Урок по технологии 5 класс "Вепская кукла"
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме

Коляева Татьяна Алексеевна

Цели:

- ознакомить  обучающихся со свойствами  хлопчатобумажных и льняных тканей; дать информацию   о русской  народной игрушке, русском народном костюме;

- развить логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять интерес к русскому народному костюму;

- научить  обучающихся выполнять «Куклу-оберег»;

-воспитать самостоятельную творческую активность у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_veppskaya_kukla_1.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии: Изучение свойств натуральных тканей при изготовлении  «Куклы-оберега».

Учитель технологии I категории

Коляева Татьяна Алексеевна

Тема: Изучение свойств натуральных тканей при изготовлении  «Куклы-оберега».

5 класс

Цели:

- ознакомить  обучающихся со свойствами  хлопчатобумажных и льняных тканей; дать информацию   о русской  народной игрушке, русском народном костюме;

- развить логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять интерес к русскому народному костюму;

- научить  обучающихся выполнять «Куклу-оберег»;

-воспитать самостоятельную творческую активность у обучающихся.

Методы обучения: беседа, наглядно-иллюстрированные, практические (игра).

Оборудование и материалы: образцы кукол-оберегов, образцы тканей, тесьма, цветные нитки, вата, ножницы.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные  связи: литература, история, технология, ОБЖ.

Оформление доски:  записана  тема урока «Изучение  свойств различных тканей при изготовлении куклы-оберега»; образцы кукол-оберегов; образцы тканей; тесьма и кружева; свойства тканей.

Время: 2 урока по 45 минут

Ход урока

I Организационный момент (3 мин.)

          Проверка готовности обучающихся к уроку.

II Актуализация знаний (6 мин.)

  1. Вступительное слово педагога (на фоне русской народной музыки).

 Учитель:

Солнце яркое встаёт-

Спешит  на ярмарку народ.

А  на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки.

И конфеты и баранки.

Покупают люди сушки

И на дивную игрушку

Смотрят, долго не дыша:

До чего же хороша!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник.

О Вы, гости дорогие!

У нас игрушки расписные

Веселы и ярки,

Примите их в  подарки!

Учитель: « Ребята. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?» (ответ)

  1. Рассказ Учителя: «Игрушка - одно из наиболее древних произведений искусства.

Создание игрушки – прекрасное, всегда молодое, весёлое ремесло в мире.

К тому же это благородное ремесло, ведь с игрушки начинается  познание мира, игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого, она украшает, освещает наш быт улыбкой.

         В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов: дерева, пластмассы, меха, ткани.

         Но сегодняшняя наша беседа пойдёт об игрушке особой - народной. Такими игрушками  играли дети много лет назад на Руси.

         В игрушках отражается человеческая история. «Так скажите,  наш дальнейший разговор пойдёт о чём?» (ответ)

         Демонстрация «кукол-оберегов».

  1.  Решение кроссворда.

1

2

3

4

5

6

По горизонтали:

1.Инструмент  для раскроя ткани (ножницы)

2.Что надевают на тело (бельё)

3.Украшение для волос (лента)

4.Деталь одежды, в которой хранят мелкие предметы (карман)

5. Чем пишут на школьной доске (мел)

6.Инструмент для шитья (игла)

4. Учитель: «Вы разгадали  ключевое слово в кроссворде ОБЕРЕГ-это, и является темой нашего урока».

Работа в тетради (обучающие записывают  тему урока).

Учитель объясняет самостоятельную работу по карточкам обучающимся: карточка № 2 «Лист самооценки» (Приложение №2), карточка № 3 «Установите соответствие» (Приложение №3), карточка № 4 «Техника безопасности» (Приложение №4).

III Изучение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов из презентации «Вепсская кукла-оберег» (15 мин.)

  1. Сообщение школьников о натуральных тканях (9 мин.)

(сказка: «Соловей и хлопковый куст», рассказ К.Д. Ушинского                        «Как рубашка в поле выросла», « История русского костюма).

  1. Рассказ учителя об истории создания кукол-оберег (слайд № 3), об истории русского народного костюма (слайд № 4), о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей (слайд № 5-7), об истории «Вепсской куклы-оберег» (слайд № 8) и о плане работы по изготовлению куклы-оберег (слайд № 9-19).

IV Физминутка (1мин.)

V Закрепление теоретического материала (5 мин.)

Закрепление нового материала по карточкам № 3 «Установите соответствие» (Приложение № 3).

VI Практическая работа «Изготовление «Вепсской куклы-оберег»» (45 мин.)

  1. Обучающиеся знакомятся с инструкционной картой   (Приложение № 1) и разбиваются на пары.
  2. Демонстрация приемов работы.
  3. Инструктаж по технике безопасности проводится с  помощью карточек № 4 «Техника безопасности» (Приложение № 4).
  4. Текущий инструктаж.
  5. Физкультминутка (пальчиковая гимнастка для рук).

«Наша куколка гуляла

И играла и плясала

До чего ж она устала

Забралась под одеяло»

  1. По окончанию работы проводится конкурс, где выявляется кукла, наиболее похожая на исторический прототип.

VII  Закрепление пройденного материала (8 мин.)

Выставка работ учащихся.

  1. Игра « Отгадай пословицу по двум словам» (обучающиеся  должны добавить недостающие слова и сказать пословицу целиком)

Пословицы:

  1. Сделано … -  на смех (Что сделано наспех, то получится  на смех)
  2. Дело -….. боится  (Дело мастера боится)
  3. Терпенья- ученья (Без терпенья - нет ученья)
  4. Без труда- пруда (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
  5. Если поленишься- лишишься (Если поленишься- то и хлеба лишишься).
  6. Без труда- пруда (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
  1.  Беседа с обучающимися по вопросам:

-Для чего служили «куклы-обереги»?

-Какие ткани применяют при изготовлении куклы?

-Какими свойствами обладают хлопчатобумажные ткани и льняные?

- Из чего состоял русский народный костюм?

Так что же такое «кукла-оберег» (сувенир, талисман, украшение для дома)?

Учитель: «Вот таким сувениром в память о нашем уроке может стать ваша «кукла-оберег».

Проверка приобретённых знаний. На основе проведённой работы обучающиеся заполняют листы-самооценки. При проведении конкурса и выставлении оценок учитывается аккуратность выполнения «Куклы-оберега». Правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.

VIII Рефлексия урока (2 мин.)

Учитель: «Передать через цветовую гамму свою удовлетворённость от урока».  Используя рисунок дерева на доске, учащиеся наклеивают стикеры-листочки зеленого цвета. В итоге дерево получается зеленого цвета, что говорит о том, что дети удовлетворенны от урока.

IX Подведение итогов урока (5 мин)

  1. Анализ выставленных оценок по листу самооценки.
  2. Выставление итоговой оценки с учетом листа самооценки.
  3. Уборка рабочих мест.   

Х Домашнее задание

  1. Разработать инструкционные карты по изготовлению своей куклы-оберег.
  2. Самостоятельно сделать куклу-оберег.

 

Литература

  1. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству 5-7 класс. – Волгоград:  Учитель, 2010.
  2. Перова Е.П. Уроки по Технологии 5-9 класс. – М., 2008.    
  3.  Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику под ред.       В. Д. Симоненко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Технология: Учебник для учащихся 5 класса. / Под ред.                      В. Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии "Игровая кукла"

Данная тема урока не входит в программу по технологии 5 класса, но его можно использовать на уроках  технологии, как внеклассное мероприятие перед праздником Нового года и Рождества. Это практиче...

Методическая разработка урока по технологии на тему "Куклы-обереги" для 5-го класса

В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выпол...

Презентация к уроку по технологии " Кукла-закрутка".

Презентация к открытому уроку по технологии....

Разработка урока по технологии на тему «Народные куклы – обереги. Спаси, сохрани и даруй»

Урок "Куклы - обереги" из раздела "Рукоделие" расширяет кругозор учащихся в плане обрядов и традиций народов нашей страны, позволяет применить полученные знания на практике при создании собственного о...

Открытый урок по технологии "Куклы-Обереги"17.12.2015

Открытый урок по технологии "Куклы-Обереги"17.12.2015...

Открытый урок по технологии: «Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»» (5 класс).

Урок направлен на то, чтобы дать ученикам краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «...