Урок-конспект по технологии "Хлопок и его свойства" 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Прошкина Елена Мунировна

Разработка урока по материаловедению, в 5классе, с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по технологии 5класс.

Разработала учитель технологии ПрошкинаЕ.М.

 

 ТЕМА:                         ХЛОПОК И ЕГО СВОЙСТВА.

                         СТОРОНЫ ТКАНИ. НИТИ ОСНОВЫ И УТКА.

ЦЕЛЬ УРОКА:   1. образовательная – знакомство с хлопком, с

                                 основами современной текстильной промышленностью;

                                 дать понятие о натуральных волокнах; научить  опре-  

                                 делять стороны тканей; нити основы и утка.

                             

                               2.развивающая – развитие познавательных интересов,

                               умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

                               развитие творческого мышления, расширение их  круго-                

                               зора, формирование практических навыков в работе с

                               тканями.

                               3.воспитательная- воспитание уважения к людям

                               труда/профессии работников текстильной промыш-сти/,

                               экономности и бережливости; пробуждение

                               эстетического вкуса.

 ОБОРУДОВАНИЕ: Наглядные пособия « Хлопок», игла, ножницы,

                                    образцы тканей, лупа, ИК.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:  Объяснение, беседа, наблюдение,

                                               выполнение  уч-ся практической работы.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  Природоведение 4 кл.,

                                                          Труд 2 кл.

                                     

         

             

     Ход урока:

1.Орг.момент   Повторение: 1.На какие виды делятся текстильные волокна?

                                                2.Что такое лен,и как получают льн. волокна?

2.Объяснение        Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним

уч. с элемент.       волокном растительного происхождения- хлопком.

беседы                  Научитесь определять стороны ткани, нити основы и

                               утка. / слайд №1/

                             

                               Хлопчатник известен человеку уже 5 тыс. лет.

                             Это однолетнее кустарниковое растение (высотой 1 м.)

                             Родина хлопка- Индия, Юж. Америка.  / слайд №2,3/

                            До 16 в. индийцы держали в тайне производство хлопка.

                             В Европу привозили уже готовые ткани. В России хлопок

                             выращивают с 18 века. Сейчас хлопчатник одевает весь мир.

                             Более 20 млн.т. хлопка производят ежегодно. В мире

                             произрастает 35 видов хлопка, но только 4 вида подходят

                             волокон. На благо человека используют все растение:

                             - семена ( на волокна)

                             - ветки и отходы (вата, бумага, картон) / слайд №4/

                              Первичная обработка хлопка    

                             коробочка (семена с волокнами 7-15 тыс. вол.)----

                             хлопок сырец---- очищение ---- прочесывание----ровницы----

                             пряжа и нитки---- ткань суровая---- ткань отбельная----

                             ткань крашеная. / слайд №5/

                              Свойства хлопка

                             Природный цвет волокон хлопка белый или кремовый.

                             Волокна хлопка имеют различную длину от 6-50 мм.

                             Они прочные, легкие, мягкие, обладают слабой осыпаемос-

                            тью, высокой гигроскопичностью (способность волокон

                            поглощать влагу). Во время горения ощущается запах

                            жженной бумаги. Ткани вырабатываемые из волокон

                            хлопка называют хлопчатобумажными( х/б)

                            Н-р: ситец, сатин, бязь, фланель, вельвет.

                               Изделия из х/б тканей дают ощущение необыкновенного

                            комфорта. / слайд №6/

                             

 Физ.минутка

                                Люди работающие в текстильной промышленности

                              из пряжи и ниток на ткацких станках  изготовляют ткань.

                                Ткань – переплетение двух нитей- нити основы и нити

                               утка. Распространенное в х/б тканях переплетение-

                               полотняное, когда  н.о. и н. ут. переплетаются через

                               одну нить. / слайд №7,8/

                               Нити идущие вдоль ткани называют основой.

                               Они прочные, равномерные, определяют длину ткани.

                               Нити утка идут поперек ткани. Они неравномерные,

                               определяют ширину ткани. / слайд №9/

                               Определение нити основы в ткани:

  • По кромке
  • По степени растяжения ( по звуку)
  • Нити основы- прямые, а нить утка-извитые.

/ слайд №10/

Стороны ткани

Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны.

Лицевая сторона: гладкая, блестящая у нее яркий

цвет и рисунок, на ней меньше узелков и ворсинок.

Изнаночная сторона: матовая, шероховатая,

у нее бледный  цвет и рисунок,  на ней больше узелков

и ворсинок.

Вид лицевой и изнаночной стороны зависит от отделки.

Цель отделки- придать красивый внешний вид и улучшить качество ткани. / слайд №11/

Способы отделки:

  • Ткань гладкокрашеная- окрашенная в один цвет.

  • Ткань набивная (пестротканая)- на которой набивают (печатают) рисунок.

  • Ткань ворсовая -  имеет небольшой ворс.

/ слайд №12/

 

Выполнение практической работы./слайд№13,14/. Ход работы в ИК(приложение).

Тема: Определение сторон ткани, нити основа и утка.

                   

4.Закрепление                      Кроссворд: на слайде №15, ответы №16

изученного

материала

           

  1. Сторона на которой наносится рисунок(лицевая).
  2. Единичная составляющая пряжи (волокно).
  3. Волокно растительного происхождения(хлопок).
  4. Долевая нить ткани( основа).
  5. Поперечная нить ткани( уток).

 

 5.Подведение

 итогов.

Сегодня на уроке вы познакомились с натуральным

волокном растительного происхождения –хлопком.

Научились определять стороны ткани, нити основы и утка.

Все эти знания и умения пригодятся вам на уроках

технологии при пошиве изделия.

Выставление оценок за урок.

Записываем домашнее задание:

записи в тетради, подг. к тесту, тетрадь, выкройки.

Приложение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- конспект по математики "Сравнение дробей" для 5 класса

это открытый урок с использованием сингапурских структур образования....

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)"

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)". Статья из сборника материалов Поволжской научно-практической конференции им. ак. К.А. Валиева...

Технологическая карта урока. Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)

Тема урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом....

Разработка урока (конспект и презентация) по обществознанию в 5 классе на тему "Наша Родина - Россия"

Разработка открытого урока на тему "Наша Родина - Россия" в 5 кл. по предмету обществознание (составлен по требованиям ФГОС).Разработка урока включает в себя конспект и презентацию....

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...

урок-конспект деловая игра "Процессы стекольного производства" 9 класс

Тип урока:  нетрадиционный(моделирование производственного совещания). Деловая игра.Цель урока: На основе моделирования производственного совещания, дать учащимся представление о Натальинском сте...