Рабочая программа по технологии в 6 классе
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме

Шимановская Любовь Михайловна

Рабочая программа по технологии для учащихся 6 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasovano.docx49.11 КБ

Предварительный просмотр:

          СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_____М.А Шафигуллина

Протокол №________

от «___» ______ 2013 г.

        СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

___Багаутдинова Л.И.

«___» _______ 2013 г.

         УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ№11»

_____А.Ю. Огородова

Приказ №_____________

от «____» _______2013г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  технологии

для    6 А класса

на 2013 – 2014  учебный год.

Базовый уровень

Составитель:

учитель  технологии

Шимановская Любовь Михайловна

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №__________

от«____»___________2013 г.

г. Нижнекамск

2013 -2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с

-Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Р.Ф. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089

  -на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования»» М. «Вентана – Граф», 2010  по направлению «Технология. Обслуживающий труд»  

- «Программы общеобразовательных учреждений «Технология» 1-4 ,5-11 кл., рабочая программа под редакцией В..Д. Симоненко   для городской школы.

- учебного плана МБОУ СОШ № 11 НМР на 2012-2013 учебный год. 

- Положения о рабочей программе учителя  по МБОУ СОШ № 11. 

Рабочая программа имеет базовый уровень и  направлена на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
  • Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
  • Учебник:  ,И.А.Сасова «Технология. » 6 класс Москва,.Вентана – Граф, 2007 г..

На изучение программы выделено 70 часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю согласно учебному плану МБОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Кроме того, программа предполагает организацию самостоятельной работы школьников по выполнению творческих проектов в ходе учебного процесса, поэтому на раздел «Творческие проектные работы» отводится 10часов – на оформление пояснительной записки и защиту проекта. Добавлены 2 часа резервного времени  в раздел « Конструирование и моделирование швейных изделий» и 2 часа в раздел  «Элементы материаловедения»

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

 При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям Девочки учатся соблюдать экономические требования в отношении рационального расходования материалов и утилизации отходов. Учащиеся также знакомятся в ходе обучения с национальными традициями и особенностями культуры, быта и костюма народов России и Татарстана, что играет важную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Цели и задачи.

Главной целью образовательной области «Технология» и данной программы является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает решение общих задач трудового воспитания и обучения:

 - формирование политехнических знаний и экологической грамотности;

 - подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда;

- раскрытие творческих способностей, усиление эстетической направленности уроков технологии;

- воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважение к людям труда, бережного отношения к природе;

- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

- развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности.

   - освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и  декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. а

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

 Учащиеся должны знать:

  • правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющими и режущими инструментами, с электрооборудованием, электронагревательными приборами;
  • способы получения волокон животного происхождения, их свойства и свойства тканей из этих волокон;
  • историю лоскуного шитья и его назначения.
  • назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины, правила работы на машине с ножным приводом;
  • требования к женской одежде, материалы и отделки, применяемые для изготовления   юбок, конструкции юбок, правила снятия мерок и их условные обозначения;
  • приёмы моделирования юбок, правила подготовки выкройки и раскроя юбки;
  • назначение, конструкцию и технологию выполнения швов: настрочного, накладного; основные технологические приёмы обработки юбки;
  • основные требования по уходу за одеждой и обувью;
  • виды строительных материалов (бумажные, клеевые, вяжущие, деревянные);
  •  санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила   работы   с   горячими   маслами   и   жирами,   мытья   посуды;
  • о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе молока; способы определения качества молока, способы сохранения свежего молока, технологию приготовления молочных супов и каш;
  • правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости  при варке каш и гарниров;
  • общие сведения о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря, о возможности кулинарного использования рыбы разных пород, методы определения  качества  рыбы;
  • способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной котлетной массы, способы тепловой обработки  рыбы;
  • технологию приготовления кулинарных блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря, способы определения готовности и правила  подачи  рыбных блюд к столу;
  • способы приготовления пресного теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки оладий, блинчиков;
  • виды и кулинарные свойства крахмала, технология приготовления компотов и киселей; правила сервировки стола к ужину;
  • значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль освещения в интерьере, санитарно-гигиенические требования   к  уборке   жилых   и   производственных  помещений;
  • средства ухода за кожей и волосами; подбор прически сучетом типа лица, инструменты ухода за волосами.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с бытовыми электроприборами;
  • выполнять эскизы интерьера детской комнаты, проводить сухую и влажную уборку;
  • определять раппорт саржевого и атласно переплетения, лицевую и изнаночную сторону ткани, её дефекты;
  • регулировать машинную строчку, устанавливать иглу, заправлять нить в зависимости от вида ткани, работать на швейной машине;  
  • подбирать ткань  и отделку для изготовления юбки, снимать и записывать мерки, читать и строить чертёж прямой и клиньевой юбки, моделировать юбки;
  • выполнять машинные швы: настрочной, накладной,
  • обрабатывать прямую и клиньевую юбки;
  • проводить примерку, определять и исправлять дефекты в юбке, выполнять отделку и ВТО изделия;
  • выполнять ремонт одежды, заменять фурнитуру;
  • определять качество молока, сервировать стол к ужину;
  • составлять технологические карты на приготовление молочных каш и блюд из рыбы;



                                            Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

1-2

Первичный инструктаж на рабочем месте.

Правила ТБ.

1

1

Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок: содержание курса технологии за 6 класс. Выполнение проекта.

5.09.12

5.09.12

3-4

Кулинария 14 часов

Минеральные вещества и их значение для здоровья человека.

 Суточная потребность человека в минеральных веществах и их содержание в продуктах

1

1

Содержание минеральных веществ в пищевых продуктах и их роль в жизнедеятельности организма человека, суточная потребность в них. Расчет количества и состава продуктов для сбалансированного питания.

12.09.12

12.09.12

5-6

Блюда из молока и молочных продуктов.

 Кисломолочные продукты.

1

1

Виды молока и молочных продуктов. Их значение и ценность. Приготовление молочного супа.

19.09.12

19.09.12

7-8

Приготовление блюд из молочных продуктов.

Приготовление салатов с применением творога и сыра

1

1

Приготовление салатов с применением творога и сыра

26.09.12

26.09.12

9-10

Ценность рыбы и других продуктов моря, их использование в кулинарии. Технология и санитарные условия первичной переработки и тепловой обработки рыбы.

1

1

Пищевая ценность рыбы и других продуктов моря. Их использование в кулинарии. Признаки свежести рыбы. Технология и санитарные условия тепловой обработки рыбы. Разделка рыбы.

3.10.12

3.10.12

11-12

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

 Первичная подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий.

1

1

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш, бобовых и макаронных изделий. Причины увеличения веса.  Приготовление каши.

10.10.12

10.10.12

13-14

Приготовление обеда в походных условиях.

 Меры противопожарной безопасности.

1

1

Обеспечение сохранности продуктов и способы обеззараживания воды в походных условиях. Меры противопожарной безопасности. Способы разогрева и приготовления пищи в походе. Расчет количества и стоимости продуктов.

17.10.12

17.10.12

15-16

Процессы квашения и соления продуктов.

Заготовка продуктов (квашение капусты)

1

1

Процессы квашения и соления продуктов. Консервирующая роль соли и молочной кислоты. Сроки и условия хранения заготовок. Приготовление квашенной капусты.

24.10.12

24.10.12

17-18 

Создание изделий из поделочных и текстильных материалов

Рукоделие. Художественные промыслы.

Возможности лоскутного шитья и мода.

 Геометрический орнамент и композиция. Выполнение эскиза в лоскутной технике.

32

10

1

1

Знать историю создания изделий из лоскута. Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и

фактуре, подготовка их к работе Понятия об орнаменте, симметрии и асимметрии в композиции. Пэчворк (лоскутное шитье).Подбор цветовых решений.

31.10.12

31.10.12

19-20

Изготовление шаблонов элементов орнамента.

Раскрой элементов с учетом направления долевой нити и приппусков на швы.

1

1

Применять правила деления элементов орнамента на простейшие геометрические фигуры, подбора и изготовления шаблонов. Применять правила раскроя деталей с учетом направления долевой и рисунка.

14.11.12

14.11.12

21-22

Технология соединения деталей между собой в лоскутном шитье.

 Сборка полотна изделия

1

1

Способы сборки полотна в лоскутном шитье. Сборка полотна изделия.

21.11.12

21.11.12

23-24

Соединение лоскутной основы с подкладкой.

Окончательная обработка изделий.

1

1

Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и

фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраива-

ния элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения

деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Особенности соединения лоскутной основы с подкладкой.

28.11.12

28.11.12

25-26

Свободная роспись по ткани.

Батик

1

1

Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка

природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособ-

ления для свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление ри-

сунка на ткани.

19.12.12

19.12.12

27-28

Элементы материаловедения 

Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения. Свойства натуральных волокон животного происхождения и тканей из них

4

1

1

Получение натуральных шерстяных и шелковых волокон, их переработка. Свойства натуральных волокон животного происхождения и тканей из них. Саржевое и атласное переплетение, раппорт переплетения, драпируемость ткани и ее дефекты. Выполнение практической работы.

5.12.12

5.12.12

29-30

Лицевая и изнаночная сторона тканей

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях.

1

1

 Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и

изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей сарже-

вого и атласного переплетений.

.

12.12.12

12.12.12

31-32

Элементы машиноведения

Техника безопасности работы на швейной машине.Электробезопасность. Регуляторы бытовой универсальной швейной машины. Подбор игл и нитей в зависимости от вида ткани.

4

1

1

Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине.

Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

 Правила ТБ работы на швейной машине. Назначение. Устройство и принцип действия регуляторов швейной машины. Правила подбора игл и нитей в зависимости от вида ткани. Выполнение практической работы.

26.12.12

26.12.12

33-34

Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или ее установкой.

Регулировка машинной строчки и замена иглы швейной машины.

1

1

Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или ее установки. Правила регулировки машинной строчки в зависимости от вида тканей, замены иглы и ухода за швейной машиной. Выполнение практической работы.

16.01.12

16.01.12

35-36

Конструирование и моделирование швейных изделий

 Требования к легкому женскому платью.

. Конструкция юбок и снятие мерок

8

1

1

 Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4

и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

 Эксплуатационные гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и виды отделок для юбок.

23.01.13

23.01.13

37-38

Построение основы и чертежа юбки в масштабе 1:4

. Построение основы и чертежа юбки  в натуральную величину

1

1

Условные графические изображения  деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Последовательность построения чертежа основы юбки. Выполнение практической работы.

30.01.13

30.01.13

39-40

Форма. Силуэт, стиль, выбор фасона и моделирование.

Моделирование юбки выбранного фасона.

1

1

Форма. Силуэт, стиль, особенности фигуры и выбор фасона.  Знать способы моделирования юбок. Правила подготовки выкройки к раскрою и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

6.02.13

6.02.13

41-42

Моделирование юбки с помощью переноса талевой вытачки.

Способы расширения и заужения юбки

1

1

Ознакомление со способами расширения и заужения юбки и переноса талевой вытачки. Выполнение зарисовок моделей и выполнение технического моделирования.

13.02.13

13.02.13

43-44

Технология изготовления швейных изделий 

Раскладки выкройки на ткани. Обмеловка и раскрой юбки на ткани.

12

1

1

Экономичная раскладка выкройки на ткани. Правила раскладки деталей на ткани с рисунком в клетку и полоску. Выполнение практической работы.

20.02.13

20.02.13

45-46

Обработка деталей кроя Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

1

1

Способы прокладывания контурных и контрольных линий и точек. Выполнение практической работы. Обработка деталей кроя. Скалывание  сметывание деталей кроя.

27.02.13

47-48

Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выявление дефектов и их исправление.

1

1

Правила проведения примерки. Дефекты посадки юбки и их причины. Знать и уметь исправлять и выявлять дефекты.. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре.

6.03.13

49-50

Виды машинных швов, их назначение и конструкция.

Технология выполнения машинных швов

1

1

Назначение и инструкция стачных настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. ВТО работ

13.03.13

51-52

Обработка вытачек

Обработка боковых швов и застежки юбки.

1

1

. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя . Обработка боковых швов и застежки юбки. ВТО работ

.

20.03.13

53-54

Обработка притачного пояса.

Окончательная и ВТО юбки.

1

1

Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-

тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. ВТО работ

3.04.13

55-56

Технология ведения дома 

Соврем6енные средства ухода и защиты одежды и обуви

. Закладка на хранение шерстяных и меховых вещей.

2

1

1

Современные средства ухода и защиты одежды и обуви. Оборудования и приспособления для сухой и влажной уборки.

Пришивание фурнитуры.

10.04.13

57-58

Электротехнические работы

Электроосветительные приборы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

 

2

1

1

Виды соединений и элементов в электро-цепях, их условные графические изображе-ния на электрических схемах. Правила элек-тробезопасности и экс-плуатации бытовых электроприборов и ока зания первой помощи при поражении током. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

 Электрические цепи и их элементы. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов..

17.04.13

59-60

Творческий проект

Тематика творческих проектов и этапы их выполнения.

 Организационно-подготовительный этап выполнения творческого проекта.

10

1

1

Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно- подготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов)

24.04.13

61-62

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.

 Составление технологической последовательности выполнения проекта.

1

1

Организация рабочего места. Оборудование и приспособления для различных видов работ, составление последовательности  выполнения. Поиск сведений в литературе.

1.05.13

63-64

Структура и содержание проекта

Выбор и обоснование проекта.

1

1

 Формирование представлений о защите проектной работы, умений доказывать практическую значимость изделия, рассуждать, делать выводы.

     Развитию логического мышления, сообразительности, творческой активности; воспитанию уверенности в себе, уважения к своим товарищам и их труду.

8.05.13

65-66

Экономическое обоснование проекта

Технологическая карта изготовления

1

1

Уметь подсчитывать себестоимость проекта. Знать калькуляцию.

Учиться составлять технологическую карту изготовления изделия, зарисовывать эскизы.

15.05.13

67-68

Экологическое обоснование проекта

Задачи по проекту

1

1

Знать влияние вредных факторов на здоровье и окружающую среду Учиться составлять задачи по проекту. Знать что такое сертификат качества.

22.05.13

69-70

Заключительный этап.

Защита проекта.

     1

     1

Формирование представлений о защите проектной работы, умений доказывать практическую значимость изделия, рассуждать, делать выводы.

29.05.13


 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие (2 ч)

Основные теоретические сведения. Содержание и задачи курса «технология». Правила безопасности и охраны труда в кабинете технологии и при работе с ручными инструментами. Инструменты и материалы для работ по рукоделию. Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их разрешения. Негативные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и на здоровье человека. Экология жилого дома. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека..Правила ТБ при работе с эл.приборами,сколющими и режущими предметами.

Кулинария (14 часов)

Физиология  питания

Минеральные вещества и их значение для здоровья человека  (2 часа) .

Основные теоретические сведения

Содержание минеральных веществ в пищевых продуктах и их роль в жизнедеятельности организма человека , суточная потребность в них. Расчет количества и состава продуктов для сбалансированного питания.

Блюда из молока и молочных продуктов (4час)

Основные теоретические сведения. Кулинарное значение молока и молочных продуктов; виды молока и молочных продуктов; питательная ценность и химический состав молока; условия и сроки его хранения; значение кисломолочных продуктов в питании человека; ассортимент кисломолочных продуктов; виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий;

Практические работы. Составление технологической карты на приготовление  молочного супа. Составление технологической карты на приготовление  салата из творога и сыра.

Вариант объектов  труда. Технологическая карта.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (2 часа)

Основные теоретические сведения. Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря; возможности кулинарного использования рыбы разных видов; технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы. Технология приготовления блюд из вареной, жареной рыбы и нерыбных продуктов моря. Правила подачи блюд из рыбы.

Практические работы. Составление технологической карты на приготовление блюда из рыбы

Вариант объектов  труда. Технологическая карта на разделку рыбы.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Первичная подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. (2 часа)

Основные теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш, бобовых и макаронных изделий. Причины увеличения веса.

 Практические работы.Приготовление каши.

Вариант объектов  труда. Технологическая карта.

Приготовлении обеда в походных условиях. Меры противопожарной безопасности(2 часа)

Основные теоретические сведения. Обеспечение сохранности продуктов и способы обеззараживания воды в походных условиях. Меры противопожарной безопасности. Способы разогрева и приготовления пищи в походе. Расчет количества и стоимости продуктов

Самостоятельная работа..

Вариант объектов  труда. Тесты

Заготовка продуктов (квашение капусты (2 часа)

     Основные теоретические сведения. Процессы квашения и соления продуктов. Консервирующая роль соли и молочной кислоты. Сроки и условия хранения заготовок. Приготовление квашенной капусты.

Практические работы. Составление технологической карты на приготовление квашенной капусты .

    Варианты объектов труда. Технологические  карты на приготовление квашенной капусты..

 

                   . Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 час).

Рукоделие. Художественные ремесла (10 час).

Лоскутное шитье

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-

прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможно-

сти лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Практические работы

Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и

фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраива-

ния элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения

деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Варианты объектов труда.

Прихватка, салфетка, диванная подушка.

Свободная роспись по ткани

Основные теоретические сведения

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих

форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное

решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи.

Практические работы

Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка

природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособ-

ления для свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление ри-

сунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свобод-

ной росписи» по ткани.

Варианты объектов труда.

Декоративное панно, платок, скатерть.

                             Элементы материаловедения (4 часа)

Основные теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения, влияние вида переплетения на драпируемость ткани, дефекты ткани, сравнительные характеристики свойств  хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Получение натуральных шерстяных и шелковых волокон, их переработка. Свойства натуральных волокон животного происхождения и тканей из них.

Практические  работы

1. Определение сырьевого состава  тканей из волокон   хлопка, льна, шелка, шерсти.

       2. Изготовление макетов атласного, сатинового и саржевого переплетений

Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

                                          Элементы машиноведения (4 часа)

Основные теоретические сведения. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины; подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани; неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Назначение соединительных швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом,  накладного с двумя закрытыми срезами. Их конструкция, технология выполнения и условные графические обозначения.

Практические работы. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей; замена иглы в швейной машине. Выполнение накладного и настрочного шва.

Вариант объекта труда: Образцы машинных швов

Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (8 час).

Основные теоретические сведения

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью.

Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для

построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу об-

легания.

Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуаль-

ный стиль в одежде.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4

и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигу-

ры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка юбки.

 Технология изготовления юбки. (16 часов)

       Основные теоретические сведения.  Правила выполнения следующих технологических операций: обработка верхнего среза юбки притачным поясом и подкройной обтачкой, обработки застежки  тесьмой «молния», обработки низа юбки ручным и машинным способом, разметка и пришивание пуговиц . Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и  раскрой . Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке.  Подготовка юбки к примерке (скалывание и сметывание). Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре.

Стачивание деталей юбки. Обработка нижнего среза юбки швом вподгибку с закрытым срезом. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка юбки (внутрипроцессная и окончательная). Контроль качества готового изделия.

     Практические работы.

1. Раскладка выкройки и раскрой ткани.

2.  Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

3. Обработка деталей кроя.

4. Скалывание и сметывание деталей кроя.

5.Проведение примерки, исправление дефектов.

6.Обработка деталей юбки (стачивание).

7.Обработка верхнего среза юбки.

8.  Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

9. Определение качества готового изделия.

     Варианты объектов труда. Юбка прямая, коническая или клиньевая

                                               Технология изготовления поясных швейных изделий (12 час).

Основные теоретические сведения

Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.

Практические работы

Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда.

Юбка коническая, клиньевая или прямая.

                                           Технологии ведения дома (2 час).

                                          Уход за одеждой и обувью (2 час).

Основные теоретические сведения

Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.

Практические работы:

Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви. Влажная уборка дома.

Варианты объектов труда.

Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.

                     Электротехнические работы (2 час).

Электромонтажные работы

Основные теоретические сведения

Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ.Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов.Приемы монтажа установочных изделий.Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Практические работы.

Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения  электромонтажных работ. Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке. Сборка мо-

дели электроосветительного прибора из деталей электроконструктора. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Варианты объектов труда.

Электроосветительный прибор из деталей электроконструктора.

          Творческие, проектные работы (10 час).

Примерные темы

Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.

Изготовление сувенира.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...

Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...