

Продолжить проектирование.

59

Этапы выполнения проекта, их содержание.

1

Познакомить учащихся с

этапами  выполнения проекта,  содержанием.

Просмотр и анализ презентации выполнения творческого проекта

Рабочая тетрадь

Знать основные этапы

60

Алгоритм проектной деятельности

1

Ознакомить учащихся с алгоритмом проектной деятельности.

Подготовка творческого проекта.

Рабочая тетрадь

Знать алгоритм

61

Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов.

1

Научить учащихся анализировать  модели.

учебник

62

Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

1

Учить  готовить блюда национальной кухни  

Приготовление национального блюда.

Набор продуктов и посуды

63

Отделка швейного изделия вышивкой

1

Учить отделывать швейное изделие вышивкой.

Отделка носового платка вышивкой.

64

Защита творческих проектов.

1

Научить защищать проекты в виде презентаций, творческих работ.

Защита творческих проектов

творческие проекты

Технологии ведения дома  (4 часа)

65

Эстетика и экология жилища             2 часа

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

1

Дать учащимся сведения об   истории архитектуры и интерьера , познакомить с национальными традициями.

Выполнение эскиза интерьера гостиной.

Продолжить работу по выполнению эскиза интерьера гостинной.

66

Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву.

1

Научить учащихся оформлять жилой интерьер.

Выполнение эскизов диванной подушки.

Рабочая тетрадь

67

Уход за одеждой и обувью  2часа

  Уход за обувью. Современные средства ухода за обувью. Чистка кожаной обуви. Пасты, эмульсии и кремы   для ухода за обувью. Смазка обуви жирами или касторовым маслом. Гидрофобные смазки для придания обуви большей водостойкости.

1

Познакомить учащихся с . современными  средствами  ухода за обувью.

Работа в рабочей тетради

Рабочая тетрадь

68

Специальные салфетки для чистки обуви. Правила сушки обуви. Уборка обуви на хранение

1

Продолжить знакомить учащихся с правилами ухода за обувью.

Упражнения в чистке обуви.

Средства для чистки обуви.

69

Личная гигиена и косметика ( 2 часа)

  Ежедневный туалет девочки. Санитарно-гигиенические требования и средства ухода за кожей.

1

Дать учащимся сведения о санитарно – гигиенических требованиях по уходу за кожей

Просмотр презентации

презентация

70

Уход за полостью рта. Правила чистки зубов. Сохранение эмали. Разновидности паст. Подбор щёток.

Закрепить знания учащихся  по уходу за полостью рта. Познакомить с разновидностью паст. Учить правильно подбирать щётки.

Упражнения в чистке зубов.

Различные пасты, щётки.



Предварительный просмотр:

Технология 5 класс

  Раздел «Кулинария».

Тема Сервировка стола и этикет за столом.

Содержание: сервировка, столовые приборы, салфетки, этикет за столом.

Реквизит: мел, магниты, скотч, 7 ноутбуков, 13 бейджиков, у учащихся – тетради, ручки, карандаши, клей-карандаш. Набор распечатанных шаблонов для каждой ученицы (скатерть, закусочная тарелка, пирожковая тарелка, салфетка, нож закусочный, нож для масла, вилка закусочная, салфетки).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Орг. момент

(До входа в кабинет каждая девочка получает бейдж с именем, крепит его на груди, садятся сразу по парам по форме бейджиков; на презентации Сл.1 - картина)

Готовность к уроку.

Здравствуйте! Садитесь. Приготовь-тесь к уроку. Вам будет необходима рабочая тетрадь, ручка, карандаш, и клей-карандаш.

- У вас на груди прикреплены бейджи. Обратите на них внимание. Чем они отличаются?  

- Верно, объединитесь пожалуйста в две группы по цвету бейджика.

(В коридоре получают бейджи двух расцветок и разной формы – ложки, тарелки, кружки, ножи, бокалы, салатники – это будет принцип деления на группы)


- Формой, цветом.

2 мин.

2. Мо-тивация

Ребусы (Сл.2 - ребусы).

- Группам предлагается разгадать ребусы. В ребусах зашифрованы два ключевых понятия темы урока.

Группа с желтым бейджем выполняет задание на желтом фоне, а группа с розовым – на розовом. Ответы напишите на доске. Время для работы 1 минута.


Спасибо, а теперь объединитесь по парам, пары сформируйте, исходя из формы бейджика (ложка с ложкой, тарелка с тарелкой и т.д.), займите место за компьютерами. На одну пару – 1 компьютер.

Как вы уже поняли тема нашего урока «Сервировка стола и этикет за столом» (Сл. 3 - тема). Запишите тему урока в тетрадь.

- Знакомы ли вам эти два слова?

- Часто ли и где вы сталкиваетесь с ними в жизни?

- Есть ли среди вас те, кто сервирует стол дома перед каждым приёмом пищи?

Думаю, что смогу сегодня убедить вас в необходимости этого процесса.

- А знаете ли вы, как правильно сервировать стол? Посмотрите на тему, скажите какова цель урока?


Разгадывают ребусы, называют ключевые слова урока: сервировка и этикет





Рассаживаются за компьютеры.





Отвечают на вопросы.







- Нет




- Научиться сервировать стол

4 мин.









до10-36

3. Целе-полага-ние

Цель урока: (Сл.4 – цель урока) познакомиться с правилами сервировки стола, разнообразием столовых приборов, особенностями столового этикета.

На уроке вам будут предложены разные формы работы по достижению цели, но главной формой будет работа с компьютером, с ЭОР (на пару – 1 ноутбук).

За время урока мы должны решить ряд задач, они отражены на слайде (Сл.5 - задачи):

1. Узнать порядок и правила сервирования стола.

2. Вспомнить названия и назначение столовых приборов.

3. Поупражняться в сервировании стола.

4. Усвоить основные правила столового этикета. 

 Слушают

1 мин.

4. Акту- ализа-ция

- (Сл.6 – понятия) Прочитайте на слайде что такое  сервировка и этикет.

- Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи, а этикет – это правила поведения.

- На ваших столах лежит листок с этими определениями, вложите его в тетрадь, дома вклейте (оставьте для него место.

- Скажите, за каким столом приятнее сидеть: за красивым и ухоженным, или не покрытым скатертью, с беспорядочным расположением тарелок?





- Конечно, на протяжении всей истории человечество придавало особый смысл приему пищи и пыталось оформить трапезу, в каждой стране существуют свои ритуалы и традиции (Сл.7- ).

- Эстетично оформленный вид стола вызывает аппетит и способствует более качественному усвоению пищи (Сл.8- ).

- Сегодня разнообразие стилей (Сл.9-) настолько велико, что хозяйке есть из чего выбрать.

- Сервировать стол желательно каждый день, это приучает к аккуратности, вырабатывает семейные традиции. А кулинария – это искусство, которое воспитывает чувство прекрасного.


- Мы с вами на уроках технологии прошли курс «Кулинарии», вспомните, какие предметы кухни мы использовали (и используем дома) для сервирования стола?

(дети называют, учитель показывает на компьютере картинки с изображением посуды) (сл.10- ). Верно, и все эти приборы и посуда имеют свое место на столе.

Отвечают









- За ухоженным столом приятнее есть


























- Скатерть, салфетки, тарелки, ложки, ножи.

(столовую посуду)

2 мин.










4а. Фраг-мент к/ф

- А сейчас просмотрите фрагмент из к/ф «Труффальдино из Бергамо» (ЭОР 1 – сервировка 1- 47 сек.).

- Почему герои эпизода спорят?

- Потому что не знают правил сервировки.

- А мы с вами узнаем эти правила изучив ЭОР №2 «Порядок сервирования стола» (ЭОР 2 – порядок серв.).


- Виды сервировки зависят от времени приема пищи (завтрак, обед), от повода (вечеринка, свадьба, домашний ужин), и, конечно же, от количества гостей.

Смотрят фильм



- ??

1 мин.

5. Рабо-та с комп. в парах

- Откройте на компьютере файл под цифрой 1 (воспроизвести модуль, раздел «конспект») (ЭОР – сервировка порядок).

Одновременно с изучением ЭОР мы будем «сервировать стол» в тетради с помощью шаблонов и клея. Я буду  делать это вместе с вами на доске.

- Прочитайте этап 1 (выбрать читающего).

1. Накрыть стол скатертью (Сл.11 - скатерть). (наклеиваем шаблон «скатерть» в тетрадь, я – на доске)

- Скатерть должна быть безупречно чистой и отглаженной. Желательно, чтобы скатерть свисала равномерно со всех краев стола на 25-30 см.

2. Расставить тарелки.

- Приклеиваем «закусочную тарелку» на «скатерть» (я на доске)

Закусочная тарелка (для закусок и салатов) должна стоять строго напротив стула каждого гостя.

- Далее - пирожковая тарелка (тарелка для хлеба); она ставится слева от закусочной тарелки.

- А вы знаете, что хлеб (Сл.12 - хлеб) – это тот продукт, который едят и берут только руками? А когда едят, отламывают маленькие кусочки.

Основное правило: хлеб не  откусывают, и не отрезают ножом, в отличие от бутербродов, бутерброды же едят  ножом и вилкой!


В зависимости от количества блюд иногда ставится  несколько тарелок, тогда под закусочную тарелку ставится мелкая столовая тарелка (креплю на доске).

Одним из видов столовой посуды является пиала (Сл.13 - пиала), из неё едят бульоны. Кто знает, как  пользоваться пиалой? По правилам этикета её берут двумя руками и подносят ко рту.

- А как вы поступите, если суп на столе слишком горячий?

- Может, будете на него дуть, или есть, обжигаясь?

- Доедая суп, тарелку наклоняют от себя.



3. Разложить столовые приборы.

- Приклеиваем вилку и нож (я на доске).

- Вилки кладут справа зубцами вверх (приклеиваем), а ножи слева, лезвиями к тарелке. Если приборов несколько, то первыми используются те приборы, которые лежат дальше от тарелки (Сл.14-приборы).

4. Расставить стеклянную посуду.

- Расставить фужеры, бокалы (Сл.15 - фужеры) – не клеим.

5. Разложить салфетки.

- А зачем на столе салфетки?

- Приклеиваем «салфетку» на «закусочную тарелку».

- Салфетка – непременный атрибут застолья. В процессе оформления стола тканевые салфетки раскладываются на тарелки, а бумажные ставятся в салфетницах на стол (Сл.16 - салфетки).

В начале застолья каждый гость укладывает тканевые салфетки на колени.

В конце трапезы салфетка кладется небрежно на стол, так как она уже побывала в пользовании и должна быть убрана со стола.

- Ответьте на вопрос: если у девушки накрашены губы, какой салфеткой она должна их промокнуть бумажной или тканевой?

6. Поставить приборы со специями.

- В последнюю очередь ставят приборы с солью, перцем и горчицей (Сл.17 - специи).

- Как вы считаете: нужны ли на столе цветы? А какой лучше всего букет подойдёт для оформления застолья? (чем пышнее, тем лучше, или компактный?)

- А может получиться так, что блюдо окажется далеко от вас? Как вы поступите в этом случае?

Наш стол засервирован!

Загружают модуль









Читают конспект, слушают, с помощью шаблонов «сервируют» «стол» в тетради

- приклеивают «скатерть»




- приклеивают «закусочную тарелку»


- приклеивают «пирожковую тарелку»

















- ??



- Подождем, пока остынет

- Нет







- приклеивают вилку и нож











- чтоб не запачкаться

- приклеивают салфетку на тарелку












- Бумажной









- Компактный



- Нужно попросить у соседа передать всё блюдо целиком.

20 мин.
































 6. Про-верка запоми-нания правил и по-рядка серви-ровки

- Выполните на компьютере практическое задание №1 (порядок сервировки стола) – у кого открылись все картинки?

- Выполните практическое задание №2 (расставить тарелки и приборы) – у кого появился букет?

Выполняют контрольные задания в ЭОР

5 мин.

7. Конт-роль знаний

- А сейчас мы узнаем, достигли ли мы цели урока, проверим, как вы усвоили материал, полученный сегодня на уроке.

- Объединитесь в 3 группы (на бейдже изображена столовая посуда, приборы,  стеклянная посуда). Займите любой компьютер.

- Загрузите ЭОР №3. (ЭОР №3 контрольная работа). Выполните к.р. Обратите внимание, после выполнения каждого задания нужно нажать слово «проверить», нажать кнопку «далее», если задание из цикла (1 из 3), компьютер сам будет менять задания и «далее» нажимать не нужно. После выполнения цикла, нажать «далее».




- объединяются в группы по бейджику



- загружают ЭОР, выполняют к.р.

8 мин.

8. Реф-лексия

После выполнения контрольной работы в ЭОР выйдет результат в процентах – этот процент показывает уровень знаний, которые вы усвоили на уроке. Результат в % запишите в тетради.

Поставьте своей группе оценку (Сл.18-оценка).

90-100% (оценка «5»), если 75-89% - оценка «4», если 50-74% - оценка «3».

Поставьте оценки в свои тетради.

Какая группа выполнила задание на  оценку «5», «4», «3»?

Что нового вы узнали на уроке?

Что было для вас полезно?

А теперь, если я заинтересовала вас, и у вас появилось желание сервировать стол дома каждый день, оставьте свои бейджики на груди.

Ну а если нет, то снимите и положите свой бейджик на стол. Спасибо!





- записывают результат в тетрадь


- ставят оценку





- отвечают


- подают сигнал

2 мин.

9. Дом. задание

Запишите домашнее задание: найти в Интернете способы складывания салфеток и научиться выполнять складывание одним из способов.

Урок окончен, спасибо за работу, до свидания!

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 8 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...