Рабочая программа под ред. Симоненко В.Д. 5 класс (девочки) 68 час.
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Рабочая программа под редакцией Симоненко В.Д. разработана для девочек (конструирование и моделирование, с/х труд)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

УТВЕРЖДАЮ

СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

Директор школы

Новикова А.Н.

Зам. дир. по УВР

Долгополова И.И.

На заседании МО

Лунегова Е.М.

_________________

_________________

_________________

«____» ____________

«____» ___________

«____» ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ

_______________ТЕХНОЛОГИИ____________

КЛАСС    5 а,б,в

УЧИТЕЛЬ            Лунегова Елена Михайловна

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Всего  68 часов, в неделю 2 часа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ

ПРОГРАММА          разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего общего образования по технологии (базовый уровень)

УЧЕБНИК

Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д. – М. : Вентана – Граф 2011.

                С. Кочубеевское   2012г

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                5 класс

                                                    Статус документа

Рабочая программа разрабатывается на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263 «О примерных программах Федерального  базисного учебного плана».
  • Приказ МОиН России от 24.12.2009г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
  • Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Методические рекомендации для ОУ Ставропольского края о преподавании образовательной области «Технология». Дованов В.Н., к.п.н. доцент кафедры профессионального образования и технологии.
  • Учебный план МОУ СОШ № 3,  с. Кочубеевское  на 2012/2013 учебный год
  • Положение о рабочей программе педагога (решение педагогического совета

 МОУСОШ №3  № 1 от 28 августа 2012 г.)

                                                                Структура документа

Рабочая программа включает  разделы: пояснительную записку;  основное содержание программы, распределение учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки выпускников.

                               

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2006).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Крупская, Ю. В. Технология : учебник для учащихся 5 класса (вариант для девочек) / Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2011.

Симоненко, В. Д. Технология : учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2011.

Симоненко, В. Д. Технология : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2011.

                                   Характеристика документа

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения технологии:

освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,  деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

овладение способами деятельностей:

умение действовать автономно : защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты;

освоение компетенций - коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.

                                               Характеристика учебной программы

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде 11 тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В 1-м блоке «Эстетика пришкольного участка», обеспечивает совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся. На этот блок сельхоз труд отводится 14 часов осенний период и14 часов весенний.  Во 2-м - «Интерьер кухни и столовой» - отражает становление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся. Так как нет материальной базы, блок кулинарии сокращен. На этот блок отводится 2 часа.  В 3-м и 4-м блоках «Машиноведение» 2 часа, «Материаловедение» 2 часа, содержат сведения об ассортименте и свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции учащихся. Всего 4 часа.  В 5-6-м блоках «Проектирование и изготовление рабочей одежды» сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции. Количество отведенного времени составляет 16+4= 20 часов. На раздел, кулинарии было отведено 8 часов, который разделен на блок проектирования 4 часа и рукоделия 2 часа. В 7-м блоке «Рукоделия» отражающие технологические сведения об искусстве вышивания и традиции народов Ставропольского края и народов Северного Кавказа.  Обеспечивает развитие учебно-познавательных, коммуникативных, культурно-эстетических, социально-трудовых компетенций. На данный модуль отведено 8+2=10 часов. Этот модуль увеличен за счет модуля кулинарии.  В 8-м блоке «Кулинария» отведено 2 часа на изучение темы физиология питания.  В 9-м блоке «Гигиена девушки. Косметика» развитие культурно-эстетической, личностно-развивающей компетенции 2часа. В 10-11-м блоках «Знакомство с профессиями» - становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных связей.

Принципы отбора содержания программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный  подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В соответствии с этим реализуется:

- модифицированная программа, разработанная на основе федеральной типовой программы «Технология. 5-7 классы», Министерства образования и науки РФ (под ред. Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко, 2006).

На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования области «Технология», реализуется базисный уровень усвоения материала. Программа предполагает обучение в объеме 204 часа в 5-7 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учащихся в системе технологического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса технологии учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о технологии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления технологических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, игры при проверке знаний, слайд-лекций, уроков-праздников (Масленица, Новый год и т. д.).

Для технологического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания.

На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства.

При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать

оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе: способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль  (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд, инструкционная карта). Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами (лингвистического, исторического) анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации технологические сведения, участвовать в дискуссиях по техническим проблемам.

Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно' коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Инновационное развитие методики преподавания технологии ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформулировано умение формулировать свои мировозренческие взгляды, бережное отношение к националъным богатствам страны, языку, культуре, традициям, чувство национальной гордости и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 5-7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает тематические плакаты по всем разделам, тематические карты, инструкционно-технологические карты, лекала, карточки заданий в количестве 15 экземпляров.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

                                             Охрана здоровья  учащихся

На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучающихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.

Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с тепловыми приборами - утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению обучающимися правил санитарии и гигиены. Особенно это относится к выполнению ими технологических процессов по обработке пищевых продуктов и приготовлению блюд.

Обучающихся, необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание обучающихся па экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов груда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на  окружающих людей.  При формировании гражданских качеств необходимо развивать у учащихся культур труда и делового общения.

                                                   Межпредметные связи

№ п/п

Разделы, темы

Разделы темы из учебных предметов

1.

1.1.

1.2.

1.3

1.4.

1.5.

1.6.

Создание изделий их текстильных и поделочных материалов

Вышивка

ОБЖ (правила безопасности при ручных и машинных работах)

История (процесс развития вышивания)

ИЗО (подготовка рисунка для вышивания и «, понятие о цветовом круге, основах композиции)

Информатика (подбор цветов и орнамента на компьютере, оформление проекта)

Элементы материаловедения

Биология (получение натуральных волокон)

Физика (свойства волокон)

Элементы машиноведения

История (создание швейной машины)

ОБЖ (правила техники безопасности при работе на швейной машине, пользовании утюгом)

Физика (виды эл.приводов швейной машины и принцип их работы)

Конструирование и моделирование швейных изделий (фартука)

Математика (вычерчивание отрезка заданной длины; определение длины отрезка с помощью линейки; прямые линии и их обозначения; взаимное расположение двух прямых на плоскости; расчеты по формулам)

Черчение (масштаб, построение чертежа)

География (фартуки в национальной одежде)

ОБЖ (использование фартука и косынки как спецодежды)

ИЗО (зарисовка моделей фартука)

Технология изготовления швейных изделий (фартука)

ОБЖ (техника безопасности при ручных, машинных работах, пользовании утюгом

ИЗО (зарисовка машинных швов)

2.

Технология ведения дома

История (история интерьера)

ИЗО (сочетание цвета, стиля, мебели)

Информатика (оформление проекта)

Физика (понятие «деформация»)

3.

Кулинария

Биология (роль витаминов, виды овощей)

ОБЖ (санитарно гигиенические требования, правила безопасности при работе на кухне, правила здорового образа жизни)

География (районы произрастания овощей, плодов, ягод, чая, кофе)

Химия (таблица Менделеева)

ИЗО (фигурная нарезка овощей, бутербродов, украшение блюд)

Черчение (способы нарезки овощей и их размеры)

История (Праздник Пасха)

Математика (расчет количества продуктов)

Информатика (оформление проектов, просмотр дисков)

4.

Творческие проекты

Информатика (оформление проектов, составление презентации)

ОБЖ (соблюдение правил безопасности)

Литература, история (при оформлении пояснительной записке)

Черчение (построение чертежей)

Математика (расчеты по формулам)

ИЗО (технологическая часть проекта, составление эскизов)

5

Эстетика пришкольного участка

Биология, химия направлены на исследование агротехнологий в растениеводстве.

6

Гигиена девушки. Косметика

Биология, химия -  влияние окружающей среды на здоровье человека.

История - направлена на  историю развития косметики, микроэлементов.

ОБЖ – соблюдение правил ТБ.

7

Знакомство с профессиями

История – становление мира профессий в России.

            Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)

                  Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 5 классов 

Должны знать:

  • негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
  • Правила ТБ;
  • способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;
  • общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов обмене веществ;

общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления

первичной обработки и нарезки овощей;

правила санитарии и гигиены при санитарной,

  • общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и  столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых

помещений;

  • культуру поведения в семье, основы семейного уюта;
  • правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной не, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон

свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

  • виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;
  • виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны,  различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;
  • возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемы в лоскутной пластике;
  • правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;
  • эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения оформления чертежей швейных изделий;
  • правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения;
  • понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;
  • технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей;
  • гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей.

Должны уметь:

  • Владеть инвентарем, соблюдать правила техники безопасности;
  • осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;
  • разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного

изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
  • включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённы угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка;
  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять издели в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;
  • подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материал по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонам соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;
  • читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измер ний, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной  взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открыты и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, намётывать и подстрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами.

Программой предусмотрены следующие формы контроля:

1.Стартовый

2.Промежуточный

3.Итоговый,  за четверть и за год

Контрольно – измерительные материалы:

Маркуцкая С.Э Технология. Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы.– М.: «Экзамен», 2009.

Тесты из Интернета.

Тесты, составленные преподавателем самостоятельно.

Компоненты

 Реализация национально-регионального компонента содержания образования

В соответствии с программой, которая требует планирования уроков с НРК в размере 10% НРК интегрируется в следующие темы уроков:

                                                                     

                                                                         5 класс

№ п/п

№ урока

Тема:

НРК

1.

Урок 19

Вышивка

 Элементы украшения национальной одежды

2.

Урок 9

Элементы материаловедения

Национальные традиции ткачества. Традиции семьи

3.

Урок 11

 Фартук как вид рабочей одежды

Фартуки в национальной одежде

4.

Урок 8.

Интерьер кухни, столовой

Русская изба

5.

Урок 23

Санитария и гигиена.

Экологические проблемы Ставропольского края

6.

Урок 1.

Овощи в питании (с/х)

Овощи, произрастающие на Ставрополье

7.

Урок

24-25.

Блюда из яиц

Народный праздник Пасха

8.

Урок 34.

Гигиена девушки и косметика.

Травы, произрастающие на Северном Кавказе используемые для приготовления косметических средств

                    Перечень практических работ (лабораторных, проектных)

                                                                5 класс

1.Раздел: Эстетика пришкольного участка. Осень.

1.П.Р. №1 Вводный инструктаж, запись ТБ на пришкольном участке.

2.П.Р. №2 Подготовка к работе.

3.П.Р. №3 Выполнение работ на пришкольном участке

4.П.Р. №4 Посадка под зиму луковичных растений.

5.П.Р. №5 Посадка под зиму луковичных растений.

6.П.Р. №6 Сбор и сортировка семян.

7.П.Р. №7 Осенняя перекопка грядок.

2.Раздел: интерьер кухни и столовой.

8.П.Р.№1. Приведение помещения кухни в соответствии с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в продуктах

3.Раздел: Материаловедение. Машиноведение. Проектирование и изготовление рабочей одежды.

9. Л.Р. №1. Определение свойств натуральных волокон. Лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити. Изготовление макета полотняного переплетения

10.П.Р.№2. Заправка нитей швейной машины, включение и выключение махового колеса.

Выполнение машинных строчек на ткани

11.П.Р. №3. Снятие мерок и запись результатов измерения

12.П.Р.№4.Построение чертежа фартука в М 1: 4, в натуральную величину по своим меркам

13.П.Р.№5. Моделированию фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою

14.П.Р.6.Выполнение образцов с использованием терминологии ручных работ.

Выполнение ручных стежков и строчек

15.П.Р. 7.Выполнение образцов с использованием терминологии машинных работ.

Выполнение машинных швов

16.П.Р.8 .Раскладке выкроек на ткани, раскрой изделия

17.П.Р.9. Обработка накладного кармана

18.П.Р.10. Обработка нижнего, верхнего и бокового среза

19.П.Р.11. Обработка бретелей и нагрудника, пояса

20.П.Р.12. Соединение нагрудника с поясом и нижней частью фартука.

Изготовление косынки

4.Раздел: Рукоделие

21.П.Р.№1. Подготовка к вышиванию:

Подготовка ткани. Разметка размера рисунка. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Перевод рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка

22.П.Р.№2. Выполнение простейших ручных швов

23.П.Р.№3. Выполнение простейших ручных швов. Монограмма

24.П.Р.№4. Отделка вышивкой салфетки

25. П.Р.№5.Подборка рисунка для отделки вышивкой фартука, скатерти, салфетки. Зарисовка национального орнамента Ставрополья.

5.Раздел: Кулинария

26.П.Р.№20.Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в продуктах

6.Раздел: Эстетика пришкольного участка. Весна.

27.П.Р. №8. Очистка почвы от остатков растений.

28.П.Р. №9. Озеленение участка.

29.П.Р.№10. Перекопка грядок.

30.П.Р.№11. Выращивание растений из крупных семян.

31.П.Р.№12. Выращивание растений из мелких семян.

32.П.Р.№13 Выращивание растений из средних семян.

33.П.Р.№14 Размножение растений подземными частями.

  7.Раздел: Гигиена девушки.

34.П.Р.34.Уход за сухой, жирной кожей. Уход за волосами. Средства ухода.

 8.Раздел: Творческие проектные работы

П.Р.№25. Оформление проекта. Введение

П.Р. №10. Зарисовка эскиза. Чертеж изделия

П.Р.№9. Составление инструкционно-технологических карт

П.Р.№8.  Расчет себестоимости изделия. Выводы о работе

П.Р.№20. Защита проекта

       Перечень проектных работ

№ п.п.

Название темы

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

1.

Отделка швейного изделия вышивкой

2.

Вышивка салфетки, носового платка

Технология ведения дома

1.

Изготовление макета оформления интерьера кухни

Проектирование рабочей одежды

1

Изготовление фартука

                              ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                 5 класс  (68 час)

Вводный урок (1 час)

                                                Эстетика пришкольного участка (14 час)

Осенние работы

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур(4час) 

Основные теоретические  сведения.

 Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального  труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры  региона,  их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.  

Практические работы.

Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными  орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых  материалов и укрытие  теплолюбивых растений), подзимний  посев семян, посадка луковиц.

Варианты объектов труда.

Свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, нарциссы, тюльпаны, чеснок. Творческая, проектная деятельность (5 час)

Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения.

 Значение  сельскохозяйственных  опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем  проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта.

Практические работы.

Выявление и формулирование  проблем, связанных с  получением сельскохозяйственной продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве,  выбор и обоснование темы проекта, подготовка необходимого посевного или посадочного материала, разработка формы дневника  наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений и развитием растений, уборка  и учет урожая, защита проекта.

Варианты тем проектов.

Самый ранний редис (морковь, свекла), «Праздник первого салата» (изучение сортов салатов, выбор самых ранних видов и сортов).

                                                   Весенние работы (14 час)

 Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (6час)

Основные теоретические  сведения

Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.

Практические  работы. 

Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян,  подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка  и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка    растений, проведение наблюдений за развитием растений.

Варианты объектов труда.

Редис, горох, фасоль, бобы,  свекла, морковь, петрушка, календула, настурция, космея.

                                               Культура питания (2 ч)

Санитария и гигиена. Физиология питания (2 ч)

Основные теоретические сведения

Правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Понятие о предмете «Технология». Санитарно-гигиенические требования, общие правила техники безопасности. Правила составления плана оборудования кухни дома и на предприятиях общественного питания (на примере школьной столовой). Физиология питания. Значение витаминов в жизни человека. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Правила сервировки стола к завтраку.

Практические работы 

 Составление плана расположения оборудования кухни у себя дома (по памяти), зарисовка вариантов сервировки стола к завтраку для всей семьи, работа с таблицами «Содержание витаминов в различных продуктах»

Варианты объектов труда

 Плакаты, таблицы

                                                       Интерьер кухни и столовой (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Разработка и оформление интерьера кухни и столовой изделиями собственного

изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

Практические работы:

Составление эскиза кухни, столовой.

Объекты труда:

Чертежные инструменты, цветные карандаши.

                                                 Материаловедеие (2ч)

                                       Конструкционные материалы (2 ч)

Основные теоретические сведения

Породы древесины. Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна  растительного происхождения, их получение, свойства. Свойства тканей из этих волокон. 

Практические работы

Изучение свойств конструкционных материалов.

Варианты объектов труда

Образцы древесных пород, тканей из волокон растительного происхождения

Натуральные волокна  растительного происхождения и ткани из них

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Хлопок, лен. Получение ткани. Признаки определения нити основы, лицевой и изнаночной стороны ткани.

Практические работы

Распознавание волокон  растительного происхождения. Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон».

Варианты объектов труда

Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна».

                                                           Машиноведение (2 ч)

Понятие о механизме и машинах (2 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о швейной  машине. Роль  швейной машины в технологическом процессе. Примеры бытовых швейных  машин. Устройство  швейной машины. Понятие о кинематической схеме. Определение механизма. Понятие об изделии и детали.

Практические работы

Ознакомление с устройством различных механизмов. Выполнение графических изображений типовых деталей.

Варианты объектов труда

Винтовой механизма швейной машины.

История развития техники. Классификация швейных машин.

Составные части  машин

Основные теоретические сведения

Промышленные и бытовые; универсальные и специальные швейные машины. Основные узлы и детали швейной машины. Правила техники безопасности. Подготовка швейной машины к работе.

Практические работы

Знакомство с устройством швейной машины, определение месторасположения основных узлов и деталей. Тренировочные упражнения на швейной машине: без ниток, выполнение машинных строчек по намеченным линиям (прямой, волнистой, зигзагообразной). Выполнение машинных швов (стачного, в подгибку и накладного). 

Варианты объектов труда

Бытовая швейная машина, лоскуты тканей.

                  Изготовление швейного изделия (рабочего фартука) (20 ч)

Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде (2 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие об одежде, ее назначение, классификация, требования, предъявляемые к одежде.

Практические работы

Классификация по назначению представленных эскизов одежды.

Варианты объектов труда

Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.

Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование (2 ч)

        Основные теоретические сведения 

Правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения

и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия. Наименование деталей кроя. Варианты отделки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.

Практические работы

Выполнение эскиза рабочего фартука. Копирование и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.

Варианты объектов труда

Выкройка фартука

               Раскрой и изготовление швейного изделия (рабочего фартука) (16ч)

Основные теоретические сведения

Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани. Правила подготовки ткани к раскрою. Варианты экономной раскладки выкроек на ткани, последовательность раскроя. Наименование срезов деталей кроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность изготовления рабочего фартука.

Практические работы

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Раскрой и изготовление рабочего фартука.

Варианты объектов труда

Ткань, выкройки, детали кроя рабочего фартука

                                                            Вышивка (10ч.)

Основные теоретические сведения

Краткая история возникновения вышивки. Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства.  Традиции обряды. Ритм, рапорт. Теплые и холодные цвета.

        Применение вышивки в народном и современном костюме. Традиции края в вышивке. Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своей республики, района, поселка.

        Подбор игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, вдевания нитки в иголку, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка мулине к работе.

Технология выполнения счетных швов (простой крест – для первого года обучения и сложный крест (или гобеленовый шов) – для второго года обучения).

        Рабочие место. Правильная посадка и постановка рук во время работы.

Практические работы:

Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.

Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.

Варианты объектов труда

Ткань 30*30 см, канва, нитки мулине, иглы для вышивания, ножницы, игольница, наперсток, копировальная бумага, калька, чертежные инструменты.

                                 Гигиена девушки и косметика (2 ч)

Основные теоретические сведения

Общие сведения о волосах, уход за волосами. Элементы прически. Средства и инструменты по уходу за волосами.

Практические работы

Работа с журналами

Варианты объектов труда

Журналы, рекламы.

Учебно-тематическое планирование.

5 класс

Кл

 Разделы типовой

(базовой)

программы

Часы

Подразделы рабочей программы

Примечания

Базов.

Прогр.

Рабоч. Прогр.

5кл.

Кулинария

11

2

Санитария и гигиена. Физиология питания

Эстетика пришкольного участка

14

14

Осень

Весна

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

10

2

6

     24

10

2

2

20

Рукоделие

Элементы материаловедения

Элементы машиноведения

Конструирование и моделирование швейных изделий

Гигиена девушки и косметика

     2

2

Гигиена девушки и косметика

Интерьер кухни, столовой

2

2

Интерьер кухни, столовой

68

Структура курса

5 класс

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

34час

10

24

Рукоделие. Художественные ремесла

Вышивка

10

3

7

Элементы материаловедения

2

1

1

Элементы машиноведения

2

1

3

Конструирование и моделирование швейных изделий

20

6

14

2.

Технология ведения дома

Интерьер кухни

2час

1

1

3.

Кулинария

Физиология питания

2 час

1

 1

Гигиена девушки и косметика

2час

1

1

4.

Эстетика пришкольного участка

Осень

весна

28час

14

14

3

3

11

11

5.

Творческие, проектные работы

10 час

10 час

Итого:

68 час

19

49

Контроль реализации программы        

                                     Перечень проверочных и контрольных работ

№ урока

Тема

5 класс

Урок 9

Материаловедение. Машиноведение

Урок 13

Конструирование и моделирование швейных изделий

Урок 10

Машинные швы

Урок 23

Раздел «Кулинария»

6 класс

Урок21

Раздел «Кулинария»

Урок 10

Машиноведение. Материаловедение

Урок 11

Конструирование и моделирование». «Технология обработки поясного изделия»

Урок 33

Итоговая годовая контрольная работа

7 класс

Урок 15

Раздел «Кулинария»

Урок31

Машиноведение. Материаловедение

Урок 39

Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокройным рукавом

Урок 60

Итоговая годовая контрольная работа

8 класс  

Урок13

Вязание спицами

Урок 19

Конструирование и моделирование. Технология изготовления брюк (шорт)

Урок 1

Бюджет семьи. Семейная экономика

Урок 7

Эстетика пришкольного участка

9 класс

Урок 10

Введение в предпринимательскую деятельность

Урок 17

Элементы вязания на спицах

Урок 26

Элементы вязания крючком

Урок 33

Здоровье и выбор профессии

              Комплект теоретических вопросов по всему курсу

                                                         5 класс

1.Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

1. Рукоделие. Вышивка

  • Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества
  • Применение вышивки в народном и современном костюме
  • Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке
  • Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета
  • Технология выполнения ручных стежков и строчек различного назначения
  • Знакомство с ассортиментом швейной фурнитуры

2. Элементы материаловедения

  • Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна и их свойства
  • Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве

3. Элементы машиноведения

  • Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения
  • Виды машин, применяемые в швейной промышленности
  • Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики
  • Назначение основных узлов
  • Назначение основных узлов
  • Виды приводов швейных машин, их устройство, преимущества, недостатки
  • Устройство и технические характеристики бытовой швейной машины

4.Конструирование и моделирование рабочей одежды – фартук

  • Виды рабочей одежды, фартук - как вид рабочей одежды, требования, предъявляемые к рабочей одежде
  • Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.
  • Типы линий в системе ЕСКД
  • Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями
  • Понятие о масштабе, чертеже и эскизе
  • Фигура человека, правила снятия мерок, виды моделирования

5.Технология изготовления рабочей одежды (фартука)

Ручные работы

  • Терминология при ручных работах
  • Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчка для образования сборок

            Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва

Машинные работы

  • Конструкция машинного шва
  • Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения
  • Раскладка выкройки на ткани, подготовка деталей кроя к обработке
  • Технология поузловой обработки деталей фартука, ВТО изделия
  • Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментам
  • Организация рабочего места
  • Подготовка материала к работе

2.Раздел: Технология ведения дома

1. Эстетика и экология жилища. Интерьер кухни-столовой

 

  • Интерьер жилых помещений и их комфортность
  • Современные стили в интерьере
  • Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований
  • Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву
  • Требования, предъявляемые к интерьеру кухни, столовой

3.Раздел: Кулинария

1. Санитария и гигиена. Физиология питания  

  • Знакомство с правилами внутреннего распорядка. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов
  • Экологические проблемы Ставрополья
  • Зачет по ТБ
  • Понятие о процессе пищеварения
  • Общие сведения о питательных веществах и витаминах
  • Суточная потребность в витаминах, рациональное питание

4. Раздел: Гигиена девушки и косметика.

  • Знакомство с гигиеническими требованиями по уходу за волосами, особенностями ухода за сухой и жирной кожей

5.Раздел: Эстетика пришкольного участка.

  • Развитие цветоводства.
  • Особенности цветочных растений.
  • Первичные источники заболеваний.

6. Раздел: Творческие, проектные работы

  • Выбор и обоснование темы проекта
  • Этапы выполнения проекта
  • Критерии оценивания проекта

VII. Лист корректировки:

тема 

Количество часов по программе

кол-во

дано кол-во часов 

расхождение с программой 

Дата непро-веденных уроков 

Причины 

Способы корректировки программы 

                          Формирование компетенций

Тематический блок

Компетентности учащихся

Блок эстетика пришкольного участка

Дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся

блок «Интерьер жилого дома»

Дидактические единицы, отражающие становление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности

блоки «Материаловедение» и «Машиноведение»

Дидактические единицы, содержащие сведения об ассортименте и свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине, развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции

блоки «Конструирование и моделирование»

Сведения о конструировании, моделировании и изготовления швейных изделий технологии обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно0ориентированной компетенции

блоки «Кулинария», «Гигиена девушки и косметика»

Дидактические единицы, отражающие сведения о кулинарии и гигиене человека обеспечивающие развитие учебно-познавательных, коммуникативных, культурно-эстетических, социально-трудовых компетенций

блок «Знакомство с профессиями»

Становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции

                    Требования к уровню подготовки учащихся

                                                        5класс

В результате изучения раздела «Эстетика пришкольного участка» ученик должен:

 Знать/понимать

  1. О жизненных циклах двухлетников.
  2. О небольшом ассортименте двухлетников.
  3. Как зимуют растения.
  4. Условия выращивания растений.
  5. Источники заболевания растений.

Уметь:

  1. Подбирать растения по каталогу.
  2. Правильную подборку средств защиты
  3. Различать виды растений по строению, типу, окраске, форме.
  4. Работать с каталогом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Работать на пришкольном участке и в домашних условиях, на подсобном хозяйстве. Оформлять приусадебные участки.

В результате изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» ученик должен:

Знать/понимать

1.Традиционные виды рукоделия и декоративно – прикладного творчества – вышивка

2.Правила безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и машин

3.Классификацию текстильных волокон. Натуральные растительные волокна и их свойства

4.Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей

Уметь

1.Выбирать вид ткани для рабочей одежды

2.Определять лицевую и изнаночную сторону ткани, полотняное переплетение

3.Выполнять простейшие ручные швы

4.Снимать мерки с фигуры человека. Строить чертеж фартука. Выполнять моделирование

5.Подготавливать выкройку к раскрою

6.Выполнять машинные швы: стачной взаутюжку, вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с закрытым и открытым срезом, обтачной

7.Выполнять фартук в технологической последовательности

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

В результате изучения раздела «Интерьер кухни и столовой» учащиеся должны:

Знать/понимать

1. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера

2.Виды интерьера

3.Требования, предъявляемые к интерьеру кухни, столовой (экономические, технические, экологические, эстетические, санитарно-гигиенические)

4. Оборудование кухни и уход за ним

5.Зонирование кухни

6. Санитарное состояние кухни. Средства по уходу за кухней

Уметь

1.Выполнять эскизы интерьера кухни, полотенец, прихваток

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

В результате изучения раздела «Кулинария» ученик должен:

 Знать/понимать

  1. Смысл технологических понятий: кулинария, пищевые продукты, пищевая ценность продукта, рацион питания
  2. Санитарно – гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов
  3. Виды оборудования современной кухни
  4. Виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека
  5. Физиологию питания: понятие о процессе пищеварения, роль витаминов в питании
  6. Технологию приготовления бутербродов, блюд из овощей и яиц
  7. Способы приготовления домашних запасов
  8. Правила сервировки стола к завтраку. Правила поведения за столом

Уметь:

1. Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребности организма в белках, углеводах, жирах, витаминах

2. Определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам

3. Составлять меню на завтрак

4. Выполнять механическую и тепловую обработку продуктов

5. Соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд

6. Заготавливать на зиму овощи, фрукты, грибы, травы

7. Оказывать первую медицинскую помощь при пищевых отравлениях, ожогах, порезах, травмах

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

В результате изучения раздела «Гигиена девушки и косметика» ученик должен:

Знать/понимать

  1. общие сведения о волосах, элементах прически.
  2. Средства и инструменты ухода за волосами

Уметь:

  1. Пользоваться всеми видами средств: шампунь, лак для волос, маски для волос.
  2. Инструментами для волос необходимых для прически.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Правильно выполнять макияж, пользоваться косметикой, средствами и приспособлениями для волос.
  • Правильное массирование головы.

В результате изучения раздела «Творческие проекты» ученик должен:

Знать/понимать

1.Понятие о творческом проекте

2.Этапы выполнения проекта

       3.Критерии оценивания проекта

Уметь

1.Находить проблему и решать ее

2.Планировать свою работу

3.Проектировать материальный объект или услугу

      4.Оформлять процесс и результаты проектной деятельности

5.Грамотно защищать проект

            Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

                                    Кабинет обработки ткани

№ п/п

Наименование

Кол-во

Инвентарный номер

Примечание (дата, кому и куда передано)

                                                          I. Мебель

1

Столы

Стол для учителя

1

Столы ученические

7

Стол для раскроя  ткани

2

2

Шкафы

Шкаф закрытый с полками

0

Шкаф  открытый с полками

0

Шкаф (верх открытый, низ закрытый)

0

3

Стулья

Стулья ученические

23

Стул для учителя

1

Доска обыкновенная

1

4

Жалюзи (зановески)

2

Аптечка

1

Ключ

2

Манекен

1

II.Сантехническое оборудование

Умывальник

0

5

III. Электрооборудование

Утюг

1

Лампа дневного освещения

6

Лампа дневного освещения над доской

1

IV. Подотчетное оборудование

6

Специальное оборудование

Машина швейная бытовая

3

Машина швейная бытовая

3

Машина швейная промышленная

6

Машина швейная краеобметочная (оверлог),(петельная)

2

                                        III. Инструменты и приспособления

7

Набор чертежных инструментов:

Угольник

2

Циркуль

1

Лекала для построения чертежей

3

Линейки масштабные

12

Ножницы портновские

12

Ножницы зигзаг

1

Ножницы малые

1

Крючки для вязания

12

Наборы спиц для вязания

12

Станки для бисероплетения

3

Устройство для косой бейки

1

Набор игл для швейной машины

3

Иглы ручные, машинные, для бисеропления, для вышивания

6

Набор игл ручных

3

Набор гобеленовых игл

3

Набор булавок портновских

1

Метр портновский

12

Нитки

12

Мулине

12

Пяльца

5

Мелки портновские

12

Наперстки

6

Распарыватель

12

Игольница магнитная

1

Лупа гибкая

3

УМК  

Основная литература для учащихся:

  1. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 5 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г
  2. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 6 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г.
  3. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 7 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г.
  4. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 8  класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г
  5. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 9 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия, Москва, научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1994г.
  2. Энциклопедия этикета. Правила поведения в обществе и дома, Москва «Россия молодая» 1996г.
  3. Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики», Брянск НПК, 1995г
  4. Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение школьников», Брянск НПК, 1995г
  5. www. edu. of. ru

Основная литература для учителя:

  1. Т.Б. Васильева, И.Н.Иванова. «Технология. Содержание образования: Сборник нормативных документов и методических материалов» - М., Вентина-Граф, 2008.
  2. Казакевич В.М.,  Марченко А.В. «Оценка Качества подготовки выпускников основной школы по технологии» Москва «Дрофа» 2000г.
  3. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 5 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г
  4. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 6 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г.
  5. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 7 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г.
  6. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 8  класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г
  7. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 9 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г
  8.  Трудовое обучение 5-7. Сельскохозяйственные работы.

Пробное учебное пособие для 5-7 классов средненй школы пд ред. Д.И. Трайтака. Рекомендовано Главным учебно-методическим управлением общего среднего образования Госкомитета СССР по народному образованию.

  1. Симоненко В.Д., ХотунцевВ.Д. программа общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» Москва, «Просвещение», 2005г.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. «Традиции, обычаи и блюда русской кухни». Москва «Русская книга»1996г.
  2. Микулович Л.С., Дубович Е.В. «Тайны хлеба», Минск «Урождай» 1993г.
  3. Похлёбкин В.В. «Кулинарный словарь», Москва Центрполиграф, 2002г.
  4. Романовский В.Е., Синькова Е.А. «Витамины и витаминотерапия», Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г.
  5. Как красиво накрыть стол, Москва «АСТ-Пресс» 1996г.
  6. Энциклопедия этикета. Правила поведения в обществе и дома, Москва «Россия молодая» 1996г.
  7. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка. Первые шаги» «ЭКСМО», 1998г.
  8. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия, Москва, научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1994г.
  9. История костюма, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.
  10. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники», Москва «Культура и традиции», 1997г.
  11. Я шью правильно и красиво, Москва, «Самоцвет» 1996г.
  12. som. fsio. Ru
  13. www. posobie. Ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа под ред. Симоненко В.Д. 8 класс (девочки)

Рабочая программа под ред. Симоненко В.Д. 8 класс (девочки)...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 5 класс (девочки)

Рабочая программа составлена по учебнику О.А Кожиной, Е.А. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой. «Технология. Технологии ведения дома»: 5 класс: /учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 6 класс (девочки)

Рабочая программа составлена по учебнику О.А Кожиной, Е.А. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой. «Технология. Технологии ведения дома»: 6 класс: /учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 7 класс (девочки)

Рабочая программа составлена по учебнику О.А Кожиной, Е.А. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой. «Технология. Технологии ведения дома»: 7 класс: /учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 8 класс (девочки)

Рабочая программа составлена по учебнику О.А Кожиной, Е.А. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой. «Технология. Технологии ведения дома»: 8 класс: /учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ...

Рабочая программа по предмету "Технология", 5-8 классы (девочки)

Программа по предмету "Технология"(девочк) для учащихся  составлена в соответсвии с ФГОС ООО....

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 8 класса (девочки)

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 8 класса (девочки) разработана на основе:  -основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Излу...