рабочая программа по технологии 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Лучко Светлана Анатольевна

программа 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_2013-2014.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ильинская основная общеобразовательная школа №17

Раменского муниципального района

Московской области

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ № 17»

_____        /Лучко С.А./

ФИО

«___» _________        

               2013г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «ООШ № 17»

_____        /Марченко М.С.        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        

                 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Лучко Светланы Анатольевны учителя высшей категории

по технологии 9 класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________        от

«____» __________        2013г.

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для учащихся 9 класса общеобразовательной основной школы. Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 9 классах часов не предусмотрено. Один час введен за счет компонента ОУ с целью организации предпрофильной подготовки, ориентации учащихся в мире современных профессий, ознакомления со спецификой различных видов деятельности.

Нормативная база.

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год". 
  • Программы основного общего образования по образовательной области «Технология» рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, под ред. Симоненко В.Д. М: Просвещение 2008г.

Цели курса.

Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I.        Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а)        определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б)        находить и использовать необходимую информацию;

в)        выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г)        планировать, организовывать и выполнять работу;

д)        оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II.        Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
  3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
  4. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.

Задачи  учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

  1. формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  2. привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
  3. ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
  4. развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  5. обеспечение учащимся возможности самопознания;
  6. воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  7. использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
  8. развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
  9. Повысить уровень психологической компетенции учащихся, расширить границы самовосприятия, пробудить потребности в самосовершенствовании.
  10. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
  11. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  12. Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.    

Организация образовательного процесса.

Форма: урок.

Типы уроков:

  1. - урок изучение нового материала;
  2. - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  3. -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  4. -комбинированный урок;
  5. -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  1. урок – беседа
  2. лабораторно-практическое занятие
  3. урок – экскурсия
  4. урок – игра
  5. выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.
  2. Письменного контроля и самоконтроля.
  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.
  2. Операционно-предметная система обучения.
  3. Моторно-тренировочная система.
  4. Операционно-комплексная система.
  5. Практические методы обучения.
  6. Решение технических и технологических задач.
  7. Учебно-практические или практические работы.
  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
  9. Опытно-эксперементальная работа.
  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
  12. Кооперативная деятельность учащихся.
  13. Коллективное творчество.

Контроль уровня обученности.

-Виды контроля.

Проверка знаний:

тесты,

кроссворды,

карточки-задания.

Проверка умений:

практические работы,

тесты,

упражнения.

-Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):

Ку = KN

где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;

К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.

Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9).

 Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:

  1. Качество и аккуратность выполнения изделия.
  2. Соблюдение нормы времени.
  3. Соблюдение технологии.
  4. Организация рабочего места.
  5. Соблюдение правил техники безопасности.

Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно.

Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, используются тестовые задания.

Виды тестовых заданий:

  • с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
  • на соответствие;
  • с требуемым текстовым заполнением;  

• на установление правильной последовательности действий.

Учебно- тематический план.

Разделы и темы программы

Количество учебных часов

теория

практика

Профессиональное самоопределение.

2

4

Технология основных сфер профессиональной деятельности.

6

10

Технология конструкционных материалов.

2

2

Творческие проектные работы.

2

6

Итого:

34

                Содержание тем учебного курса.        

Профессиональное самоопределение.

  Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Рынок, его функции, структура. Занятость населения. Безработица.  Понятие о проф. карьере. Готовность к проф. карьере.   Индивидуальный проф. план, как средство реализации программы личного и проф. роста.

Технология основных сфер профессиональной деятельности.

Технология индустриального производства. Профессии тяжёлой индустрии. Технология агропромышленного производства. Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. Арттехнологии. Универсальные перспективные технологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.

Технология конструкционных материалов.

Конструкционные материалы: их получение, применение, утилизация.

Пластмассы: получение, применение, утилизация.

Творческие проектные работы.

Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно- подготовительный этап. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта. Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия). Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта).

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Разнообразные виды предприятий и форм собственности; функции и структуру рынка.
  2. Понятия занятость населения, безработица, рынок труда; знать, что необходимо предпринять, если ты остался без работы.
  3. Понятие о профессиональной  карьере; значение творческого потенциала человека для осуществления карьерного роста в профессиональной деятельности.
  4. Сущность индустриального производства, его виды; профессии тяжёлой индустрии. Функции работников основных профессий.
  5. Сущность агропромышленного производства, его структуру; профессии АПК; содержание труда и профессиональных качеств работников АПК.
  6. Структуру и перспективы развития отдельных производств лёгкой и пищевой промышленности; профессии лёгкой и пищевой промышленности; содержание труда работников этой отрасли.
  7. Виды предприятий торговли и общественного питания; профессиональные требования к работникам в сфере торговли и общественного питания; профессии в сфере торговли и общественного питания; содержание труда и требования к работникам данных отраслей.
  8. Содержание труда представителей профессий мира искусств; требования, предъявляемые к работникам сферы арттехнологий; понимать необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии.
  9. Содержание деятельности специалистов в сфере универсальных перспективных технологий; профессиональные качества данных работников; сущность и назначение социальной сферы; содержание труда и требования, предъявляемые к человеку, выбравшему профессию в социальной сфере.
  10. Роль предпринимательства в системе рыночной экономики; юридические основы предпринимательства; основные формы предпринимательской деятельности; этические и моральные принципы предпринимательства.
  11. Виды конструкционных материалов; область применения; экологические проблемы современного мира; способы утилизации различных материалов.
  12. Виды пластмасс, способы их получения, сферу использования; недостатки пластмасс; о влиянии технологий переработки на окружающую среду; способы утилизации пластмасс.
  13. Основные составляющие метода проектов.
  14. Методы поиска новых решений; сравнение вариантов решений; содержание проектной документации; виды обработки различных материалов.

                     Учащиеся должны уметь:

  1. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии.
  2. Составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его.
  3. Находить информацию о профессиях, региональном рынке труда в различных источниках.
  4. Составлять технологические цепочки производства отдельных отраслей АПК.
  5. Определять содержание труда работников той или иной профессии.
  6. Использовать приобретённые знания для выбора пути продолжения образования.
  7. Находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях трудоустройства.  
  8. Анализировать наличие ресурсов и условий для выбора формы предпринимательской деятельности
  9. Использовать вторичное сырьё для различных поделок.
  10. Использовать пластмассы вторично, изготовляя из них различные поделки.
  11. Выбирать вид изделия на основе анализа потребностей; выполнять дизайнерскую проработку изделия; обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия; составлять перечень технологических операций; осуществлять инструментальный контроль качества; осуществлять монтаж изделия, его отделку; представлять свой проект.

                   

                                                                                                                                                                                                               

Перечень учебно- методического обеспечения.

  1. Учебные столы, стулья.
  2. Компьютеры

Список литературы.

Для учителя:        

  1. В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. М.: Дрофа, 2000
  2. Е.Н.Прощицкая Практикум по выбору профессии 8-11 классы. Москва «Просвещение» 1995год.
  3. И.А.Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2003г.
  4. В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев Программы общеобразовательных учреждений. Технология 5-11 классы., Москва Просвещение 2008г.
  5. В.Д. Симоненко Развернутое тематическое планирование по программе «Технология 5- 11 классы (вариант для девочек)». Волгоград «Учитель» 2009г.
  6. С.Н.Чистякова Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера». Москва «Просвещение» 1997 год.
  7. С.Н.Чистякова Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Москва «Просвещение» 1998 год.
  8. С.Н.Чистякова Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Москва «Просвещение» 2005 год.

Для учащихся:

  1. В.Д. Симоненко Технология 9 класс. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.

Приложения к программе.

Примерные темы творческих проектов.

  1. «Способы утилизации различных материалов».
  2. Утилизация пластмассы «Поделка из пластмассы».
  3. «Выбор профессии» и др.

Календарно- тематическое планирование.

заня-

тия

Разделы и темы программы

дата

Количество

Учебных

Часов

На

раздел

На

Тему

1-2

3-4.

5-6.

7-8.

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

Профессиональное самоопределение.

  Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Рынок, его функции, структура. Занятость населения. Безработица.

  Понятие о проф. карьере. Готовность к проф. карьере.   Психологический практикум. Упражнение «Профессиональное воображение».

  Индивидуальный проф. план, как средство реализации программы личного и проф. роста.

Технология основных сфер

профессиональной деятельности

Технология индустриального производства. Профессии тяжёлой индустрии

Технология агропромышленного производства

Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности

Профессиональная деятельность в торговле
и общественном питании

Арттехнологии

Универсальные перспективные технологии

Профессиональная деятельность в социальной сфере

Предпринимательство

как сфера профессиональной деятельности

Технология конструкционных материалов.

Конструкционные материалы: их получение, применение, утилизация.

Пластмассы: получение, применение, утилизация.

Творческие проектные работы.

Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно- подготовительный этап.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта.

Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия).

Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта).

Итого: 34 часа.

6

16

4

8

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...