Урок швейного дела по теме "Воротники: фасоны, названия деталей и контурных срезов. Построение чертежа воротника."
презентация к уроку по технологии (8 класс) по теме

Уланова Галина Михайловна

В последнее десятилетие в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако отсутствуют специальные учебные компьютерные программы для обучения детей с нарушением интеллекта, современные методические рекомендации по использованию компьютера на уроках швейного дела. Данная работа будет интересна учителям математики, рисования, профессионально-трудового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок швейного дела в 8 классе2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

пгт Кикнур Кировской области

Урок швейного дела

по теме «Воротники: фасоны, названия деталей и контурных срезов.

Построение чертежа воротника»

В номинации: «Урок с использованием презентации»

Автор-составитель: Уланова

 Галина Михайловна учитель

 профессионально-трудового обучения

 I квалификационной категории

 

2013 г

Оглавление

Аннотация 3

Введение4

Конспект урока6

Заключение12

Список литературы…………………………………………...…………………………………..13

Приложение…………………………………………………………………………………………………………………14


Аннотация

  В последнее десятилетие в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Серьёзное научное исследование, показывающее ряд преимуществ компьютера как инструмента обучения показало, что использование компьютерных технологий повышает мотивацию детей к учебной деятельности, позволяет моделировать сложные объекты познания в различных знаковых формах, способствует развитию продуктивных видов деятельности детей, расширяет возможности качественной индивидуализации специального обучения.

Однако отсутствуют специальные учебные компьютерные программы для обучения детей с нарушением интеллекта, современные  методические рекомендации   по использованию компьютера на уроках швейного дела.

Данная работа будет интересна учителям профессионально-трудового обучения, математики, рисования.

 


Введение

Программа «Швейное дело» в коррекционной школе VIII вида включает изготовление учащимися следующих видов лёгкой женской одежды: юбок, блузок, платьев, халатов. Хорошее качество выполненных изделий значительно повышает мотивацию учащихся к обучению, побуждает желание трудиться, творчески относиться к работе, повышает заинтересованность, работоспособность, активность, самостоятельность в выполнении работ, способствует развитию эстетического вкуса.

При обучении швейному делу работа над изделием проводится по общей схеме:

  1. знакомство с изделием (проводится анализ изделия и записывается его характеристика);
  2. выбор ткани (подбираются образцы тканей для данного изделия);
  3. снятие мерок (снимаются и записываются мерки, необходимые для построения чертежа изделия)
  4. построение чертежа (выполняется чертёж изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину)
  5. изготовление выкройки (изготавливается выкройка в масштабе 1:4 и в натуральную величину);
  6. раскрой изделия (раскладка выкройки на ткани и раскрой);
  7. пошив изделия (составление плана пошива, учащиеся шьют изделие и окончательно его отделывают).

Из всех перечисленных пунктов плана  обучающиеся с ОВЗ в обучении труднее всего осваивают построение чертежа изделия.

Трудности в обучении построению чертежей швейных изделий объясняются тем, что:

-у большинства нарушена пространственная ориентировка,  

-знания и навыки, полученные на других уроках, не всегда сознательно применяются на уроках труда, (так, овладев приемами работы с чертёжными инструментами на уроках математики, обучающиеся без предварительных тренировочных упражнений на уроках швейного дела затрудняются выполнять чертежи изделий),

- не имеют основных навыков черчения,

- не вполне совершенны их вычислительные способности.

Приняв V класс, я столкнулась с тем, что обучающиеся не могут провести прямую линию через две данные точки. Они забывают, что отсчет измерений надо проводить  от деления «0», и совсем не овладевают приемами обратного отсчета. Им легче провести горизонтальную линию и труднее – вертикальную (поворачивают лист бумаги в такое положение, чтобы начертить опять горизонтально). С трудом пользуются чертежным треугольником для построения прямых углов и перпендикулярных прямых.

На мой взгляд, одним из актуальных вариантов решения данных проблем является применение в обучении компьютерных технологий.

 Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов. Отснятые цифровыми фото- и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Сканер позволил вводить в компьютер изображения изделий, иллюстрации из печатных изданий, фотографии, а графические редакторы – устранить в них дефекты, выбрать нужный формат, изменить цвет, яркость, контрастность, удалить лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составить из них новые изображения.

 

      Применение на уроках швейного дела компьютерных слайд - фильмов как нельзя лучше отвечает поставленным задачам, так как обеспечивает самостоятельный и творческий подход к получению информации,  развивает логическое мышления и техническую  грамотность,  активизирует  учебный процесс,  способствует активизации познавательной деятельности  обучающихся, способствует  развитию  зрительной памяти, логического мышления, способствует воспитанию культуры труду.

     Основная функция средств наглядности - иллюстрация, помощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления.

     

   Содержание школьного курса по швейному делу в 5-9 классах предусматривает изучение следующих разделов и тем:

- в 5 классе в разделе «Конструирование швейных изделий с элементами моделирования» темы «Построение наволочки», «Построение хозяйственной сумки» ;

- в 6классе -темы «Конструирование фартука», «Построение чертежа сорочки» ;

-в 7классе – темы «Конструирование и моделирование пижамы», «Построение чертежа юбки»

-в 8 классе –темы «Построение основы платья», «Построение блузки на основе платья»

    Использование  компьютера  позволяет мне  эффективно организовать работу учащихся на уроках швейного дела  при изучении темы «Конструирование и моделирование одежды» .

Урок, представленный в этой работе, проведен в 8 классе по теме «Воротники: фасоны, названия деталей и контурных срезов. Построение чертежа воротника»


                                                     Конспект урока

Тема занятия: Воротники: фасоны, названия деталей и контурных срезов. Построение чертежа воротника.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепить знания  о снятии мерок фигуры человека;
  2. дать понятие «воротник», названия деталей и контурных срезов;
  3.  совершенствовать ориентировочные и планирующие действия обучающихся в процессе подготовки и выполнения практической работы по построению чертежей воротника

Коррекционно-развивающие:

1. корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение; через работу с различными источниками информации;
2. развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера;
3. развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы, через индивидуальную работу и работу в группах

Воспитательные:

1. воспитывать положительную мотивацию к выполнению тренировочных практических работ;
2. воспитывать стремление к аккуратному выполнению работ по построению чертежа;
3. учить взаимопомощи, рефлексии

Оборудование: образцы изделий с различными фасонами воротников, карточки-обозначения мерок, инструкционная карта по построению чертежа воротников, слова-опоры терминологии швейных работ: линия отлёта, линия конца воротника, линия середины, линия втачивания словарные; презентация «Из истории воротников», презентация «Построение чертежа воротника», выполненная в программе Power Point компьютер, МРпроектор.

Ход урока

Этапы занятия

Деятельность учителя

 Деятельность обучающихся (по уровню развития)

I высокий

II средний

Ш низкий

 I Организационный момент

-проверка готовности

-приветствие учащихся

Добрый день всем кто пришёл на наш урок!  Встаньте красиво, поприветствуйте гостей, и я, думаю, что мы их порадуем хорошей работой. Давайте мы улыбнёмся друг другу.

Самоконтроль

Словесный отчет дежурного

Проверка наличия инструментов и оборудования

II Повторение

 1. Активизация изученных знаний обучающихся

- Сядет из вас тот, кто назовёт мерки (демонстрирует карточки с названиями мерок: Ор, Др, Озап, Сш)

-Какая мерка из 4-ех лишняя? Почему?

- Сш необходима для построения чертежа воротника, остальные мерки необходимы для построения чертежа прямого втачного рукава.

Называют мерки:
Обхват руки, Длина рукава, Обхват запястья, Полуобхват шеи)

2. Актуализация опорных знаний обучающихся

-Вспомните, какое изделие мы с вами изучаем

Плечевое, т к изделие держится на плечах фигуры человека

Плечевое

Блузку

-Покажите из каких деталей состоит плечевое изделие, в данном случае халат.

Полочка, спинка, рукав,  воротник

Полочка, спинка

Рукав, воротник

-Чертежи каких деталей мы с вами уже научились чертить

Поясные, плечевые изделия

Основа изделия

рукав

III Изучение нового материала

Проблема

1. Сообщение темы урока

-Чертежи каких деталей мы еще не строили?

-Сформулируйте тему урока.

-Сегодня мы с вами узнаем какие бывают воротники, название деталей и линий, а также, попробуем выполнить чертёжи различных воротников.

Воротник

Сегодня мы  будем изучать воротник, и учиться строить  чертеж.

2.Формулирование целей урока, их практической значимости.

-Где нам потом пригодится умение шить воротник?

При изготовлении швейных изделий: халата, блузки, рубашки, платья

При изготовлении швейных изделий: халата, блузки, рубашки, платья

Показ изделия с воротником

-А выполненные вами образцы останутся в нашем кабинете, в качестве лекал.

-Поэтому свою работу вы должны выполнить качественно, аккуратно

3.Получение знаний

-Воротник –это деталь одежды.

-А теперь немного из истории.

Показ слайдов 3-5

-Современные воротники бывают разнообразных форм и фасонов

Показ слайдов 6-8

-Название линий чертежа воротника.

Слайд 9

Показывают и называют линии воротника на экране

Показывают и называют линии воротника на экране

Показывают   линии воротника на изделии

-Покажите на образце линии воротника

Проверяет правильность выполнения задания других

Показ на образце

Показ на образце

-Для построения чертежа нам понадобятся две мерки Сш и Шв

-Мерку Сш измеряют по горловине после примерки изделия.

-Сейчас я вам покажу как нужно измерять горловину для того чтобы построить чертёж воротника

Показ измерений.

Снятие мерок

Работа в парах

4 Закрепление изученного

Измерение на изделиях

Определение длины горловины изделия

Измерение на изделиях

Работа с образцами

5.Физкультминутка

Физкультминутка

Выполнение упражнений по релаксации

IV Практическая работа

Работа с компьютером. Построение чертежа по слайдам.

  1. Проверка готовности к практической работе

Инструктаж по работе с измерительными инструментами

Проверяют и называют чертежные инструменты

2. Построение чертежа

2 слайд – воротник на стойке.

- Где такой воротник вы видели?

-Из скольких частей он состоит?

-на мужской рубашке

-из двух

-на блузке

-на платье

3  слайд – мерки для построения чертежа

Зачитывает

4-5 слайд – построить прямой угол

Построение прямого угла при помощи линейки и угольника

Построение прямого угла при помощи линейки и угольника

Работа по трафарету

6 слайд – построение прямоугольника

Работа с чертёжными инструментами

Работа с чертёжными инструментами

Работа по трафарету

7-10 слайд – построение линии втачивания воротника

Работа с чертёжными инструментами

Работа с чертёжными инструментами

Работа по трафарету

8-12 слайд – построение концов воротника

Работа с чертёжными инструментами

Работа с чертёжными инструментами

Работа по трафарету

13-14 слайд – построение линии отлета

Работа с чертёжными инструментами

Работа с чертёжными инструментами

Работа по трафарету

4.Закрепление изученного материала

-Постройте воротник по инструкционной карте учебника

-По иллюстрациям подберите какой воротник вы строили и приклейте на лекало воротника. Подпишите название воротника.

-Подпишите названия линий воротника

Работа по инструкционной карте учебника (отложной воротник)

Работа по инструкционной карте учебника (воротник на стойке)

Работа с иллюстрациями

V Рефлексия

 

-Чему вы научились на уроке?

-Образец какого воротника вы строили?

-Что вам понравилось на уроке?

-В чем встретили затруднения?

Анализируют свою работу в течение занятия.

VI Итог урока

Подводит итоги практической работы. Анализирует работу обучающихся на данном уроке (поощряет лучших), обращает внимание на общие ошибки, допущенные в процессе работы.

 

Выставляют оценки в дневник


Заключение

 

Тема методической разработки входит в курс изучения предмета  «Швейное дело» и  является частью разработанной системы планирования уроков.

Предложенная методическая разработка ориентирована на  всестороннее развитие  обучающихся,  с учётом возможностей школьников каждого уровня обучения.

Данная разработка была представлена педагогам школьного методического объединения в виде открытого урока. На заседании методического объединения был дан анализ занятия, выслушаны отзывы и предложения.

В своих  отзывах   педагоги  отметили, что  учителю особенно удалось стимулировать обучающихся к выбору различных способов выполнения заданий, продуманное чередование видов работ, типов заданий способствовало  снижению утомляемости детей,   вызвало  наибольший интерес к изучаемой теме.

Методическая разработка была представлена на заседании ШМО (Протокол №4 от 29.03.2013) учителей-предметников.  

Руководитель ШМО:                                                               Сорокина Л.П.

Список литературы

  1. Учебник 8 кл.спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида / Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина.-М.: Просвещение, 2007.
  2. http://raduga.rkc-74.ru/

Приложение

 Сш

Др

 Озап

Ор

Название мерок.


Опорные слова (название линий и контурных срезов воротника)

Линия середины

Линия отлета

Линия втачивания

Линия конца

Воротник-стойка

Воротник на стойке

Отложной воротник для изделий с застёжкой до верха

Отложной воротник для изделий с отворотами


Карточки с иллюстрациями

  

 


Приложение

         

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок швейного дела и математики по теме: "Построение чертежа и раскрой наволочки"

Урок с применением ИКТ для развития творчества  и эстетического вкуса учащихся....

Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида. "Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки"

Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида. "Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки" Материал содержит презентацию к уроку. Данный урок является первым из темы «Юб...

Конспект урока швейного дела в 5 классе по теме "Сумки: фасоны, размеры, швы".

Урок изучения нового материала знакомит учащихся с швейным изделием - хозяйственной сумкой. Учащиеся познакомятся с историей появления сумки, разнообразием сумок по видам, фасонам, назначению. Презент...

Презентация к уроку швейное дело "Фартук с нагрудником. Построение чертежа"

Материал к уроку трудовое обучение (швейное дело)...

Интегрированный урок (швейное дело+математика) Тема: Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья

Урок по теме «Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья»  из  раздела «Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды»  9 класса. Первый уро...

Интегрированный урок. швейное дело - математика 5 класс. Тема: «Построение чертежа квадратной салфетки».

Цель урока: Систематизация  и использование  измерительных знаний, умений и навыков, полученных на уроках швейного дела и математики при построении чертежа салфетки.Задачи урока:Образователь...

Конспект урока швейного дела в 9 классе на тему "Разработка фасонов платья, отрезного по линии талии или линии бедер"

Конспект урока швейного дела в 9 классе на тему "Разработка фасонов платья, отрезного по линии талии или линии бедер"...