Особенности применения ИКТ на уроках технологии
статья (технология) по теме

Федорова Татьяна Алексеевна

Данная статья знакомит читателей с методикой примения ИКТ на уроках технологии повышение эффективности учебного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_primeneniya_ikt_na_urokakh_tekhnologii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Татьяна Алексеевна

учитель технологии

МОУ «СОШ 2Свердловский ЦО»

Всеволожского района

Ленинградской области 

Особенности применения  ИКТ на уроках технологии

      Жизнь в современном быстро развивающемся обществе требует от человека гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению задач.      В последние годы во всем мире наблюдается устойчивая тенденция все большего внедрения информационных технологий в повседневную деятельность человека, в том числе и в образовании.  

     Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации.     Ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства ИКТ в учебном процессе, исходя из материально-технического обеспечения.    

      Под информационно-коммуникационной технологией мы понимаем совокупность всех методов, алгоритмов и средств обработки и передачи документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения для получения информационно нового качества о состоянии объекта или явления.

На уроках технологии с применением ИКТ повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:

  • Восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений содержания на экран.
  • Большой объем материала может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведен на экране в формате, видимом всеми учащимися.
  • Во время беседы учителем не тратится время на выписывание терминов или фрагментов текста на доске. Учитель не поворачивается время от времени к доске и таким образом не теряет контакт с учащимися.
  • Применение ИКТ позволяет многократно использовать подготовленные материалы.
  • Мультимедийная презентация позволяет легко менять или добавлять новую информацию. При желании, можно подготовить  каждому классу  свою презентацию.
  • Применение ИКТ делает учебные материалы доступными учащимся в любой момент и, возможно, из любого места, т.е. делает материалы мобильными и легкодоступными.

Использование ИКТ естественным путем знакомит учащихся с культурой информационного общества. Одним из видов ИКТ является мультимедийная презентация, являющейся  современной и перспективной информационной технологией, позволяющая объединить на одном носителе различные формы представления информации. Появляется возможность использовать фотографии, видеоматериалы, компьютерную анимацию, структурированные тексты с иллюстрациями, диаграммы, таблицы. Она  позволяет передать гораздо больше информации и эмоций, чем печатная информация.      

       Компьютерная презентация помогает учителю упорядочить весь материал и выстроить его, следуя логике изложения и хранить его в одном файле. Весь наработанный материал можно уместить на компакт диске и продолжать с ним работу,  размещая на нем новые материалы.

       Использование на уроке мультимедиа средств есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

       Для подготовки  материала достаточно современного Microsoft Office 2003 или более старших версий. Одним из самых популярных является PowerPoint - средство создания и показа презентаций. Назначение этой системы - помочь пользователю оперативно подготовить набор слайдов для демонстрации во время урока. Презентации Microsoft PowerPoint могут демонстрироваться с помощью компьютера и специального проектора.

  Алгоритм создания презентации:

  • Подготовка материала, обработка информации согласно содержанию конспекта урока.
  • Разбивка урока на небольшие смысловые части, которым соответствует слайд презентации.
  • Подбор для каждой смысловой части соответствующие текст, рисунки, таблицы и т.п. (согласно содержанию).
  • Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.

     При создании мультимедийных презентаций следует учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера.

         Предлагаем использовать компьютерные презентации на следующих этапах уроков технологии:

  1. При изучении нового материала

На данном этапе урока, применяя мультимедиа, можно предоставить:

Исторический материал, когда объекты  не доступны непосредственному наблюдению, а слова учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте.       Особенностью презентации является то, что наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации.  Движение отдельных частей слайда привлекает внимание учеников, и они заострят свое внимание на анимированной части информации. А это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

Современный материал, когда детям нужно насмотреть варианты изделий, их конструкцию, способы декорирования, чтобы определиться в выборе модели. Можно проводить виртуальные экскурсии по музеям, на производства легкой и пищевой промышленности, знакомить с видами профессий, способствуя профессиональному самоопределению школьников.

При знакомстве с новыми понятиями и терминами на слайде в определенном порядке появляются: понятие (термин), иллюстрации,  вывод, который учащиеся делают сами.    

       На данном этапе урока презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, а вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, и тем самым, побуждая  учащихся высказывать предположения,  анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Подача теоретического материала с использованием ИКТ ученикам обладает рядом следующих особенностей:

  • Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать зрительные образы. Поэтому, материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение использование того же самого с помощью мела и доски. Таким образом, учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать свои мысли кратко и четко.
  • Разработка таких материалов развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию. Такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума.
  1. При выполнении практической работы

Слайд может являться иллюстрацией приемов работы, рабочей позы, положения рук, объекта выполнения или технологической картой.

Особенностью является то, что на слайдах по порядку появляются этапы выполнения практической работы. Данный метод формирует навыки детей  работать с технологической картой.

  1. При первичном  усвоении знаний или итоговом контроле 

Презентации-тесты рассчитаны на фронтальный устный или письменный опрос учащихся. Интерактивные тесты можно применять на обобщающих уроках по любому разделу программы.

       Важнейшей особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т. е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.  Она  обладает удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации. Гиперссылки позволяют  быстро попасть на нужный слайд.      

       Требованием современного информационного общества является - формирование у  школьников уровня информационной культуры.      

     Уроки в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося. Ученики превращаются из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса. Активность его проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи.

      При использовании мультимедиа-ресурсов учащиеся включаются в познавательную деятельность, которая направлена на формирование творческой личности. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что средства мультимедиа, используемые в презентации, способствуют: осуществлению более эффективного взаимодействия учителя и обучающихся; повышению мотивации обучения; более прочному усвоению материала; развитию творческих способностей детей.

Литература

  1. Бороненко Т.В. и др. Создание презентаций в среде MS Power Point 2000:Учебное пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2003
  2. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. Нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. – Волгоград: «Учитель», 2006
  3. http://ido.rudn.ru/Open/ikt/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

        Опыт моей работы в школе дает мне право сказать, что обучение школьников любой дисциплине требует от преподавателя умения создавать благоприятную атмосферу на ...

Буклет: Применение ИКТ на уроках Технологии (обслуживающий труд)

Использование информационных технологий на уроках раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3816106","attribute...

Применение ПД на уроках технологии

 Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте составляют представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике....

применение ИКТ на уроках технологии

Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо:умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;умение пользоваться ...

Применение ИКТ на уроках технологии

Одной из главных целевых установок образовательной области «Технология» является развитие и воспитание широкообразованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Поэтому на уч...

Применение ИКТ на уроках технологии

Культура общения, правила коммуникации являются важной компетенцией современности. Практикум правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты....

«Применение ЦОР на уроках технологии»

Компьютерные  технологии применяются для создания наглядных пособий, нехватка которых остро ощущается в процессе преподавания технологии. Применение  компьютерных слайд - фильмов способствуе...