Рабочая программа по технологии, 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс) по теме

Кузнецовы Михаил и Наталья

 

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tegn7.docx68.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

 

 

  Целями обучения предмета «Технология» в 7классе являются:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования  технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

-  развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В процессе преподавания данного предмета  решаются следующие задачи:

- формирование политехнических знаний и экологической культуры;

- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

- овладение  различными способами деятельностей: проявлять ответственность, планировать и организовывать свою работу, самостоятельно приобретать знания ,используя различные источники.

- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации; развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Общая характеристика предмета «Технология».

Основным предназначением образовательной области «Технология» является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. При этом национально-региональные особенности содержания представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В программе учтены интересы и склонностей учащихся, возможности образовательного учреждения, местные социально-экономические условия. Образовательная область

«Технология» призвана способствовать целостному развитию учащихся практической реализации ими знаний и умений по основам наук, прежде всего в процессе изготовления конкретных изделий.

Данная программа даёт представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных   особенностей учащихся.

Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет возможности для реализации учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы школьных мастерских, местных социально-экономических условий и национальных традиций.  

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда.

В процессе обучения технологии осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством, биологией, химией, физикой, математикой, черчением и  другими общеобразовательными предметами.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Учебный материал отобран с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. При этом изучение материала программы, связанного с практическими работами и предваряется необходимым  минимумом теоретических сведений.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся

. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. В процесс обучения заложен метод проектов. В рабочей учебной программе выполнение проекта является средством закрепления, систематизации и контроля ЗУН, а также развития личности учащихся.  Запуск проекта запланирован после изучения основных разделов программы. Изучая навыки  планирования, организации, контроля выполнения работы, учащиеся применяют приобретенные ЗУНы в процессе проектирования и  изготовления изделий, удовлетворяющих потребности личности и общества. Основная методическая идея построена на овладении метода проекта  учащимися при изготовлении  любого изделия  или  услуги.    При    изучении    данного     раздела  выполнение    проектов  носит   индивидуальный характер, а при изучении других разделов - работа по группам или бригадам. Проектная деятельность учащихся направлена  на развитие исследовательских качеств, будь то проблема, материал или дизайн - анализ изделия. Для достижения этой цели  использованы     различные        упражнения, на развитие  навыков проектирования,    решения     которых     затем     фиксируются   в  проектах.  Для  контроля качества знаний       используется оценочный лист с этапами работы над проектом в папке учащегося. Практическим результатом деятельности учащихся станет готовое изделие. При организации творческой или проектной деятельности внимание учащихся акцентируется на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

    Особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре материала, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям.

Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России. Тверского края.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение.

По окончании изучения курса технологии в 7 классе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами,  электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии.  В процессе изучения программы «Технология» в 7 классе осуществляется  развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета в программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал:

«Общетрудовые знания, умения и способы деятельности»,

 «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)»,

«Домашний труд»,

«Краеведение»

Основные содержательные линии предмета  «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений:

  • «Технология»,

Базовые разделы направления «Технология»:

  • Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов,
  • Электротехнические работы,
  • Технология ведения дома,
  • Черчение и графика,
  • Современное производство.

Базовые разделы направления «Технология»:

  • Электротехнические работы,
  • Технология ведения дома,
  • Черчение и графика,
  • Современное производство.

Описание места учебного предмета «Технология» в базисном плане

  Согласно Региональному базисному плану и учебному плану школы  рабочая программа рассчитана на базовый уровень обучения. В программе на изучение предмета «Технология» в  7 классе -68 часов, из расчета 2 ч.  в  неделю.

Содержание тем учебного курса.

Тема №1.  Технология обработки древесины.

Теоретические сведения:  Введение Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины Древесина, породы, свойства. Пиломатериалы и древесные материалы. Графическая документация. Этапы создания изделий из древесины, технологические карты. Технологическая операция: разметка, пиление. Инструмент безопасные приемы работы. Технологическая операция: строгание, сверление (ручное). Инструмент, безопасные приемы работы. Технологическая операция: сборка. Соединение на гвоздях, шурупах, клею. Инструмент, безопасные приемы работы.

Технологическая операция: отделка. Шлифование, выжигание, лакирование. Инструмент, безопасные приемы работы.

 Практическая работа Инструктаж по охране труда и пожар. безопасности Просмотр деофильмов № 1.2.3. Чтение простейших чертежей. Изготовление ручек для кисточек. Изготовление веселки Изготовление детской лопатки. Демонстрация видов материалов.

Тема №2.  Основы проектирования (Творческий проект)

Теоретические сведения: Изучение проектов, виды проектов, этапы проектирования. Обоснование и выбор проекта. Составление технологических карт Сборка, отделка изделия Экономический расчет. Расчет себестоимости изделия. Самооценка, экологическая оценка. Определение цены реализации, реклама.

Практическая работа Просмотр видеофильма. Инструктаж по т.б. Составление таблиц и звездочек обдумывания Выбор материала. Изготовление деталей. Сборка, отделка изделия. Расчет себестоимости изделия. Самооценка, экологическая оценка. Защита проекта.

Тема №3 Элементы машиноведения.

Теоретические сведения: Сведения из истории развития техники. Устройство и управление настольно-сверлильным станком. Правила техники безопасности.

Практическая работа Экскурсия в столярный цех. Сверление отверстий.

Тема № 4.  Технология обработки металла.

Теоретические сведения: Рабочее место для ручной обработки Металлы. Тонколистовой металл и проволока. Графическая документация. Этапы создания изделий из металла, технологические карты. проволоки. Инструмент, безопасные приемы работы. Технологическая операция: правка и разметка тонколистовой стали. Технологическая операция: пробивание и сверление отверстий Инструмент, безопасные приемы работы. Технологическая операция: сборка (соединение), отделка. Инструмент, безопасные приемы работы.

Практическая работа  Просмотр деофильмов № 4,5. инструктаж по т. б. Демонстрация видов проката. Изготовление чертилки по технологической карте. Чертеж разверти совка. Изготовление шарниров из тонколистового металла.

Тема № 5.  Культура дома.

Теоретические сведения: Устройство мебельной фурнитуры. Простейший ремонт в жилом помещении. Электротехнические работы в быту.

 Бытовые светильники. Нагревательные приборы. Технология простейшего ремонта вне жилого помещения. Простейший ремонт в жилом помещении и сантехнического оборудования.

Практическая работа:  Ознакомление с устройством светильником, плиткой. Устранение простейших неисправностей. Ремонт инструмента и инвентаря. Ремонт клумб и изгороди.

 Тема№6 Краеведение.

Формы организации учебного процесса

Формы учебных занятий

Методы

Формы организации работы учащихся

Виды деятельности учащихся

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Являются активными слушателями

Учебный практикум

Деятельностный подход

Индивидуальная

Создают опорные конспекты

Практикум

Частично-поисковый

В парах

Выполняю  практические задания

Деловая игра

Проблемный

Групповая

 Чертят  чертежи и изготавливают по ним изделия

Проблемная дискуссия

Исследовательский

Проводят исследования

Межпредметный интегрированный урок

Создают и защищают презентации, проекты

Основные формы контроля

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Тесты

Творческие проекты

Характеристика видов контроля качества знаний по «Технологии».

   

   Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов трудового  образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

  • Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

  • 2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование          дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

  • 3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме проекта или теста.
  • 4.Заключительный контроль. Методы диагностики - чертёж, проект, викторина, тест.
  • Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:  

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется различными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

            Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Технология» на этапе основного общего образования являются:

 познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие технологической деятельности и способность передавать её содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с миром труда и профессии, участвовать в диалоге; использование различных источников информации;

 рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения технологических ценностей.

Занятия Технологией способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать  основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям. Самостоятельной творческой деятельности;  возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий; проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.    

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)

Учащиеся должны

знать:

 что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

 основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

 пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

 особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

 о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;

 что такое текстовая и графическая информация;

 какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

 общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;

 назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

 основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

 виды пиломатериалов;

 возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

 источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

 технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;

 принципы ухода за одеждой и обувью.

уметь:

 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

 выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

 обрезать штамповую поросль;

 читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

 понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

 графически изображать основные виды механизмов передач;

 находить необходимую техническую информацию;

 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

 читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

 выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

 соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

 владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

 применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

 набирать и редактировать текст;

 создавать простые рисунки;

 работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.

Должны владеть компетенциями:

 ценностно-смысловой;

 деятельностной;

 социально-трудовой;

 познавательно-смысловой;

 информационно-коммуникативной;

 межкультурной;

 учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 вести экологически здоровый образ жизни;

 использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;

 планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

 проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

 

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование

раздела
программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип
урока

Элементы содержания

Требования к уровню
подготовки обучающихся

Вид
контроля

Оборудова           ние

Дата
проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Вводное

занятие

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда

1

Введение новых знаний

Содержание курса «Технология. 7 класс». Правила безопасного поведения в столярной

мастерской

Знать: содержание курса; правила безопасного поведения в школьной мастерской

2

Технология обработки древесины

Физико-механические свойства древесины

1

Введение новых

знаний

Основные физико-механические свойства древесины. Определение плотности и влажности

древесины. Зависимость области применения древесины от её свойств. Правила сушки и хранения древесины

Знать: древесные материалы; физические и механические свойства древесины; о правилах определения влажности и плотности древесины; правила сушки и хранения древесины.

Уметь: определять плотность и влажность древесины

Ответы на вопросы. Лабораторная работа

Тетрадь, ручка, учебник, учебные заготовки.

3–4

Конструкторс кая и технологичес кая документация. Технологичес кий процесс изготовления деталей

2

Комбинированный урок

Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Конструкторская документация. Технологическая документация. Сведения о технологическом

процессе.

Знать: конструкторские документы; основные технологические документы.

Уметь: составлять технологическую карту

Ответы на вопросы. Контроль

выполнения практического задания

Тетрадь, ручка, учебник.


П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Основные технологические документы. Технологическая карта

5–6

Заточка деревообрабатывающих инструментов

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления для обработки древесины. Требования к заточке деревообрабатывающих инструментов. Правила заточки. Правила безопасной работы

Знать: инструменты и приспособления для обработки древесины; требования к заточке деревообрабатывающих инструментов; правила безопасной работы при заточке.

Уметь: затачивать деревообрабатывающий инструмент

Ответы на вопросы. Сообщение «Инструменты и приспособления». Контроль

качества заточки инструмента

Тетрадь, ручка, учебник, шертхебель, рубанок, фуганок.

7–8

Настройка рубанков и шерхебелей

2

Комбинированный урок

Устройство инструментов для строгания древесины. Правила настройки рубанков и шерхебелей. Правила безопасной работы

Знать: устройство инструментов для строгания; правила настройки рубанков и шерхебелей; правила безопасности во время работы.

Уметь: настраивать инструменты для строгания древесины

Разгадывание кроссворда «Инструменты». Ответы на вопросы. Контроль

качества выполненной работы

Тетрадь, ручка, учебник, шертхебель, рубанок, фуганок.

9–12

Шиповые столярные соединения

4

Комбинированный урок

Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности.Графиче ское изображение соединений деталей на чертежах.

Знать: область применения шиповых соединений; разновидности шиповых соединений и их преимущества; основные элементы шипового соединения;

Фронтальный письменный опрос. Контроль качества выполнения

Тетрадь, ручка, учебник, чертежные принадлежности, столярная ножовка, учебные заготовки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Правила безопасной работы

последовательность выполнения шипового соединения; графическое изображение на чертеже; инструменты для выполнения шипового соединения; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять шиповое соединение; изображать шиповое соединение на чертеже

шипового соединения

13–

14

Соединение деталей шкантами, нагелями и шурупами

2

Комбинированный урок

Виды соединения деталей из дерева. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями. Склеивание деревянных деталей

Знать: инструменты для выполнения деревянных деталей; виды клея для их соединения; последовательность сборки деталей шкантами, нагелями и шурупами; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять соединения деревянных деталей шкантами, шурупами, нагелями

Ответы на вопросы- контроль

качества

выполнения

соединений

деревянных

деталей

Тетрадь, ручка, учебник, учебные заготовки, шканты, нагеля, шурупы.

15–

16

Точение

конических

и фасонных

деталей

2

Комбинированный урок

Устройство токарного станка и приёмы работы на нём. Технология изготовления конических и фасонных деталей из древесины. Контроль размеров и формы детали.

Знать: приёмы работы на токарном станке; инструменты и приспособления для выполнения точения; технологию изготовления конических и фасонных деталей; способы контроля размеров и формы

Ответы на вопросы-контроль

качества практической работы

Тетрадь, ручка, учебник, токарный станок, инструменты для точения, штангенциркуль.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Правила безопасной работы

обрабатываемой детали;

правила безопасной работы.

Уметь: читать технологическую карту; точить детали конической и фасонной формы; контролировать качество работы

17–

18

Художественное точение изделий из древесины

2

Комбинированный урок

Художественное точение как вид художественной обработки древесины. Технология

изготовления декоративно-прикладного

назначения точением. Правила безопасной

работы

Знать: породы деревьев, наиболее подходящие для точения; правила чтения чертежей; последовательность

изготовления изделий точением; правила безопасной

работы.

Уметь: подбирать материал и необходимые режущие и измерительные инструменты; читать чертёж и технологическую карту; размечать заготовки; точить деталь на станке; контролировать качество выполняемых изделий

Ответы на вопрос-контроль

качества

практической работы.

Сообщение учащихся использование древесины в народном хозяйстве

Тетрадь, ручка, учебник, токарный станок, инструменты для точения, штангенциркуль.

19–

20

Мозаика на изделиях из древесины

2

Комбинированный урок

Мозаика как вид художественной отделки

изделий из древесины. Способы выполнения мозаики на изделиях

из дерева.

Знать: способы выполнения мозаики; виды узоров; понятие орнамент; инструменты для выполнения мозаики; технологию изготовления мозаичных наборов;

Ответы на вопросы. Сообщение учащихся о народных промыслах,

Тетрадь, ручка, учебник,  учебный фильм.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Виды узоров. Инструменты для выполнения мозаики. Правила безопасной работы

приёмы вырезания элементов мозаики; правила безопасной работы.

Уметь: подбирать материалы и инструменты для выполнения мозаики; делать

эскиз с элементами мозаичного набора; выполнять мозаичный набор

связанных с обработкой

древесины- контроль

качества практической работы

21–

22

Техноло гия обработки

металла

Сталь, её виды и свойства.

Термическая обработка

стали

2

Комбинированный урок

Металлы и сплавы. Виды сталей и их свойства. Маркировки сталей. Термическая обработка сталей. Основные операции термообработки

Знать: виды сталей, их мар-

кировку; свойства сталей; виды термообработки стали; основные операции термообработки.

Уметь: выполнять операции термообработки; определять свойства стали

Лабораторная работа

«Приёмы

термической

обработки

стали»

Тетрадь, ручка, учебник, печь, учебные загшотовки.

23–

24

Чертёж деталей, изготовленные на токарном и фрезерном

станках

2

Комбинированный урок

Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Сечения

и разрезы

Знать: понятия сечение и разрез; графическое изоб-

ражение тел вращения, конструктивных элементов; виды штриховки; правила чтения чертежей.

Уметь: выполнять чертежи; измерять детали; читать чертежи

Ответы на вопросы-

проверочная работа

по маркировкам стали

Тетрадь, ручка, учебник, чертежные принадлежности, учебнцые плакаты.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

25–

26

Назначение и устройство

Токарно-винторезного станка ТВ-6

2

Введение новых знаний

Токарно-винторезный станок ТВ-6: устройство, назначение. Профессия – токарь

Знать: назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6; инструменты и приспособления для работы на токарном станке; специальности, связанные с обработкой металла.

Уметь: составлять кинематическую схему частей станка; читать кинематическую схему

Ответы на вопросы.

Составление

кинематической схемы

Тетрадь, ручка, учебник, токарный станок, учебные плакаты.

27–

30

Кубовая набойка»  

4

Комбинированный урок

Организация рабочего места токаря. Виды и назначение токарных резцов. Основные эле-менты токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Контроль

качества. Правила безопасности при работе на станке

Знать: виды и назначение

токарных резцов, их основные элементы; приёмы работы на токарном станке; правила безопасности; методы контроля качества.

Уметь: подготавливать рабочее место; закреплять деталь; подбирать инструменты; устанавливать резец; изготовлять детали цилиндрической формы

Ответы на вопросы- контроль

качества выполнения

практической работы

Тетрадь, ручка, учебник, токарный станок, инструменты для точения, штангенциркуль.

31–

32

«Кубовая набойка»

2

Введение новых

знаний

Устройство и назначение настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш. Виды фрез. Приёмы работы на станке.

Знать: устройство и назначение настольного горизонтально-фрезерного станка; приёмы работы на нём; виды фрез; правила безопасности.

Ответы на вопросы- контроль

качества

выполнения

Тетрадь, ручка, учебник, фрезерный станок, Учебные плакаты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Правила безопасности труда

Уметь: составить кинематическую схему частей станка; подготавливать станок к работе; выполнять на станке операции по обработке деталей; контролировать качество работы

практической работы

33–

34

«Кубовая набойка»

2

Введение новых

знаний

Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Изображение резьбы на чертежах.

Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и в отверстиях. Правила безопасности труда

Знать: назначение резьбы; понятие метрическая резьба; инструменты и приспособления для нарезания наружной и внутренней резьбы; правила изображения резьбы на чертежах; приёмы нарезания резьбы вручную и на токарно-винторезном станке; правила безопасной работы.

Уметь: нарезать наружную и внутреннюю резьбу; выявлять дефекты

Ответы на вопросы- контроль

качества

выполнения

практической работы

Тетрадь, ручка, учебник, учебные заготовки, метчики и лерки.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

35–

36

Художественная обработ-

ка металла
(тиснение по фольге)

2

Комбинированный урок

Фольга и её свойства. Инструменты и приспособления для обработки фольги. Ручное тиснение. Последовательность операций. Правила безопасной работы

Знать: виды и свойства фольги, инструменты и приспособления для её обработки; технологическую последовательность операции при ручном тиснении; правила безопасной работы.

Уметь: готовить инструменты; подбирать рисунок; выполнять тиснение по фольге

Ответы на вопросы- контроль

качества

выполнения

практической работы

Народные художественные промыслы.
Использование для ручного тиснения вторичного сырья

Тетрадь, ручка, учебник, фольга, обработанные гвозди.

37–

38

Художественная обработ-

ка металла

(ажурная

скульптура)

2

Комбинированный урок

Виды проволоки и область их применения. Инструменты и приспособления для обработки проволоки. Художественная обработка металла. Приёмы изготовления скульптуры из металлической проволоки. Правила безопасности труда

Знать: виды проволоки; способы её правки и гибки; инструменты и приспособления для обработки проволоки, их устройство и назначение; приёмы выполнения проволочных скульптур; правила безопасной работы.

Уметь: разрабатывать

эскиз скульптуры; выполнять правку и гибку проволоки; соединять отдельные элементы между собой

Ответы на вопросы- контроль

качества

выполнения

практической работы

Паяльные работы. Приспособления и материалы. Приёмы

паяния

Тетрадь, ручка, учебник, паяльник, олово, канефоль, учебные заготовки.

39–

40

Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром)

2

Комбинированный урок

Накладная филигрань как вид контурного декорирования. Способы крепления металлического контура к основе.

Инструменты для выполнения накладной

Знать: особенности мозаики с металлическим контуром и накладной филиграни; способы крепления металлического контура к основе; инструменты для выполнения накладной филиграни;

Ответы на вопросы- контроль

качества

выполнения

практической работы

Народные художественные промыслы

Тетрадь, ручка, учебник, учебный фильм.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

филиграни.

Правила безопасности труда

правила безопасной работы.

Уметь: разрабатывать

эскиз художественной обработки изделий металлической контурной мозаики;

выполнять накладную филигрань различными способами

41–

42

Художественная обработка

металла
(басма)

2

Комбинированный урок

Басма – один из видов художественной обработки металла. Инструменты и приспособления для выполнения тиснения. Способы изготовления матриц. Технология изготовления басмы

Знать: особенности басменного тиснения; способы изготовления матриц; технологию изготовления басменного тиснения; правила безопасности.

Уметь: выполнять технологические приёмы басменного тиснения

Ответы на вопросы- контроль

качества

выполнения практической работы

Тетрадь, ручка, учебник,

43-44

Культура дома (ремонтно-

строительные

работы)

Основы технологии оклейки помещений обоями

2

Комбинированный урок

Назначение и виды обоев. Виды клея для наклейки обоев. Инструменты для обойных работ. Технология оклеивания обоями. Правила безопасности

Знать: назначение, виды обоев и клея; инструменты для обойных работ; последовательность выполнения работ при оклеивании помещения обоями; правила безопасности.

Уметь: выбирать обои и клей; выполнять оклеивание помещений обоями

Ответы на вопросы- контроль

выполнения

заданий

Выбор обоев с учётом

назначения

и размеров

помещения

Тетрадь, ручка, учебник, образцы обоев и клея.

45-46

Основные технологии малярных работ

2

Комбинированный урок

Общие сведения о малярных и лакокрасочных материалах. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Технология проведения малярных работ. Правила безопасности труда

Знать: о видах малярных и лакокрасочных материалов, их назначении, инструментов для малярных работ; последовательность проведения малярных работ; правила безопасной работы.

Уметь: выбирать малярные и лакокрасочные материалы и инструменты;

Ответы на вопросы- контроль

выполнения

задания

Тетрадь, ручка, учебник, учебные плакаты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

подготавливать поверхность к окраске; выполнять малярные работы

47-48

Основы технологии плиточных работ

2

Комбинированный урок

Виды плиток для отделки помещений. Способы крепления плиток.
Инструменты и приспособления для плиточных работ. Правила безопасности труда

Знать: виды плиток и способы их крепления; инструменты, приспособления и материалы для плиточных работ; последовательность выполнения плиточных работ; правила безопасности труда.

Уметь: подбирать материалы для плиточных работ; подготавливать поверхность к облицовке плитками; резать плитку и укладывать её

Ответы на вопросы- контроль

качества

выполнения

практической работы

Тетрадь, ручка, учебник, клей, шпатели, керамическая плитка, стеклорез.

49-50

51

Творческий

проект

2

1

Практическое

занятие

Тематика творческих проектов. Эвристические методы поиска

новых решений. Этапы проектирования и конструирования. Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов

Знать: этапы работы над творческим проектом; виды проектной документации; методы определения

себестоимости; технологическую последовательность

изготовления изделия.

Уметь: самостоятельно выбирать изделия; формулировать требования к изделию

и критерии их выполнения;

конструировать и проектировать изделие; изготавливать изделие; оформлять проектную документацию; представлять творческий проект

Работа над творческим проектом.

Презентация проекта

Тетрадь, ручка, учебник, необходимый материал и инструмент.

Учебно- методическое обеспечение для уроков.

  1. Программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В.Д.Симоненко М.: Вентана - Граф, 2008  г.
  2. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
  4. Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развернутое тематическое планирование  по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. Е.А. Киселева и др. – Волгоград:Учитель, 2009.
  5. Крупская Ю.В. Технология: 5класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана – Граф, 2007
  6. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с.
  7. Технология (для девочек). 5-8 классы:  тесты / авт.- сост. Г. А. Гордиенко.- Волгоград: Учитель, 2010.
  8.  Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 192 с.: ил.
  9. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001, №6

для учащихся:

Технология. Технический труд. 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский ; под ред. В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2010.

Энциклопедия для маленьких джентльменов. – СПб. : ТОО «Динамит» : АОЗТ «Золотой век», 1997.

Викторов, Е. А. Технология : тетрадь для 7 кл. (вариант для мальчиков) / Е. А. Викторов. – Саратов : Лицей, 2000.

Для учителя:

Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980.

Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 7 кл. : обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда / Г. Б. Ворошин [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1989.

Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : кн. для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 1984.

– Коваленко, В. И. Объекты труда. 7 кл. Обработка древесины и металла, электротехнические работы: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М. : Просвещение, 1990.

Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М. : Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...