Методическая разработка внеклассного занятия по технологии "Изготовление пасхальной салфетницы из пенопласта".
методическая разработка (технология, 5 класс) по теме

Галина Борисовна Пономарева

 

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приемы учения: слушание, наблюдение ,ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Форма работы: индивидуальная

Оборудование: пенопласт, кусочки ткани, бисер, пайетки, краски, клей ПВА, салфетки, картонный шаблон.

Зрительный ряд: поделки (курочки , пасхальные яйца, цыплята)  ребят из различных материалов выполненные  в различной технике.

Планируемые личностные результаты:  формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки .

 

Планируемые метапредметные результаты:  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия .

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salfetnitsa.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Изготовление пасхальной салфетницы.

Цели:                                                                                                                                                                                             - дать сведения о православном празднике- Пасхе                                                                                                                                                           - научить работать с пенопластом.                                                                                                                            -формировать интерес к декоративно- прикладному творчеству                                                                         -развивать индивидуальные способности учащихся.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приемы учения: слушание, наблюдение ,ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Форма работы: индивидуальная

Оборудование: пенопласт, кусочки ткани, бисер, пайетки, краски, клей ПВА, салфетки, картонный шаблон.

Зрительный ряд: поделки (курочки , пасхальные яйца, цыплята)  ребят из различных материалов выполненные  в различной технике.

Планируемые личностные результаты:  формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки .

Планируемые метапредметные результаты:  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия .

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

 Ход занятия.

I.Вводная часть

1.Организационный момент.

2. Подготовка к занятию.

3. Инструктаж по технике безопасности.( Работа с ножницами и клеем)

II. Теоретическая часть .

1. Вступительное слово педагога.  

         Ребята, сегодня мы собрались с вами накануне православного праздника - Пасха ,и я хочу немного рассказать вам о нем.                                                            

        Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование. Нередко его так и называли: зеленые святки. . У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновение. Дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,

 Выгляни в окошечко.

 Солнышко, покатись .

Красное, нарядись!

          Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. Пасха была очень большим праздником, длившимся неделю, и вся эта неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресеньем Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцам.

        На Пасху разрешалось всем (мужчинам, парням, мальчикам) звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

          А сколько было игр. «Катание яиц».На столах стоят лотки с желобками. Надо покатать по этим желобкам крашеные яйца. Катая свое яйцо по желобку, постарайтесь разбить другие яйца. Выигрывает тот, чье яйцо останется целым. «Боулинг по-русски». По периметру стола поставлены призы: свистульки, пряники, конфеты, солдатики, матрешки, куколки, киндер-сюрпризы. Задача играющих — своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать надо по очереди. Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все призы.

        Пасха не бывала без качелей: едва ли не в каждом дворе устраивали их для детей, а в традиционном месте — на деревенской площади или ближайшем выгоне — загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски — возводились copyright-by-праздник общественные качели. Качались решительно все. Возле качелей образовывалось нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и тальянками толпились  здесь с утра до ночи Гуляния молодежи шли на открытом воздухе: парни и девушки плясали, водили хороводы, затевали игры на лужайках, за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы. На середину лужка выходил молодец-запевала и с помощью других начинал песню, приглашая всех присутствующих молодцев. Затем таким же образом вызывали девиц. После этого, взявшись за руки, они образовывали круг, который двигался то в одну, то в другую сторону, и пели .

        На Пасху существовал обычай загадывать желания, стоя в церкви на заутрене —утренней службе. Девушки, конечно же, просили о женихах.

        А еще на Пасху играли в прятки. Кто-нибудь из взрослых ранехонько выйдет, бывало, в сад с большой сумкой подарков, а вернется с пустыми руками... Куда же все подевалось? Тут-то и настает черед юных кладоискателей. Праздничным воскресным утром, едва открыв глаза, они уже бежали в сад. Спешно делились на команды и вперед! Кто больше найдет подарков. В качестве подарков можно использовать шоколадки, конфеты и другие сладости, ручки, фломастеры и другие приятные мелочи.

       Одна из самых древних и добрых традиций — выпускать птиц на волю в честь Великого дня. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100—200 яиц. Их раздавали приходящим похристосоваться детям. В первый день праздника ими разговлялись сами всей семьей. После праздничного завтрака новая игра... В руках у ребятишек пасхальные яички — жалко их просто так кушать... А ну-ка, у кого крепче? Стук-стук! — чокаются дети кто тупыми, кто острыми концами. Треснуло яичко — проиграл. Вот смеху-то, детских огорчений и радости. А еще на Пасху пекли вкусные, сладки сдобные булки — куличи.

Ребята, кажите, а в ваших семьях отмечают этот праздник?

  Ответы детей .

      А теперь давайте посмотрим на те поделки которые находятся на доске и столе Что мы с вами видим

 Ответы детей ( курочки и цыплята ,яйца на подставке) Правильно. это все символы праздника -Пасха. И выполнены они из различных  материалов и каждое изделие сделано по своей технологии. Ну а мы будем работать ...    

       Ребята, отгадайте что это за материал , из которого мы будем делать пасхальную салфетницу:

    Его получают из вспененных пластмасс, поэтому он очень легкий, не тонет в воде . При сжимании этот материал слегка пружинит. При обработке он легко ломается, крошится на мелкие кусочки.  

Ответы детей ( пенопласт.) Правильно.

Посмотрите на кусочки пенопласта, возьмите в руки.

          А теперь определим о каком виде художественной деятельности идет речь?

       Это вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу-фон. При этом материалом-основой, как правило, служит дерево, плотная бумага ,картон.

Ответы детей( аппликация). Правильно.

         Аппликация, в переводе с латинского, означает прикладывание, присоединение. Происходит от латинского слова applicatio Аппликация родилась в давние времена, когда древние люди, с помощью подручных материалов, научились украшать свои жилища и одежду.

        Современная аппликация пошла еще дальше, и теперь в ней также используются мех, бисер, сушеные листья, металлические пластины и кольца. А само искусство является достаточно распространенным как среди детей, так и среди взрослых. Создаются целые сообщества любителей аппликации, где умельцы делятся своими секретами и обмениваются заготовками. И именно , используя технологию изготовления изделий с помощью аппликации мы и будем создавать свою  пасхальную салфетницу для праздничного стола.

III. Практическая часть.

 Сначала надо обратить внимание на работу с пенопластом.

     Для работы используют листы пенопласта толщиной до 5 мм. Поделки могут состоять как из одного куска, так и из отдельных частей.

    Разметку, используя заранее сделанные шаблоны, производят непосредственно на пенопласте. Нажим карандаша должен быть слабым, чтобы не было вмятин.

     Когда выполнена разметка, приступают к вырезанию поделок. По нанесенным линиям несколько раз проводят ножницами, пока пенопласт не прорежется полностью. Нельзя пытаться разрезать пенопласт за один нажим - по кромке образуются надрывы, а иногда и большие надломы, чем можно испортить материал.

      Пенопласт - красивый материал, но иногда для большей выразительности или в целях имитации его красят или наклеивают на него другие материалы методом аппликации клеем ПВА.

     Ребята, посмотрите ,  перед вами  на столах находятся материалы и принадлежности  с которыми вы будете работать. Смелее используем различные  поделочные материалы. Я желаю вам успеха.

    IV.Самостоятельная работа учащихся.

     V .Подведение итогов .

Мини выставка готовых салфетниц.

Литература

1.Е. А .Гурбина . "Обучение мастерству рукоделия". Волгоград. Издательство "Учитель".2008г2.С.С.Константинова" История декоративно- прикладного искусства.Ростов  -на Дону"Феникс". 2004г3.И.Махмутова" Предметы интерьера в технике батик и аппликация".                                                                 ООО   Издательство"Эксмо".2006г.4.М.И.Нагибина" Чудеса для детей из ненужных вещей."Ярославль ." Академия развития"1998г.;5.О.В. Павлова "Неделя технологии в начальной и средней школе".  Волгоград. Издательство "Учитель".2009г .6.И. Пантелеев "От крестин до поминок ".Москва "Яуза".1997г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия "Вера в народной жизни"

В данной разработке рассматривается вопрос веры в народной жизни, влиянии православия на быт и традиции кубанских казачьих семей....

Методическая разработка внеклассного занятия "Проводы казака на службу"

В данной разработке рассказывается о традиции проводов казака на службу....

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

    С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Методическая разработка внеклассного занятия по теме:«Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...

Методическая разработка внеклассного занятия по теме: «Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...