Э С С Е « Моя педагогическая философия »
статья по технологии (9 класс) на тему

Казиева Маржан Темргалиевна

 в эссе  « Моя педагогическая философия »  говорится о  сделанном мною выборе, профессии  учителя.

Далёкий, да, теперь уже далёкий август 1987 года.

 Я еду в автобусе мимо жёлтых полей, мимо красивого леса на берегу незнакомой мне реки, еду, чтобы стать учительницей в маленькой сельской школе........

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Э С С Е

« Моя педагогическая философия »

     

      Меж прошлым и будущим нить

      Я тку неустанной, проверочной рукою:

          Хочу для грядущих столетий

                                      Покорно и честно служить

                                              Борьбой и трудом…

К.Бальмонт

Далёкий, да, теперь уже далёкий август 1987 года. Я еду в автобусе мимо жёлтых полей, мимо красивого леса на берегу незнакомой мне реки, еду, чтобы стать учительницей в маленькой сельской школе.

        Я ехала, любовалась окрестностям и думала, думала о детях: какие они?

Что я им скажу? Смогу ли я научить их чему – нибудь, ведь сама я вчерашняя студентка.

        И вот я в школе, на меня глядят шесть пар голубых, карих, чёрных глазёнок: кто – то с интересом, кто – то с хитринкой, кто – то с удивлением.

        Тот мой первый класс и сейчас перед моими глазами: маленькие и большие, вежливые и не очень. Помню нашу первую экскурсию в тот прибрежный лес,

мимо которого ехала, помню, как были рады мои ученики, идя со мною рядом

и болтая ни о чём, как провожали меня до квартиры…

        Наверное, если бы не эти дети – такие наивные, добрые, ещё не испорченные городом, - я не стала бы учителем, и кто знает, что было бы со мной.

Я проработала в этой школе ровно один год, который запомнилось мне на всю жизнь.

        И вот уже 20 лет я работаю в своей  родной школе. Дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днём, лето сменяет осень, зиму – весна.

Всякий самые раз, встречая новый день, думаю: что интересного он принесёт мне? Подарит ли счастливые мгновения общения с моими учениками?

О чём они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы?

        Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день.

Не ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда и во время прогулки

в лесу, во время пути в школу и во время собрания. Даже во сне меня посещает образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день.

        Всегда с лёгким волнением открываю дверь школы, захожу в  свой кабинет: сейчас встречусь с моими учениками.

        Как обычно, дети  входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью.

Всматриваюсь в детские лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы, а   самой хочется сказать вслух: милые мои ребята! Вы  самые хорошие люди на свете. Ваша доброжелательность, приветливость ни с чем не сравнима» Дети необычайно деятельный, верят в добро, справедливость, счастье.

Только где оно, счастье?

     Смогу ли я указать к нему дорогу? Смогу ли оградить их от всего дурного,

что есть ещё в нашей  жизни? Как закалить? Огонек доверия, светящийся в их глазах, так легко погасить неосторожным прикосновением, резким словам, равнодушным  жестом. Как важно помнить о том, что в детской жизни нет мелочей.

     Мои  мысли прерывает звонок. Урок  я начинаю с улыбки.  Улыбка – это  моё приветствие, мое первое обращение к детям,  пришедшим ко мне за знаниями.

 Она, как говорил  Экзюпери, объединяет. Она сближает  нас, вселяет уверенность. Окидываю ещё раз взглядом класс  и  вижу,  кого сегодня надо подбодрить,

сказать ласковое, доброе слово. Мы  улыбаемся друг другу, дети успокаиваются.

 Можно начать занятие.

     Детская душа желает  приобщиться к чуду. Моя  же  роль – помогать  ученикам обнаруживать чудеса на  каждом уроке чтения, в  тончайших оттенках слова на уроках  русского языка, в играх, занимательных упражнениях,  конкурсных заданиях, на  математике, в богатстве  природы на уроках природоведения.

Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы,  и я радуюсь тому,

что мои питомцы не бояться их задавать. Ребята пробуждают во мне энергию вдохновения и творчества, и я с любовью всё принимаю.

        Внимание маленького ребёнка кажется мне пугливой птичкой, которая  улетает прочь  от гнезда, если  кто - то стремиться  приблизиться  к нему. Когда же удалось, наконец, пойма птичку, то удержать её можно только в руках или клетке.

Не ожидай  от птичке песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка, если ты  удержишь его, как  птичку-узника, то он плохой твой помощник.

     Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять её в нужное русло.  Я часто спрашиваю себя: как я понимала это, когда была ребёнком? Принимала ли?  Что хотела изменить? Диалоги с самим собой помогают помнить о том, что все мы родом из детства.

        Дети  понимают  и  ощущают  больше, чем   кажется нам на первый  взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения

и кропотливый труд  помогают  проложить  тропинку к  их  душам.

     Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребёнка. Именно изучения – педагогическое и психологическое – исходная точка моей педагогической деятельности. Я тесно связываю  умственное  развитье с  развитьем чувств. Считаю, что нравственное чувство – барометр самосовершенствования  человека. Поэтому обращаю внимания  детей на положительные примеры  поведения, образцы высших человеческих  побуждений помогаю   достигнуть успеха в построении  себя как личности. Постоянно учу каждого ребенка  искусству распоряжаться своими мыслями, направлять их, сдерживать  или корректировать. Часто повторяю слова  К. Д. Ушинского:  « всё, что усваивается человеком  впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенные детские годы ».

        А каким должно быть при этом слово учителя?

Конечно, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, иначе ничего не состоится. Как учитель я понимаю:  нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном.  Чтобы, выйдя на улицу, воскликнул восхищённо:  « И почему раньше я не замечал, какие красивые ветки

у берёзы, как хлопочут пчёлы в саду! »

        Я хочу, чтобы эту радость узнавания приносил моим учеником каждый новый день. Мне очень хочется, чтобы они умели сострадать – больными немощным. Знали, какую палитру чувств могут вызвать незатейливые на первый взгляд картины русской природы. Пусть через слова входят в ребячьи сердца красота и доброта.

        Закончился ещё один рабочий день.

Я долго сижу в классе. Как тихо! Можно немного расслабиться, отдохнуть, подумать.

Конечно, никуда не уйти от забот и вопросов. Какими завтра войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь пытливость в их глазах? Не пропадёт ли желание удивляться?  Ведь « удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка

в любознательность, любознательность – дорога к знаниям ».

Никогда не забываю об этом. И « пусть ребёнок ищет, только бы не упал,

пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть  борется, только осторожно…».

Какие прекрасные слова Януша Корчака!

        Домой возвращаюсь не торопясь. Весь день учила, вдохновляла, утешала, возвышала каждого ученика, вселяла любовь к Отечеству, веру в людей. А теперь, кажется, ушли все силы: и физические, и духовные, и нравственные.

        В памяти всплывают слова любимого мною Учителя – В. С. Сухомлинского:

 « Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души ». Сколько таких кусочков души уже отдано за эти 21 год? И сколько ещё предстоит отдать? Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой.

        Найти своё  признание, утвердится в нём – источник счастья. Поэтому завтра

у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.

        Я за все расплачусь – посажу семена,

        И ростки доброты воспрянут.

И проявится жизни моей цена.

В том, как люди меня помянут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...