Проектный модуль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
проект по технологии (8 класс) по теме

По «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты». Другими словами, дизайн – это образное проектирование того, чего ещё нет и не было ни в природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть построенным, изготовленным в ходе целенаправленной человеческой деятельности.

Слово «дизайн» встречается повсеместно, можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то. Как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводить к конечному результату.

Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры жилых и офисных помещений, широко используют изделия из природного материала, руководствуются правилами гармонизации пространства Фэн-шуй. Умело сочетают цвета и добавляют элементы декора, хочется узнать больше о дизайнерском искусстве и научиться самому создавать оригинальные композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn_fak-v_8-9klassy.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный модуль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

                                                          Бардунова Оксана Юрьевна, учитель ИЗО

Статья отнесена к разделу: преподавание ИЗО, внеклассная работа

Пояснительная записка

По «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты». Другими словами, дизайн – это образное проектирование того, чего ещё нет и не было ни в природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть построенным, изготовленным в ходе целенаправленной человеческой деятельности.

Слово «дизайн» встречается повсеместно, можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то. Как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводить к конечному результату.

Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры жилых и офисных помещений, широко используют изделия из природного материала, руководствуются правилами гармонизации пространства Фэн-шуй. Умело сочетают цвета и добавляют элементы декора, хочется узнать больше о дизайнерском искусстве и научиться самому создавать оригинальные композиции.

Целями задачами данного курса являются:

  • - развитие личностных качеств детей посредством занятий дизайн-проектированием и изобразительным творчеством;
  • - познакомить с основными законами композиции;
  • - научить пользоваться законами цветоведения;
  • - привить вкус в оформлении интерьера и создании костюма;
  • - научить пользоваться теорией Фэн-шуй;
  • - организация содержательного досуга;
  • - адаптация учащихся к жизни в обществе;
  • - обучение основам дизайна; развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
  • - формирование художественно-образного мышления; практических навыков работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества;
  • - овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные;
  • - формирование знаний о центрах народных художественных промыслов России (главные отличительные признаки: пропорции, формы, колорит, орнамент, традиционные технологии обработки материалов.

Учебно-тематический план.

№ п./п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид деятельности

1.

2-3.

4.

5-6.

7-8.

9.

Дизайн как средство моделирования предметной среды. Основы композиции.

Дизайн интерьера. Стили оформления интерьера. Гармонизация пространства по Фэн-шуй.

Сочетание цвета. Цвет и мебель.

Дизайн открытого пространства(ландшафтный дизайн).

Дизайн клумбы.

Дизайн костюма. Понятие о стиле. Оптические иллюзии в костюме.

Контроль знаний учащихся. Презентация ученических проектов.

1ч.

2ч.

1ч.

2ч.

2ч.

1ч.

Лекция.

Составление композиции, изготовление трафарета.

Лекция. Составление эскиза комнаты.

Выполнение эскизов мебели.

План садового участка.

Эскиз клумбы.

Составление композиции костюма.

Конференция. Выставка.

Основное содержание курса.

Дизайн как средство моделирования предметной среды.

Этот раздел знакомит учащихся с основными понятиями дизайна и предметами, с которыми работает дизайнер. С основными законами цветоведения и композиции, научит использовать законы композиции при создании образа.

Дизайн интерьера.

Дизайн интерьера, гармонизация пространства по Фэн-шуй. Композиция интерьера жилого дома, мебель в интерьере, цвет в интерьере.

Этот раздел знакомит учащихся с различными стилями оформления интерьера, знакомит с понятием Фэн-шуй. Изучив его, дети научатся выделять зоны жилого дома, оформлять их в различных стилях. Используя элементы Фэн-шуй; выполнять зарисовку интерьера одной комнаты по выбору. Учащиеся знакомятся с основными законами составления композиции интерьера жилого дома, рассмотрят гармоничные сочетания цветов в интерьере, познакомятся с видами мебели, научатся выполнять эскиз меблированной комнаты.

Дизайн открытого пространства (ландшафтный дизайн).

Ландшафтный дизайнер – очень востребованная профессия в наше время. Этот раздел познакомит учащихся с основными правилами планировки открытого пространства: научит выполнять дизайн клумбы с учётом вегетации растений и составлять план садового участка.

Дизайн костюма.

 Этот раздел знакомит учащихся с основными и выразительными средствами композиции костюма; научит определять стиль, назначение, элементы и выразительные средства композиции костюма.

Контроль знаний учащихся.

По всем разделам предусмотрены практические работы, способствующие получению детьми более полного представления о работе дизайнеров во всех направлениях.  Контрольно-оценочначая деятельность заключается в выполнении творческих заданий (проектов): изготовлении панно, эскиза интерьера или костюма, составление композиции из цветов и т.п.

 

Литература.

  1. Ян Ван дер Неер. Все о комнатных растениях.- Санкт-Петербург, Кристалл; Москва, Оникс.- 2003
  2. Уход за комнатными растениями. 300 вопросов и ответов.- Москва, ЭКСМО.- 2003.
  3. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под ред. В. Д. Симоненко.- Москва.: Вентана-Граф.- 2000.
  4. Лиза: Мой уютный дом.- №1, 2004.
  5. Лиза: Цветы в доме.- №10, №11,2004.
  6. Журнал “Самая”, март 2005 год.
  7. Ж-л “Тамек” (Таганрынский мебельный комбинат, ООО Тамек ).
  8. Ж-л “Юный художник” №7 /1989 г., ст. “Что такое дизайн?” ст. 42-45.
  9. Ж-л “Юный художник”, №8 /90 г., ст. “Рисунок на ткани”, ст. 28-30.
  10. Жур-л “Интерьер и дизайн”, апрель 2006 г.
  11. Ж-л “Лиза. Мой уютный дом”, апрель 2006 год.
  12. Журнал “Интерьерный объект 31. Лучшие интерьеры”, июль-август 2006 г. (№49).
  13. Практический журнал “Идеи вашего дома”, №7/2006 год.
  14. Неменский Б.М Программа “Изобразительное искусство и художественный труд”, “Просвещение”, 2005 г.
  15. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. “Дрофа”, 2002 г.

Приложение №1

Сочетание цвета в интерьере.

Усиливая или уменьшая интенсивность или чистоту цвета, можно изменять обстановку в соответствии со своими намерениями.

Красный.

Будучи цветом крови, он символизирует поток жизненной энергии. Может служить трамплином для обострения реакции, умственной деятельности и сосредоточенности.

Он может ассоциироваться с насилием, действовать как возбудитель, рассеивая ощущение уюта.

Оранжевый.

Находясь посередине между красным и жёлтым, он обладает характеристикой обоих цветов.

+

-

Прикрепление человека к месту обитания

Избавление от чувства одиночества

Избегайте чистого оранжевого, если нужен полный покой; когда требуется сосредоточенность на чём-либо.

Жёлтый.

Цвет солнца, источника жизни на Земле. Может обозначать богатство.

+

-

Ощущение радости и веселья

Оживление рабочего места

Прикрепление человека к месту обитания

Противодействие ослаблению дневного света в сумерках

Ощущение тепла и уюта (золотистые и медовые оттенки)

Активные исследования, пробуждение духа предпринимательства

Освещение человеческого лица

В ванных комнатах

Зелёный.

Пробуждает осознание жизни. Там, где зелёный, существует благоприятная среда обитания для человека. Поскольку цвет связан с ростом и развитием, то мы чувствуем себя активными и обновлёнными.

+

-

Выражение связи с природой

Создание комфортных условий

Воспитание и обучение

Восстановление сил, оздоровление

Отдых или успокоение

Указание на что-либо новое или молодое

Синий.

Создаёт ощущение глубины, тайны и приглашает к исследованиям. Это цвет независимости и тяги к приключениям.

+

-

Для обозначения тайны

Выражение своей индивидуальности

Ощущение прохлады

В помещениях для активного отдыха

В местах для приёма пищи

На проходах общего пользования (коридоры, эскалаторы)

Белый.

+

-

Выражение целеустремлённости

Создание ощущения чистоты и свежести

Избегайте в холодном климате

Чёрный.

Прекрасно сочетается с другими цветами. Цвет тайны.

+

-

Для создания атмосферы тайны, интриги

Впечатление теплоты

Выражение силы и солидарности

Избегайте в детских помещениях, в местах исцеления, в местах для чтения

Главным украшением комнаты служат цвет или сочетание гармонирующих цветов. Удачным сочетанием может быть однотонная гамма многих оттенков какого-либо цвета, но подобрать её довольно трудно. Поэтому лучше для окраски стен выбирать светлые тона, гладкие однотонные обои, а обивку  для мебели, шторы – более яркие. В убранстве помещения особенно большое значение приобретает соотношение цвета пола и стен, цвета мебели, декоративно-мебельных тканей и ковров.

Приложение №2

Сочетания цветов.

цвет

Гармонирующие цвета

Красный

Зеленый, серый

Малиновый

Жемчужно-серый, розоватово-лиловый

Тёмно-красный (бордо)

Чёрный, голубой, беж

алый

Светло-голубой, зелёный

Густо-розовый

Различные оттенки голубого

Коричнево-розовый

Голубой, кремовый

Бледно-розовый

Салатный, голубой, бледно-сиреневый

Оранжевый

Ярко-синий, бледно-голубой, фиолетовый

Соломенно-жёлтый

Зелёный, бледно-розовый, серовато-голубой

Жёлтый

Зелёный, фиолетовый, голубой

Бледно-жёлтый

Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зелёный

золотистый

Тёмно-красный, светло-серый, зелёный

Тёмно-зелёный

Беж, коричневый

Серо-зелёный (цвет морской волны)

Васильковый, оранжевый

Синий

Жёлтый, песочный, розовый, оранжевый

Бледно-зелёный

Лиловато-розовый, тёмно-зелёный

Серо-голубой

Серый, бордо

Фиолетовый

Светлые и тёмные оттенки зелёного

Бледно-сиреневый

Серый, зелёный, розовато-лиловый

Розовато-лиловый

Изумрудно-зелёный, тёмно-красный, коричневый

Коричневый

Оранжевый, красный, беж

серый

Фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый

Приложение №3

Оформление жилых помещений растениями

Типы комнатных растений

  1. Декоративно-лиственные культуры. Их разводят ради красивых листьев, необычных по форме или цвету. Они радуют глаз круглый год, особенно если цветовод сумеет создать им подходящие условия.
  2. Красивоцветущие комнатные растения. Выращиваются ради цветов, которые появляются, если растению созданы хорошие условия, и остаются на нём в течение более или менее длительного  времени. После отцветания растения остаются в доме.
  3. Луковичные и клубнелуковичные растения. Растут и цветут в комнатных условиях, однако многие нуждаются в определённой температуре на ранних стадиях роста. После цветения их можно вынести из дома.
  4. Красивоцветущие горшечные растения. Особенность таких растений в том, что их вносят в дом только на время цветения. После того, как цветение завершится, растения выбрасываются либо пересаживаются в оранжерею или в сад.
  5. Кактусы и другие суккуленты. Отличаются мясистыми побегами, которые часто бывают усеянными колючками. Хорошо переносят комнатные условия, цветут, если уход правильный.
  6. Однолетники, культивируемые как комнатные. Однолетники могут размещаться непосредственно в комнатах, но чаще украшают балконы, веранды, сады на крышах.

Классификация растений по происхождению

  1. Из влажных тропических лесов. Они нуждаются в плодородной, перегнойной почве, влажном воздухе, затенении. Это орхидеи, филодендроны, папоротники, антуриумы, диффенбахии, панданусы.
  2. Растения, происходящие из саванн и прерий. Для них характерна явно выраженная «сезонность» поведения. Это зебрины, некоторые виды аспарагуса, толстянки.
  3. Растения пустынь и полупустынь. Это кактусы и другие суккуленты (алоэ, эуфорбия, агава).
  4. «Европейцы» по происхождению, хорошо чувствующие себя в умеренных климатических условиях. Это примулы, плющи.

Форма растений

  1. Прямостоячие – фикус, драцена, кордилина, сансевиерия, панданус.
  2. Густооблиственное – бегония, азалия, маранта, колеус.
  3. Ампельные, т.е. свисающие побегами вниз – традесканция, камнеломка, восковой плющ.
  4. Плетущиеся по опоре – циссус, пассифлора, филодендрон лазящий.

Условия, в которых будет находиться растение в помещении.

  1. Прохладные, тенистые комнаты – аспидистра, хедера или плющ, дизиготека,  папоротники, маранта, филодендрон лазящий.
  2. Светлые, но не солнечные комнаты – циссус антарктический. Другие виды циссусов,  колумнея, фуксия, монстера, сциндапсус, тетрастигма, толмия, прекрасно будут расти пёстролистные разновидности комнатных растений.
  3. Солнце бывает в комнате какое-то время -  поселите растения с декоративными листьями: хлорофитум, кордилину, пеперомию, сансевиерию.
  4. На солнечной стороне поместите белопероне, пеларгонию или герань, колеус, пассифлору, кактусы и другие суккуленты.
  5.  Если зимой нежарко, поместите аспидистру, фуксию, традесканцию, филодендрон лазящий, циссус антарктический, камнеломку.

Географическое расположение растений (по сторонам света)

  1. На южной стороне – кактусы, алоэ, агавы, пеларгонии (герани), любые луковичные.
  2. На северной стороне – бегония Рекс, аспарагусы, фуксии, циперус, традесканция, плющ, гортензия.
  3. На восточной стороне – пальмы, фикусы, различные бегонии, луковичные и клубнелуковичные.

Растения-лекари (полезные свойства растений)

Название растения

Полезные свойства

Алоэ, цитрусовые, хвойные, лавр, амариллис, агапантус, эвкалипт

Обладают бактерицидными свойствами

Хлорофитум, мирт, розмарин

Оздоравливают  воздух в помещении

Аспарагусы

Поглощают тяжёлые металлы

Кодиеум, цереус

Восстановление ионного состава воздуха

Диффенбахия, филодендрон, антуриум

Улучшают водно-газовый обмен и уменьшают сухость в помещении.

Герань (пеларгония) – успокаивает нервную систему, устраняет бессонницу, улучшает обмен веществ, помогает при неврастении, гипертонии, сердечные болезнях.

Цикламен – наведёт энергетический порядок, забирает и впитывает отрицательную энергию, гармонизирует биологическую и информационную структуру дома, дисциплинирует ленивых, приучает их к аккуратности.

Фикус - даёт состояние покоя и уравновешенности, гасит вспыльчивость, убирает          агрессию.

Все лианы -  это источник оптимизма;

- Устраняет апатию и усталость;

 - является энергетическим аккумулятором, помогает при переутомлении;

Помогает при упадке сил, гипертонии, в борьбе с депрессией, авитаминозом.

Фиалка – помогает при повышенной нервозности, лечит от детских страхов и заиканий, снимает агрессию, усмиряет упрямство, смягчает эгоизм, дисциплинирует и помогает контролировать свои эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Проектные работы учащихся  по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми    вещами.  Да и сегодня мы с удовольствием е...

Организация проектной деятельности в кружке по декоративно-прикладному искусству в условиях ДОУ

В материале раскрыт опыт работы по организации проектной деятельности  на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству  в условиях ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста....

Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"

Данный модуль программы внеурочной деятельности  представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СПО 44.02.03

Программа предназначена для специальности СПО " Педагогика дополнительного образования в области ИЗО и ДПИ". В программу входят дисциплины: МДК " Рисунок",  МДК "Живопись", МДК " ДПИ", МДК "Метод...

Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство.Модуль:" Декоративно- прикладное искусство в жизни человека" Уровень образования: среднее, 5 класс

Программа разработана в соответствиии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разработана на основе примерных программ по ИЗО "Просвещение" 2013г., " Изобразительное искусство и художественн...

Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по направлению: Декоративно-прикладное искусство и Дизайн «Юный дизайнер»

Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер.     В программе внеурочная д...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...