Рабочая программа по технологии 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме

Антипина Валентина Михайловна

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по технологии для базового уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                        «Согласовано»  

Директор ОУ                    зам. директора по УВР

______________                    _______________

«__»_______2013г.            «__»_______2013г

«Рассмотрено»

на заседании М.О. протокол № ____

_______________

«__»_______2013г

       

Рабочая программа

по технологии

6 класс    

Классы: 6А, 6Б, 6В.

Учитель: Антипина Валентина Михайловна 

Количество часов:

Всего:  70                               в неделю  2

Планирование составлено на основе

 Программы: 

Технология. Авторы программы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Учебник:

Технология.  Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (Ю.В.Крупская, О.А.Кожина,Н.В. Синица и др.) ; под ред. В.Д.Симоненко.- М: Вентана-Граф, 2012.

Дополнительная

литература:

Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: Методические рекомендации/ Под ред.  Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2008.


Учебная программа по технологии  в 6 классе.

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по технологии для базового уровня.

Программа ориентирована на УМК  «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом основного общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2010г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Для обучения используется учебник   Технология.  Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (Ю.В.Крупская, О.А.Кожина,Н.В. Синица и др.) ; под ред. В.Д.Симоненко.- М: Вентана-Граф, 2012.

Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Материал изучается на базовом уровне.

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 5 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 35 недель.

Требования к результатам обучения в 6 классе

Учащиеся должны знать:

санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;

общие сведения о значении минеральных солей и микроэлементов в жизнедеятельности организма, о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе молока; способы определения качества молока, способы сохранения свежего молока, технологию приготовления молочных супов и каш;

способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной котлетной массы и рыбных полуфабрикатов, способы тепловой обработки рыбы;

виды жаренья продуктов, их отличительные особенности, посуду и инвентарь для жаренья;

правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров;

способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки блинов, оладий, блинчиков;

правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющим и режущим инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными приборами;

способы получения натуральных волокон животного происхождения, получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях, свойства натуральных волокон животного происхождения, нитей и тканей на их основе, саржевые и атласные переплетения;

принцип действия механизмов преобразования движения, их обозначения на кинематических схемах; назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины;

композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка;

эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования; к легкому женскому платью, материалы и отделки, применяемые при изготовлении сорочек,  правила снятия мерок и их условные обозначения, основные приемы моделирования сорочек, правила подготовки выкройки к раскрою;

назначение, конструкция, условные графические обозначения и технология выполнения следующих швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами, основные технологические приемы обработки сорочки;

правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки сорочки;

Учащиеся должны уметь:

работать с бытовыми электроприборами, с моющими и чистящими химическими веществами, мыть посуду, применять моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды;

определять качество молока, проводить его тепловую обработку, готовить молочные супы и каши, оценивать качество готовых блюд;

определять качество рыбы, оттаивать мороженую и вымачивать соленую рыбу, проводить первичную обработку рыбы, приготавливать рыбную котлетную массу с помощью мясорубки;

проводить первичную обработку круп, бобовых и макаронных изделий; варить крупяные рассыпные, вязкие и жидкие каши, готовить запеканки, крупеники, котлеты, биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия;

приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, блинчики, варить компоты и кисели;

определять раппорт саржевого и атласного переплетения, лицевую и изнаночную стороны и дефекты ткани;

регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную машину, подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани, определять неполадки швейной машины, вызванные неправильной установкой иглы, чистить и смазывать швейную машину;

подбирать ткань и отделку для изготовления сорочек, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи сорочки, моделировать сорочку, подготавливать выкройки юбок к раскрою;

выполнять на швейной машине настрочной шов с открытым срезом, настрочной шов с одним закрытым срезом, шов встык, накладной шов с двумя закрытыми срезами, обрабатывать сорочку;

готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать сорочку, подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия.

Содержание курса 6 класс.

Вводное занятие. (2час).

Работы по благоустройству. (10 час).

Кулинария (8 час).

Общие сведения о питании и приготовлении пищи. Блюда из молока.  (2).

Основные теоретические сведения

Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.

Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода  для организма человека. Суточная потребность в солях. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих  суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах. Технологическая карта блюда из молока.

Варианты объектов труда.

Сообщение «Блюдо из молока»

Рыба и морепродукты. Блюда из рыбы. (2)

Основные теоретические сведения

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.

Практические работы

Технологическая карта блюда из рыбы и морепродуктов..

Варианты объектов труда.

Сообщение «Блюдо из рыбы и морепродуктов»

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Жидкое тесто. (2)

Основные теоретические сведения

Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.

Практические работы

Технологическая карта блюда из круп, макаронных изделий, из жидкого теста.

Варианты объектов труда.

Сообщение «Блюдо из из круп, макаронных изделий, из жидкого теста»

Сладкие блюда и напитки. Сервировка стола к ужину. Этикет. (2)

Основные теоретические сведения

Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.

Практические работы

Технологическая карта сладкого блюда.

Варианты объектов труда.

Сообщение «Сладкое блюдо»

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (34 час).

Элементы материаловедения (2 час).

Основные теоретические сведения

Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.

Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Практические работы

Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.

Варианты объектов труда.

Образцы хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Элементы машиноведения (6 час).

Основные теоретические сведения

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.

Практические работы

Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.  Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

Варианты объектов труда.

Швейная машина.

Конструирование и моделирование поясных швейных изделий  (6 час).

Основные теоретические сведения

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой  юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания.

Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка юбки.

Технология изготовления поясных швейных изделий (14 час).

Основные теоретические сведения

Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.

Практические работы

Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда.

Юбка коническая.

Рукоделие. Художественные ремесла (8 час).

Вышивка счётными швами.

Основные теоретические сведения

Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетных швов: шов «крест», гобеленовый шов. Выполнять технику счетных швов. История возникновения вышивки, пропорциональное построение узоров.

Хроматические и ахроматические цвета, яркость и насыщенность цвета

Краткие сведения из истории создания вышитых изделий. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции вышивки. Геометрический орнамент. Возможности вышивки, её связь с направлениями современной моды.

Практические работы

Изготовление эскиза изделия в технике вышивки счётными швами. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Вышивание.

Варианты объектов труда.

Прихватка, салфетка, диванная подушка.

Технологии ведения дома  (4 час).

Уход за одеждой и обувью. Интерьер жилого дома.  

Основные теоретические сведения

Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки. Гигиена жилища. Личная гигиена и косметические средства.

Практические работы:

Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви. Влажная уборка дома.

Варианты объектов труда.

Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.

Проектные работы. (10 час)

Основные теоретические сведения

Обоснование возникшей идеи и потребности.  Определение конкретной задачи и её формулировка. Исследования.

Практические работы:

Подбор инструментов и материалов. Изготовление проектного изделия.

Варианты объектов труда.

Проект.

Календарно-тематический план по технологии

 6 класс.


п/п


ТЕМА УРОКА



Кол. Ч.




Практика

1-2

Вводное занятие.

2

Работы по благоустройству

4

3-4 5-6

Работы по благоустройству пришкольного участка.

4

Работы на участке

Кулинария

8

7-8

Общие сведения о питании и приготовлении пищи. Блюда из молока.

2

§20-21

9-10

Рыба и морепродукты. Блюда из рыбы.

2

§22 -26

11-12

Блюда из круп и бобовых, макаронных изделий. Жидкое тесто.

2

§25 -26

13-14

Сладкие блюда и напитки. Сервировка стола к ужину. Этикет.

2

§27-28

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов    34

Элементы материаловедения

2

15-16

Классификация текстильных волокон. Получение ткани.

2

§1-3

Элементы машиноведения

6

17-18

Бытовая швейная машина. Регуляторы швейной машины.

2

§4

1920

Устройство и установка иглы. Уход за швейной машиной.

2

§5

21-22

Машинные швы. ВТО.

2

§6

Образцы

Конструирование и моделирование швейных изделий

6

23-24

Одежда и требования к ней. Снятие мерок.

2      

§7-   8

25-26

Конструирование конической юбки                  

2

§9      

Чертёж юбки.                                                            

27-28

Конструирование клиньевой юбки. Моделирование юбки.

2

§9      37(2) §10    

Чертёж юбки.                                                            Модель

Технология изготовления швейных изделий

14

29-30

31-32

Технология изготовления юбки.

4

§11 -13

33-34

Обработка бока.

2

§Н

Юбка

35-36

Обработка пояса.

2

§12

Юбка

37-38

Обработка низа.

2

§12

Юбка

39-40 41-42

Соединение деталей. ВТО.


4

§13

Юбка

Рукоделие

8

43-44

Рабочее место. Инструменты, материалы и приспособления. Подготовка к вышивке. Счётные швы.

2

§14

45-46 47-48

Технология вышивания счётными швами.

4

§15

картина

49-50

Технологическая последовательность вышивания бусами.

2

§15

Технология ведения дома

4

51-52

Уход за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей. Ремонт одежды.

2

§17 -19

53-54

Интерьер жилого дома. Гигиена жилища.

2

§29-33

Проектные работы

10

55-56

Содержание проекта. Введение.

2

§34

Проект.

57-58

Банк идей и предложений. Исследование проблемы

2

§36

Проект.

59-60

Технологическая часть

2

Проект.

61-62

Экономическая и экологическая оценка. Заключение.

2

Проект.

63-64

Защита проекта.

2

Проект.

Работы по благоустройству

6

65-66

67-68 69-70

Работы по благоустройству пришкольного участка

6

Работа на участке

Всего:

70

Ресурсное обеспечение программы.

- Технология.  Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (Ю.В.Крупская, О.А.Кожина,Н.В. Синица и др.) ; под ред. В.Д.Симоненко.- М: Вентана-Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...