Развернутый план занятия "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки"
план-конспект занятия по технологии по теме

Ефимова Елена Владимировна

Учебный материал "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки" представлен в виде разработки занятия с использованием компьютерной презентации и предназначен для проведения занятия по курсу «Мягкая игрушка» с воспитанниками учреждений дополнительного образования  и для проведения занятий по предмету " Технология"  в рамках раздела "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" с учащимися учреждений общего образования 2-7 классов. Предложенные приемы выполнения доступны для широкого круга детей. Может быть рекомендована как методическое пособие для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, учителей начальной и коррекционной школ, воспитателей, самостоятельной работы учащихся. раскрой и пошив

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_plan_zanyatiya_raskroy_igrushki.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Ф.И.О. педагога

Ефимова Елена Владимировна

Должность

Воспитатель ГПД, педагог дополнительного образования, учитель технологии

База

ГБОУ Гимназия №74 Выборгского района, ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» Выборгского района, ГБОУ Лицей №95 Калининского района.

Тема занятия

«Технология раскроя и пошива мягкой игрушки»

Цель занятия

Формировать знания и умения учащихся в области технологии раскроя и пошива мягкой игрушки.

Задачи

Образовательные

  • познакомить с видами и историей возникновения игрушек
  • способами раскроя и пошива мягких игрушек
  •  совершенствовать технологические приемы выполнения раскройных и ручных работ

Развивающие

  • развивать мелкую моторику
  •  интерес к ДПТ и этнокультуре

Воспитательные

  • воспитывать аккуратность, чувство бережливости
  •  точность выполнения действий
  •  умение принимать самостоятельные решения

Методы проведения

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, ИКТ.

Ожидаемые результаты

Дети:

  • изучат факты из истории появления игрушки;
  • освоят приемы и приобретут навыки раскроя и пошива игрушки
  •  продолжат работу над изготовлением игрушки;
  • приобретут некоторые навыки ведения диалога с педагогом и  друг с другом.

Оборудование

Материалы и инструменты

Столы, магнитная доска, демонстрационно-наглядный материал, мультимедийное оборудование

Ткань, нити, ножницы, иглы для ручного шитья

Литература для  подготовки

Т.В.Городкова, М.И.Нагибина.  Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки. - Ярославль: Академия развития, 1996.

А.В.Ефимова. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. -М.: Просвещение, 1978.

О.С.Молотобарова. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: Просвещение, 1990.

В.И.Петухова, Е.Н.Ширшикова. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2000.

Литература для детей

М.И.Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. -Ярославль: Академия развития, 1997.

Методическое обеспечение и

методические материалы

Работы детей из методического фонда,  альбомы, слайды, презентация.

Тип занятия: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала (открытия нового знания).

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: история, информатика, ИЗО, ОБЖ.

Продолжительность занятия 90 минут.

Практическая работа:

  1. знакомство с технологией раскроя и пошива мягкой игрушки
  2. знакомство с видами операций
  3. раскрой деталей мягкой игрушки
  4. пооперационное изготовление деталей мягкой игрушки 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Мин

  1. Вступительная часть:

Организационный момент

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Моими помощниками сегодня будут (назначение дежурных). Все вместе мы снова отправимся с вами в волшебную страну – страну «Мягкой игрушки».

Тема  занятия (слайд 1) «Технология раскроя и пошива мягкой игрушки»

Этапы занятия (слайд 2)

Чтобы не заблудиться, не потеряться, все успеть узнать и сделать, мы будем держаться дружно – работать коллективно.

  1.  Основная часть.

  1. Повторение пройденного материала

  Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Сегодня я хотела бы напомнить вам, что  история игрушки (слайд 3)  своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. (слайд 4-6). Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня, лоскутов ткани и кусочков пряжи играли большую роль в обрядах, служили оберегами и талисманами.

         Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи.

 Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это "Крокодил" и "Тигр". Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Со временем изображения утрачивали магический смысл, идол переходил в разряд игрушки, а талисманы и амулеты – в разряд украшений и сувениров.

На прошлых уроках мы уже начали работать над изготовлением мягкой игрушки.

Давайте вспомним:

  • К какому виду работ относится изготовление игрушек?
  • Какие инструменты и материалы необходимы при изготовлении игрушек? (слайд 9-12)
  • Какие правила ТБ вы знаете?  (слайд 13 - 18)
  • Какая подготовительная работа нужна для изготовления игрушки (Технологическая последовательность)? (слайд 20 - 24)

А теперь подумайте и скажите: что предстоит делать дальше? (слайд 20)

  1. Изложение нового материала

Следующий этап технологической последовательности изготовления игрушки  -

Раскрой

 (слайд 25).

При раскрое формируется внимательность, аккуратность, точнось движений. Также формируется пространственное мышление, развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие логического мышления, речи и письма. Все это ведет к более полному развитию личности.

 Раскрой - наиболее ответственный момент во всей работе над игрушкой.

Прежде всего – это наиболее опасный этап работы, так как вы на протяжении всей работы пользуетесь ножницами.

История возникновения ножниц уходит корнями в глубокую древность. «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это такое? Правильно, ножницы. Сейчас эту загадку каждый ребенок отгадает, а ведь было время, когда даже взрослые не то что загадки — самих ножниц не знали. Потому что их еще не изобрели. Когда требовалось что-нибудь разрезать, брали нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы — для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи». А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент, про который сложена загадка.

Самые первые упоминания о ножницах достоверно известны приблизительно с 3 века до нашей эры, тогда ножницы имели еще несколько другую конфигурацию - их изготавливали в виде 2-х ножей, скрепленных между собой пластиной  из металла. 

После 13 века кольцевые петли на концах ножниц сменились кольцами, рукоятки ножниц  стали украшать художественной ковкой и «автографами» кузнецов - клеймами.

Более привычные нашему глазу ножницы с шарнирным механизмом и кольцеобразными петлями на концах появились позднее.

Первоначально все виды одежды шили дома, но постепенно это стало делом специалистов – портных. Название «портновские» ножницы произошло от названия профессии - портной- человек шьющий порты. Слово «порты» в России изначально означало одежду вообще.

Во многом, качество сшитых Вами изделий будет зависеть от правильного выбора ножниц. Существует несколько видов ножниц, они отличаются углом заточки, конструкцией, размерами и назначением. Не следует использовать одни и те же ножницы на разных этапах шитья- если Вы будете резать кальку своими великолепными портновскими ножницами, то они очень быстро затупятся. Для прорезания петель и других мелких работ, лучше использовать маленькие швейные ножницы. Полезно иметь "под рукой" вспарыватель и нож для прорезания петель.

 Так как ножницы являются постоянно используемым инструментом, необходимо соблюдать основные правила ухода- это срок службы Вашим ножницам. Правила просты и соблюдение их не составит Вам особого труда. Итак:

- храните ножницы чистыми и сухими;

- регулярно чистите ножницы и смазывайте трущиеся части, особенно после чистки.

Регулярное соблюдение этих правил продлит жизнь Вашим ножницам.

Мы только что повторили правила безопасной работы с ножницами  и, надеюсь, что все будут очень внимательными и аккуратными. Давайте еще раз повторим правила поведения на занятиях. Хочу еще раз напомнить вам о том, что от точности кроя зависит весь внешний вид вашей игрушки. Недаром говорится:  «семь раз отмерь – один раз отрежь». Раскрой для различных тканей разный:

  • Если вы шьете игрушку из тонкой ткани по изнаночной стороне, то детали раскраиваются по внешней линии обводки.
  • Если игрушка шьется по лицевой стороне, то раскраивать надо по линии контура, без запаса на шов.
  • При раскрое деталей из меха лучше пользоваться маленькими ножницами, стараться не повредить ворс.

После того, как все основные детали игрушки будут вырезаны, мы перейдем к следующему этапу работы – сшиванию деталей

А сейчас –

  1. Выполнение  практической  работы  №1  (слайд 26).
  • Текущий контроль усвоения нового материала.

Устный опрос по правилам ТБ и основным этапам  раскроя мягкой игрушки.

  • Подготовка рабочего места к раскрою,  раскрой. (слайд 25)

Демонстрация педагогом приёмов раскроя различных тканей. Самостоятельная практическая работа детей. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается

  • Раскрой деталей игрушки.

В ходе практической работы педагог следит за посадкой учащихся за машиной, выполнением правил безопасного труда, правильностью выполнения работы.

  1. Изложение нового материала

Сшивание деталей 

(Слайд 27)

Сшивание деталей мягких игрушек относится к ручным работам и выполняется при помощи ручной иглы и наперстка.

Что появилось раньше — иголка или одежда? Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду? Оказывается, можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Это были древние шила. Когда же осколками кремня (очень твердого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы. Через много тысячелетий на смену костным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы.  Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.

Кстати, где у иголки ушко? Смотря у какой. У обычной — с тупого конца, у машинной — с острого. Впрочем, некоторые новые швейные машины прекрасно обходятся и без иголок, и без ниток — они склеивают ткань. А вот люди без иголки обойтись не могут. Игла — это настоящая помощница, и поэтому славят ее в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках.

Наперсток тоже  существовал не  всегда. Был такой момент, когда безызвестного портного, исколовшего себе все пальцы, вдруг осенило. Но когда это произошло, никто не может сказать. Известно только, что в средние века уже были мастера, занятые исключительно изготовлением этих вещиц. Значит, их требовалось много, и они широко использовались. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. Старейшие сохранившиеся до наших дней наперстки изготавливались из золота. Потом их стали выполнять из позолоченного серебра или бронзы, но цвет традиционно оставался желтым, чтобы на его фоне легче было разглядеть движение серебристо-белой стальной иглы.

В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрел универсальный станок для изготовления наперстков любого вида и размера. Изобретение было запатентовано, и вскоре началось массовое производство наперстков.
В конце XIX века наперстки стали столь широко популярными, что их продавали и в качестве сувениров. Более того, их стали использовать в коммерческих целях: граверы стали наносить на них рекламные названия фирм и отдельных изделий.

Перед тем, как приступить к шитью,  вспомните, какие ручные швы вы знаете.

(проверка работы, выполненной на предыдущих уроках) (слайд 28).

Скажите пожалуйста,

  • Легко ли было выполнять стежки одинаковой величины?
  • Легко ли было выполнять прочную, ровную строчку?
  • Сколько времени вы тратили на ручные работы?
  • Легко ли уколоть палец иглой?

Работа по сшиванию игрушки также требует от вас внимательности, аккуратности, точности действий и безупречного выполнения правил ТБ.

Технология сшивания деталей игрушки представлена на слайде 29.

 Такая работа выполняется за довольно длительное время и  очень важно помнить о правильной посадке (слайд 30). 

  1. Выполнение  практической  работы  №2  (слайд 31)
  • Текущий контроль усвоения нового материала.

Устный опрос по правилам ТБ и основным этапам  пошива мягкой игрушки.

  • Подготовка рабочего места к шитью, пошив деталей.

Демонстрация педагогом приёмов шитья различных тканей. Самостоятельная практическая работа детей. Отработка приемов ручных работ на примере изготовления мягкой игрушки. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается.

  1. Заключительная часть

Закрепление (слайд 32). Анализ допущенных ошибок, оценка проделанной работы, уборка рабочих мест.

Мы сегодня очень хорошо потрудились. Вы уже   много знаете об игрушках и технологии их изготовления. Сегодня мы еще раз убедились, как важно быть внимательным и аккуратным, уметь слушать и слышать. Постарайтесь хорошо запомнить правила безопасной работы – они потребуются нам еще и на следующем занятии по сборке и оформлению игрушек. До скорой встречи!

5

10

10

20

10

25

10

Всего

90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки"

Учебный материал "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки" представлен в виде  компьютерной презентации и предназначен для проведения занятия по курсу «Мягкая игрушка» с воспитанниками учрежде...

Самоанализ урока "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки"

Проанализирован урок "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки", проводимый в рамках изучения раздела "Создание изделий из текстиля и поделочных материалов" по предмету "Технологии ведения дома"....

Конспект занятия творческое объединение "Сказка" раздел "Мягкая игрушка"

Конспект занятия раздел"Мягкая игрушка".Тема занятия: "Изготовление сумочки для мобильного телефона"...

Изготовление мягкой игрушки «Тыквёнок».«Технология раскроя и пошива мягкой игрушки»

Цель: Формировать знания и умения учащихся в области технологии  пошива мягкой игрушки.Задачи: Обучающие:Закрепить шов «петельный» при  изготовлении простейшей мягкой...

Развернутый план занятия "Кукольная семья"

Методическая разработка «Развернутый план занятия «Кукольная семья»» конкретизирует и систематизирует деятельность педагога по проведению  занятия по указанной теме. В рам...

Технологическая карта занятия "Раскрой и сшивание деталей мягкой игрушки Крош"

Данная технологическая карта разработана для занятия "Раскрой и сшивание деталей мягкой игрушки Крош". Возраст учащихся 8-10 лет. Тип занятия: обобщение и усвоение новых знаний....

Развернутый план занятия По изготовлению дизайнерской новогодней открытки в технике «Кардмейкинг» с использованием переработанной бумаги»

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по теме "Изготовление дизайнерской новогодней открытки в технике "Кардмейкинг" с использованием переработанной бумаги, рассчитанное ...